бесплатные рефераты

Инвестиционные перспективы бизнеса в Оренбургской области

1. сильные стороны

1.1. Независимость крупного бизнеса от политической и криминогенной обстановки в регионе.

1.2. Высокие амбиции и авторитет владельцев крупного бизнеса.

1.3. Возможность привлечения высококвалифицированного персонала.

1.4. Возможность повышения эффективности от роста бизнеса.

1.5. Хороший территориальный потенциал развития бизнеса.

1.6. Положительный имидж владельцев действующего крупного бизнеса.

1.7. Наличие у владельцев крупного бизнеса хороших связей с крупными производителями по РФ

2. слабые стороны

2.1. Отсутствие современной материально-технической базы у многих компании региона.

2.2. Неразвитость территориально распределенной системы сбыта.

2.3. Слабые связи с потребителями основной продукции в регионах ПФО.

2.4. Отсутствие необходимого объема инвестиций в развитие бизнеса.

2.5. Ориентация на ограниченный рынок промышленного производства

2.6. Высокая зависимость от конъюнктуры на рынке региона

2.7. Отсутствие кадрового потенциала в новых регионах ведения бизнеса

3. возможности

3.1. Возможности экономического роста в России и рост экономического потенциала Оренбургской области.

3.2. Либеральная политика властей по отношению к среднему и крупному бизнесу.

3.3. Выход на новые рынки или сегменты рынка.

3.4. Интеграция бизнеса в диверсифицированную холдинговую структуру.

3.5. Стратегическое позиционирование бизнеса и формирование маркетингово ориентированной функциональной политики по продвижению новой продукции.

3.6. Неравномерное экономическое и социальное развитие региона.

3.7. Потенциал развития современной торгово-сбытовой инфраструктуры для нового бизнеса.

Опасности, угрозы

4.1. Изменение внешнеэкономической и внутренней политики России.

4.2. Вступление страны в ВТО, либерализация таможенной политики и пограничного режима.

4.3. Усиление конкуренции и появление новых российских и зарубежных конкурентов в РФ и на территории Оренбургской области.

4.4. Нарастание транспортных проблем в Оренбургской области и ПФО.

4.5. Чрезмерные транзакционные расходы на развитие бизнеса и получение необходимых ресурсов (земля, энерго-, тепло- и др.)

4.6. Неблагоприятная конъюнктура на российском и международном рынках из-за финансового кризиса.

4.7. Невозможность реализовать интеграционную политику с крупными производителями в регионе.


На основе SWOT‑анализа осуществлена оценка ситуации для выделения «окон возможностей» и «проблемных полей» для развития бизнеса в регионе.

Анализ «Окон возможностей» в секторах «Сильные стороны-возможности» и «Слабые стороны-возможности» дает основание сделать следующие выводы для обоснования стратегических направлений развития бизнеса в регионе:

Во-первых, сильные стороны развития бизнеса (1.1. – 1.7.) дополняются внешними возможностями (3.3. – 3.7.) и могут реально обеспечить выход новых бизнес-структур на новые рынки или сегменты рынка, табл. 2.8.

Таблица 2.8. Сильные стороны-возможности

Сильные стороны

Возможности

1.1. Независимость крупного бизнеса от политической и криминогенной обстановки в регионе.

1.2. Высокие амбиции и авторитет владельцев крупного бизнеса.

1.3. Возможность привлечения высококвалифицированного персонала.

1.4. Возможность повышения эффективности от роста бизнеса.

1.5. Хороший территориальный потенциал развития бизнеса.

1.6. Положительный имидж владельцев действующего крупного бизнеса.

1.7. Наличие у владельцев крупного бизнеса хороших связей с крупными производителями по РФ.

3.3. Выход на новые рынки или сегменты рынка.

3.4. Интеграция нового бизнеса в диверсифицированную холдинговую структуру.

3.5. Стратегическое позиционирование бизнеса и формирование маркетингово ориентированной функциональной политики по продвижению новой продукции.

3.6. Неравномерное экономическое и социальное развитие региона.

3.7. Потенциал развития современной торгово-сбытовой инфраструктуры для нового бизнеса.


Одновременно имеются стратегические возможности использовать для обоснования концепции нового бизнес возможности слабого развития торгово-сбытовой инфраструктуры для реализации новой продукции в Оренбургском регионе и ПФО в целом: сильные стороны 1.5. – 1.6. (Возможность повышения эффективности от роста бизнеса и хороший территориальный потенциал) – дополняемые возможностями 3.7. (слабое развитие современной торгово-сбытовой инфраструктуры рынка).

Во-вторых, слабые стороны создаваемого бизнеса (2.1. – 2.7., см. табл. 2.9) могут быть преодолены за счет возможной их компенсации с помощью новых бизнес-единиц в регионе.

Таблица 2.9. Слабые стороны-возможности

Слабые стороны

Возможности

2.1. Отсутствие современной материально-технической базы у многих компании в регионе.

2.2. Неразвитость территориально распределенной системы сбыта.

2.3. Слабые связи с потребителями основной продукции в регионах ПФО.

2.4. Отсутствие необходимого объема инвестиций в развитие бизнеса.

2.5. Ориентация на ограниченный рынок промышленного производства.

2.6. Высокая зависимость от конъюнктуры на рынке региона.

2.7. Отсутствие кадрового потенциала в новых регионах ведения бизнеса

3.3. Выход на новые рынки или сегменты рынка.

3.4. Интеграция нового бизнеса в диверсифицированную холдинговую структуру.

3.5. Стратегическое позиционирование бизнеса и формирование маркетингово ориентированной функциональной политики по продвижению новой продукции.

3.6. Неравномерное экономическое и социальное развитие региона.

3.7. Потенциал развития современной торгово-сбытовой инфраструктуры для нового бизнеса.


На основании анализа «Проблемных полей» можно отметить, что дополнительная опасность новому бизнесу угрожает при одновременном сочетании некомпенсированных слабых сторон с реализованными угрозами со стороны конкурентов и складывающейся неблагоприятной конъюнктурой на российском и международном рынках из-за финансового кризиса

По результатам проведенного SWOT‑анализа сделан вывод о том, что новые компания (инвесторы) потенциально будут иметь достаточно сильную конкурентную позицию на рынке Оренбургской области. В тоже время, можно ожидать потенциального усиления конкурентной позиции новых компании при использовании стратегии развития на основе создания филиальных сетей в регионе. Такая стратегия позволит активно реализовать конкурентные преимущества на основе сильных сторон новых компании.

Оценка сильных сторон развития региона показывает, откуда можно ждать угроз. Очевидно, что новые компании сформируют сильные конкурентные преимущества только в случае прямого сотрудничества с крупными производителями региона и создания собственной региональной сбытовой сети.

Ознакомившись со слабыми и сильными сторонами бизнеса в Оренбургской области рассмотрим подробнее промышленность области по отраслям[25].

Предприятия, занимающиеся разведкой и добычей углеводородного сырья в Оренбуржье – это: ОАО «Оренбургнефть», ООО «Бугурусланнефть», ООО «Газпром добыча Оренбург», ООО «Геонефть», ЗАО «Карбон», ООО НГДП «Южуралнефть», ЗАО «Газпром нефть Оренбург», ООО «Сервиснефтегаз», ЗАО «Преображенскнефть», ООО «Байтекс», ООО «Нефтесервис», ЗАО «Уралнефтегазпром», ОАО «Илекнефть», ЗАО «Оренбургнефтеотдача», ОАО «Южуралнефтегаз», ООО «Живой Исток», ОАО «Нефть-Инвест», ОАО «Эко-Нефть», ООО «Недра‑К», ООО «Промгеотек».

В 2009 году добыча нефти в области составила более 20 млн. тонн, газа – 20 млрд. куб. метров, что составляет соответственно 3,8 % и 3,2 % от добычи по стране. Общая численность сотрудников занятых в нефтегазовой отрасли более 30 тыс. человек.

Ведущую роль в нефтедобыче области обеспечивают предприятия филиала ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» в Оренбурге. ТНК-ВР активно участвует в финансировании областных социальных программ.

На предприятиях ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» в Оренбургской области занято более 17 тыс. работников.

Основными нефтедобывающими предприятиями компании являются ОАО «Оренбургнефть», и ООО «Бугурусланнефть», имеющие более 100 лицензий на право пользования недрами (эксплуатации, разведки и поиска).

Рассмотрим еще одного крупного игрока в области. ООО «Газпром добыча Оренбург». Доля предприятия в общероссийском производстве гелия и одоранта составляет 100 %, этана – 78 %, ШФЛУ – 28 %, серы -19 %, сжиженного газа – 8 %. В результате проведения эффективных геологических мероприятий, внедрения новых прогрессивных технологий и оборудования на предприятии достигнута стабилизация добычи газа на уровне 20 млрд. м³ в год. В ООО «Газпром добыча Оренбург» разработан проект подготовки промышленных запасов углеводородного сырья для обеспечения работы Оренбургского газохимического комплекса на период до 2030 года. Ежегодно вводится по 15–19 новых скважин и восстанавливается бурением горизонтального ствола продуктивность 8–12 скважин действующего фонда, который составляет более 790 скважин.

Одним из стратегических направлений деятельности ООО «Газпром добыча Оренбург» является диверсификация действующего и строительство новых производств по глубокой переработке углеводородов для получения продукции с более высокой добавленной стоимостью (полиэтилена, полипропилена и изделий из них) а также сотрудничество с Республикой Казахстан в вопросах увеличения объемов поставки газа с Карачаганакского месторождения и глубины его переработки.

Перейдем к металлургической отрасли, которой принадлежит важное место в экономике области.

Рассмотрим поочередно ведущие предприятия металлургии:

ОАО «Уральская сталь» г. Новотроицк.

Металлургический комбинат ОАО «Уральская Сталь» – предприятие с полным металлургическим циклом, производит кокс, чугун, сталь, стальной прокат, штрипс. В настоящее время ОАО «Уральская сталь» управляется ООО «УК «Металлоинвест».

Комбинат «Уральская сталь» – лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники за разработку сталей нового поколения с использованием природнолегированных руд.

ОАО Комбинат «Южуралникель» г. Орск. Входит в состав холдинга «Мечел». Специализация: добыча, переработка (агломерация) никельсодержащей руды, выпуск товарного никеля.

ОАО «Гайский ГОК» входит в состав Уральской горно-металлургической компании (ООО «УГМК-Холдинг»). Специализация: добыча, переработка медно-колчеданных руд – выпуск медного, цинкового, пиритного концентратов; серного колчедана, щебня, известняка. Комбинат построен на базе богатейшего месторождения медно-колчеданных руд. Здесь сосредоточено 76 % запасов меди Оренбургской области. В состав основного производства входят: подземный рудник, открытый рудник, обогатительная фабрика.

Проект освоения глубоких и сверхглубоких горизонтов предусмотрен стратегической программой развития минерально-сырьевой базы УГМК. В перспективе это позволит довести производительность подземного рудника комбината с 5 млн. тн. до 7 млн. тн. руды в год. Обогатительная фабрика перерабатывает медные и медно-цинковые руды с получением медного, цинкового и пиритного концентратов.

Благодаря реконструкции и проводимому техперевооружению мощность обогатительной фабрики увеличится с нынешних 5 до 8 млн. тн. руды в год, также улучшатся показатели по переработке руды.

ООО «Медногорский медно-серный комбинат» – металлургическое предприятие, производящее черновую медь и серную кислоту. ООО «ММСК» входит в состав ООО «УГМК-Холдинг».

В составе производственного комплекса комбината действуют медеплавильный завод, брикетная фабрика, цех электролиза меди, цех переработки пылей, цех производства серной кислоты, цех по производству технологического кислорода и ряд вспомогательных производств.

В последние годы предприятие перерабатывает медные концентраты, медные руды, клинкера производства цинковых заводов, шлак, штейн, оборотные материалы металлургического производства.

ООО «Гайский завод по обработке цветных металлов» является одним из основных производителей плоского цветного проката (медного, латунного, медно-никелевого и никелевого) в России, а также специализируется на выпуске литейных латуней и бронз.

Продукция завода используется на рынке автомобилестроения, строительных материалов, электронной, электротехнической, авиационной и оборонной промышленности.

ООО «Буруктальский никелевый завод» п. Светлый. Специализация – добыча руды, производство ферроникеля. По существующему технологическому процессу производство ферроникеля на заводе ведется в двух металлургических цехах – плавильном и обжиговом из руды, добываемой на собственной рудной базе – Буруктальском никелевом месторождении.

ЗАО «Ормет» г. Орск. Добыча руды и производство медного и цинкового концентратов. Входит в состав ЗАО «Русская медная компания» г. Екатеринбург. ЗАО «Ормет» разрабатывает на территории Оренбургской области медно-цинковое месторождение «Джусинское» (Адамовский район) и месторождение «Еленовское» в Ясненском районе. Предприятие добывает и обогащает на собственной обогатительной фабрике в Новоорском районе ежегодно до 750 тысяч тонн медно-цинковых руд.

ОАО «Южно – Уральский Криолитовый завод» г. Кувандык. Входит в состав ОК «Русал».

Основными видом деятельности ОАО «Южно-Уральский криолитовый завод» является производство фтористых солей применяемых в технологическом процессе производства первичного алюминия (криолит искусственный технический, алюминий фтористый). Потребителями фтористых солей, производимых предприятием, являются алюминиевые заводы.

Предприятия горнопромышленного комплекса составляют основу отраслей промышленного сектора и обеспечивают их устойчивое и поступательное развитие, благодаря разведанной минерально – сырьевой базе.

ОАО «Оренбургские минералы» г. Ясный. Вырабатываемый обогатительной фабрикой комбината асбест хризотиловый 3–6 групп применяется для изготовления асбестоцементных труб для водопроводных, канализационных и мелиоративных систем, транспортировки природного газа и нефтепродуктов, изготовления асбестоцементных строительных материалов. В качестве дополнительной продукции комбинат выпускает песчано-щебеночные смеси из вскрышных пород. ОАО «Оренбургские минералы» является градообразующим предприятием г. Ясный.

ОАО «Илецксоль» г. Соль-Илецк. Специализация: добыча и переработка каменной соли на уникальном Илецком месторождении соли. Добыча ведется подземным способом, выданная на поверхность соль поступает на солефабрику, которая включает в себя солемельницу и цех упаковки готовой продукции. Для профилактики йододефицитных заболеваний соль помола № 1 и «Экстра» дополнительно иодируется.

ОАО «Оренбургуголь» – п. Тюльган. Добыча бурого угля открытым способом. Бурый уголь является не только энергетическим ресурсом, но и ценным сырьем для химической промышленности. Запасы Тюльганского месторождения составляют более 160 млн. тн. бурого угля.

Оренбургская область является одним из ведущих регионов европейской части России. Большие запасы нефтяных и газоконденсатных месторождений, выгодное географическое положение, наличие в природном газе многих ценных компонентов определило развитие нефтегазодобывающих отраслей, связанной с ними перерабатывающей промышленности и мощной газотранспортной сети. Роль топливно-энергетического комплекса в экономике области значительна: в структуре промышленной продукции области на долю предприятий ТЭК приходится более 50 %, в том числе доля электроэнергетики – около 10 %.

Функционирование в области энергозатратных комплексов невозможно без мощного и надежного источника электрической энергии, что обусловило интенсивное развитие региональной энергетики. Значительные мощности по выработке электроэнергии обеспечивают потребность промышленных предприятий, социальной сферы области и позволяют поставлять электроэнергию в другие регионы России и страны СНГ. Общая протяженность линий электропередачи в Оренбургской области составляет более 46 тыс. км. Ведущее место в выработке электроэнергии занимает одна из крупнейших в Уральском регионе Ириклинская ГРЭС. Суммарная мощность ее энергоблоков – 2400 мВт.

В рамках реформирования областной энергосистемы проведены структурные преобразования с выделением в самостоятельные предприятия генерирующих мощностей (ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания», «Ириклинская ГРЭС – филиал ОАО «ОГК – 1»), электросетевой компании («Оренбургэнерго» – филиал ОАО «МРСК Волги»), сбытовой компании (ОАО «Оренбургэнергосбыт»), сервисных компаний. Эти преобразования направлены на повышение инвестиционной привлекательности, эффективности работы и обеспечение надежности электроснабжения потребителей области.

На территории Оренбургской области действуют около 82 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 15,6 тысяч малых предприятий (из них 12,9 тысяч – микропредприятия), 262 средних предприятия и 59,4 тысяч индивидуальных предпринимателей, в числе которых и главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Также в области работают более 6,6 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств в форме юридических лиц.

В малом и среднем бизнесе, по оценке, занято около 320 тысяч человек, что составляет почти 30 % от всего занятого населения области.

По итогам 2009 года субъектами предпринимательства показаны следующие результаты:

– доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий и организаций области составляет 40,2 %;

– оборот малых предприятий (без учета микропредприятий) составил около 48,9 млрд. рублей (90,09 % к уровню аналогичного периода прошлого года в действующих ценах);

– оборот средних предприятий составил более 23,1 млрд. рублей (89,4 % к уровню прошлого года в действующих ценах);

– доля оборота малых предприятий (без учета микропредприятий) в общем обороте организаций по основным видам экономической деятельности составляет 11,94 %;

– доли малых и средних предприятий в общем обороте организаций по основным видам экономической деятельности составляет до 17,6 %;

– оборот малых предприятий по видам деятельности, характеризующим промышленное производство, составил 4 388,7 млн. рублей (1,6 % в общем обороте по полному кругу организаций промышленных видов деятельности);

– на долю субъектов малого предпринимательства приходится 60 % объёма работ, выполненных по виду деятельности «строительство»;

– субъектами малого предпринимательства оказано платных услуг населению на сумму 11 703,4 млн. рублей, что составляет 37 % от общего объема платных услуг, оказанных населению, при этом бытовых услуг оказано на 2 853,6 млн. рублей (86 % от общего объема);

– субъектами малого предпринимательства обеспечивается более 72 % оборота розничной торговли;

– сумма кредитования малого и среднего бизнеса составила 13,6 млрд. рублей (19,2 % от общей суммы выданных кредитов);

– в крестьянских (фермерских) хозяйствах области наблюдается увеличение поголовья крупного рогатого скота (на 4,7 %) и увеличение численности свиней (на 26,2 %), овец и коз (на 17,9 %);

– производство мяса крестьянскими (фермерскими) хозяйствами увеличилось на 7,6 %, производство молока – на 6,4 %, яиц – на 1,8 %.

Сложилась и действует организационная структура поддержки предпринимательства. Созданы Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства и Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты МСП в Оренбургской области.

Активно функционируют специализированные организации инфраструктуры, такие как: Торгово-промышленная палата Оренбургской области, Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей (работодателей), областной фонд поддержки малого предпринимательства, информационно-аналитические центры, центры правовой поддержки и т. д. Созданы и действуют центры поддержки предпринимательства в г. Ясном, Орске, Новотроицке, в п. Саракташ, п. Энергетик, Александровском, Новосергиевском и Пономаревском районах. Планируется расширение сети таких центров.

В рамках мероприятий областной целевой программы «О развитии малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области на 2009–2011 годы» реализованы проекты по созданию Оренбургского областного бизнес-инкубатора, муниципального бизнес-инкубатора в городе Орске.

Проводится планомерная работа по созданию технопарка. Активно развивается микрокредитование субъектов предпринимательства. Всего за получением микрозаймов обратилось более 1000 субъектов предпринимательства. За время реализации программы микрокредитования профинансировано более 460 проектов на сумму около 117,2 млн. рублей. В результате реализации программы микрокредитования создано более 700 новых и сохранено 2100 рабочих мест. Для предоставления гарантий и поручительств по кредитным обязательствам субъектов предпринимательства Гарантийным фондом для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области рассмотрено и принято положительное решение о предоставлении поручительств по 26 заявкам на общую сумму около 47,4 млн. рублей. Осуществляется предоставление грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на создание и развитие собственного бизнеса. Заключены соглашения с муниципальными образованиями по отбору документов на предоставление грантов. Конкурсной комиссией рассмотрено 49 заявок начинающих предпринимателей, принято положительное решение о выделении 24 грантов на общую сумму около 3,9 млн. рублей. Принимая во внимание существующие показатели, необходимо отметить, что потенциал малого предпринимательства значительно выше, поэтому развитие малого бизнеса в Оренбургской области находится в числе основных приоритетов.

В Оренбургской области функционируют 53 розничных рынка, которые располагают 19,6 тыс. торговых мест, более 500 из которых предоставляются на льготных условиях.

По форме собственности розничные рынки подразделяются:

– в муниципальной собственности – 10 рынков;

– потребительской кооперации – 10 рынков;

частной собственности – 33 рынка.

Специализация рынков выглядит следующим образом:

– универсальные – 41 рынок;

– специализированные – 8 рынков (в т.ч. продовольственные – 1, авто-рынки – 3, вещевые – 2, строительные – 1, плодоовощные – 1);

– сельскохозяйственные – 4 рынка.

Администрациями муниципальных образований еженедельно проводятся «ярмарки выходного дня», где реализуется сельхозпродукция с личных подсобных, крестьянско-фермерских хозяйств, в результате чего цены на молочную и мясную продукцию на ярмарках ниже, чем в стационарной розничной сети. Торговые места предоставляются всем желающим сельхозпроизводителям.

Развитие транспортного комплекса Оренбуржья имеет стратегическое значение для экономики региона и перехода её на инновационный путь развития. На территории Оренбургской области транспортный комплекс представлен автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом.

Общая протяженность автомобильных дорог области составляет 28452 км, в том числе:

Федеральная сеть дорог общего пользования – 786 км.

– подъезд от автодороги «М‑5 Урал» 275 км.;

– автодорога «Оренбург – Илек – граница Казахстана» – 126,8 км.;

– автодорога «Казань – Оренбург» в пределах Оренбургской области – 313,7 км.

Территориальная сеть дорог общего пользования – 12455 км., из них 12455 км. с твердым покрытием. Областной центр связан автодорогами с твердым покрытием со всеми районными центрами. В области зарегистрировано 652220 единиц транспортных средств, в том числе:

– грузовые – 86210;

– легковые – 486100;

– автобусы – 16650.

В области действует 21 муниципальное унитарное предприятие автомобильного транспорта. Они осуществляют перевозку пассажиров на регулярных городских (внутрипоселковых), пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Всего в области насчитывается 1136 единиц муниципального транспорта, обслуживающих 506 маршрутов, в том числе: 100 – городских и 406 – пригородных. Из общего количества муниципального транспорта 834 единицы – автобусы, 216 – трамваи, 86 – троллейбусы.

Муниципальными образованиями области принимаются меры по совершенствованию и дальнейшему обеспечению равной доступности пассажирских услуг льготным категориям населения федерального и регионального регистров.

В целях дальнейшего развития городского наземного электрического транспорта общего пользования на территории области реализуется областная целевая программа «Развитие городского наземного электрического пассажирского транспорта на территории Оренбургской области в 2008–2012 гг.» на общую сумму инвестиций более 1 млрд. рублей, в том числе из областного бюджета – 500 млн. рублей. Эффективность реализации мероприятий программы характеризуется увеличением пассажиропотока на 19 %, уровня доходов предприятий горэлектротранспорта на 18 %, уровня покрытия расходов доходами на 26,7 %. В настоящее время Правительством Оренбургской области разрабатываются областные целевые программы «Развитие автомобильного пассажирского транспорта общего пользования на территории Оренбургской области в 2009–2011 годах» и «Обеспечение подъезда к населенным пунктам Оренбургской области по автомобильным дорогам с твердым покрытием на 2010–2020 годы». Программы предусматривают межвидовую увязку автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта.

С целью снижения аварийности в Оренбургской области действует областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Оренбургской области в 2009–2012 годах» № 2527/550‑IV‑ОЗ. Аналогичные программы разработаны и приняты во всех городах и районах области.

В соответствии с требованиями постановления Правительства области № 250‑п «О порядке формирования сети регулярных автобусных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области» и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления городских округов, городских поселений и муниципальных районов создана маршрутная сеть, позволяющая обеспечивать пассажирскими автобусными перевозками все население области. Открыто более 470‑ти пригородных и междугородных, 200 городских и внутрипоселковых маршрутов, на которых работает более 6500 автобусов. На территории Оренбургской области открыто 39 автобусных маршрутов, связывающих г. Оренбург и города области с другими регионами Российской Федерации. Перевозки осуществляются на паритетной основе хозяйствующими субъектами различной формы собственности. В настоящее время г. Оренбург связан автобусным сообщением с городами Республики Башкортостан: Уфа, Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Октябрьский; городами: Пермь, Казань, Набережные Челны, Самара, Нижний Новгород, Тюмень, Ижевск и др.; г. Орск – Уфа, Магнитогорск, Сибай, Зилаир и др.; г. Бузулук – Самара, Набережные Челны, Тольятти. Кроме того, на территории Оренбургской области на паритетной основе осуществляются перевозки по 8‑ми международным автобусным маршрутам с городами: Актобе, Уральск, Хромтау (Казахстан); Оринген, Штуттгард (Германия). Для обеспечения контроля за работой автотранспорта в области создана и работает Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения. Аналогичные комиссии созданы во всех городах и районах области.

С целью усиления контроля за работой перевозчиков создана и действует областная межведомственная транспортная комиссия, в состав которой входят представители ГИБДД налоговых органов, управления государственного автодорожного надзора, отдела по транспорту, представители администраций муниципальных образований, средств массовой информации.

На территории Оренбургской области успешно функционируют два филиала ОАО «РЖД»: Оренбургское отделение Южно-Уральской железной дороги и Самарское отделение Куйбышевской железной дороги. Эксплуатационная длина путей ЮУЖД составляет 1643 км, в том числе электрифицированных линий – 512 км и эксплу атационная длина путей Куйбышевской железной дороги составляет 115 км. Плотность железных дорог общего пользования в области равна 13,3 км/1000 кв. км, что соответствует среднему показателю в ПФО и в 3,4 раза выше чем по России.

Оренбургское отделение Южно-Уральской железной дороги – одно из передовых предприятий в ОАО «РЖД». На отделении дороги расположено 66 станций, эксплуатируются 167 переездов, в том числе 18 переездов оборудованы устройствами заграждения (УЗП). На отделении постоянно ведется работа по развитию, модернизации и реконструкции железнодорожного транспорта. Внедрена система компьютерного управления подвижного состава. За последние три года приобретено восемь новых электропоездов повышенной комфортности для пригородных железнодорожных перевозок. Пассажирский парк поездов дальнего следования пополнился 18‑ю современными купейными, 2 вагонами категории СВ и 10‑ю плацкартными вагонами, новыми вагонами оснащен фирменный поезд «Оренбуржье». Эти вагоны отличаются повышенной комфортностью и усовершенствованной системой жизнеобеспечения. В соответствии с Соглашением между Правительством Оренбургской области и ОАО «РЖД» о взаимодействии и сотрудничестве проводится совместная работа по обновлению объектов пассажирского комплекса, по строительству и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры.

По инициативе Правительства Оренбургской области разработан масштабный инвестиционный проект «Электрификация участка Южно-Уральской железной дороги «Оренбург – Красногвардеец – Кинель». Протяженность участка 377 км. Стоимость реализации проекта оценивается в 21 млрд. рублей. Этот проект включен в мероприятия области по реализации Послания Президента РФ. Проект электрификации вошел в Транспортную Стратегию Российской Федерации до 2030 года, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734‑р, со сроком реализации проекта до 2015 года. В настоящее время Правительством области проводится работа с Правительством РФ о приближении сроков начала реализации этого важного проекта, включения его в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы). Реализация данного проекта позволит получить еще один электрифицированный ход от Самары до Транссиба. Наряду с увеличением производственной, экономической и экологической эффективности грузовых перевозок, реализация проекта позволит улучшить пассажирские перевозки на Оренбургском отделении. Электрификация позволит увеличить: скорость пассажирских поездов с 38,7 до 54–56 км/ч; средний вес грузового поезда с 3750 до 4375 тонн; производительность локомотива с 1591 до 2496 тыс. тн-км в сутки; а также внедрить новые вагоны повышенной комфортности, улучшить качество пути, повысить безопасность движения поездов. Кроме того, при создании единого транспортного тарифного пространства между Россией и Казахстаном, данный участок железной дороги будет задействован в международном транспортном коридоре Западная Европа – Западный Китай.

Воздушный транспорт Оренбургской области представлен федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП) «Оренбургские авиалинии», и муниципальным унитарным предприятием (МУП) – «Аэропорт Орск». Федеральное государственное унитарное предприятие «Оренбургские авиалинии» в транспортной инфраструктуре Оренбургской области является одним из ведущих предприятий, предоставляющих весь комплекс услуг, существующих на сегодняшний день в Гражданской авиации России. Коллективом предприятия осуществляются:

– транспортные авиаперевозки пассажиров, багажа и грузов на международных, внутрироссийских авиалиниях регулярными и чартерными рейсами;

– аэропортовое обслуживание собственных и транзитных рейсов с предоставлением всего комплекса услуг, включая заправку воздушных судов;

– обслуживание отраслей экономики, в том числе выполнение авиационно-химических работ;

– поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов;

Предприятие представляет собой транспортный комплекс с развитой инфраструктурой, включающий в себя;

– международный аэропорт II класса, в составе – аэродром класса «В»; – взлетно-посадочную полосу (ВПП) габаритами 2501 х 42 м. с современным аэронавигационным оборудованием;

– парк воздушных судов 86 единиц, в том числе: семейства АН – 49 ед.; ТУ‑134 – 8 ед.; ТУ‑154 – 5 ед.; Боинг‑737 – 9 единиц; вертолеты разных марок – 16 единиц;

– пассажирский перрон, совмещенный с местами стоянок воздушных судов; – аэровокзал на 400 пассажиров в час;

– международный павильон на 150 пассажиров в час;

– гостиницу;

– здания и сооружения производственного, административного и бытового назначения. Все службы аэропорта сертифицированы.

Коллектив предприятия успешно справляется с выполнением своих функций и внедрением инновационных проектов.

Муниципальное унитарное предприятие «Аэропорт Орск». Основанный в 1958 году, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 1068‑р аэропорт Орск, открыт для международных полетов, что способствует дальнейшему развитию Восточного Оренбуржья, обладающего мощным экономическим потенциалом, привлекающем большое количество как Российских, так и иностранных инвесторов. В настоящее время МУП «Аэропорт Орск» включает в себя:

– международный аэропорт с аэродромом класса «В»;

– ИВПП размером 2900х42 м. с радиомаячной системой посадки типа СП‑80М первой категории;

– пассажирский перрон, совмещенный с местами стоянок ВС, при одновременной стоянке до 6 ВС: 2 – ИЛ‑76, 1 – Ту‑154, 1 – ТУ‑134 и 2 – ЯК‑40;

– аэровокзал на 150 пассажиров в час;

– международный сектор на 90 пассажиров в час;

– комфортабельная гостиница на 65 мест;

– инженерные коммуникации, стабильно и в полном объеме обеспечивающие электроэнергией, теплом, водой весь комплекс аэропорта;

– здания и сооружения, топливозаправочный комплекс и другие объекты.

Сделаем основные выводы по настоящей части нашего изложения:

– базовые отрасли экономики Оренбургской области: газовый, нефтяной, энергетический, металлургический, машиностроительный комплексы. В регионе действуют свыше 3 тысяч предприятий, в том числе около 300 крупных и средних;

– Оренбургская область обладает разветвленной транспортной системой, которая включает предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Через Оренбуржье проходят транзитные грузовые и пассажирские потоки в направлении «Центр – Средняя Азия» и «Запад – Восток». Строительство высокоскоростной автомагистрали через Оренбург в рамках международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» открывает новые возможности для развития региона;

– на территории Оренбургской области находится 5,5 процентов всех российских сельхозугодий. Оренбуржье по праву является одной из главных житниц России, где ежегодно выращивается свыше 3 миллионов тонн зерновых культур элитных сортов;

– экономика региона активно включена в систему мирохозяйственных связей, ее торговыми партнерами являются свыше 80 стран. За счет внешнеэкономической деятельности обеспечивается пятая часть валового регионального продукта. Около 30 процентов промышленной продукции оренбургских предприятий и фирм производится на экспорт.

3. Инвестиционная политика крупного бизнеса и федерального центра на территории Оренбургской области

3.1 Федеральный центр как крупнейший инвестор Оренбургской области


Инвестиционная политика в Оренбургской области осуществляется двумя крупными «игроками». В первую очередь это федеральный центр и крупный бизнес. Проанализируем степень участия этих игроков в инвестиционных процессах Оренбуржья и определим их основные интересы.

Начнем с федерального центра. Одна из форм участия федерального центра в инвестировании в регионы – это федеральные целевые программы.

В 2009 году Оренбургская область участвовала в реализации 23 федеральных целевых программ и подпрограмм. В рамках этих программ в основном решались вопросы социального значения, развития материальной базы образования, здравоохранения, коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры, обеспечения жильем отдельных категорий граждан, в том числе молодых семей. На их реализацию было направлено 4,3 млрд. руб., из них 1,9 млрд. руб. – средства федерального бюджета, 2,1 млрд. руб. – бюджета области и 294 млн. руб. – внебюджетные источники. По сравнению с 2008 годом объем финансирования из федерального бюджета уменьшился в 1,5 раза[26].

Из этих средств на финансирование объектов капитального строительства области было направлено 1,8 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета 1 млрд. руб., из других источников было привлечено 748,7 млн. руб. или 42,7 % от общего объема инвестиций.

По ФЦП «Жилище» подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством» в прошедшем году был получен 121 сертификат на общую сумму 269,5 млн. руб.

В рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)» подпрограмма «Автомобильные дороги» в октябре 2009 года состоялся ввод второй очереди автодороги Оренбург-Орск на участке обхода г. Орска с мостом через р. Урал. На строительство этой дороги в отчетном периоде из средств федерального бюджета было выделено 196,9 млн. руб. и 82,4 млн. руб. из областного бюджета.

На развитие социальной инфраструктуры в сельской местности по ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года» в 2009 году из федерального бюджета было направлено 131,8 млн. руб. В рамках этой программы введено в эксплуатацию 246 жилых домов общей площадью 28,7 тыс. кв. м и приобретено 209 жилых домов (квартир) общей площадью 14,3 тыс. кв. м.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ