Инвестиционная активность Республики Дагестан и пути ее повышения
Финансирование
расходов «Бюджета развития» проводилось без утверждения республиканской инвестиционной
программы, значительные средства были распределены бессистемно и без серьезной
проработки и практической целесообразности. Не было расшифровки и по объектного
распределения средств, очень низким был процент (18 % в 2008 году)
инвестиционных проектов, намечаемых к размещению на конкурсной основе. Это
послужило причиной использования инвестиционных средств на выплату
задолженностей по заработной плате; погашение задолженностей по выполненным
работам за прошлые годы, по поставленным нефтепродуктам, по налоговым платежам;
выделение средств учреждениям находящимся в федеральном подчинении и
финансируемым из федерального бюджета и др.
Отсутствие
ясных, четких критериев, в соответствии с которыми должен осуществляться отбор
целевых приоритетных программ, оценка их эффективности, сроков реализации и
пр., привели к распылению бюджетных ассигнований по многочисленным объектам, их
неэффективному и бесконтрольному использованию. Многие предприятия, получившие
государственные инвестиции из федерального и республиканского бюджетов, до сих
пор не принимают ощутимого участия в формировании доходной части
республиканского бюджета.
Контроль за
ними осуществлялся, в основном, только с позиций полноты и своевременности
финансирования и целевого использования бюджетных средств, выделенных на
программы. Но главный вопрос, на который сейчас требуется ответ - это
эффективность использования средств федерального и республиканского бюджетов на
финансирование программ на разных этапах их реализации, целесообразность
вложений бюджетных ассигнований для создания новых мощностей в условиях
изменения форм собственности.
Поэтому,
исходя из стоящих задач, «Бюджет развития» должен получить принципиально иное
наполнение. Он не должен быть фондом, из которого финансируются отдельные инвестиционные
программы и проекты, а должен стать полноценным бюджетом, который консолидирует
все государственное финансирование инвестиционной деятельности, направленной на
решение долговременных проблем экономического роста и структурной перестройки
экономики. По сути, он должен стать вторым бюджетом республики, который бы
рассматривался и утверждался в виде отдельного Закона.
Укрепление
экономического потенциала и решение социальных проблем во многом определяется
перспективами малого и среднего бизнеса, который в конце 90-х годов замедлил
темпы развития. Политика в этой сфере нуждается в серьезной корректировке, как
на федеральном, так и на региональном уровнях.
В связи с
этим в последние годы государством был принят ряд законодательных актов по
поддержке малого предпринимательства в числе которых Федеральный закон «О
государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.1995г.
№88-ФЗ, Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки
малого предпринимательства в РД» от 04.04.1996г. №491, Постановление
Правительства РД «О государственной поддержке малого предпринимательства в РД»
02.02.1996г. №20 и «О развитии малого предпринимательства в РД» от 16.10.1996г.
№165, а также ряд других нормативно-правовых актов.
В этих
документах отражены вопросы разграничения полномочий между РФ и ее субъектами в
отношении определения принципов, направлений и методов государственной
поддержки малого предпринимательства, разработки и реализации программ этой
поддержки, их обеспеченности инвестиционными ресурсами, предоставления
государственных гарантий и льгот, создание фондов поддержки и т.д.
В
соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства
в РД» 02.02.1996г. в Дагестане был образован Фонд поддержки и развития малого
предпринимательства в РД.
Этот Фонд
организует свою работу во взаимодействии с федеральным Фондом и
республиканскими органами исполнительной власти, органами местного
самоуправления, общественными организациями предпринимателей и их
объединениями.
Основной
целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение Программы поддержки и
развития малого предпринимательства в РД, участие в финансировании региональных
программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку малого
предпринимательства, содействие в привлечении отечественных и иностранных
инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности.
К сожалению,
финансовые возможности Фонда крайне ограничены и средства, выделяемые на
развитие малого предпринимательства не способствуют его подъему на качественно
более высокий уровень.
В таких
условиях финансовой поддержкой могут пользоваться лишь единицы предприятий, что
не решает проблемы в целом.
Вышеуказанное
позволяет нам сделать вывод о том, что на сегодняшний день со стороны государственных
органов проявляется недостаточное внимание к проблемам функционирования и
эффективного использования Фонда, хотя такая необходимость назрела достаточного
остро.
Так,
деятельность Фонда могла бы во многом способствовать решению следующих задач:
поддержка
предприятий, производящих экспортозамещающую продукцию - переработка
сельскохозяйственной продукции, пищевая промышленность, производство
минеральной воды и т.д.;
вопросы
социальной значимости - обеспечение занятости населения РД, которая традиционно
является трудоизбыточным регионом РФ.
К негативным
моментам государственной политики поддержки малого бизнеса необходимо отнести
высокие цены на пользование современными телекоммуникационными средствами
связи, интернетом, мобильными телефонами, которые являются, наряду с землей,
трудом и капиталом, одним из основных факторов производства и, своего рода,
индикатором цивилизованности и прогресса, определяющим степень информационной
свободы и независимости общества.
3.2 Программа
развития инвестиционной деятельности в ТЭК РД
Топливно-энергетический
комплекс был, есть и будет в обозримом будущем, по существу, фундаментом всего
народного хозяйства Дагестана. Совершенствование техники и технологии,
внедрение передовых научных достижений, надежное функционирование
топливно-энергетических систем могут быть обеспечены лишь при условии резкого
повышения эффективности капитальных вложений, совершенствовании инвестиционной
политики.
До 1992 года
развитие отрасли топливно-энергетического комплекса обеспечивалось в основном
за счет направления значительных объемов государственных централизованных
капитальных вложений при среднегодовом приросте их до 10%. В 1993- 2009 гг.
капитальные вложения в отрасли ТЭК значительно снизились. В результате этого
произошло резкое сокращение ввода в действие производственных мощностей.
Продолжающийся
в последние годы спад в строительстве объектов ТЭК подрывает основу
функционирования и развития системы обеспечения топливом и энергией
потребителей, с учетом значительной изношенности основных фондов в отраслях
топливно-энергетического комплекса, прежде всего генерирующих источников,
угледобывающих, нефтедобывающих, а также нефтеперерабатывающих предприятий,
приводит к нарушению энергоснабжения и топливоснабжения народного хозяйства республики
Дагестан.
Основные
причины охватившего ТЭК кризиса известны. Это разрыв связей между предприятиями
различных иерархических уровней и функциональных назначений из-за распада СССР:
-разрушение
рационального планового начала экономики, которое служило фундаментом, хотя
теоретически и отжившей, но существовавшей системы хозяйствования;
-расстройство
кредитно-финансовой системы;
-отсутствие
полноценных рыночных отношений;
-отсутствие
необходимого количества государственных капитальных вложений или действующего
альтернативного их замещения, без которых при неразвитой рыночной
инфраструктуры и несовершенства существующих законов и подзаконных актов,
предприятия ТЭК не могут полностью адаптироваться к новым взаимоотношениям в
переходной период к рынку.
Необходимость
повышения эффективности функционирования ТЭК потребовала тщательной разработки
комплекса производственных и научно-технических программ федерального,
отраслевого и регионального уровня. Одной из важнейших является
"Энергосбережение".
Главное
направление новой энергетической политики - повышение энергоэффективности
производства и сбыта. Энергоемкость продукции во всех странах нефтяного кризиса
70-х годов была снижена в 1,5 раза. В России же, и в том числе в Дагестане,
только за последние годы она выросла на 30 - 40 %. Сегодня на выпуск товарной
продукции энергозатраты в 2 раза больше, чем в США, и в 3 раза больше, чем в
Европе. При сохранении таких тенденций к расточительности только восстановление
объема товарной продукции до уровня 1990г. потребуется по РД к 2010г.
дополнительно 1 млн. тонн условного топлива. А это ни много и ни мало
-четвертая часть сегодняшнего потребления Дагестана. Выход - в срочных
антикризисных мерах против энергорасточительства. И это не должно стать разовой
акцией. Энергетическая стратегия Дагестана - это поворот от наращивания объемов
добычи углеводородного сырья к повышению эффективности использования
энергоресурсов, но это возможно при условии изменения структуры производства,
которое достигается регулированием инвестиционного процесса. Потенциал
энергосбережения, как предотвращенный спрос на энергоносители за счет снижения
удельных энергозатрат на единицу продукции, у нас велик. Сэкономить в 4 раза
дешевле, чем произвести дополнительно.
Финансирование
инвестиций в топливно-энергетическом комплексе страны, ориентировано прежде
всего на внебюджетные источники. Вместе с тем, следует отметить весьма
ограниченное (менее 10%) использование кредитных источников финансирования, в
то время как за рубежом, привлеченные источники составляют в среднем порядка
30%. К тому же, все еще законодательством, не предусмотрен порядок направления
непосредственно на оплату строительно-монтажных работ, части валютной выручки,
полученной от экспорта нефти со 135 месторождений для которых, по постановлению
Правительства РФ, 60% добычи могут экспортироваться при льготных условиях
налогообложения.
Проведению
более полных исследований при выполнении технико-экономических обоснований,
определяющих целесообразность инвестиций в развитие предприятий ТЭК, содействуют
утвержденные 5 июля 2006 года «Временные рекомендации по составу, порядку
разработки, согласования и утверждения ТЭО инвестиций в форме капитальных
вложений на создание объектов топливно-энергетического комплекса». В
рекомендациях содержится ряд дополнительных требований о проведении
дополнительных более глубоких проработок раздела по оценке воздействия
предприятий на окружающую среду; об исследовании вопросов, определяющих
целесообразность инвестиций, связанных с обоснованием выбора схемы финансирования
инвестиций, анализом финансовой и вещественно-имущественной структуры
инвестируемого капитала, оценкой риска инвестиций, а также ряд других вопросов.
В результате инвестор может получить более полную информацию о хозяйственной
возможности и социально-экономической целесообразности необходимости
технического строительства предприятий с учетом их экологической и
эксплуатационной безопасности.
Перспективным
представляется также создание необходимых правовых и экономических предпосылок
для непосредственного участия иностранного капитала в отраслях, обслуживающих
ТЭК, и прежде всего, в строительстве. Сегодня, в эту сферу, иностранный капитал
практически не идет из-за неэффективной отдачи вложенных средств, а также
отсутствия надежных гарантий их сохранности. Очевидно, что это произойдет при
условии формирования на территории Дагестана соответствующей правовой среды,
обеспечивающей иностранным инвесторам приемлемую рентабельность и возврат
вложенных средств. Для этого необходимы изменения в законодательной базе,
регламентирующие соответствующие правовые гарантии.
Наряду с
вышесказанным, проблема валютного обеспечения предприятий строительного
комплекса ТЭК РД может и должна решаться путем более широкого вхождения
субъектов хозяйственной деятельности различных форм собственности в сферу
экспорта услуг по созданию энергетических объектов. География такого экспорта в
настоящее время для дагестанских специализированных строительных организаций
может быть существенно расширена за счет стран СНГ, других бывших союзных
республик, стран Восточной Европы, а также традиционных импортеров российских
услуг по строительному монтажу в странах Ближнего Востока, Индии, Африки и др.
По-существу, реализация этого направления в настоящее время сдерживается
следующими факторами.
Во-первых,
нерешенностью комплекса вопросов, связанных с расчетами за экспортируемые
услуги с бывшими союзными республиками.
Во- вторых,
сокращением заказов на услуги российских организации в странах так называемого
«третьего» мира вследствие известного смещения внешнеполитических приоритетов и
уменьшения наших кредитов там.
В-третьих,
что представляется наиболее существенным, материально- техническое отставание в
строительно-монтажных организациях делает их недостаточно конкурентоспособными
в получении внешних заказов. Мы слабо сейчас занимаемся развитием сферы
инженерно-консультационных услуг, так как отсутствуют должные навыки проведения
маркетинговых исследований и рекламных кампаний, нет опыта участия в тендерах.
Важным
источником валютного финансирования строительно-монтажных работ в отраслях ТЭК
могут стать заказы иностранных инвесторов и СП, получивших в соответствии с
действующим законодательством лицензии на освоении нефтегазовых ресурсов в
России. Здесь мы должны твердо отстаивать право российских организаций на
выполнение 70-80% объемов таких работ.
Наряду с этим
дополнительным источником иностранной валюты может быть сдача в концессию
отдельных месторождений углеводородного сырья в случае принятия
соответствующего законодательного акта. Инвестиционная политика в условиях
структурных преобразований должна обеспечить аккумуляцию всех видов накоплений
и сбережений на основе создания институциональных инвесторов и участие
республики в различных инвестиционных фондах и эффективного использования их в
структурных преобразованиях экономики. При этом неизбежно ставится задача
кардинально изменить механизм привлечения и использования инвестиционных
ресурсов. Бюджетные капитальные вложения должны направляться лишь на
осуществление общегосударственных интересов - продолжение строительства и ввод
важнейших строек и объектов, обеспечивающих реализацию структурной, технической
и экономической политики, решение экономических и социальных задач, реализацию
межреспубликанских и межгосударственных программ. Государственное
финансирование строительства должно осуществляться на конкурсной и контрактной
основе.
В этих целях
правительством РФ предлагается создание на добровольной основе с участием
государственного капитала финансово-инвестиционной структуры, которая должна стать
надежным гарантом развития комплекса, инструментом экономического управления и
регулирования. Взаимодействие указанной группы с ТЭК РД как органом указанного
управления должно осуществляться на основе рационального распределения
централизованных капитальных вложений, получения государственных кредитов,
права на разработку концессии, залоговых квот. Мы считаем, что для обеспечения
гарантии инвестиций указанная группа должна получить на основании распоряжений
правительства в качестве залогового имущества необходимые квоты (объемы)
запасов нефти, газа и угля, а также государственную долю акций акционированных
предприятий ТЭК. Наличие залога как гарантии возврата привлекаемых средств
позволит создать предпосылки для взаимодействия с Пенсионным фондом страны,
стимулирует организационное оформление Пенсионного фонда ТЭК с целью
использования части его средств на выгодных для фонда условиях. При этом за
счет использования средств Пенсионного фонда могут быть частично сокращены
бюджетные расходы на поддержку ТЭК. Кроме того, в законодательном порядке
должно быть обеспечено льготное налогообложение доходов, получаемых от
долгосрочных кредитов и иных вложений, направляемых на финансирование
инвестиционных проектов развития ТЭК.
Для
регулирования и контроля денежного обращения в отраслях ТЭК, может быть,
придется принять на себя функции расчетной палаты по расчетам в ТЭК РД.
Кредитуя расчеты в энергетических отраслях Банк ТЭК получит возможность влиять
на состояние расчетов в энергетических и обслуживающих их отраслях, оперативно
вводит новые формы расчетов (например, увеличить роль вексельного и чекового
обращения и т.д.), контролировать платежный баланс ТЭК. Необходимым дополнением
этому является исполнение Банком роли как клиринговой палаты по расчетам
предприятий ТЭК РД со странами зарубежья, прежде всего "ближнего".
Банк ТЭК создается как паевой с возможным дальнейшим акционированием или как
акционерный банк, обладает правами инвестиционного института и генеральной
валютной лицензией. По прикидкам специалистов, это позволить почти в полной
мере ликвидировать внутреннюю задолженность (на 70-80%) вскоре после создания
группы.
Строительный
комплекс ТЭК РД располагает значительной материально-технической базой, в
состав которой входят предприятия по производству сборного железобетона общей
площадью 11,9млн.куб.м, нерудных строительных материалов - 23,6млн.куб.м,
стальных конструкций - 835тыс.тонн, стеновых материалов - 1018млн.шт.усл.кирп.,
столярных изделий -4,3 млн. кв. м., развитая база машиностроения, а также ремонтные
предприятия. Однако уровень использования производственных мощностей составил,
по данным за 2009 год, по производству сборного железобетона 57,2%, деталей КПД
51,8%, стальных конструкций 39,4%, нерудных строительных материалов 71,4%,
столярных изделий 40,5%. Вследствие сокращения инвестиций на развитие,
реконструкцию и модернизацию производственной базы техническое состояние ее
резко ухудшилось. Более 60% технологического оборудования и механизмов более
чем на половину, а более 20% полностью исчерпали свой ресурс, 37% оборудования
морально устарели и требуют замены.
В сложившихся
условиях нам представляется целесообразным рекомендовать создание смешанных
акционерных обществ с участием заказчика, производителя оборудования и
изготовителей строительной продукции. Это повысить взаимную заинтересованность
всех участников.
Строительный
комплекс Минтопэнерго располагал значительным парком строительных машин,
механизмов и автотранспорта. Только строительно-монтажные организации АО
«Роснефтегазстрой» имели в наличии более 3600 бульдозеров, 3000 экскаваторов,
5090 трубоукладчиков и более 56000 ед. автомобильного транспорта и др. В
системе Минтопэнерго Российской Федерации находятся в эксплуатации свыше 6,5
тысяч ед. импортных строительных машин и механизмов фирм «Камацу»,
«Катерпиллер», «Фиат-Аллис», «Като», «Либхерр» и др. С ориентировочной
балансовой стоимостью 2млрд.дол. Более 80% парка машин эксплуатируются свыше 10
лет, вследствие чего требуется повышенное количество запасных частей и
значительно возрастает трудоемкость работ по ремонту и техническому
обслуживанию машин. Для поддержания работоспособности парка импортных
строительных машин в процессе их эксплуатации (ремонт, техническое
обслуживание, ввод в эксплуатацию новых и капитально отремонтированных машин)
ежегодно требуется запасных частей на сумму около 140 млн. дол., что
соответствует 7% их общей балансовой стоимости. Однако в настоящее время
отсутствует механизм, стимулирующий привлечение требуемой валюты, а без этого
мы будем созерцать, как разваливаются специализированные организации, гробится
дорогостоящая техника.
Для повышения
эффективности инвестиционной деятельности предприятия топливодобывающих
отраслей целесообразно было бы установить такой порядок, при котором
Минтопэнерго РФ осуществляет ежеквартальную индексацию амортизационных
отчислений с пересмотром стоимости основных производственных фондов в конце
года в рамках ТЭК. В настоящее время в условиях непрерывной инфляции
амортизационные отчисления не могут обеспечить простого воспроизводства основных
фондов. Комплексный подход к реализации инвестиционной политики в ТЭК
способствовал бы обеспечению рационализации использования средств
государственного и местных (региональных) бюджетов, целевых внебюджетных
фондов, а также собственных средств предприятий и привлеченных с «Инчхе -
море», имея в виду в дальнейшем использование полученной прибыли для поддержки
средних предприятий, компенсации для энергоемких технологий. Важным
направлением инвестиционной политики является изменение организационно - управленческих
функций и задач органов управления. Объективная необходимость этих изменений
обусловлена тем, что при переходе к рыночным отношениям в организации
управления инвестициями возникает принципиально новая ситуация, при которой в
условиях свободного выбора договорных партнеров заказчик проекта самостоятельно
привлекает юридически независимых исполнителей, которые в свою очередь
самостоятельно привлекают соисполнителей и определяют формы взаимодействия,
исходя из специфики данного объекта. Тем самым, система управления формируется
"под проект", выступающий ее первичным звеном. В этих условиях
предметом деятельности субъектов управления становятся конкретные
инвестиционные программы и проекты. Основным принципом такой трансформации
деятельности должно стать управление организациями.
Немаловажное
звено процесса управления инвестиционными проектами - организация и проведения
тендеров на получение подрядов на строительство и реконструкцию объектов ТЭК. В
настоящее время ведется работа по созданию соответствующего документа с
ориентацией на "ручную" и компьютерную обработку документации. Из
мировой практики известно,что только распределение подрядов с помощью тендеров
позволяет снизить стоимость строительства на 8-12%. Тендеры особенно эффективны
при заключении договоров на строительство объектов «под ключ». Одним из важных
направлений инвестиционной политики в отраслях ТЭК является ее социальная
ориентация, способствующая в конечном итоге закреплению кадров на предприятиях
ТЭК, воспроизводству и развитию их кадрового потенциала. Социальная
направленность инвестиционной политики должна быть реализована таким образом,
чтобы непосредственным субъектом производства - трудовым коллективом стало
выгодным инвестирование объектов социальной инфраструктуры, а также обеспечение
социальных гарантий в виде создания новых рабочих мест в случае закрытия
предприятий (выбытия мощностей), трудоустройства и переквалификации при
локальной инверсии отраслей и т. д.. Нельзя обойти молчанием проблему
строительства жилья.
Тут нужно понимать,
что сегодня в условиях почти полного отсутствия государственного финансирования
жилищного строительства, эта проблема должна решаться за счет средств самих
предприятий и денежных накоплений их работников.
Говоря о
проблеме совершенствования инвестиционной политики нельзя не упомянуть о
надлежащем научном и информационном обеспечении всех инвестиционных программ.
Многие из упомянутых проблем требует не только создания соответствующей
нормативной базы, но и проведения исследований в сочетании с изучением
зарубежного опыта. Департаментом инвестиционной политики подготовлена научно-техническая
программа «Проблема формирования инвестиционной политики развития ТЭК в
условиях рыночных отношений». Необходимо поскорее «запустить» ее, имея в ввиду
побыстрей получить столь необходимые научно обоснованные рекомендации по многим
аспектам инвестиционных процессов.
Увеличению
банковских инвестиций способствовало бы законодательное подкрепление их
заинтересованности в этой деятельности. Наряду с этим целесообразно установить
порядок государственного субсидирования процентных ставок по кредитам,
направляемым в топливно-энергетические отрасли. Такой порядок позволил бы
коммерческим банкам покрывать разницу между их льготными и рыночными уровнями.
Расходы такого рода составит ничтожную величину по сравнению с расходами,
выделяемыми на бюджетное финансирование топливно-энергетического комплекса, но
они смогут дать неизмеримо больший эффект в виде крупных средств, привлеченных
в отрасли топливно-добывающего профиля, а также большую эффективность
использования средств, когда это проходит через банковский механизм.
«Энергобанк»,
имеющий один из самых крупных уставных капиталов среди банков страны, реально
мог бы вложить в проект, как считает его руководство, в среднем 200 млн. дол, и
лишь в самом крайнем случае эта сумма могла бы достичь 400 млн. дол. Существует
еще немало других территорий притяжения иностранных инвесторов, которые
характеризуются более стабильной ситуацией, имеют достаточно отлаженное
хозяйственное законодательство, хотя с меньшей степенью доходности.
Привлечение
иностранных инвестиций, особенно в последнее время, которое ознаменовано
приватизацией государственных и муниципальных предприятий, сталкивается с
проблемами двоякого характера: общими, связанными с привлечением иностранных
инвестиций в российскую экономику в целом, и специфическими, связанными
непосредственно с процессами приватизации. Для более иностранного капитала в
экономику России требуется, таким образом, наличие всесторонне развитой рыночной
системы. Прежде всего банковских и финансовых институтов, действующего рынка.
Фондовый и финансовый институты крайне необходимы еще и потому, что в последнее
десятилетие именно приобретение ценных бумаг стало наиболее динамичным сектором
инвестиций в развивающиеся страны, условия экономического развития которых
отчасти напоминают российские.
К ряду
специфических проблем, непосредственно вытекающих из трудностей приватизации,
можно отнести недостаточную величину пакетов акций предприятий, предлагаемых на
продажу через посредство аукционов и иностранных конкурсов при чековой
приватизации. В сроки, отведенные для приватизации, потенциальный зарубежный
инвестор был зачастую не в состоянии успеть принять взвешенное решение из-за
установленных правил и норм. Иностранного инвестора озадачивают необходимостью
проведения аудита приватизируемого предприятия, получения массива разнообразной
информации о нем. соблюдения внутренних процедур согласования. В стране нет еще
должной системы проведения экспертиз инвестиционных программ, представляемых
приватизируемыми предприятиями и иностранными инвесторами.
Проблема
ценообразования остается одной из самых острых для отраслей
топливно-энергетического комплекса. На нынешнем этапе он является тем
монополистом, который замыкает всю хозяйственную цепочку в стране. Известно,
что цены на продукцию ТЭК подлежат у нас регулированию, в то время как на
продукцию, потребляемую им, цены практически свободны. По мнению же членов
Международного энергетического агентства, не считающих специфику российской
экономики самодавлеющей, только не искаженные цены на энергию могут
способствовать созданию наиболее эффективного рынка.
Подводя итог
сказанному, считаю необходимым подчеркнуть, что выход из сложившегося
кризисного положения, и возможно - единственным, заключается в такой
инвестиционной политике, которая обеспечивала бы стабильное финансовое
положение отраслей ТЭК. Важнейшим условием соблюдения энергетической
безопасности России является инвестиционное обеспечение ее энергокомплекса как
с целью поддержания функционирования имеющихся мощностей, так и качественного
их наращивания. Не компенсируемый же физический износ и выбытие мощностей при
недостатке инвестиций создают реальную угрозу энергетической безопасности
страны.
3.3 Проект
привлечения инвестиций в ТЭК РД и стратегии реформирования гидроэнергетического
комплекса
Процесс
привлечения инвесторов осуществляется в соответствии со специально
разработанной стратегией. Стратегия учитывает, что разрешение кризиса по
неплатежам является ключевым моментом как для выхода на новые источники
финансирования, так и для увеличения объема фондов, генерируемых внутренними
источниками. Она также предусматривает, что в перспективе российский
энергетический сектор будет финансироваться в основном из отечественных
источников, поскольку электроэнергетическая отрасль является внутренней по
природе, и фундаментально изменить ее нельзя. Однако, текущее состояние
инвестиционного климата в Дагестане, которое во многих отношениях находится вне
контроля энергетического сектора, является таковым, что реализация упомянутой
перспективы может затянуться на много лет. Поэтому, стратегия на ближайшие годы
должна быть в основном ориентирована на внедрение систем финансирования
проектов, установления кредитных отношений с международными и отечественными
финансовыми институтами, поиск каналов долгосрочного сотрудничества и
разработку основы для удовлетворения жестких критериев международного рынка. С
точки зрения корпоративности эта стратегия подразумевает соответствующее финансовое
управление, создание правовых, регуляторных и налоговых условий, инвестиций,
установление хороших взаимоотношений с инвесторами, потребителями и
правительством, а также продолжение работы по достижению целей корпоративного
развития и стратегического планирования.
Таблица 3.3.1
Направление
стратегии привлечения инвестиций в ТЭК РД
Определить требования к капиталу
Сроки и приоритеты. Цели инвестиций
Обозначить источники капитального,
финансирования
Размеры и стоимость. Определиться с
инвесторами и источниками
Разобрать инструменты и механизмы
финансирования
Удовлетворить критериям инвесторов
Уяснить временные проблемы, проводить
переговоры с инвесторами
Разработать стратегии, программы, законы
Финансово управление, правовые,
налоговые аспекты. Отношения с инвесторами, потребителями и правительством.
Корпоративное развитие и стратегическое планирование.
Оценки
необходимы для этих периодов времени объемов капитала являются
предварительными. Можно ориентироваться на диапазон от 45 млрд. дол. до 10
млрд. долл. в 2010 году. Средства из бюджета РФ являются в нынешних
экономических условиях единственным крупным источником внешних финансовых
поступлений на развитие отрасли. В 2008 году они составили 70,6% общего объема
инвестиций, однако по мере улучшения структуры инвестиций, наблюдается
положительная тенденция к снижению доли этого источника.
Участие в
инвестиционном процессе крупных международных организаций, имеющих возможности
для предоставления кредитов на более «мягких» условиях, весьма желательно.
Приход таких инвесторов, несомненно, изменит «инвестиционный имидж» отрасли,
что позволит привлекать новые инвестиции на более выгодных условиях. Кроме
того, наличие крупных инвесторов позволит ассоциироваться с ними участником с
ограниченными финансовыми средствами, таким образом, первые выступают в роли
«центра конденсации» относительно рассеянных финансовых средств более мелких
инвесторов, привлекая их в электроэнергетику.
Обращение к
альтернативным внешним источникам инвестиций не единственный способ смягчить
проблему финансирования развития электроэнергетики. На инвестиционной процесс
очень благотворно может повлиять также переход к конкуренции в сфере
производства электроэнергии. Отсутствие гарантированного дохода, опасность
оказаться в убытке и перспективы получения дополнительной прибыли заставляют
энергокампанию всеми средствами снижать свои затраты. Этот эффект высвобождает
еще один источник инвестиций - нераспределенную прибыль, которую энергокампания
может заработать, а в результате повысить внутренние инвестиционные резервы.
Конкуренция
может привлечь в отрасли больше инвесторов, так как последние всегда
предпочитают иметь дело с кампаниями, стремящимися максимизировать
эффективность своих действий, а значит и эффективность использования
привлеченных средств. Об этом свидетельствует опыт страны, уже реализовавших
схемы конкурентного рынка в электроэнергетике. Программа предусматривает
экономию к 2008 году в объеме 345-435 млн. т. условного топлива и снижение
энергоемкости в промышленном производстве на 13,4 %. В программу включены 5
подпрограмм: по ТЭКу, энергоемким отраслям промышленности,
жилищно-коммунальному хозяйству, производству приборов учета и систем
регулирования расходов энергоресурсов и производству эффективного
электротехнического оборудования.
Миссия, место
и роль Республики Дагестан во внутрироссийском разделении труда во многом
предопределены ее энергетической специализацией и интеграцией в южнофедеральный
бизнес. Таким образом, важной целью региональной экономической политики,
определяющей ее рейтинг и конкурентный статус, является приоритетное развитие
энергетической инфраструктуры на основе переориентации предприятий с
использования, в основном, ресурсных факторов, на курс активизации
инновационной деятельности. Факторы производства и инвестиции должны стать
средствами инновационной деятельности, а не ее целью. Смещение акцента с
вещественных факторов производства на инновационное управление характеризует
новую стадию развития как трудовых, так и рыночных отношений.
На примере
функционирования дагестанского гидроэнергетического комплекса - одного из самых
мощных на Юге России, проиллюстрируем ход инновационных преобразований в
отрасли, значимость которой для устойчивого развития республики трудно
переоценить.
Первоочередными
направлениями преобразований организационных структур энергокомплекса РД
являются оптимизация уровня централизации производственных и управленческих
функций; выделение самостоятельных бизнесов; развитие сфер деятельности,
обеспечивающих новые цели и приоритеты (реформирование энергокомпании,
энергетический маркетинг, инвестиционный и финансовый менеджмент, управление
персоналом); создание организационного порядка, адекватного работе
энергокомпаний в рыночных условиях. При рационализации структур необходимо
особое внимание менеджмента к сохранению управляемости энергоснабжающих
комплексов. Поэтому осуществление первоочередных структурных нововведений
рекомендуется начинать в рамках сложившихся вертикально-интегрированных
структур с последующей их дезинтеграцией.
Перспективной
формой управления энергокомпаниями, в которых проблема кадров рыночной
ориентации столь остра, что ее невозможно решить в среднесрочной перспективе,
являются управляющие компании. Эта организационная форма может дать и
экономические преимущества за счет централизации некоторых производственных и
управленческих функций.
Без
вовлечения работников в процесс внедрения организационных изменений и
целенаправленной подготовки специалистов трудно обеспечить готовность
предприятия к реформам. Подготовка управленческих кадров традиционными методами
ограничивает готовность персонала к преобразованиям и их радикальность. Среди
рекомендуемых эффективных методов - профессионально-кадровый мониторинг;
кадровый аудит; активные формы корпоративного обучения, включая деловые игры,
тренинги, кадровые бизнес-инкубаторы; формирование управленческих и
инновационных команд.
В рыночной
экономике ключевую роль в менеджменте энергокомпании играет планирование,
определяющее конкретные цели, результаты и необходимые ресурсы. На основе
планов осуществляются организация и руководство деятельностью персонала,
контроль и мотивация. В новой системе планов, формирующейся в компаниях,
наиболее активно разрабатывается методология стратегического, бюджетного,
оперативного и бизнес-планирования. Опыт показывает, что наибольшие достижения
в этих процессах имеют те энергокомпании, которые увязывают их с активно
внедряемыми информационными системами и обновлением нормативной базы.
Прогрессивным
и совершенно новым для отечественных энергокомпаний видом планирования является
метод интегрированного планирования энергетических ресурсов (ИПР), включающий
комплексную оценку ожидаемого спроса на энергию, потенциала энергосбережения,
конкретных энергоносителей, вовлекаемых в топливный баланс региона, влияние
энергетических объектов на окружающую среду. В основу системы ИПР положен
комплексный подход к реализации потенциала энергосбережения как в
электроэнергетике, так и в сфере конечного потребления энергии. Метод ИПР
позволяет учесть и сбалансировать интересы всех участников процесса
энергоснабжения: энергокомпании, потребителей, региона в целом. Экономические
преимущества рыночных методов хозяйствования в электроэнергетике могут быть
успешно реализованы только при доведении их принципов до всех структурных
подразделений энергокомпании и отдельных работников. Основополагающим элементом
при решении этой задачи является создание мотивационной среды, которая
мобилизует работников на повышение эффективности производства. Создание такой
среды невозможно без расширения экономической самостоятельности
производственных звеньев энергокомпании. Причем реально создать такую
самостоятельность можно, если будут перестроены вертикальные экономические
отношения в отрасли.
Информация
становится тем определяющим производственным ресурсом энергокомпании, без
использования которого менеджерам все сложнее принимать грамотные решения, а
при организации конкурентного энергетического рынка это станет невозможно.
Поэтому необходимо сосредоточить усилия на создании и освоении информационных
систем, действующих на основе современных компьютерных технологий и
обслуживающих все элементы системы управления энергокомпанией.
Постановка
задачи на реформирование начинается с определения следующих основных
характеристик: цели; структуру задачи (состав решаемых задач); способ, метод и
темп изменений; условия, необходимые для успеха; ограничения внешней среды.
Это
необходимая информация для постановки задачи. К сожалению, руководители часто
не могут ее четко поставить. Они ощущают необходимость изменений по различным
сигналам (падению объема продаж, снижению рентабельности, уходу наиболее
квалифицированных кадров, недопустимому износу оборудования и нехватке
финансовых ресурсов на его устранение), иногда интуитивно. Но аналитические
обоснования, тем более упреждающие, отсутствуют.
Так же часто
руководители не представляют объема и сложности предстоящих работ, усилий,
требуемых от них лично, необходимых ресурсов, не понимают своей роли в
реформировании.
Проблема
реформирования очень сложная. Необходима не только реформаторская идея (быстрая
переориентация бизнеса, привлечение инвестиций за счет выделения отдельных
бизнесов и ухода из-под регулирования, снижение затрат за счет ликвидации
неэффективных непрофильных производств) - чем обычно ограничивается в
российских условиях постановка задачи, но и определение организационной
структуры задачи, в которой, в свою очередь, выделяется ряд составляющих,
например: элементы системы управления, подвергающиеся изменениям; основные
блоки и стадийность организационного процесса; состав целей и задач, решаемых
на каждой стадии; функции, права и ответственность менеджеров, прежде всего
первого руководителя энергокомпании, в реформировании.
Постановку
задачи необходимо начинать с анализа сложившейся ситуации, приведшей к
неизбежности изменений. От диагноза зависят цели и глубина изменений. Анализ
покажет также направления первоочередных преобразований: в технике и
технологии; системе управления (каком-то конкретном ее элементе); в тех
объектах внешней среды, которые взаимодействуют с энергокомпанией (потребители
энергии, поставщики топлива, местные органы), т.е., по существу, анализ
предопределяет структуру задачи.