бесплатные рефераты

Бюджетирование в МУП "ПТК "Орскгортранс"

Бюджет доходов показывает источники поступления запланированных доходов организации в плановый период. При построении бюджета доходов формируется формат бюджетов. Формат бюджета определяет: объекты бюджетирования, наименование бюджета, финансово-экономические показатели бюджетирования.

Необходимая информация содержится в операционных бюджетах и имеет следующий вид:

Бюджет доходов консолидируется на основе бюджета: доходы от оказания услуг по перевозке, доходы от оказания дополнительных услуг, внереализационные доходы, финансирование и реконструкция трамвайных путей.

Таблица 2.2

Бюджет доходов МУП «ПТК «Орскгортранс» за 2007-2009 гг.


Доходы

Год

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

2007

2008

2009

2008 от 2007г.

2009 от 2008 г.

2008/2007г.

2009/2008

г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Услуги электротранспорта:

-абонементы

-проездные билеты

82615,2

64843,2

17772

87018,6

70929,6

16089

93209

70100,2

23108,8

4403,4

6086,4

-1683

6190,4

-829,4

7019,8

105,3

109,4

90,5

107,0

98,8

143,6

2.Услуги по перевозке автобусом:

-абонементы

-перевозка по заявкам

-проездные билеты

36889,6

31362,6

3425

2102

37685,1

29930,7

5376

2378,4

42734,9

31366,7

7879,2

2489

795,5

-1431,9

1951

276,4

5049,8

1436,3

2503,2

110,6

102,2

95,4

157

113,2

113,4

104,8

146,6

104,6

3.Услуги по перевозке на всех видах транспорта:

-единые проездные билеты

-проездные билеты (льготные)

10606,8

291,3

10315,5

12819

470,7

12348,3

15721

477

15244

2212,2

179,4

2032,8

2902

6,3

2895,7

120,9

161,6

119,7

122,6

101,3

123,5

1

2

3

4

5

6

7

8

4. Столовая

1500

3657

3660

2157

3

243,8

100,1

5. Автостоянка

501,4

499,2

452

-2,2

-47,2

99,6

90,5

6. Здравпункт

11,1

25,8

25,6

14,7

-0,2

232,4

99,2

7.Обслуживание опор под рекламу

2127,9

5297,7

7435,4

3169,8

2137,7

248,9

140,4

8. Реклама

333,6

798,6

1003,6

465

205

239,4

125,7

9. Автоуслуги

-аренда вагона

-услуги АТЦ

279,4

138

141,4

384

105

279

402,9

142

260,9

104,6

-33

137,6

18,9

37

-18,1

137,4

76,1

197,3

104,9

135,2

93,5

10.Возмещение за простой  вагона

945,1

718,5

1239

-226,6

520,5

76,0

172,4

11.Доходы от сдачи металлолома

4000

4641

4600

641

-41

116,0

99,1

12.Прочие доходы

1567,1

2488,5

2500,4

921,4

11,9

158,8

100,5

13.Финансирование

128821,5

139921,5

145800

11100

5878,5

108,6

104,2

14.Реконструкция трамвайных путей

61999,3

64580,4

60559,2

2581,1

-4021,2

104,2

93,8

ИТОГО ДОХОДЫ

332198

360534,9

379342,8

28336,9

18807,9

108,5

105,2

Бюджет доходов МУП «ПТК «Орскгортранс» 2008 года увеличился на 28 336,9 тыс. рублей по сравнению с 2007 годом. Бюджет доходов 2009 года увеличился на 18 807,9 тыс. рублей по сравнению с 2008 годом, а по сравнению с 2007 годом на 47 144,8тыс. руб.

Увеличение бюджета доходов МУП «ПТК «Орскгортранс» 2009 года по сравнению с 2007 годом обусловлено ростом спроса на услуги по перевозке на всех видах транспорта.

Услуги по перевозке на всех видах транспорта изменялись следующим образом (табл. 2.2):

-в 2008 году поступления увеличились на 28 336,9 тыс. рублей по сравнению с 2007 годом;

-в 2009 году поступления увеличились на 18 807,9 тыс. рублей по сравнению с 2008 годом.

Сумма услуг по перевозке в 2007 году составляла 39 % от всего бюджета доходов, в 2008 году составил 38 % бюджета доходов, в 2009 году 40 % бюджета доходов.

Другим источником доходов является финансирование.

Финансирование увеличилось (табл. 2.2) в 2008 году на 11 100 тыс. рублей по сравнению с 2007 годом, в 2009 роду на 18 807,9. рублей по сравнению с 2008 годом.

Рост финансирования обусловлен тем, что у МУП «ПТК «Орскгортранс» увеличились убытки. На дальнейшее увеличение финансирования будет оказывать влияние увеличение спроса на услуги по перевозке, что привлечёт к увеличению продаж абонементов и проездных билетов.

Бюджет расходов показывает направления запланированных расходов денежных средств организации в плановый период. При построении бюджета доходов формируется формат бюджетов.

Бюджет расходов приведен в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Бюджет расходов МУП «ПТК «Орскгортранс» за 2007-2009 гг.


Расходы


Год

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

2007

2008

2009

2008 от 2007 гг.

2009 от 2008гг.

2008/2007г.

2009/2008 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Расходы на приобретение сырья/товаров:

-затраты на запасные части, материалы

-затраты на ГСМ

-оплата услуг

45741,9

10544,1

33677,9

1519,9

50040,6

8925,9

38308,2

2806,5

56428

9000

44777,4

2650,9

4298,7

-1618,2

4630,3

1286,6

6387,4

74,1

6469,2

-155,6

109,4

84,7

113,7

184,6

112,8

100,8

116,9

94,5

2.Расходы на энергоресурсы:

-электроэнергия

-теплоэнергия

-вода

41237,9

30455,8

4880,5

5901,6

43928,4

32441,4

5540,7

 5946,6

43877,1

32400,3

6590,1

4886,7

2690,5

1985,6

660,2

45

-51,3

-41,1

1049,4

-1059,9

105

106,5

113,5

100,8

99,9

99,9

118,9

82,2

3.Затраты на аренду помещений:

-аренда автотранспортного средства

96

96

96

96

96

96

0

0

0

0

100

100

100

100

1

2

3

4

5

6

7

8

4.Расходы по оплате труда:

-заработная плата

-отчисления на социальное страхование

169199,1

140658,3

28540,8

181560,9

144644,1

36916,8

189200,8

146700,9

42499,9

12361,8

3985,8

8376

7639,9

2056,8

5583,1

107,3

102,8

129,3

104,2

101,4

115,1

5.Расходы на техобслуживание

-оборудование и запчасти

-услуги подрядных организаций

-техосмотр

-затраты по реконструкции трамвайных путей

53898,4

320

21,9

0,6

53555,9

54829,2

329,1

30,9

0,6

54468,6

55740,3

983,8

33

0,7

54722,8

930,8

9,1

9

0

912,7

911,1

654,7

2,1

0,1

254,2

101,7

102,8

141,1

100

101,7

101,7

298,9

106,8

116,7

100,5

6.Административно управленческие расходы:

-командировочные

-аудиторские

-обслуживание оргтехники

-канцтовары

-связь, почтовые и телеграфные услуги

-охрана труда

-амортизация

23031,4

510

22

100

500,9

1002,7

300,1

17332,7

31049,3

513,3

23

100,2

583,8

1044

318,3

23862,3

31484,4

325,5

22

114,9

573,5

982,3

328,9

24029,3

8017,9

3,3

1

0,2

81,9

41,3

18,2

6529,6

435,1

-187,8

-1

14,7

-9,8

-61,7

10,6

167

134,8

100,6

104,5

100,2

116,6

104,2

106,1

137,7

101,4

63,4

95,7

114,7

98,2

94,1

103,3

100,7

1

2

3

4

5

6

7

8

7.Банковское обслуживание:

-проценты по кредитам

-плата за РКО, инкассация

-плата за начисление зарплаты на СКС

-прочие

4890

3980

651

259

-

6168

4186,5

996

947,7

37,8

6233

4875,3

757,9

474,9

124,9

1278

206,5

345

688,7

37,9

65

688,8

-238,1

-472,8

87,1

126,1

105,2

153

365,9

-

101,1

116,5

76,1

50,1

330,4

9.Аудит, консалтинг, обучение персонала

101,2

199,8

203,7

98,6

3,9

197,4

101,9

10. Налоги

5473,5

6590,7

7900

1117,2

1309,3

120,4

119,9

11.Пошлины, взносы, пени, штрафы и прочие

11,7

10,8

11,9

-0,9

1,1

92,3

110,2

12.Услуги охраны

137,4

138,6

139

1,2

0,4

100,9

100,3

13. Прочие и непредвиденные расходы

4599

3408

4500

-1191

1092

74,1

132,0

ИТОГО РАСХОДЫ

346786

370551

 393260,2

23765

22709,2

106,8

106,1



На основе данных таблицы 2.3 можно сделать вывод, что к росту бюджета расходов МУП «ПТК «Орскгортранс» 2008 года на 23765 тыс. руб. или на 6,8% по сравнению с 2007 годом привело увеличение в 2008 году по сравнению с 2007 годом расходов на оплату труда на 12361,8 тыс. рублей или на 7,3%, рост налоговых отчислений на 1117,2 тыс. рублей или на 20,4%, увеличение административно управленческих расходов на 7347,2 тыс. рублей или на 34,3% и рост расходов на приобретение сырья и материалов на 4298,7 тыс. рублей или на 9,4%. А увеличение в 2009 году по сравнению с 2008 годом расходов на оплату труда на 7639,9 тыс. рублей или на 4,2%, рост налоговых отчислений на 1309,3 тыс. рублей или на 19,9% и рост расходов на приобретение сырья и материалов на 6387,4 тыс. рублей или на 12,8% привело к росту бюджета расходов МУП «ПТК «Орскгортранс» 2009 года на 22709,2 тыс. руб. или на 6,1% по сравнению с 2008 годом.

Организационно-правовой формой МУП «ПТК «Орскгортранс» является Муниципальное Унитарное Предприятие. Главной особенностью предприятия является то, что он совмещает в себе электротранспорт и автохозяйство.

Предприятие является планово-убыточным, в связи с тем, что доходы предприятия не покрывают расходы предприятия. Разница покрывается за счёт дотаций из городского и областного бюджета.

Бюджет доходов и расходов предприятия показывает соотношение всех запланированных доходов со всеми видами расходов, которые предполагается понести организации в плановый период.

Бюджет доходов и расходов предприятия направлен на то, чтобы определить наиболее эффективные пути использования денежных средств, установить лимиты основных статей бюджета расходов, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения статей бюджета доходов.

Так же при построении системы бюджетирования на МУП «ПТК «Орскгортранс» используется бюджет движения денежных средств.

В нем собрана информация поступления и выбытия денежных средств.

Бюджет поступления денежных средств МУП «ПТК «Орскгортранс» за 2007-2009 гг. приведен в таблице 2.4. На основе данных таблицы 2.4, можно сделать вывод, что основным источником поступления денежных средств на предприятии являются доходы от оказания услуг по перевозке, как электротранспортом, так и автобусом. В 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдается значительное увеличение доходов от оказания услуг по перевозке на 24094,4 тыс. рублей или на 52,7%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается значительное увеличение на 809,5 тыс. рублей или на 1,2%. Доходы от оказания дополнительных услуг так же значительно увеличивается в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 4505,1 тыс. рублей или на 62,2%. Доходы от оказания дополнительных услуг так же значительно увеличивается в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 2233,2 тыс. рублей или на 15%.

Бюджет выбытия денежных средств включает в себя:

- расхода на приобретение сырья;

- расходы на энергоресурсы;

- коммерческие расходы;

- затраты на аренду помещений;

- расходы по оплате труда;

-административно-управленческие расходы;

- расходы на операционное обслуживание;

- аудит;

- налоги;

- пошлины, взносы и пени;

- услуги охраны;

- прочие и непредвиденные расходы;

Бюджет выбытия денежных средств МУП «ПТК «Орскгортранс» за 2007-2009 гг. приведен в таблице 2.5.

Контроль по исполнению бюджетов предназначен для анализа оценки эффективности управления ресурсами организации в планируемом периоде.

Таблица 2.4

Бюджет поступления денежных средств МУП «ПТК «Орскгортранс» за 2007-2009 гг.


Поступления средств


Год

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

2007

2008

2009

2008 от 2007 гг.

2009 от 2008гг.

2008/2007г.

2009/2008 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Доходы от оказания услуг по перевозке

- электротранспорт

- автобус

45741,9

29240,5

16501,4

69836,3

44585,4

25251

70645,8

49766,4

20879,4

24094,4

15344,9

8749,6

809,5

5181

-4371,6

152,7

152,5

153,0

101,2

111,6

82,7

2.Доходы от оказания дополнительных услуг

- столовая

- автостоянка

- здравпункт

- металлолом

- реклама

- автоуслуги

- простой вагона

7241,8

1471,7

113,8

7,0

4860

350,2

136,9

302,2

11746,9

2307,9

185,1

12,3

8082,8

557,3

174,2

427,6

13980,1

2477

179,9

15,8

8744

787

811,2

965,2

4505,1

836,2

71,3

5,3

3222,8

207,1

37,3

125,4

2233,2

169,1

-5,2

3,5

661,2

229,7

637

537,6

162,2

156,8

162,6

175,7

166,3

159,1

127,2

141,5

119,0

107,3

97,2

128,5

108,2

141,2

465,7

225,7

1

2

3

4

5

6

7

8

3.Финансирование

56428,9

88597,4

116766,3

32168,5

28168,9

157,0

131,8

4.Прочие

734,7

1625,8

2100

891,1

474,2

221,3

129,2

5.Финансовые операции

258,3

499,8

977,1

241,5

477,3

193,5

195,5

ИТОГО поступления средств

110405,5

172306,2

204469,3

61900,7

32163,1

156,1

118,7



Таблица 2.5

Бюджет выбытия денежных средств МУП «ПТК «Орскгортранс» за 2007-2009 гг.


Поступления средств

Год

Абсолютное отклонение

Темп роста, %

2007

2008

2009

2008 от 2007 гг.

2009 от 2008гг.

2008/

2007г.

2009/

2008 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Расходы на приобретение сырья, материалов:

- запчасти и материалы

- услуги сторонних организаций

- ГСМ

- билетная продукция

- столовая

- здравпункт

- страхование


14119,4

2516,9

524,7

9749,2

299,6

601,8

20,3

406,9


18120,9

6490,1

1122,6

8682,4

300,3

1088,6

26,3

410,6


19322

7690,8

1332,9

8700,6

300,9

2100,7

29,7

421,6


4001,5

3973,2

597,9

-1066,8

0,7

486,8

6

3,7


1201,1

1200,7

200,3

18,2

0,6

1012,1

3,4

11


128,34

257,86

213,95

89,05

100,23

180,89

129,56

100,91


106,63

118,50

118,73

100,21

100,20

192,97

112,93

102,68

2.Расходы на энергоресурсы:

- электроэнергия

- теплоэнергия

- вода

- природный газ

14826,9

13163,2

1570,8

88,0

4,9

19192,4

16720,6

2371,3

95,5

4,9

20775,7

16892,8

2421,8

98,8

4,9

4365,5

3557,4

800,5

7,5

0

1583,3

172,2

50,5

3,3

0

129,44

127,02

150,96

108,52

100

108,25

101,03

102,13

103,45

100

3.Коммерческие расходы:

- транспортные расходы

18,1

18,1

18,1

18,1

18,1

18,1

0

0

0

0

100

100

100

100

4.Затраты на аренду помещений и автотранспорта

- аренда автотранспорта


44,6

44,6


77,4

77,4


80,1

80,1


32,8

32,8


2,7

2,7


173,54

173,54


103,49

103,49

5.Расходы на оплату труда:

- заработная плата

- отчисления на социальные нужды

55925,4

43941,7

11983,7

83318

67544,6

15773,4

84564,9

68889,6

15789,3

27392,6

23602,9

3789,7

1246,9

1345

15,9

148,98

153,71

131,62

101,50

101,99

100,10

6. Расходы на техобслуживание и ремонты:

- материалы

- оборудование и запчасти

- услуги подрядных организаций

- техосмотр

- оплата материалов, услуг по реконструкции

13217,6

51,5

198,0

106,4

31,9

12829,9

31790,6

51,8

290,8

106,4

31,9

31309,7

48290,6

52,8

312,8

106,4

31,9

45999,7

18573

0,3

92,8

0

0

18479,8

16500

1

22

0

0

14690

240,52

100,58

146,87

100

100

244,04

151,90

101,93

107,56

100

100

146,92

7. Административно-управленческие расходы:

- командировочные расходы

- аудиторские услуги

- канцелярия

- информационные услуги

- связь, почтовые услуги

- охрана труда

- автопартнер

- прочие

1461


372

24

319,5

72,6

458,7

118,7

29,8

65,6

2525,8


602,7

31

564,6

247,6

700,1

211,1

57

111,7

3423,7


712,8

39

675,7

288,8

986,9

290,1

61,9

178,8

1064,8


230,7

7

245,1

175

241,4

92,4

27,2

46,1

897,9


110,1

8

111,1

41,2

268,8

79

4,9

67,1

172,88


162,01

114,81

176,71

341,05

152,63

177,84

191,27

170,27

135,55


118,27

125,8

119,68

116,64

140,96

137,42

108,60

160,07

8. Расходы на операционное обслуживание:

- проценты по кредитам на текущую деятельность

- услуги банков

- плата за зачисление зарплаты на СКС

2016,4

1322,3

423,3

270,8

2939,2

1936,5

571,4

431,3

3490,8

2340,5

761,1

549

922,8

614,2

148,1

160,5

551,6

404

189,7

117,7

145,76

146,45

134,99

159,27

118,77

120,86

133,20

127,29

9. Аудит, консалтинг, обучение персонала

18,2

18,2

18,2

0

0

100

100

10. Налоги и иные обязательные платежи:

- налог от несчастных случаев

- ЕНВД

- транспортный

- за загрязнение окружающей среды

- на имущество

- подоходный налог

- прочие

2650

180,1

58

402,4

23,5

1424,8

495,4

1660

6835,3

224,6

154

606,1

31,5

2072,4

495,4

3251,3

11935,3

401

231,7

707,1

40,6

2719,4

495,4

5671

4186,3

44,5

96

203,7

8

647,6

0

1591,3

5100

176,4

77,7

101

9,1

647

0

2419,7

257,94

124,71

265,52

150,62

134,04

145,45

100

195,86

174,61

178,54

150,45

116,66

128,90

131,22

100

174,42

11. Пошлины, взносы, пени

186,4

256,8

342,9

70,4

86,1

137,77

133,53

12. Услуги охраны

97,2

132,2

230

35

97,8

136,01

173,98

1

2

3

4

5

6

7

8

13. Прочие и непредвиденные расходы

530,7

1177,2

1221,7

646,5

44,5

221,82

103,78

ИТОГО поступления средств

106705,8

166402,1

193714

59696,3

27311,9

155,94

116,40



Из таблицы 2.5 видно, что основными статьями выбытия денежных средств являются расходы на энергоресурсы, расходы на приобретение сырья, расходы на техобслуживание, операционные расходы и налоговые платежи. В 2008 году, по сравнению с 2007 годом увеличение расходов на приобретение сырья, товаров составляет 4001,5 рублей или 28,34%. В 2009 году, по сравнению с 2008 годом увеличение по этой статье составляет 1201,1 рублей или 6,63%. Увеличение расходов на энергоресурсы в 2008 году, по сравнению с 2007 годом составляет 4365,5 рублей или 29,44%, а в 2009 году, по сравнению с 2008 годом увеличиваются на 1583,3 рублей или на 8,25%. Рост расходов на техобслуживание в 2008 году, по сравнению с 2007 годом составляет 18573,0 рублей или 140,52%, а в 2009 году, по сравнению с 2008 годом – 16500,0 рублей или на 51,90%. Рост оперативных расходов в 2008 году, по сравнению с 2007 годом составляет 922,8 рублей или 45,76%, а в 2009 году, по сравнению с 2008 годом – 551,6 рублей или на 18,77. Увеличение налоговых расходов в 2008 году, по сравнению с 2007 годом составляет 4186,3 рублей или 157,94%, а в 2009 году, по сравнению с 2008 годом увеличиваются на 5100 рублей или на 74,61%.

 Бюджет движения денежных средств помогает финансовому директору при планировании краткосрочного финансирования. На его основе директор может спланировать инвестирование избытка денежных средств в рыночные ценные бумаги.

Существует тенденция чрезмерно полагаться на бюджет движения денежных средств только потому, что он выражен в цифрах. Мы еще раз подчеркиваем, что бюджет движения денежных средств представляет собой просто прогноз потоков денежных средств. В зависимости от тщательности, с которой он составлялся, и изменчивости потоков наличности, реальнее потоки денежных средств будут в большей степени или меньшей степени отклоняться от ожидаемых. В условиях неопределенности мы должны обеспечить информацию о колебаниях возможных результатов.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЕМ

МУП «ПТК «ОРСКГОРТРАНС»


3.1 Мероприятия по совершенствованию бюджетирования


На основе анализа организации бюджетирования МУП «ПТК «Орскгортранс» был проанализирован процесс формирования бюджета по статьям расходов и доходов, рассмотрена структура бюджета организации. В результате были выявлены негативные стороны в организации бюджетного процесса.

На МУП «ПТК «Орскгортранс» систему бюджетирования используют в качестве основного инструмента внутрифирменного планирования для рационального распределения ограниченных ресурсов, учета затрат и осуществления контроля за выполнением плана. В настоящее время отсутствие в системе бюджетирования показателей, характеризующих степень реализации стратегии, ориентация на решение преимущественно краткосрочных задач, распределение ресурсов в бюджетах без учета перспективных целей и стратегических инициатив персонала предприятия не позволяют полностью использовать потенциал бюджетирования.

Предприятие продолжает использовать устаревший процесс и инструменты бюджетирования и прогнозирования, хотя и знают, что такая политика тормозит прогресс.

Дискуссии о проблемах, связанных с бюджетированием, планированием, прогнозированием и обновлением прогнозов на основе электронных таблиц ведутся уже не первый год. Необходимо усиливать и улучшать свои возможности в области бюджетирования и обновления прогнозов.

Но регулярное обновление прогнозов еще не всегда гарантирует создание работающих бюджетов. Зачастую основной причиной невыполнения бюджетов являются изменения в экономике. Это происходит потому, что бюджеты компаний оказываются недостаточно гибкими для оперативного реагирования на перемены, что, в свою очередь, вызывает разочарование как среди менеджеров, так и среди рядовых сотрудников. Такие неудовлетворительные результаты усугубляются некорректными бизнес-посылками, что влечет создание бюджета, который основывается на прогнозах, не отражающих реальный процесс осуществления бизнеса компанией.

Всё говорит о том, что необходимо лучше осуществлять бюджетирование и обновление прогнозов. Тогда возникает закономерный вопрос: почему руководители не делают реальных шагов, направленных на улучшение этих процессов, хотя и знают о тех преимуществах, которые могут получить в результате. Одна из многочисленных причин - тот факт, что обычно изменение бюджета оказывается менее важной задачей, чем решение текущих проблем компании. Кроме этого, никто не желает тратить свое время и средства на это. На самом деле это вопрос расстановки приоритетов. Создание более эффективного процесса бюджетирования и обновления прогнозов - это задача, которую финансовый отдел не может решить в одиночку. Ему необходимы поддержка и участие всей организации.

Еще одна причина - это тот факт, что, помимо вложений в программные средства бюджетирования, его усовершенствование включает осуществление глубоких изменений в существующих процессах и получение одобрения новой системы бюджетирования со стороны сотрудников. Это значительные препятствия. Вместо того чтобы пытаться устранить их и внести существенные улучшения в бюджет, предпринимаются попытки упростить сложившийся процесс и сосредоточиться на тех ключевых показателях эффективности, которые являются наиболее важными и динамичными для их бизнеса.

Зачастую для того, чтобы заставить организацию всерьез задуматься об усовершенствовании бюджетирования, требуется существенная структурная реорганизация, например, вызванная слиянием с другой организацией.

Таким образом, можно выделить следующие пути совершенствования:

- смена взглядов менеджмента предприятия на роль бюджетирования в построении стабильно развивающегося бизнеса и осознание необходимости поиска новых подходов в оптимизации существующей системы бюджетирования;

- отступление от организации бюджетирования на основе электронных таблиц и переход к полной автоматизации данного процесса;

- создание на предприятии методологической базы планирования, реализации и оценки бюджета.

Что касается первого пути, то с уверенностью можно сказать, что дальнейшее сопротивление менеджмента новым веяниям и вызовам времени бесполезно. Более того, это может привести к негативным последствиям для компании. Решающим фактором, который способен заставить компании усовершенствовать свое бюджетирование и прогнозирование, может стать боязнь потерять рынок в пользу конкурентов, которые уже внедрили соответствующие современные средства и в результате создают гораздо более точные бюджеты и прогнозы. Организации склонны к переменам, если они рассматривают бюджетирование как часть всеобъемлющего плана по расширению бизнеса, заботящегося об эффективности своей деятельности, а также, если они реально видят, как усовершенствование бюджетирования способствует росту производительности.

Главный смысл бюджетирования сводится к повышению финансово-экономической эффективности и финансовой устойчивости предприятия путем координации усилий всех подразделений на достижение конечного, количественно определенного результата. В связи с этим в последнее время значительно вырос интерес к автоматизированным системам, представляющим достаточно большие возможности.

Представленные на рынке системы бюджетирования как иностранного, так и отечественного производства, разнообразны по своему построению, применяемым информационным технологиям, глубине проработки функциональности и ориентации на сферу деятельности и размер предприятия.

Автоматизация управления финансами часто начинается с переноса ручных форм планов и отчетов в электронные таблицы типа Microsoft Excel. Действительно, этот инструмент обладает рядом необходимых и полезных качеств: широкая распространенность, удобство и простота использования, мощные средства выполнения расчетов с помощью формул, соответствие экранных представлений готовым печатным формам.

Но хорошо известны и серьезные ограничения в использовании Microsoft Excel:

- сложность работы многократно возрастает с увеличением числа взаимосвязанных плановых форм, с необходимостью формирования сводных данных, анализа данных в различных разрезах;

- невозможность одновременной работы нескольких пользователей с общими данными усложняет регламент финансового планирования;

- переход к следующему периоду планирования часто влечет копирование и доработку всего комплекса плановых форм;

- затруднено использование кодификаторов (словарей с нормативно-справочной информацией) для классификации показателей по статьям, центрам финансового учета и т.п.

Реальные системы управления финансами на базе электронных таблиц часто представляют собой сложный, плохо структурированный конгломерат форм, требующий постоянного сопровождения авторами и практически неотчуждаемый.

Система управления базами данных Microsoft Access предоставляет более широкие возможности, но, в сущности, имеет те же ограничения, что и таблицы Microsoft Excel. Все это отнюдь не означает, что указанные инструменты – плохие. Просто они имеют свою нишу: автоматизация управления при ограниченных информационных потоках.

С помощью программных систем работа по бюджетированию выполняется гораздо быстрее. Кроме того, значительно уменьшается количество ошибок. Во многих случаях исчезает необходимость обработки «вручную» большого количества данных.

Полученные результаты имеют аккуратный, удобный, структурированный вид. Не нужно много места для хранения бумаг — исходной и сводной информации. А если подсчитать экономию на стоимости бумаги и оплате труда, то в некоторых случаях компьютерное бюджетирование может обойтись даже дешевле обычного.

И самое главное — без автоматизации невозможно оперативно контролировать и корректировать процесс выполнения бюджетов, появляются богатейшие возможности для всестороннего анализа деятельности компании и ее подразделений.

Основой эффективного бюджетирования является непрерывность планирования, то есть взаимосвязь стратегического, средне- и краткосрочного планирования, анализа и контроля за исполнением запланированного.

Одним из важнейших успешного применения бюджетирования является его систематичность. Необходимо помнить, что бюджетный процесс – это прежде всего система управления, требующая своевременного и точного выполнения определенных правил, нарушение которых влечет за собой крах бюджетного механизма в целом.

В бюджете должна присутствовать целевая ориентация деятельности предприятия. Для четкой работы менеджеров необходимы четкие финансовые ориентиры.

Нами в дипломной работе предлагается определить следующие пути совершенствования бюджетного процесса на МУП «ПТК «Орскгортранс»:

- создание на предприятии методологической базы планирования, составления, реализации и оценки бюджета;

- соблюдение предприятием основных принципов, позволяющих обеспечить эффективное бюджетное управление;

- внедрение краткосрочного бюджета (1-3 месяцев);

- детализация бюджета.

Замена долгосрочного бюджетирования, имеющегося на МУП «ПТК «Орскгортранс», на краткосрочное бюджетирование нецелесообразно, так как краткосрочное бюджетирование не позволяет даже приблизительно оценить перспективность отдельного бизнеса и всего предприятия в целом. Наиболее разумной альтернативой является внедрение сразу двух бюджетов – долгосрочного (1-5 лет) и краткосрочного (1-3 месяцев). При этом долгосрочный бюджет предназначен для анализа перспективы деятельности МУП «ПТК «Орскгортранс» (чего не увидеть в краткосрочном бюджете), а краткосрочный бюджет – для управления и контроля за текущей деятельностью предприятия (применение долгосрочного бюджета в данных целях малоэффективно).

Также прелагаем применить концепцию риска менеджмента, управления, снижающего риски предприятия. В соответствии с этой концепцией необходимо постоянно анализировать существующие риски и принять меры по их нейтрализации. В целях управления рисками мы предлагаем бюджет МУП «ПТК «Орскгортранс» детализировать, так как при агрегированных статьях затрат, управление издержками является затруднительным.

Мы предлагаем процесс бюджетирования на МУП «ПТК «Орскгортранс» представить как цепочку управленческих действий: сначала сверху, от генерального директора, поступает информация о целях и стратегии предприятия вниз, к руководителям подразделений, затем снизу вверх поступают первоначально составленные проекты бюджетов, которые после корректировки принимаются и доводятся обратно снизу вверх до начальников подразделений. Данный принцип заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня.

Типичной ошибкой планирования бюджета на МУП «ПТК «Орскгортранс» является то, что он основывается на показателях бюджетов предыдущих периодов. Так как при планировании бюджета по принципу «от достигнутого» проявляется отрицательная тенденция сохранения существовавшей ранее структуры расходов, несмотря на возможные изменения условий хозяйствования и целей организации. Принцип планирования бюджета, который мы предлагаем – «с нулевого бизнеса» - ориентируется на достижении поставленных целей и привлечении необходимых для этого ресурсов. Он заставит менеджеров задуматься о приоритетах деятельности своих подразделений, в то время как первый метод оборачивается механическим перенесением цифр из прошлого бюджета в следующий с поправкой на инфляцию.

Руководствуясь данными принципами, можно значительно ускорить создание полноценной системы бюджетирования на МУП «ПТК «Орскгортранс», играющей ключевую роль в управлении финансами, обеспечив тем самым условия для дальнейшего развития и процветания предприятия.

3.2 Эффективность мероприятий по совершенствованию организации бюджетирования МУП «ПТК «Орскгортранс»

В настоящее время следует признать, что высший менеджмент признаёт необходимость повышения надёжности и эффективности существующей системы бюджетирования в МУП «ПТК «Орскгортранс». Таким образом, первый шаг в совершенствовании данной системы был сделан.

Решение вопроса, каким путём реформировать систему, назрело по ходу деятельности: стало ясно – дальнейшее функционирование системы бюджетирования на основе системы таблиц MS Excel недопустимо из-за существенных недостатков данного подхода. Было принято решение провести автоматизацию данного процесса.

Автоматизация потребует много времени и ресурсов, но ожидается, что эффект от внедрения программных продуктов перекроет все затраты.

Автоматизация системы бюджетирования позволит четко и формализовано определить основные факторы, характеризующие результаты деятельности, их детализацию для каждого уровня управления и конкретные задачи для руководителей структурных подразделений, обеспечивающих их выполнение.

Автоматизация бюджетирования, сможет обеспечить лучшую координацию хозяйственной деятельности, повысить управляемость и адаптивность предприятий к изменениям во внутренней и внешней среде. Она способна снизить возможность злоупотреблений и ошибок в системе планирования, обеспечить взаимосвязь различных аспектов хозяйственной деятельности, сформировать единое видение планов предприятия и возникающих в процессе их осуществления проблем, обеспечить более ответственный подход специалистов к принятию решений и лучшую мотивацию их деятельности.

Для постановки системы бюджетирования необходимым элементом является наличие на предприятии основных внутренних регламентирующих организационно-распорядительных документов и формализованных процессов управления (правил, описание процедур и т.д.). Необходимость регламентации вызвана тем, что формирование информации о производстве как бы повторяет ход самого производственного процесса и предопределено движением материальных ресурсов по стадиям технологического процесса и нарастанием трудовых затрат по мере обработки исходных материалов. Организационная структура предприятия фактически обеспечивает согласованность отдельных видов хозяйственной деятельности предприятия по выполнению основных задач и целей. Поэтому организационная и производственная структура предприятия, его внутрихозяйственный механизм являются базисом при реформировании планирования и внедрении автоматизированного бюджетирования.

Это было принято во внимание менеджментом МУП «ПТК «Орскгортранс» и в настоящее время уже осуществляются процедуры по разработке и согласованию регламента для автоматизированной системы бюджетирования, который придёт на смену существующему.

Преимущества автоматизации системы бюджетирования заключаются в следующем:

1)           Значительно повышается качество работы по реализации стратегии, так как стратегические цели формализованы и доведены до каждого отдела.

2)           Появляется возможность более объективной оценки вклада каждого ЦФО за счет обоснованности планов и стимулирования их четкого выполнения.

3)           Автоматизированная система бюджетирования обеспечивает произведение оценки эффективности разработанных мероприятий на протяжении всего управленческого цикла бюджетирования.

Таким образом, руководство предприятия стоит на верном пути, отдавая предпочтение стратегии реагирования на вызовы времени. Принимаемые меры позволят в будущем компании достигать стратегические цели и развивать бизнес. Но весьма важно не «сбиться» с намеченного пути, а это в процессе решения такой задачи как повышение надёжности и эффективности системы бюджетирования компании, очень вероятно.

Для недопущения просчётов менеджменту МУП «ПТК «Орскгортранс» следует расширить своё сотрудничество с более широким кругом фирм, предлагающих услуги по автоматизации систем бюджетирования, чтобы иметь возможность выбора наиболее оптимального варианта платформы.

Кроме этого, было бы целесообразным привлечение независимых специалистов в качестве консультантов при выборе системы, учитывающей специфику деятельности МУП «ПТК «Орскгортранс».

В целом, принимаемые в компании меры позволят реализовать намеченные цели. Но при игнорировании вышеуказанных аспектов вектор процесса может сместиться, что всё же не позволит получить полную отдачу от внедрённой системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Система бюджетирования, являясь инструментом внутрифирменного финансового планирования и контроля, существенно повышает эффективность управления финансами предприятия, предупреждая о нерациональном использовании финансовых ресурсов как на стадии планирования, так и на стадии контроля за их использованием. Организационно-хозяйственная деятельность предприятий и корпораций осуществляется путем создания и развития системы денежных отношений как основы и необходимого условия для формирования и использования финансовых ресурсов и капитала предприятия, т.е. финансов предприятия. Финансовые ресурсы, составляющие материальную основу финансов, на микроуровне экономики выступают в качестве объекта учета, анализа, планирования, распределения и использования для реализации целей, отраженных в финансовом плане (бюджете) предприятия. Поскольку предприятие представляет собой открытую социально-экономическую систему, для поддержания и развития его деятельности требуется координация внутренних возможностей предприятия с потребностями и изменениями внешней среды.

В настоящее время бюджетирование является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать любому менеджеру. Процесс бюджетирования включает в себя ряд важных операций. Бюджетирование позволяет так спланировать деятельность фирмы, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных российских условиях, но правильно проведенное бюджетирование позволит свести риск к минимуму.

Рост бизнеса может на время замаскировать плохой контроль над затратами. Но рано или поздно подъем заканчивается или замедляется. Порой при быстром развитии компании руководство не уделяет должного внимания ни затратам, ни реинвестированию уже имеющихся ресурсов. Это распространенная ошибка развивающихся компаний. Правило здесь простое: издержки компании необходимо контролировать как раз во времена бурного роста, а не в период стагнации или спада. В этом свете контроль исполнения бюджета может решить эту проблему.

Традиционный подход к ведению бюджетирования приводит к контролю доходной и расходной частей бюджета. Основное внимание уделяется планированию и достижению определенных значений показателей, которые закрепляются за каждым центром финансовой ответственности (ЦФО). В свою очередь, сам центр ответственности руководствуется только собственным пониманием уровня доходов и затрат и целевыми показателями, которые спускаются «сверху».

Внедряя бюджетирование именно как подход к управлению компанией, за ЦФО в первую очередь должны закрепляться показатели, на которые он может влиять своей деятельностью. А, следовательно, и отвечать за них. При планировании по такому принципу руководитель ЦФО в состоянии самостоятельно проанализировать полученные «сверху» установки и понять, какой уровень затрат ему нужно произвести для достижения общих целевых показателей.

При постановке бюджетирования важно также представлять себе, что универсальных правил, методов и процедур, строго описанных в экономической литературе или закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, быть не может.

Таким образом, бюджетирование — это всегда простор для творчества, поскольку каждое предприятие, любая большая и малая фирма уникальны и неповторимы. А значит, и системы внутрифирменного бюджетирования в них могут быть неповторимыми и уникальными.

Во второй главе нами была предпринята попытка проанализировать процесс бюджетирования на примере МУП «ПТК «Орскгортранс». В процессе анализа был выявлен ряд несоответствия в организации финансового планирования: отсутствие среднесрочного и краткосрочного финансового планирования (бюджетирования), то есть предприятие не вело управление и контроль за текущей деятельностью.

Исходя из этого, нами были разработаны мероприятия по совершенствованию финансового планирования ( бюджетирования), которые включают внедрение краткосрочного бюджетирования; сопоставление плана с фактом; создание на предприятии методологической базы планирования; составления, реализации и оценки бюджета.

Таким образом, данные мероприятия позволят улучшить механизм бюджетирования, улучшить финансовое состояние предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.                Налоговый кодекс Российской Федерации : комментарий к последним изменениям; под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: Издательство “Аргумент”, 2006. - 620 с.

2.                Адамов Н.А., Тилов А.А. Бюджетирование в коммерческой организации: краткое руководство. –СПб.: Питер, 2007. - 144 с.

3.                Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта; под ред. проф. П.В. Крашенинникова. –М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2005. - 671 с.

4.                Аньшин В. М. Современные технологии постановки и развития бюджетировния в компании / Царьков И. Н., Яковлева А. Ю.; под ред. Аньшина В. М. – М.: Дело, 2005 - 225 с.

5.                Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2007. - 240 с.

6.                Бизнес-план: стратегии и тактика развития компании: практ. пособие / под ред. Ю.Н. Лапыгина, Д.Ю. Лапыгина. – М.: Изд-во “Омега-Л”, 2007. - 350 с.

7.                Бланк И. А. Антикризисное финансовое управление предприятием. – К.: Эльга, Ника-Центр, 2006. - 672 с.

8.                Бухгалтерский управленческий учёт: практическое руководство / под ред. Л.С.Васильева, Д.И.Ряховского, М.В.Петровской. – М.: Эксмо, 2007. - 320 с.

9.                Бюджетирование и контроль затрат на предприятии: практ. Пособие / под ред. О.С.Красова. – М.: Омега-Л, 2007. - 169 с.

10.            Виталкова А.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации / Миллер, Д.П. ; под ред. Виталкова А.П. - М.: Изд-во “Альфа-Пресс”, 200.6 - 104 с.

11.            Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. – М.: Финансы и статистика, 200.5 - 272 с.

12.            Галкин В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес. – М.: КНОРУС, 2006. - 320 с.

13.            Горемыкин В. А. Бизнес-план: стратегия разработки. – М.: “Ось-89”, 2006. - 864 с.

14.            Добровольский Е. Бюджетирование: шаг за шагом. – СПб.: Питер, 2007. - 448 с.

15.            Ендронова В.Н. Методы коммерческого бюджетирования: учеб. Пособие / В.Н. Ендронова. – М.: Экономистъ, 2005. – 189 с.

16.            Золотов М. И. Экономика массового спорта / Платонова Н. А., Вапнярская О.И.; под общ. ред. М.И. Золотова – М.: Физическая культура, 2005. - 300 с.

17.            Ивахник Д. И. Выбор оптимального бюджета / Д. И. Ивахник // Финансовый директор. - 2005. - №6(36) - с. 19.

18.            Карпов А.Е. Бюджетирование как инструмент управления. –М.: “Результат и качество”, 2007. 531 с.

19.            Карпов А.Е. Регламент системы бюджетирования. –М.: “Результат и качество”, 2007. - 464 с.

20.            Карпов А.Е. Финансовая модель бюджетирования. –М.: “Результат и качество”, 2007. - 528 с.

21.            Карпов А.Е. Финансовая модель компании. –М.: “Результат и качество”, 2007. - 252 с.

22.            Ковалёв В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 1024 с.

23.            Немировский И. А. Бюджетирование. От стратегии до бюджета: пошаговое руководство / И.А. Немировский, Старожукова И.А.; под общ. ред. И.А. Немировского –М.: “И.Д. Вильямс”, 2007. - 512 с.

24.            Новак Б. / бюджетирование на компьютере. – СПб.: Питер, 2007, -224 с.

25.            Остапенко, Виктор Васильевич. Финансы предприятия: Учеб. пособие / В.В. Остапенко. – М.: Омега-Л, 2006. - 303 с.

26.            Пелих А. С. Бизнес-план. –М.: Ось-89, 2005. - 430 с.

27.            Переверзин И. И. Менеджмент спортивной организации: -М.: “Физкультура и спорт”, 2006. 464 с.

28.            Петухова С. В. Бизнес-планирование. –М.: Омега-Л, 2006. 191 с.

29.            Рыбакова О.В. Бухгалтерский управленческий учет и бюджетирование: принципы и практика: Учебное пособие / О. В. Рыбакова. – М.: РАГС, 2006. – 332 с.

30.            Савчук В.П. Управление прибылью и бюджетирование / В.П. Савчук – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 432 с.

31.            Селезнёва Н. Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами / Н.Н. Селезнёва –М.: 2007. - 639 с.

32.            Станиславчик Е. Н. Бизнес-план. –М.: Ось-89, 2006. 586 с.

33.            Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России: монография / А.В. Починкин. –М.: Советский спорт, 2006. 216 с.

34.            Хоуп Джереми. За гранью бюджетирования. Как руководителям вырваться из ловушки ежегодных планов / Джереми Хоуп, Робин Фрейзер; пер. с анг. Р.В. Кащеева. – М.: Вершина, 2007. – 272 с.

35.            Хоуп Джереми, Фрейзер Робин Бюджетирование, каким мы его не знаем. Управление за рамками бюджетов/ Джереми Хоуп, Робин Фрейзер; Пер. с англ.: Р.В. Кащеев.- М.: Вершина, 2005. – 256 с.

36.            Хоуп, Джереми. Финансовый директор новой эпохи. Как финансовый управляющий может изменить свою роль и обеспечить успех компании на рынке / Джереми Хоуп; пер с англ., Н.И. Кобзаревой; под общ. ред. Д.А. Рябых. – М.: Вершина, 2007. – 304 с.

37.            Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования / Е.В. Хруцкий, В.В. Гамаюнов; под общ. ред. Е.В. Хруцкого – М.: Финансы и статистика, 2006. – 464 с.

38.           Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России.– М.: Дело и Сервис, 2005. – 592 с.



Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ