бесплатные рефераты

Инвестиционные перспективы бизнеса в Оренбургской области

Инвестиционные перспективы бизнеса в Оренбургской области

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

"Инвестиционные Перспективы бизнеса в Оренбургской области"


1.                Инвестиционная политика в регионе: основные понятия, ресурсы и проблемы

1.1 Инвестиционная политика


Наша работа связана с изучением региональных интересов бизнеса в Оренбургской области.

Перед рассмотрением характеристик, которые иллюстрируют эти интересы необходимо ознакомиться с основными теоретическими понятиями, основное из которых – это инвестиционная политика.

Итак, развитие общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводстве материальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества и соответственно дохода. Одним из основных средств обеспечения этого роста является инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения инвестиций, или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализации инвестиций[1].

Инвестициями (инвестиционными ресурсами) являются[2]:

– денежные средства;

– целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;

– технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки;

– кредиты;

– любое другое имущество или имущественные права;

– интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного экономического и социального эффекта.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Субъектами инвестиционной деятельности являются[3] инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Основной субъект инвестиционной деятельности (инвестор) осуществляет вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивает их целевое использование. В качестве инвесторов могут выступать[4]:

– органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;

– отечественные физические и юридические лица, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

– иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.

Заказчиками могут быть инвесторы и любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы и другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Не запрещенное законодательством РФ и республик в составе РФ инвестирование имущества и имущественных прав в объекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом.

Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций и по своему усмотрению привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) физических и юридических лиц, необходимых ему для реализации инвестиций. Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование на территории РФ, в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность участников инвестиционной деятельности регулируется законодательством РФ, международными соглашениями и нормативными документами[5].

Государство гарантирует защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. При этом инвесторам, в том числе иностранным, обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на основе законодательных актов РФ и республик в составе РФ.

Инвестиции могут быть классифицированы по определенным признакам По объектам инвестиционной деятельности различаются реальные и финансовые инвестиции. Под реальными инвестициями понимают вложения средств в реальные активы – как материальные, так и нематериальные (так, вложения средств в мероприятия научно-технического прогресса называют инновационными инвестициями). Под финансовыми инвестициями понимают вложения средств в различные финансовые инструменты (активы), среди которых наиболее значимую долю занимают вложения средств в ценные бумаги.

Реальные инвестиции разделяются на следующие группы[6]:

– инвестиции для повышения эффективности производства (в замену оборудования, модернизацию фондов);

– инвестиции в расширение собственного производства, преследующие цель расширения объема выпускаемой продукции в рамках уже существующего производства;

– инвестиции в создание нового собственного производства или применение новых технологий в собственном производстве с нацеленностью на новую продукцию или новые рынки сбыта;

– инвестиции в несобственное производство, обеспечивающие выполнение заказа государства или другого заказчика (участие в инвестиционном проекте).

Инвестиционная деятельность осуществляется на рынке инвестиций, который распадается на ряд относительно самостоятельных сегментов, включая рынок капитальных вложений в воспроизводство основных фондов, недвижимости, ценных бумаг, интеллектуальных прав и собственности, инвестиционных проектов. При общих принципах инвестиционной деятельности эти рынки различаются-объектами инвестиций

Состояние инвестиционного рынка и его сегментов характеризуется такими показателями, как спрос, предложение, цена, конкуренция. Поскольку инвестиционный рынок во многих своих сегментах находится на этапе становления, то вышеуказанные показатели постоянно меняются, что отражает изменчивость экономики РФ.

Основным показателем оценки инвестиционной привлекательности отраслей принимается уровень прибыльности используемых активов[7]. Исследование по приведенным показателям дает в определенном смысле «сиюминутную» оценку. Инвестиционная привлекательность должна рассматриваться с учетом инфляционных процессов и динамики изменения банковских ставок по кредитам. Необходимо оценить перспективы развития отрасли и подотраслей (устойчивость развития, обеспеченность развития финансовыми ресурсами, степень государственной поддержки, прибыльность реализации продукции и пр.), уровни инвестиционных рисков (конкурентоспособность предприятий и продукции в отрасли, уровень социальной напряженности в отрасли и пр.).

Общая оценка инвестиционной привлекательности отраслей (подотраслей) выступает в виде интегрального показателя. При оценке, следует также учитывать факторы, оцениваемые не количественно, а только качественно.

Ознакомившись с общими понятиями инвестиционной политики, перейдем к региональным инвестициям.

Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов[8].      

В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственная региональная инвестиционная политика базировалась на общих принципах децентрализации инвестиционного процесса. Реализация этого курса на практике применительно к регионам явилась основой возрастания их роли в инвестиционном процессе и активизации их собственной инвестиционной политики.

Вместе с тем активизация собственной инвестиционной политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.

Региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного климата, создании зон наибольшего благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки Инвестиций,

В 1993–1994 гг. над формированием собственного инвестиционного законодательства стали работать республики Коми, Саха-Якутия и Татарстан. Затем к формированию пакета законодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов. Если в 1997 г. только пять регионов имели специальное инвестиционное законодательство, то к 2000 г. около 70 регионов (в том числе и Оренбургская область) приняли законодательные и нормативные акты в области инвестиционной деятельности[9].

В целом процесс формирования регионального инвестиционного права был направлен на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности.

Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и более поздних законодательных актах: если первые законодательные акты были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, последующие документы определяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов.

Имел возможность в рамках существующего федеративного устройства России вести собственную инвестиционную политику, создавать и реализовывать различные схемы стимулирования инвестиций региональные власти накопили за период рыночного реформирования значительный опыт в сфере инвестиционного сотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее время все усиливается.

В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы[10]:

– разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;

– предоставление гарантий сохранности частного капитала; предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;

– создание организационных структур по поддержке, инвестиционной деятельности;

– содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

– выдача гарантий и поручительств коммерческим 6aнкaм, финансирующим инвестиционные проекты;

– мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;

– содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.

Оценка инвестиционной привлекательности регионов играет важную роль при планировании инвестиционной деятельности. Продукция и предприятия одной отрасли (подотрасли), находящиеся в различных регионах, имеют весьма различную привлекательность. Это зависит от таких факторов, как месторасположение, развитие транспортной сети, характеристика социальных условий, развитие инфраструктуры, природно-климатические условия и наличие ресурсов и пр.[11].

Оценка инвестиционной привлекательности регионов РФ проводится по различным значимым факторам, и показатели региона сравниваются со средними показателями по РФ.

Оценку можно производить как по всем факторам равнозначно, так и ранжировать их по степени значимости. Это зависит от конкретного региона, постановки задачи прогнозирования инвестиционной привлекательности, выбора определенной отраслевой направленности инвестиций и т. д.

Дальнейшее углубление в оценку инвестиционной привлекательности предполагает оценки инвестиционной привлекательности сегментов рынка инвестиций (реальных, финансовых и инновационных конкретных проектов, предприятий, объектов). При рассмотрении инвестиционной привлекательности конкретного предприятия проводится финансовый анализ его деятельности по показателям финансовой устойчивости, прибыльности, ликвидности активов, оборачиваемости активов и пр.

Таковы основные понятия инвестиционной политики. В дальнейшем изложении мы перейдем к изучению основных субъектов региональной инвестиционной политики.


1.2 Основные субъекты инвестиционной политики: федеральный центр, бизнес, региональные власти, региональный бизнес, муниципалитеты

Охарактеризуем основных субъектов региональной инвестиционной политики. К ним принадлежат:

– федеральный центр;

– федеральный бизнес;

– региональные власти;

– региональный бизнес;

– муниципалитеты.

Охарактеризуем интересы этих субъектов подробнее.

Интересы федерального центра в инвестировании в регионах обуславливаются и характеризуются такими факторами, как

– обеспечение социально-экономической стабильности региона (создание рабочих мест, проекты в области образования, здравоохранения и т. д.);

– развитие стратегически важных отраслей хозяйства региона, значимых в масштабах, как региона, так и всего государства в целом;

– поддержка и стимулирование малого и среднего бизнеса, как потенциально важного налогоплательщика.

Федеральный бизнес, также присутствует в процессах инвестирования в регионах. Интересы его более прагматичны чем интересы федерального и обуславливаются следующим:

– поиск новых рынков сбыта (касается различных компаний «сетевого» типа);

– поиск новых рынков производства (обуславливаются, как правило, наличием в регионе определенных природных ресурсов, производственного потенциала, кадровым потенциалом)

– разработкой и использованием природных ресурсов региона.

Региональные власти, как субъект инвестирования, как правило, планируют и обуславливают свою инвестиционную деятельность исходя из следующих интересов:

– развитие стратегических отраслей производства региона, дающих основные поступления в местный бюджет (или тех отраслей, которые могут стать таковыми в перспективе);

– обеспечение социально-экономической стабильности региона (создание рабочих мест, проекты в области образования, здравоохранения и т. д.);

– поддержка и стимулирование малого и среднего бизнеса, как потенциально важного налогоплательщика (в плане последних двух интересы, как мы видим, соприкасаются с федеральными).

Региональный бизнес потенциально заинтересован в инвестировании в свой регион в связи со следующими перспективами и интересами:

– создание производственной базы и инфраструктуры для своей деятельности;

– расширением рынка сбыта.

Еще один субъект регионального инвестирования – это муниципалитет.

Интересы его, в целом соприкасаются с интересами федерального центра и региональных властей и заключаются в:

– обеспечение социально-экономической стабильности муниципалитета (создание рабочих мест, проекты в области образования, здравоохранения и т. д.);

– развитие стратегически важных отраслей хозяйства муниципалитета, как потенциальных или реальных налогоплательщиков;

– поддержка и стимулирование малого и среднего бизнеса, как потенциально важного налогоплательщика.

Как нетрудно заключить, в современной экономической ситуации в России основными субъектами регионального инвестирования в регионах являются федеральный центр и федеральный бизнес.

Интересы субъектов регионального инвестирования зачастую совпадают и в дальнейшем нашем изложении мы будем изучать интересы этих субъектов в Оренбургской области в комплексе.


1.3 Основные проблемы проведения инвестиционной политики в регионах.


С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны[12].

Российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов.

Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы.

Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций; отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса. Статистический материал свидетельствует о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций и т. д.

Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые риски.

Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.

Таким образом, мы в общем виде познакомились с основными понятиями, сущностными характеристиками и проблемами в региональной инвестиционной политике. В дальнейшем изложении мы применим полученные теоретические знания на примере Оренбургской области.



2. Основные условия (потенциал) ведения инвестиционной деятельности в Оренбургской области

2.1. Конкурентные преимущества Оренбургской области для ведения инвестиционной деятельности


В настоящей части работы мы изучим основные конкурентные преимущества Оренбургской области для ведения инвестиционной деятельности. Можно сразу сказать, что они определяются рядом факторов, основные из которых:

– природно-ресурсный потенциал. В недрах Оренбуржья разведано более 2500 месторождений 75 видов полезных ископаемых. Область обладает существенными запасами: углеводородов, черных и цветных металлов, калийных и каменных солей, строительным сырьем. Природные богатства создают базу для разработки и реализации интересных инвестиционных проектов и благоприятно отражаются на экономическом развитии области[13];

– трудовые ресурсы. На территории области проживает 2115 тыс. человек[14]. Население региона в среднем моложе, чем в большинстве областей Поволжья и Урала, что определяет существенные возможности адаптации к инновационной экономике, повышения активности жителей области, в том числе предпринимательской;

– накопленный производственный потенциал. Оренбургская область – промышленно развитый регион. Важное значение, еще в XX веке, здесь приобретает машиностроение, топливная промышленность. Потенциал этих отраслей промышленности, в целом, сохранился в годы экономических реформ и развивается, и по сей день.

Ознакомимся с экономико-географическим положением Оренбуржья подробнее.

Оренбургская область – один из крупнейших регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа РФ.

Область расположена на стыке двух частей света – Европы и Азии, имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном и Челябинской областью на севере, с Казахстаном – на востоке и юге, Самарской областью – на западе.

Важным фактором для развития области является ее пограничное положение. Протяженность государственной границы России с Республикой Казахстан, которая проходит по территории области -1876 км[15].

Оренбургская область обладает разветвленной транспортной системой, которая включает предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Через регион проходят транзитные грузовые и пассажирские потоки в направлении «Центр – Средняя Азия» и «Запад – Восток».

Базовые отрасли экономики: газовый, нефтяной, энергетический, металлургический, машиностроительный комплексы.

Экономика области включена в систему мирохозяйственных связей. Торговыми партнерами являются свыше 80 стран[16].

Оренбургская область – многонациональный регион. Здесь проживают представители свыше 100 национальностей.

Указанные факторы, а также высокий уровень надежности, малые риски вложения капитала в экономику и позитивные перспективы развития области признаны ведущими экспертами. Показательным является тот факт, что Оренбуржье является лауреатом Всероссийской премии «Российский Национальный Олимп» в номинации «Регион России – 2007»[17].

В целом, Оренбургская область обладает значительным внутренним потенциалом развития, что определяется рядом конкурентных преимуществ. Определим их:

1. Существенный природно-ресурсный потенциал. Область обладает существенными запасами: углеводородов, черных и цветных металлов, калийных и каменных солей, строительным сырьем и др. Природные условия области подходят для выращивания твердых экспортных сортов пшеницы, а также для развития животноводства, в том числе ориентированного на рынки других регионов России и на экспорт. Отметим, что половину территории области занимают пашни, 38 % – кормовые угодья, 5 % – леса, 7 % – прочие угодья. На территории области находятся 5,5 % всех российских сельхозугодий[18]. Оренбуржье по праву является одной из главных житниц России, где ежегодно выращивается более 3 миллионов тонн зерновых культур элитных сортов. Если учесть, что климат в области преимущественно континентальный, характеризующийся большой амплитудой температур, такие показатели являются одними из лучших по России. Отметим также, что в области продолжительность залегания снежного покрова составляет около 140 дней, что дает возможность собирать харошие урожаи озимых.

2. Потенциал для производства промышленной продукции высоких переделов. Наличие металлургической и газохимической промышленности, отдельных сегментов машиностроительного комплекса, где по некоторым видам продукции регион уже сегодня занимает лидирующие позиции в России, создает возможность организации производств с высокой добавленной стоимостью. Крупнейшие предприятия области – производственные объединения «Оренбургнефть», «Оренбурггазпром», «Орскнефтеоргсинтез», «Оренбургские минералы», акционерные общества «НОСТА» (Новотроицк), «Южуралникель» (Орск), Орский завод легких металлоконструкций, Медногорский медно-серный комбинат, Гайский горно-обогатительный комбинат[19].

3. Полицентричная система расселения. В территориальной структуре населения выделяется несколько сильных городских центров, что может быть использовано как катализатор социально-экономического развития и позволяет более эффективно организовывать окружающее пространство.

4. Приграничное положение области. Региону может быть оказана федеральная поддержка в реализации стратегических проектов в приграничных территориях. В случае укрепления российско-казахстанских отношений и межгосударственных отношений в рамках ШОС и ЕВРАЗЕС, Оренбургская область в большей степени, чем другие регионы сможет использовать положительные эффекты.

5. Положение на стыке крупных макрорегионов России и Евразии, что позволяет использовать синергизм зоны контакта.

6. Транзитным положением области, которое создает предпосылки для обслуживания транзитных грузопотоков из Казахстана и экономически развитых регионов ПФО, вливающихся в международные транспортные коридоры Транссиб и Север-Юг, в перспективе – Европа-Западный Китай, организации мультимодальных комплексов и центров создания добавленной стоимости на их основе.

7. Положением области в составе Приволжского федерального округа. Высокое значение региона с точки зрения реализации стратегических приоритетов Приволжья в целом в отраслях нефтегазохимического комплекса, транспорта и логистики, АПК и других секторах, что расширяет возможность привлечения дополнительных ресурсов.

Для иллюстрации последнего пункта приведем некоторые цифры, характеризующие положения Оренбургской области в составе Приволжского Федерального округа (см. таблицу 1.1.)


Таблица 1.1. Положение Оренбургской области в составе Приволжского Федерального округа в 2008 году

Субъекты ПФО

ВРП на душу населения (тыс. долл.) / место в ПФР

Промышленность (доля в ВРП), %

Сельское хозяйство (доля в ВРП), %

Оренбургская область

10,27 / 4

43, 8

38, 7

Самарская область

10,00 /5

67, 3

9, 2

Кировская область

4,74 /14

32, 9

21, 8

Нижегородская область

8,55 /7

53, 8

12, 8

Саратовская область

6,23 /11

41, 6

16, 4

Ульяновская область

6,25 /10

37, 8

23, 1

Пензенская область

5,48

31,9

27, 6

Пермский край

11,62 / 2

32,1

19, 9

Башкортостан

10,32 / 3

45,4

9, 3

Марий Эл

5,33 / 13

37,2

17, 8

Мордовия

5,5 /12

33,8

26, 7

Татарстан

13,61 /1

56,4

27, 5

Удмуртия

8,86 /6

54, 2

18,9

Чувашия

6,32 /9

43, 1

27, 5


Как видно из приведенной таблицы, Оренбургская область занимает достойное место в Приволжском федеральном округе. По уровню ВРП на душу населения она находится на 4 месте в ПФР (и 12 в России), уступая лишь таким регионам, как Башкортостан, Татарстан и Пермский край, которые по своему ресурсному и человеческому потенциалу находятся на порядок выше Оренбургской области. Отметим также довольно равномерную структуру ВРП, которая, в целом состоит из двух сравнимо-важных компонентов – промышленности и сельского хозяйства, причем доля сельского хозяйства в структуре ВРП самая большая в Приволжском Федеральном округе.

Таким образом, мы рассмотрели основные конкурентные преимущества Оренбургской области, которые существуют для ведения в ней инвестиционной деятельности. Следующий шаг, к которому мы обратимся в нашей работе – это изучение макроэкономической ситуации области, который позволит нам глубже понять основные условия для потенциальных инвесторов в Оренбуржье.

Наше изложение начнем утверждением о том, что до начала 2009 года в области сохранялась устойчивая макроэкономическая стабильность, по большинству экономических индикаторов были превышены сложившиеся российские темпы развития. Рассмотрим их подробнее:

На протяжении всего 2008 ода наблюдались следующие основные тенденции[20]:

– индекс промышленного производства составил 104,7 %.

– объем продукции сельского хозяйства превысил показатель 2007 года на 13,4 %.

– инвестиции в основной капитал составили 103,2 млрд. рублей, что на 9,4 % выше уровня 2007 года; ввод жилья увеличился на 3,4 %.

– населению области больше чем в 2007 году продано продовольственных и непродовольственных товаров на 23,4 %; оказано платных услуг – на 13,7 %.

– произошло улучшение жизненного уровня населения. В 2008 году денежные доходы на душу населения увеличились на 32,2 % за счет роста заработной платы по полному кругу организаций на 26,9 %, пенсии – на 34,5 %, доходов от предпринимательской деятельности, от собственности и прочих доходов. Реальные располагаемые доходы населения составили 114,5 %.

2008 год, был в целом удачным для экономики Оренбургской области.

За 2009 год в результате негативного влияния на социально-экономическое развитие области мирового финансового кризиса произошло снижение основных показателей[21]:

– индекса промышленного производства – на 8,0 %;

– грузооборота транспорта – на 21,9 %;

– объема работ, выполненных по виду деятельности «строительство», – на 29,9 %;

– инвестиций в основной капитал – на 22,9 %;

– сальдированного финансового результата – на 1,5 %;

– оборота розничной торговли – на 0,3 %;

– ввода в действие жилых домов – на 4,6 %.

Вместе с тем, повысились реальные располагаемые денежные доходы населения – 103,6 %. Объем платных услуг населению составил 100,0 % к 2008 году. Индекс промышленного производства составил 92,0 %.

Снижение промышленного производства отмечено по двум основным видам экономической деятельности:

– обрабатывающим производствам – на 16,3 %,

– производству и распределению электроэнергии, газа и воды – на 11,1 % (рис. 2.1).

Объем производства продукции сельского хозяйства всеми категориями хозяйств в действующих ценах за 2009 год составил 61 507,9 млн. рублей, или 90,2 % в сопоставимой оценке к уровню 2008 года. На уменьшение производства зерна и подсолнечника повлияли неблагоприятные погодные условия.

В 2009 году денежные доходы населения области в значительной степени зависели от условий и результатов функционирования реального сектора экономики. Сокращение производства, неполная занятость населения, несвоевременная выплата заработной платы, снижение уровня оплаты труда по ряду видов экономической деятельности повлияло на значительное замедление темпов роста денежных доходов населения по сравнению с предыдущим годом.

Вместе с тем, в 2009 году сохранился опережающий рост доходов населения относительно роста потребительских цен, что позволило обеспечить увеличение реальных располагаемых доходов на 3,6 % (в 2008 году – на 14,5 %).

Среднемесячные денежные доходы в расчете на душу населения за 2009 год составили 11 481,3 рубля, или 112,7 % к соответствующему периоду 2008 года (в январе–декабре 2008 года – 132,5 %); потребительские расходы (расходы на покупку товаров и оплату услуг) на душу населения в среднем за месяц – 7 487,2 рубля, или 109,6 % (137,4 %). Прирост доходов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года замедлился в 2,6 раза, потребительских расходов – в 3,9 раза.

Величина прожиточного минимума на душу населения в среднем за 2009 год составила 4 463,5 рубля, или 112,0 % к 2008 году, в том числе: для трудоспособного населения – 4 762,8 рубля; для пенсионеров – 3 642,3 рубля; для детей – 4 296,8 рубля

Среднемесячная заработная плата 1 работника (по полному кругу предприятий) за январь–декабрь 2009 года составила 13 668,4 рубля, или 107,5 % к январю–декабрю 2008 года.

В 2009 году ситуация на рынке труда развивалась под воздействием негативного влияния последствий мирового финансового кризиса на экономику области.

С 1 января по 1 мая 2009 года численность безработных увеличилась с 9 013 до 18 649 чел., уровень безработицы – с 0,9 до 1,8 %.

В мае–октябре отмечалось снижение показателей регистрируемой безработицы, а с ноября – их рост.

На 1 января 2010 года в органах труда и занятости населения области в качестве ищущих работу было зарегистрировано 18,4 тыс. человек, в том числе 17,1 тыс. безработных. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,5 % экономически активного населения.

Перейдем к характеристике демографической ситуации региона.

По предварительной оценке, в 2009 году уровень рождаемости по сравнению с 2008 годом увеличился на 4,7 %, уровень смертности уменьшился на 4,8 % но все равно

В сельской местности области в 2009 году число родившихся превысило число умерших на 103 человека.

Число зарегистрированных браков в 2009 году увеличилось на 1,6 % по сравнению с 2008 годом, число разводов – на 0,2 %.

В 2009 году миграционный прирост (превышение числа прибывших над числом выбывших) составил 2 450 человек. В область прибыло 28 053 человека. Наиболее значителен приток мигрантов: из Таджикистана (29,1 % от всего миграционного прироста со странами СНГ), Узбекистана (27,9 %), Армении (13,1 %), Азербайджана (8,9 %), Казахстана (8,6 %).

В целом, можно сделать следующие выводы и замечания:

– внутриобластная политическая ситуация Оренбургской области характеризуется сравнительно спокойной социально-политической обстановкой, обусловленной как более высоким уровнем жизни населения (шестое место среди регионов, входящих в ПФО), так и отсутствием резкой конфронтации между исполнительной и законодательной властями;

– макроэкономические условия для бизнеса в регионе несколько улучшились за счет стабилизации и определенного роста экономики к концу 2009 года, улучшения экономического законодательства, конъюнктурного повышения цен на экспортируемые нефтепродукты и т. д. Для возможного развития бизнеса в регионе общероссийские экономические условия можно оценивать как хорошие (благоприятные).

– общие социальные факторы развития бизнеса на территории Оренбургской области в целом удовлетворительны. Однако пробелы связаны с превышением смертности постоянного населения над рождаемостью. Поддержание численности населения в Оренбургской области происходит преимущественно путем механического перемещения населения за счет миграционных процессов, хотя и в этой области есть позитивные изменения.

– наблюдается старение населения, общая численность граждан, занятых в экономике области, в последние годы сокращалась ежегодно на 1–2 %. Ожидается, что в ближайшее десятилетие дефицит квалифицированных специалистов (особенно рабочих) будет увеличиваться. Определенной проблемой является продолжающаяся дифференциация населения области по уровню доходов, рост заболеваемости.

Ознакомившись с основными конкурентными преимуществами Оренбургской области для ведения предпринимательской деятельности, а также с текущей макроэкономической ситуацией в регионе подведем некоторые итоги нашей работы. Логичным будет свести в одну таблицу основные преимущества, недостатки, угрозы и возможности, существующие для инвестиционной привлекательности Оренбургской области на основе SWOT – анализа (таблица 2.2.)

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ