бесплатные рефераты

Финансово-денежная система Украины


Рис. 2. Составляющие рынка ссудных капиталов


Различают такие виды процентов: депозитный, ссудный, учетный и дисконтный. Депозитный процент — это плата банка за хранение денежных средств на счетах по депозитным (вкладным) операциям клиента. В качестве кредиторов выступают клиенты банка, заемщика — банк. Ссудный процент — это процент, который заемщик платит.

Можно выделить такие источники временно свободных средств предприятий:

а) амортизационные отчисления, которые накапливаются в результате постепенного перенесения стоимости основного капитала;

б) часть оборотного капитала, которая временно высвобождается в денежной форме в результате несовпадения времени продажи изготовленных товаров и закупки сырья, топлива и материалов, необходимых для продолжения процессов производства;

в) временно свободный капитал в промежутках между поступлением денежных средств после реализации товаров и выплатой заработной платы;

г) средства фонда развития производства, которые накапливаются при расширенном воспроизводстве до определенного размера, зависящего от масштабов и технического уровня предприятий.

Учетный процент — это ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. На его величину влияет ряд факторов, которые зависят от особого статуса центрального банка как кредитора. Дисконтный процент — это процент, который получает банк при покупке векселей до конца срока их действия.

Рынок капиталов связан с долгосрочными операциями и является источником долгосрочных инвестиционных ресурсов.

Можно выделить две функции кредита.

Во-первых, это перераспределительная функция. С помощью кредита денежные капиталы и доходы предприятий, домохозяйств, государства аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который за плату предоставляется в пользование. Через кредитный механизм ссудный капитал перераспределяется на основе возврата между отраслями, переходя в те сферы, которые обеспечивают получение большей прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с национальными программами развития экономики.

Во-вторых, регулирование экономики также осуществляется проведением соответствующей кредитной политики на государственном уровне. Государство, меняя объем и динамику кредитов с целью влияния на хозяйственные процессы, принимает участие в процессе движения ссудного капитала от источников до сфер применения, регулирует доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, облегчая или усложняя получение ссуд. Посредством дифференциации процентных ставок по кредиту, предоставления правительственных гарантий или льгот стимулирует первоочередное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых отвечает политике национального экономического развития. Этой цели служит также государственный кредит. Таким образом, кредит выступает как инструмент регулирования экономики.

Кредит разрешает противоречие между временно свободными денежными средствами у одних юридических и физических лиц и потребностью денежных средств у других. Кредит способствует экономии издержек обращения, поскольку частично заменяет наличные деньги кредитными (векселями, чеками, а также через развитие безналичных расчетов и ускорение обращения денег).

Кредит способствует концентрации и централизации капитала, стимулирует создание новых предприятий (в виде акционерных обществ), а также объединений предприятий.

Составной частью кредитной системы является банковская система как совокупность разнообразных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи. В странах с рыночной экономикой функционирует банковская система двух уровней. На первом, высшем уровне находится центральный банк (или, как в США, система банков, выполняющих функции центрального банка), на втором, низшем уровне — коммерческие и специализированные банки (ипотечные, инновационные) и другие функционирующие в различных сферах деятельности небанковские кредитно-финансовые институты.

Функции центрального банка:

1) регулирование денежного оборота через эмиссию банкнот и кредитование банков низшего уровня (главная функция);

2) банковский надсмотр, регулирование деятельности коммерческих банков экономическими методами (через соблюдение банками экономических нормативов, установление резервов и определение ставки рефинансирования);

3) определение и проведение монетарной и валютной политики государства;

4) обеспечение эффективности функционирования системы расчетов в государстве.

Так, в США на первом уровне находится центральный банк, которому принадлежат 12 региональных федеральных резервных (эмиссионных) банков. Руководит федеральной резервной системой совет из числа управляющих региональными резервными банками. Совет является государственным органом, который наделен полномочиями контроля за деятельностью всех федеральных резервных банков и принимает все основные решения, касающиеся предоставления с их стороны кредитов коммерческим банкам, проведения операций с ценными бумагами, определяет другие условия, влияющие на деятельность коммерческих банков. Последние непосредственно кредитуют корпорации и население. На втором уровне находятся 12 000 коммерческих банков.

В Украине роль центрального банка выполняет Национальный банк. Он должен функционировать достаточно автономно от правительства. Его главная задача — обе печение устойчивости национальной валюты, ее покупательной способности. В этом о ношении функции Национального банка даже выше государственных, поскольку действия государства отражают, как правило, интересы отдельных отраслей, предприятий социальных групп. Национальный банк должен отстаивать общенародные интересы проводить независимую политику.

В соответствии с Законом Украины о Национальном банке Украины руководящими органами НБУ являются Совет Банка и Совет директоров Банка.

Совет Банка состоит из 14 человек, половина которых назначается Верховной Радой а другая половина — Президентом Украины. Основная функция Совета Банка состоит в разработке принципов кредитно-денежной политики и осуществлении контроля : ее проведением. Функции реализации кредитно-денежной политики и управлена деятельностью НБУ возложены на Совет директоров Банка.

Национальный банк Украины подотчетен Верховной Раде Украины, что проявляется в назначении Главы Банка, назначении половины состава Совета Банка, утверждении размера уставного капитала Банка, докладах Главы Банка Верховной Раде о деятельности Банка, предоставление Верховной Раде дважды в год информации о состоянии денежно-кредитного рынка государства. НБУ и Кабинет Министров проводят взаимные консультации по вопросам денежно-кредитной политики, разработки и осуществления общегосударственной программы экономического и социального развития.

Национальный банк Украины поддерживает экономическую политику правительства, пока она не противоречит обеспечению стабильности денежной единицы Украины.

Вмешательство в какой-либо форме органов законодательной и исполнительной власти или их должностных лиц в выполнение функций и полномочий Совета Банков или Совета директоров запрещается. Такие нормы взаимоотношений центрального банка с высшим законодательным органом и исполнительными органами власти в основном соответствуют практике развитых европейских стран.

В странах Европы и в Японии банки не имеют суровых ограничений в выбор вложений (портфель банка) и контроле над деятельностью корпораций. Характерной этом отношении является банковская система Германии, где функционируют 4000 банке двух типов: универсальные и специализированные при 49 банковских учреждениях

В Украине модель коммерческого банка законодательно не определена. Как свидетельствует практика, коммерческие банки в Украине являются универсальными. Универсальный банк имеет тесные связи с предприятиями, выполняет нетрадиционные банковские операции (в отличие от консервативной модели). Это соответствует доминирующе в последние 10 — 20 лет мировой тенденции к универсализации банковских операции.

Банковские операции — это главное содержание деятельности банков. Различают такие группы банковских операций:

1. Пассивные операции, с помощью которых формируются собственные, привлеченные (депозиты — вклады) и эмиссионные средства для проведения в дальнейшем активных операций. Собственные средства формируются за счет первичных уставных капиталов, отчислений из текущей прибыли, размещения акций (в случае, когда банк по своей организационно-правовой форме является акционерным обществом), нераспределенной прибыли. В пассивных операциях центрального банка преобладает эмиссия кредитных денег (выпуск банкнот), инвестиционных банков — выпуск и размещение ценных бумаг Таким образом, банки обеспечивают концентрацию временно свободных средств для и перераспределения в те сферы деятельности, где ощущается недостаток денежных средств.

Активные операции, с помощью которых банк размещает собственные и привлеченные средства. Это прежде всего кредиты и банковские инвестиции (вложения средств в ценные бумаги).

Расчетно-кассовые операции. Для хранения денежных средств и осуществления расчетов банки открывают предприятиям расчетные, текущие и другие счета (в зависимости от характера их деятельности и источников финансирования). Банк традиционно является посредником в платежах. По поручению предпринимателей банки ведут расчеты между поставщиками и теми, кто покупает продукцию.

Банковские услуги — это вид деятельности коммерческих банков, направленный на привлечение юридических и физических лиц как постоянных клиентов. К ним относятся такие услуги:

- посреднические — посредничество в получении клиентом кредита, посредничество в операциях с ценными бумагами, валютой, имуществом;

- доверительные (трастовые) — деятельность банка по управлению имуществом, переданным клиентом банка, по поручению. Доверительное управление имуществом по своей специфике сродни банковской деятельности и связано с выполнением работ по учету операций, сохранению ценностей, размещению средств, финансовому анализу и т. п. Доверительными лицами банков являются в основном частные лица, а также фирмы, благотворительные организации, различные фонды (например, пенсионный). Банки оказывают трастовые услуги как частным лицам (распоряжение наследством, управление персональными трастами, опекунство с обеспечением сохранения имущества, агентские функции), так и фирмам (распоряжение активами, агентские операции, ликвидация предприятий);

- по сохранению ценностей.

Коммерческие банки проводят консультирование клиентов в области экономического (финансового) анализа и бухгалтерского учета, выпуска и размещения ценных бумаг, анализа инвестиционных проектов и т. п. Консультационные услуги, как правило, связаны с другими операциями: кредитными, лизинговыми, обслуживанием платежного обращения.

В результате в современной рыночной экономике банки стали важнейшей составной частью финансово-промышленных групп, в том числе международных — транснациональных корпораций. Процесс сращивания банковского и промышленного капитала меняет свои формы, но сущность его сохраняется. В Украине этот процесс законодательно оформлен Законом Украины "О промышленно-финансовых группах" (1995 г.). Однако слабость национальных коммерческих банков ведет к развитию процесса создания финансово-промышленных групп с опорой на иностранный капитал. Такая тенденция должна и может быть преодолена посредством развития национальной экономики.

Первые две группы банковских операций из отмеченных выше являются наиболее распространенными, и на них приходится наибольшая часть банковской прибыли. В странах с развитой экономикой в последние годы значительно вырос объем банковских услуг. Они становятся вторым по величине источником банковского дохода.

В Украине в основном завершен процесс формирования банковской системы. По примеру экономически развитых стран сформировалась двухуровневая банковская система: Национальный банк Украины — на первом уровне и коммерческие банки — на втором.

На начало 1998 г. в Украине насчитывалось 227 банков. Созданы специализированные коммерческие банки. Так, с целью содействия рыночным реформам в аграрной сфере в Украине создан Земельный банк.

Коммерческие банки в Украине начали зарождаться в 1989 г. в связи с необходимостью обслуживания арендных и совместных предприятий, которые возникли на то время в бывшем СССР. На 1 января 1990 г. в СССР насчитывалось 225 коммерческих и кооперативных банков, что составляло 2 процента от суммы балансов всех спецбанков (Промстройбанк, Агропромбанк, Сбербанк, Соцбанк, Внешэкономбанк), вместе взятых. Для сравнения: в царской России насчитывалось 25 000 коммерческих банков.

Среди ведущих банков можно выделить АК Укринбанк, ВА-банк (оба — Киев), Приватбанк (Днепропетровск), Норд-банк (Одесса), Западноукраинский коммерческий банк (Львов) и т. п. Набирает силу процесс централизации банковского капитала путем слияния и поглощения одних банковских структур другими.

Кроме того, созданы банки с участием иностранного капитала. На 1 января 1998 г. их насчитывалось 22, в том числе со стопроцентным иностранным капиталом — 6 банков.

Особенности функционирования банковской системы в Украине следующие.

1. Особое место в банковской системе занимают преобразованные в коммерческие бывшие государственные банки, деятельность которых искусственно поддерживается государством (АКБ "Украина", Проминвестбанк, Укрсоцбанк, Сбербанк и Эксимбанк).

Эти банки обладают значительным финансовым потенциалом. Их собственные средства эквивалентны сумме всех собственных средств других банков.

Клиенты этой группы банков — в основном государственные учреждения, а также предприятия агропромышленного комплекса. Значительной является доля этих банков в обслуживании социальной сферы, в том числе — сбережений населения. Четыре из числа названных банков (АКБ "Украина", Проминвестбанк, Укрсоцбанк, Сбербанк) определены Кабинетом Министров и НБУ в качестве банков, которым было поручено в 1998 г. осуществлять кассовое исполнение государственного бюджета, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.

Однако коммерческие банки "второй волны" по прибыльности активов имеют лучшие показатели, чем бывшие государственные банки (которые называют банками "первой волны"). Последние медленно овладевают и новыми видами услуг.

Банки "второй волны" характеризуются ускоренным развитием, постоянным расширением ассортимента и качества услуг, несмотря на то что им не хватает собственного капитала. Эти банки преимущественно ориентированы на обслуживание предприятий коллективной и частной форм собственности.

Банки с иностранным капиталом, не имея проблем с объемом капитала, в то же время недостаточно ориентируются в экономической ситуации в Украине. К тому же их отпугивают существующая в стране кризисная ситуация и постоянное изменение законодательных правил. Это не позволяет им расширить услуги до объемов, присущих европейскому или американскому бизнесу. Эти банки ориентированы в основном на иностранные совместные предприятия и фирмы, действующие в Украине.

2. Происходит процесс концентрации и централизации банковского капитала. Темпы роста банков определяются не объективными рыночными факторами и собственными возможностями, а прежде всего административными мерами НБУ, в частности Директивой об увеличении коммерческими банками уставного фонда.

Нормативное требование Национального банка Украины при создании новых коммерческих банков с валютной лицензией на СКВ — это формирование уставного фонда в размере 3 млн евро. Это ориентир для банков, которые имеют намерение выйти на международный уровень. Для малых и средних банков величина минимальных требований составляет 1 млн евро собственных средств.

3. По сумме оплаченных уставных фондов коммерческие банки Украины делятся на такие группы:

- 5 млн евро и больше — 24 банка;

- 3 — 5 млн евро — 27 банков;

- 2 — 3 млн евро —12 банков;

- 1 — 2 млн евро — 96 банков.

4. Структура пассивов коммерческих банков в последнее время характеризуется положительными тенденциями, прежде всего увеличением вкладов населения, которые на протяжении 1997 г. выросли более чем в полтора раза, хотя их удельный вес остается небольшим. На первое января 1998 г. он составил 4,4% от всех пассивов банков.

Значительный удельный вес в структуре банковских пассивов принадлежит средствам до востребования юридических лиц (10,2%), срочным депозитам и кредитам, полученным от других банков, в том числе от НБУ, средствам государственного и местных бюджетов (37,8% общей суммы привлеченных средств). Однако бюджетные средства размещены лишь в пяти крупных банках.

5. Структура кредитных вложений банковской системы характеризуется значительной долей кредитов НБУ правительству, незначительными долями кредитов на производство и долгосрочное кредитование. При этом кредиты НБУ правительству страны составляют около 50 процентов всех кредитных вложений в экономику Украины.

Коммерческие банки на первом этапе своей деятельности ориентировались на кредитование быстро окупаемых торгово-закупочных операций негосударственного сектора экономики. В производство было вложено до 4 процентов общего объема предоставленных кредитов, поскольку предприятиям невыгодно брать кредиты под высокие проценты.

В условиях высокого уровня инфляции долгосрочное кредитование в 1993 г. снизилось до 3 процентов от общей суммы кредитных вложений, а в 1994 г. — до 1,9 процента.

В 1996—1997 гг. вследствие снижения уровня инфляции и процентной ставки были созданы долее благоприятные условия для кредитной деятельности банков. В результате на 1 января 1998 г. общая сумма предоставленных кредитов субъектам хозяйствования составила 9295,5 млн грн., что на 38% больше, чем на 1 января 1997 г. Удельный вес предоставленных кредитов коммерческими банками в 1997 г. составил. 24% общей суммы активов. Однако для развития долгосрочного кредитования украинским банкам по-прежнему не хватает собственных ресурсов и эффективных бизнес-программ. Поэтому долгосрочное кредитование в Украине — преимущественно удел крупных банков, имеющих доступ к бюджетной статье "Финансирование капитальных вложений" или к кредитным линиям ЕБРР под гарантию государства. Большая часть украинских банков предоставляет клиентам, как правило, краткосрочные рискованные услуги.

В кредитовании экономики принимает участие иностранный капитал. Так, программа ЕБРР предусматривает предоставление займов в размере от 100 тыс. до 2,5 млн евро на реализацию проектов в сфере промышленного производства, строительства, торговли, сельского хозяйства, транспорта. ЕБРР предоставил кредит в размере 100 млн евро на поддержку малого бизнеса. Кредитование осуществляется чрез ведущие коммерческие банки страны. С 1999 г. на эти цели выделено еще 100 млн евро.

6. С конца 1994 г. в банковской и кредитной системах начали развиваться кризисные явления. Так, сумма просроченной задолженности предприятий и организаций на конец 1994 г., по данным НБУ, составляла 170,1 трлн крб., в том числе 154,5 трлн крб. — задолженность между предприятиями и 15,6 трлн крб. — между коммерческими банками. Одной из мер для разрешения платежного кризиса, которую пытается применить НБУ, является использование векселей. В 1995 г. прекратили свою деятельность 20 коммерческих банков и более 50 филиалов. Кризис охватил большие коммерческие банки "первой волны" (ИНКО, "Возрождение", Лесбанк и др.). С конца 1994 г. начался "трастовый кризис".

В 1997 г. наметились положительные сдвиги в деятельности банковской системы, которые проявились прежде всего в повышении качества "кредитных портфелей". Если к началу 1996 г. банковская система имела 26% просроченных и пролонгированных кредитов, то к началу 1997 г. их доля снизилась до 20%, в том числе доля просроченных кредитов — 10,4%), а к началу 1998 г. удельный вес просроченных кредитов в общей сумме предоставленных снизился до 8,7%.

Однако банковская система остается еще нестабильной вследствие нестабильности социально-экономической ситуации в Украине в целом. За период с 1992 г. из Книги регистрации банков изъято 42 банка, из них в 1997 г. — 10. По состоянию на 1 января 1998 г. 62 банка отнесены к категории проблемных, 23 из них работают в режиме финансового оздоровления, 40 — в стадии ликвидации.

7. Мировой финансово-валютный кризис, развернувшийся во второй половине 1997 г., затронул со второй половины 1998 г. и Украину, которой вследствие еще слабого включения в мировую экономическую систему довольно успешно удалось его преодолеть.

В целом же только преодоление экономического кризиса в стране может стать надежной основой стабилизации банковской системы Украины.


4. Страховая система


Страховая система представляет собой совокупность форм страхового фонда во взаимосвязи с экономическими отношениями по поводу формирования и использования этого фонда для осуществления страховой защиты потерпевших от случайных, опасных для здоровья и (или) материального благополучия событий как физических, так и юридических лиц, создавая благоприятные условия для непрерывного процесса общественного воспроизводства. Она включает в себя совокупность форм, видов и методов страхования, а также страховые организации и институты в их взаимодействии.

В процессе исторического развития страхования страховой фонд проявил себя в трех основных организационных формах:

- фонд самострахования;

- централизованный государственный страховой (резервный) фонд;

- страховой фонд страховщика.

Самострахование предполагает формирование в децентрализованном порядке определенного обособленного фонда, как правило, в натуральной форме. Примером его могут служить фуражный и семенной фонд в сельском хозяйстве или запасы продовольствия в любом домашнем хозяйстве в период преимущественно натурального производства. В условиях перехода к рыночному хозяйству эта форма самострахования модифицируется в фонд риска производителя товаров и услуг. Этот фонд может принимать как денежную, так и натуральные формы. Его предназначение состоит в том, чтобы в условиях нестабильности, особенно свойственной переходным экономическим системам, обеспечить субъектам хозяйствования возможность непрерывно функционировать, избегая производственных и финансовых срывов. Порядок формирования и использования этого страхового фонда, как правило, регламентируется уставом предприятия.

Централизованный государственный страховой (резервный) фонд формируется за счет общегосударственных ресурсов, принимает натуральную (стратегические запасы государства) и денежную (централизованные государственные финансовые резервы) формы и предназначается для возмещения ущерба, причиненного сложными технологическими авариями, значительными стихийными бедствиями, эпидемиями и т. п.

Страховой фонд страховщика — децентрализованный фонд, который формируется за счет средств страхователей, т. е. тех, кто застрахован, и предназначается для возмещения им ущерба или выплаты страховых сумм страховщиком, т. е. тем, кто осуществляет страхование.

В основе страхования лежит страховой риск. Где нет риска, нет потребности в страховании. Но не всякий риск может быть объектом страхования. Страховой риск обязательно имеет вероятностный, случайный характер. Поэтому страхованию подлежит риск, по которому можно оценить вероятность страхового события, размер ущерба, рассчитать цену страховой услуги и возможную часть страхового возмещения.

Нестраховые риски — события, которые тоже сопровождаются определенными потерями для потерпевшего, но они не подлежат страхованию чаще всего из-за отсутствия страховщика, желающего взять на себя обязательства по покрытию убытков при наступлении отмеченных выше событий. Это, как правило, события, вероятность наступления которых нельзя надлежащим образом оценить, а также нельзя доказать, имел ли место страховой случай. По таким рискам нельзя определить размер убытков и, соответственно, цену страховой услуги.

Формирование и функционирование страхового фонда страховщика основывается на следующих принципах:

1) вероятностный характер страховых событий влияет на величину страховых платежей (цену страховой защиты);

2) общая закономерность здесь проявляется через огромное количество страховых случаев, что обусловливает необходимость рассчитывать себестоимость страховой услуги применительно ко всей страховой совокупности;

3) возвратность средств, проявляющаяся в том, что средства, собранные страховщиком для выплат страхового возмещения, возвращаются, но не каждому страхователю, принимающему участие в формировании этого фонда, а только пострадавшим от страховых событий в период действия страхового договора;

4) замкнутая раскладка ущерба между участниками формирования страхового фонда в пространстве и во времени.

Пространственная раскладка ущерба означает, что распределение ущерба между страхователями осуществляется по принципу: "С миру по нитке — голому рубашка". Временная раскладка ущерба основывается на осознании страховщиком того, что благоприятные годы применительно к определенным страховым событиям — явление преходящее. Они сменяются годами, богатыми на страховые события. Для того чтобы страховщик оказался готовым возмещать убытки в неблагоприятные годы, он должен в благоприятные периоды резервировать часть страхового фонда.

Страховые отношения складываются между страховщиками, страхователями и страховыми посредниками. Страховщики — юридические лица (акционерные, полные, коммандитные общества либо общества с дополнительной ответственностью), которые получили лицензию, дающую им право заниматься страховой деятельностью. Страхователи — юридические лица и дееспособные граждане, которые заключили со страховщиками договоры по страхованию своего собственного интереса или интереса третьего лица, платят страховые премии (взносы) и имеют право по договору (при добровольном страховании) или по закону (при обязательном страховании) на получение компенсации (возмещения) при наступлении страхового события.

Функции посредников между страховщиками и страхователем выполняют чаще всего страховые агенты и страховые брокеры. Страховые агенты — физические или юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика и представляющие его интересы. Страховые брокеры — физические или юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке субъектом предпринимательской деятельности и действующие на страховом рынке от своего имени, представляя интересы страхователя и страховщика. Страхователи, страховщики и посредники взаимодействуют между собой в условиях страхового рынка.

Страховой рынок — это специфическая среда экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется спрос и предложение этой услуги. Предлагают страховые услуги: страховщики, заключающие договоры страхования непосредственно со страхователями; перестраховщики, принимающие за определенное вознаграждение часть рисков, взятых на себя непосредственно страховщиками; посредники между страховщиками и страхователями, а также между страховщиками и перестраховщиками.

Наиболее четко сущность страхования проявляется через его функции — компенсационную, репрессивную и превентивную.

Содержание компенсационной функции проявляется в том, что по мере развития рыночных отношений возрастает степень риска и, следовательно, возрастает общественная потребность в средствах ограничения рисков и выработке механизма защиты пострадавших от рисковых ситуаций.

Реализация этой функции предполагает формирование страхового фонда за счет средств страхователей и использование его для возмещения ущерба пострадавшим страховых событий. В зависимости от того, какую форму формирования страхового фонда предпочли страхователи, проявляются особенности компенсационной функции. К примеру, самострахование дает возможность в экстремальных ситуациях иметь запасы товарно-материальных ценностей, и в этом его преимущество. Но оно имеет весьма ограниченные возможности, если речь идет о больших потерях, поскольку возможности самого хозяйства сделать запасы отнюдь не беспредельны. Более того, сам запас, сделанный хозяйством в натуральной форме, может быть поврежден или уничтожен каким-либо стихийным бедствием.

Свойственное развитым рыночным отношениям страхование, осуществляемое предпринимателями-страховщиками, формирует страховой фонд страховщика за счет предприятий, организаций, учреждений, отдельных граждан. Этот фонд имеет только денежную форму и поэтому компенсирует убытки пострадавшим участникам не в форме товарно-материальных ценностей, а только в денежной форме Преимуществом такого способа защиты интересов страхователей является распределение убытков среди большого количества участников, что значительно облегчает тяже потерь пострадавших. Недостатком этой формы является то, что денежная форма компенсации ущерба не обеспечивает в полной мере непрерывность воспроизводственного процесса. Следует подчеркнуть при этом, что для общества в целом потери, причиненные многими страховыми событиями, являются безвозвратными (сгорел дом, взорвался самолет, селевой поток снес с лица земли селение, землетрясение разрушило его и т. п.). И поэтому страхование не ограничивается выполнением компенсационной функции, которая направлена прежде всего на борьбу с последствиями страхового события.

Страхование призвано также выполнять репрессивную функцию, направленную на пресечение наступившей опасности, ограничение ее разрушающей силы (борьба с пожаром наводнением, эпидемией и т. п.). И, наконец, превентивная функция страхования стоит в предупреждении наступления страхового события (противопожарные мероприятия, упреждение дорожно-транспортных происшествий, эпидемий и т. д.).

Чаще всего превентивная и репрессивная функции используются одновременно. Например, биржи труда, центры занятости, информационные бюллетени, телеинформация о вакантных рабочих местах и желающих получить работу способствуют соблюдению спроса и предложения на рынке труда и имеют своей целью предотвращать опасность безработицы. Вместе с тем безработица как явление существующее требует координальных мер: организации системы переподготовки кадров, повышения квалификации, выдачи пособий на переезд безработных в те регионы, где существует дефицит рабочей силы, и т. п.

Исторически человечество раньше стало пользоваться репрессивными методами значительно позже — превентивными. Объясняется это тем, что выполнение управительной функции требует достаточно высокого уровня научных знаний, технологических возможностей и значительных финансовых ресурсов. Очень часто, понимая превосходство превенции над репрессией, человечество или отдельные субъекты отказываются от нее, поскольку экономически не могут себе это позволить.

Страхование имеет определенное сходство с кредитными, торговыми операциями, игровыми действиями, что обусловливает необходимость рассмотрения его и в аспекте.

Иногда страхование рассматривают как игру, где тот, кто пострадал от несчастья выиграл, а тот, кто нет, — проиграл, так как тот, кто внес в страховой фонд получил возмещение благодаря тому, что многие, сделавшие аналогичные или большие взносы, безвозвратно потеряли их. Такая точка зрения основана на том, что денежная игра по сути — обогащение одного лица за счет другого вследствие не зависящих от игроков случайностей. Ее придерживался немецкий экономист Германн.

Французский ученый Ребуль смотрел на эту проблему несколько иначе. Играет тот, считает он, кто не принимает никаких мер против вероятной потери имущества в результате пожара или трудовой энергии в результате болезни. Кто страхуется, тот пытается устраниться от игры случая.

На самом деле между игрой и страхованием, как отмечает наш соотечественник К. Г. Воблый, существует сходство, но они существенно отличаются друг от друга. Сходство между ними состоит прежде всего в том, что игра и страхование основаны на законах больших чисел, случайных, носящих вероятностный характер явлениях. Коренное отличие между ними — в цели. Цель игры — выигрыш одного за счет проигрыша многих. Цель страхования — защита попавшего в тяжелое положение субъекта за счет раскладки убытков между многими, и чем больше заботящихся о предотвращении случайных опасных событий, тем дешевле будет им стоить страховая защита.

Страхование по своему содержанию имеет сходство со сбережениями. Например, страхование на долголетие или на случай смерти предполагает единоразовый или рассроченный по годам взнос в виде страховой премии, которая в случае окончания страхового договора возвращается страхователю, а в случае смерти — его наследникам с процентами.

Подобное сходство со сбережениями в имущественном страховании и в страховании ответственности отсутствует, ибо застраховавший свое имущество (ответственность) и уплативший страховщику премию не претендует на возвращение своих взносов, если за период действия договора не произошло страхового события. Здесь нет возврата накопленных взносов, как это происходит при сбережениях.

Существует различие между сбережением и страхованием даже в накопительной его форме. Оно состоит в том, что каждый субъект, осуществляющий сбережения в кредитном учреждении, имеет свой личный счет, куда он может вносить новые суммы и волен изымать их по частям или полностью. Страхователь такой возможности не имеет. Он не может изъять свои взносы в полном объеме, когда ему захочется. Страховой договор и обязательства обусловливают возможность их получения по истечении срока договора. Страховые платежи, в отличие от накопительных счетов в банках, теряют свой индивидуальный характер и служат для возмещения убытков каждого из участников страхования.

Еще одно важное отличие страхования от сбережений состоит в том, что отдельное лицо (юридическое или физическое) для того, чтобы накопить денежный капитал в определенном размере для реализации своих конкретных целей, должно определенное время формировать этот фонд. И если, например, для того чтобы купить автомобиль за 10 тыс. ден. ед., гражданин должен в течение 5 лет вносить в банк по 2 тыс. ден. ед., а он умер после первого взноса, то его наследники получат всего 2 тыс. ден. ед. Если же страхователь застраховал жизнь на 20 лет на 10 тыс. ден. ед., а умер сразу же после внесения своего первого взноса, его наследники получат все 10 тыс. ден. ед., т. е. всю страховую сумму. В этом состоит отличие страхования от кредита.

Страховые операции имеют определенное сходство с торговыми операциями. Это сходство проявляется в том, что страховые услуги — товар страхового рынка. Страховые платежи — плата за оказание страховых услуг. Но и здесь страхование как особая разновидность человеческой деятельности имеет свою специфику. Купля-продажа в торговле предполагает, что собственник денег и собственник товара (услуги) меняются местами, если акт купли-продажи состоялся. В страховании страхователь, который платит за страховую защиту, может этой услугой и не воспользоваться. Здесь имеет место действительно солидарная ответственность за потери участников страхования.

Итак, несмотря на то, что страхование — звено финансовой системы, оно имеет свои особенности, которые обусловливают необходимость его более тщательного изучения. Объектами страхования выступают имущественные интересы, связанные:

- с жизнью, здоровьем, трудоспособностью, дополнительной пенсией страхователя, т. е. застрахованного (личное страхование);

- с владением, распоряжением и пользованием имуществом (имущественное страхование);

- с возмещением причиненного страхователем ущерба третьим лицам или их имуществу (страхование ответственности).

Каждый из перечисленных видов страхования имеет сложную структуру и особенности. Конкретизация подвидов страховых услуг, предлагаемых страховщиком страхователю, определяется правилами, вырабатываемыми самим страховщиком на той основе, что он может заниматься только теми видами страхования, которые определены в лицензии.

По форме страхование бывает добровольное (свободное) и обязательное (принудительное) .

Обязательное страхование как в области государственного социального страхования, так и в индивидуальном страховании обусловливается рисками, связанными с жизнью, потерей трудоспособности либо с возникновением таких убытков, которые не могут быть возмещены отдельным лицом (авиакатастрофы, сложные дорожно-транспортные происшествия, большие пожары и т. п.).

Обязательное страхование регламентируется Законом Украины "О страховании". Оно основано на следующих принципах:

1) законодательство определяет перечень объектов, подлежащих обязательному страхованию, и механизм его реализации",

2) сплошной охват всех объектов обязательного страхования без заявления страхователя, так как регистрация объекта уже есть основанием для того, чтобы он автоматически был охвачен страхованием;

3) безусловное действие обязательного страхования, независимо от нарушения сроков страховых платежей",

4) обязательное имущественное страхование не ограничено временем. Оно теряет силу только при гибели имущества;

5) для личного страхования обязательность теряет свою силу только с изменением статуса лиц, подлежащих по закону обязательному страхованию;

6) страховое обеспечение по обязательному страхованию строго нормировано. Как правило, эти нормы устанавливают либо в процентах от страховой суммы, либо в денежных единицах на один объект.

Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страховщиком и страхователем. Этой формой охватываются те юридические и физические лица, которые не подлежат обязательному страхованию и хотят застраховаться.

Составляющей страховой системы являются страховые организации:

- страховые общества;

- союзы, ассоциации, пулы и другие объединения;

- общества взаимного страхования;

- страховые агенты и брокеры;

- перестраховочные компании;

- страховые бюро;

Комитет по надзору за страховой деятельностью.

Страховые общества (компании) в условиях рынка осуществляют свою деятельность двояко: в форме собственно страховой и коммерческой. Собственно страховая деятельность страховых компаний нацелена на предоставление страховой защиты своим клиентам. Сама по себе страховая деятельность не запрограммирована на прибыль. В целях расширения страхового поля (привлечения все большего числа страхователей) страховщик может отказаться от включении прибыли в структуру тарифа по тем или иным видам страховых услуг. Конкуренция страховщиков на страховом рынке вынуждает их идти на значительное сокращение тарифов, что делает некоторые страховые операции убыточными или низкодоходными. Сказанное отнюдь не означает, что сами страховые операции не могут приносить достаточно высокую прибыль. Например, страхование от катастрофических рисков может длительный период быть высокодоходным, если в течение этого времени не было катастрофических страховых событий. Но одно сильное землетрясение, произошедшее раз в 20 лет, потребует от страховщика, занимающегося страхованием этих рисков, колоссальных затрат, мобилизации ресурсов из других источников с целью реализации возможности компенсировать убытки застрахованным пострадавшим. В конечном итоге страховой фонд имеет предназначение возмещать потери и возвращать страховые суммы страхователям (застрахованным).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ