Налоги и их влияние на совершенствование предпринимательской деятельности в России
Налогоплательщиками и
плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового
режима признаются организации, являющиеся инвесторами соглашения в соответствии
с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
Таким образом, в РФ формируется
система учета, которая смогла бы в полном объеме удовлетворить интересы западных
инвесторов в российской экономике. Наиболее актуальны сейчас проблемы планомерного
введения глав Налогового кодекса РФ, регулирующие правоотношения в РФ.
Предприятия, работающие по МФСО, в данном случае наиболее открыты для работы с
зарубежными фирмами. В результате своей финансово-хозяйственной деятельности большая
часть налоговых платежей поступает в бюджет РФ, что оказывает существенное
влияние на Экономическое развитие РФ и на социальные программы, проводимые
Правительством РФ.
Специфика развития
отечественного предпринимательства вызвана следующими причинами:
-
исторически быстрым и спонтанным ходом социально-экономических преобразований,
определившим необходимость ускоренного формирования новых экономических
отношений при незавершенности реорганизации их базисной основы
-
неспособностью государства к выполнению управляющей роли в
процессах политического, административного и правового регулирования развитием
предпринимательской деятельности; отсутствием социальной подготовленности
широкого слоя людей, способной обеспечить их эффективную рыночную переориентацию,
-
формирование качественно новых моделей трудового поведения;
-
устойчивость стереотипов экономического поведения, сформированных
в условиях всеобщего огосударствления собственности и административного централизма.
Начиная с конца 80-х годов сначала
в СССР, затем и в России происходило бурное развитие предпринимательства. В
настоящее время условия ведения бизнеса в России по сравнению с 90-ми годами ХХ
века существенно изменились. Стабилизация экономики государства, укрепление
рубля и постепенный переход к признанию его на международном рынке, снижение
темпов инфляции, создание и постоянное увеличение денежных средств в
государственных резервных фондах, постоянное совершенствование законодательной
базы, постепенное вхождение в мировой рынок-все это влияет на деятельность как
российских, так и зарубежных компаний, работающих в России.
Сложились тенденции, которые
определяют, какие из резервов повышения конкурентоспособности помогут компаниям
не только остаться на рынке, но и успешно развиваться дальше. Государство на
макроуровне разрабатывает планы по развитию различных отраслей экономики на 10
и более лет. Создаются долгосрочные программы по развитию регионов и проекты в
социальной сфере, в которые вкладываются значительные бюджетные средства. Разработка
государственной стратегии создает условия для развития промышленности,
внедрения новых технологий и новейших достижений науки.
Россия стремится стать
экономически сильным государством. Происходящие в экономике изменения позволяют
российским производственным и торговым компаниям с одной стороны, более
уверенно и на плановой основе осуществлять свою деятельность, а с другой
стороны усиливают конкурентную борьбу с иностранными торговыми и
производственными компаниями, успешно осваивающими российский рынок.
Для развития бизнеса в России
сегодня характерно:
-
наличие на рынке широкого ассортимента практически всех видов
товаров на всей территории России;
-
относительная стабилизация цен на товары и общая тенденция их
снижения (без учета инфляционного процесса и повышения цен на энергоносители на
мировом рынке, и несмотря на мировой экономический кризис);
-
постепенный уход с рынка компаний, имеющих меньшую производительность
труда и более высокие затраты на продвижение товара к потребителю;
-
расширение географии торговых сетей крупных компаний, образованных
с участием иностранного капитала;
-
создание крупных логистических центров в различных регионах и
постепенный охват ими всей территории страны;
-
рост транспортных и складских услуг, предоставляемых российскими
и иностранными логистическими компаниями;
-
расширение числа консалтинговых компаний в сфере логистики;
По мере совершенствования
законодательства, укрепления экономики и стабилизации ситуации в стране на
российский рынок хлынули сначала торговые, а затем и производственные
иностранные компании. Имея отработанную и опробованную на практике в других
странах стратегию развития бизнеса и обладая большими финансовыми
возможностями, они начали проникать в разные отрасли российской экономики и
создавать свою инфраструктуру (сети магазинов, складов, различные
производства).
Крупные иностранные компании
действуют по четким планам развития, которые просчитываются обычно на 10-15
лет. Они используют в работе самые современные технологии, созданные в специализированных
научных институтах и лабораториях.
Для российских компаний (как
торговых, так и производственных) ситуация на рынке потребовала адекватного
подхода и перестройки, в первую очередь системы планирования, управления
бизнес-процессами и их оптимизации. Новые условия внешней среды требуют от
руководителей отечественных компаний разработки тщательно продуманной и
рассчитанной стратегии развития как минимум на 5-10 лет, если они хотят
закрепиться или же просто выжить. Этот временной период позволяет освоить
вложенные капиталы в строительство складских и иных объектов. При планировании
деятельности компании на период от 10 до 15 лет появляется возможность окупить
вложенные средства и рассчитать использование объекта для развития бизнеса с
минимизацией расходов.
Предприниматели, или бизнесмены
— общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в
бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками,
в свободное время тоже пытающиеся «делать деньги». Этот слой охватывает всю
совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой
деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью
получения прибыли.
Этот слой далеко не однороден
по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп:
-
предприниматели, частные собственники преимущественно мелких предприятий
и фирм, лично управляющие ими и не совмещающие эту деятельность с работой по
найму (11%);
-
самозанятые — лица, занятые мельчайшим предпринимательством на
базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств
производства (23%);
-
бизнесмены-менеджеры — наемные директора мелких и средних предприятий,
главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие
управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса (2%);
-
наемные работники, в основном акционированного и частного
секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную
работу с теми или иными видами предпринимательства (46%);
-
менеджеры-совладельцы — хозяйственные руководители мелких и
средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие
пакетами акций управляемых предприятий (13%);
-
хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными
предприятиями на основе найма (5%) (рис. 2).
Рис. 2. Структура бизнес-слоя в
Российской Федерации
Небольшое число
предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для
многих представителей бизнеса сохранение должности (рабочего места) играет
защитно-вспомогательную роль — одним она служит социальным прикрытием, другим —
способом накопления трудового стажа, третьим — страховкой на случай
банкротства, четвертым — источником дефицитных ресурсов, деловых связей и
льгот.
Предпринимателей можно также
дифференцировать по показателям доходов. Он делится на три ступени:
-
предприниматели, бизнесмены-менеджеры и самозанятые. Доходы
предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов почти в
2 раза, а «работников вне бизнеса» — почти в 5 раз.
-
полупредприниматели и менеджеры-совладельцы. Доходы этой группы в
2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков «работников вне
бизнеса».
-
«классические» менеджеры. Их заработок всего на 4 % выше зарплаты
работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях
образования, квалификации и ответственности труда тех и других.
Из этого можно сделать вывод,
что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и
управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим
предпринимательством.
Рассмотрим некоторые
показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации (здесь и далее — по данным Федеральной службы государственной
статистики).
Таблица 2
Количество предприятий малого предпринимательства
за 2000-2009 гг.
Предприятия
Период
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
малого бизнеса
843
882
893
953
979
1033
1137
1348
1445
среднего бизнеса
6412
8711
9985
11407
13889
15412
16542
17387
18012
Всего
7255
9593
10878
12360
14868
16445
17679
18735
19457
Как видно из представленных
данных, количество предприятий малого и среднего бизнеса за период с 2001 по
2009 годы постоянно увеличивалось. Особенно бурно их число росло в начале 2000-х
годов.
Наглядно динамика численности
предприятий малого и среднего бизнеса приведена на рис. 3.
Рис. 3. Количество предприятий
малого и среднего бизнеса в РФ за 2000-2009 гг.
Число мелких и средних
предприятий увеличилось с 7255 в 2001 году до 19457 в 2009 году, при этом
количество предприятий малого бизнеса увеличилось с 843 до 1445, т.е. почти в 2
раза, а предприятий среднего бизнеса — с 6412 до 18012, т.е. практически в 3
раза, что говорит о том, что предприятий среднего бизнеса намного больше.
Распределение предприятий по
видам экономической деятельности приведено в таблице 3.
Таблица 3
Количество малых предприятий по
видам экономической деятельности (на конец года)
2005
2006
2007
2008
Тыс.
% к итогу
Тыс.
% к итогу
Тыс.
% к итогу
Тыс.
% к итогу
Всего
979,3
100
1032,8
100
1137,4
100
1347,6
100
из них:
сельское хозяйство
26,8
2,7
28,9
2,8
29,4
2,6
35,2
2,6
рыболовство
2,2
0,2
2,4
0,2
2,5
0,2
2,8
0,2
добыча полезных ископаемых
3,6
0,4
4,1
0,4
4,5
0,4
5,2
0,4
обрабатывающие производства
120,0
12,3
123,4
12,0
128,6
11,3
144,5
10,7
коммунальные услуги
2,9
0,3
4,1
0,4
4,9
0,4
6,9
0,5
строительство
109,3
11,2
117,1
11,3
130,7
11,5
160,2
11,9
торговля
448,8
45,8
464,6
45,0
510,6
44,9
571,9
42,4
гостиницы и рестораны
19,9
2,0
20,8
2,0
29,7
2,6
34,3
2,5
транспорт и связь
44,3
4,5
50,3
4,9
57,3
5,0
73,4
5,4
в том числе связь
6,3
0,6
7,1
0,7
7,8
0,7
9,3
0,7
финансовая деятельность
12,5
1,3
14,7
1,4
16,1
1,4
12,1
0,9
операции с недвижимостью
151,9
15,5
163,3
15,8
181,3
15,9
236,0
17,5
образование
2,7
0,3
2,7
0,3
2,7
0,2
3,6
0,3
здравоохранение
10,5
1,1
10,8
1,0
11,6
1,0
15,5
1,2
прочие услуги
23,6
2,4
25,3
2,4
27,2
2,4
33,5
2,5
Основными видами деятельности,
которыми занимаются предприятия малого бизнеса, являются торговля (42,4-45,8%),
операции с недвижимостью (15,5-17,5%), обрабатывающие производства
(10,7-12,3%). На долю всех остальных видов деятельности приходится менее 25%.
Это объясняется в первую очередь тем, что в данных отраслях достаточно низкий
финансовый барьер для входа на рынок, т.е. затраты для открытия предприятия
относительно невелики, а также высокой нормой дохода, когда вложенные средства
достаточно быстро окупаются.
Приведем основные итоги
экономической деятельности предпринимательства в России (таблица 4).
Таблица 4
Основные экономические
показатели деятельности малых предприятий РФ в 2001-2009 гг.
Показатели
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Число малых предприятий (на конец года), тыс.
843,0
882,3
893,0
953,1
979,3
1032,8
1137,4
1347,6
1445,2
Объем продукции (работ, услуг), млрд. руб.
852,7
1160,8
4421,3
7241,4
9612,6
12099,2
15468,9
15436,9
16148,2
Среднесписочная численность работников, тыс. ч.
6483,5
6720,3
7458,9
7815,1
8045,2
8582,8
9239,2
9390,5
9562,3
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.
43,5
49,7
67,3
99,2
120,5
171,3
259,1
472,3
411,3
По данным показателям виден
уверенный рост на протяжении всего периода. Так, объем произведенной продукции
всеми объектами малого предпринимательства в 2001 году составил 852,7 млрд.
руб., а в 2009 году — уже 16148,2 млрд. руб. При этом значительный рост был достигнут
в 2003-2007 годах. В 2008 и 2009 годах наблюдается снижение темпов роста этого
показателя, в связи с кризисными явлениями в экономике. Аналогичная тенденция
прослеживается и по другим показателям, таким как, численность работников и инвестиции
в основной капитал. Хотя при этом численность работников росла более низкими
темпами, чем численность самих предприятий. Так, в 2001 году численность
работников составляла 6483,5 тыс. чел., а в 2009 году — 9562,3 тыс. чел., т.е.
увеличилось всего в 1,5 раза, тогда как численность предприятий увеличилась
почти в 2 раза, а объем инвестиций — практически в 10 раз.
Также приведем данные о
развитии предпринимательства в Республике Марий Эл (таблица 5).
Таблица 5
Динамика показателей
деятельности малых предприятий по Республике Марий Эл за 2001-2009 гг.
Показатели
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Место, занимаемое в Российской Федерации
2007
Число малых предприятий, тыс.
4,1
4,1
4,6
3,4
4,4
4,5
4,3
4,8
4,4
51
Среднесписочная численность работников, тыс. чел.
18,6
17,6
20,9
25,3
31,7
31,9
34,5
35,9
27,8
Оборот малых предприятий, млрд. руб.
7,2
7,8
9,6
11,3
14,2
16,6
26,0
36,9
31,9
Как видно из представленных
данных, количество малых предприятий в Республике Марий Эл менялось
незначительно, а к концу 2009 года и вовсе снизилось по сравнению с 2009 году.
Это связано, в первую очередь, со спецификой экономического положения региона,
а также с последствиями мирового экономического кризиса. При этом, хотя объем
оборота малых предприятий вырос с 7,2 млрд. руб. в 2001 году до 31,9 млрд. руб.
в 2009 году — т.е. более, чем в 4 раза, численность работников, занятых в
предпринимательской сфере, которая увеличивалась в период с 2001 по 2008 годы,
в 2009 году не только не возросла, но даже уменьшилась. И если в 2008 году она составляла
35,9 тыс. чел., то в 2009 год — 27,8 тыс. чел. Остальное количество работников
попросту были сокращены или уволены из-за спада производства (рис. 4).
Рис. 4. Динамика показателей
деятельности малых предприятий по Республике Марий Эл за 2001-2009 гг.
Распределение малых предприятий
РМЭ по видам деятельности приведено в таблице 6.
Как видно из представленных
данных, самой многочисленной сферой деятельности в регионе является оптовая и
розничная торговля и ремонт автотранспорта.
Таблица 6
Распределение малых предприятий
Республики Марий Эл по видам экономической деятельности в 2009 г.
Число малых предприятий (на конец года), тыс.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей),
тыс. человек
Оборот малых предприятий, млрд. руб.
обрабатывающие производства
строительство
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта
обрабатывающие производства
строительство
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта
обрабатывающие производства
строительство
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорта
0,9
0,4
2,1
11,9
3,8
10,4
7,0
2,3
22,6
Далее приведем показатели развития
предпринимательства в Российской Федерации на примере торговой сферы, как самой
динамичной на сегодняшний день.
Число торговых предприятий
составляет 46,3% от их общего числа всех предприятий. Оборот розничной торговли
в России растет очень быстрыми темпами (таблица 7).
Таблица 7
Оборот розничной торговли РФ в
2000-2009 гг.
Период
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Объем реализации товаров в розничной торговле, млрд. руб.
1797
2352
3070
3765
4529
5641
7038
8690
9125
8741
Быстрое увеличение розничного
товарооборота (рис. 5) за последние годы происходит на фоне уменьшения числа
крупных и средних хозяйствующих субъектов на рынке и изменения параметров
транспортных потоков и складской системы, обеспечивающей функционирование
товаропроводящей системы.
Рис.5. Динамика оборота
розничной торговли РФ в 2000-2009 гг.
Это означает уход с российского
рынка российских компаний, не способных приспособиться к новым реалиям и не
выдерживающим конкуренции в первую очередь с сильными иностранными компаниями.
По данным Федеральной службы
государственной статистики, число крупных и средних хозяйствующих субъектов
изменилось с 69,4 тысяч в 2005 году до 47,3 тысяч в 2009 году. За указанный
период их число ежегодно уменьшалось на 9%. При этом доля товаров российского
производства в общем товарообороте постепенно снижается (таблица 8, рис. 6).
Таблица 8
Структура товарных ресурсов
розничной торговли (в фактически действовавших ценах; в процентах к итогу)
Товарные ресурсы розничной торговли
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Собственного производства, %
60
59
59
57
57
55
54
51
50
Поступлений по импорту, %
40
41
41
43
43
45
46
49
50
Рис. 6. Структура товарных
ресурсов розничной торговли (в процентах к итогу) за 2001-2009 гг.
Вышеуказанные данные
свидетельствуют об усилении конкурентной борьбы между торговыми компаниями и
эта ситуация будет характерна для рынка и на последующие годы.
Таким образом, существование и
развитие российского предпринимательства зависит как от способности их руководителей
применить в своей работе новейшие достижения в области стратегического
планирования, управления и использования современных информационных систем и
технологий, так и от государственной поддержки этой сферы.
Так как большая часть денежных
потоков в малом бизнесе связана именно с налоговой деятельностью, то без
оптимизации и совершенствования налоговой системы, без разработки стратегии
развития налоговой политики в сфере предпринимательства и налоговой стратегии,
обеспечивающей ее реализацию, никакое успешное развитие в сфере
предпринимательства не будет возможным.
Создание
новой особой формы взаимоотношений государства и предпринимательства не
обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами
хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным
регулированием и др.
Главным
препятствием к становлению эффективной налоговой системы в РФ является то, что
нынешние налоги в своей основе формировались в условиях экономического кризиса
90-х годов прошлого века, что не могло не отразиться на их количестве,
структуре и ставках.
Характерным
является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов. Это не
удивительно, т. к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов
производства, инфляции был велик соблазн все экономические проблемы государства
решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки,
противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки
налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая
недоимка налогов в бюджеты разных уровней.
Во
многом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере по форме,
налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу
все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает
российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия,
экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области
политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян.
Особенно
удушающим оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на
уровне 28%. Несмотря на то что его ставка в последующем была снижена до 20%, он
по-прежнему является одним из факторов роста цен.
К
серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в
России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы
является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим
привлечение иностранного капитала в российскую экономику.
Общая
логика налоговых реформ во многих странах связана с постепенным переходом от
косвенного налогообложения к обложению конечного дохода. Глубина этого перехода
часто зависит от способности справиться с задачей легализации экономической деятельности
и доходов от нее с тем, чтобы перейти к прямому налогообложению доходов
юридических лиц.
В
качестве управляющего переданными средствами государство для предпринимателей
проявляет себя зачастую неэффективно. Предприниматель понимает, что эффективность
чиновничьей деятельности по доведению отчисления до тех или иных целевых групп
населения будет много ниже той, что он достиг в своем бизнесе. Вокруг каждого
успешного предпринимателя есть люди, которые получают от него ту дотацию,
которую они не получают от государства. Это касается и тех рабочих мест,
которые создает предприниматель своей деятельностью, и определенные социальные
программы и благотворительность, осуществляемые им без участия государства.
Поскольку
государство диктует рамки — налоговые, административные и иные — в которых
существует бизнес, то перед налогоплательщиком встает вопрос о выгоде и
издержках деятельности по оптимизации налогов. На практике этот вопрос сводится
к сопоставлению уплачиваемых государству сумм с тем, сколько надо потратить на
«механизм» уклонения от налогов. И подчас реально достижимая экономия на
налогах оказывается очень значительной: всего лишь несколько товарных оборотов,
проведенных по «льготной» налоговой схеме, позволяют существенно упрочить
бизнес.