Инвестиционные перспективы бизнеса в Оренбургской области
Построены 2
внутрипоселковых газопровода в п. Комарово и с. Акжарское Ясненского района
общей протяженностью 6,3 км. В 6 районах области введены водопроводные
сети продолжительностью 38,47 км.
В рамках
ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006–2015 годы» в прошедшем
году на строительство трех спортивных объектов было направлено 180,6 млн. руб.,
в том числе из федерального бюджета – 52,5 млн. руб., из областного – 115,8
млн. руб. Все три объекта – межшкольный ФОК в п. Адамовка, ФСК в с. Михайловка
Бугурусланского района и ФОК в с. Саракташ сданы в эксплуатацию.
С участием
средств федерального бюджета по программе «Дети России» было продолжено
строительство школы-интерната на 864 учебных места в г. Сорочинск
(подпрограмма «Дети и семья»). На его строительство было направлено 14,4 млн.
руб., в том числе из федерального бюджета 6,4 млн. руб. и 8 млн. руб. – из
областного бюджета.
В рамках
ФЦП «Культура России (2006–2010 годы)» на финансирование строительства
библиотеки им. Крупской из федерального бюджета поступило 68 млн. руб. и из
областного бюджета 155,9 млн. руб.
По
федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 годы
продолжается строительство учебного корпуса механического факультета и
комплекса общежитий Оренбургского Государственного Университета. В прошедшем
году на их финансирование из федерального бюджета поступило 173,8 млн. руб.
В рамках
ФЦП «Развитие судебной системы России на 2007–2011 годы» продолжается
реконструкция здания ВНИИМС под размещение Оренбургского областного суда (149,1
млн. руб.) и приступили к разработке проекта строительства здания Арбитражного
суда Оренбургской области.
По
непрограммной части ФАИП завершилось строительство учебного легкоатлетического
комплекса института физической культуры и спорта ГОУ ВПО «Оренбургский
государственный педагогический университет». В 2009 году на его строительство
из федерального бюджета поступило 197 млн. руб.
На
выполнение противопаводковых мероприятий федеральным бюджетом в прошедшем году
было выделено почти 95 млн. руб. На эти средства было завершено строительство I
очереди дамбы в г. Орск для защиты района Старый город от затоплений в
период весенних половодий и берегозащитного укрепления правого берега р. Илек у
с. Озерки Илекского района.
В 2009 году
велось строительство и реконструкция зданий для центральных федеральных
структур, расположенных на территории области. Их финансирование составило
свыше 10 млн. руб.
Кроме выше
представленных инвестиционных проектов в 2009 году велось федеральное
финансирование 47 областных целевых программ. На их реализацию было направлено
16,8 млрд. рублей, в т.ч. из областного бюджета – 5,0 млрд. рублей,
дополнительно привлечено из федерального бюджета, бюджетов муниципальных
образований и внебюджетных источников 11,8 млрд. рублей. Т.е. на каждый рубль,
выделенный из областного бюджета, из других источников привлечено 2,3 рубля.
В связи с
экономическим кризисом временно приостановлена реализация 9 областных целевых
программ. По сравнению с 2008 годом объем финансирования уменьшился на 31 %,
в том числе из областного бюджета на 28 % (в 2008 году – 7,1 млрд.
рублей), объем финансовых ресурсов привлеченных из других источников уменьшился
на одну треть.
В результате
реализации областных целевых программ растет инвестиционная привлекательность,
повышается качество жизни населения.
На
улучшение жилищных условий оренбуржцев в 2009 году в рамках областных целевых
программ было направлено 5,2 млрд. руб.
– ОЦП
«Социальное развитие села до 2012 года» – построено 1524 жилых домов (квартир)
общей площадью 145,2 тыс. кв. м.;
– ОЦП
«Обеспечение жильем молодых семей Оренбургской области на 2003–2010 гг.»
более 947 молодых семей улучшили жилищные условия;
– по
программе «Развитие ипотечного кредитования в Оренбургской области на 2005–2010 гг.»
за счет средств бюджета области и средств от возврата ранее полученных кредитов
выдано 133 ипотечных кредита на сумму 148,2 млн. руб., из них более 80 %
(124,5 млн. руб.) на строительство нового жилья. Кроме того, 18 семей получили
субсидию на первоначальный взнос при оформлении ипотечного кредита.
Мероприятия
областных целевых программ «Обеспечение земельных участков коммунальной
инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Оренбургской
области в 2007–2010 годах» и «Развитие производственной базы жилищного
строительства на территории Оренбургской области в 2007–2010 годах» были
направлены на создание условий для роста темпов жилищного строительства.
В рамках
ОЦП «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях
жилищного строительства на территории Оренбургской области в 2007–2010 годах»
осуществлялось строительство инженерных сетей жилой застройки в 15
муниципальных образованиях и предоставлялись субсидии, на погашение части
затрат по уплате процентов по привлеченным кредитам застройщикам, отобранным на
конкурсной основе. На эти цели из областного бюджета направлено 87,5 млн.
рублей.
По ОЦП
«Развитие производственной базы жилищного строительства на территории
Оренбургской области в 2007–2010 годах» было осуществлено субсидирование
процентной ставки на общую сумму 8,1 млн. рублей 6 организациям строительного
комплекса области по кредитам, привлекаемым на модернизацию производства.
Задачи
развития и поддержки сельского хозяйства решались в рамках ОЦП «Развитие
сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Оренбургской области», «Социальное развитие села до 2012 г.»,
«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного
назначения и агроландшафтов Оренбургской области на 2006–2010 годы», программа
развития сельскохозяйственных потребительских кооперативных и системы сельской
кредитной кооперации Оренбургской области, «Развитие мясного скотоводства
Оренбургской области» на 2008–2012 годы. На их реализацию в отчетном периоде из
областного бюджета было направлено 2370,8 млн. руб.: на субсидирование
процентной ставки по кредитам и займам, полученным сельхозорганизациями; на
работы по реконструкции орошаемых участков и мелиорационные работы;
приобретение и развитие поголовья, в том числе племенных коров. Приобретено
2700 голов племенного молодняка, в 3 раза больше чем предусмотрено целевым
индикатором.
В рамках
ОЦП «Социальное развитие села до 2012 г.» осуществлялось с привлечением
средств федерального бюджета строительство объектов образования, культуры,
здравоохранения, жилья.
Многое
делается для повышения качества медицинской помощи, обеспечения равной
доступности и своевременности всех видов услуг здравоохранения. В рамках
реализации целевых программ, госзаказчиком которых является министерство
здравоохранения, за 2009 год приобретены медикаменты, вакцины, медицинское
оборудование, оплачено обучение врачей, проведены работы по капитальному ремонту
и реконструкции лечебных учреждений и т. д. Всего на эти цели, из
областного бюджета было направлено 80,6 млн. рублей.
В рамках
областных целевых программ министерства здравоохранения решались вопросы
профилактики и снижения уровня социально-значимых заболеваний (ОЦП
«Предупреждение распространения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (ВИЧ-инфекции), на 2007–2010 годы», «Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их обороту в Оренбургской области на 2005–2009 годы»,
«Безопасная кровь» на 2007–2009 годы, «Вакцинопрофилактика» на 2008–2011 и
др.).
Большое
внимание в области уделяется развитию культуры и спорта. В 2009 году на
строительство, ремонт и укрепление материально-технической базы учреждений
культуры, проведение различных культурных мероприятий в рамках целевых программ
из областного бюджета было выделено 11 млн. рублей.
По ОЦП
«Развитие физической культуры спорта и туризма в Оренбургской области на 2006–2010 гг.»,
«Развитие туризма в Оренбургской области на 2007–2010 годы» на территории
области были введены в эксплуатацию физкультурно-оздоровительные комплексы с
универсальным игро¬вым залом в п. Домбаровском, с. Александровка, г. Абдулино,
п. Саракташ, с. Михайловка Бугурусланского района, п. Адамовка и с. Пономаревка.
Продолжается
строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с ледовой ареной в п.
Акбулак, межшкольного физкультурно-спортивного комплекса зимних видов спорта в
Бузулукском районе, реконструкция горнолыжного комплекса «Долина» в г. Кувандык,
реконструкция бассейна «Дельфин» в г. Орске и реконструкция стадиона в п.
Саракташ.
В рамках
реализации программ социальной направленности осуществлялись мероприятия по
улучшению условий жизни ветеранов и инвалидов, оказана материальная помощь
сотрудникам силовых структур и их семьям, проводились встречи с семьями
военнослужащих и работников правоохранительных органов, погибших при исполнении
служебного долга, и мероприятия социально-медицинской реабилитации, построен
спортивный комплекс учебного центра УВД области. На эти цели из областного
бюджета было направлено 10,0 млн. рублей.
Большое
внимание уделяется развитию инфраструктуры области. За 2009 год на развитие
автомобильных дорог было выделено почти 800 млн. рублей, в т.ч. из областного
бюджета направлено более 300 млн. рублей, почти 500 млн. рублей было привлечено
из федерального бюджета. За счет этих средств закончено строительство второй
очереди обхода г. Орска, велось строительство автодороги Илек – Ташла – Соболево
на участке в Первомайском районе. Велись работы по капитальному ремонту
автодороги Ивановка – Сорочинск – Ташла.
Важное
значение в успешном решении задач социально-экономического развития, улучшении
имиджа области имеет обеспечение безопасных условий как для жизни оренбуржцев,
так и для ведения бизнеса на территории области. На финансирование целевых
программ, решающих эти задачи, из областного бюджета было выделено более 86,5
млн. рублей. (ОЦП «Пожарная безопасность Оренбургской области на 2007–2009
годы», «Развитие инфраструктуры электрической связи в сельской местности
Оренбургской области на 2002–2010 годы», «Программа реализации модели
региональной национальной политики Оренбургской области на 2006–2010 годы»,
«Пожарная безопасность учреждений здравоохранения Оренбургской области на
2007–2009 годы», «Профилактика терроризма и экстремизма на территории
Оренбургской области» на 2008–2010 годы, «Повышение безопасности дорожного
движения в Оренбургской области в 2009–2012 годах», «Оздоровление экологической
обстановки в Оренбургской области на 2009–2010 годы» и ряд других программ).
Для
повышения устойчивости экономики области реализуются целевые программы
«Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской
области на 2006–2010 годы», развития легкой промышленности и
машиностроительного комплекса Оренбургской области. На их финансирование было
направлено более 2,6 млрд. рублей.
В условиях
экономического кризиса органы исполнительной власти на всех уровнях оказывают
поддержку развитию малого бизнеса. В области реализовывалась областная целевая
программа «О развитии предпринимательства в Оренбургской области на 2009–2011
годы». В прошедшем году за счет всех источников финансирования на реализацию
мероприятий программы было привлечено 404,6 млн. рублей, в том числе из областного
бюджета – 147,2 млн. рублей, из федерального – 257,4 млн. рублей. Средства были
направлены на создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки
предпринимательства, субсидирование процентной ставки по кредитам, привлеченным
субъектами малого предпринимательства, сельскохозяйственными кооперативами и т. д.
Работают бизнес-инкубаторы в городах Оренбург и Орск, велись работы по созданию
технопарка г. Оренбурга.
В регионе
создан «Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской
области», который предоставляет гарантии и поручительства по кредитным
обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства. На пополнение
гарантийного фонда в текущем году направлено более 210 млн. рублей.
В области
работает система микрозаймов на базе некоммерческой организации «Гарантийный
фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области»,
Фонда поддержки малого предпринимательства в городе Новотроицк и «Оренбургского
областного фонда поддержки малого предпринимательства» (г. Оренбург). В
результате выдачи микрозаймов создано более 780 новых рабочих мест, сохранено
более 2,5 тыс. рабочих мест.
В рамках
областных целевых программ также решались вопросы воспроизводства
минерально-сырьевой базы, управления земельно-имущественным комплексом
Оренбургской области. Объем финансирования этих программ из областного бюджета
составил 71,5 млн. рублей.
Большое
внимание в области уделяется воспитанию подрастающего поколения. На
финансирование программ «Молодежь Оренбуржья», «Дети Оренбуржья»,
«Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2006–2010 годы» из
областного бюджета за 2009 год было направлено 143,5 млн. рублей.
В целом,
можно заключить, что федеральный центр присутствует в инвестиционном процессе
Оренбургской области путем финансирования различный федеральных программ и
подпрограмм. Основные интересы федерального центра здесь таковы:
– развитие
инфраструктуры области;
– поддержка
социальных проектов (образование, здравоохранение и пр.)
– поддержка
интересов малого и среднего бизнеса.
Федеральный
центр – крупнейший инвестор в Оренбургскую область. Пристальный интерес к
области обусловлен рядом факторов, основной из которых – определяется
объективным геополитическим и экономико-географическим потенциалом и
сложившейся структурой экономики и социальной сферы.
Еще один
крупный игрок на рынке инвестиций области – крупный бизнес. Рассмотрим его
инвестиционную политику подробнее.
В области
создана законодательная база, содействующая притоку инвестиций. В числе
основных законодательных актов законы: «О стимулировании деятельности
иностранных инвесторов на территории Оренбургской области»; «Об инновациях и
инновационной деятельности в Оренбургской области»; «О государственной
поддержке малого предпринимательства в Оренбургской области»; «О создании
благоприятных условий для производителей товаров и услуг на территории
Оренбургской области»; «Об областном бюджете на 2009 год»; «О порядке
предоставления гарантий за счет средств областного бюджета»; «Об инвестиционной
деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме
капитальных вложений» и т. д.
Такая
нормативная база позволяет крупному бизнесу юридические гарантии его
инвестиций. В то же время отметим, что крупные инвестиции крупного бизнеса в
Оренбургской области связаны в первую очередь с добычей полезных ископаемых.
Крупные
компании, в первую очередь, заинтересованы в проведении комплекса геолого-технических
мероприятий по оценке и вовлечению в разработку запасов углеводородов на
эксплуатируемых месторождениях, внедрение новых технологий. Проведение этих
мероприятий направлено на получение прироста балансовых запасов категории,
дополнительных объемов добычи промышленной нефти и повышение уровня
рентабельности недропользователей с учетом затрат на добычу нефти из
разрабатываемых в настоящее время месторождений.
Другое
важное направление инвестирования крупного бизнеса это создание производств по
глубокой переработке углеводородного сырья.
Отметим,
что основные игроки здесь – это отечественные компании, крупных зарубежных
компаний на инвестиционном рынке Оренбуржья довольно мало.
Эти
интересы в первую очередь обусловлены обилием в области полезных ископаемых и
тем фактом, что разработка и переработка их позволяет получать сверхприбыли.
Развитие
Оренбургской области в решении задач дальнейшего инвестиционного развития.
Оренбургская
область расположена на рубеже Европы и Азии, России и Казахстана, Урала и
Поволжья (как по физико-географическим границам рубежам, так и экономической
специализации). Следовательно, ключевые функции, позиционирующие регион в
России и в мире – контактные в одних сферах и барьерные – в других. Этим
определяются основные приоритетные (стратегические) направления взаимодействия
региона с инвесторами.
Оренбуржье
– это одна из ключевых для России территория с точки зрения сотрудничества со
странами Центральной Азии и Казахстаном.
Через
Оренбургскую область проходит оптимальный маршрут планируемого к строительству
российского участка международного транспортного коридора Европа – Западный
Китай. Оренбургский участок коридора обладает высокой значимостью не только с
точки зрения реализации транзитного потенциала страны, но и как инфраструктуры,
соединяющей восточные регионы Татарстан и другие регионы ПФО со странами ЦАР.
Оренбургская
область – это исторически сложившийся центр межкультурной коммуникации, ареал
центр, расположенный между странами Центральной Азии и высоко развитыми
республиками в составе Российской Федерации с тюркскими титульными этносами.
Это определяет стратегический приоритет целостности Оренбургской области как
субъекта Российской Федерации, а задача преодоления изъянов пространственной
конфигурации региона должна позиционироваться не только как региональная, но и
как федеральная.
Инвестиционное
развитие Оренбургской области будет происходить на фоне следующих глобальных
процессов и тенденций в будущем[27]:
1. Старение
населения в развитых странах при опережающем росте численности населения в
развивающихся странах и завершении демографического перехода в странах
Центральной Азии.
Тенденция
старения населения будет также характерна для России и Оренбургской области,
особенно в той части жителей, проживающего на территории региона более чем в
одном поколении. Завершение демографического перехода в странах Центральной
Азии будет выражаться в виде тенденций к снижению интенсивности миграционного
потока через область. Наиболее поздно завершится естественный прирост в
Таджикистане, откуда Оренбургская область получит наибольший приток прямых и
транзитных мигрантов в долгосрочном горизонте планирования.
2.
Продолжение индустриализации Китая и Индии и закрепление за
Азиатско-Тихоокеанским регионом главных локомотивов мирового экономического
роста.
В настоящее
время Китай уже вовлек в сферу экономического влияния большинство стран
Юго-Восточной Азии, значительными темпами укрепляются экономические связи с
приграничными странами Центрально-Азиатского региона. Интенсивная торговля с
Китаем таких стран как Казахстан, Киргизия, Таджикистан существенно смягчила в
них последствия мирового экономического кризиса. Однако в будущем Россия (в том
числе и через проекты в Оренбургской области) может стать ключевым
«противовесом» Китаю и необходимым для снижения экономической зависимости
партнером для стран Центральной Азии, что предопределяет благоприятную
конъюнктуру для сотрудничества.
3. Постепенное
вовлечение в мировую хозяйственную систему в прошлом «закрытых» региональных
рынков – государств африканского континента, отдельных стран Центральной и
Южной Азии (Индия, Пакистан). Эти рынки могут изучаться и рассматриваться как
перспективные для оренбургского бизнеса во второй половине прогнозируемого
периода.
4.
Постепенное снижение ценности углеводородного сырья с точки зрения обеспечения
энергетической безопасности в мире в целом; снижение спроса на российские
углеводороды на западном направлении экспорта в связи с политикой импортеров по
повышению энергетической безопасности, в том числе, с вовлечением
возобновляемых источников энергии.
Эта
тенденция в совокупности с уменьшением объемов добычи углеводородов в области
приведет к снижению «нефтяных и газовых» доходов бюджета региона, сформирует
дополнительные вызовы для реструктуризации экономики.
5. Рост
физической проницаемости мирового пространства; усиление миграции знания,
капитала и труда; повышение значимости авиационного транспорта для грузо- и
пассажироперевозок, особенно на дальние расстояния, при снижении роли
автомобильного и железнодорожного транспорта.
Для
Оренбургской области это означает потребность в активной миграционной и
информационной политике, которая смогла бы привлечь в регион знания и навыки, а
также в развитии инфраструктуры воздушного транспорта как наиболее
перспективного в долгосрочном горизонте планирования.
6.
Глобальная динамика природной среды и обострение связанных с этим рисков:
обострение дефицита пресной воды, изменение агроклиматических условий жизни и
хозяйственной деятельности темпами, превышающими адаптационные возможности
экономики.
Основная
прогнозируемая проблема Оренбургской области – опустынивание южных территорий и
существенное сокращение объемов стока в бассейне р. Урал. Для предотвращения
негативных последствий необходимо совершенствование системы мониторинга
динамики природной среды и активное сотрудничество с Казахстаном в решении
водохозяйственных задач в бассейне р. Урал и смежных бассейнов.
7. Усугубление
продовольственной проблемы в мире; рост спроса на продукцию агропромышленного
комплекса России на новых рынках в странах Азиатско-тихоокеанского региона.
Рост спроса
на экологически чистую элитарную продукцию создаст благоприятные условия
конъюнктуры для формирования экспортного сегмента пищевой промышленности,
связанного с переработкой продукции животноводства и растениеводства
Оренбургской области, которые необходимо поддерживать через активную
региональную маркетинговую политику.
8.
Дальнейшее распространение в мире универсальных стандартов и подходов к ведению
бизнеса на фоне повышения значимости локальных культурных различий.
В
Оренбургской области имеются исторические и географические предпосылки, а также
накопленный в современном периоде опыт для формирования центра межкультурной
коммуникации. В регионе возможно применение наиболее актуальных социальных
практик, использующихся в различных культурах, для достижения поставленных
стратегических целей и задач.
Приведенные
выше глобальные тенденции и процессы являются внешними рамочными условиями для
инвестиционного развития Оренбургской области. Прямое воздействие на траекторию
развития региона будут оказывать макроэкономические, внутриполитические
и внешнеполитические сценарные условия, которые влияют на достижение целевых
индикаторов качества жизни и развития экономики Оренбуржья. Вместе с тем,
развитие региона на определенных этапах возможно в соответствии с
промежуточными сценариями, что предполагает опережающее реагирование
региональных органов власти на вероятные риски.
Задача
модернизации экономики области, повышения ее конкурентоспособности – это задача
изменения подходов к организации и ведению бизнеса, задача повышения культуры
производства, потребления и маркетинга. С другой стороны – это во многом
технократическая задача интенсивного обновления основных фондов (не менее 5–7 %
ежегодно), что потребует активного привлечения инвестиций в основной капитал. В
целом для обеспечения целевых темпов роста экономики в области должно быть
вложено суммарно более 2 трлн. рублей инвестиций в основной капитал.
Привлечение
столь значительных инвестиций в основной капитал – одна из ключевых
экономических задач региональной власти. Прямой способ привлечения инвестиций –
это привлечение средств федеральных и международных институтов развития для
реализации инвестиционных проектов в рамках частно-государственного
партнерства. Опосредованный способ – это весь комплекс мер по созданию среды,
привлекательной для инвесторов. Отдельной задачей стоит привлечение прямых
иностранных инвестиций в регион. Привлечение иностранных компаний в регион
является стратегически значимыми не только с точки зрения необходимости
повышения инвестиционной активности, но и с точки зрения внедрения новых
технологических решений, повышения культуры ведения бизнеса, а также из
соображений маркетинга оренбургских предприятий и организаций за рубежом.
Одной из
приоритетных международных организаций является Группа Всемирного банка (ВБ). В
России Всемирный Банк инициировал ряд проектов, главным образом в сфере
государственного управления и ЖКХ. Один из наиболее крупных проектов (206 млрд. долл.)
осуществляется с 2008 по 2012 гг. в целях поддержки реформирования
жилищно-коммунального хозяйства страны. Вторым ключевым проектным направлением
является улучшение условий жизни в сельской местности. В рамках проектной
деятельности ВБ является не только спонсором, но и помощником в реализации
установок проекта. Помимо деятельности в рамках заданных проектов, группа ВБ в
лице Международного банка реконструкции и развития (МБРР) выдает кредиты на
реализацию, главным образом, инфраструктурных и социальных проектов под
гарантии правительства страны.
Для
привлечения средств ВБ, в частности МБРР, администрацией региона нужно
организованое взаимодействие с московским офисом ВБ, а также подготовка
предложений в федеральные структуры по реализации ряда проектов на территории
Оренбургской области. Наиболее актуальным направлением сотрудничества
Оренбургской области и ВБ является водохозяйственный комплекс и ЖКХ.
Еще одной
международной организацией, использование возможностей которой целесообразно в
Оренбургской области является Многостороннее агентство по гарантии (гарантиям)
инвестиций. Администрация региона будет прикладывать усилия к тому, чтобы
использовать ресурсы Агентства в приоритетных отраслях специализации реального
сектора экономики, в первую очередь для привлечения иностранных инвестиций.
Вклад в
решение задачи наращивания производительности труда в приоритетных отраслях
экономики региона может внести Европейский банк реконструкции и развития
(ЕБРР), который финансирует преимущественно коммерческие предприятия, главным
образом те из них, деятельность которых на сегодняшний день не является
достаточно конкурентоспособной для получения кредита на рынке. Наиболее
перспективными отраслями с точки зрения привлечения средств ЕБРР в Оренбургской
области являются агропромышленный комплекс, машиностроение, туризм,
информационно-телекоммуникационный комплекс, финансово-кредитная сфера.
Для повышения эффективности международного маркетинга продукции,
производимой в Оренбуржье, целесообразно сотрудничество области с Европейской
торгово-промышленной палатой (ЕТПП). ЕТПП может помогать устанавливать контакты между бизнесменами разных стран, особенно в сфере малого
и среднего бизнеса; содействовать в поиске кредитных ресурсов, прохождении
различных международных сертификаций; оказывать другие консультационные услуги
бизнесу. Интерес ЕТПП к Оренбургской области вероятен в развитии производства с
эксклюзивными стандартами качества, например в высокоценовом сегменте пищевой
промышленности.
Ещё одной
международной организацией, финансовую и консультационную помощь которой
возможно получить, является Продовольственная и сельскохозяйственная
организация Объединенных Наций (ФАО). На территории области ФАО может оказать
содействие в формировании сети информационных центров в сфере сельского
хозяйства; локальную технологическую поддержку в реализации небольших по
объемам финасирования инвестиционных проектов в сельской местности.
Азиатский
банк развития (АБР) предоставляет странам-членам услуги кредитования и
технологической поддержки. В настоящее время Россия не является членом АБР, но
в перспективе возможно активное сотрудничество с банком. Оренбургская область
имеет высокие шансы получить финансирование проектов на территории региона в
случае вступления России в состав стран-членов АБР. Наиболее вероятным проектом
для участия АБР является строительство оренбургского участка международного
транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай.
Возможности
Исламского банка развития (ИБР) могут быть использованы в области для оплаты
обучения в ведущих российских ВУЗах жителей сельской местности, исповедующих
ислам (например, жителей татарских, башкирских или казахских сел), в первую очередь,
по агропромышленному профилю.
В перспективе, в случае реализации целевого сценария развития и
существенного повышения инвестиционного рейтинга России в целом, Оренбургская
область должна рассматривать в качестве стратегических партнеров не только международные
организации, но и суверенные национальные фонды отдельных стран.
Использование возможностей институтов и инструментов развития
федерального уровня должно быть ориентировано на реализацию корреспондирующихся
с федеральным центром задач социально-экономического развития области[28].
1) Инструменты программно-целевого управления. В настоящее время
область недостаточно активно использует ресурс федеральных целевых программ
(ФЦП). Приоритетные направления привлечения федеральных инвестиций в рамках ФЦП
инвестиционного фонда определяются позиционированием региона в России и в мире:
– развитие транспортной инфраструктуры (строительство
оренбургского участка международного транспортного коридора «Западная Европа –
Западный Китай; поддержание высокого качества широтной транспортной
инфраструктуры, соединяющей западную и восточную части Оренбургской области;
модернизация двух аэропортов области);
– модернизация приграничной инфраструктуры и поддержка
инициатив области по развитию функции центра образования и социальной адаптации
мигрантов, содействия натурализации мигрантов на территории Российской
Федерации.
Кроме того, реестр стратегических инвестиционных проектов (см
приложение 2) должен стать основным материалом от Оренбургской области для
разработки и реализации ФЦП развития Приволжья.
2) Государственные финансовые институты инвестиционного профиля,
сотрудничество с которыми наиболее актуально для Оренбургской области (таблица
3.1).
Таблица 3.1. Государственные финансовые институты инвестиционного
профиля
Институт развития
|
Целевое назначение в
области
|
Государственная корпорация
«Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», (включая
его дочерние структуры – ОАО «Российский банк развития» и ЗАО
«Российский экспортно-импортный банк»)
|
Реализация крупных
инвестиционных проектов в приоритетных отраслях реального сектора;
|
Инвестиционный фонд
Российской Федерации
|
Реализация крупных инвестиционных
проектов в транспортно-логистическом комплексе энергетике, ЖКХ и комплексном
развитии территорий.
|
ОАО «Российский
сельскохозяйственный банк» (Россельхозбанк)
|
Финансирование проектов
крупного и среднего бизнеса в сфере АПК
|
ОАО «Российский инвестиционный
фонд информационно-коммуникационных технологий» (Росинфокоминвест),
|
Привлечение финансирования
на реализацию проектов по приоритетным направлениям развития ИТК.
|
Государственная корпорация
«Российская корпорация нанотехнологий» (Роснанотех)
|
Информационная и
маркетинговая поддержка, а также возможное финансовое участие в проектах в
сфере биотехнологий и фармацевтики.
|
3) Специальные правовые режимы осуществления предпринимательской
или иной экономической деятельности. В случае принятия Федерального Закона о
зонах территориального развития нужно создание такой зоны на территории
Оренбургской области. Основанием для распространения действия данного закона на
Оренбургскую область является ее приграничное положение и устойчивый
миграционный отток, наблюдавшийся в течении последних 5 лет. Предполагаемая
локализация зоны – города Бузулук, Медногорск, Соль-Илецкий район.
4) Включение города Медногорск в программу по созданию технопарков
(специализация – производство энергосберегающего оборудования) по линии
Минкомсвязи, а также привлечение дополнительного финансирования в рамках
возможных инициатив федерального центра по энергосбережению.
5) Оренбургская область может также участвовать в федеральных
программах по стабилизации ситуации и развитию монопрофильных городов. Основной
механизм развития – разработка и реализация комплексных инвестиционных планов и
софинансирование из бюджетов всех уровней. Кроме этого, возможно привлечение
федерального финансирования на использование частных механизмов, направленных
на реструктуризацию экономики города и повышение эффективности функционирования
градообразующих предприятий:
– переподготовки кадров с целью обучения их компетенциям
необходимым для развития новых современных производств в приоритетных отраслях
реального сектора. Для реализации комплекса мероприятий по переподготовке кадров
планируется привлечения средств, выделяемых по линии Миздравсоцразвития на
переобучение безработных.
– снижение тарифов на подключение к энергетическим мощностям
объектов, построенных в результате реализации инвестиционных проектов,
– федеральное финансирование мероприятий, направленных на
внедрение энергосберегающих технологий в ЖКХ и городском хозяйстве;
Для того чтобы повысить эффективность расходования федеральных
средств, направляемых на развитие моногородов, в регионе должны создаваться
трехсторонние комиссии (бизнес – муниципальные власти – профсоюзные
организации).
В случае рецессии в экономике региона основной принцип содействия
развитию моногродов – оказание помощи от региона в первую очередь населению и
только потом – предприятиям. Ключевыми мерами поддержки населения моногородов в
кризисный период должны стать: пролонгация выплат по кредитам населения (путем
предоставления гарантий), увеличение объемов выплат жилищных субсидий и детских
пособий.
6) Участие Оренбургской области в будущих проектах Фонда
реформирования ЖКХ, которые в перспективе могут включать создание залогового
земельного фонда, а также выделение и обустройство необходимой инфраструктурой
земельных участков.
7) Для привлечения федерального финансирования развития малого
бизнеса должно планироваться продолжение активного использования ресурсов
программ Министерства экономического развития, интенсификация сотрудничества с
Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере,
участие в международных инициативах, таких как проект Gate2RuBIN в рамках
Enterprise Europe Network.
Для оперативного реагирования администрации области на появление
новых федеральных инициатив на базе представительства Оренбуржья в Москве будет
осуществляться мониторинг федеральных инициатив и оценка возможностей участия в
них Оренбургской области.
Система региональных институтов и инструментов развития должно
быть направлено на повышение инвестиционной привлекательности Оренбургской
области, а также на снятие лимитирующих факторов, препятствующих достижению
стратегической цели.
1. Региональные целевые программы – один из ключевых инструментов
развития – должен быть направлен на решение стратегических задач развития региона.
2. Инвестиционный маркетинг
Составление областного реестра инвестиционных площадок, а также
подготовка наиболее эффективных площадок под привлечение инвесторов в
приоритетных отраслях специализации. Подготовка и «маркетинг» площадок будет
осуществляться одновременно по нескольким направлениям:
– вложения в инфраструктуру – подведение за счет транспортных
и инженерных коммуникаций; благоустройство территории;
– подготовка инвестиционных предложений с проведенным
анализом целевых рынков, оценкой рисков и пр.
– разработка для инвесторов, входящих на определенную
площадку пакет мер институциональной поддержки (например, представление
региональных гарантий, информационная и правовая поддержка с выделением
земельных участков, особый режим администрирования привлекаемых инвесторов и
реализуемых ими проектов).
Реестр инвестиционных площадок и инвестиционных предложений (от
готовых бизнес-планов до проектных предложений) должен находится в широком
доступе, в том числе онлайн и регулярно обновляться.
3. Региональные финансовые институты
Оренбургская область соседствует с регионами, обладающими большими
предпосылками для развития функций финансового центра ПФО (Республика
Татарстан, Самарская область). В связи с этим основная задача развития
региональной финансовой инфраструктуры – компенсировать «провалы рынка» в сфере
привлечения и обслуживания инвестиционных ресурсов, а также снятие лимитирующих
факторов развития приоритетных секторов экономики области.
Для решения этих задач требуется консолидация ресурсов действующих
в области банков с региональным участием и повышение эффективности их
использования, в том числе, за счет использования финансовых продуктов широкого
спектра.
В первую очередь, это развитие льготного ипотечного кредитования,
что вместе с активным финансированием по линии региональных целевых программ
жилищного строительства позволит повысить обеспеченность жильем до 40 м2
на чел.
Одним из ключевых инструментов стимулирования экономического
развития станет долгосрочный лизинг оборудования.
Еще один сложный финансовый продукт, который предполагается
интенсивно внедрять в банковские практики – это факторинг. Его различные виды
помогают предприятиям защититься от комплекса рисков, связанных с отсрочкой
платежа, дают возможность оперативного пополнения оборотных средств, и
финансирования заказов под уступку будущих денежных требований и др. Также
должен проводиться обучение сотрудников «региональных» банков технологиям
управления сложными финансовыми продуктами и технологиям взаимодействия с малым
бизнесом.
Развитию приоритетных секторов экономики должен способствовать
создание и функционирование целевых фондов. В области должен быть создан
региональный венчурный фонд, консолидирующий средства, бюджет которого на
начальном этапе будет пополняться за счет взносов крупного бизнеса и
региональный бюджет, а впоследствии – за счет прибыли от инновационных
проектов. Приоритетные направления для финансирования из фонда: создание новых
лекарственных форм и производство медикаментов, разработка и внедрение новых
технологий сельскохозяйственного производства, проектирование и внедрение новой
продукции в машиностроении и др.
Инвестиционную направленность (в первую очередь, в
инфраструктурные проекты) получит деятельность регионального пенсионого фонда.
Должен быть создан фонд микрофинансирования КФХ и народные
промыслы, функционирование которого подразумевает в том числе вовлечение
небанковских сбережений населения (средства, которые держат «на руках»). Нужно
создание отделений фонда в межрайонных центрах системы расселения, а также в
поселениях с высокой концентрацией потенциальных объектов финансирования.
Еще одним инструментом развития приоритетных секторов экономики, в
частности агропромышленного комплекса, является создание оренбургской страховой
компании с участием региональной администрации. К софинансированию развития
страхования рисковых отраслей экономики могут быть привлечены также средства
международных организаций, в частности, Европейского банка реконструкции и
развития.
Помимо повышения эффективности управления финансовыми институтами,
полностью или частично контролируемыми региональной властью, региональной
властью должны быть приложены усилия по созданию среды, привлекательной для
открытия в Оренбуржье филиалов иностранных банков. Одним из ключевых элементов
такой среды станет создание регионального бюро кредитных историй, задача
которого – фиксировать кредитные истории не только крупных и средних, но и
малых предприятий.
4. Кластерная политика
«Кластер» определяется как сконцентрированная на некоторой
территории группа взаимосвязанных компаний; поставщиков оборудования,
комплектующих и / или специализированных услуг; инфраструктуры;
научно-исследовательских институтов; вузов и других образовательных
организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные
преимущества отдельных компаний и организаций, а также кластера в целом.
Основанием для формирования и развития являются:
– потенциал технологически обусловленных взаимодействий
(ресурсная база, снабжение, производство и сбыт, услуги) и снижения транзакционных
издержек;
– возможности использования единой инфраструктуры;
– выгоды от информационного взаимодействия между участниками
кластера с целью разработки и внедрения технологических, организационных и
других инноваций;
– перспективы усиления конкурентных позиций на рынках сбыта;
преимущества единой маркетинговой политики (брендинг, бенчмаркетинг и пр.).
На территории области сложились предпосылки для формирования
кластеров в следующих сферах (ранжированы по убыванию «готовности» отраслей к
формированию кластера):
– Агропромышленный кластер, включающий производство
сельскохозяйственной продукции, ее переработку, организацию дистрибуции и
сбыта, разработка комплексных агрономических решений для сухостепных
территорий, разработку экологически чистых продуктов питания, производство
сельскохозяйственной техники, производство тары и упаковки, поставки
минеральных удобрений, оборудования для пищевой промышленности и ингридиентов
для продуктов питания и пр. Локализация: г. Оренбург, Соль-Илецкий район,
все административные районы со сельскохозяйственной специализацией и города,
обладающие сравнительными преимуществами в производстве продуктов питания.
– Создание промышленных систем для нефте- и газодобывающей
отрасли (проектирование и производство бурового оборудования, создание
необходимого программного обеспечения, поставщики комплектующих, перевозчики
негабаритных грузов и пр). Локализация: г. Орск, г. Оренбург, г. Бузулук.
– Производство энергосберегающего оборудования, в том числе
для нужд области (производство электродвигателей, генераторов и
трансформаторов, производство оборудования для ЖКХ, социальной сферы региона),
города Медногорск, Оренбург.
– Биофармацевтический кластер (от разработки лекарственных
форм до производства и сбыта медикаментов). Локализация: г. Оренбург.
– Кластер по производству химической продукции –
потребительских товаров и строительных материалов, дефицитных на российском
рынке. Становление и развитие данного кластера полностью зависит от реализации
перспективного инвестиционного проекта по развитию крупнотоннажной химии,
использующего в качестве сырья продукцию газохимического завода в Оренбурге.
Важным условием успешности кластера является наличие конкурентного
рынка, т. е. участники кластеры конкурируют между собой, но могут выступать
под эгидой кластера на внешних рынках.
В соответствие с международным опытом эффективность кластеров
повышается при наличии представительского органа, объединяющего участников
кластера, а также механизмов контроля деятельности этого органа. Структура,
которая представляет не отдельные предприятия, а кластер в целом осуществляет
координацию деятельности участников кластера, маркетинговую политику, является
оператором единой системы контроля качества продукции, взаимодействует с
администрацией региона, поставщиками, естественными монополиями и пр.
Для того чтобы в приведенных выше сферах экономической
деятельности сформировались кластеры в Оренбургской области должен быть
использован комплекс мер универсальных (инвариантным к отраслевой специфике)
механизмов:
– конкурсное субсидирование кластерных инициатив;
– льготы по региональным налогам;
– соинвестирование строительства необходимой инженерной
инфраструктуры;
– создание промышленных парков, в которых стандартизированные
производственные помещения сочетаются с офисами производственных компаний, а
также и фирм, оказывающих услуги бизнесу (от консалтинга до клининга).
В рамках таких механизмов администрация области взаимодействует с
представительским органом потенциального кластера.
Основным инструментом реализации кластерной политики должна стать
региональная целевая программа «Кластерная политика в Оренбургской области».
Существующий
опыт приграничного взаимодействия (в частности, на западных рубежах России)
показывает эффективность создания специального органа для решения совместных
проблем. В качестве подобного инструмента реализации всех предложенных выше
направлений сотрудничества должен быть использован формат «еврорегиона».
Еврорегион,
по своему определению, – структура, создаваемая в рамках стран ЕС или на
приграничных с ЕС территориях. Граница Оренбургской области и Казахстана не
имеет отношения к ЕС, поэтому будет использоваться термин «евразийский регион».
Цель
создания евразийского региона – это развитие региональной и местной экономики,
инвестиции, создание новых рабочих мест, развитие транспортной инфраструктуры;
сотрудничество в сфере культуры, образования, развития национальных языков,
экологии, совместная деятельность негосударственных общественных организаций.
Евразийский
регион должен быть создан с участием приграничных муниципальных образований
Оренбургской, Актюбинскоой и Западно-Казахстанской областей, но при
использовании полномочий регионального уровня.
Совместные проекты в сфере экономики на 80–90 % инвестируются
за счет частных инвестиций, а усилия и средства Евразийского региона
направляются на создание необходимой инфраструктуры. Также Евразийский регион
будет выступать органом, взаимодействующей с международными организациями
(МБРР, МФК, ИБР, ЕС) по вопросам финансирования комплексных программы развития
сельской местности; инициатив, направленных на проблемы водообеспечения;
развития образования; повышения мобильности населения; повышение эффективности
муниципального управления в приграничных территориях. Наиболее перспективным
является сотрудничество с Европейским Союзом, в частности с институтом (European Neighbourhood Policy Instrument).
Собственные инвестиционные преимущества региона могут быть усилены
за счет использования внешних возможностей, которые определяются:
– приграничным положением области. Региону может быть оказана федеральная поддержка в реализации
стратегических проектов приграничных территорий. В случае укрепления российско
– казахстанских отношений и межгосударственных отношений в рамках ШОС и
ЕврАзЭС, ЕТС Россия-Казахстан-Белоруссия, Оренбургская область в большей
степени, чем другие регионы сможет использовать его положительные эффекты.
– транзитным потенциалом области, которое создает предпосылки для обслуживания транзитных
грузопотоков из Казахстана и экономически развитых регионов Приволжья и Урала,
вливающихся в международные транспортные коридоры Транссиб и Север-Юг, в
перспективе – Европа – Западный Китай, организации мультимодульных комплексов и
центров создания добавленной стоимости на их основе.
Список
использованных источников
I. Нормативные акты
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
Российская газета, № 237, 25.12.1993.
2. О
комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в
экономику Российская Федерация. Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 № 1016.
3.
Федеральный закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите
прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от
06.12.2007) // СЗ РФ, 08.03.1999, № 10, ст. 1163.
4.
Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29.04.2008) // СЗ РФ,
12.07.1999, № 28, ст. 3493.
II.
Специальная литература
1. Аврамов
С. Кредит доверия/ С. Аврамов // Новости торговли. – 2007. – N3. – С. 52–56.
2. Антипова О. К
вопросу о понятии термина «инвестиции»: семасиологический и экономический
аспект // Юридический мир. 2005. № 9. С. 37–42.
3. Бабич А.М.,
Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Юнити,
2003. – С. 267.
4. Бабук И.М. Инвестиции:
финансирование и оценка экономической эффективности. Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ, 2005. –
167 с.
5. Болюх А.Я.,
Шахов А.О., Силкин В.В. Правовой режим иностранных инвестиций в
России. М., 2006. С. 264.
6. Венеаминов Г.А. Оренбургская
область: проблемы инвестиций // Финансы и право. – 2008. № 3. С. 32–39.
7. Глебче Г.Е. Финансы.
М.: Юнити, 2003. – 340 с.
8. Гусева
К. Субъекты Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата. //
Вопросы экономики – 2005 – № 6 – с. 91 – 93.
9. Гущин В.В.,
Овчинников А.А. Инвестиционное право. М., 2009. С. 624.
10.
Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование
инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал
российского права. 2005. № 9. С. 56–62.
11.
Дорохова П.Р. Крупнейшие компании Оренбуржья // Регионы
России. – 2008. № 6. – С. 34–42.
12.
Жилинский С.С. Понятие «инвестиции» в современном
российском законодательстве // Законодательство. 2005. № 3. С. 34–45.
13.
Зубченко Л.А. Иностранные
инвестиции. М., 2008. С. 160.
14.
Инвестиции. учебное пособие. – М., Юрист, 2007. – 349 с.
15.
Инвестиционный рейтинг регионов России /Эксперт. – 2007. – № 47.
С. 23–27.
16.
Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной
экономики. – М.:Юнити-Дана, 2000. – 215 с.
17.
Караваев С.И. Инвестиционный процесс в регионах:
основные составляющие // Финансы и право. – 2007. № 4. – С. 34–45.
18.
Лушин С.И. О финансовой стабилизации // Финансы – 2003 –
№ 10 – с. 9–15.
19.
Мишарин А.И. Инвестиции в Оренбуржье: перспективы и
проблемы // Перспективы Оренбургской области. Материалы Всероссийской
научно-практической конференции 12–13 мая 2008 г. Оренбург, АМП, 2008. С. 12–17.
20.
Мухметдинова М.Н. Региональные проблемы инвестиционного
роста России // Проблемы инвестиционной политики в регионах Российской
Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2007. № 1.
С. 34–45.
21.
Оренбургская область: география, экономика, демография. Оренбург:
АМП, 2008. – 347 с.
22.
Оренбургская область в 2007 году. Статистический ежегодник.
Оренбург: Южный Урал, 2010. – 143 с.
23.
Оренбургская область в 2008 году. Статистический ежегодник.
Оренбург: Южный Урал, 2009. – 150 с.
24.
Оренбургская область в 2009 году. Статистический ежегодник.
Оренбург: Южный Урал, 2010. – 167 с.
25.
Оренбургская область. Путеводитель. Оренбург: АМП, 2009. – 270 с.
26.
Ройзман И., Шахназаров А., Гришина И. Оценка
эффективности инвестиционных проектов: учет региональных рисков //
Инвестиции в России. – 2006. – № 10. С. 34–46.
27.
Паштова Л.Г. Устойчивый экономический рост определяется
инвестиционной политикой // Финансы. – 2003. № 7. – С. 23–43.
28.
Поляков В. Организация и сопровождение инвестиционного процесса в
Поволжье // ЭКО – 2007 – № 7 – с. 44.
29.
Сборник федеральных конституционных законов и федеральных законов
Российской Федерации. Вып. 15 (123): Об инвестиционных фондах. – М.: Издание
Государственной Думы, 2007. – 70 с.
30.
Стародубровский В. Кривая дорога прямых инвестиций // Вопросы
экономики. – 2006. – N1. – С. 73–95.
31.
Стронгина М.Л. Политика инвестиций в регионах России. //
Проблемы прогнозирования. – 2004. – № 6 – с. 71.
32.
Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М., 2008. С. 160.
33.
Шаблинский
И. Правовая поддержка иностранных инвестиций. М., 2006. С. 128.
34.
Яковлев В.И. Инвестиции
в Приволжской федеральном округе // Регионы России. – 2009. – № 3. С. 12–23.
35.
Яцук А.И. Инвестициию.
– М.: Экономикс, 2007. – 169 с.
[1]
Инвестиции. Учебное пособие. - М., Юрист, 2007. С. 12.
[2]
Бабук И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности.
Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ, 2005. С. 34.
[3] Там же,
стр. 12-13.
[4]
Яцук А. И. Инвестиции. – М.: Экономикс, 2007. С. 84.
[5]
Подробнее об этом см: Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные
финансы. – М.: Юнити, 2003. – С. 267.
[6] Яцук А.
И. Инвестиции. – М.: Экономикс, 2007. С. 34-36.
[7]
Бабук И.М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности.
Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ, 2005. С. 18-19
[8]
Стронгина М.Л .Политика инвестиций в регионах России // Проблемы прогнозирования.
– 2004. - №6 - с.71.
[9]
Стронгина М.Л .Политика инвестиций в регионах России.// Проблемы
прогнозирования. – 2004. - №6 - с.71.
[10]
Паштова Л.Г. Устойчивый экономический рост определяется инвестиционной
политикой // Финансы. – 2003. № 7. – С. 38.
[11]
Паштова Л.Г. Устойчивый экономический рост определяется инвестиционной
политикой // Финансы. – 2003. № 7. – С. 41.
[12]
Материалы приводятся по: Ройзман И., Шахназаров А., Гришина И. Оценка
эффективности инвестиционных проектов: учет региональных рисков // Инвестиции в
России. - 2006. - №10. С. 34-46.
[13] Оренбургская
область: география, экономика, демография. Оренбург: АМП, 2008.С. 18.
[14] Там же,
стр. 19.
[15] Оренбургская
область: география, экономика, демография. Оренбург: АМП, 2008.С. 26.
[16] Там же,
стр. 56.
[17] Там же,
стр. 78.
[18]
Оренбургская область. Путеводитель. Оренбург: АМП, 2009. С. 84.
[19]
Дорохова П.Р. Крупнейшие компании Оренбуржья // Регионы России. – 2008. № 6. –
С. 34-42.
[20] Данные на 2008
год приводятся по: Оренбургская область в 2008 году. Статистический ежегодник.
Оренбург: Южный Урал, 2009. – 150 с.
[21]
Данные 2009 года приводятся по: Оренбургская область в 2009 году.
Статистический ежегодник. Оренбург: Южный Урал, 2010. С. 85.
[22]
Приводится по: Яковлев В.И. Инвестиции в Приволжской федеральном округе //
Регионы России. – 2009. - № 3. С. 20
[23] Данные
приводятся по материалам сайта: #"#_ftnref24"
name="_ftn24" title="">[24]
Дорохова П.Р. Крупнейшие компании Оренбуржья // Регионы России. – 2008. № 6. –
С. 40.
[25]
Данные приводятся по: Оренбургская область в 2009 году. Статистический
ежегодник. Оренбург: Южный Урал, 2010. С. 89.
[26] Данные по:
#"#_ftnref27" name="_ftn27" title="">[27] Приводится по:
Мишарин А.И. Инвестиции в Оренбуржье: перспективы и проблемы // Перспективы
Оренбургской области. Материалы Всероссийской научно-практической конференции
12-13 мая 2008 г. Оренбург, АМП, 2008. С. 12-17.
[28]
Приводится по: Оренбургская область: география, экономика, демография.
Оренбург: АМП, 2008. С. 156-157.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|