бесплатные рефераты

Налоги и их влияние на совершенствование предпринимательской деятельности в России

Неудивительно, что к существующей налоговой системе в настоящее время предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и «качеству» налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию.

Кроме того, система налогового администрирования является также одним из слабых мест современной налоговой системы России. Большое количество налогов, сложные методики их исчисления, необходимость предоставления ежеквартальных налоговых деклараций делают налоговую систему неэкономичной и малоэффективной как для предприятий и граждан, так и для государства.

В этой связи интересным будет привести результаты исследования «Уплата налогов», ежегодно проводимого PricewaterhouseCoopers, IFC и Всемирным банком. Исследование является частью крупной программы «Удобство ведения бизнеса», которая посвящена оценке комфортности ведения предпринимательской деятельности в 178 странах мира.

Россия в рейтинге стран по уровню сложности налоговой системы занимает лишь 130 место. Для того, чтобы уплатить все налоги в нашей стране, заполнив при этом все необходимые декларации, налогоплательщикам в среднем потребуется 448 часов в год. При этом полная налоговая ставка в нашей стране по итогам прошлого года достаточно высока и составляет 51,4% (таблица 9).


Таблица 9

Рейтинг стран по уровню сложности налоговой системы

Страна

Общее число налогов

Время, затрачиваемое на уплату налогов, часов в год

Полная налоговая ставка, %

1

Мальдивы

1

0

9,1

2

Сингапур

5

49

46,7

3

Гонконг, Китай

4

80

24,4

4

ОАЭ

14

12

14,4

5

Оман

14

62

21,6

6

Ирландия

9

76

28,9

7

Саудовская Аравия

14

79

36,6

8

Кувейт

14

118

14,4

9

Новая Зеландия

8

70

35,1

10

Кирибати

7

120

31,8





130

Россия

22

448

51,4


Конечно, за последнее десятилетие в налоговой сфере России сделаны серьезные шаги, в результате чего выросла собираемость налогов, снизились масштабы уклонения от их уплаты. В целом уменьшилось налоговое бремя на экономику: снижены ставки основных налогов, например налог на прибыль с 35 до 24%, НДС с 20 до 18%, единый социальный налог с 39,5 до 26%, введена плоская шкала подоходного налога 13%. При этом общее количество налогов сократилось с 52 (столько их было в 1988 году) до 15.

Но, хотя общая налоговая нагрузка на предпринимательскую деятельность снизилась, она все же по-прежнему остается неоправданно велика. В результате снижаются возможности для модернизации и развития производства, создания новых рабочих мест. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть необременительной для бизнеса и не препятствовать повышению его конкурентоспособности и росту деловой активности.

Таким образом, налоговая система нашей страны нуждается в дальнейшем реформировании.

Попытаемся выделить основные направления совершенствования налоговой системы РФ.

1. По мере снижения обязательств государства в сфере оптимизации расходов на нужды государства и общества нужно добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет уменьшения числа налогов и снижения налоговых ставок – сокращение числа налогов и налоговых ставок вполне может привести к тому, что многие налогоплательщики «выйдут из тени», перестанут скрывать свои налоги. Так, например, было в 2005 году, когда произошло значительное снижение ставки единого социального налога, что не только не привело к уменьшению собираемости указанного налога, а, наоборот, к значительному росту его поступлений в бюджет. Сокращение налогов благоприятно скажется и на финансовом состоянии предприятий, и на их инвестиционной деятельности — часть денежных средств, которые будут оставаться в результате уменьшения налоговых ставок, будет направляться на развитие хозяйствующих субъектов.

2. Необходимо сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся не только в разных экономических условиях, но и с учетом единого экономического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.

3. Налоговая система должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога.

Для достижения указанных целей необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:

-        законодательно ликвидировать многочисленные налоговые льготы как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;

-        законодательно и организационно обеспечить полноту и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;

-        ликвидировать в налоговом законодательстве все условия, способствующие легитимным способом избежать снижения сумм уплаты налогов и сборов;

-        законодательно и организационно упростить налоговую систему за счет уменьшения числа налогов и сборов, заменив их единым налогом на доход, сокращения и ликвидации всевозможных внебюджетных и бюджетных фондов, сокращения органов, ответственных за собираемость налоговых платежей.

Реализация указанных мероприятий будет способствовать созданию рациональной (оптимальной), эффективной, справедливой, стабильной и предсказуемой налоговой системы, что позволит:

-        выровнять условия налогообложения для всех субъектов налога посредством отмены исключений и налоговых льгот;

-        добиться отмены налогов и сборов, взимаемых без учета результатов реальной хозяйственной деятельности субъектов налога;

-        привести налоговую базу по взимаемым налогам в соответствие с экономическим содержанием деятельности субъекта налога;

-        провести комплекс мер организационного характера по повышению уровня собираемости налогов и сборов, в частности, за счет включения в налоговое законодательство механизма повышения ответственности должностных лиц за налоговый контроль;

-        снизить общее налоговое бремя посредством более равномерного распределения налоговой нагрузки между категориями налогоплательщиков, снижения нагрузки на фонд оплаты труда, снижения налоговых ставок на НДС, акцизы и другие виды налогов;

-        упростить налоговую систему за счет сокращения общего числа видов налогов и сборов, унификации порядка уплаты налоговых платежей, замены ряда видов налогов единым налогом на доход субъекта налога.

Говоря о снижении ставок конкретных налогов, следует отметить, что такой снижение не должно быть резким, оно должно быть продуманным и не должно вести к разбалансированности бюджета. Успешные примеры в современной отечественной системе налогового реформирования есть — в 2004 год была снижена ставка НДС, формирующего большую часть бюджета с 20 до 18%. Это прошло спокойно, без ущерба для бюджета и даже с некоторыми плюсами для налогоплательщиков. Действительно, темп прироста НДС в консолидированном бюджете в 2005 году составил более 37%, несмотря на снижение ставки налога — это самый значительный темп роста данного налога за весь период (с 2002 года), которые рассматривались в рамках анализа.

Успех может быть объяснен двумя причинами: во-первых, изменение было сделано, когда экономика страны находилась на стадии роста; во-вторых — сокращение было не столь значительным и не разбалансировало бюджет. Аналогичный успех был достигнут и при резком снижении НДФЛ до 13%, а потом и ЕСН до 26%. Налогообложение фонда оплаты труда за счет этого резко сократилось — это дало как положительный социальный эффект, так и фискальный.

4. Необходимо обеспечить стабильность налоговой системы и налогового законодательства. Действительно, в настоящее время, в течение календарного года принимается множество поправок в налоговом законодательстве. За ними должны следить как работники налоговых служб, так и работники бухгалтерий хозяйствующих субъектов. Это приводит к значительному увеличению трудоемкости ведения налогового учета на предприятиях, к налоговым ошибкам и так далее. Кроме того, неопределенная ситуация с налогами не только на долгосрочную, но и на среднесрочную перспективу сильно затрудняют организациям среднесрочное и стратегическое планирование, поскольку предсказать налоговую составляющую нашей экономики на длительный срок возможным не представляется. Нестабильность налогового законодательства приводит и к тому, что в силу непредсказуемости отечественной налоговой системы, к нам боятся ехать зарубежные инвесторы. В связи с этим представляется целесообразным принимать законодательные акты, касающиеся налогообложения на длительный срок.

5. Нужно упростить методики исчисления налогов. Методики исчисления ряда налогов в нашей стране сильно отличаются от тех, которые применяются в других развитых странах. Например, в состав расходов при исчислении налога на прибыль традиционно включаются все расходы, связанные с бизнесом. У нас же предприятия имеют возможность включать далеко не все расходы — например, командировочные, представительские и другие расходы включаются только в пределах норм. Это сильно усложняет ведение как налогового учета хозяйствующим субъектом, так и проверку налоговых расчетов налоговым инспектором и делает систему налогового администрирования громоздкой и неэкономичной.

6. Необходимо также пересмотреть нормы амортизационных отчислений. В настоящее время за счет амортизации покрывается только часть расходов на восстановление основных средств, что приводит к их чрезмерному физическому износу. Целесообразно внедрение прогрессивных норм амортизации, позволяющих полностью амортизировать основные средства уже в первые годы их эксплуатации.

7. В настоящее время налоговое законодательство при исчислении конкретных налогов практически не принимает во внимание фактор инфляции — и с учетом этого фактора также необходимо совершенствовать методики расчета налогов.

8. Одним из важных направлений совершенствования налоговой системы является совершенствование налогового документооборота — необходимо интенсивное и расширенное внедрение электронных процессов с целью упрощения процедур регулирования, с целью сокращения документооборота, а также сокращения срока рассмотрения решений. Определенные шаги в этом направлении делаются, в частности, у налогоплательщиков появилась возможность сдавать налоговую отчетность по электронной почте.

9. Введение инвестиционных льгот по налогу на прибыль. С принятием главы 25 НК РФ была отменена льгота, которая исключала из налогообложения доходы, направляемые на инвестиции хозяйствующих субъектов. 25 глава НК РФ требует, чтобы все средства, которые пошли на развитие, модернизацию, закупку оборудования и социальные вопросы, включались в сумму, подлежащую налогообложению. Во всех же цивилизованных странах мира эти расходы, наоборот, исключаются из обложения налогом.

Как показывает практика, после введения 25 Главы НК РФ собственные инвестиций предприятий снизились примерно на 26%, что, естественно, неблагоприятно сказывается на развитии хозяйствующих субъектов, поскольку именно инвестиции традиционно являются главным источником развития предприятий. По нашему мнению, налоговое законодательство должно строиться таким образом, чтобы стимулировать развитие народного хозяйства, предоставлять хозяйствующим субъектам через экономию на налогах дополнительные средства на инвестиции, на развитие. Это одна из основных функций государственного регулирования.

При том, что в стране провозглашается политика привлечения иностранных инвестиций, инвестиционная активность отечественных предпринимателей по каким-то причинам через систему налогового законодательства не стимулируется. Поэтому возврат к налоговым льготам по налогу на прибыль представляется необходимым шагом.

10. Налоговой системе РФ нужна целостная концепция. В частности, на уровне законодательной власти должны четко сформулировать цель экономического развития страны, а уже затем для ее реализации определять необходимый набор инструментов, одним из которых являются налоги.

11. Необходимо пересмотреть пропорции соотношения налоговых доходов федерального и региональных бюджетов. Пока что, большая часть налогов поступает в федеральный бюджет, что сильно ограничивает финансовую базу региональных и местных бюджетов и ставит их в зависимость от федерального бюджета.

Таким образом, налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие предпринимательства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система Российской Федерации была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.



Заключение


Налоги как экономическая категория являются частью производственных отношений, поскольку они возникают и функционируют в процессе распределения и перераспределения национального дохода, создаваемого на всех стадиях производства и обращения.

В условиях современной экономики Российской Федерации возрастает значение регулирующей функции налогов, влияния государственной налоговой политики на развитие предпринимательства и повышение деловой активности в России. В процессе анализа налоговой политики государства по данной работе можно сформулировать следующие выводы:

Все налоги выполняют регулирующую функцию: любое изменение в элементах налоговой системы (изменение порядка исчисления налога, изменение налоговых ставок и льгот) влияет на экономические процессы в стране, поскольку все налоги включаются в цены товаров (работ, услуг). Поэтому простым переносом налогового бремени с производителей на потребителей не будет достигнута цель реформирования налоговой системы по стимулированию развития предпринимательства, которая может быть выполнима только снижением совокупной налоговой нагрузки и перераспределением ее между факторами производства.

На протяжении долгого периода реформ правительством РФ был допущен ряд фундаментальных ошибок в формировании налоговой стратегии государства. В качестве теоретической базы была ошибочно избрана монетаристская политика. Это повлияло на состояние современной налоговой системы таким образом, что фискальная ориентация по-прежнему является важнейшим препятствием для экономического оживления и роста деловой и инвестиционной активности. Однако существующие положительные тенденции налоговой реформы говорят о наметившемся увеличении уровня собираемости налогов, формирования доверия у налогоплательщиков.

За последние годы в России был проведен ряд налоговых реформ, к позитивным результатам которых следует отнести некоторое снижение налогового бремени налогоплательщиков за счет уменьшения налоговых ставок по основным налогам (налога на прибыль организаций — до 24%, НДС — до 18%, налога на доходы физических лиц — до 13%, ЕСН — до 26%).

В рамках реализации основных направлений налогового реформирования, помимо совершенствования отдельных налогов, достигнуто определенное упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. С 1 января 2006 года в налоговой системе Российской Федерации действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 — федеральных, 3 — региональных, 2 — местных) и 4 специальных налоговых режима.

Положительным результатом налогового реформирования также является введение специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также для сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленных на снижение налогового бремени для налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования.

Однако, российской налоговой системе присущи следующие недостатки:

-                   фискальная направленность (при этом роль регулирующей функции значительно принижена) и недостаточное использование налоговых механизмов в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской активности, расширения производства;

-                   значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности.

Отдельно следует выделить крайнюю нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящих к большим затратам на ведение бухгалтерского и налогового учета и содержание налоговых органов. В условиях перманентной налоговой реформы налогоплательщику становится все сложнее планировать свою экономическую и финансовую деятельность, оптимизировать налоговые платежи, сочетать интересы бизнеса с интересами и законными требованиями государства. Кроме того, сложившаяся система налогообложения постоянно вытесняет капиталы из производственного сектора, не позволяя развиваться нормальному инвестиционному процессу, так как блокирует важнейший источник внутренних инвестиций - добавочный доход. В результате наблюдается постоянный отток национального капитала за рубеж при недостаточном встречном потоке иностранного капитала.

Сегодня, в проводимой в нашей стране налоговой политике, остаются в силе (в ущерб экономическому и социальному развитию) две основные тенденции налогообложения: концентрация налоговых сборов в сфере материального производства и несправедливое распределение общего налогового бремени между получателями особо низких и особо высоких доходов.

В этом отношении налоговые органы Российской Федерации заметно отходят от западной модели налогообложения, которая носит ярко выраженный социальный характер и сохраняет акцент на повышенном обложении «незаработанных» и «непроизводственных» доходов.

Поэтому необходимо продолжить дальнейшее реформирование налоговой системы и ее адаптацию к новым общественным отношениям, мировому опыту.

Для достижения этой цели в работе предлагаются конкретные мероприятия и рекомендации по совершенствованию налоговой системы страны, в частности:

-                   постепенное снижение числа налогов и налоговых ставок с целью снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов, что позволит им аккумулировать дополнительные денежные средства на развитие;

-                   реформирование системы налогового администрирования с целью сокращения уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога;

-                   обеспечение стабильности налогового законодательства хотя бы в среднесрочной перспективе;

-                   совершенствование методик исчисления налогов;

-                   совершенствование налогового документооборота и др.

За годы реформирования налоговой системы РФ достигнуто уже много положительных результатов, однако для целенаправленного развития нашей страны процесс совершенствования налоговой системы должен быть неотъемлемой частью социально-экономической политики государства.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.         Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г. //Российская газета — № 237. — 25.12.1993 г.

2.         Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Введен в действие с 1 января 1999 г. — Часть вторая. Введена в действие 5 августа 2000 г. //СПС Консультант-Плюс.

3.         Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-Ф3. Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ //СПС Консультант-Плюс.

4.         Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 22 декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями) //СПС Консультант-Плюс.

5.         Федеральный закон от 24.07.07 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ //СПС Консультант-Плюс.

6.         Закон РФ от 14.07.1992 №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» //СПС Консультант-Плюс.

7.         Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 №121 «О федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы» //СПС Консультант-Плюс.

8.         Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 №214 «Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год» //СПС Консультант-Плюс.

9.         Аборнева О.И., Воронин В.П. Проблемы развития малого предпринимательства в России // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — №2. — С. 35-41.

10.    Александров И.М. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 317 с.

11.    Анализ налоговой реформы в России //Инвестиции в России. — 2009. — №4. — С. 48-65.

12.    Балацкий Е.В. Концептуальная модель структуры налоговой системы //Экономическая наука современной России. — 2006. — № 2. — С. 21-32.

13.    Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем //Налоговый вестник. — 2007. — №3. — С. 93-98.

14.    Барулин С.В., Бекетова О.Н. Лафферовы эффекты в экономике современной России //Финансы. — 2008. — №4. — С.34-37.

15.    Баштанов А.Н. Способы определения налоговой нагрузки на хозяйствующего субъекта //Региональная экономика и социология. — 2008. — №2. — С. 38-47.

16.    Биш А. Проблемы российского предпринимательства //Вопросы экономики. — 2008. — №3. — С.42-55.

17.    Бобоев М., Кашин В. Налоговая политика России на современном этапе //Финансист. — 2008. — № 7. — С. 28-33.

18.    Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика /Под ред. к.ю.н. А.В.Брызгалина. — Екатеринбург: Издательство «Налоги и финансовое право», 2008. — 562 с.

19.    Бусыгин А.В. Формирование новой системы субъектов малого предпринимательства //Предпринимательство, рынок и экономический рост. — М.: Институт экономики РАН, 2007. — С.30-50.

20.    Вебер М. Избранные произведения. — М. : Прогресс, 1990. — 472 с.

21.    Горский И. Налоги в экономической стратегии государства //Финансы. — 2007. — №8. — С. 36-39.

22.    Гусаков С.В. Налоги и налогообложение: Уч. пос. — М.: Эксмо, 2008. — 496 с.

23.    Дворкович А.В. О целях, направлениях налоговой реформы и ее влиянии на экономику //Налоговая политика и практика. — 2008. — №6. — С.67-78.

24.    Дробот В.Н., Романов М.А. Предпринимательство в современной России: социально-политический аспект //Вестник Московского университета. Сер.12. — 2008. — №6. — С.56-69.

25.    Качур О.В. Налоги и налогообложение. — М.: КноРус, 2008. — 320 с.

26.    Колодина И. Виражи налоговой реструктуризации //Российская бизнес-газета. — 2007. — 27 августа. — С.2.

27.    Комков К. И. Малое предпринимательство в России и за рубежом //Коммерсант. — 2005. — №5. — С.6.

28.    Кузьмин С. А. Предпринимательство в России. Что нужно чтобы оно состоялось //Финансовый бизнес. — 2007. — №4. — С. 42-67.

29.    Лапуста М.Г., Старостин Ю.А. Малое предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 672 с.

30.    Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пос. — СПб.: Питер, 2008. — 655 с.

31.    Макинтайр Р. Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика //Экономическая наука современной России. — 2002. — Т.1. — С.56-87.

32.    Манжикова В.Э. Особенности развития предпринимательства в России //Общество и экономика. — 2007. — №7. — С. 14-16.

33.    Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 591 с.

34.    Мовшович С.М. Налоги и налогообложение: Уч пос. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 299 с.

35.    Морозова Т.В. Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность. — М.: Юстицинформ, 2008. — 492 с.

36.    Налоги и налогообложение: Учеб.пособие /Под ред. Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 416 с.

37.    Ойкен В., Ронстадт Р.С. Основные принципы экономической политики. — М.: Прогресс, 1995. — 490 с.

38.    Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник — М.: Финансы и статистика, 2006. — 464 с.

39.    Пансков В.Г. Показатель налогового бремени: проблемы определения и роль в налоговой системе //Налоговая политика и практика. — 2007. — №9. — С.9-13.

40.    Папаева В.В. Общая теория налогового права. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. — 220 с.

41.    Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р., Колесников А.С. /Под ред. Букаева Г.И. История налогов России: важнейшие даты, факты и события. — М.: Гелиос АРВ, 2006. — 340 с.

42.    Перов А.В, Толкушкин А.В. Налоги и налогообложения Учебное пособие — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-издат, 2008. — 432 с.

43.    Поляк Г.Б., Романов А.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие /Под ред. проф. Г.Б.Поляка, проф. А.Н.Романова. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 599 с.

44.    Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 561 с.

45.    Романюк В. Предпринимательство в России: оценка ситуации //Общество и экономика. — 2008. — №11-12. — С.100-116.

46.    Рунов А.В. Развитие системы финансовой поддержки малого предпринимательства в России //Предпринимательство, рынок и экономический рост. — М.: Институт экономики РАН, 2008. — С.51-69.

47.    Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 331 с.

48.    Сделать налоговую систему конкурентоспособной: налоговые изменения должны стимулировать создание новых предприятий //Аудит. — 2008. — №3. — С. 8-10.

49.    Селигман Э. Теория налогов. — М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2009. — 506 с.

50.    Синин И.И. Формирование основных разделов федеральной программы поддержки предпринимательства //Российское предпринимательство. — 2009. — №2. — С.36-43.

51.    Уваров С.А. Все налоги России: Комментарий. — М.: Экзамен, 2009. — 432 с.

52.    Финансово-кредитный энциклопедический словарь /Под общей ред. проф. А.Г.Грязновой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 1168 с.

53.    Хизрич Р., Питерс М. Экономика налоговой политики. Пер. с англ. /Под ред. М.П.Девере. — М.: ИИД «Филинъ», 2006. — С.328.

54.    Хоскинг А. Курс предпринимательства: Пер. с англ. — М.: Международные отношения. 2005.

55.    Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения – М.: Финансы и статистика, 2008. – 368 с.

56.    Черник Д.Г. Налоговая реформа в кризисный период //Налоговый вестник. — 2009. — №7. — С. 84-86.

57.    Шапиро А.М. Малое предпринимательство в системе рыночных отношений. — М.: Экономика, 2005. — 490 с.

58.    Шумпетер Й. Новые подходы к экономике коммерческого предприятия. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 413 с.

59.    Юрзинова И.Л. Концепция налоговой политики как механизма согласования экономических интересов государства и хозяйствующих субъектов //Финансы и кредит. — 2007. — № 37. — С. 62-72.

60.    Официальный сайт УФНС по Республике Марий Эл #"#">www.gks.ru


Приложения


Приложение 1


Эволюция понятий «предприниматель» и «предпринимательство»

Дата

Автор определения

Содержание определения

Средние века

Предприниматель – человек, отвечающий за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов

XVII в.

Предприниматель – лицо, заключившее с государством контракт оговоренной стоимости и несущее полную ответственность за его выполнение

1723

Всеобщий словарь коммерции, г. Париж

Предприниматель – человек, берущий на себя обязательство по производству или строительству объекта

1725

Ричард Кантильон – основоположник теории предпринимательства

Предприниматель – человек, принимающий решения и удовлетворяющий свои потребности в условиях неопределенности. Доход предпринимателя – это плата за риск

1770

А. Тюрго

Предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом

1776

Адам Смит

Предприниматель – собственник предприятия и реализатор рискованных коммерческих идей. Основная функция – организация и управление производством в рамках обычной хозяйственной деятельности

1797

Карно Бодо

Предприниматель – лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело: тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Он должен обладать определенным интеллектом, т.е. различной информацией и знаниями

1830

Жан Батист Сей

Предпринимательство – это рациональная комбинация факторов производства в данной точке рыночного пространства. Предприниматель – человек, организующий людей в рамках производственной единицы. Предприниматель стоит в центре процесса производства и распределения, а в основе предпринимательской деятельности лежит способность организовать производство и сбыт продукции

1876

Фрэнсис Уокер

Предприниматель – это тот, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям

1890

Альфред  Маршалл

Не каждый желающий может быть предпринимателем. «Естественный» отбор предпринимателей совершается в природе согласно естественному отбору, открытому Ч. Дарвином

1910

Макс Вебер

Предпринимательская деятельность – это воплощение рациональности. (Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получение максимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий и т.п.) В основе предпринимательства лежит рациональная этика протестантизма, а мировоззрение, нравственность оказывают важнейшее влияние на деятельность предпринимателя

1911

Иозеф  Шумпетер

Главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, а право собственности на предприятие не является существенным признаком предпринимательства. Предпринимателем может быть любой, осуществляющий новые комбинации факторов производства: служащий акционерного общества, государственный чиновник и менеджер предприятия любой формы собственности. Главное "...делать не то, что другие" и "...не так, как делают другие". Предпринимательский статус непостоянен, так как субъект рыночной экономики является предпринимателем только тогда, когда осуществляет функции инноватора, и утрачивает этот статус, как только переводит свой бизнес на рельсы рутинного процесса

 

И. фон Тюнен

Предприниматель – обладатель особых качеств (умеющий рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия) и потому претендующий на незапланированный (непредсказуемый) доход. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство. (Правда, И. Тюнен считал, что предприниматель не обязательно должен быть инноватором)

1921

Ф. Найт

Менеджер становится предпринимателем тогда, когда его действия становятся самостоятельными, и он готов к личной ответственности. Предпринимательский доход – это разница между ожидаемой (прогнозной) денежной выручкой фирмы и реальной ее величиной. Несмотря на неопределенность будущего, предприниматель может "угадать" основные параметры развития производства и обмена и получить дополнительный коммерческий эффект

1936

Джон Мейнард

Кейнс

Предприниматель – своеобразный социально–психологический тип хозяйственника, для которого главное "... не столько рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств". Основные предпринимательские качества: умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. Основные мотивы предпринимательской деятельности – стремление к лучшему, к независимости, желание оставить наследникам состояние

1961

Дэвид

Макклелланд

Предприниматель – энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска

1964

Питер Друкер

Предприниматель – человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой

1975

Альберт Шапиро

Предприниматель – человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы, действуя в условиях риска, и несущий полную ответственность за возможную неудачу

1980

Карл Веспер

Предприниматель по-разному выглядит в глазах экономиста, психолога, других предпринимателей и политиков

1983

Гиффорд Пиншо

Интрапренерство – внутрифирменное предпринимательство. Интрапренер действует в условиях существующего предприятия, в отличие от антрепренера, создающего новое предприятие

1985

Роберт Хизрич

Предпринимательство – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым

1988

М. Алле

Предприниматель занимает ведущую роль в рыночной организации хозяйства

1993

Т.Ю. Горькова

Предприниматель – это центральная фигура в бизнесе, он ставит своей задачей соединение всех факторов производства в единый хозяйственный процесс


Приложение 2


Классификация предпринимательской деятельности

Признаки классификации

Характеристика предпринимательской деятельности

По сфере

деятельности

Производственная

Коммерческая

Финансовая

Сфера

потребления

По организационно-правовому статусу

Без образования юридического лица

Частное

предприятие

Фермерское хозяйство

Общество с ограниченной ответственностью

Малое предприятие

Смешанное товарищество

Закрытое или открытое акционерное общество

Совместное предприятие

По отношению к собственности

Индивидуальная (без применения наемного труда)

Частная

Государственная

По количеству собственников

Индивидуальная, частная

Семейная

Коллективная

Смешанная, совместная

По масштабам производства и численности работников

Малое

предприятие

Среднее

предприятие

Большое предприятие

По территориальному признаку

Сельская,

районная

Городская, областная

Региональная, национальная

Зарубежная

По отраслевой принадлежности

Строительная, текстильная

Металлообрабатывающая, горнодобывающая

Пищевая, судостроительная

Энергетика, транспорт, связь



Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ