Налогообложение предприятий малого и среднего бизнеса (на примере ООО "Таганка")
В деятельности
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, переводимых на уплату
единого налога, может возникнуть определенная ситуация при которой размер
реального дохода окажется ниже вмененного дохода, с которого
рассчитывалась суммы подлежащая уплате в бюджет. К сожалению, Закон
не предусматривает возможности возникновения подобной ситуации и поэтому у налогоплательщиков
могут возникнуть вопросы, связанные с данной проблемой. Указанная проблема
должна найти отражение в нормативных актах представительных органов
муниципальных районов и городских округов, которыми будет устанавливаться и вводится
в действие единый налог.
Особо следует обратить
внимание налогоплательщиков на то, что, если помимо видов деятельности,
с доходов от занятия которыми они уплачивают единый налог, они занимаются
и другими видами деятельности, то обязаны уплачивать налоги по этим видам
деятельности в общеустановленном порядке, обеспечив раздельное ведение
бухгалтерского учета результатов хозяйственной деятельности.
1.3.1 Новое в порядке
применения ЕНВД в 2006-2007 г.
С 1 января 2006 года в РФ
на уплату единого налога на вмененный доход переведены еще четыре вида
деятельности. В частности, это деятельность по размещению рекламы на
транспорте, предоставлению услуг общественного питания без зала обслуживания,
сдаче в аренду торговых мест и по организации гостиничного бизнеса (при площади
не более 500 кв. м). Таким образом, в сумме облагаться ЕНВД будет 16 видов
деятельности. Кроме того, с 2006 года платить ЕНВД нужно будет всем
осуществляющим розничную торговлю, вне зависимости от формы расчета. До
01.01.06 г. единый налог был установлен только для розничной торговли за
наличный расчет.
Перевод новых видов
деятельности на ЕНВД направлен на упрощение системы (оформить бумаги для уплаты
одного налога легче, чем для нескольких). С 01.01.06 г. из-за увеличения числа
облагаемых ЕНВД видов деятельности ожидается и увеличение количества
плательщиков. Больше всего поступлений по новым видам деятельности
прогнозируется от сдачи владельцами торговых центров мест во временное
пользование. Что касается рекламы на транспорте, то эта норма не
распространяется на тех, кто рекламирует собственную продукцию или услуги. Что
касается общественного питания, то единый налог на вмененный доход должны будут
платить и те, кто изготавливает еду для продажи ее на дому или в офисах.
С 1 января 2006 года
введение в действие системы налогообложения в виде Единого налога на вмененный
доход отнесено к компетенции представительных органов муниципальных районов,
городских округов, Москвы и Санкт-Петербурга. В случае если представительные
органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 года не
приняли закон о введении в действие системы налогообложения в виде Единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории,
то до 1 января 2007 года применяются соответствующие положения закона субъекта
РФ, в том числе устанавливающие виды предпринимательской деятельности, в
отношении которых вводится ЕНВД, и значения коэффициента К2.
При введении Единого
налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг
может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных
бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату Единого налога.
Изменение видов
предпринимательской деятельности повлекло за собой корректировку физических
показателей и базовой доходности.
С 2006 г. введено ограничение по применению ЕНВД: Единый налог не применяется в отношении видов
предпринимательской деятельности в случае осуществления их в рамках договора
простого товарищества.
С 1 января 2006 года
применяется в новой редакции ст. 346.27 НК РФ, определяющая понятийный аппарат
главы 26.3 НК РФ.
До 1 января 2006 года при
определении розничной торговли определяющим признаком являлось осуществление
наличного расчета за проданные товары. Согласно новой редакции ст. 346.27 НК РФ
к розничной торговле относится деятельность по продаже товаров только по
договорам розничной купли-продажи (в том числе за наличный расчет и с
использованием платежных карт). На это обращено внимание Минфином России в
письме от 27.12.2005 N 03 – 11 – 05 / 131.
С 2006 года при расчете
ЕНВД базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и К2, т.е. количество
корректирующих коэффициентов сокращено с трех до двух. Размер К1
устанавливается на календарный год Министерством экономического развития и
торговли РФ (п. 2 Распоряжения Правительства РФ от 25.12.2002 N 1834-р).
Коэффициент К1
(коэффициент-дефлятор) устанавливается ежегодно и в 2006 году определен
приказом Минэкономразвития России от 27.10.2005 N 277 в размере 1,132; на 2007 г. К1 установлен в размере 1,096 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 359).
Следовательно, при
расчете суммы ЕНВД в 2007 г. базовую доходность необходимо умножать на 1,096.
В марте этого года Минфин
России издал письмо, в котором указал, что значение К1, установленное
Минэкономразвития России в размере 1,096, нужно скорректировать на К1, который
использовался в прошлом году. В результате К1, который надлежит применять
плательщикам ЕНВД в 2007 г., должен составлять, по мнению Минфина России, не
1,096, а 1,241 (см. Письмо Минфина России от 02.03.2007 N 03-11-02/62).
Отметим, что ранее по
этому же вопросу финансовое ведомство высказывало иную позицию. В частности, в
Письме от 16.01.2007 N 03-11-04/3/3 Минфин России прямо предписывал применять
К1, равный 1,096 в соответствии с утвержденным Минэкономразвития России
значением.
Полагаем, что в 2007 г. применять следует К1, равный 1,096. Ведь именно это значение коэффициента определено и
опубликовано в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 5 ст. 346.27 НК
РФ, Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2002 N 1834-р). Тем более что
упомянутый порядок предполагает предварительное согласование
коэффициента-дефлятора с Минфином России (п. 2 Распоряжения N 1834-р).
Кроме того, гл. 26.3 НК
РФ не предусматривает возможности учета при расчете налоговой базы по ЕНВД
коэффициентов-дефляторов, которые применялись в предшествующие периоды
(подобный порядок предусмотрен при расчете налоговой базы по УСН - см. абз. 2
п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
С 1 января 2006 года
50-процентное ограничение уменьшения суммы ЕНВД распространяется как на сумму уплаченных
(в пределах исчисленных сумм) страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование, так и на сумму выплаченных работникам пособий по временной
нетрудоспособности.
1.3.2 Корректирующие
коэффициенты, их сущность
Согласно Федеральному
закону от 21.07.2005 № 101 - ФЗ с 01.01.2006 базовая доходность, используемая
для расчета величины вмененного дохода, корректируется (умножается) на
коэффициенты К1 и К2.
Таким образом, из
предусмотренных ранее Кодексом трех корректирующих коэффициентов базовой доходности
в 2006 году сохраняется только два.
Это связано с отменой
установленного пунктом 5 статьи 346.28 Кодекса корректирующего коэффициента К1,
определяемого в зависимости от кадастровой стоимости земли по месту
осуществления налогоплательщиком предпринимательской деятельности.
При этом с 01.01.2006 в
качестве корректирующего коэффициента базовой доходности К1 используется
устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение
потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в
предшествующем периоде (до 01.01.2006 – коэффициент К3).
Нормативными правовыми
актами (законами) муниципальных образований определяются виды
предпринимательской деятельности, подлежащие переводу на систему
налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов
деятельности (в пределах перечня, предусмотренного пунктом 2 статьи 346.26
Кодекса), в том числе перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых
услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога, а также значения
коэффициента К2, указанного в статье 346.27 Кодекса, или значения данного
коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.
Исходя из предоставленных
полномочий, представительные (законодательные) органы муниципальных образований
вправе установить в отношении каждого вида предпринимательской деятельности
единое значение коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей его
ведения, либо значения так называемых "подкоэффициентов К2",
учитывающих конкретные факторы влияния на результаты такой деятельности.
В случае установления
значений так называемых "подкоэффициентов К2", единое значение
коэффициента К2, используемое при исчислении налоговой базы по единому налогу
на вмененный доход, определяется налогоплательщиками в порядке, предусмотренном
пунктом 6 статьи 346.29 Кодекса.
При этом согласно данному
порядку налогоплательщики вправе самостоятельно скорректировать исчисленное
(используемое) ими единое значение коэффициента К2 на значение коэффициента,
учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской
деятельности в течение налогового периода, определяемое как
среднеарифметическое величин, полученных в результате соотношения количества
календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение каждого
календарного месяца налогового периода, к количеству календарных дней в данных
календарных месяцах налогового периода.
Пример:
Нормативным правовым
актом муниципального образования единое значение корректирующего коэффициента
базовой доходности установлено равным 1,0.
В I квартале 2007 года
индивидуальный предприниматель вел предпринимательскую деятельность 12
календарных дней, в том числе:
в январе - 5 календарных
дней;
в феврале - 3 календарных
дня;
в марте - 4 календарных
дня.
Значение коэффициента,
учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской
деятельности в данном муниципальном образовании в течение налогового периода, в
этом случае определяется налогоплательщиком по формуле:
где: К(фп) - значение
коэффициента, учитывающего фактический период времени ведения предпринимательской
деятельности в данном муниципальном образовании в течение налогового периода;
N1(вд); N2(вд); N3(вд) -
количество календарных дней ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном
образовании в каждом календарном месяце налогового периода;
N1(кд); N2(кд); N3(кд) - количество календарных
дней в каждом календарном месяце налогового периода;
3 - количество
календарных месяцев в налоговом периоде.
Далее значение
корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитываемое при исчислении
налоговой базы по единому налогу на вмененный доход по данному месту
осуществления деятельности, определяется по формуле:
К2(нб) = К2(ез) х К(фп), /2/
где: К2 (нб) - значение корректирующего
коэффициента базовой доходности К2, учитываемое при исчислении налоговой базы по единому налогу
на вмененный доход;
К2 (ез) - единое значение
корректирующего коэффициента базовой доходности К2, установленное нормативным правовым
актом муниципального образования;
К2 (нб) = 1,0 x 0,132 =
0,132.
В указанных выше целях
налогоплательщиком составляется расчет по произвольной форме.
Данный расчет
налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту осуществления
предпринимательской деятельности в качестве приложения к налоговой декларации
по единому налогу на вмененный доход. Таким образом с 1 января 2006 года
законодательно устанавливаются два возможных способа определения значений
корректирующего коэффициента базовой доходности К2.
В первом случае правовыми
актами представительных органов муниципальных районов, городских округов,
законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
устанавливаются значения корректирующего коэффициента базовой доходности,
учитывающие в соответствии со статьей 346.27 Кодекса совокупность особенностей
ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров
(работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени
осуществления деятельности, величину доходов, особенности места ведения
предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных
табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения
изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической
сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов,
легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков,
речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и
иные особенности. При применении второго способа корректирующий коэффициент К2
определяется в соответствии с пунктом 6 статьи 346.29 Кодекса как произведение
установленных нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат
предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27
Кодекса. При этом установленный пунктом 6 статьи 346.29 Кодекса порядок
корректировки значения коэффициента К2 с учетом фактического периода времени
осуществления предпринимательской деятельности производится только в случае
установления в отношении данного вида деятельности «подкоэффициентов К2».
1.4 Порядок применения
ЕНВД в Амурской области
Рассмотрим виды
предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог в
Амурской области.
Система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1) оказание бытовых
услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых
в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
2) оказание ветеринарных
услуг;
3) оказание услуг по
ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4) розничная торговля,
осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более
150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
5) розничная торговля,
осуществляемая через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной
торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной
торговой сети;
6) оказание услуг по
хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
7) оказание
автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых
организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве
собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не
более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
8) оказание услуг
общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного
питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров
по каждому объекту организации общественного питания;
9) оказание услуг
общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного
питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
При расчете единого
налога на вмененный доход для определенных видов деятельности используются
корректирующие коэффициенты К1 и К2.
Рассмотрим значения
корректирующих коэффициентов К1 и К2.
Приказом
Минэкономразвития РФ от 27 октября 2005 г. N 277 "Об установлении коэффициента-дефлятора K1 на 2006 год" вводится коэффициент-дефлятор К1 для
единого налога на вмененный доход.
В 2006 г. коэффициент-дефлятор К1, применяемый для расчета налоговой базы по единому налогу на
вмененный доход в соответствии с главой 26.3 НК РФ, устанавливается в размере
1,132; на 2007 г. К1 установлен в размере 1,096 (Приказ Минэкономразвития
России от 03.11.2006 N 359).
Значение корректирующего
коэффициента К2 определяется по формуле:
К2 = А х В x C, /3/
где: А - фактор,
учитывающий особенности места ведения предпринимательской деятельности (Таблица
1.3.);
В - фактор, учитывающий
вид предпринимательской деятельности (Таблица 1.4.);
C -
фактор, определяемый как отношение количества календарных дней ведения
предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового
периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового
периода.
Таблица 1.3.
Значения фактора А,
учитывающего особенности мест ведения предпринимательской деятельности
место ведения предпринимательской
деятельности
значение
фактора А
1
2
1 г.Благовещенск
0,85
2 г.Тында
0,65
3 г.Белогорск, г.Зея
0,6
4 г.Свободный
0,55
5 г.Райчихинск
0,45
6 г.Шимановск
0,4
7 г.Сковородино
0,37
8 г.Завитинск
0,35
9 районные центры, не имеющие
статуса города (кроме с.Ивановки, с.Ромны), и поселки городского типа
13 закрытые
административно-территориальные образования, территории войсковых частей и
учреждений исполнения наказаний
0,25
14 сельские населенные пункты
14.1 Белогорского, Мазановского,
Октябрьского, Ромненского, Селемджинского, Тамбовского, Тындинского районов с
численностью населения до 500 человек включительно
0,078
14.2 прочие с численностью
населения до 500 человек включительно
0,08
14.3 Белогорского, Мазановского,
Октябрьского, Ромненского, Селемджинского, Тамбовского, Тындинского районов с
численностью населения свыше 500 до 1500 человек включительно
0,156
14.4 прочие с численностью свыше
500 до 1500 человек включительно
0,17
14.5 Белогорского, Мазановского,
Октябрьского, Ромненского, Селемджинского, Тамбовского, Тындинского районов с
численностью населения свыше 1500 человек
0,235
14.6 прочие с численностью
населения свыше 1500 человек
0,25
15 территории за пределами границ
населенных пунктов, расположенные в придорожной полосе дорог федерального и
областного значения
0,17
Таблица 1.4. Значения
фактора В, учитывающего вид предпринимательской деятельности
N п/п
Вид предпринимательской
деятельности
Значение фактора B
1
2
3
1.
Бытовые услуги
1.1.
Услуги прачечных
0,4
1.2.
Услуги бань и душевых
0,5
1.3.
Изготовление и ремонт мелких
металлических изделий (изготовление и ремонт ключей, заточка ножей, ножниц)
0,5
1.4.
Прочие бытовые услуги
1,0
2.
Розничная торговля, осуществляемая
через объекты торговой сети, исключительно:
2.1.
Товарами религиозного назначения
0,3
2.2.
Детским питанием, продуктами
диабетического питания
0,2
2.3.
Товарами амурских
товаропроизводителей:
2.3.1.
продовольственными
0,5
2.3.2.
непродовольственными
0,8
2.4.
Товарами для детей
0,6
2.5.
Школьно-письменными товарами,
книжной и печатной продукцией
0,6
2.6.
Прочими товарами
1
3.
Оказание услуг общественного
питания
3.1.
В школьных столовых
0,2
3.2.
В иных объектах организации
общественного питания
0,8
4.
Прочие услуги
1
5.
Распространение и (или) размещение
рекламы
5.1.
На отдельно стоящих рекламоносителях
с любым способом нанесения изображения, за исключением наружной рекламы с
автоматической сменой изображения
0,1
5.2.
На фасадных панно площадью менее 50 кв. м
0,1
5.3.
На фасадных панно,
"суперсайтах" площадью 50 кв. м и более
0,05
5.4.
На отдельно стоящих
рекламоносителях наружной рекламы с автоматической сменой изображения
0,05
5.5.
На отдельно стоящих
рекламоносителях наружной рекламы посредством электронных табло
0,05
5.6.
На автобусах любых типов, трамваях,
троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и
прицепах-роспусках, речных судах
0,3
5.7.
При покаскадном размещении
кронштейнов на опорах контактной сети (не менее 4 единиц подряд)
0,05
5.8.
Распространение и (или) размещение
социальной рекламы
0,01
При отсутствии значения
фактора, соответствующего отдельному виду предпринимательской деятельности,
применяется фактор В = 1.
1.5 Недостатки системы налогообложения в
виде ЕНВД
Не учитывается объем
товарооборота
Система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
фактически основывается на том предположении, что предприятия розничной
торговли, имеющие площади торговых залов не более 150 квадратных метров, и
некоторые иные предприятия, оказывающие услуги населению, получают ежемесячный
доход (вмененный доход), определенный базовой доходностью в соответствии с
положениями ст.346_29 Налогового кодекса РФ и применяемыми коэффициентами,
зависящими от места расположения предприятия, особенностей ведения деятельности
и индекса потребительских цен.
Общий вмененный доход
организации определяется базовой доходностью, умноженной на физические
показатели предприятия, которые определяются в зависимости от вида
предпринимательской деятельности. Например, для предприятий розничной торговли,
имеющих торговые залы, вмененный доход определяется исходя из площади этих
залов, базовая доходность 1 кв. метра без учетов коэффициентов составляет 1800
рублей.
Ставка единого налога
устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода, при этом
уплата данного налога заменяет уплату налога на прибыль организации, налога с
продаж, налога на имущество и единого социального налога в рамках осуществления
предприятиями налогооблагаемого вида деятельности.
Это означает, что
государство в лице налоговых органов предполагает наличие у предприятия
розничной торговли определенного дохода, с которого взимает 15 процентный налог
независимо от реально полученного организацией дохода. То есть два торговых
предприятия, имеющие примерно одинаковое местонахождение, ассортимент товаров и
площади торговых залов, должны уплачивать одинаковые налоги, независимо от
того, что первое предприятие имеет торговый оборот в несколько раз превышающий
торговый оборот второго предприятия.
Таким образом, при
применении указанной системы налогообложения в выигрыше остаются
высокорентабельные предприятия, имеющие больший оборот на единицу физического
показателя базовой доходности. Предприятия же, имеющие небольшие торговые
обороты, при применении данной системы налогообложения явно остаются в
проигрыше.
Наибольший же выигрыш
получают предприятия розничной торговли, осуществляющие всю торговую
деятельность через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых
залов и получающих всю выручку с одного торгового места. Ежемесячная базовая
доходность торгового места при этом определена Налоговым кодексом РФ в сумме
9000 рублей, ставка налога при этом составляет 1350 рублей. Такие предприятия
могут официально проводить любые по величине суммы через один кассовый аппарат.
При этом эти предприятия за отчетный период - квартал уплачивают в виде налога
на вмененный доход 4050 рублей вместо ранее (при применении обычной системы
налогообложения) уплачиваемых налогов: налога на прибыль организации, налога с
продаж, налога на имущество и единого социального налога, составлявших суммы
более, чем на порядок превышающие указанную сумму налога на вмененный доход.
Разумеется, в этом случае возникает проблема оптимизации налогообложения
полученной официальной прибыли таких предприятий. Но и данная проблема решаема
в зависимости от целей расходования этой прибыли.
Отсутствие в
законодательстве точных формулировок для ряда понятий
Отсутствие в
законодательстве точных формулировок для ряда понятий дает возможность,
например, организациям оптовой торговли вместо всех основных налогов платить
ЕНВД.
Как было сказано выше,
организации розничной торговли при соблюдении определенных ограничений могут
вместо налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН и НДС платить единый налог
на вмененный доход (ЕНВД). Однако формулировки норм главы 26.3 НК РФ позволяют
делать это (платить ЕНВД вместо вышеуказанных налогов) и организациям,
осуществляющим оптовую торговлю, независимо от их размеров, а также видов
продаваемых товаров и объема торговли.
Такой вывод можно сделать
исходя из норм пп.4 п.2 ст.346.26, ст.346.27 НК РФ.
Согласно пп.4 п.2
ст.346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по
решению субъекта РФ в отношении розничной торговли, осуществляемой через
объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой
площади.
В соответствии со
ст.346.27 НК РФ розничная торговля – торговля товарами и оказание услуг покупателям
за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
Понятие торговли ни в НК
РФ, ни в других нормативных правовых актах не определено. Под торговлей
товарами можно понимать деятельность по реализации ранее приобретенных товаров,
то есть деятельность по перепродаже товаров. Примерно такое же понимание
торговли содержится, например, в некоторых письмах Минфина РФ и в ГОСТе Р
51303-99 "Торговля. Термины и определения", введенном в действие
постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 № 242-ст. Однако данные акты могут
быть и не приняты во внимание при рассмотрении налоговых споров, так как они не
относятся к нормативно-правовым, не прошли госрегистрацию и официально не
опубликованы. Но представляется, что очень сложно будет дать иное определение
торговли, сильно отличающееся от приведенного в вышеуказанных документах, то
есть утверждать, что торговля – это не деятельность по перепродаже товаров и
т.п., а какая-то иная деятельность.
К объектам организации
торговли согласно ст.346.27 НК РФ относятся магазины, павильоны и киоски
(стационарная торговая сеть), а также иные объекты организации торговли, не
относимые к стационарной торговой сети, например, объекты развозной и разносной
торговли (нестационарная торговая сеть).
Таким образом, продажа торговыми
организациями товаров, оплата за которые производится покупателями за наличный
расчет или с использованием платежных карт, подпадает под специальный режим
налогообложения в виде ЕНВД. Причем, как следует из приведенного выше
определения розничной торговли, важен и необходим только факт оплаты товаров
наличными денежными средствами, а также безналичными денежными средствами при
использовании платежных карт. Не имеет никакого значения торговля какими
товарами осуществляется (спичками или дорогостоящим оборудованием), на какую
сумму продаются товары, кому продаются товары и для каких целей. Способ
торговли (например, через склад, или на условиях доставки до покупателя) также
не может исключить (или ограничить) возможность применения гл.26.3 НК РФ при торговле
товарами за наличный расчет или с использованием платежных карт (способ
торговли будет иметь значение только при расчете суммы ЕНВД).
Кроме того, в
соответствии с п.1 ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского,
семейного и других отраслей законодательства РФ применяются в том значении, в
каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не
предусмотрено НК РФ. Это означает, что институты, понятия и термины
гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ могут применяться
в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства,
только в том случае, если соответствующие институты, понятия и термины не
содержатся и не определены в НК РФ. Поскольку в гл.26.3 НК РФ содержится
специальное понятие розничной торговли, применение понятия розничной торговли,
содержащегося в гражданском, семейном и других отраслях законодательства РФ,
будет являться неправомерным. Поэтому при применении главы 26.3 НК РФ не может
применяться понятие розничной торговли, выводимое из гражданского
законодательства (п.1 ст.492 ГК РФ). С подобными выводами о невозможности
применения понятия розничной торговли, выводимого из норм ГК РФ, при
налогообложении в соответствии с главой 26.3 НК РФ, согласен Минфин РФ (см.,
например, письмо Департамента налоговой
политики Минфина РФ от 08.09.2003 №04-05-12/82).
Таким образом,
максимально переведя расчеты за продаваемые товары на расчеты наличными
денежными средствами, а также на расчеты с использованием платежных карт,
организации оптовой торговли могут снизить налоговую нагрузку до минимума. Если
объемы торговли являются значительными, наиболее удобным будет являться перевод
расчетов за реализуемые товары на расчеты с использованием банковских карточек.
Кроме того, для устранения необходимости ведения раздельного учета (п.7
ст.346.26 НК РФ) и связанных с ним налоговых рисков, всю торговлю товарами за
наличный расчет, а также с использованием платежных карт, целесообразно
перевести на отдельную фирму.
Авансовый характер уплаты
ЕНВД
Тот факт, что уплата
единого налога осуществляется путем внесения авансового платежа, ставит
субъектов малого предпринимательства в сложные условия. Дело в том,
что экономический кризис в стране больно ударил по малому
предпринимательству. В результате недавнего падения курса рубля, как в 1991–92
гг. резко сократился объем оборотных средств. И если крупная фирма всегда
имеет возможности для какого-то маневра, то малому предприятию практически
негде черпать финансовые ресурсы для пополнения оборотных средств. При этом
вмененный налог нужно платить фактически за счет оборотных средств.
Таким образом, для того
чтобы заплатить авансовые платежи по единому налогу на вмененный доход, малые
предприятия вынуждены любым способом обеспечить достаточный уровень
рентабельности, что, скорее всего, выразится в повышение цен на товары
(работы, услуги) производимые ими.
Авансовый характер
платежей и некоторые льготы, предоставляемые при уплате налога за несколько
месяцев вперед, свидетельствуют о заинтересованности власти в наибольшем
размере поступлений от него в самое ближайшее время.
Авансовый характер
платежей, рассчитываемых на основе наибольшей предполагаемой доходности,
призван стимулировать предпринимателей любым способом обеспечить достаточный
уровень рентабельности. Последствиями же являются, с одной стороны, очередной
скачок цен на товары и услуги, а с другой - прекращение деятельности тех
организаций и предпринимателей, размер реального дохода которых будет ниже
вмененного дохода, с которого будут рассчитаны суммы, подлежащие уплате в
бюджет.
Злоупотребления властей
Неразработанность системы
оценки вмененного дохода может привести к значительному росту
злоупотреблений, как со стороны государственных чиновников, так и со
стороны налогоплательщиков. У первых всегда будет соблазн неправомерно
применять какой-нибудь повышающий коэффициент при оценке ожидаемого дохода
предпринимателя, а у вторых - неверно указать, к примеру, расположение
торгового предприятия, что повлечет снижение причитающегося к уплате
налога.
Сумма единого налога
рассчитывается по специальным формулам с учетом ставки налога, значения базовой
доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты
предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов
базовой доходности.
Здесь открывается широкий
простор для "самодеятельности" налоговых органов, поскольку
коэффициенты базовой доходности определяются в зависимости от типа населенного
пункта, в котором осуществляется предпринимательская деятельность; места ее
осуществления внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка
и другие); характера местности (тип автомагистрали и другие), если деятельность
осуществляется вне населенного пункта; удаленности места осуществления
предпринимательской деятельности от транспортных развязок, от остановок
пассажирского транспорта; характера реализуемых товаров (производимых работ,
оказываемых услуг); ассортимента реализуемой продукции; качества предоставляемых
услуг; сезонности; режима работы; качества занимаемого помещения;
производительности используемого оборудования; возможности использования
дополнительной инфраструктуры; инфляции; количества видов деятельности,
осуществляемых налогоплательщиками.
Таким образом,
предпринимателю необходимо тщательно просчитать выгодность создания очередной
торговой точки, увеличения количества мест в кафе или ресторане и так далее.
При этом возможность покрытия убытков от деятельности одного объекта за счет
прибыльности другого резко снижается.
Расчет суммы налога
производится, как уже говорилось, по усложненным формулам. Это создает обширное
поле для злоупотреблений и чиновничьего произвола при работе с конкретным
налогоплательщиком. Устранить такую возможность может лишь подробная и
грамотная методика расчета единого налога на вмененный доход, исключающая
произвольное толкование нормативных документов. А, кроме того, было бы
целесообразно ввести Институт независимой экспертизы. Это помогло бы достичь
согласия сторон. Причем Федеральная налоговая служба могла бы выдавать лицензии
тем фирмам, которые, по ее мнению, могли бы участвовать в определении
налогооблагаемой базы. Чем четче процедура - тем стабильнее сбор налога.
Решение многих вопросов
(сужение сферы действия Закона, размер вмененного дохода, налоговые льготы,
порядок уплаты налога и предоставления отчетности) отдано на откуп органов
власти субъектов РФ, а с 01.01.06г. – представительным органам муниципальных
районов, городских округов. Многое зависит от их решений.
Проблемы у местной власти
такие же, как и в центре, - недобор налогов, отсутствие денег для выплаты
заработной платы бюджетникам. Суммы единого налога, уплачиваемого, например,
предпринимателями, на 75 процентов поступают в местные бюджеты. В таких условиях
ожидать послабления со стороны региональной власти не стоит.