Налоги и их влияние на совершенствование предпринимательской деятельности в России
Налоги и их влияние на совершенствование предпринимательской деятельности в России
Марийский ГосУниверситет
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Налоги
и их влияние на развитие предпринимательской деятельности в России
Введение
Одним
из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая
система. Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на
экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей
и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов:
рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. В
структуре всех доходов бюджета Российской Федерации налоги составляют, по
разным оценкам, от 75 до 85%.
Рассмотрение
налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует
более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения
баланса интересов государства и предпринимательства.
Вопросы
взаимодействия налоговой системы государства и предпринимательства актуальны
сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема
уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов.
Необходимо
отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при
расчете налоговой нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать
мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности,
определять эффективные методы контроля и взыскания.
Некоторые
из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки
приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому
снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде,
например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к
увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени.
Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на
хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой
измеримый эффект от которых отсутствует, но выражается через решение социально-политических
задач.
В
экономической литературе собран обширный материал, посвященный теории налогов:
принципов распределения налогового бремени, принципов переложения налогов,
принципов построения налоговой системы, исчисления тяжести налогообложения.
Среди
зарубежных экономических деятелей, представителей ведущих экономических школ можно
отметить вклад У. Петти, который отразил в труде «Трактат о налогах и сборах»
принципы эффективной государственной политики и идею естественного порядка; А.
Смита, который первым четко сформулировал принципы налогообложения, носящий
концептуальный характер и актуальный до наших дней; А.Вагнера, который одним из
первых определил критерии эффективности налоговой системы, которые можно было
использовать на практике на основе провозглашенных принципов; Э. Селигмана,
который сделал анализ и рассмотрел условия вероятности переложения налогов; Г. Госсена,
У. Джевонса, Л. Вальраса, которые, применив метод аналитической геометрии
наглядно изобразили стимулирующее влияние налогов на производство; Й. Шумпетера,
который сформулировал теорию экономического развития, основанную на
стимулировании нововведений; Дж.М. Кейнса и его последователей, которые
сформулировали практические рекомендации для правительства по осуществлению
налоговой политики в условиях неполного использования факторов производства; Д.
Бьюкенена, который высказал идеи, связанные с установлением справедливого налогообложения,
и разработал общие правила и принципы взаимоотношения общества и государства; А.
Лаффера, который проиллюстрировал кривую, изображающую зависимость налоговых
поступлений в бюджет от ставки налога, и сформулировал практические
рекомендации, разработанные на ее основе, по стимулированию предложения товаров
и услуг.
Среди
отечественных исследователей вопросов налогообложения можно отметить заслуги Н.
Тургенева, А.И. Буковецкого, П.П. Гензеля, И.М. Кулишера, В.Н. Твердохлебова,
А.А. Тривуса. Особенно хочется отметить вклад И.Х. Озерова, который
рассматривал влияние государства на различные аспекты общественной жизни.
Среди
современных российских исследователей, занимающихся проблемами эффективности налогообложения,
можно отметить исследования Е. Балацкого, В. Папаевой, Г.Б. Поляка, А.Н.
Романова, С.М. Мовшовича, А.В. Перова, А.В. Толкушкина, С.В. Гусакова, О.В. Качура, Б.Х. Алиева. Также стоит отметить работы Пушкаревой В.М. за общий
вклад в разработку теории финансовой науки.
Налоги
рассматривались многими современными российскими исследователями в качестве
способа воздействия на экономические процессы, большей частью в качестве
инструментов формирования доходов государства. Это было связано с тем, что в
начале перехода России к рыночной экономике главной задачей было применить
такой экономический и налоговый механизм, который бы не провоцировал бюджетные
дефициты. Сегодня ситуация изменилась. Некоторая стабилизация как в
экономической сфере, так и в политическом плане позволяет говорить в первую
очередь о государственном регулировании предпринимательской активности и
повышении темпов экономического роста в долгосрочной перспективе. Поэтому и
налоговая политика должна учитывать современные тенденции предпринимательской
деятельности.
Поэтому
тема данной работы — «Налоги и их влияние на развитие предпринимательской
деятельности в России» — является актуальной.
Объектом исследования является
комплекс теоретических и практических проблем, связанных с раскрытием сущности
налоговой системы и налоговой политики и предпринимательской деятельности в
свете действующего налогового законодательства.
Предмет исследования — налоговая
политика государства и ее влияние на развитие предпринимательства в российской
экономике.
Целью
работы является изучение взаимосвязей государства и предпринимательства при
налоговом воздействии на предпринимательскую активность, определение подходов к
реформированию налоговой системы РФ с точки зрения усиления роли налогов в
регулировании экономики.
Для
достижения этой цели поставлены следующие задачи:
-
провести теоретический анализ основ
налоговой политики на основе обобщения экономических исследований в области
налогов, принципов налогообложения, инструментов налоговой политики государства;
-
провести исследование предпринимательства
как формы организации экономической деятельности РФ;
-
изучить особенности налоговых режимов в
отношении юридических лиц в российской экономике и тенденции развития
предпринимательской деятельности в РФ;
-
сформулировать предложения по
совершенствованию налоговой политики как инструмента развития
предпринимательства в российской экономике.
Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Список использованных источников включает
61 наименование.
1. Теоретические
основы налоговой политики и предпринимательской деятельности
1.1 Сущность и виды налогов на юридических лиц
Налоги и налоговая система —
это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные
элементы экономики рыночного типа.
Налоги представляют собой
обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами
государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты
различных уровней. Существование налогов экономически оправдано постольку,
поскольку оправдано существование государства. Налоговая система — это экономическая
база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.
Некоторые авторы, подчеркивая
всю сложность отношений, которые возникают в процессе взимания государством
налогов, вводят более широкое понятие «налогообложение», под которым понимают
определенную «совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых
отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения
преимущественно денежной формы стоимости и выражающих собой одностороннее,
безэквивалентное, принудительно-властное изъятие части доходов корпоративных и
индивидуальных собственников в общегосударственное пользование».
До перехода к рыночным
отношениям налоги в нашей стране уплачивало лишь незначительное количество
юридических лиц: колхозы и кооперативные организации. Государственные
организации и предприятия привлекались к уплате обязательных платежей
(свободного остатка прибыли, платы за основные и оборотные средства,
фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли), которые создавали
условия для государства — собственника подавляющего числа основных и оборотных
средств — перераспределять прибавочный продукт, создаваемый в государственном
секторе народного хозяйства, в соответствии с утвержденными планами экономического
и социального развития страны.
Переход к новым
социально-экономическим отношениям, приватизация государственных и
муниципальных предприятий обусловили необходимость изменения взаимоотношений
государственных организаций и предприятий с бюджетом страны, установления равенства
предприятий независимо от форм собственности в области создания доходов разных
уровней бюджета. В связи с утверждением новой налоговой системы ко всем юридическим
лицам и другим организациям независимо от форм собственности применяется единый
метод налогообложения.
В ст. 8 части первой Налогового
кодекса РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или
оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения
деятельности государства и (или) муниципального образования.
Отличительными чертами любого
налога являются: индивидуальная безвозмездность; безэквивалентность; обязательность;
законность.
Наиболее важной характеристикой
понятия «налог» является, на наш взгляд, характеристика «индивидуальной
безвозмездности», которая означает, что уплата налога не приводит к
возникновению у государства обязанности возместить понесенные затраты в
каком-либо виде в полном размере конкретному налогоплательщику. Налогам
характерно свойство «общей возмездности», что означает возмещение всем
налогоплательщикам понесенных затрат посредством реализации функций
государственного управления.
Наряду с понятием «налог»
существуют еще такие понятия, как «пошлина» и «сбор», которые являются
похожими, но не одинаковыми. Все эти понятия сближает принудительный характер
изъятия. Однако, в отличие от налога, пошлина — это обязательный платеж,
взимаемый государственными и иными уполномоченными органами за совершение в
отношении плательщика юридически значимых действий. Таким образом, пошлина
собирается не со всех, а только с тех, кто вступает с соответствующими органами
власти в отношения по поводу получения определенных услуг. В этом смысле пошлина
отличается от налога отсутствием такой характеристики, как безэквивалентность.
Вместе с тем лицо, воспользовавшись услугой, уже не может отказаться от уплаты
соответствующей пошлины. Здесь и проявляется принудительный характер платежа,
сближающий пошлину и налог.
То же относится и к понятию
«сбор». Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и
физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в
интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного
самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически
значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений
(лицензий). Таким образом, сбор — это целенаправленный платеж, адресность которого,
как правило, содержится в его названии (целевой сбор на содержание милиции,
сбор на нужды образовательных учреждений и т.п.). Либо это безадресный платеж с
определенного вида деятельности или за право осуществления такой деятельности
(сбор за право торговли, проведение местных аукционов и т.п.). В отношении
сбора также не действует принцип безэквивалентности. Однако, так же как
пошлину, лицо, получившее разрешение, обязано уплатить сбор.
Поэтому не все обязательные
платежи следует рассматривать как налоговые. Существуют, например, такие, как
пошлина, сбор, которые занимают определенное место в фискальной системе, но в
строгом смысле налогами не являются.
Экономическая сущность налога
проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет
внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым
она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как
инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.
Выделяют три важнейшие функции
налогов:
1) фискальную (финансирование
государственных расходов);
2) регулирующую, или
распределительную (государственное регулирование экономики);
3) социальную (поддержание
социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами
отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).
Все функции налога не могут
существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в
своем проявлении представляют собой единое целое. Разграничение функций налога
носит в значительной мере условный характер, поскольку они осуществляются
одновременно. Отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других.
Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.
Фискальная функция является
основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для
любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное
предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем
изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий
функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны
страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других
задач, создания и поддержания единой коммуникационной структуры.
Наиболее тесно связана с
фискальной функцией налога его регулирующая, или распределительная, функция,
выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного
фискального инструмента распределительных отношений в обществе. Суть данной
функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные
законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из
производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных
межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система
налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного
самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют
перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.
Налоги оказывают существенное
воздействие и на сам процесс воспроизводства. Здесь проявляется стимулирующая
функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему
налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых
санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой
функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя
другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и
отраслей одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство
целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру
и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом
проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.
С регулирующей и фискальной
функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции
проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с
другой — в контроле за действенностью проводимой экономической политики
государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной
экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого
контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих
равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен
рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых
ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в
саму налоговую систему, или в социальную либо бюджетную политику.
Налоги по способу взимания
бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством
непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога
выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества
налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.). Косвенные налоги
устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы,
НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию
для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало
финансовому ведомству.
В зависимости от характера
ставок различают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги.
Прогрессивный налог — это налог, который возрастает быстрее, чем прирастает
доход. Для разных по величине доходов устанавливается несколько шкал налоговых
ставок. Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с
низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который
возрастает медленнее, чем доход. Косвенные налоги чаще всего регрессивные. Пропорциональный
налог — это, когда применяется единая ставка для доходов любой величины.
Пропорциональный налог может оказаться регрессивным: если из реально получаемых
доходов вычесть обязательные затраты, останется дискреционный доход, который
может вырасти или уменьшиться после введения новых налогов.
Законодательством установлено,
что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных
товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических
лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности,
минимальная месячная оплата труда и др.
В качестве налогоплательщиков в
соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» являются юридические лица, другие организации, например, филиалы, на которые
в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать
налоги. Более точный перечень налогоплательщиков содержится в законе по каждому
конкретному налогу.
Обязанность уплачивать налоги
возникает у налогоплательщиков при наличии у них соответствующего объекта.
Объектами налогообложения в соответствии с законом являются доходы (прибыль),
стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными
бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических лиц,
добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты.
Налоговое законодательство закрепляет
принципы однократности налогообложения: один и тот же объект может облагаться
налогом одного вида только один раз за определенный законом период
налогообложения.
Налоговые ставки, как правило,
устанавливаются представительными органами государственной власти.
С 1 января 2006 года в
налоговой системе Российской Федерации действует 14 налогов и сборов (в том
числе 9 — федеральных, 3 — региональных, 2 — местных) и 4 специальных налоговых
режима.
Согласно ст.12 части первой
Налогового кодекса РФ года в Российской Федерации устанавливаются и взимаются
следующие виды налогов и сборов:
-
федеральные налоги и сборы;
-
региональные налоги и сборы;
-
местные налоги и сборы.
Федеральными признаются налоги
и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей
территории Российской Федерации. К ним относятся:
-
налог на добавленную стоимость;
-
акцизы;
-
единый социальный налог;
-
налог на прибыль организаций;
-
налог на добычу полезных ископаемых;
-
водный налог;
-
государственная пошлина, и др.
Рассмотрим основные виды налогов,
уплачиваемых юридическими лицами.
Налог на добавленную стоимость.
Плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели, а
также лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ. Объектом
налогообложения являются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг)
на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и
передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о
предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание
услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на
территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных
нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через
амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных
работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную
территорию Российской Федерации.
Налоговую базу при реализации,
при передаче для собственных нужд, при ввозе товаров на таможенную территорию
Российской Федерации налогоплательщик определяет самостоятельно в соответствии
с НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или
приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
-
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от видов товаров
(работ, услуг).
Налогоплательщики имеют право
уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты, установленные в ст.171 главы
21 НК РФ.
Уплата налога производится по
итогам каждого налогового периода, исходя из фактической реализации (передачи)
товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа
месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При ввозе товаров на
таможенную территорию РФ сумма налога уплачивается в соответствии с таможенным
законодательством.
Акцизы. Налогоплательщиками акциза
признаются:
-
организации;
-
индивидуальные предприниматели;
-
лица, перемещающие товар через таможенную границу РФ.
Объектом налогообложения
признаются операции, связанные с реализацией (передачей) подакцизных товаров,
которые перечислены в ст.181 главы 22 НКРФ.
Налоговые ставки
устанавливаются в зависимости от вида подакцизного товара.
Уплата акциза осуществляется не
позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, имеющие
только свидетельство на оптовую реализацию, уплачивают налог не позднее 25-го
числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, имеющие
только свидетельство на розничную реализацию, уплачивают акциз не позднее 10-го
числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Единый социальный налог. Плательщиками
налога являются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации;
индивидуальные предприниматели.
Объектом налогообложения
признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в
пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом
которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением
вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по
авторским договорам.
Не относиться к объекту налогообложения
выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых
является переход права собственности или иных вещных прав на имущество
(имущественные права), а также договоров связанных с передачей в пользование
имущества (имущественных прав).
Ставки налога устанавливаются
от категории налогоплательщиков.
Сумма налога исчисляется и
уплачивается отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как
соответствующая процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате
в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на
сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального
страхования, предусмотренных законодательством РФ.
В течение отчетного периода по
итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление
ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных
вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания
соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного
авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период,
определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей и
уплачивается не позднее 15-го числа следующего месяца.
Ежеквартально не позднее 15-го
числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны
предоставлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской
Федерации сведения (отчеты) о суммах налога, пособий, расходов, подлежащих
зачету.
Уплачивают ЕСН отдельными
платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ,
Федеральный фонд обязательно медицинского страхования и территориальные фонды
обязательного медицинского страхования.
Налоговую декларацию по форме,
утвержденной Министерством финансов РФ, налогоплательщики предоставляют в
налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым
периодом.
Налог на прибыль организации. Налог
на прибыль организаций — один из наиболее сложных в налоговой системе РФ. Его
облагаемая база затрагивает все аспекты хозяйственной деятельности предприятия.
Плательщиками налога являются
российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на
территории РФ.
Объектом налогообложения
признается прибыль, полученная организацией. Для российских организаций и
иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные
представительства, прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину
произведенных расходов. К доходам относят:
-
доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
-
внереализационные доходы.
Расходами признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные
налогоплательщиком.
Налогооблагаемой базой по
налогу на прибыль организаций признается денежное выражение прибыли,
определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.
При этом налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки
24%, определяется налогоплательщиком самостоятельно. Доходы и расходы
организации учитываются в денежной форме. Доходы, полученные в натуральной
форме в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав
(включая товарообменные операции), учитываются, исходя из цены сделки.
Внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, так же учитываются
при определении налоговой базы, исходя из цены сделки.
Налогоплательщики, применяющие
специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не
учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
Налоговая ставка
устанавливается в размере 24%. При этом:
-
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%,
зачисляется в федеральный бюджет;
-
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%,
зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
Налог, подлежащий уплате по
истечении налогового периода, уплачивается не позднее 28 марта года, следующего
за истекшим налоговым периодом.
Авансовые платежи по итогам
отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания
соответствующего отчетного периода.
Ежемесячные авансовые платежи,
подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее
28-го числа каждого месяца этого отчетного периода.
К региональным налогам и сборам
относятся:
-
налог на имущество организаций;
-
налог на игорный бизнес;
-
транспортный налог;
Налог на имущество организаций.
Налогоплательщиками налога признаются:
-
российские организации;
-
иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через
постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое
имущество на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне РФ.
Объектом налогообложения
признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве
объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения
бухгалтерского учета.
Налоговым периодом признается
календарный год. Отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять
месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются
законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление
дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий
налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Транспортный налог.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых
зарегистрированы транспортные средства в соответствии с законодательством РФ.
Объектом налогообложения
являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные
машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты,
теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани и другие водные и
воздушные транспортные средства.
Налоговая база определяется
отдельно по каждому транспортному средству в зависимости от вида транспортного
средства.
Налоговые ставки
устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости технических
характеристик транспортного средства.
Налогоплательщики, являющиеся
организациями, самостоятельно исчисляют сумму налога и предоставляют налоговую
декларацию в налоговый орган в срок, который установлен законами субъектов РФ.
К местным налогам относится
земельный налог. Плательщиками земельного налога являются организации и
физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности,
постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Организации и физические лица не признаются налогоплательщиками в отношении
земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного
пользования или переданных им по договору аренды.
Объектами обложения земельным
налогом являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и
гражданам, расположенные в пределах муниципального образования, на территории
которого введен налог.
Налоговая база определяется в
отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию
на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Отчетными периодами для
налогоплательщиков – организаций и физических лиц, признаются первый квартал,
полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки
устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных образований. Допускается установление дифференцированных
налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного
использования земли. По всем землям предельная ставка предусматривается в
размере 1,5%.
Таким образом, с экономической
точки зрения, налоги представляют собой главный инструмент перераспределения
доходов и финансовых ресурсов, осуществляемых органами государственной власти,
а с юридической точки зрения, налоги на юридических лиц — это устанавливаемые
законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки
безвозмездного изъятия государством части доходов предприятий и организаций.
1.2 Предпринимательство как форма организации экономической деятельности
Под предпринимательством, или
предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную
деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свои риск и под свою
имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
За словом «предпринимательство»
стоят понятия «дело», «предприятие», «производство продукта (полезной вещи) или
услуги (невещественного продукта)». Часто предпринимательскую деятельность
называют бизнесом.
Эволюция терминологической,
содержательной сущности предпринимателя и предпринимательской деятельности
связана с историей становления обмена, производства и распределения товаров и
услуг, с уровнем развития научно-технического прогресса (Приложение 1).
В западных странах современное
предпринимательство характеризуется как особый, новаторский,
антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого — постоянный поиск
новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать
для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных; источников.
Такой подход имеет весьма важное значение и для развития предпринимательства в
нашей стране. Но следует подчеркнуть при этом, что для создания и развития,
своего предприятия предприниматель должен «искать» источники ресурсов на основе
действующего законодательства.
По мнению американского ученого
P.С. Ронстадта, предпринимательство — это динамичный процесс наращивания
богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами,
имуществом, карьерой, кто не жалеет, времени на создание собственного дела, кто
предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга
необязательно должны быть чем-то совершенно новым; главное, чтобы,
предприниматель сумел придать им новые качества, увеличить их ценность,
затратив на это; необходимые силы и средства.
В свою очередь, известные
американские ученые профессора Р. Хизрич и М. Питерс дают, по их мнению,
наиболее емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы
предпринимательского поведения: «Предпринимательство – это процесс создания
чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы,
предполагающий принятие на себя финансовой; моральной и социальной
ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение,
достигнутым»1, И далее авторы пишут, что жизнь человека, который решает начать
собственное дело, полна надежд, разочарований, беспокойств и упорного труда.
Р. Хизрич дает одно из самых
кратких определений сущности предпринимательства: это процесс создания чего-то
нового, что обладает стоимостью.
По
мнению Й. Шумпетера, производить — значит, комбинировать имеющиеся в нашем
распоряжении вещи и силы, а процесс производства есть процесс комбинаций производительных
сил, результатом которых являются новые продукты. Производить нечто иное или
иначе — значит, создавать другие комбинации из этих вещей или сил. Фактически Й.
Шумпетер излагает часть процесса функционирования предпринимательских организаций
в условиях конкурентной рыночной среды.
А. Шапиро пишет, что
практически во всех определениях предпринимателя и предпринимательства речь
идет о таком поведении, которое включает, во-первых, элемент инициативы,
во-вторых, организацию, или реорганизацию социально-экономических механизмов, с
тем, чтобы суметь с выгодой использовать: имеющиеся ресурсы и конкретную
ситуацию, в-третьих, взятие на себя ответственности за возможную неудачу, т.е.
готовность рисковать. Как видно, в этом определении сочетаются экономический,
личностный и управленческий подходы.
Определенный интерес вызывает
точка зрения российского ученого-экономиста А.В. Бусыгина о сущностных понятиях
предпринимательства, под которым он понимает стремление и действия к
самостоятельному ведению деловой активности по практической реализации
конкретной деловой идеи на определенных формализованных началах. По мнению А.В
Бусыгина, предпринимательство есть искусство ведения деловой активности, есть
прежде всего мыслительный процесс, реализуемый в форме делового проектирования.
В профессиональном смысле, по его мнению, предпринимательство рассматривается
как умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять
функции, связанные с ведением собственного дела.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|