бесплатные рефераты

Финансово-денежная система Украины

Тот факт, что от момента поступления премий, перечисленных страхователями на счет страховщика, до момента их выплаты в качестве страховых сумм и страховых возмещений проходит время, определенное страховым договором (или законом), а сам срок страхования может быть весьма продолжительным (5 — 25 лет), а иногда пожизненным в личном страховании и бессрочным — в имущественном, страховщик эти временно свободные от страховых обязательств фонды может отдавать в ссуду, осуществлять прямое инвестирование, участвовать в других коммерческих операциях. Коммерческая деятельность страховщика имеет своей целью получение прибыли. Законодательство страны определяет границы экономической свободы страховщика относительно того, куда он может размещать страховые средства. Главным требованием при этом, как правило, является размещение страховых резервов с учетом прибыльности, ликвидности и диверсификации. В Законе Украины "О страховании" отмечается, что страховые резервы могут быть представлены активами следующих категорий:

- денежные фонды на расчетном счете;

- банковские вклады (депозиты);

- недвижимое имущество;

- ценные бумаги, эмитируемые государством;

- права требований к перестраховщикам;

- долгосрочные инвестиционные кредиты (для резервов по страхованию жизни);

- наличные деньги в кассах в размере лимитов остатков кассы, установленных НБУ.

Резервы по страхованию жизни могут использоваться для долгосрочного кредитования жилищного строительства, в том числе индивидуального строительства в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Закон Украины запрещает страховщикам осуществлять другие виды кредитной деятельности, кроме отмеченных в Законе. В то же время, например, по нормам британского законодательства нет никаких ограничений применительно сфер размещения страховых резервов. Страховщик может инвестировать свои средства в любой вид имущества, рыночная цена которого может быть определена.

Страховые общества могут объединяться в союзы, ассоциации, пулы и др. объединения для координации деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их образование не противоречит законодательству. Они не имеют права заниматься страховой деятельностью.

Общества взаимного страхования создаются на основе добровольного объединения денежных средств на паевых началах. Их цель — обеспечение страховой защиты своих членов на наиболее выгодных условиях.

Перестраховочные компании — организации, которые специализируются не на выполнении прямых страховых операций, а на принятии в перестрахование (цессию) части крупных рисков прямых страховщиков за определенное вознаграждение и на целях расширения страхового поля (привлечения все большего числа страхователей) страховщик может отказаться от включении прибыли в структуру тарифа по тем или иным видам страховых услуг. Конкуренция страховщиков на страховом рынке вынуждает их идти на значительное сокращение тарифов, что делает некоторые страховые операции убыточными или низкодоходными. Сказанное отнюдь не означает, что сами страховые операции не могут приносить достаточно высокую прибыль. Например, страхование от катастрофических рисков может длительный период быть высокодоходным, если в течение этого времени не было катастрофических страховых событий. Но одно сильное землетрясение, произошедшее раз в 20 лет, потребует от страховщика, занимающегося страхованием этих рисков, колоссальных затрат, мобилизации ресурсов из других источников с целью реализации возможности компенсировать убытки застрахованным пострадавшим. В конечном итоге страховой фонд имеет предназначение возмещать потери и возвращать страховые суммы страхователям (застрахованным).

Тот факт, что от момента поступления премий, перечисленных страхователями на счет страховщика, до момента их выплаты в качестве страховых сумм и страховых возмещений проходит время, определенное страховым договором (или законом), а сам срок страхования может быть весьма продолжительным (5 — 25 лет), а иногда пожизненным в личном страховании и бессрочным — в имущественном, страховщик эти временно свободные от страховых обязательств фонды может отдавать в ссуду, осуществлять прямое инвестирование, участвовать в других коммерческих операциях. Коммерческая деятельность страховщика имеет своей целью получение прибыли. Законодательство страны определяет границы экономической свободы страховщика относительно того, куда он может размещать страховые средства. Главным требованием при этом, как правило, является размещение страховых резервов с учетом прибыльности, ликвидности и диверсификации. В Законе Украины "О страховании" отмечается, что страховые резервы могут быть представлены активами следующих категорий:

-денежные фонды на расчетном счете;

- банковские вклады (депозиты);

- недвижимое имущество;

- ценные бумаги, эмитируемые государством;

- права требований к перестраховщикам;

- долгосрочные инвестиционные кредиты (для резервов по страхованию жизни);

- наличные деньги в кассах в размере лимитов остатков кассы, установленных НБУ.

Резервы по страхованию жизни могут использоваться для долгосрочного кредитования жилищного строительства, в том числе индивидуального строительства в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Закон Украины запрещает страховщикам осуществлять другие виды кредитной деятельности, кроме отмеченных в Законе. В то же время, например, по нормам британского законодательства нет никаких ограничений применительно сфер размещения страховых резервов. Страховщик может инвестировать свои средства в любой вид имущества, рыночная цена которого может быть определена.

Страховые общества могут объединяться в союзы, ассоциации, пулы и др. объединения для координации деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ, если их образование не противоречит законодательству. Они не имеют права заниматься страховой деятельностью.

Общества взаимного страхования создаются на основе добровольного объединения денежных средств на паевых началах. Их цель — обеспечение страховой защиты своих членов на наиболее выгодных условиях.

Перестраховочные компании — организации, которые специализируются не на выполнении прямых страховых операций, а на принятии в перестрахование (цессию) части крупных рисков прямых страховщиков за определенное вознаграждение и на передаче их в ретроцессию (страхование). Страховщики Украины обязаны перестраховывать взятые на себя риски, если страховая сумма по отдельным объектам и видам страхования превышает 10% суммы оплаченного уставного фонда и созданных страховых резервов. При этом страховщик, передавший риск на определенную сумму перестраховщику, остается ответственным в полном объеме перед страхователем. Он даже не обязан информировать страхователя о передаче риска в перестрахование. Перестраховщик же обязан выплатить возмещение страховщику пропорционально его доли участия при условии, что тот выплатил это возмещение страхователю. Перестрахование позволяет через вторичное перераспределение рисков брать на страхование дорогие риски, формируя сбалансированный страховой портфель, способствует внедрению и распространению новых видов страхования.

Примером страхового бюро в Украине служит моторное (транспортное) страховое бюро. Это юридическое лицо, которое содержится за счет средств страховщиков, получивших разрешение заниматься страхованием ответственности собственников транспортных средств за вред, причиненный третьим лицам, по условиям, предусмотренным международными договорами Украины по данному виду страхования.

Комитет по надзору за страховой деятельностью осуществляет государственный надзор за страховщиками в целях выполнения участниками страхового рынка страхового законодательства Украины, эффективного развития рынка страховых услуг.

Комитет по надзору за страховой деятельностью выполняет следующие функции:

1) ведение единого государственного регистра страховщиков (перестраховщиков);

2) выдачу лицензий;

3) контроль за платежеспособностью страховщиков применительно готовности их выполнять свои обязательства перед страхователями;

4) разработку и внедрение правил формирования, размещения и учета страховых резервов;

5) разработку нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности;

6) обобщение практики страховой деятельности с целью разработки предложений по совершенствованию страхового законодательства;

7) участие в осуществлении мероприятий по повышению квалификации кадров для страховой деятельности.

Страховой рынок как часть финансовой системы подлежит государственному регулированию и контролю в связи с важностью его для обеспечения стабильности общественного воспроизводственного процесса. Кроме отмеченных выше функций, которые выполняет Укрстрахнадзор, государственное регулирование осуществляется также посредством законодательного обеспечения функционирования страховой деятельности, установления объектов обязательного страхования, специальной налоговой политики, определения порядка заключения, обслуживания и прекращения действия договоров, разрешения возникающих споров и т. п.

На начало 1998 г. страховой рынок Украины был представлен 224 страховыми компаниями. Наибольший удельный вес в отраслевой структуре страхового рынка пришелся на добровольное страхование имущества — 54%. Негосударственное обязательное страхование составило 18%; добровольное личное — 12%; добровольное страхование ответственности — 7%; добровольное страхование жизни — 5%; государственное обязательное страхование — 4%.

Наиболее серьезные проблемы развития страхового рынка в Украине состоят в недостаточном использовании инвестиционных возможностей страховщиков; в устойчивой тенденции к самоликвидации страховых компаний, занимающихся страхованием жизни; в препятствиях, связанных с законодательством применительно к поэтапному внедрению обязательного страхования ответственности собственников транспортных средств, депозитов, пенсий.


5. Валютная система


Валютная система — это совокупность форм денежных расчетов и финансово-кредитных инструментов организации валютных отношений. Различают национальную, международную (региональную) и мировую валютные системы.

Национальная валютная система — совокупность форм и инструментов организации валютных отношений в данной стране и с другими странами и международными экономическими и политическими структурами. Национальная валюта имеет такие элементы:

1) национальная валюта — денежная единица страны;

2) состав, режим формирования и использования валютных средств, прежде всего золотовалютных резервов;

3) валютный паритет и режим курса национальной валюты;

4) режим оборачиваемости национальной валюты и характер валютных ограничений;

5) формы и организация международных расчетов;

6) статус национальных учреждений, которые регулируют валютные отношения, и др.

Валютными средствами, ценностями страны согласно Закону Украины "О внешнеэкономической деятельности" являются: во-первых, наличная иностранная валюта; во-вторых, платежные документы (чеки, векселя, тратты, депозитные сертификаты, аккредитивы и др. в иностранной валюте); в-третьих, ценные бумаги (акции, облигации, купоны к ним, боны, векселя и др.) в иностранной валюте; в-четвертых, золото и другие драгоценные металлы в виде слитков, пластин и монет, а также сертификаты, облигации, гарантии и другие ценные бумаги, номинал которых выражен в золоте, драгоценных камнях.

К иностранной валюте относятся:

1) наличная валюта, денежные знаки (банкноты, билеты государственного казначейства, монеты), которые находятся в обращении и являются законным платежным средством на территории соответствующего иностранного государства, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на денежные знаки, находящиеся в обращении;

2) платежные документы в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных единицах;

3) средства в денежных единицах иностранных государств, международных расчетных единицах и в действующей на территории Украины валюте со свободной конверсией (обменом), которые находятся на счетах и поступлениях в банковско-кредитных учреждениях на территории Украины и за ее пределами.

Национальная валютная система юридически определяется национальным законодательством с учетом норм международного права. Ее назначение состоит в обеспечении расчетно-платежных операций экономических субъектов страны с внешним миром, наполнении золотовалютных резервов, регулировании сотрудничества в сфере международных экономических отношений.

Международная (региональная) валютная система — это форма организации валютных отношений группы стран с целью содействия их внешнеэкономическим отношениям путем стабилизации валютных курсов. Примером может служить сначала Европейская валютная система, а затем единая общая валюта стран — членов ЕС. Она включает такие основные элементы:

- обязательства стран — участниц системы поддерживать колебания валютного курса своих национальных валют в пределах установленного диапазона;

- создание специальной европейской единицы (ЭКЮ), а затем евро;

- предоставление кредитной и финансовой помощи правительствам стран — членов ЕС, когда они не имеют финансовых возможностей поддерживать курс своей национальной валюты на согласованном уровне. Представление такой помощи может осуществляться на двух- и многосторонней основе. С этой целью был создан Европейский фонд валютного сотрудничества, на основе которого в 1999 г. был создан Центральный европейский банк.

Мировая валютная система — это форма организации международного денежного обращения, которая сложилась на основе развития мирового хозяйства и закреплена межгосударственными соглашениями. Она имеет такие элементы:     а) структуру международных ликвидных (свободно превращаемых в наличность) средств, с помощью которых осуществляются международные расчеты (валюта, золото);

б) механизм валютных паритетов и курсов;

в) условия взаимного конвертирования (обмена) национальных валют;

г) формы международных денежных расчетов;

д) особенности формирования и функционирования международных валютных рынков и мировых рынков золота;

е) статус межгосударственных валютно-кредитных организаций, которые регулируют международные валютные отношения.

Страны — члены МВФ используют при расчете искусственную валюту — специальные права заимствования (SDR — от англ. Special Drawing Rights). Впервые SDR как расчетная валюта (без реальных наличных денежных знаков) были выпущены в январе 1970 г., с учетом второго выпуска в 1979—1981 гг. в настоящее время насчитывается 21,3 млрд SDR. Первоначально, до 1974 г., курс SDR определялся по официальному золотому содержанию, приравненному к доллару США (0,888 г); с 1 июля 1974 г. — по валютной корзине сначала 16, а с января 1981 г. — пяти основных национальных валют (доллара США, марки ФРГ, японской иены, французского франка, английского фунта стерлингов). Это валюта стран, на которые приходится наибольшая доля мирового экспорта товаров и услуг и которые имеют наибольшую долю в официальных резервах государств — членов МВФ.

Распределение SDR осуществляется пропорционально квоте стран в МВФ. Размер квот государств — членов МВФ определяется с учетом экономического потенциала стран, их места в мировых хозяйственных связях, размеров золотовалютных резервов и некоторых других факторов. Поскольку эти критерии со временем изменяются, размеры квот пересматриваются с интервалами не более 5 лет. Квота Украины в МВФ составляет 0,69, или 997 млн SDR. Квота США в МВФ составляет 18,25; Великобритании — 6,10; ФРГ - 5,67; Японии - 5,67; Канады - 2,97; России - 2,97.

Постепенно SDR превратились в международные резервные и платежные средства и широко используются странами — членами МВФ для пополнения своих валютных резервов и сравнения стоимости разных валют.

Одними из главных элементов валютной системы являются инструменты регулирования международных расчетов. В международной практике существовали такие разновидности этих инструментов:

двойной стандарт (биметаллизм), который предусматривал использование двух драгоценных металлов (золота и серебра);

золотой стандарт, который предусматривал использование золота определенного веса и чистоты, свободную чеканку монет, свободное их обращение и обмен на другие валюты, поддержание паритета неполноценных денег с золотом;

золотослитковый стандарт, при котором использовались не монеты, а слитки золота, а регулированию подлежали только сделки в больших размерах;

золотодевизный стандарт, когда основным инструментом регулирования международных расчетов становятся заменители золота (девизы); в качестве таковых выступили некоторые национальные и коллективные валюты;

девизный (валютный) стандарт, когда состоялась демонетизация золота. Национальные валюты, которые свободно обмениваются на другие национальные валюты и международные платежные средства по действующему курсу, называются конвертируемыми, а соответственно те, которые неспособны к такому обмену, — неконвертируемыми.

Различают конвертируемость валюты полную и частичную, внутреннюю и внешнюю, по текущим операциям и по переводам капиталов и кредитов.

Полная конвертируемость означает свободный обмен на иностранную валюту для всех категорий собственников в любой форме и при всех операциях без ограничения суммы. Такое свойство имеют валюты стран с высокоразвитой рыночной экономикой, устойчивым денежным механизмом, широкими экономическими связями и идентичностью условий национального рынка с мировым.

При частичной конвертируемости обмен разрешается только для определенных собственников или по определенным видам операций, а при внутренней конвертируемости осуществляются свободный обмен национальной валюты на иностранную для резидентов (юридических и физических лиц данной страны) и свободные платежи их за границей. Внешняя конвертируемость означает свободное накопление валюты на счетах нерезидентов (юридических и физических лиц других стран), перевод ее за границу или конверсию в другую валюту.

Конвертируемость по поточным операциям означает, что национальная валюта свободно обменивается только для обеспечения повседневной внешнеэкономической деятельности участников международных экономических отношений (торговля, страхование, транспорт, туризм и т. п.).

Высшей и более сложной для обеспечения является конвертируемость валюты по операциям, связанным с переводом капиталов и кредитов.

В современной практике полностью конвертируемыми являются валюты наиболее развитых стран мира — США, Германии, Великобритании, Франции, Японии др. Валюты многих стран конвертируются частично (больше всего ограничений вводится по операциям, связанных с переводом капитала).

Использование национальной валюты как международного платежного средства дает стране-эмитенту значительные преимущества, поскольку она может форсировать импорт в масштабах, превышающих объемы собственного экспорта, покрывая дефицит платежного баланса эмиссией национальной валюты.

Валюта бывшего СССР была неконвертируемой. Для международных расчетов использовался инвалютный рубль. С целью достижения соответствия цен на внешнем рынке с внутренними была введена система валютных коэффициентов относительно валют и групп товаров. Количество таких валютных коэффициентов достигало 10 тыс. При этом официально 1 долл. США равнялся 0,62 руб. с колебаниями, а на неразвитом "черном рынке" — 3 руб.

Обеспечение полной конвертируемости национальной валюты Украины является важной экономической задачей. Первым шагом к полной конвертируемости является достижение стабильности обменного курса. Эта стабильность сначала проявляется как относительная стабильность по отношению к твердым иностранным валютам (курсы которых также меняются). Для достижения стабильности обменного курса следует иметь:

1) устойчивое превышение экспорта над импортом;

2) стабилизацию денежного обращения и ограниченную эмиссионную политику внутри страны;

3) приток иностранных кредитов и инвестиций в Украину;

4) формирование золотовалютного резерва — официального запаса золота и иностранной валюты. Валютные резервы существуют в виде инвалютных депозитов в банках других стран, вложений в иностранные государственные ценные бумаги, запасов (авуаров) в иностранной валюте и запаса золота в распоряжении Национального банка. С декабря 1994 г. средства официальных валютных резервов НБУ были переведены с корреспондентских счетов в уполномоченных банках Украины на собственные корреспондентские счета НБУ, открытые в иностранных банках.

В современных условиях в основу курсов валют положено соотношение их покупательных способностей относительно определенного набора (корзины) товаров и услуг. Такие соотношения формируют паритет покупательной способности валют. Однако целый ряд факторов может обусловливать значительные отклонения валютных курсов от отмеченной основы.

Наиболее действенным среди них является изменение спроса и предложения иностранной валюты в стране, которое определяется прежде всего изменением состояния ее платежного баланса. Если активное сальдо баланса растет, то увеличиваются поступление в страну иностранной валюты и ее предложение по сравнению со спросом на валютном рынке. Это приведет к росту курса национальной валюты. И, наоборот, если состояние платежного баланса ухудшается, опережающими темпами будет расти спрос на инвалюту, что приведет к падению курса национальной валюты.

Состояние же платежного баланса определяется многими факторами: изменением структуры производства, конкурентоспособностью национальной продукции, конъюнктурой внутреннего и международного рынков и т. п. Если при этом в стране существуют ограничения на операции с иностранной валютой, то возникает несколько курсов иностранной валюты.

Во время продажи и покупки иностранной валюты банки дифференцируют уровни курсов: курс продавца устанавливается выше, чем курс покупателя. Эта разница обеспечивает банкам прибыль от валютных операций (маржу).

Современная мировая валютная система (валютная система мирового хозяйства) приобрела законодательную силу с апреля 1978 г., когда большинство стран — членов МВФ ратифицировали соглашение, в котором были зафиксированы основные принципы новой мировой валютной системы. Эти принципы приняты на совете Временного комитета МВФ в начале 1976 г. на Ямайке.

Особенность современной мировой валютной системы состоит в том, что она впервые в истории своего развития основывается не на золоте, а на обращении бумажных и кредитных денег. Окончательно происходит демонетизация золота, т. е. ликвидация его официальных денежных функций. Бумажные и кредитные деньги утратили прямую связь с золотом. Последнее превращается в обычный товар, цена которого в соответствии с законом стоимости зависит от издержек производства и соотношения спроса и предложения на золотых рынках. Единственной валютой, которая обменивалась на золото до 1971 г., был доллар США, но лишь при расчетах между центральными банками и в ограниченных размерах. С 1976 г. в международных расчетах действует девизная система, при которой ни одна из национальных валют, включая доллар США, не разменивается на золото.

Демонетизация золота, потеря им роли мировых денег сопровождались кардинальными изменениями в системе и механизме валютных курсов. Был упразднен золотой паритет валют, установлена система плавающих валютных курсов, при которой курсы национальных валют колеблются под влиянием рыночных сил, изменения их покупательной способности и соотношения спроса и предложения данной валюты на валютных рынках.

Если страна хочет закрепить паритет своей валюты, то она может это сделать путем привязывания ее к другой национальной или коллективной, интернациональной валюте.

Демонетизация золота изменила структуру ликвидных или платежных средств в международных расчетах стран. Ныне выделяются три вида таких средств:

а) определенные национальные валюты, которые являются ключевыми, резервными;

б) коллективные расчетные валюты — специальные права заимствования (SDR), единая общая валюта стран ЕС — евро;

в) золото, которое хотя и утратило роль и функции денег, используется как международная платежная и резервная ценность. Роль этой функции золота возросла благодаря многократному увеличению его цены на мировых рынках.

Юридически роль мировых денег выполняют девизы — национальные и коллективные валюты. В то же время еще в 1989 г. экономически развитые страны имели в виде золота 39 процентов запасов валюты.

Таким образом, современная валютная система мирового хозяйства основывается на двух основных принципах:

- свободное рыночное движение (плавание) валютных курсов;

- использование в виде ликвидных расчетных и резервных средств многих национальных бумажных денег и международных кредитных или расчетных денег. Поэтому она является системой многовалютного рыночного стандарта, т. е. системой, которая не имеет прочной, стабильной основы. Это обусловливает внутренние противоречия данной системы.

В бывшем СССР существовала валютная монополия — исключительное право государства осуществлять сделки с иностранной валютой и другими валютными ценностями. Вся валютная выручка поступала в распоряжение государства и использовалась централизовано на потребности, которые определялись в директивном порядке. Таким образом, предприятия-производители экспортной продукции полностью лишались права на валютную выручку от ее продажи.

После провозглашения независимости Украина осталась без валютных резервов (поскольку ввиду валютной монополии все валютные резервы были сосредоточены в союзном центре) и вынуждена была создавать собственную валютную систему. С началом рыночных преобразований была ликвидирована валютная монополия государства. Участниками валютных отношений, в том числе в сфере международных экономических отношений, стали субъекты хозяйствования всех форм собственности.

Особенностью формирования валютной системы в Украине стала долларизация денежного обращения. В соответствии с Указом Президента Украины в июне 1992 г. было дано разрешение на обращение (до введения гривни) иностранной валюты и на реализацию товаров на эту валюту. С 1 августа 1995 г. из наличного обращения доллар как средство платежа был выведен.

Формирование курса национальной валюты по отношению к другим валютам осуществляется на Украинской межбанковской валютной бирже (УМВБ).

Валютная биржа — это организационно оформленный регулярный рынок, на котором происходит торговля валютой на основе спроса и предложения. УМВБ осуществляет такие операции:

- заключает сделки со своими членами и организует двусторонние сделки между ними по покупке и продаже иностранной валюты по рыночному курсу;

- организует расчеты в иностранной и национальной валюте по сделкам, которые заключены на бирже;

- определяет текущий курс иностранной валюты к национальной;

- организует операции Национального банка по поддержанию рыночного курса национальной валюты.

С конца 1993 г. рыночный валютный курс украинских денег определялся достаточно узким рынком товаров и услуг, а также валютными ограничениями. Изменение валютного курса зависело главным образом от изменения денежной массы. В это же время был установлен фиксированный валютный курс, что имело негативные последствия. Так, потери страны от фиксированного курса, по оценкам специалистов, составляли 1,2 млрд долл. США.

С октября 1994 г. курс денежных единиц устанавливается на основе торгов УМВБ. Это способствовало стабилизации валютного рынка в Украине, обеспечило установление официального курса денежной единицы на основе рыночного. С 1 апреля 1996 г. по решению НБУ украинская денежная единица была привязана к долларам США нового образца.

Официальный курс национальной денежной единицы к доллару США НБУ устанавливает ежедневно на основе результатов торгов на УМВБ, к другим валютам — на основе курсов, которые печатаются лондонской газетой "Financial Times".

Курсовая политика в Украине после унификации в октябре 1994 г. валютного курса основывалась на применении регулируемого валютного курса в пределах коридора сначала неофициального, а со второго полугодия 1997 г. — официального (1,7 — 1,9 грн. за доллар США), расширенного в 1998 г. соответственно до 1,9 — 2,25. Номинальный обменный курс гривни за 1996— 1997 гг. девальвировал на 3,7%; с учетом уровня инфляции (49,8%) реальное его значение выросло на 46,1%. В конце 1998 г. валютный коридор был отменен.

В Украине установлена система валютного регулирования и валютного контроля на государственном уровне. Валютный контроль — это форма государственного регулирования купли и продажи иностранной валюты с целью поддержания равновесия платежного баланса и устойчивости национальной валюты. Контроль осуществляется по валютным операциям, предоставлению иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и ссуд, ввозу, вывозу и переводу валюты за границу и т. п. На практике существуют такие средства контроля:

- установление лимитов на вывоз валюты за границу;

- необходимость получения разрешения со стороны уполномоченных органов государства на предоставление кредитов и ссуд иностранным юридическим и физическим лицам. Среди форм валютного регулирования и контроля выделяют прежде всего нормативную — на основе заключения международных валютных соглашений и издания нормативных актов со стороны государственных органов (парламента, Кабинета Министров и НБУ).

Национальный банк Украины определяет порядок расчетов по экспортно-импортным операциям субъектов хозяйственной деятельности Украины с нерезидентами, порядок валютных расчетов между резидентами в Украине, порядок вывоза наличной иностранной валюты физическими лицами — резидентами и нерезидентами. Так, все расчеты субъектов хозяйствования Украины (резидентов) с субъектами хозяйствования других стран (нерезидентами) осуществляются через корреспондентские счета уполномоченных банков Украины в иностранных банках. При этом валюта платежа определяется по договоренности между партнерами и фиксируется в контракте. Через корреспондентские счета, открытые иностранными коммерческими банками в уполномоченных банках Украины, осуществляются расчеты между резидентами и нерезидентами в пределах Украины. В таком случае НБУ определяет валюту платежа. Например, расчеты по счетам типа "лоро", открытым иностранными банками в банках Украины, осуществляются резидентами и нерезидентами (юридическими лицами) лишь в национальной валюте Украины.

Расчеты по межправительственным соглашениям осуществляются через корреспондентские счета тех коммерческих банков Украины, которые уполномочены правительством Украины.

НБУ определяет также контрагентов по покупке валюты через уполномоченные банки на УМВБ. Так, юридические лица — резиденты не имеют права покупать иностранную валюту на рынках Украины для расчетов с резидентами Украины; юридическим лицам-нерезидентам запрещено покупать иностранную валюту со счетов типа "ностро" на валютном рынке Украины.

НБУ определяет порядок и условия валютных вкладов населения в банках Украины. С целью контроля над движением иностранных капиталов НБУ определяет порядок предоставления резидентам лицензий на получение кредитов в иностранной валюте от иностранных кредиторов и дает резидентам разрешение на вывоз ранее приобретенных ими иностранных ценных бумаг.

НБУ осуществляет валютные интервенции на УМВБ. Чтобы повысить курс национальной валюты, НБУ продает иностранную валюту, а чтобы понизить его, — скупает. Валютные интервенции НБУ в больших размерах имеют такое следствие, как завышение обменного курса национальной денежной единицы. Чтобы не допустить обвального падения курса национальной денежной единицы, НБУ резервирует значительные суммы в СКВ. Для поддержания национальной валюты НБУ применяет такие методы:

- валютные интервенции, в том числе за счет сокращения собственных резервов;

- введение 10-процентного ограничения (валютного коридора) на установление коммерческими банками курса наличных валют;

- введение кредитного "потолка";

- увеличение нормативов резервирования валюты;

- сдерживание роста денежной массы через механизм мультипликатора.

С целью децентрализации формирования валютного курса национальных денег НБУ открыл региональные филиалы УМВБ.

Контроль за валютными операциями коммерческих банков осуществляется через выдачу Национальным банком генеральной и индивидуальных лицензий на осуществление банками платежных и расчетных операций с валютными ценностями.

Валютное регулирование и контроль осуществляет правительство, которое определяет способ расчетов по международным торговым соглашениям (например, валютный клиринг), формы и порядок экспортного и импортного кредитования субъектов хозяйствования, порядок предоставления гарантий иностранным кредиторам по кредитам, которые предоставляются украинским заемщикам; предоставляет индивидуальные лицензии на осуществление резидентами имущественных инвестиций за пределами Украины; определяет порядок лицензирования и перечень экспортных и импортных товаров; устанавливает обязательную продажу производителями экспортной продукции части валютной выручки на межбанковском валютном рынке; определяет размер ставки налога на валютную выручку предприятия и формирует налоговые поступления в государственный валютный фонд Украины; контролирует валютные средства субъектов хозяйствования на заграничных счетах и т. п.

Особенностью становления валютной системы в Украине является включение в международные кредитные отношения прежде всего правительства, которое использует валютные кредиты для финансирования бюджета и платежного баланса. В то же время г международные кредитные отношения недостаточно включаются предприятия и банки. Такое включение будет способствовать ускорению межхозяйственных платежей, ослаблению напряженности вокруг кредитных денег, увеличению ресурсов внутренних инвестиций, укреплению золотовалютных резервов НБУ. Снизится также процент по кредитам, стабилизируется курс гривни.

Ряд коммерческих банков Украины стали членами международной платежной системы Visa International в Украине, а также членами международной системы SWIFT (Сообщества международных банковских финансовых телекоммуникаций), которая создала автоматизированную систему осуществления международных платежей через широкую сеть компьютеров.



6. Список литературы


1.                 Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. – К.: КНЕУ, 2006. – 288 с.

2.                 Базилевич В.Д. Політекономія. – К.: Знання-Пресс, 2007. – 719 с.

3.                 Степура О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006;

4.                 Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н.Тарасевича. – К.:          Центр навчальної          літератури, 2006.

5.      Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга,        2002.

6.      Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В.         К.: Знання,2003.



Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ