бесплатные рефераты

Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов

Государственный бюджет и проблема оптимизации бюджетных расходов

Введение.

Бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции. После распада СССР в Российской
Федерации начался процесс формирования бюджетной системы, отвечающей новой экономической ситуации. Протекает данный процесс очень непросто, на этом пути Правительством совершено немало ошибок, но без построения современной бюджетной системы, без выработки чётких принципов бюджетной политики невозможно дальнейшее движение нашей страны по пути построения цивилизованной современной (нынешний криминально-олигархический рынок назвать цивилизованным нельзя) рыночной экономике и гражданского общества.
Проблема повышения эффективности государственных расходов для России стоит сейчас очень остро, так как, с одной стороны, необходимы структурные реформы в экономике и социальной сфере, а с другой - бюджетные ресурсы РФ очень незначительны, и в ближайшее время существенно их увеличить не представляется возможным.

Цель работы – осветить основные стороны государственного бюджета как государственного института. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические стороны вопроса : структура бюджета, структура доходов и расходов бюджета, функции бюджета, проблему бюджетного дефицита и теоретические концепции сбалансированности бюджета.
2. Рассмотреть структуру государственного бюджета РФ, проблему бюджетного дефицита, бюджетную политику в РФ, бюджетный федерализм в РФ.
3. Рассмотреть федеральный бюджет РФ на 2002 год.
4. Проанализировать проблему повышения эффективности бюджетных расходов в

РФ.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Первая глава посвящена решению задачи № 1. Во второй главе, решаются задачи № 2 и 3.
Задача № 4 решается в третьей главе.

Глава 1

Государственный бюджет, его структура и функции, проблема сбалансированности бюджета.

Структура госбюджета зависит, в первую очередь, от типа государственного устройства страны. В унитарных государствах (Франция,
Польша, Италия) - два уровня бюджетной системы: центральный бюджет и местные бюджеты. В федеративных государствах (Россия, США, ФРГ, Бразилия) – три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации (областей, штатов, земель, провинций), местные бюджеты.

1. Структура доходов государственного бюджета.

Бюджетные доходы – это выражение экономических отношений, возникающих у государства с корпорациями и домохозяйствами в процессе формирования государственного бюджета. Форма выражения этих отношений – различные виды платежей государству. (3)

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач (

Все доходы государственного бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые
Рассмотрим налоговые доходы.
Основные виды налоговых доходов:
. налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
. налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
. налоги на совокупный доход;
. налоги на имущество;
. платежи за пользование природными ресурсами;
. налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
. прочие налоги, пошлины и сборы.

Рассмотрим структуру отдельных видов налоговых доходов.
Налоги на прибыль, доход, прирост капитала:
. налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;
. налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц);
. налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок;
. налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, с доходов по иным ценным бумагам, за исключением доходов в виде процентов (дисконта), полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской
Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, налог с доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории
Российской Федерации; налог на доходы видеосалонов (от видеопоказа), от проката видео- и аудиокассет и записи на них;
. налог на доходы казино, иных игорных домов (мест) и от другого игорного бизнеса;
. подоходный налог с физических лиц.

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:
. налог на добавленную стоимость;
. налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей, производимым на территории Российской Федерации;
. налог на добавленную стоимость по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары, производимым на территории Российской Федерации;
. налог на добавленную стоимость по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам для детей, ввозимым на территорию
Российской Федерации;
. налог на добавленную стоимость по остальным товарам, работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары, ввозимым на территорию
Российской Федерации;
. акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации:
1. спирт этиловый из всех видов сырья, спирт винный, спирт питьевой;
2. водка и ликероводочные изделия;
3. коньяк, шампанское (вино игристое), вино натуральное;
4. другие алкогольные напитки;
5. пиво;
6. табачные изделия;
7. ювелирные изделия;
8. бензин автомобильный;
9. легковые автомобили;
10. газ;
11. нефть, включая газовый конденсат;
12. другие виды минерального сырья;

Налоги на совокупный доход:
. единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства;
. единый налог на совокупный доход для юридических лиц;
. единый налог на совокупный доход для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Налоги на имущество:
. налоги на имущество физических лиц;
. налоги на имущество предприятий;
. налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;
. налог на операции с ценными бумагами.

Платежи за пользование природными ресурсами:
. платежи за пользование недрами;
. платежи за проведение поисковых и разведочных работ;
. платежи за добычу полезных ископаемых;
. платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
. платежи за пользование континентальным шельфом;
. платежи за пользование минеральными ресурсами;
. плата за пользование живыми ресурсами;
. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
. лесные подати;
. платежи, связанные с пользованием водными объектами;
. плата за пользование водными объектами (водный налог);
. плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов;
. плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов;
. земельный налог;
. земельный налог за земли сельскохозяйственного назначения;
. земельный налог за земли несельскохозяйственного назначения;
. прочие платежи за пользование природными ресурсами.

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:
. таможенные пошлины;
. ввозные таможенные пошлины;
. вывозные таможенные пошлины;
. прочие налоги и пошлины, взимаемые в связи с осуществлением внешнеэкономических операций.

Прочие налоги, пошлины, сборы:
. государственная пошлина;
. государственная пошлина с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд
Российской Федерации;
. государственная пошлина за совершение нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, за выдачу документов, за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской
Федерации или с выходом из гражданства Российской Федерации;
. транспортный налог;
. прочие федеральные налоги;
. налоги субъектов Российской Федерации;
. местные налоги и сборы;
. курортный сбор;
. целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;
. налог на рекламу;
. налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;
. прочие местные налоги и сборы;
. прочие налоговые платежи и сборы.

Рассмотрим теперь неналоговые доходы государственного бюджета.
Виды неналоговых доходов:
. доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
. доходы от реализации государственных запасов;
. доходы от продажи земли и нематериальных активов;
. поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
. административные платежи и сборы;
. штрафные санкции, возмещение ущерба;
. доходы от внешнеэкономической деятельности.
Рассмотрим сструктуру отдельных видов неналоговых доходов.

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:
. доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
. дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
. доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
. арендная плата за пользование лесным фондом;
. арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения;
. арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения;
. прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
. проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета;
. проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;
. проценты по государственным кредитам. Предоставляемым Российской
Федерацией правительствам иностранных государств;
. возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий;
. доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
. перечисление прибыли Центрального банка Российской Федерации;
. платежи от государственных и муниципальных организаций;
. прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности:
. поступления от приватизации организаций. Находящихся в государственной и муниципальной собственности;
. поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
. доходы от продажи квартир;
. доходы от продажи принадлежащих государству производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;
. доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников:

. От резидентов
. От нерезидентов

Административные платежи и сборы:
. таможенные сборы;
. прочие неналоговые таможенные платежи;
. сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов);
. прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций.

Штрафные санкции, возмещение ущерба:
. поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;
. санкции за нарушение порядка применения цен;
. административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения;
. суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей.

Доходы от внешнеэкономической деятельности:
. поступление средств от централизованного экспорта;
. прочие поступления от внешнеэкономической деятельности.

Нужно отметить, что в кризисных ситуациях (войны, стихийные бедствия, экономические кризисы и пр.) государство более активно использует именно неналоговые инструменты для финансирования своих расходов, пример – это предкризисный период 1998 года, когда Правительство РФ прибегало к массированным внешним заимствованиям и приватизации государственной собственности.

2. Структура расходов бюджет

По влиянию на процесс расширенного воспроизводства (2) выделяют:
Текущие расходы - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансированиях их текущих потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам государственной власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи.
Капитальные расходы – это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов.

Предметный признак – все государственные расходы делятся на несколько групп. Выделяют следующие группы госрасходов:
- расходы на национальную безопасность;
- расходы на научные иследования;
- расходы на осуществление внешней политики;
- финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и др);
- создание резервных фондов;
- расходы на гос. управление;
- расходы по обслуживанию государственного долга.

Ведомственный признак, в каждой группе расходов позволяет выделить соответствующее юридическое лицо, получающаее ассигнование из бюджета

Территориальный признак. Госрасходы подразделяются на расходы федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и расходы местных бюджетов. В унитарных государствах: расходы республиканского бюджета, расходы местных бюджетов.

3. Функции государственного бюджета.

Существует 2 вида классификации функций государственного бюджета.
Согласно 1-ой функции делятся на:
1. Распределительная (перераспределительная). Государство, концентирруя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции. В отношении с бюджетом вступают все участники общественого производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика.
2. Контрольная функция, бюджет объективно отражает экономические процессы, происходящие в экономики. Основой данной фукнции является движение бюджетных ресурсов.

Согласно 2-ой классификации функции подразделябтся на:
1. Экономические – финансирование убыточных, но важных для народного хозяйства отраслей экономики (например, общественный транспорт и угольная отрасль), развитие инфраструктуры.
2. Социальная – поддержка социально незащищённых групп населения (инвалиды, сироты, безработные), финансирование образования, здравоохранения, культуры, спорта и др. социальных программ.
3. Политическая – финансирование армии и правоохранительных органов, финансовое обеспечение внутренней и внешней политики государства, расходы на гос. управление.
4. Функция межотраслевого и мерегионального перерапределиня ресурсов – поддержка деприсивных регионов и неразвитых или отстающих отраслей нарродного хозяйства.
5. Финансирование НИОКР, фундаментальных и прикладных научных изысканий.

4. Проблема бюджетного дефицита: теоретические концепции сбалансированности государственного бюджета.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами.

Выделяют несколько причин этого явления:
1. Низкая эффективность общественного производства.
2. Резкое снижение налоговых поступлений вследствии экономических кризисов или изменения экономической конъюнктуры (падение мировых цен на нефть в

1998 году привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет

РФ от нефтяных компаний)
3. Нерациональная структура бюджетных расходов, т.е. положение, при котором страна живёт не по средствам.
4. Резкий, неожиданный рост расходов, связанный со стихийными бедствиями, крупными социально-политическими потрясениями или войнами.
5. Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики.

В экономической теории существуют различные подходы к решению проблемы бюджетного дефицита.
1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые операции более привлекательными для нерезидентов. Приток иностранных денежных средств ведёт к росту внешенго долга. Для покупки высокодоходных бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту, это ведёт к росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что препятствует экспорту и способствует импорту.

В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта и сокращение экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений и соответственно росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита
Правительство вырускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот период в России имели место все негативаные последствия подобной политики
(снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение налоговых поступлений в бюджет).

Эмиссионное же финансирование бюджетного дефицита неминуемо приводит к росту инфляции, что негативно сказывается на все экономике вцелом.
Единственный выход в подобных ситуациях – это сокращение государственных расходов и повышение налогов. Однако, подобные действия неминуемо приведут к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, приведёт к безработице и дальнейшему снижению налоговых поступлений.
2. Бюджет должен быть сбалансирован по экономическому циклу. В периоды экономических спадов Правительство должно сокращать налоги и увеличивать госрасходы, тем самым сознательно вызывая бюджетный дефицит, однако, в периоды экономического подъёма Правительство должно повысить налоги и сократить расходы. Проводя подобную полтитику, правительсво может столкнуться с рядом трудностей:
- где найти источники финансирования бюджетного дефицита, мы же установили, что выпуск гос. долговых обязательсв, и тем более денежная эмиссия приводят к негативным последствиям в экономике;
- периоды спада и рста могут быть неравнозначны, напрмер, после длительного экономического спада может наступить непродолжительный рост, в итоге сбалансированности бюджета добиться не удасться;
- политическая ситуация может не позволить поднять налоги или сократить расходы, в данном случае так же не удасться добиться сбалансированности бюджета.

3. Концепция функциональных финансов. Суть: целью бюджетной политики является не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики вцелом.
Для достижения этой цели можно допускать бюджетные дефициты.

Выводы:
1. Структура бюджетной системы зависит от типа гос. устройства, в федеративных государствах 3 уровня бюджентйо системы, в унитарных – 2.
2. Доходы бюджета можно разделить на налоговые и неналоговые.
3. Существует 2 классификации функций государственного бюджета: согласно 1- ой у бюджета - 2 функции (контрольная и распределительная), согласно 2- ой – 5 (экономическая, политическая, социальная, функция бюджетного выравнивания, функция финансирования научных изысканий и инновационной деятельности).
4. Существует 3 теоретических концепции сбалансированнсоти бюджета: ежегодно сбалансированный бюджет, бюджет, сбалансированный по экономическому циклу, концепция функциональных финансов.
5. Эмиссионное и долговое финансирование дефицита государственного бюджета оказывают негативное влияние на экономику вцелом.

Глава 2.

Государственный бюджет РФ.
2.1. Структура бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1. Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджеты 89-ти субъектов РФ.
3. Местные бюджеты (примерно 29 тысяч бюджетов муниципальных образований и районов).

Согласно БК РФ консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (пример - консолидированый бюджет Омской области ).

Принципы бюджетной системы РФ:

Согласно БК (1) РФ в России действуют следующие принципы бюджетной системы:

1. Единство бюджетной системы - единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов

РФ, местных бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы - закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления.

3. Принцип самостоятельности бюджетов - право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов

(решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

4. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов - все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

5. Принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств - при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов - все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

8. Принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

9. Принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.


2.2. Бюджетный дефицит в РФ.
История вопроса.

Существенное замедление темпов экономического роста во 2-ой половине
60-ых годов сократило финансовую базу советского руководства, при этом потребности государства постоянно росли, гонка вооружений, поддержка социалистических режимов зарубежом, амбициозные проекты внутри страны (БАМ и др) всё это приводило к росту расходной части бюджета. (9) С 70-ых годов дефицит финансовых ресурсов покрывался за счёт кредитования экономики банковским сектором. Антиалкогольная компания 1985 года привела к резкому сокращению поступлений налога с оборота, одновременно осуществление программ ускорения и переворужения машиностроительного комплекса привело к росту гос расходов. Это привело к тому, что уже в 1985 году дефицит консолидированного бюджета СССР превысил 2% ВВП. В 1988 году бюджетный дефицит составлял уже 9,2% ВВП.

Тенденция к росту бюджетного дефицита сохранялась (в ситуации политической нестабильности Правительство боялось предпринимать жёсткие непопулярные меры по сокращению государственных расходов), это привело к тому, что дефицит бюджета РСФСР в 1991 году составлял 31% ВВП.

Можно сделать вывод: к началу реформ в РФ был огромный бюджетный дефицит, обусловленный высокими и во многом неэффективными госрасходами, низкой эффективностью экономики, отсутствием внятной и последовательной бюджетной политики, макроэкономической нестабильностью.

В дальнейшем правительства Гайдара, Черномырдина и Кириенко пытались бороться с дефицитом исключительно за счёт сокращения государоственных расходов, такая политика оказывала негативное влияние на социальную сферу.
Одновременно финансирование бюджетного дефицита осуществлялось за счёт массмированных заимствований путём продажи ГКО и ОФЗ, как мы установили ранее (в пункте 1.4.) подобные действия приводят к негативным последствиям в экономике (снижение промышленного производства, рост безработицы, как следствие снижение налоговых поступлений в бюджет).

В последние годы ситуация изменилась, рост ВВП и промышленного производства, обусловленные сначала резким снижением курса рубля и как следствие, сокращению импорат, и высокими мировыми ценами на нефть, а сейчас и фактором повышения внутреннего спроса, привёл к росту налоговых поступлений в бюджет, начиная с 2001 года в РФ нет бюджетного дефицита, однако не следует обольщаться, так как, во-первых, данный профицит вызван высокими ценам на нефть и др. товары российского экспорта (природный газ, металлы), а во-вторых, уровень государственных расходов на сегодня очень низок и не соответствует потребностям общества. Низкий уровень социального обеспечения, недостаточное финансирование вооружённых сил и правоохранительных органов, недостаточные инвестиции в научные исследования
- это следствие сокращений гос. расходов, которые проводились в течение последних лет для борьбы с бюджетным дефицитом. В ближайшие годы рост госраходов будет неизбежен (необоходимость обслуживать внешний долг, пик платежей приходится на 2003 год, необходимость модернизации ЖКХ, образования, вооружённых сил, повышение заработной платы работникам бюджетной сферы и гос. служащим – всё это требует дополнительных бюджетных ассегнований), поэтому вновь возможно появление бюджетного дефицита.

2.3. Бюджетная политика в РФ.

Во время правления Б.Н. Ельцина внятной бюджетной политики в нашей стране не было. Правительство проводило курс на подавление инфляции и сокращение бюджетного дефицита, действовало непоследовательно, зачастую в угоду политической конъюнктуре. Так, в 1996 году резко выросли бюджетные расходы для обеспечения победы Ельцина на президентских выборах. Подобные действия привели к росту бюджетного дефицитв.. Это лишь один пример непоследовательности действий нашего правительства.

Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2002 год и среднесрочную перспективу сформированы в соответствии с Бюджетным посланием
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
"О бюджетной политике на 2002 год" (10) и с учетом реализации целей экономической политики, предусматривающих создание условий для продолжения экономического роста, увеличения реальных доходов населения, повышения эффективности государственных расходов. Бюджетная политика на 2002 год построена с учетом задач и приоритетов экономической политики на среднесрочную перспективу.

Основными задачами бюджетной политики на 2002 год и среднесрочную перспективу являются:
- усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента стимулирования экономического роста;
- повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;
- обеспечение профицита федерального бюджета в условиях увеличения долговых выплат при соблюдении оригинальных графиков платежей по внешним обязательствам;
- повышение качества управления государственными активами и пассивами, совершенствование управление государственным долгом.

Особенностью проекта федерального бюджета на 2002 год является превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной стороны обеспечить проведение согласованных с денежно- кредитной политикой мер по снижению инфляции в запланированных пределах, с другой стороны - снизить долговое бремя государства.

Формирование расходной части бюджета осуществлено, исходя из консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта. При этом, профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким образом, в соответствии с Бюджетным Посланием
Президента Российской Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, будут направляться на погашение государственного долга. Кроме того, в 2002 году продолжена реализация мер по консолидации федеральном бюджете государственных ресурсов за счет включения части поступлений от единого социального налога в сумме 257.5 млрд.руб. или 2.43% ВВП, направляемых в соответствии с Концепцией пенсионной реформы в бюджет Пенсионного фонда на выплату базовой части трудовой пенсии.

Согласно данному подходу проект федерального бюджета на 2002 год сформирован по доходам в сумме 1995.4 млрд.руб. или 18.8% ВВП, по расходам
- в сумме 1868.9 млрд.руб. или 17.6% ВВП и дефиците в сумме 126.5 млрд.руб или 1.2% ВВП. Объем непроцентных расходов проекта федерального бюджета определился в сумме 1579.1 млрд.руб. или 14.9% ВВП.

В соответствии с проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов. В связи со снижением ресурсной базы консолидированного бюджета уровень непроцентных расходов в
2002 году несколько снизится в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время, указанное сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.

Налоговая политика

Основными задачами в области налоговой политики в 2002 году являются снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные в 2002 году меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики.

Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:
- совершенствования налогового законодательства, повышения стабильности и прозрачности налоговой системы, расширения налогооблагаемой базы, сокращения нелегального оборота;
- продолжения снижения налогового бремени, в первую очередь, на законопослушных налогоплательщиков путем сокращения налоговых льгот, отмены отдельных видов налогов.

Во исполнение поставленных задач в 2002 году предусмотрено снижение налогового бремени на 1.8% ВВП, а также создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития, снижения зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры.

В этой связи в 2002 году предусмотрены следующие ключевые изменения налоговой политики:

1. Снижается ставка налога на прибыль организаций с 35 до 24% с одновременной отменой всех налоговых льгот, что помимо снижения налоговой нагрузки направлено на развитие предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в стране. Кроме того, предусмотрено снятие ограничений на отнесение налогоплательщиками на затраты расходов, связанных с извлечением прибыли, среди которых расходы на рекламу, медицинское и имущественное страхование, либерализация амортизационной политики и др.
Предусмотрено также включение в затраты расходов организаций на освоение природных ресурсов, что позволит компенсировать часть отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, остающейся в настоящее время у предприятий.

Реализация мер по совершенствованию уплаты налога на прибыль позволит снизить налоговое бремя на налогоплательщиков в размере 197.8 млрд. рублей или 1.9 процента к ВВП.

2. Вводится налог на добычу полезных ископаемых с одновременной отменой действующих в настоящее время налога за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акциза на нефть.
Это позволит упростить налоговый контроль, в том числе за трансфертным ценообразованием в нефтяном секторе экономики, за счет установления специфической ставки на 1 тонну добываемой нефти, изменяемой в зависимости от уровня мировых цен. Изменение порядка налогообложения недропользования при снижении налогового бремени не приведет к потерям доходов бюджетной системы.

3. Отменяются льготы при уплате налога на добавленную стоимость связанные с налогообложением работ по строительству жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов всех уровней при условии, что такие средства составляют не менее 50% стоимости этих работ, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники (кроме жизненно необходимых), продукции средств массовой информации.

4. Индексируются специфические ставки акцизов на 12 процентов по всем подакцизным товарам исходя из прогнозируемого среднего темпа инфляции в
2002 году. Кроме того, отменяются льготы при взимании акциза при реализации сухого отбензиненного газа за пределы Российской Федерации.

5. С учетом прогнозируемого роста цен проиндексированы специфические ставки налогообложения по земельному налогу (на 12%), по платежам за пользование водными объектами (в среднем в 2.1 раза) и лесным фондом (на
12%).

В условиях снижения налогового бремени в 2002 году предусматривается продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Если в 2001 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6 процента.

В 2002 году продолжится реализация мер по реструктуризации налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые благоприятно сказались на финансовом положении плательщиков и доходах бюджета.
Выполнение налогоплательщиками условий реструктуризации согласно утвержденным графикам погашения реструктурированной задолженности и текущих платежей позволит обеспечить в 2002 году поступления в федеральный бюджет в сумме 7.9 млрд. рублей.

Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2002 год" в проекте федерального бюджета на 2002 год предусматривается рост доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений. В этих целях в доходах федерального бюджета в 2002 году будут учтены средства, получаемые министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями в виде арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом.

В связи с принимаемыми мерами по совершенствованию налоговой политики в 2002 году произошли изменения структуры доходной базы бюджетной системы
Российской Федерации. В связи со снижением ставки налога на прибыль сокращается доходная база бюджетов субъектах Российской Федерации.

В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской
Федерации, начиная с 2002 года, предусмотрено передать в полном объеме в доходы бюджетов регионов доходы от поступления подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная ставка налога на прибыль организаций учтены в размерах, установленных соответствующими главами части второй Налогового кодекса
Российской Федерации. Остальные нормативы распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы сохранены на уровне действующих в 2001 году.


Бюджетная политика в области расходов

Бюджетная политика в следующем году характеризуется ограничением уровня непроцентных расходов, доля которых в ВВП предусмотрена в размере
12.46%, что ниже ожидаемой оценки текущего года.

В то же время в реальном выражении объем непроцентных расходов возрастет в следующем году на 5.3%, при этом возрастет доля непроцентных расходов в расходах бюджета на 1.3 процентный пункт. Уровень непроцентных расходов консолидированного бюджета в следующем году в сопоставимых условиях будет снижаться и составит 23.4% ВВП против 24.6% по ожидаемой оценке в т.г. и 24.0% в 2000 году, что вызвано сокращением доходной базы бюджетов регионов.

Несмотря на проведение жесткой бюджетной политики в предстоящем году расходная часть федерального бюджета сформирована с учетом необходимости достижения важнейших социальных и экономических задач.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ