Анализ и пути совершенствования деятельности предприятия
Рассмотрим маркетинговую концепцию театрального проекта для Алтайского
краевого театра драмы. Театральный проект впервые рассматривается как объект
маркетинга и впервые исследуется в рамках современной теории брендинга. Кроме
того, идеология CRM (системы управления взаимоотношениями с потребителями, в
нашем случае - со зрителями) осмыслена как стратегия маркетинга фестивального
проекта. Впервые основной принцип системы CRM (индивидуальная работа со
зрителями с целью укрепления их лояльности к конкретному фестивалю и его
бренду) использован в театральной практике Алтайского краевого театра драмы.
Создание же базы данных, содержащей информацию о зрителях, даст, по моему
мнению, возможность поддерживать отношения с ними во время фестиваля и после
него.
Сегментирование рынка, "архетипы зрителей"
Одним из наиболее важных действий при сегментации рынка зрелищных услуг
является выбор критериев, используемых для разделения зрителей на группы.
Предпринимались различные попытки сегментировать театральную аудиторию (на
основе частоты посещений различных мероприятий, на основе отношения людей к
разнообразным видам зрелищных развлечений и т.п.).
Однако среди всех критериев сегментации можно выделить так называемые
поведенческие (например, критерий выгоды от потребления данных услуг, которую
ищет зритель), имеющие субъективный характер и касающиеся поведения
потребителя. Использование этих критериев, на мой взгляд, есть наиболее
адекватный подход к сегментированию потребителей в сфере искусств.
Основным принципом сегментации рынка театральных услуг г. Барнаула
является территориальный принцип. Формы предоставления услуг, условия их
распределения и продвижения на рынке обусловлены характером расселения людей в
городе. Испытывая влияние территориальных условий, рынок услуг приобретает
четкие пространственные границы, в рамках которых формируются отличные от
других, но сходные между собой социально-экономические характеристики. Он
локализован в рамках территориальных образований, масштабы которых могут быть
различными.
Потребителями услуг в области сценических искусств в Барнауле выступают в
основном городские жители. Как правило, наибольшее предложение и спрос на
услуги Алтайского краевого театра драмы наблюдается в местах концентрации населения
в центре города Барнаула. По мере удаления от центра, с уменьшением плотности
населения сокращается объем предоставляемых услуг театром.
Основными демографическими критериями сегментирования потребителей города
Барнаула выступают: пол, возраст, этап жизненного цикла семьи.
Уровень доходов населения (который, как и фактор времени, относится к
социоэкономическим критериям сегментации) выступает одним из важнейших
факторов, влияющих на принятие решения о потреблении зрелищной услуги. Затраты
на отдых и развлечения как элемент потребительских расходов населения
определяются уровнем платежеспособности.
Как показывает опыт маркетинговых прикладных исследований в области
зрелищной индустрии в городе Барнауле, реальное формирование сегментов
потребителей на основе только социально-демографических факторов бывает
чрезвычайно затруднительным. У пользующихся культурными услугами театров города
Барнаула людей неодинакова структура потребностей. Есть группа, для которой
единая потребность в развлечениях может быть удовлетворена путем потребления
любой из услуг театра, кино, эстрады. Вторая группа зрителей уже более
избирательна. Для нее спектакли театров, кинофильмы, эстрадные концерты
представляют различные художественные продукты. Но в рамках одного вида продукта
(например, театральных представлений) она не избирательна. Третья группа
потребителей ориентирована только на один вид услуг (например, только на
оперные спектакли). Поэтому эффективным представляется применение
психографического подхода (выделение определенных социально-психологических
групп населения на основе потребительской активности, интересов и мнений) во
взаимосвязи с социально-демографическим подходом для Алтайского краевого театра
драмы.
Все группы потребителей одновременно присутствуют на рынке и образуют
своеобразную потребительскую пирамиду спроса. Для выделения сегментов -
объектов маркетинговой деятельности - необходимо разработать соответствующий
инструментарий определения мотивации спроса каждого из сегментов.
Всякая маркетинговая стратегия нацелена на удовлетворение специфических
потребностей целевых групп, увеличение их покупательского потенциала
посредством лучшего, по сравнению с конкурентами, представления продукта. Ни
одна маркетинговая схема не работает без создания и развития стратегии торговой
марки- бренда. Ведь если потребители отождествляют марку со своими личными
предпочтениями, они заинтересованы в сопричастности с ней.
Имидж Алтайского краевого театра драмы формируется в прямой зависимости
от приверженности зрительской аудитории к тому или иному спектаклю, театру,
собственно театральному фестивалю. Пакет рекламных услуг определяется
концепцией максимального охвата целевой аудитории. Под целевой аудиторией рынка
театральных продуктов (спектаклей, перформансов, театрализированных массовых
праздников и фестивалей) понимаются потенциальные зрители, которые либо уже
являются потребителями театрального спектакля того или иного театра, либо
потенциально готовы ими стать в силу сформировавшейся у них потребности.
Подобное определение целевой аудитории в рамках общественного потребления
предполагает интересную и разножанровую фестивальную афишу Алтайского краевого
театра драмы, широкий спектр представленных в ней направлений. Большое значение
имеет выбор режиссеров и актерского состава, привлечение "звезд".
Почти десятилетняя практика Алтайского краевого театра драмы позволяет
нам сформулировать главную идею и основную цель любого современного
театрального проекта. Это ни в коем случае не череда чествований, а открытие
новых имен, продвижение новых спектаклей или картин. Одним словом,
событийность. Сам же театр представляется уникальным торговым предложением
(УТП), промоушном новых талантливых работ, фильмов, спектаклей, социальных
программ, брендов, идей.
Цель Алтайского краевого театра драмы - стать основой для взаимодействия
с публикой. Действительно, об успехе или неудаче спектакля публика судит по его
успеху в фестивальной программе театра. Для продвижения театрального бренда
важно предвидеть дальнейшую судьбу самого театрального шоу. Принципиальным
моментом становится ориентация Алтайского краевого театра драмы на
использование коммерческой рекламы, как прямой, так и косвенной (рецензии,
интервью с артистами, режиссерами, видеопоказы церемоний награждения участников
и телевизионные версии основных событий фестиваля). Руководство Алтайского
краевого театра драмы должно также стимулировать продажу продукции спонсоров и
способствовать побочной коммерческой деятельности (работе на театральных
площадках магазинов, торгующих театральной атрибутикой, различного рода
буклетами, фотографиями с автографами кумиров, сувенирами, буфетов с продуктами
и напитками спонсоров). Возможна организация художественных выставок и продаж
работ театральных художников, введение практики "суррогатных просмотров"
(когда потенциальная публика, хоть и не купившая по разным причинам билет,
получает доступ в фойе театра, где могут транслироваться по видео фрагменты
спектаклей). Сюда же можно отнести просмотр массовых фестивальных зрелищ со
специально оборудованных удаленных площадок города Барнаула.
Спонсорам неинтересно работать только на узкий круг участников
театральной программы. В первую очередь, им интересны известные люди, которые
связаны с фестивалем и на которых сконцентрирован интерес публики.
В Алтайском краевом театре драмы руководству удалось воплотить в
реальность точную формулу: максимальное удовлетворение интересов спонсора
автоматически продвигает театр как бренд на следующий этап развития и ведет в
будущем к максимальному охвату целевой аудитории города Барнаула.
Важным этапом подготовки таких взаимодействий является исследование
целевой зрительской аудитории фестиваля, как прямое, так и опосредованное. Для
Алтайского краевого театра драмы исследование было проведено алтайским
агентством "Комкон-2".
Исследованию подлежат все этапы воздействия коммуникации - от узнавания и
запоминания брендов до формирования отношения к Алтайскому краевому театру
драмы. Организация театрального сезона проходит следующие обязательные этапы:
1. маркетинговые исследования рынка, потребителей и целевой
аудитории в целом, настоящего положения собственного продукта и торговой марки
Алтайского краевого театра драмы;
2. совместное с продюсерами изучение запуска новых проектов и
разработка возможных графиков проведения рекламных акций Алтайского краевого
театра драмы;
3. активный поиск новой ниши в потоке рекламы, обсуждение выпусков
новых шоу и новых сюжетных линий визуальных коммуникаций;
4. утверждение графика и объема рекламного времени, рассмотрение
предложений от телепроизводителей, организация различных трансляций,
Интернет-проектов;
5. формирование рекламного пакета, уточнение условий контрактов и
подписание финансовых соглашений с каждым медиа-партнером и спонсорами.
6. Согласно современной теории брендинга, структура продукта
театрального фестиваля может быть представлена в виде трехуровневого
брендинга[45, с. 165]:
1. спектакли (представления, перформансы) - "продукты-бренды
первого уровня";
2. собственно театр, его актеры, имя, имидж - "бренд второго
уровня";
3. сам фестиваль как "бренд третьего уровня" или
"зонтичный бренд".
Действительно, зритель охотнее посетит уже популярный театральный
фестиваль, являющийся своего рода эталоном качества и профессионализма
театральных зрелищ. Для зрительской аудитории фестиваль является известной
маркой, гарантией высокого художественного уровня нового спектакля, хотя
выбранная постановка может принадлежать неизвестному пока режиссеру или
небольшому провинциальному театру.
Положительный настрой на фестивальный праздник меняет восприятие
спектакля зрителем. Люди готовы воспринимать спектакль как часть созвучной им
системы культурных ценностей, как часть театральной философии, которая близка
им в силу воспитания, а также социального, эмоционального и этнического
статуса.
Стратегия CRM в организации театрального фестивального проекта
Алтайский краевой театр драмы испытывает на художественном рынке все
возрастающее давление со стороны конкурентов. Поэтому руководство,
сосредотачиваясь, конечно, в первую очередь на художественном творчестве,
должно уметь также находить необходимые ресурсы и вкладывать их в те проекты,
где существует реальный зрительский спрос, так называемое
"неудовлетворенное зрительское ожидание". Определяя концепцию
маркетинга в системе фестивальных предложений, необходимо подчеркнуть, что
маркетинг включает в себя два взаимосвязанных императива. Это, во-первых,
тщательное изучение мотивов и желаний многомиллионной аудитории (для
удовлетворения ее требований к предназначенному ей продукту). Во-вторых, это
активное воздействие на рынок и уже существующий спрос, на формирование
потребностей и зрительских предпочтений.
Маркетинговый подход к театральной деятельности со стороны Алтайского
краевого театра драмы в условиях конкурентной среды основан на приоритете
определения реальных потребностей целевых рынков и выстраивания тесных и
долговременных партнерских отношений со зрителями. Эта программа доминирует в
маркетинговой стратегии, и, как правило, вытесняет иные представления о
маркетинговой политики[26,с . 65].
Мнения в театре насчет такой концепции разделились на две стороны.
Сторонники производственной концепции полагают, что потребители одобряют
те услуги театра, которые являются широко распространенными и доступными по
цене. Ориентируясь на эту концепцию, руководство концентрируют свои усилия на
достижении максимальной эффективности производства (в нашем случае -
художественных творений с явно выраженными конъюнктурными признаками). Однако
она применима только тогда, когда спрос значительно превышает предложение (когда
зрители удовлетворены самим фактом получения услуги, например, тем, что они
попали на модный спектакль).
Сторонники товарной концепции уверены, что потребители всегда будут
благосклонны к услугам (спектаклям, перформансам) с наивысшим качеством,
наилучшими характеристиками и свойствами в Алтайском краевом театре драмы.
Наконец, последователи сбытовой концепции убеждены, что потребители не
будут покупать услуги (посещать спектакли) в достаточном количестве, если
компания не предпримет активных усилий по сбыту. Тогда менеджеры стремятся
продавать уже произведенные продукты (натужно продвигать давно выпущенные
спектакли, актуальность которых порой уже утрачена), не сознавая, что нужно
создавать то, что можно продать.
Например, в прошлом Алтасйкого краевого театра драмы была организация
крупномасштабного телемаркетинга (телефонного обзвона) и кампании
директ-маркетинга (почтовой рассылки и т. д.), чтобы продать абонементы на
спектакли, основанные на популярности одного известного актера. Подобные меры,
несомненно, привлекли большое количество зрителей в краткосрочной перспективе.
Но такие действия никоим образом не означают, что театр выбрал стратегию
интенсивного маркетинга, которая приведет к увеличению продаж в будущем.
Поэтому руководство должно пересмотреть выбранную стратегию на несколько иные
формы.
Ориентация на потребителя Алтайского краевого театра драмы составляет
сущность современного его подхода к маркетингу. Используя этот подход сегодня,
театр систематически проводит исследования, изучает потребности и нужды
зрителей, их восприятия, вкусы, отношения, предпочтения и удовлетворенность.
Затем на основе полученной информации руководств совершенствует свое
предложение для лучшего удовлетворения потребностей клиентов.
Зрители. Сцена. Стратегии CRM
Смысл предлагаемой стратегии CRM (Customer Relationsip Management),
управления взаимоотношениями с со зрителями для Алтайского краевого театра
драмы, предусматривает переход от масс-маркетинга к индивидуальным продажам
театральных предложений, соответствующих требованиям зрителей.
Модель маркетинга услуг в театральной сфере можно представить в виде трех
взаимосвязанных звеньев (рис.3.1).
Рис.3.1. Модель предлагаемого маркетинга услуг в театральной сфере Алтайского
краевого театра драмы [50, с. 176]
Результатом эволюции маркетинговой для Алтайского краевого театра драмы
стала концепция маркетинга взаимоотношений как одного из направлений динамично
развивающейся области директ-маркетинга. Основой директ-маркетинга для театра является
установление непосредственного контакта с потребителем, получение от него
ответной реакции и дальнейшее поддержание этого контакта.
Сервисные функции CRM-методик для театра включают в себя следующее:
1. планирование деятельности театра (координация действий,
составление репертуарных планов, согласование репетиционных периодов, премьер);
2. маркетинг театра (статистика, ведение и планирование всех
театральных фестивальных и сопутствующих им акций, контроль, моделирование,
сегментация зрителей);
3. управление первичной информацией о новых потенциальных зрителях и
партнерах театра (сбор начальных данных, распределение контактов между
менеджерами, анализ и оценка эффективности контактов);
4. поддержка контактов со зрителями в режиме реального времени для
Алтайского краевого театра драмы.
Итак, не рассматривать зрителя как "элемент внешнего мира", а
реально интегрировать его в театральный проект - вот задача, которую можно
решить с помощью стратегии CRM в Алтайском краевом театре драмы сегодня..
Концепция управления взаимоотношениями со зрителями объединяет все возможности
контакта с аудиторией: управление продажами, поддержку зрителей, выпуск новых
спектаклей и фестивальных проектов, а также управление маркетингом и
организациею промоушна и рекламы.
Процесс планирования маркетинга взаимоотношений со зрителями для театра в
рамках предложенной концепции включает следующие этапы.
1. Анализ зрительской аудитории театра (идентификация зрителей и типов их
поведения). Этому этапу соответствует процесс привлечения различных групп
зрителей и анализ причин потери какой-то части постоянных зрителей.
Анализируются также зрительские реакции на стимулирующие инициативы со стороны
маркетингового менеджмента. Результатом является перепозиционирование групп
зрителей, которые требуют наибольшего внимания.
2. Разработка зрительской стратегии театра. Ей соответствует процесс
более узкой и точной персонификации групп зрителей, которыми необходимо
управлять особыми способами. Здесь результатом могут стать сформированные
стратегии управления взаимоотношениями с каждой целевой группой зрительской
аудитории.
3. Разработка маркетинговой стратегии театра. На данном этапе
разрабатываются репертуарная, ценовая и рекламная стратегии, а также стратегия
продвижения спектакля и маркетинговых коммуникаций. Запланированный результат -
согласованный набор маркетинговых стратегий для каждого сегмента,
соответствующее распределение ресурсов.
4. Политика управления зрительской аудиторией театра. На данном этапе
анализируются варианты взаимоотношений со зрителями (телемаркетинг,
послепродажное или постсобы-тийное обслуживание, реклама, директ-маркетинг),
которые будут использоваться для достижения задач маркетинга-микс. Ожидаемый
результат - верификация целей и рабочих процессов по каждому каналу коммуникации.
5. Реализация. Завершающий этап включает планирование и анализ отклонений
от плана. Результатом должна прибыль как итог проделанной работы. Кроме того,
CRM дает возможность, основываясь на постоянно обновляемой информации о
контактах со зрителями, о посещениях представлений или спектаклей, научиться
анализировать структуру зрительской базы по целому ряду характеристик, в том
числе по одной из ключевых - эффективности конкретного зрителя.
В результате внедрения предлагаемой концепции в 2006 году предполагаются
следующие дополнительные объемы выручки чистой прибыли Алтайского краевого
театра драмы, отраженные в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Дополнительные показатели от внедрения маркетинговой стратегии Алтайского
краевого театра драмы, тыс. руб.
Показатели
|
Годы
|
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Всего
|
Дополнительные доходы
|
340
|
297
|
308
|
305
|
318
|
333
|
360
|
2261
|
Дополнительные затраты
|
320
|
278
|
267
|
287
|
299
|
298
|
332
|
2081
|
Дополнительная прибыль от
продаж
|
20
|
19
|
41
|
18
|
19
|
35
|
28
|
180
|
Дополнительный налог на прибыль
|
5,6
|
5,32
|
11,48
|
5,04
|
5,32
|
9,8
|
7,84
|
50,4
|
Дополнительная чистая
прибыль
|
14,4
|
13,68
|
29,52
|
12,96
|
13,68
|
25,2
|
20,16
|
129,6
|
Как видно из таблицы 3.1 реализация маркетинговой стратегии приведет к
появлению общей прибыли в размере 129,6 тыс. руб. за 7 лет ее внедрения. Таким
образом, внедрение маркетинговой стратегии благоприятно скажется на финансовом
состоянии театра.
В рамках предлагаемой стратегии Алтайского краевого театра драмы следует
концентрироваться на удержании эффективных зрителей и увеличении их численности,
одновременно оптимизируя работу с малоприбыльными категориями. Данная концепция
взаимоотношений изначально предполагает долгосрочное и устойчивое
сотрудничество в рамках целостности системы "театр - зритель".
Задача руководства театра, с точки зрения театрального проекта,
заключается в повышении заполняемости залов, снижении затрат на рекламные и
маркетинговые издержки, более эффективном распространении билетов и постоянном
"ведении" зрителя вне фестиваля.
Это становится возможным благодаря современным CRM-технологиям, новым
методам, которые способны помочь грамотно выстроить партнерские отношения с
помощью следующих действий.
1. Формирование базы данных по истории развития проекта и дневника
контактов со зрителями; определение их социального и культурного статуса,
финансовых возможностей (деятельность контрактного центра). Сюда входит
структурирование и постоянная актуализация базы, ее персонификация и первичная
сегментация.
2. Обслуживание зрителей - планирование и организация всей работы со зрителями,
включающее ведение статистики посещений (подсчет обращений в кассы и к
агентам).
3. Автоматизация работы касс, совершенствование деятельности агентов и
распространителей билетов (групповая работа со зрителями и совместная
деятельность удаленных агентств по продаже билетов, Интернет-продажи).
4. Управление организацией репертуара и продажами (цикличность
составления репертуара, его планирование, статистика посещений, география
спектаклей, история постановок, генерация и составление аналитического отчета).
5. Телемаркетинг (телефонные продажи билетов и абонементов и телефонный
сервис) - "легендирование" стандартных ответов на вопросы и сценариев
разговоров, сбор статистики. Под "легендированием" в системе
телемаркетинга понимается разработка разветвленных блок-схем с формализованными
вариантами ведения телефонных переговоров оператором по принципу "вопрос -
ответ - вопрос". Вследствие развития высоких технологий традиционные
call-центры все чаще трансформируются в так называемые контакт-центры (Contact
Centre), интегрированные с интернетом. Операторы call-центров координируют свою
работу, используя интернет-сайты, электронную почту, факсимильные и
SMS-сообщения, WAP, GPRS-протоколы - это современные инструменты развития CRM в
условиях высококонкурентного, агрессивного рынка.
6. Управление процессами продаж (сбор информации о зрителях, партнерах,
агентах, а также о конкурентах).
7. Управление ассоциациями, компаниями, театральными фестивалями
(представляет собой рассылку предложений по новым и старым зрительским
контактам, потенциальным зрителям, партнерам).
8. Интернет-бизнес (виртуальная бизнес-площадка или сеть, включающая сайт
и т. д.).
9. Организация интерактивной системы самообслуживания зрителей в реальном
времени (это дает зрителям возможность получить информацию, организовать
запросы, заказать и купить билеты, отредактировать информацию о себе в базе
данных).
Таким образом, концепция управления взаимоотношений со зрителями для
Алтайского краевого театра драмы - это не просто набор маркетинговых инструментов,
а новый стиль устойчивого развития театра, основой которого является
ориентированный на зрителя подход.
3.2 Направления по государственной поддержке предприятия
На мой взгляд, единственно реальным способом активизации Алтайского
краевого театра драмы является создание Банка культуры или Фонда развития
культуры на территории города Барнаула как направления государственной
поддержки театра. Банк культуры в отличие от обычного банка мог бы иметь
льготную тарифную ставку, а образующаяся разница между льготной и
средневзвешенной ставками через Фонд культуры и искусства направлялась на
поддержку мероприятий Алтайского краевого театра драмы, а также ряда других
театров города. В качестве одного из учредителей можно рассматривать
Министерство культуры Алтайского края при соответствующей поддержке
законодательной и исполнительной властей.
Основной целью создания целевого внебюджетного Фонда развития культуры и
искусства в городе Барнауле явилась бы финансовая поддержка инновации в области
театрального, музыкального, изобразительного искусства, народного творчества,
культурно-просветительской и образовательной деятельности Алтайского краевого
театра драмы, а также ряда других театров города. Фонд мог бы существовать либо
в форме юридического лица, либо не являться юридическим лицом и аккумулировать
средства на специальном счете Министерства культуры Алтайского края. В качестве
источников формирования Фонда могли бы выступить добровольные пожертвования
юридических и физических лиц, доходы, полученные в виде процентов от размещения
временно свободных средств Фонда на депозитных счетах в Банке культуры, иных
Банках и других кредитных учреждениях и т.д.
В условиях отсутствия традиций финансовой поддержки культуры со стороны
богатых людей наиболее сложным является создание властными государственными
структурами Барнаула механизмов стимулирования спонсорства и меценатства. От
сложившейся практики благотворительности в городе Барнауле, в которой
доминирует "обязаловка" властей, следует переходить к современным
формам сотрудничества бизнеса и культуры. Создание новой модели отношений
"бизнес - культура" возможно лишь в случае провозглашения на самом
высоком уровне тезиса "культура выступает как фактор развития территории
Алтайского края". Этот тезис зиждется на следующих положениях:
1. Сфера культуры и искусства прямо и косвенно влияет на экономику
Алтайского края. Прямое экономическое влияние проявляется в создании конкретных
рабочих мест в отрасли и стимулировании развития других отраслей: туризма,
образования, индустрии развлечений. Например, культурная
"продвинутость" Алтайского края, значительные достижения в развитии
сферы культуры во многом определяются удачным выбором ее основной составляющей
- туризма. Анализ динамики источников финансирования Алтайского края
показывает, что основными тенденциями финансового обеспечения сферы культуры и
искусства края являются:
- значительное увеличение за последние годы (до 21%) темпов роста
собственных доходов учреждений культуры, во многом благодаря активной политике
культурного туризма;
- всемерная работа с программами как адекватным методом управления сферой
культуры на современном этапе;
- активное привлечение спонсорских средств и грантов, как следствие
профессионального подхода к фандрайзингу.
Поэтому в стратегическом плане целесообразней рассматривать культуру как
основной источник развития индустрии развлечений, образования и СМИ.
Косвенное экономическое влияние культуры и искусства проявляется в том,
что деловая культура формируется под влиянием трех факторов: национальной
культуры, организационной культуры и стиля руководства. Культура и искусство
аккумулируют те базовые ценности, которые определяют облик бизнес-сообщества.
2. Социальное влияние культуры как более известная субстанция находит
свое выражение в обогащении среды и раскрытии творческого потенциала людей.
Значимое место в структуре расходов Министерства культуры Алтайского края
занимают ассигнования на развитие поддержки художественного образования. В этих
учреждениях уровень собственных доходов невелик, например, в 2004/2005 учебном
году в детские музыкальные и художественные школы республики поступило всего
26569,9 тыс. руб., доходы от основных видов деятельности составили 1891,2 тыс.
руб., или 7% от расходов, прочие доходы и поступления, спонсорские средства -
239,7 тыс. руб.
Средства распределяются по-разному, в одних - остаются полностью в
собственном распоряжении, в других - поступают в бюджет органа местного
самоуправления. Таким образом, каждым органом местного самоуправления эта доля
в соответствии с законом определяется самостоятельно, с учетом культуры самих
чиновников и рассмотрения ими культуры как фактора развития территорий, или как
результата социально-экономического развития.
В рамках действующего законодательства, ограниченного платежеспособного спроса
и существующей в большинстве учреждений организационной культуры ситуация с
платными услугами в сфере художественного образования подлежит на мой взгляд на
некоторое время консервации.
Таким образом, создание Банка культуры в городе Барнауле является весьма
эффективным направлением государственной поддержки Алтайского краевого театра
драмы.
Кроме того, можно выделить несколько конкретных направлений
государственного фиксирования и поддержки Алтайского краевого театра драмы со
стороны руководства Алтайского края. К основным из них можно отнести следующие
мероприятия, отраженные в таблице 3.2
Таблица 3.2
Направления государственной поддержки Алтайского краевого театра драмы
№ п\п
|
Наименование направления
|
Ориентировочная сумма, тыс.
руб.
|
1
|
Проведение мероприятий по
социальному заказу со стороны администрации города Барнаула и Алтайского края
|
178
|
2
|
Проведение концертных
программ краевого и городского уровня
|
190
|
3
|
Целевые мероприятия для
государственных учреждений города с показом спектаклей
|
190
|
4
|
Творческие встречи артистов
театра
|
230
|
5
|
Тесное сотрудничество с
ВУЗами города Барнаула через договорную систему
|
221
|
6
|
Работа с малоимущими и
социально- незащищенными слоями населения города через отделы социальной
защиты администрации города
|
250
|
7
|
Договоры о сотрудничестве с
войсками РФ на шефской основе
|
140
|
8
|
Премьерные спектакли и
новые постановки
|
178
|
9
|
Проведение концертов с
участием звезд российской эстрады
|
190
|
10
|
Ежегодное проведение
студенческих театральных фестивалей, джазовых концертов, фестивалей «Звезды
Алтая»
|
350
|
|
ИТОГО
|
2117
|
Таким образом, как видно из табл. 3.2 предполагаемый объем
государственной поддержки театра на 2006 год составит сумму 2117 тыс. руб.
В таблице 3.3 представлена характеристика предлагаемых направлений
государственной поддержки Алтайского краевого театра драмы на 2006 год
Таблица 3.3
Примерный перечень мероприятий в рамках государственной поддержки
Алтайского краевого театра драмы
№ п\п
|
Наименование мероприятия
|
Предполагаемое число
зрителей, чел.
|
Предполагаемый доход, руб.
|
1
|
Концерт «Звезды Алтая»
03.03.06
|
383
|
40620
|
2
|
Фестиваль «Алтайская весна»
с 30.04.06 по 04.05.06
|
1329
|
42300
|
3
|
Спектакль «Слишком женатый
таксист» для отдела социальной защиты Администрации города 04.06.2006
|
553
|
25000
|
4
|
Краевое родительское собрание
с показным спектаклей «Любовь втроем» 25.11.2006
|
300
|
15000
|
5
|
Алтайский джазовый
фестиваль с 28.03 06 по 30.03 06
|
1215
|
13250
|
6
|
Спектакль «Неуловимый
фунтик» для ОРИДИ (06.01.06)
|
300
|
60000
|
7
|
Рождественский джазовый бал
(07.01.06)
|
526
|
83190
|
|
ИТОГО
|
-
|
279360
|
Таким образом, проведение мероприятий в рамках государственной поддержки
позволит получить театру дополнительный доход в сумме 279360 руб. в 2006 году.
Руководством Алтайского краевого театра драмы был разраьотан
перспективный план мероприятий, направленных на повышение доходов от основной
деятельности театра на 2005 год.
Таблица 3.4
Сравнительная таблица доходов от спектаклей за 2004 и 2005 годы
Месяц
|
2004 год
|
2005 год
|
|
Дневные спектакли
|
Вечерние спектакли
|
Дневные спектакли
|
Вечерние спектакли
|
январь
|
223440
|
459550
|
281260
|
519410
|
Окончание табл. 3.4
|
февраль
|
|
614130
|
0
|
474320
|
март
|
|
553020
|
15040
|
640500
|
апрель
|
|
440690
|
0
|
593180
|
Май
|
|
408740
|
0
|
372380
|
июнь
|
|
108500
|
|
140000\154000
|
июль
|
|
0
|
|
80000\88000
|
август
|
|
0
|
|
0
|
сентябрь
|
|
207340
|
|
150000\165000
|
октябрь
|
|
484680
|
|
400000\440000
|
ноябрь
|
|
758690
|
|
600000\660000
|
декабрь
|
186640
|
406510
|
|
528000\581000
|
ИТОГО
|
410080
|
4441850
|
296300
|
4497790\4687790
|
ВСЕГО
|
4851930
|
4794090\4984090
|
Таким образом, план году 5 месяцев в 2005 году выполнен на 111 % при плане
2602000 руб., факте 2896090 руб.
Предположим, что в 6 и 7 месяце план будет выполняться такими же темпами,
то есть на 110 %.
Средняя посещаемость спектаклей за 2003 и 2004 оды сложилась на уровне 60
%, средняя цена на билеты : дневные : 80 руб, вечерние - 126 руб.
Рассчитаем предполагаемый доход от внедрения мероприятий на 2005 год при
средней наполняемости зала 60 %, средней цены на билет: дневные : 80 руб.,
вечерние - 126 руб., а также при условии, что количество спектаклей останется
прежним, то есть равным 186.
Таблица 3.5
Предполагаемый доход от внедрения мероприятий на 2005 год
Месяц
|
Количество спектаклей, 2005
год
|
Зрители, 60 %
|
Средняя цена дневных - 80
руб.
|
Средняя цена вечерних - 126
руб.
|
ИТОГО
|
январь
|
10\13
|
2500\3500
|
200000
|
441000
|
641000
|
февраль
|
18
|
4600
|
-
|
579600
|
579600
|
март
|
19
|
4800
|
-
|
604800
|
604800
|
апрель
|
18
|
4500
|
-
|
567000
|
567000
|
май
|
22
|
5500
|
-
|
693000
|
693000
|
июнь
|
10
|
2500
|
-
|
175000
|
175000
|
июль
|
22
|
3000
|
-
|
120000
|
120000
|
Окончание табл. 3.5
|
август
|
0
|
0
|
-
|
-
|
-
|
сентябрь
|
6
|
1500
|
-
|
189000
|
189000
|
октябрь
|
16
|
4800
|
-
|
604800
|
604800
|
ноябрь
|
20
|
5000
|
-
|
630000
|
630000
|
декабрь
|
10\12
|
2500\3000
|
200000
|
378000
|
578000
|
ВСЕГО
|
186
|
47700
|
400000
|
4982200
|
5382200
|
Таким образом, мы имеем три варианта предполагаемой выручки по билетам
при внедрении мероприятий:
1. 4794090 и- при условии выполнения первых 5 месяцев 2005 года по
факту, а 6-7 месяца - на 100%
2. 4984090 руб. - при условии выполнения плана 2005 года на 110%
3. 5382200 руб. - при условии наполняемости зала 60 %, средней цене
билета : дневные: 80 р, вечерние - 126 руб.
План, разработанный по 3 варианту является наиболее оптимальным для
Алтайского театра драмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения дипломной работы была достигнута ее основная цель и
решены все задачи, оставленные во введении. В заключении сделаем несколько
общих выводов по работе.
Понятие “культура” означает исторически определенный уровень развития
общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах
организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных
и духовных ценностях.
Задачи культуры - совокупность ролей, которые выполняет культура по
отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в
своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее
приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий)
осуществления коллективной жизнедеятельности людей.
Культура представляет собой многофункциональную систему. Главная
задача феномена культуры человеко-творческая, или гуманистическая. Все
остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее. Задачу
трансляции социального опыта нередко называют задачей исторической
преемственности, или информационной. Задачу трансляции социального опыта
нередко называют задачей исторической преемственности, или информационной.
Регулятивная задача культуры связана, прежде всего, с определением
различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей.
Семиотическая или знаковая задача, представляя собой определенную знаковую
систему культуры, предполагает знание, владение ею. Ценностная, или
аксиологическая задача отражает важнейшее качественное состояние культуры.
При оценке искусства и культуры необходимо использовать ряд показателей,
которые будут характеризовать состояние объектов искусства и культуры в
динамике.
По большинству показателей культуры и искусства в городе Барнауле, можно
сделать вывод об упадке культурного уровня в 2004 году по сравнению с 2003
годом. На основании проведенных исследований необходимо реализовать мероприятия
по развитию культурно- духовной сферы в городе Барнауле.
В ближайшее десятилетие стране грозит увеличивающееся отставание от
развитых стран в широком использовании имеющегося культурного потенциала, во
внедрении новых информационных средств, в активизации модернизационных
процессов в обществе, т.е. постепенное снижение общего культурного уровня
представителей трех поколений: учащихся, которые будут в дальнейшем нести
ответственность за социальное и экономическое состояние страны; взрослого
работающего населения, которое сегодня занято в системе общественного
разделения труда и функций, и старшего, культурный потенциал которого уже
сегодня оказывается невостребованным.
Кризисные явления в сфере культуры усугубляются как в связи с
недостаточным государственным финансированием, так и в связи с неэффективностью
существующих механизмов расходования бюджетных средств. Государственные
ассигнования в настоящее время направляются преимущественно на финансирование
существующей бюджетной сети, которое осуществляется по сметному принципу.
Одним из таких примеров выступает Алтайский краевой театр драмы, взятый в
качестве объекта исследования в рамках данной дипломной работы.
Алтайский краевой театр драмы - это старейший театр на Алтае, один из
крупнейших театральных коллективов Западной Сибири. Организован в ноябре 1921
года на основе слияния лучших профессиональных театральных сил края в труппу
Первого Государственного театра.
В театральном сезоне 1999-2005 гг. Алтайский краевой театр драмы имеет в
репертуаре около 20 постановок, и в своем творчестве ориентируется на лучшие
образцы русской и зарубежной классики: "Три сестры" А.П. Чехова,
"Счастливый день" и "Свои люди - сочтемся" А.Н.
Островского, "Тартюф" Ж.-Б. Мольера, "Деревья умирают стоя"
А. Касона.
В своей деятельности Алтайский краевой театр драмы руководствуется
Законом о культуре, Гражданским кодексом РФ и Уставом, а также другими
нормативными актами РФ и Алтайского края.
Учредителем театра является Алтайский край в лице Министерства
имущественных отношений Алтайского края. Театр находится в отраслевом
подчинении Министерства культуры Алтайского края.
Целью деятельности театра является формирование и удовлетворение
потребностей населения Восточно- Сибирского региона в сценическом искусстве,
развитие театра, как вида искусства и искусства в других регионах России и за
рубежом.
Предметом деятельности театра является создание и прокат спектаклей
Управление театром осуществляется в соответствии с законодательством РФ и
Уставом театра.
Художественный руководитель - директор является высшим должностным лицом,
который назначается и освобождается от должности Министерством культуры
Алтайского края по согласованию с Министерством имущественных отношений
Алтайского края.
Результаты анализа баланса позволяют сделать вывод, что в 2002 году
предприятие было относительно стабильно, однако в 2003 году, а тем более в 204
году большинство статей баланса предприятия практически стало равно 0, что
является отрицательной тенденцией и свидетельствует об ухудшении финансового
состояния театра в 2004 году.
Показатели фиансово- экономической деятельности театра свидетельствуют об
отрицательном финансовом состоянии театра, особенно об его ухудшении к 2004
году. Так чистая прибыль театра в 2002 и 2004 годах составила отрицательное
значение.
Среднесписочная численность работников, занятых театрально- зрелищной
деятельность в 2003 году составила 122 человека.
За 2003 год было показано спектаклей при плане 172 фактически 177
спектаклей, что составило к плану 103 %. Число зрителей при плане 54,4 тыс. руб.
фактически составило 54,8 тыс. , что составило к плану 101 %. Вместимость
зрительного зала с учетом произведенного капитального ремонта - 416 мест,
средняя наполняемость зала - 250 мест. Средняя цена билета на вечерни спектакли
- 116 руб., средняя цена билета на дневной спектакль - 67 руб.. Стоимость
аншлага - 47,4 тыс. руб.
Дебиторская задолженность по состоянию на 0.101.2004 составила в сумме
650,6 тыс. руб.. Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2004
составила в сумме 225,7 тыс. руб..
В 2003 году наибольшую долю выручки собрал спектакль «Люми» (20%), а
наименьшую - Елена Премудрая (5%).
Среднесписочная численность работников, занятых театральной деятельностью
в 2004 году составила 126 человек.
В течение 2004 года было показано 186 спектаклей при плане 182, что
составило к плану 104 %.
Средняя наполняемость зала 274 места или 65 %.
Средняя цена билета на вечерние спектакли составила 122 руб., на дневные
- 80 руб.
В 2004 году выпущено 7 новых спектаклей.
Получено из бюджета на новые постановки 1417,3 тыс. руб.
Получено доходов от премьерных спектаклей 2570,9 тыс. руб.
Средняя продолжительность проката спектаклей 2-3 года.
Дебиторская задолженность на 01.01.2005 уменьшилась по сравнению с
дебиторской задолженностью на 01.01.2004 на 267,1 тыс. руб. и составила 383,4
тыс. руб..
Кредиторская задолженность на 01.01.2005 составила 145,4 тыс. руб., что
на 80,3 тыс. руб. меньше, чем на 01.01.2004.
При анализе основных средств театра следует отметить, что рост отдачи и
снижение фондоемкости в 2004 году характеризует улучшение использования
основных средств театра в 2004 году по сравнению с 2003 годом.
Ликвидность предприятия при вертикальном анализе можно охарактеризовать
положительно, так как значения коэффициентов соответствуют нормативным.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности театров в городе Барнауле за
11 месяцев 2005 г. показывает, что существует большой разброс показателей
удельного веса собственных средств.
Театры города далеко не в полной мере используют свои возможности для
качественного удовлетворения потребительских вкусов и улучшения своего
финансового состояния.
Существующая унификация театров в рамках репертуарного театра
обусловливает определенную узость репертуара. Решение проблемы
невостребованности актеров, режиссеров, художников и более активная политика
обновления репертуара театров связаны с поиском и использованием новых более
динамичных моделей организации театральной деятельности.
В рамках третьей главы дипломной работы предложена маркетинговая
стратегия привлечения зрителей театра.
В рамках предлагаемой стратегии Алтайского краевого театра драмы следует
концентрироваться на удержании эффективных зрителей и увеличении их
численности, одновременно оптимизируя работу с малоприбыльными категориями.
Данная концепция взаимоотношений изначально предполагает долгосрочное и
устойчивое сотрудничество в рамках целостности системы "театр -
зритель".
Задача руководства театра, с точки зрения театрального проекта,
заключается в повышении заполняемости залов, снижении затрат на рекламные и маркетинговые
издержки, более эффективном распространении билетов и постоянном
"ведении" зрителя вне фестиваля.
Это становится возможным благодаря современным CRM-технологиям, новым
методам, которые способны помочь грамотно выстроить партнерские отношения.
Реализация маркетинговой стратегии приведет к появлению общей прибыли в
размере 129,6 тыс. руб. за 7 лет ее внедрения. Таким образом, внедрение
маркетинговой стратегии благоприятно скажется на финансовом состоянии театра.
Единственно реальным способом активизации Алтайского краевого театра
драмы является создание Банка культуры или Фонда развития культуры на
территории города Барнаула как направления государственной поддержки театра.
Кроме того, можно выделить несколько конкретных направлений
государственного фиксирования и поддержки Алтайского краевого театра драмы со
стороны руководства Алтайского края. Предполагаемый объем государственной
поддержки театра на 2006 год составит сумму 2117 тыс. руб.
Проведение мероприятий в рамках государственной поддержки позволит
получить театру дополнительный доход в сумме 279360 руб. в 2006 году.
Разработанные в рамках дипломной работы концепции улучшения финансового
состояния театра были приняты его руководством к сведению и дальнейшей
реализации в практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.
2. Гражданский кодекс РФ
3. Федеральный закон РФ от
14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных
предприятиях»
4. Федеральный закон РФ от
8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц»
5. Постановления Правительства РФ от
5.01.1998 г. № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в
федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых
помещений»
6. Постановления Правительства РФ от 30.06.1998
г. № 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от
использования федерального имущества»
7. Постановления Правительства РФ от
3.07.1998 г, № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения
Реестра федерального имущества»
8. Постановления Правительства РФ от
9.09.1999 г. № 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и
приватизации в Российской Федерации»
9. Постановления Правительства РФ от
4.10.1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей
федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской
Федерации в органах управления открытых акционерных обществ
10. Постановления Правительства РФ от
11.01.2000 г. № 23 «О реестре показателей экономической эффективности деятельности
федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных
обществ, акции которых находятся в федеральной собственности
11. Постановления Правительства РФ от
16.03.2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей
федеральных государственных унитарных предприятий
12. Распоряжения
Мингосимущества РФ от 16.02.2000 г. № 189-р «Об утверждении Примерного
контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия
13. Распоряжения
Минимущества РФ от 7.06.2002 г. № 1424-р «Об утверждении Примерного положения о
комиссии федерального органа исполнительной власти по анализу эффективности
деятельности федеральных государственных унитарных предприятий»
14. Приказ
Минэкономразвития РФ, Минимущества РФ и МНС РФ от 18.09.2001 г. №
320/208/БГ-3-21/355-а «Об утверждении Порядка определения и перечня показателей
экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных
предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в
федеральной собственности.
15. Абрютина М.С. Анализ финансово-экономической
деятельности предприятий: Учеб. пособ./ М.С. Абрютина, А.В. Грачев.-2-е изд.,
испр.- М.:Дело и сервис, 2003.- 256 с.
16. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб.
пособ.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 456с.
17. Ахмедуев А. Казенные
предприятия: функции, критерии и механизм хозяйствования // Экономист. - 2003.
- №9. - С. 56
18. Ахмедуев А. Механизм
хозяйствования государственных и муниципальных предприятий// Экономист. - 2004.
- №10. - С. 23
19. Бабиков М.М. Правовые проблемы
реализации государственной собственности.- Иваново , 2003. - 452 с.
20. Баканов М.И., Шеремет А.Д.
Теория экономического анализа. - 4-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2003. -
352 с.
21. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов
хозяйствующего субъекта/ И.Т. Балабанов.- М.: Финансы и статистика, 2003.-
112с.: ил.
22. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы - М.: ИНФРА-М, 2002. -
298с.
23. Бородина Е.И. Финансы предприятий: Учебное пособие. -
М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002 - 208с.
24. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. -
М.: Инфра- М, 2002. - 392 с.
25. Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской ( финансовой)
отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Г. Фомина.-
СПб.: Герда,2002.-288с.
26. Вахрин П. И. Финансовый анализ в коммерческих и
некоммерческих организациях : Учеб.пособ. /П.И. Вахрин.- М.: Маркетинг,2002.-
319с.
27. Виртянский В. Правовое
положение государственных и муниципальных предприятий // Журнал российского
права. - 2004. - №10-11
28. Витрянский В. Эти загадочные
унитарные предприятия // Экономика и жизнь. - 2004. № 32-33
29. Донцова Л. В. Комплексный анализ бухгалтерской
отчетности/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова.- 3- е изд., перераб.,доп.- М.: Дело
и сервис,2002.- 304 с.
30. Ефимова О.В. Финансовый
анализ. - 3 изд., переаб., доп. - М.: Бух. учет, 2003. - 351 с.
31. Идрисов А. Б. Стратегическое планирование и анализ
эффективности инвестиций / А.Б. Идрисов, С.В. Картышев, А.В. Постников.- 2-е
изд.,стереотип.- М.: Филинъ,2003.-272 с.
32. Ковалев А.И., Привалов В.П.
Анализ финансового состояния предприятия. - 2 изд., пераб., доп. - М.: Центр
экономика и маркетинга, 2002. - 188 с.
33. Ковалев А. И. Анализ финансового состояния
предприятия / А.И. Ковалев, В.П. Привалов.- 4-е изд.,испр.,доп.- М.:Центр
экономики и маркетинга,2002.- 208 с.
34. Кожинов В.Я. Бухгалтерский
учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. -М.:
Экзамен, 2002. - 319 с.
35. Кошкина Г.М. Финансы
предприятия: Тексты лекций. - Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. - 150 с.
36. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые
ситуации и тесты. - М.: Дело и сервис, 2003. - 111с.
37. Крылов Э.И. Анализ эффективности инвестиционной,
инновационной, финансовой и хозяйственной деятельности предприятия / Э.И.
Крылов.- СПб.: Гос. ун-т экон. и финансов,2001.- 356с.
38. Любушин Н.П., Лещева В.Б.,
Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.:
ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 471 с.
39. Лялин В.А. Финансовый менеджмент / В.А. Лялин, П.В.
Воробьев.- М.: Д и С, 2000.- 405 с.
40. Савицкая Г.В. Анализ
хозяйственной деятельности предприятия. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: ИНФРА-М,
2003. - 344 с
41. Справочник финансиста
предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. - 2 изд., доп.,
переаб. - М.: Инфра- М, 2003. - 558с.
42. Тренев Н.Н. Предприятие и его структура. Диагностика.
Управление. Оздоровление: Учеб. пособ. / Н.Н. Тренев.- М.: Приор,2002.- 240 с.
43. Управление организацией : Учеб. / Под ред. А.А.
Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд.,перераб.,доп.- М.: Инфра
-М ,2000.- 669 с.
44. Финансовая стратегия предприятия в современных
условиях / О.В. Терещенко,Е.В. Титаев,А.С. Белый и др.- Новосибирск:
НГТУ,2003.- 149с.
45. Финансовый менеджмент: теория и практика/ Под ред.
Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2003. - 267 с.
46. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. -
М.: Финансы и статистика, 2001. - 384 с
47. Шевченко В.А. Несостоятельность производства и его
оздоровление / В.А. Шевченко.- М.: Дело и сервис,2002.- 257 с.
48. Шеремет А.Д Методика финансового анализа / А.Д.
Шеремет, Р.С. Сайфулин.- М.: Инфра- М,2002.-256 с.
49. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. пособ. / Под ред.
А.П. Градова.- 3-е изд.,испр.- СПб.: Спецлит,2002.- 589 с.
50. Экономика предприятия : Учеб. пособ. / В.В. Бузырев,
Т.А. Иващенцева, А.Г. Кузьминский и др.- Новосибирск: НГАСУ,2003.- 312 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|