Бюджетирование в МУП "ПТК "Орскгортранс"
Бюджетирование в МУП "ПТК "Орскгортранс"
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетирование является
первым этапом разработки системы регулярного экономического управления и
способствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, что
позволяет значительно снизить их объем и потребность в них, себестоимость и
повысить конкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить
бюджетирование как важнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным
управлением всеми хозяйственными операциями, направленное на координацию
экономических процессов предприятия и, как следствие, на повышение его
конкурентоспособности. Таким образом, аргументирована необходимость
бюджетирования для различных структур, составляющих финансово-экономическую
систему государства, этим и определяется актуальность выбранной темы.
Для того чтобы построить
на предприятии систему бюджетного управления, необходимо заложить методологию
управления финансами. Сначала прорабатываются и регламентируются структура
центров финансового учета компании, структура бюджетов и другие важные
методологические области. Далее наступает черед автоматизации, который
заключается в выборе и внедрении программного решения, которое станет надежным
инструментом поддержки построенной системы управления финансами компании.
Первым шагом в нелегком пути построения системы бюджетирования может стать
теоретическая и практическая подготовка специалистов предприятия по вопросам
постановки и автоматизации бюджетирования. Для этих целей разработана
специальная программа обучения.
Управление предприятием
невозможно без финансового планирования работы предприятия, а также контроля за
выполнением разработанных финансовых планов. Поэтому планирование и контроль
результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета
как основного инструмента гибкого управления и служащего для обеспечения
достоверной информацией. В нём отражаются результаты планирования и контроля в
виде определённых финансовых данных. С его помощью разрабатывается стратегия
эффективного развития предприятия в условиях конкуренции, а также
неопределённости в условиях рыночной экономики и он служит важным инструментом
достижения его целей.
Таким образом, бюджет представляет собой, выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.
Поэтому система
бюджетирования является одним из инструментов финансовой политики направленной
на более эффективное управление организацией.
Что же компания получает
в итоге?
Финансовые потоки
компании становятся для руководителя прозрачными. Вы имеете возможность
определять приоритеты платежей; отслеживать и контролировать финансовые
результаты деятельности компании в целом и по отдельным центрам финансовой
ответственности; планировать движение денежных средств и движение
товарно-материальных ценностей; планировать доходы и расходы компании; строить
и оценивать внутренние показатели ликвидности и рентабельности компании и
отдельных ее бизнесов. Компания получает возможность осмысленно двигаться к
поставленным целям.
Объектом исследования
дипломной работы является МУП «ПТК «Орскгортранс», которое занимается
пассажирскими перевозками.
Предметом исследования
является процесс бюджетирования в организации.
Цель дипломной работы –
исследование методологических аспектов бюджетирования для повышения
эффективности работы организации, анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и
принципы финансового планирования;
- сформулировать основные
принципы, функции бюджетирования;
- исследовать систему
бюджетирования на примере конкретного хозяйствующего субъекта;
- выполнить оценку
бюджетирования и определить перспективы развития системы бюджетирования на МУП
«ПТК «Орскгортранс».
В работе
используются методы: приёмы определения потребностей в финансовых и других
ресурсах, определения структуры источников финансирования, а также нормативный
метод.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1
Понятия бюджетирования и его роль в деятельности предприятия
Бюджетирование
— это, с одной стороны, процесс, составления финансовых планов и смет, а с
другой — управленческая технология, предназначенная для выработки и повышения
финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений.
Основным
объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие или фирма, а именно
бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В качестве объекта
финансового планирования могут выступать производство и сбыт продуктов одного
или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по
сегментам рынка. В одной компании одновременно может существовать несколько
видов бизнеса, переплетающихся и взаимосвязанных друг с другом технологически,
организационно, финансово. Бюджетирование позволяет управлять финансами, как
отдельного бизнеса, так и предприятия в целом, определяя набор видов бизнеса,
сроки и направления реструктуризации и т. п.
Бюджетирование
— это технология финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов,
получаемых от бизнеса на всех уровнях управления, которая позволяет анализировать
прогнозируемые и полученные финансовые показатели.
Бюджет —
это финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации,
позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты в
финансовых терминах на предстоящий период времени в целом и по отдельным
подпериодам. Отчасти уже поэтому в высокоразвитых странах бюджет (финансовый
план) — основа внутрифирменного управления. Соответственно бюджетирование — это
технология составления, корректировки, контроля и оценки исполнения финансовых
планов, а потому бюджетирование превращается в основу основ всех технологий
внутрифирменного управления.
Важно
также представлять себе сферы применения бюджетирования. Как процесс
составления финансовых планов и смет бюджетирование применимо к множеству
объектов: компании или предприятию в целом, отдельному структурному
подразделению (бюджет отдела, цеха, участка и т. д.), программе работ или
функции управления (бюджет коммерческих расходов, бюджет продаж и т.п.),
отдельному контракту или проекту, специально выделенным центрам учета (центры
прибыли, центры затрат и т.п.). При постановке бюджетирования как процесса
важно выбрать объект бюджетирования. Для бюджетирования как управленческой
технологии важно также определить уровни составления и консолидации
(составления сводных бюджетов) бюджетов, соответствующие уровням управленческой
иерархии (бюджеты дочерних компаний, центров финансовой ответственности). При
постановке бюджетирования важно также представлять себе, что универсальных
правил, методов и процедур, строго описанных в экономической литературе или
закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, здесь быть не может.
Бюджетирование — это всегда простор для творчества, поскольку каждое
предприятие, любая большая и малая фирма — уникальны и неповторимы. А значит, и
системы внутрифирменного бюджетирования в них могут быть неповторимыми и
уникальными.
Планирование является
средством достижения целей. В современных условиях планирование становится
центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в
конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее
продуманного плана невозможно.
В западной практике,
говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом «бюджет». Бюджет -
финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся
в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.
Система бюджетов
позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений,
оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути
развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием «разработка
бюджетов» на многих отечественных предприятиях используется термин
«бюджетирование».
Составление бюджетов
преследует следующие цели:
1) Разработка
концепции ведения бизнеса;
2) планирование
финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
3)
оптимизация
затрат и прибыли предприятия;
4)
координация -
согласование деятельности различных подразделений предприятия;
5)
коммуникация -
доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
6)
мотивация
руководителей на местах на достижение целей организации;
7)
контроль и оценка
эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат
с нормативом;
8)
выявление потребностей
в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.
Составление бюджета является
процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции -
бюджетное планирование.
Бюджетирование - создание технологии планирования,
учета и контроля денег и финансовых результатов. Бюджет - это план деятельности
компании за определенный период, выраженный в денежной форме. Он выполняет
различные функции внутрифирменного планирования:
1)
Бюджет как
экономический прогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке
стратегического планирования, и процесс формулировки бюджета, по существу,
является переработкой этих прогнозов.
2)
Бюджет как основа
для контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо
регистрировать фактические результаты деятельности компании. Сравнивая
фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый
бюджетный контроль.
3)
Бюджет как
средство координации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных
показателях план в области производства, закупок сырья или товаров, реализации
продукции, инвестиционной деятельности и т.д.
4)
Бюджет как основа
для постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо
принимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.
Организация работ по
внутрифирменному планированию может быть различна. Обычно различают две схемы
составления бюджетов:
1)
По методу «сверху
вниз» руководство компании определяет цели и задачи, в частности плановые
показатели по прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планы
подразделений.
2)
Метод «снизу
вверх» подразумевает составление бюджетов на уровне подразделений, вынесение их
на рассмотрение руководством, принятие бюджета.
Для того, чтобы
составление бюджета принесло реальную помощь компании, необходимо сравнивать
прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причины несоответствия и
вырабатывать соответствующие решения.
План должен быть основан
на целях, которые необходимо достигнуть в планируемом периоде, другими словами
тактический план - развернутая система конечных целей деятельности предприятия.
Чтобы тактический план
выполнял возложенные на него функции, он должен удовлетворять следующим
требованиям:
1)
гибкость плана
(бюджеты, механизм корректировок);
2)
полнота
планирования (сценарии);
3)
поддержка со
стороны высшего руководства;
4)
комплексность
планирования (подшивки бюджетов);
5)
ответственность
за разработку и выполнение планов;
6)
приоритет текущих
решений перед планом (анализ План-Факт);
7)
точность,
ясность, лаконичность формулировки плана;
8)
участие
исполнителей в разработке плана (несколько пользователей, разграничение прав).
Как и любое явление
бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные особенности.
Достоинства бюджетирования:
1)
оказывает
положительное воздействие ан мотивацию и настрой коллектива;
3)
позволяет
координировать работу предприятия в целом;
4)
анализ бюджетов
позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
5)
позволяет учиться
на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
6)
позволяет
усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
7)
способствует
процессам коммуникаций;
8)
помогает
менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
9)
позволяет
сотрудникам-новичкам понять «направление движения» предприятия, таким образом,
помогая им адаптироваться в новом коллективе;
10)
служит
инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Недостатки
бюджетирования:
1)
различное
восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь
в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и
отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры
обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
2)
сложность и
дороговизна системы бюджетирования;
3)
если бюджеты не
доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически
никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого
воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и
отслеживания ошибок;
4)
бюджеты требуют
от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники
противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к
конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а, следовательно, снижает
эффективность работы;
5)
противоречие
между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь
поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для
повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, -
стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность
достижения целей.
Кроме того, в процессе
бюджетирования предприятие могут подстерегать «подводные камни»:
1)
политические
интриги, которые могут повлиять на распределений ресурсов;
2)
конфликты между
менеджерами подразделений и отделом контроллинга;
3)
завышение
потребностей в ресурсах;
4)
распространение
ложной информации о бюджетах по неформальным каналам.
Недостатки сложившейся системы
планирования и необходимость составления планов (бюджетов):
1)
процесс
планирования затянут по времени, что делает его непригодным для принятия
оперативных управленческих решений;
2)
плановые данные
значительно отличаются от фактических данных;
3)
процесс
планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции;
4)
калькуляция
себестоимости производится на единицу выпуска продукции, а не на единицу
проданной продукции;
5)
не рассчитывается
безубыточности продаж;
6)
невозможно определить
запас финансовой прочности.
Кроме
этого, уже в самом процессе бюджетирования возможно возникновение некоторых
ошибок, вызванных заурядной причиной – «человеческим фактором». Для упрощения
можно разделить их на несколько категорий:
1) Концептуальные.
Мы говорим о бюджетировании как об инструментарии, который используется в
системе управления. Предполагается, что в компании развиты все функции,
присущие данной системе: планирование, организация, мотивация, контроль и
анализ.
Довольно
часто бюджеты не связаны со стратегией развития бизнеса в силу отсутствия такой
стратегии у компании. Это в корне неверно. На момент внедрения системы
бюджетного управления фирма должна иметь хорошо проработанную миссию и
стратегию развития. Причем стратегию важно выбрать в правильном направлении.
Бюджетное
управление необходимо сделать децентрализованным. Начальники подразделений не
должны отвечать за ресурсы, которыми они не распоряжаются и за результаты, на
которые они не влияют. Другими словами, важно правильно определить центры
финансовой ответственности за результаты деятельности. Для этого руководители
всех уровней должны участвовать в разработке бюджетов.
2)
Методологические. Управленческие решения руководство принимает на основании
информации об отклонениях от бюджета. Отклонения рассчитывают как бюджетные
данные минус фактические данные. Фактические можно получить только из
управленческого учета.
Следует
заметить, что бюджеты сами по себе управленческой ценности не представляют.
Важно знать каково отклонение от бюджета, а только потом на основании анализа
этой информации принимать управленческие решения.
Из
вышесказанного можно сделать вывод, что наличие системы управленческого учета -
это необходимое условие функционирования системы бюджетного управления.
Типичной
ошибкой является использование фактических данных бухгалтерского учета.
Информацию, представленную в бухгалтерской отчетности, невозможно использовать
для бюджетного управления по двум основным причинам. Во-первых, она
неоперативная, а во-вторых, в ней отсутствует нужное аналитическое
представление, например, по центрам финансовой ответственности.
Таким
образом, планирование и контроль должны осуществляться только на основе данных
управленческого учета.
3)
Управленческие. Чтобы механизм бюджетного управления эффективно функционировал,
им необходимо управлять. Для этого компания разрабатывает регламенты, которые
содержат правила, последовательность и логику управления. Также регламенты
задают динамику процесса бюджетирования, накапливают в себе опыт компании.
Как правило,
система регламентов в компании состоит из:
- регламента
разработки и внедрения системы бюджетного управления (на этапе создания системы
бюджетного управления);
- регламента
разработки и корректировки бюджетов;
- регламента
текущего управления на основе разработанных бюджетов;
- регламента
улучшения бюджетного процесса.
Правильно
разработанный регламент должен иметь определенный формат. Он включает в себя
назначение, описание и сроки представления как входной, так и выходной
информации, этапы выполнения регламента, перечисление подразделений,
участвующих в управлении, ответственные лица.
Следует
отметить, что регламент разработки и корректировки бюджетов обязательно должен
содержать сроки, когда подразделения получают свои целевые показатели и
ресурсные ограничения. Ведь без этого они не могут начать разработку своих
бюджетов.
Также нужно
обязательно указать сроки, когда подразделения представляют запланированные
бюджеты. Обратите внимание, что такие сроки должны быть оптимальными и продуманными.
Например, при разработке годового бюджета не следует использовать данные,
предоставленные в августе прошедшего года. Ведь за 4 месяца до исполнения
бюджета произойдет много событий, некоторые из которых могут существенно
повлиять на его содержание. К сожалению, подобная практика часто встречается на
российских предприятиях.
Типичной
ошибкой являются частые пересмотры бюджетов или, наоборот, их неизменная форма.
Разрабатывая систему бюджетного управления, нужно обязательно указать, при
каких условиях бюджеты корректируются, и кто именно имеет право это делать. В
одних случаях это может быть менеджер бюджетного процесса, в других - только
Бюджетный комитет.
Принципиальное
руководство бюджетным процессом осуществляет Бюджетный комитет. Его наличие или
отсутствие определяет степень зрелости бюджетирования в компании. В функции
данного комитета входит: преобразование стратегии в тактические планы,
обсуждение и утверждение бюджетов, разработка и постоянное обновление бюджетных
регламентов.
Каждый сотрудник
должен понимать, что бюджеты нужны не для того, чтобы наказывать за их
невыполнение. На их основе необходимо извлекать урок из собственного опыта.
На
предприятии должно регулярно улучшаться качество бюджетного процесса. Все его
участники по окончании бюджетного периода должны анализировать все плюсы и
минусы разработанных бюджетов, вносить изменения в регламенты и бюджетную
модель.
Резюмируя
вышесказанное, следует отметить, что наиболее распространенной ошибкой является
отсутствие организованного бюджетного процесса и управления им.
Система
бюджетного управления является сложным механизмом, и не все, что называют
бюджетированием, является им на самом деле. Тем не менее, сейчас российские
компании активно осваивают эту технологию управления, учась и на собственном
опыте, и на чужих ошибках.
1.2 Виды и
составные элементы процесса бюджетирования
Для удобства работы с бюджетами их обобщают либо по видам
деятельности или по центрам финансовой ответственности. В более широком смысле
бюджеты можно классифицировать на:
1) Срочный бюджет - составляется на период 1 месяц, 1 квартал
и т. п.;
2) Перспективный бюджет. Создаётся для планирования
генерального развития предприятия на период более одного года.
Основные бюджеты взаимосвязаны между собой, чтобы подчеркнуть
эту взаимосвязь, они объединяются следующими названиями: основной бюджет,
генеральный бюджет. Взаимосвязи бюджетов достаточно сложны. Поэтому необходима
чёткая и отлаженная координация всей системы бюджетирования.
Операционные бюджеты.
Бюджет продаж.
В бюджете продаж
указывается прогноз сбыта по видам продукции в натуральном и стоимостном
выражении. Этот бюджет представляет собой прогноз будущих доходов и является
основой для всех остальных бюджетов: в конечном итоге расходы зависят от объема
выпуска, а объем выпуска устанавливается на основе объема реализации.
На базе проведенного
рыночного анализа отделом маркетинга, договорам намерений, договорам купли
продажи, заключенными отделом продаж и поступивших заявок на покупку продукции
формируется бюджет продаж продукции предприятия.
Рис. 1.1 Типовая классификация бюджетов организации
Бюджет продаж
составляется на сроки: 5 – 15 лет перспективный план продаж; 1 - 12 месяцев
тактический план продаж; 10 дней оперативный план продаж.
На основании данного
бюджета составляется план возникновения и погашения обязательств по ГП и план
движения денежных средств (план поступления денежных средств от продажи ГП).
Таким образом, входными
данными для данного бюджета являются:
1) существующие договора;
2) поступившие заявки на приобретение
продукции;
3) рыночный анализ;
4) бюджет остатков готовой продукции.
И на основании этих
данных формируется следующие выходные данные бюджета продаж:
1) бюджет продаж (план продаж по
менеджерам);
2) план возникновения и погашения
обязательств;
3) план поступления и расходования
денежных средств.
Бюджет запасов.
Запасы включают в себя
запасы готовой, незавершенной продукции и материалов. Запасы необходимы
предприятию для бесперебойного функционирования.
Бюджет запасов бывает :
- бюджет входящих
остатков запасов;
- бюджет выходящих
остатков запасов.
Бюджет производства.
В бюджете производства
определяется количество продукции, которое предполагается произвести исходя из
намеченного объема продаж и потребностей в запасах готовой продукции. Бюджет
производства формируется в натуральных показателях и денежном выражении. После
того как сформирован бюджет производства по предприятию производится
формирования бюджетов производства по цехам.
Бюджет производства
составляется на следующие сроки: на год по квартально; на квартал помесячно; на
месяц.
Бюджет потребностей в
материалах.
Бюджет потребностей в
материалах составляют в натуральном и стоимостном выражении. Его цель -
определение количества материалов, необходимых для производства
запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо
закупить в течение планируемого периода. Бюджет потребностей в материалах
составляется в целом по предприятию и по разбивке по цехам.
Бюджет потребностей в
материалах составляется на следующие сроки: на год по квартально; на квартал
помесячно; на месяц.
На основании данного
бюджета составляется план возникновения и погашения обязательств по материалам
и план движения денежных средств (план закупок по материалам).
Бюджет прямых затрат на
оплату труда.
Бюджет прямых затрат на
оплату труда составляйся на базе бюджета производства. Назначение данного
бюджета – определить прямые (переменные) издержки на заработную плату в
соответствии с составленным ранее бюджетом производства.
Для определения плановых
затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции
умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем полученную трудоемкость
выпуска умножают на стоимость 1 чел. (т.е. среднюю часовую тарифную ставку).
Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (видам работ,
участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение
на постоянные и переменные затраты.
Бюджет прямых затрат на
оплату труда составляется на следующие сроки: на год по квартально; на квартал
помесячно; на месяц.
Бюджет
общепроизводственных расходов.
Общепроизводственные
расходы включают в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию
оборудования. Эти затраты могут быть как переменными, так и постоянными.
Назначение данного
бюджета – определить издержки, связанные с теми категориями производственных и
операционных затрат. К числу таких затрат в зависимости от специфики
производства можно отнести: электроэнергия, вода, некоторые материалы.
Бюджет
общепроизводственных расходов составляется на следующие сроки: на год по
квартально; на квартал помесячно; на месяц.
Бюджет цеховой
себестоимости.
Бюджет цеховой
себестоимости продукции сводит воедино затраты на материалы, заработную плату,
организацию и подготовку участков и цехов с учетом изменения запасов
незавершенного производства. Структура бюджета цеховой себестоимости продукции
зависит от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на
предприятии, т.е. от того, включаются ли постоянные затраты в себестоимость
продукции. В любом случае необходимо сохранить разделение на постоянные и
переменные затраты, причем переменные затраты необходимо указать отдельно для
каждого вида продукции.
Затраты на материалы есть
произведение норм расхода материалов на цену этих материалов: исходные данные
берут из бюджета потребности в материалах. Издержки на оплату труда определяют
из бюджета прямых затрат на оплату труда. Общепроизводственные затраты
переносят из соответствующего бюджета, причем если на предприятии применяется
директ-костинг, то на виды продукции эти затраты не распределяют, а включают
общей суммой в себестоимость продукции, реализованной заданный период.
Бюджет коммерческих
расходов.
В бюджет коммерческих
расходов включают издержки текущего характера, связанные с реализацией
продукции, маркетинговой деятельностью (исследование рынка, мероприятия по
стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с потребителями и т.п.).
Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменные:
1) бюджет общехозяйственных расходов;
2) бюджет общехозяйственных
(административных) расходов составляют по тому же принципу, что и бюджет
общепроизводственных расходов;
3) бюджет капитальных вложений.
При наличии, каких либо
инвестиционных проектов на предстоящий бюджетный период разрабатывается бюджет
капитальных вложений. В данном бюджете определяется за счёт каких средств будет
происходить финансирование капитальных вложений. И если не будет хвать своих
источников, то разрабатывается планы привлечения инвестиций и кредиты банков
для реализации планируемых целей.
Финансовые (основные)
бюджеты.
К финансовым бюджетам
относятся:
1) бюджет прибылей и убытков;
2) бюджет движения денежных средств;
3) прогнозный баланс.
Бюджет прибылей и убытков
Бюджет прибылей и убытков
(доходов и расходов) представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он
аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке,
переменных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать,
какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.
Основной
смысл бюджета доходов и расходов — показать руководителям компании
эффективность ее хозяйственной деятельности в предстоящий период, а проще
говоря, — будет прибыль (валовая, операционная, чистая — любая), превышение
доходов над расходами или нет. БДиР позволяет также установить лимиты
(нормативы) основных видов расходов, целевые показатели (нормативы) прибыли,
проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли,
оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата
заемных средств, формирования фондов накопления и потребления и т. п. В
сущности бюджет доходов и расходов — это прогнозирование структуры
себестоимости выпускаемой компанией продукции (точнее, ее стоимости в отпускных
ценах) на предстоящий период с выделением переменных и условно-постоянных
затрат, валовой, операционной, балансовой и чистой прибыли. Бюджет доходов и
расходов (финансовых результатов) до некоторой степени соответствует форме № 2
“Отчет о финансовых результатах” бухгалтерской отчетности, установленной в
России, и показывает структуру доходов и расходов. Но в бюджетировании в
отличие от формы № 2 БДиР составляется не только для предприятия, фирмы и
других юридических лиц, но и для отдельных проектов, бизнесов или центров
финансовой ответственности.
Бюджет
доходов и расходов составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно
это один календарный год), принятый в компании, в соответствии с ее бюджетным
регламентом. Индикативно, т. е. без утверждения в качестве системы целевых
показателей и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели БДиР
(например, объем продаж, сумма или норма прямых затрат, масса или норма чистой
прибыли и т. п.) могут устанавливаться на период до двух-пяти лет. Важно также,
что внутри бюджетного периода БДиР(бюджет доходов и расходов) должен иметь
достаточно подробную (опять же в том виде, как это установлено бюджетным
регламентом данной конкретной компании) разбивку на подпериоды. Эта разбивка
зависит от степени технической и организационной подготовленности компании к
постановке бюджетирования. Как минимум разбивка БДиР осуществляется помесячно (бухгалтерская
отчетность, как известно, ведется поквартально). Во многих случаях, когда
руководителям предприятия или фирмы необходима более оперативная информация о
состоянии финансов, в разрезе отдельных видов бизнеса, БДиР может иметь
подекадную или, лучше, понедельную разбивку бюджетного периода по крайней мере
на первые два квартала этого периода. При составлении индикативных БДиР
достаточна помесячная разбивка на периоды более одного года. Поскольку БДиР
отражает структуру себестоимости продукции конкретного вида бизнеса, проекта,
ЦФО или структурного подразделения (предприятия или фирмы в целом в случае
сводного бюджета), по нему можно судить о рентабельности производства (норме
прибыли), массе прибыли и возможностях погашения кредита. С его помощью можно
рассчитать точку безубыточности, определить лимиты основных видов затрат, сумм
перечислений вышестоящим органам управления (отчисления от прибыли, погашение
общеорганизационных расходов и т. п.) по результатам хозяйственной деятельности
на бюджетный период.
Бюджет движения денежных
средств.
Бюджет
движения денежных средств (БДДС) — это в сущности план движения расчетного
счета и наличных денежных средств в кассе предприятия или фирмы, отражающий все
прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате
хозяйственной деятельности. Он показывает возможные (предполагаемые исходя из
условий договоров или контрактов) поступления авансов и предоплаты за
поставляемую продукцию, наличных денежных средств, а также задержки поступлений
за продукцию, отгруженную ранее (дебиторская задолженность). Важность этого
документа в бизнесе все время возрастает. Хотя не только у нас, но и за рубежом
еще совсем недавно должного внимания ему в управлении не уделялось. И сегодня
именно БДДС является главным документом в системе внутрифирменных бюджетов.
Если у вас есть БДиР, смета капитальных и первоначальных затрат или
инвестиционный план, но все доходы и расходы не увязаны друг с другом во
времени (по срокам) и по условиям поступления и использования, то можете считать,
что бюджетирования в вашей компании нет ни в каком, даже самом убогом виде
Составление
БДДС(бюджета движения денежных средств) призвано обеспечить безусловную
сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия или
фирмы на предстоящий период. Если в бюджете доходов и расходов в какие-то
периоды могут быть запланированы убытки (в сущности, они неизбежны, если речь
идет о становлении нового бизнеса или крупной технической реконструкции
производства, например) в расчете на то, что будущая прибыль перекроет убытки
прошлых лет, то в БДДС все поступления денежных средств в любое время должны
превышать их использование в тот же период. Так называемое конечное сальдо в
БДДС должно быть обязательно положительным. Неденежный поток должен быть
положительным, а именно конечное сальдо.
БДДС
составляется на весь бюджетный период (обычно на один календарный год) с
максимально возможной детализацией внутри него. Составлять данный бюджет
индикативно на срок более одного года возможно и целесообразно лишь в
определенных случаях, когда требуется более жесткий контроль за ликвидностью
операций. Например, когда реализация бизнеса требует постоянного привлечения
внешних финансовых ресурсов. Внутри бюджетного периода БДДС в принципе должен
иметь более детальную разбивку на подпериоды, чем БДиР, поскольку его главная
задача — обеспечить планирование бизнеса и контроль за его ликвидностью, разрыв
которой (т. е. образование отрицательного конечного сальдо) нежелателен даже на
один день.
Поэтому,
если БДиР составляется с помесячной разбивкой, то БДДС также должен иметь как
минимум помесячную разбивку, а лучше — более детальную (например, подекадную,
понедельную, а лучше — по банковским дням, хотя бы на первые один-шесть месяцев
бюджетного периода).
Поэтому
при составлении БДДС лучше ориентироваться не на абстрактные финансовые потоки,
а на воображаемое движение расчетного счета вашего предприятия и фирмы.
Конечное сальдо — это не что иное, как остаток денег на расчетном счете (плюс
касса) после совершения всех операций за соответствующий период.
В
доходной части бюджета движения денежных средств (поступления) отражаются все
источники денежных поступлений, т. е. те денежные средства, которые реально
могут поступить на расчетный счет компании в данный бюджетный период. Если по
условиям договора или контракта предполагается предоплата или реализация в
кредит (передача товара на консигнацию), то неизбежно образуется разрыв между
реализацией (отгрузкой) товара и связанными с ними расходами и притоком части
денежных средств (части выручки от реализации) на счет компании. И стоимость
отгруженных товаров (например, чистая выручка или продажи за данный бюджетный
период в бюджете доходов и расходов) не будет совпадать (может оказаться
меньше) с объемом поступивших денежных средств за тот же бюджетный период. Для
контроля за этим явлением необходимо составить так называемый график погашения
дебиторской задолженности, т. е. установить ожидаемый порядок возврата
благодарными потребителями тех сумм, которые они задолжали вашему предприятию
или фирме за ранее поставленную продукцию или оказанные услуги.
Страницы: 1, 2, 3
|