Финансово-денежная система Украины
Финансово-денежная система Украины
РЕФЕРАТ
Тема: Финансово-денежная система Украины
Содержание
1. Сущность и структура финансовой
системы в общественном воспроизводстве. Функции бюджета
2. Денежная система
3. Кредитная система
4. Страховая система
5. Валютная система
6. Список литературы
1. Сущность и структура
финансовой системы в общественном воспроизводстве. Функции бюджета
Финансово-денежная
система является функциональной составляющей общественного воспроизводства и
обслуживает развитие экономического роста, оказывая существенное влияние на его
движение. Ее сущность раскрывается через составные организационно-экономические
элементы и экономические отношения, возникающие по их поводу. Как комплекс
организационно-экономических элементов финансово-денежная система включает
следующие составляющие: бюджетную, денежную, кредитную, страховую и валютную
системы. Аккумулирующей составляющей является бюджетная система как центр финансов
страны.
Финансы — это система формирования,
распределения и использования в процессе общественного воспроизводства денежных
фондов. Экономические отношения, возникающие между государством, банками,
субъектами хозяйственной деятельности, отдельными гражданами, между отраслями
экономики, регионами и т. п. в связи с формированием и использованием денежных
фондов, образующихся в процессе воспроизводства, составляют финансовые
отношения.
Как сложная
многоуровневая система финансы включают в себя: общегосударственные финансы,
финансы местных органов власти, финансы предпринимательских структур, финансы
домохозяйств, финансы общественных организаций и негосударственных фондов.
Каждая из этих подсистем представляет собой единство взаимосвязанных структурных
элементов: расходов, доходов, способов формирования доходов, институтов
подсистемы, отношений между субъектами подсистемы.
Основным элементом в
структуре финансовой системы являются общегосударственные финансы: государственный
бюджет, государственные централизованные и децентрализованные фонды целевого
назначения, финансы предприятий и организаций государственной формы
собственности, государственный кредит, государственное страхование.
Государственным финансам
принадлежит ведущая роль во всей финансовой системе. Это своеобразный барометр,
отражающий общее состояние экономики, мощный фактор, определяющий ее развитие.
Через государственные
финансы перераспределяется значительная часть валового внутреннего продукта
(ВВП) стран с развитой экономикой: в Японии — 1/3, Франции — более 1/2, Швеции
— 2/3 и т. п. В Украине за годы независимости происходил рост доли ВВП, которая
распределяется через бюджет, до половины, а затем тенденция сменилась на
уменьшение. В России, например, эта доля также составляет 1/2. Для сравнения, в
бывшем СССР через государственный бюджет перераспределялось более 70 процентов
ВВП.
Функции государства и
общественных финансов в условиях рыночной экономики впервые были сформулированы
Р.А. Масгрейвом в работе "Теория и практика государственных финансов"
(1978 г.). По Масгрейву, финансы выполняют три функции:
1) предоставление
общественных товаров и услуг, или регулирование процесса, в соответствии с
которым определяется состав общественных товаров и происходит распределение
ограниченных производственных факторов (рабочей силы и капитала) между
общественным и частным секторами (аллокативная функция);
2) корректирование
распределения доходов и имущества (дистрибутивная функция);
3) поддержание высокого
уровня занятости при достаточной стабильности цен (стабилизационная функция).
По нашему мнению,
целесообразно выделить еще одну функцию финансов — контролирующую. Так,
основным объектом контроля со стороны государства за финансами субъектов
хозяйствования являются соблюдение последними установленных правил списания
затрат на себестоимость реализованной продукции, а также учет собственных
средств (имущества) и финансовых результатов как объектов налогообложения.
Центральное место в
системе общегосударственных финансов принадлежит государственному бюджету
Украины. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд
финансовых ресурсов государства, предназначенный для финансирования выполнения
возложенных на него функций, закрепленных Конституции Украины. В
организационном аспекте — это годовой план государственных расходов и
источников их финансового обеспечения. Вместе с бюджетами местных органов
власти государственный бюджет Украины образует сводный (консолидированный)
бюджет.
Основные направления
бюджетной политики определяются Верховной Радой Украины в специальном
постановлении, имеющим название бюджетной резолюции.
Проект бюджета ежегодно
обсуждается Верховной Радой Украины, в результате чего принимается Закон о
Государственном бюджете Украины на соответствующий год. С политико-экономической
точки зрения государственный бюджет — это своеобразный компромисс между целями
государства, заинтересованного в увеличении бюджетных средств, а значит,
налоговых поступлений, и интересами собственников и наемных работников по
поводу ставок налогов на доходы, недвижимое имущество, налоговых льгот,
бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между общегосударственными и
местными интересами отдельных отраслей по поводу налогов и субсидий, льготных
кредитов и государственных заказов, подрядов на строительство и инвестиционных
премий. Каждый такой компромисс сопровождается борьбой в парламентер.
Доходная часть бюджета
состоит в основном из налоговых поступлении. Меньшая ее часть представлена
неналоговыми поступлениями. В Украине весомой частью в структуре доходов
государственного бюджета в 1997 — 2000 гг. являлся НДС. Налог на прибыль
предприятий и подоходный налог с граждан зачисляются в бюджеты Автономной
Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.
Расходы государственного
бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного
регулирования. Их классифицируют в зависимости от приоритетности подхода:
а) предметная, или отраслевая,
бюджетная классификация — определение расходов по отраслям хозяйства и
управления;
б) экономическая — дифференциация
расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам (капитальные
вложения, заработная плата, дотации и т. п.);
в) смешанная, или комбинированная,
— сочетание ведомственных и предметных признаков;
г) целевая — учет общенациональных,
политических, экономических и социальных целей или программ;
д) функциональная —
государственные средства рассматриваются как инструмент политики правительства;
е) по финансовым
признакам — расходы классифицируют на безвозвратные, временные и условные.
Каждая страна имеет свою
структуру доходов и расходов бюджета. Это зависит от многих факторов:
государственного строя, уровня экономического развития, проводимой в конкретных
условиях экономической политики (сдерживания деловой активности или ее стимулирования,
либерализации экономики или активной социальной защиты населения и др.).
Несмотря на разнообразие государственных подходов к формированию и
использованию бюджета, существуют общие черты и закономерности.
Первое место в
государственных расходах, как правило, занимают социальные статьи: социальная
помощь, образование, здравоохранение. В этом — главная цель бюджетной политики,
как и всей государственной экономической политики вообще: стабилизация,
укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к
условиям, которые изменяются. Такие расходы призваны смягчить дифференциацию
социальных групп, свойственную рыночной экономике. При этом облегчение доступа
относительно менее обеспеченных слоев к получению квалификации, надлежащего
медицинского обслуживания, гарантированной минимальной пенсии и достойного
жилья не только играет социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает
хозяйство важнейшим фактором производства — квалифицированной и здоровой
рабочей силой, а значит, увеличивает национальное богатство страны.
В структуре расходов
бюджета Украины наибольший удельный вес занимают расходы социального характера
и расходы на развитие экономики.
Исполнение
государственного бюджета в идеале — это полное покрытие расходов доходами. Превышение
расходов над доходами приводит к образованию бюджетного дефицита, который
покрывается государственными займами — внутренними и внешними. Займы
осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг (облигаций,
векселей), займов у внебюджетных фондов (например, у пенсионного фонда) или
через получение кредита в банке. Последнюю форму финансирования бюджетного
дефицита использует местная власть. Внешние займы для покрытия дефицита
государственного бюджета у таких международных экономических организаций, как
МВФ, МБ и у развитых стран и их объединений типа ЕС и т. п., характерны для
развивающихся стран, а также все больше используются странами с экономикой
переходного типа.
Дефицит бюджета часто
покрывают также дополнительной эмиссией денег. Вследствие такой эмиссии
развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для инвестиций,
раскручивается спираль "заработная плата — цены", обесцениваются
сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
Кредитная эмиссия как
способ финансирования дефицита бюджета широко использовалась в Украине. До мая
1993 г. эмиссионные кредиты НБУ правительству предоставлялись автоматически.
Именно поэтому 1992 г. был первым годом гиперинфляции в Украине. С июля 1993 г.
установлено, что объем кредитов правительству не может превышать
соответствующую границу, определенную Верховной Радой. В 1994 г. за счет
эмиссионных кредитов НБУ была профинансирована почти половина дефицита бюджета,
в 1995 г. — 67%. Еще 35% дефицита покрывались за счет облигаций внутреннего государственного
займа (ОВГЗ), впервые выпущенных в 1995 г. В 1996 и 1997 гг. увеличивалась
часть дефицита бюджета, финансируемая за счет ОВГЗ. Она составила
соответственно 43,4 и 79,8%.
Государственные займы как
способ покрытия дефицита бюджета безопаснее, чем эмиссия, тем не менее они
также в определенной мере негативно влияют на экономику страны. Во-первых, при
определенных условиях правительство прибегает к принудительному размещению
государственных ценных бумаг и, следовательно, нарушает рыночную мотивацию
деятельности частных институтов. Во-вторых, если даже правительство создает
достаточные стимулы для покупки юридическими и физическими лицами ценных бумаг
правительства, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке
ссудного капитала, ограничивают возможности получения кредита частными фирмами.
Фирмы, особенно небольшие и средние, не являются для банков такими же надежными
заемщиками, как государственные органы. Увеличение спроса на рынке ссудного
капитала ввиду новых государственных займов способствует подорожанию кредита —
росту учетной ставки. Особенно сложными являются последствия внешних займов.
Задолженность
правительства и государственных органов создает государственный долг, который
выплачивается с процентами. Поэтому говорят, что сегодняшние государственные
займы — это завтрашние налоги. Как правило, из текущих бюджетных доходов не
удается выплачивать полностью проценты и вовремя погашать государственные
займы. В связи с этим правительство прибегает к новым займам: покрывая таким
образом старые долги, оно создает новые.
Важной составляющей
государственных финансов являются бюджетные и внебюджетные целевые
государственные фонды. В соответствии с законодательными и нормативными актами
Украины в доходную часть бюджета включались средства таких целевых бюджетных
фондов, как Фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской
катастрофы и социальной защиты населения, Государственный инновационный фонд,
Фонд содействия занятости населения, Фонд развития топливно-энергетического
комплекса, Фонд Украины по социальной защите инвалидов. К государственным
внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования,
Государственный фонд приватизации и другие.
Государственные бюджетные
и внебюджетные фонды формируются за счет установленных в централизованном
порядке сборов и платежей. Средства этих фондов используются для
государственного социального страхования и обеспечения населения, а также для
финансирования государственных программ развития соответствующих отраслей
экономики.
Финансы местных органов
власти. Денежные ресурсы
местных органов власти предназначены для финансирования выполнения возложенных
на них функций как собственных, так и делегированных. Перечень этих функций
определяет структуру расходов местных органов власти. Основными среди них
являются расходы на социальное обслуживание, начальное и среднее образование,
охрану здоровья, строительство и содержание дорог местного значения,
благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, трудоустройство безработных,
решение экологических проблем и пр.
Источники доходов местных
органов власти делятся на: налоговые доходы; доходы от имущества,
принадлежащего местной власти; доходы от хозяйственной деятельности предприятий
коммунальной собственности; доходы, привлеченные на рынке ссудного
капитала", трансферты от центральных органов власти и органов власти более
высокого территориального уровня. Основным способом формирования доходов
местных органов власти в большинстве развитых стран являются местные налоги и сборы,
а также коммунальные платежи, доходы от деятельности коммунальных предприятий,
мобилизация ресурсов за счет коммунальных займов.
В Украине основным
способом формирования доходов местных органов власти являются отчисления от так
называемых регулируемых доходов, представляющих собой доходы, которые на паевых
началах распределяются между всеми звеньями бюджетной системы Украины. Местные
налоги и сборы, кредиты и другие способы формирования доходов играют
незначительную роль. Отрицательной является также практика частого внесения
изменений в перечень регулируемых доходов и отсутствие долгосрочных стабильных
нормативов отчислений от них в местные бюджеты. Это обусловливает финансовую
зависимость местных органов власти и постоянную нехватку ресурсов, необходимых
для выполнения возложенных на них функций.
Важным доходным
источником местных бюджетов являются трансферты — дотации, субсидии и
субвенции. В Украине используется фактически единственный инструмент
финансового выравнивания — дотации, поскольку субвенции являются таковыми лишь
по названию, а на деле выполняют роль дотаций, субсидии же не используются.
Дотации и субвенции предоставляются местным бюджетам на финансирование
расходов, не покрываемых доходами. Характерно, что число дотируемых регионов в
Украине увеличивается. Однако влияние инструментов финансового выравнивания на
их финансовое состояние незначительно как вследствие незначительного размера
дотаций на душу населения по Украине (16 грн.), так и вследствие отсутствия
достаточной законодательной базы, регламентирующей механизм финансового
выравнивания.
В целом финансовая
система Украины и ее важнейшая составная часть — госбюджет — находятся в
процессе становления и отсюда в постоянном изменении специфических принципов
формирования.
Финансы предпринимательских
структур составляют
основу финансовой системы страны, поскольку они непосредственно обслуживают
процесс производства, где осуществляется создание и первичное распределение
валового внутреннего продукта. Они обеспечивают процесс воспроизводства на
предприятии (фирме).
Объектом распределения,
осуществляемого с помощью финансов, является доход (выручка) от реализации
продукции предприятия. При первичном распределении образуются фонды финансовых
ресурсов, за счет которых формируются основные и оборотные фонды, фонд оплаты
труда, осуществляются платежи и взносы в государственные фонды целевого
назначения (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд
Чернобыля и др.), уплачивается налог с прибыли. За счет прибыли, остающейся в распоряжении
предприятия, формируются фонды развития производства, потребления, страховые и
резервные фонды.
Фонды субъектов
хозяйствования используются на авансирование оборотных средств или проведение
инвестиционных и иных затрат.
Таким образом, в финансах
субъектов хозяйствования отражается вся их хозяйственная деятельность,
эффективность использования основного и оборотного капиталов, инвестиционная
политика.
По форме собственности
финансы предпринимательских структур подразделяют на частные и смешанные. Специфика
финансов определяется также организационно-правовой формой предприятия. Так,
для финансов арендных предприятий характерен такой важный элемент, как система
арендных платежей. Финансы акционерных обществ имеют специфику, обусловленную
свойственным акционерной форме собственности способом мобилизации денежных
средств (продажа акций и облигаций), распределения полученного в виде прибыли
дохода (дивиденды — акционерам, проценты — собственникам облигаций, тантьемы —
менеджерам и т. п.).
Финансы домохозяйств — это денежные фонды, которые
формируются у домашних хозяйств из доходов, полученных на основе трудовой,
хозяйственной и других видов деятельности.
Приведенные элементы
финансовой системы взаимосвязаны. Так, с одной стороны, финансы
предпринимательских структур и финансы домохозяйств являются источником
ресурсов для государственных финансов, прежде всего на них нацелены
существующие для этого мобилизационные механизмы — налоговая система, система
страхования и пенсионных отчислений, таможенные, рентные и другие платежи. С
другой стороны, ресурсы, сконцентрированные в государственных финансах, снова
направляются в хозяйство страны в виде капиталовложений, субсидий и дотаций
предприятиям, а также населению в форме различных расходов социального характера.
Финансы общественных
организаций и негосударственных фондов. Негосударственные фонды формируются за счет источников,
указанных в их уставах (например, благотворительный фонд). Государство может
поддерживать эти фонды установлением налоговых льгот на их вторичные доходы,
если они получены за счет процентов или дивидендов от вложений в
государственные облигации или ценные бумаги банков и предприятий. Налоговым
льготам должны подлежать также средства, направленные на финансирование
общегосударственных программ на заемных беспроцентных условиях.
2. Денежная система
Движение денег в процессе
расширенного общественного воспроизводства образует денежное обращение, которое
непосредственно включает движение денег на стадиях распределения, обмена и
опосредованно обслуживает процесс производства и потребления и, следовательно,
влияет на все стадии общественного воспроизводства.
По характеру движения
денежных средств обращение денег подразделяется на финансы, кредит и денежное
обращение. Формы организации денежного обращения образуют денежную систему. Эти
формы определяет государство. В частности, государство определяет денежную
единицу, масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии,
характер обеспечения денег, формы безналичного платежного обращения.
В Украине эти функции
выполняет Национальный банк. НБУ имеет государственную монополию на эмиссию
денег, осуществляет управление денежным обращением, регулирует экономические
процессы через механизмы этого обращения. В соответствии с действующим законодательством
НБУ подчинен только Верховной Раде. Независимость Национального банка от
правительства является необходимой предпосылкой проведения им такой политики,
которая обеспечивает устойчивость национальной валюты, ее покупательную
способность.
Деньги поступают в
обращение через механизм банковского кредитования субъектов хозяйственной
деятельности. Обслуживая разнообразные акты купли-продажи товаров и другие
платежи, деньги переходят от одного экономического субъекта к другому,
постоянно удаляясь от того места, где они вошли в сферу обращения.
Движение денег,
обслуживающее кругооборот товаров и услуг в процессе расширенного
воспроизводства, осуществляется в формах наличного и безналичного обращения.
При этом доля наличного обращения составляет примерно 15 процентов общего
обращения денежной массы.
Безналичное денежное
обращение имеет
значительные преимущества перед наличным и поэтому является намного более
эффективным и целесообразным как для общества в целом, так и для каждого
субъекта хозяйствования.
Наличные деньги — это монеты, банковские билеты
(банкноты) и казначейские билеты.
Монета — это слиток металла, который имеет
законодательно установленные форму, вес, состав металла, определенные
изображения и надписи, включая номинал стоимости. Монеты использовались как
средство обращения или платежа в условиях золотого стандарта, когда их
изготовляли из золота с небольшой примесью для прочности других металлов
(лигатуры). Вес таких монет определял их стоимость. Их называли полноценными. В
наше время, когда произошла демонетизация золота, во всех странах мира в
обращении находятся только неполноценные монеты, используемые как разменные
деньги, на которые делится денежная единица (например, копейка, цент, сентаво и
др., как кратные от своей единицы), что дает возможность осуществлять любые
мелкие покупки. Монеты вводятся в обращение эмиссионным банком.
Банкноты — вид денежных знаков, который
выпускает центральный банк страны. Современные банкноты выступают как
национальные деньги, имеют силу законного и единственного платежного средства с
принудительно установленным государством курсом.
Казначейские билеты — вид денежных знаков, который
выпускает государственное казначейство или министерство финансов для покрытия
бюджетных расходов. Их выпускают преимущественно в мелких купюрах. С
прекращением размена денежных знаков на золото исчезли экономические различия
между банковскими и казначейскими билетами.
Наличные расчеты
осуществляются между предприятиями и населением, между отдельными гражданами, а
также на незначительные суммы между предприятиями, организациями, учреждениями.
К наличным расчетам принадлежат выплаты предприятиям денежных доходов населению
в виде заработной платы, стипендий, пенсий, денежных пособий, хотя в развитых
странах здесь начинают все большее место занимать безналичные расчеты. Наличные
расчеты между отдельными гражданами возникают в процессе купли-продажи товаров,
предоставления и оплаты услуг. Наличные выдаются со счетов предприятий с
помощью чеков.
При безналичном денежном
обращении движение денег осуществляется в виде перечисления сумм на счета в
банки или зачета взаимных требований, т.е. без наличных денежных знаков.
Безналичное денежное обращение имеет такие преимущества:
- значительно сокращает
общественные издержки обращения;
- создает благоприятные
условия для государственного регулирования денежного обращения;
- улучшает экономическое
положение субъектов денежного обращения, поскольку ускоряется обращение их
денежных средств, обеспечивается их тесная связь с банком и с денежным рынком в
целом.
Таким образом, всем
участникам сферы обращения экономически выгодно рассчитываться по своим
обязательствам в безналичной форме через банки (за исключением платежей на
небольшие суммы).
Система безналичного
обращения включает: принципы, требования к организации, формы и способы
расчетов, очередность платежей, расчетные документы.
Преобладающее большинство
безналичных расчетов осуществляется между субъектами хозяйствования.
Незначительную их часть составляют безналичные расчеты населения (перечисление
по поручению граждан на вклады в банки, заработной платы, гонорара, пенсий и т.
п.). По поручению вкладчиков банки переводят денежные суммы с вкладов граждан
на счета соответствующих организаций в оплату за товары и услуги и т. п.
В расчетах населения с предприятиями
торговли и другими организациями применяются расчетные чеки и банковские
чековые книжки. В последнее время получает.
Банкноты возникли в XVII в. на основе развития вексельных отношений. Сначала
банкноты были простой распиской банка о принятии от клиента золота на
сохранение. Позже такие расписки стали выдавать при дисконте (покупке) частных
коммерческих векселей. Банкнота превратилась в вексель на банкира, приобрела
двойное обеспечение — золотое и вексельное (товарное), свободно разменивалась на
золото. Обеспечение векселями и золотом гарантировало возвращение в банки
излишка банкнот из обращения (при погашении векселей и размене на золото). С
прекращением размена банкнот на золото они утратили один из своих классических
признаков, что приблизило их к бумажным деньгам.
Широкое распространение
получили кредитные карточки. Чеки, кредитные карточки, а также векселя
представляют собой платежные средства, которые выполняют роль денег. Это
составляющие безналичного обращения.
В целом все формы денег можно
свести к таким составляющим — так называемым денежным агрегатам — М0,
M1, М2, М3. Сумма агрегатов M1 и М2 называется совокупной денежной массой
М4, где M1 = М0 + М3.
С начала 1994 г. в
Украине внедрена межрегиональная электронная система банковских расчетов.
Перечисление средств субъектами хозяйственной деятельности осуществляется по
каналам электронной связи через систему расчетных палат Национального банка. К
электронной системе принадлежат 25 региональных расчетных палат, объединенных в
общегосударственную сеть, на вершине которой — Центральная расчетная палата в
Киеве. Информация в сети передается средствами электронной почты. Система имеет
высокую степень защиты от несанкционированного вмешательства. Программное
обеспечение для системы банковских расчетов полностью выполнено украинскими
специалистами. Его уровень отвечает мировому и не имеет аналогов в странах СНГ.
Национальная денежная
единица в Украине создавалась в два этапа. На первом этапе (весной 1992 г.)
были введены украинские купонокарбованцы. Купон стал билетом государственной
казны, т. е. купоны — это бумажные деньги с принудительным курсом. Их введение
должно было решить проблему недостатка наличных денег в обращении, которая
возникла вследствие контролирования эмиссии денег Центральным банком России, и
защиты внутреннего рынка страны.
Введение собственной
денежной единицы создало предпосылки для выхода из рублевой зоны, чего
добивалось в тот период руководство России, и способствовало становлению
экономической независимости Украины. Вместе с тем купонокарбованцы были введены
в условиях углубления кризисных процессов в экономике — спада производства,
инфляции, поэтому начали быстро обесцениваться. В частности, купонокарбованцы
не смогли выполнять функцию средства накопления. Они не всегда выполняли даже
функцию средства обращения: субъекты хозяйствования часто отдавали предпочтение
бартерным операциям.
Это обусловило временный
характер купонокарбованца как денежной единицы, необходимость ее замены твердой
денежной единицей, которая была бы способна выполнять функции денег как
средства обращения, платежа и накопления. Введение такой денежной единицы стало
главной задачей второго этапа становления денежной системы в Украине.
Чек — переводной вексель, который
выставлен банком и оплачивается на предъявителя. Вексель — ценная бумага,
которая свидетельствует о безусловном денежном обязательстве должника
(векселедателя) оплатить после наступления срока установленную сумму денег
собственнику векселя (векселедержателю). Различают векселя простые и переводные.
Новая денежная единица — гривня — была введена во время денежной
реформы 1996 г. Эта реформа была проведена на неконфискационной основе, что
стало возможным благодаря стабилизации на протяжении определенного периода до
начала реформы курса купонокарбованца без существенного расходования валютных
резервов НБУ. Необходимость неконфискационной денежной реформы была обусловлена
стремлением создать климат доверия к политике правительства и НБУ, без которого
затруднено продолжение экономических реформ в Украине.
Рассмотрим особенности
функционирования денежной системы в Украине.
Высокие темпы увеличения
денежной массы, отставание от темпов роста цен, постоянные инфляционные
ожидания и, соответственно, развитие гиперинфляционных процессов в первые годы
становления денежной системы Украины и снижение темпов роста денежной массы и
соответственно инфляции начиная с 1994 г., о чем свидетельствуют следующие
данные:
Показатели
|
1992 г.
|
1993 г.
|
1994 г.
|
1995 г.
|
1996 г.
|
Инфляция, % к предыдущему году
|
2000,0
|
10 156,0
|
400,0
|
181,6
|
39,7
|
Изменение МЗ, % к предыдущему году
|
950
|
1828
|
567
|
115
|
35
|
Изменение денежной базы, % к предыдущему году
|
1264
|
4383
|
466
|
132
|
38
|
Значительные масштабы
бартеризации экономики. В частности, удельный вес бартера в общем объеме
расчетов в 1997 г. составил 43 процента.
Отток денежных средств в
теневую экономику.
Значительное,
выражающееся в эквиваленте миллиардов долларов США, сокращение денежных средств
в обороте за счет продолжительных задержек выплат затрат, пенсий, субсидий,
стипендий и т. д.
Значительные масштабы
долларизации денежного обращения (удельный вес денежной массы в иностранной
валюте в М3), достигшие в 1997 г. 14,2 процента.
Углубление платежного
кризиса, проявляющееся в увеличении объема дебиторской задолженности между
предприятиями и организациями.
Важной отличительной
чертой функционирования денежной системы в настоящее время стали неуклонное
стремление и соответствующие действия, направленные на уменьшение и преодоление
отмеченных негативных тенденций через законодательные, административные и, хотя
еще в малой степени, общественные меры, отражающие экономические потребности
страны (меры по укреплению отечественного производства, вытеснению бартера,
развитию экспорта и т. д.; Налоговый и Хозяйственный кодексы, дополнения к
законодательству о банках и банковской системе, в том числе о НБУ, о бюджетной
системе и многие другие).
Вместе с тем сохраняется
и усиливается такая отличительная черта, как постоянный и все усиливающийся
рост цен на товары и услуги широкого потребления при огромном их отрыве от
заработков подавляющей части населения страны.
Гривня (гривна) — это денежная и весовая
единица Киевского государства времен Ярослава Мудрого. Вес гривни приблизительно равнялся фунту
серебра. Название происходит от названия обруча из золота или серебра, который
женщины носили на шее как украшение. Для удобства обручи рубились на части,
которые самостоятельно вступали в обращение. Это послужило основой для денежной
единицы — рубля. Во времена Украинской Народной Республики (1918—1920 гг.) выпускались
в обращение кредитные билеты Государственного банка УНР — гривни. В 1991 г. в связи с провозглашением
Акта о независимости Украины Верховная Рада исходя из тысячелетней традиции
создания Украинского государства приняла решение назвать гривней собственную
денежную единицу Украины.
3. Кредитная система
Кредитная система — это, во-первых, совокупность
кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования; во-вторых,
совокупность кредитно-финансовых институтов.
Кредит — это составляющая оборота денег,
выражающая экономические отношения, которые возникают между кредиторами и
заемщиками по поводу получения последними ссуды в денежной или товарной форме
на условиях возвратности, срочности и платности. Кредитные отношения между
банками и клиентами возникают не только при получении ссуды, но и во время
размещения ими сбережений в виде вкладов на текущих и депозитных счетах.
Различают такие формы
кредита (рис. 1).
Рис. 1. Формы кредита
Коммерческий кредит имеет товарную форму и
предоставляется одним субъектом хозяйствования (предприятием) другому в виде
продажи товаров с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит оформляется векселем.
Векселя подразделяются на простые и переводные. Простой вексель — это
выдаваемое заемщиком на имя кредитора вексельное обязательство, которое
содержит в себе указание места и времени выдачи долгового обязательства, суммы
последнего, места и времени платежа. Переводной вексель, или тратта, представляет
собой письменный приказ одного лица (кредитора) другому (заемщику) об оплате
определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Лицо, которое выдает
переводной вексель, именуется трассантом; лицо, которое обязано осуществить
платеж, — трассатом, а лицо, которому передается право на получение денег, — ремитентом.
Объектом переводного векселя является товарный капитал.
Цель коммерческого
кредита — ускорить реализацию товаров. Процент по коммерческому кредиту,
который входит в сумму векселя, ниже, чем по банковскому кредиту. Размер
коммерческого кредита ограничен величиной находящихся у предпринимателей
свободных капиталов.
Банковский кредит предоставляется владельцами денежных
средств заемщикам в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита — денежный капитал.
Заемщиком может быть предприниматель, государство, сектор домохозяйств.
Кредитор — это владелец (пользователь) денежных средств, прежде всего банк.
Банковский кредит выходит
за рамки коммерческого, поскольку он не ограничен направлением, сроком и суммами
кредитных сделок. Сфера использования банковского кредита шире: коммерческий
кредит обслуживает только обмен товаров, а банковский — накопление капитала,
превращая в капитал часть денежных доходов и сбережений населения.
Банковский кредит
выступает, с одной стороны, как ссуда капитала, если заемщик использует его для
увеличения объема функционирующего капитала, а с другой — как ссуда денег —
платежных средств, необходимых для погашения долговых обязательств.
Банковский и коммерческий
кредиты тесно взаимосвязаны между собой. Это обусловлено тем, что основой
кредитной системы выступает коммерческий кредит, который выражается в
предоставлении коммерческими банками учетного и акцептного кредитов, связанных
с обращением векселей. Коммерческий кредит обслуживает движение товаров из
сферы производства в сферу потребления — производственного и личного, поскольку
кредитуются не только предприятия, но и потребители.
С развитием кредитной
системы банковский кредит развивается быстрыми темпами (по сравнению с коммерческим),
в нем происходят существенные изменения. Главное из них — сосредоточение
возрастающей доли ссудного капитала в крупных банках и использование
значительной доли национальных кредитных ресурсов ведущими компаниями.
Банковские ссуды
классифицируются в зависимости от:
- экономической сферы
применения — внутренние и международные;
- структуры банковской
системы — кредиты центрального банка и кредиты коммерческих банков;
- сферы использования — производственные
и потребительские;
- срока (времени) пользования:
краткосрочные — до одного года, среднесрочные — до 3 лет и долгосрочные — свыше
3 лет.
Существуют также другие
критерии классификации банковских кредитов, определяемые их обеспеченностью,
степенью риска, методами предоставления и характером погашения.
Потребительский кредит предоставляется частным лицам. Его
объектом, как правило, являются товары долгосрочною пользования (мебель,
автомобили, холодильники, телевизоры и т. п.), разнообразные услуги.
Потребительский кредит выступает в форме коммерческого (продажа товаров с
рассрочкой выплаты через розничные магазины) и банковского (предоставление ссуд
кредитными учреждениями на потребительские цели). Разновидностью
потребительского кредита являются долгосрочные (на очень длительное время)
ссуды частным лицам на покупку или строительство жилья.
Государственные займы и
кредит — это
совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором являются
государство или местные органы власти. Они занимают средства на рынке ссудных
капиталов путем выпуска займов через финансово-кредитные учреждения, а также
через эти же учреждения предоставляют кредит. В ведущих странах доходы от
внутренних займов стали вторым после налогов источником финансирования
государственных расходов. Сбережения населения, которые хранятся в
сберегательном банке (если последний является государственным), суммы средств,
привлеченные у населения с помощью займов, а также средства, мобилизованные
страховой системой, в совокупности составляют внутренний государственный долг. Кроме
того, к государственному долгу принадлежат также накопленный бюджетный дефицит
и внешние займы.
Государственные займы и
кредит могут выступать в разных формах. Например, натуральные займы (хлебные,
сахарные), в виде ценных бумаг, облигаций внутреннего займа, казначейских
обязательств и других кредитных документов. Государственные ценные бумаги могут
выпускать как правительство, так и местные органы власти. Кредитная
деятельность государства нужна особенно в низкорентабельных, но необходимых для
производства отраслях (жилищное строительство, инфраструктура, сельское
хозяйство и т. п.).
Международный кредит — это движение и функционирование
ссудного капитала между странами. Кредитные отношения существуют не только
внутри каждой страны, но и между государствами как одна из форм международного
движения капиталов.
Источниками формирования банковских кредитных ресурсов являются:
1) собственные средства
банков;
2) временно свободные
средства предприятий, которые хранятся в виде остатков на счетах;
3) привлеченные средства
юридических лиц на депозитные счета, до востребования и срочные вклады;
4) денежные доходы и
сбережения частных лиц, включая все слои общества. Так, для покупки товаров
долгосрочного пользования и жилья люди сберегают деньги, которые аккумулируют
на счетах в банках и сберегательных кассах;
5) межбанковские кредиты;
6) средства от эмиссии
ценных бумаг.
Источником ссудного
капитала могут быть также денежные накопления государства.
Движение временно
свободных оборотных средств субъектов хозяйственной деятельности, краткосрочных
средств банков и других кредитно-финансовых институтов, а также средств
государства и населения образует сферу денежного рынка (рис. 2). Денежный рынок
— это часть рынка ссудных капиталов, где осуществляются краткосрочные депозитно-ссудные
операции (сроком до одного года). Объектом купли-продажи на денежном рынке
являются временно свободные денежные средства. Основными субъектами денежного
рынка являются коммерческие банки и другие финансово-кредитные институты,
которые мобилизуют и перераспределяют денежные средства предприятий, банков,
населения. Инструменты денежного рынка — векселя государственного казначейства
и коммерческих банков, депозитные сертификаты, банковские акцепты и др. Ценой
временно свободных средств (ссудного капитала), которые продаются и покупаются
на денежном рынке, является ссудный процент. Процент за кредит — это
самостоятельная экономическая категория, возникающая на основе кредитных
отношений. Уровень процента на денежном рынке является базовым для определения
процента на всем рынке ссудных капиталов, и поэтому регулирование его выступает
важным средством денежно-кредитной политики государства.
Страницы: 1, 2, 3
|