бесплатные рефераты

Анализ и пути совершенствования деятельности предприятия


Проводим оценку основных показателей. Как видно из таблицы 1.1:

- число наиболее крупных дворцов искусства на территории края практически не изменилось и осталось равным 7 ед.

- число кинотеатров сократилось на 17 % или на 1единицу, что является отрицательной тенденцией

- число массовых библиотек также сократилось на 2 единицы или на 4 %, что также является отрицательной тенденцией и свидетельствует об отсутствии соответствующего финансирования в крае

- филармония осталась 1

- число наиболее крупных музеев выросло с 1 до 2 или на 100%

- обеспеченность города музеями выросла на 100 %

- при этом увеличился основной фонд экспонатов в них на 1 %

- картинная галерея в городе - 1, однако вырос основной фонд экспонатов на 4 % или на 0,3 тыс. ед.

- не изменилось количество таких учреждений как фонд историко- культурных памятников ( 1 ед), музейно- выставочный комплекс (1 ед), профессиональные театры (3 ед)

- снизилась обеспеченность населения зрительскими местами в профессиональных театрах на 0,5 %, что является отрицательной культурной тенденцией

- не изменилось количество парков культуры и отдыха (22 ед.), а также - учреждений дополнительного образования (22 ед.)

При оценке культурных мероприятий, проводимых в городе можно сделать следующие выводы:

- количество культурно- массовых мероприятий выросло с 403 до 408 или на 1,2 %

- резко выросло количество спектаклей с 747 до 837 ед. или на 12 %

- однако резко снизилось число зрителей, посетивших театры с 231 до 173,» тыс. чел. или на 19 %

- повысилось обновление репертуара в театрах с 12 до 13 ед. или на 8,3 %

- резко увеличилось количество мероприятий, проведенных в краеведческом музее с 511 до 1170 ед. или в 2,29 раза.

- уменьшилось количество мероприятий в картинной галерее с 231 до 158 ед. или на 32 %

- уменьшилось количество концертов с 257 до 233 ед. или на 10 %

При оценке показателей библиотечных систем города :

- книжный фонд вырос незначительно с 1502,9 тыс. экз. до 1536,7 тыс. экз. или на 2,2 %

- количество читателей увеличилось также незначительно с 125,5 до 130,4 тыс. чел. или на 3,9 %

- книгообеспеченность на одного читателя упала с 12 до 10,6 экз. или на 8,3 %

Таким образом, по большинству показателей культуры и искусства в городе Барнауле, можно сделать вывод об упадке культурного уровня в 2004 году по сравнению с 2003 годом. На основании проведенных исследований необходимо реализовать мероприятия по развитию культурно- духовной сферы в городе Барнауле.


1.3 Основные направления анализа ситуации в сфере культуры


До конца 1980-х гг. в СССР отношения государства к отрасли культуры определялись тем, что государство однозначно определяло идеологический заказ всем структурным подразделениям отрасли: учреждениям художественного воспитания, театрам, концертным организациям, музеям, библиотекам, архивам, клубам. Их деятельность регулировалась исходя из интересов заказчика, равно как и деятельность профессионалов в области искусства[20, с. 177].

В 1990-х гг. отношения между государством и отраслью культуры изменились коренным образом. Государство отказалось от патерналистского подхода в сфере искусства к учреждениям культуры, одновременно отказавшись от каких бы то ни было идеологических притязаний. За пределы государственного влияния вышла важнейшая область - массовая культура. "Шоу-бизнес" и массовая информация перешли в систему рыночных отношений. 1990-е годы для российской культуры проявили две основных противоположных тенденции: формирование демократических основ государства обусловило резкий рост самодеятельности граждан. В стране сотнями возникали новые творческие коллективы, театры, музеи, творческие объединения. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, строивших свои отношения с "творцами" на рыночных принципах.

С другой стороны, государство последовательно уменьшало свое участие в поддержке отечественной культуры, полагая, что формирующийся рынок решит все проблемы автоматически.

Кроме того, необходимо учитывать, что именно в 90-е годы со всей силой проявились те проблемы отечественной культуры, которые никогда не пытались решить в советское время. Поскольку советское государство делало основной акцент на массовые формы и уровни культуры (при одновременной поддержке исключительно тонкого слоя творческой элиты, необходимой для сохранения международного имиджа государства), в стране существовала огромная сеть нежизнеспособных в иных экономических условиях клубных и культурно-просветительских учреждений. Все остальное в культуре - существовавшее между избранной элитой и низовым, массовым звеном - находилось в состоянии стагнации и нарастающего кризиса.

Проявившись со всей силой именно в 90-е годы, этот кризис характеризовался катастрофическим состоянием материально-технической базы культуры, отсутствием в музеях, библиотеках, театрах, учебных заведениях не только современного, но просто элементарно необходимого оборудования (систем обеспечения охраны и пожарной безопасности в музейных и библиотечных хранилищ, театрального сценического оборудования, музыкальных инструментов и т.п.), ухудшающимся с каждым годом состоянием сохранности недвижимых памятников истории и культуры и музейных экспонатов, отсутствием достоверной системы государственного учета памятников истории и культуры, мизерным для огромной страны количеством профессиональных сценических и филармонических площадок, позволяющих поддерживать минимальный уровень гастрольного обмена и т.д[21, с. 154].

Характеристика основных вызовов и угроз, возникающих перед страной и играющих важную роль в ближайшее десятилетие

В ближайшее десятилетие стране грозит увеличивающееся отставание от развитых стран в широком использовании имеющегося культурного потенциала, во внедрении новых информационных средств, в активизации модернизационных процессов в обществе, т.е. постепенное снижение общего культурного уровня представителей трех поколений: учащихся, которые будут в дальнейшем нести ответственность за социальное и экономическое состояние страны; взрослого работающего населения, которое сегодня занято в системе общественного разделения труда и функций, и старшего, культурный потенциал которого уже сегодня оказывается невостребованным. Такое положение дел грозит тем, что к существующим ныне диспропорциям в имущественном и социальном расслоении будет прибавлена культурная составляющая: незначительная доля населения, имеющего все соответствующие времени возможности, в том числе и широкие международные контакты, и подавляющее большинство вынужденных жить в деградирующей культурной и информационной среде.

К наиболее серьезным вызовам и угрозам, порождаемым сегодняшним состоянием отечественной культуры и требующим немедленного реагирования со стороны государства, следует отнести[29,с .1 09]:

1.       нарастающие процессы деградации общества, массовое замещение позитивных общественных идеалов антисоциальными;

2.      сокращение "емкости" и снижение качества источников для формирования элит, ведущее к неизбежному в скором будущем усугублению отставания в техническом, технологическом, политическом и государственном развитии;

3.      опосредованная угроза самой российской государственности в силу постепенной утраты обществом связи с исторической традицией и осознания себя единой страной и единым народом.

В данной ситуации политика в области культуры должна включать в себя поддерживающее (культурное наследие) и развивающее (модернизационное) начала. Она может стать конструктивной в контексте решения текущих экономических и социальных проблем, если в дополнение к ориентации на самоподдержание отрасли будет содержать социально значимые функции по следующим приоритетным направлениям:

· поддержка модернизационно ориентированные социальных групп, имеющихся в стране; обеспечение их социально значимой культурной информацией; организация их социального участия в модернизационных процессах. Речь идет как о деятелях культуры, включая искусство, так и о представителях широко образованной общественности;

· использование имеющихся учреждений культуры и информационных средств для обеспечения таких групп необходимой культурной информацией для их интеграции, активизации коммуникативных процессов между ними. Это даст новый импульс развитию самих учреждений и средств, поскольку они из хранилищ культурной информации превращаются в центры ее активного использования (речь идет о библиотеках, музеях, театрах, концертных залах, книжных издательствах);

· активизация просветительской деятельности учреждений культуры, ибо в распоряжении отрасли культуры находятся необходимые для этого учреждения и кадровый потенциал;

· создание возможности для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь в зависимости от их способностей и склонностей;

· совершенствование методов планирования культурной политики, серьезным препятствием, в организации которого является отсутствие обоснованных показателей культурного развития, неполнота статистических данных, отсутствие информации о культурных потребностях и запросах разных групп населения и различных регионов.

Критические точки, требующие принципиальных решений.

1. Нарастающая угроза невосполнимых потерь в культурном наследии как стратегическом ресурсе России.

2. "Истончение" и угроза критического сокращения кадрового потенциала культуры в результате резкого снижения уровня доходов творческих работников, их фактического обнищания, массовой миграции за рубеж и в другие сектора экономики.

3. Замедление темпов модернизации и новаторства в культурной жизни - важнейших факторов саморазвития культуры и повышения социальной активности населения.

4. Разрыв культурного пространства и сокращение участия России в мировом культурном обмене.

5. Критическое снижение уровня обеспеченности населения культурными благами

Характеристика действующего законодательства [32,с . 190]

В Административном кодексе практически нет норм ответственности за нарушение законодательства об охране памятников истории и культуры. Вместе с тем к рассмотрению нижней палатой парламента приняты уже морально устаревшие по своему характеру законопроекты "О творческих работниках и творческих союзах", "О народных художественных промыслах" и др.

Характеристика эффективности бюджетных расходов

Культура не может и не должна рассматриваться государством как "социальная сфера", занимая место между сиротами, инвалидами и вынужденными переселенцами.

 Государство вкладывает в культуру средства вовсе не из филантропических соображений, а потому, что в итоге это - самые выгодные вложения, дающие отдачу в виде цивилизованного общества, обладающего высокой способностью к модернизации и развитию, в виде гражданина, желающего и умеющего работать творчески.

Будучи сегодня недостаточно богатым для того, чтобы делать дешевые приобретения, российское государство из соображений самосохранения должно адекватно участвовать в сохранении и развитии культурного потенциала нации.

Бюджетные расходы в отрасли культуры сегодня малоэффективны ввиду воспроизводящегося действия следующих факторов:

· отсутствие рациональной и реалистичной дифференцированной культурной политики, включающей в себя четкие критерии определения приоритетных направлений действий и их финансирования;

· бессистемное финансирование объектов культуры, программ культурного развития, отдельных мероприятий;

· не отработанная экономическая модель ресурсного обеспечения отрасли;

· отсутствие разработанных критериев оценки экономической и социальной эффективности принимаемых и реализуемых решений.

Все это приводит к нерациональному распределению бюджетных и внебюджетных ресурсов в рамках отрасли.

Характеристика мирового опыта решения сходных проблем

В развитых странах объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, поскольку в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности, в том числе и со стороны бизнеса и общественных организаций. Высокий уровень инфраструктуры этих государств позволяет обеспечивать развитие культуры в соответствии с общенациональными требованиями, для которых характерны следующие основные параметры[34,с . 156]:

· широкое понимание культуры как искусственного мира людей и рассмотрение культурной политики с точки зрения повышения качества жизни всех членов общества, а не только работников искусства и отрасли культуры;

· использование многоканальной модели финансирования объектов, учреждений культуры, социально значимых видов культурной активности;

· широкий доступ различных социокультурных групп к культурной информации;

· широкое использование учреждений культуры в просветительских и рекреативных целях;

· включение в категорию "национальное культурное достояние" не только объектов культуры, но и социально ценных видов деятельности;

· поддержание культурной элиты;

· широкое использование меценатства и спонсорства в сфере культуры за счет налоговых льгот тем, кто финансирует отдельные культурные объекты, мероприятия, виды культурной профессиональной деятельности;

· интенсивный международный культурный обмен.

Такие направления деятельности способствуют интенсивному использованию культурного потенциала развитых стран их гражданами.

Анализ политики в сфере культуры

В сложных условиях радикальных преобразований в Российской Федерации негативные последствия экономического кризиса в полной мере коснулись и российской культуры, которая практически находится в полной зависимости от государственной поддержки.

1990-е годы для российской культуры проявили две основных противоположных тенденции: формирование демократических основ государства обусловило резкий рост самодеятельности граждан. В стране сотнями возникали новые творческие коллективы, театры, музеи, творческие объединения. Появились новые типы потребителей и заказчиков профессионального искусства, в том числе в сфере кинематографии и кинопроката, строивших свои отношения с деятелями искусства на рыночных принципах.

Советское государство делало основной акцент на массовые формы и уровни культуры (при одновременной поддержке исключительно тонкого слоя творческой элиты, необходимой для сохранения международного имиджа государства). Поэтому в стране существовала широкая сеть нежизнеспособных в иных экономических условиях клубных и культурно-просветительских учреждений. Все остальное в культуре - существовавшее между избранной элитой и низовым, массовым звеном, - находилось в состоянии стагнации и нарастающего кризиса.

Проявившись со всей силой именно в 1990-е годы этот кризис, в частности, характеризуется[40, с. 165]:

1.       ухудшающимся состоянием материально-технической базы культуры;

2.      отсутствием в музеях, театрах, библиотеках, архивах, учебных заведениях необходимого оборудования;

3.      отставанием учреждений и предприятий культуры, искусства и кинематографии в области внедрения информационных и телекоммуникационных технологий;

4.      дезинтеграцией единой системы кинопроката;

5.      ухудшающимся состоянием сохранности недвижимых памятников истории и культуры, музейных экспонатов и архивных фондов;

6.      отсутствием надлежащей системы государственного учета памятников истории и культуры;

7.      информационной и культурной изоляцией многих регионов;

8.      недостаточным количеством профессиональных сценических и филармонических площадок;

9.      оттоком молодых и квалифицированных кадров

Кризисные явления в сфере культуры усугубляются как в связи с недостаточным государственным финансированием, так и в связи с неэффективностью существующих механизмов расходования бюджетных средств. Государственные ассигнования в настоящее время направляются преимущественно на финансирование существующей бюджетной сети, которое осуществляется по сметному принципу. Такая практика влечет:

1.       распыление средств и недофинансирование учреждений культуры;

2.      низкий уровень оплаты труда работников культуры;

3.      невозможность концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях культурной политики;

4.      недостаточные стимулы для учреждений культуры к зарабатыванию собственных средств, существование барьеров на пути объединения ресурсов государства и частного и корпоративного секторов, направляемых на развитие культуры.

Ключевые проблемы, на решение которых должна быть обращена государственная политика в сфере культуры, состоят в следующем[42, с.245]:

1.      угроза невосполнимых потерь в культурном наследии;

2.      замедление темпов модернизации и новаторства в культурной жизни - важнейших факторов саморазвития культуры и повышения социальной активности населения;

3.      разрыв культурного пространства и сокращение участия России в мировом культурном обмене;

4.      сокращение кадрового потенциала культуры в результате резкого снижения уровня доходов творческих работников, оттока в другие сектора экономики и миграции за рубеж;

5.      снижение уровня обеспеченности населения культурными благами.


2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ


2.1 Краткая организационно- экономическая характеристика


Алтайский краевой театр драмы - это старейший театр на Алтае, один из крупнейших театральных коллективов Западной Сибири. Организован в ноябре 1921 года на основе слияния лучших профессиональных театральных сил края в труппу Первого Государственного театра.

В 1936 году Барнаульский драматический театр становится стационарным, а в 1937 году, с образованием Алтайского края, получает статус Алтайского краевого театра драмы.

В 1991 году театру присвоено имя выдающегося писателя, кинорежиссера и актера, нашего земляка, Василия Макаровича Шукшина.

С 1997 года театром руководит Владимир Ильич Мордвинов, директор и председатель Художественного Совета театра.

В труппе театра более 40 артистов, среди которых народные артисты России Дементий Гаврилович Паротиков и Светлана Петровна Талалаева, заслуженные артисты России Алексей Николаевич Самохвалов, Людмила Петровна Лучкина, Георгий Тихонович Обухов, Ольга Леонидовна Кириченко, Николай Александрович Мирошниченко, заслуженная артистка Бурятии Надежда Павловна Царинина, ведущие актеры Виталий Махов, Галина Зорина, Татьяна Королева, большая группа творческой молодежи - выпускников факультета "актер театра и кино" Алтайского государственного института искусств и культуры.

В театральном сезоне 1999-2005 гг. Алтайский краевой театр драмы имеет в репертуаре около 20 постановок, и в своем творчестве ориентируется на лучшие образцы русской и зарубежной классики: "Три сестры" А.П. Чехова, "Счастливый день" и "Свои люди - сочтемся" А.Н. Островского, "Тартюф" Ж.-Б. Мольера, "Деревья умирают стоя" А. Касона.

В репертуаре широко представлена современная комедия: пьесы сибирских авторов С. Лобозерова "Семейный портрет с посторонним", В. Гуркина "Кадриль" и И. Муренко "Шутки в глухомани", комедии Л. Корсунского "Незамужняя женщина" и Н. Птушкиной "Пока она умирала".

Современная зарубежная драматургия представлена в репертуаре итальянскими комедиями К. Манье "Удачливый проказник" и Дж. Маротта и Б. Рандоне "Утешитель вдов".

В театре открыта Малая сцена - своеобразная творческая лаборатория для экспериментальной драматургии. В репертуаре Малой сцены спектакли: "Голоса человека" Ж. Кокто, "Поэма лета" по пьесе Т. Уильямса "И вдруг минувшим летом" и "Страницы жизни и любви" по произведениям А. Вертинского и Э. Пиаф.

Для юного зрителя театр имеет в своем репертуаре спектакли-сказки "Горя бояться - счастья не видать" С. Маршака, "Иван-царевич" Ю. Кима, "Василиса Прекрасная" С. Прокофьевой, Г. Сапгир, веселое представление "38 попугаев" Г. Остера. В декабре 2005 года состоится премьера знаменитой театральной сказки Е. Шварца "Снежная королева".

Государственное учреждение культуры Алтайский краевой театр драмы создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Зарегистрировано постановлением Главы Администрации Центрального района г. Барнаула от 21 июня 1995 года. Регистрационный номер 002997 ЦН.

Адрес учреждения: 656002, Алтайский край, г. Барнаул , ул. Пионеров - 2

В своей деятельности Алтайский краевой театр драмы руководствуется Законом о культуре, Гражданским кодексом РФ и Уставом, а также другими нормативными актами РФ и Алтайского края.

Учредителем театра является Алтайский край в лице Министерства имущественных отношений Алтайского края. Театр находится в отраслевом подчинении Министерства культуры Алтайского края.

Полное наименование учреждения: Государственное учреждение культуры «Алтайский краевой театр драмы». Краткое наименование ГУК «Алтайский краевой театр драмы».

Театр является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банке, печать со свом наименованием , бланки и другие реквизиты.

Театр от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Театр не отвечает по обязательствам государства, его органов. Государство не отвечает по обязательствам театра.

Театр отвечает по своим обязательствам в пределах денежных средств, находящихся в его распоряжении, а в случае их недостаточности - субсидиарную ответственность несет собственник имущества.

Целью деятельности театра является формирование и удовлетворение потребностей населения Восточно- Сибирского региона в сценическом искусстве, развитие театра, как вида искусства и искусства в других регионах России и за рубежом.

Предметом деятельности театра является создание и прокат спектаклей

С разрешения учредителя и Министерства культуры Алтайского края наряду с основной деятельностью, театр осуществляет предпринимательскую деятельность , включающую в себя следующие виды деятельности:

- полиграфическая и издательская деятельность, реализация выпускаемой продукции

- организация и проведение гастрольной деятельности

- открытие фотоклуба, салона- парикмахерской, салонов по пошиву одежды, обуви

- оказание услуг населению, предприятиям и организациям: оказание услуг по проведению концертов, конкурсов, вечеров, юбилейных дат, аренда костюмов.

Лицензионные виды деятельности осуществляется в соответствии с законодательством о лицензировании деятельности на территории РФ.

Имущество театра является государственной собственностью Алтайского края и закрепляется за театром на праве оперативного управления Министерством имущественных отношений алтайского края.

Источником формирования имущества и финансовых результатов являются:

- бюджетные средства

- имущество госучреждения, правопреемником которого является театр, закрепленное на праве оперативного управления Министерством имущественных отношений Алтайского края

- амортизационные отчисления

- кредиты банков и других кредиторов

- безвозмездные и благотворительные взносы

- иное имущество

При осуществлении права оперативного управления театр обязан:

- эффективно использовать имущество

- обеспечивать сохранность и использовать имущество по назначению

- не допускать ухудшения финансового состояния имущества театра

Театр осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность в пределах, установленных законодательством РФ и Алтайского края

Театр строит свои взаимоотношения с другими учреждениями, предприятиями и организациями во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров.

Театр имеет право:

- привлекать для исполнения своих функций других предприятий и учреждений

- приобретать или арендовывать основные и оборотные средства

- осуществлять внешнеэкономическую и другую деятельность

- планировать свою деятельность и определять перспективы развития

- определять формы и устанавливать размер оплаты труда

Театр обязан:

- обеспечивать учет и сохранность документов

- нести ответственность за нарушение договорных и кредитных обязательств

- обеспечивать работников безопасными условиями труда

- осуществлять бухгалтерский учет

Управление театром осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом театра.

На рис. 2.1 (приложение 1) представлена организационная структура Алтайского краевого театра драмы.

Художественный руководитель - директор является высшим должностным лицом, который назначается и освобождается от должности Министерством культуры Алтайского края по согласованию с Министерством имущественных отношений Алтайского края.

Найм руководителя и заключение контракта с ним осуществляется в соответствии с законодательством РФ о труде, иными правовыми актами РФ и Алтайского края

Художественный руководитель - директор действует на основе Конституции РФ, законодательства РФ и Устава театра, а также контракта. Он осуществляет текущее руководство деятельностью театра и подотчетен в своей деятельности Министерству культуры Алтайского края и Министерству имущественных отношений Алтайского края.

Художественный руководитель- директор выполняется следующие основные функции и обязанности:

- действует без доверенности от имени театра, представляет его интересы в государственных органах

- заключает договоры, выдает доверенности

- открывает расчетные счета и иные счета

- утверждает штатное расписание

- в пределах своей компетенции издает указы и приказы и дает указания для всех работников театра

- самостоятельно определяет репертуар театра. Ни одна пьеса не может быть принята к постановке без его разрешения.

- принимает спектакли, поставленные очередными и приглашенными режиссерами.

-принимает окончательное решение по распределению ролей.

- является председателем художественного совета театра

Прием на работу главного режиссера осуществляется по согласованию с Министерством культуры Алтайского края.

Главный режиссер несет ответственность за постановку спектаклей в театре и распределение ролей.

Художественный руководящий состав осуществляется руководство художественной деятельностью театра и является подотчетным главному режиссеру.

Творческий персонал принимает участие в творческой деятельности театра.

Художественный постановочный состав осуществляет постановочную деятельность театра

Художественный технический персонал несет ответственность за технические стороны постановки спектаклей.

Бухгалтерия осуществляет функции бухгалтерского учета в театре, а также ведет плановую деятельность.


2.2 Анализ основных финансово - экономических показателей


В рамках данного параграфа представлен анализ основных финансово- экономических показателей деятельности театра в 2002- 2004 годах по данным бухгалтерской отчетности, представленным в приложениях 2- 7.

На первом этапе проводим анализ структуры актива и пассива по балансу театра[28, с. 199].

В таблице 2.1 (приложение 8) представлен анализ структуры и динамика актива баланса по внебюджетным источникам театра в 2002 - 2004 годах. На основании данных таблицы можно сделать следующие выводы:

- в 2002 году основные средства выросли на 1215524 руб. или в 11,14 раза, в 2003 году основные средства упали на 1335388 руб., то есть практически сравнялись с 0, в 2004 году они остались равными 0 руб.

- в 2002 году материалы и продукты питания выросли на 101083 руб. или на 39 %, при этом в 2003 году они упали на 360185 руб. и стали равны 0

- в 2002 году готовая продукция выросла на 161665 руб. или на 79 %, при этом в 2003 году она упала до 0 на 36635 руб., а в 2004 году так и осталась равной 0.

- средства, полученные от предпринимательской деятельности в 2002 году упали на 12356 руб. или на 50 %, а в 2003 году упали на 12506 руб. или на 99 %, в 2004 году они выросли на 2889 руб. или в 33 раза и стали равны 2978 руб.

- в 2002 году касса выросла на 2963 руб. или в 11 раз, в то время как в 2003 году она упала до 0. В 2004 году касса равна 0.

- Расчеты (раздел 6) в 2002 году выросли на 41415 руб. или в 2,7 раза, в 2003 году они упали на 66415 руб. и стали равны 0. В 2004 году они также оставались равными 0.

Далее проводим анализ пассива баланса по внебюджетным источникам за 2002 - 2004 года в таблице 2.2 (приложение 9).

На основании данных таблицы можно проследить следующую динамику:

- в 2002 году средства на материальное поощрение упали на 70944 руб. или на 26 %, в 2003 году они упали до 0, а в 2004 году так и остались равны 0.

- в 2002 году средства на содержание базы упали с 33482 руб. до 0 и оставались равны 0 вплоть до 2004 года

- в 2002 году фонд в основных средствах вырос на 1215524 руб. или 11,1 раза, в а 2003 году этот фонд полностью упал до 0, также как и в 2004 году

- в 2002 году фонд в малоценных предметах упал на 24300 руб. или на 9 %, а в 2003 году он упал до 0, и в 2004 году также был равен 0.

- в 2002 году расчеты выросли в целом на 46667 руб. или в 3 раза, а в 2003 году они упали до 0, однако в 2004 году снова выросли на 2978 руб. за счет статьи расчеты с подотчетными лицами

- в 2002 году доходы будущих периодов выросли с 0 до 204029 руб. , однако в 2003 году они упали до 89 руб., а в 2004 году снова упали до 0.

Таким образом, результаты анализа баланса позволяют сделать вывод, что в 2002 году предприятие было относительно стабильно, однако в 2003 году, а тем более в 204 году большинство статей баланса предприятия практически стало равно 0, что является отрицательной тенденцией и свидетельствует об ухудшении финансового состояния театра в 2004 году.

Далее проводим анализ баланса Алтайского краевого театра драмы в части исполнения сметы доходов и расходов[46,с . 176].

В приложениях 10 -12 представлены балансы театра в части исполнения сметы доходов и расходов за 2002 - 2004 годы.

В таблице 2.3 (приложение 13) представлен анализ пассива баланса театра в части исполнения сметы доходов и расходов .

По таблице 2.3 можно сделать следующие выводы:

- основные средства в 2003 году выросли по сравнению с 2002 годом на 1916237 руб. или на 3 %, а в 2004 году еще на 2228699 руб. или на 3 %

- нематериальные активы в 2003 году упали с 1182300 руб. до 0 , а в 2004 году так и остались равны 0.

- материалы и продукты питания в 2003 году выросли на 450799 руб. или в 8,6 раза, а в 2004 году на 305737 руб. или на 60 %

- малоценные предметы в 2003 году выросли на 4205481 руб. или в 7,8 раза, а в 2004 году упали на 622962 руб. или на 13 %.

- готовая продукция в 2003 году выросла на 43950 руб. , а в 2004 году упала до 0.

- средства учреждения по общей сумме в 2003 году выросли на 428526 руб. или на 108 %, а в 2004 году упали на 80644 руб. или на 10 %

- расчеты по учреждению в 2003 году выросли на 653581 руб. или в 8, 08 раза , а в 2004 году упали на 355212 руб. или на 48 %

- баланса в целом в 2003 году вырос на 7526274 руб. или на 9 % , а в 2004 году - на 1425668 руб. или на 1 %.

На рис. 2.1 - 2.3 отражена структура актива баланса в театре в 2002 - 2004 годах по данным баланса


Рис. 2.1. Структура актива баланса Алтайского краевого театра драмы в 2002 году


Как видно из рис. 2.1, в 2002 году наибольшую долю в структуре актива баланса занимали основные средства (98 %).

Рис. 2.2. Структура актива баланса Алтайского краевого театра драмы в 2003 году


Как видно из рис. 2.2, наибольшую долю в структуре актива баланса в 203 году занимали основные средства, однако их доля уменьшилась на 6 5 и стала равна 92 %, при этом выросла для малоценных предметов до 5%

Как видно из рис. 2.3, наибольшую долю в структуре актива баланса театра в 2004 году занимали основные средства (94%)


Рис. 2.3. Структура актива баланса Алтайского краевого театра драмы в 2004 году


В таблице 2.4 (приложение 14) представлен анализ пассива баланса в части исполнения сметы доходов и расходов театра за 2002 - 2004 годы

По таблице 2.4 заметны следующие тенденции:

- в 2003 году выросла сумма финансирования из бюджета на 1000775 руб. или в 3,4 раза, однако в 2004 году эта сумма уменьшилась на 648230 руб. или на 46 %

- общая сумма фондов и средств специального назначения в 2003 году в театре увеличилась на 6245203 руб. или на 7 %, а в 2004 году - еще на 1605737 руб. или на 2 %

- общая сумма расчетов в 2003 году увеличилась на 99906 руб. или на 66%, а в 2004 году - уменьшилась на 104868 руб. или на 42 %.

- доходы будущего периода в 2003 году выросли с 0 до 180390 руб., а в 2004 году упали на 9367 руб. или на 53 %.

На рис. 2.4 - 2.6. представлена структура пассива баланса театра в 2002 - 2004 годах


Рис. 2.4. Структура пассива баланса Алтайского краевого театра драмы в 2002 году


Как видно из рис. 2.4, в 2002 году наибольшую долю в структуре пассивов занимал фонд основных средств (86%), далее - износ основных средств (12%)


Рис. 2.5. Структура пассива баланса Алтайского краевого театра драмы в 2003 году


Как видно из рис. 2.5, в 2003 году наибольшую долю в структуре средств занимал фонд основных средств ()73%) и износ основных средств (20%)


Рис. 2.6. Структура пассива баланса Алтайского краевого театра драмы в 2004 году


Как видно из рис. 2.6, в 2004 году наибольшую долю в структуре пассивом занимал фонд основных средств (63%), и износ основных средств (31%).

Далее проводим анализ данных отчета о прибылях и убытках в таблице 2.5


Таблица 2.5

Анализ отчета о прибылях и убытках Алтайского краевого театра драмы в 2002- 2004 годах

 Наименование статей

Значение, тыс. руб. 

Динамика, тыс. руб.

Динамика в %


2002

2003

2004

2003 к 2002

2004 к 2003

2003 к 2002

2004 к 2003

Доходы от реализации услуг

2483

3984

5370

1501

1386

160

135

Окончание табл. 2.5

Себестоимость реализованных услуг

10871

3777

5562

-7094

1785

35

147

Прибыль (убыток) от продаж

-8388

207

-192

8595

-399

-2

-93

Внереализационные доходы

310

15

0

-295

-15

5

0

Внереализационные расходы

328

15

0

-313

-15

5

0

Прибыль от обычной деятельности

-18

207

-192

225

-399

-1150

-93

Налог на прибыль

0

50

0

50

-50

-

0

Чистая прибыль

0

157

0

157

-157

-

0


По данным таблицы 2.5 можно выявить следующие тенденции:

- в 2003 году произошел рост выручки от реализации услуг на 1501 тыс. руб. или на 60 %, однако в 2004 году выручка снова выросла на 1386 тыс. руб., или на 35 %

- в 2003 году себестоимость упала на 7094 тыс. руб. или на 65 %, а в 2004 году снова выросла на 1785 тыс. руб. или на 47 %

- в 2003 году прибыль от реализации в театре была отрицательна, соответственно и чистая прибыль была равна 0.

- в 2003 году прибыль от продаж была равна 204 тыс. руб., что обусловлено снижением себестоимости услуг и ростом объемов реализации, налог на прибыль в 2003 году составил 50 тыс. руб., а чистая прибыль - 157 тыс. руб.

- в 2004 году прибыль также была отрицательная, а чистая прибыль равна 0.

Такие показатели свидетельствуют об отрицательном финансовом состоянии театра, особенно об его ухудшении к 2004 году.

Далее более подробно исследуем процессы ухудшения финансового состояния театра в части выполнения сметы доходов и расходов[39, с. 165].

В таблице 2.6 и 2.7 (приложение 15 и 16) проведен анализ выполнения сметы доходов и расходов Алтайского краевого театра драмы в 2002 году по сравнению с 2001 годом.

Анализируя данные таблиц 2.6 и 2.7 можно сделать вывод, что в 2002 году поступило из бюджета при плане 9440 тыс. руб. факт 9135 тыс. руб., что составило 96,8 % к плану. Поступление из бюджета в с2003 году при плане 15710 тыс. руб. фактически составило 15475, 4 тыс. руб. или 98,5 % к плану. Поступления от реализации платных услуг в 2002 году при плане 1658 тыс. руб. фактически получено 2467 тыс. руб., что составило 148,8 % к плану. Реализация Платных услуг в 2003 году при плане 3030 тыс. руб. составила в сумме 3983,5 тыс. руб. или 131,5 % к плану.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ