бесплатные рефераты

Налогообложение предприятий малого и среднего бизнеса (на примере ООО "Таганка")

Проблема зачисления налога на прибыль предприятий в бюджеты субфедеральных органов власти

Помимо несовершенства законодательства о едином налоге на вмененный доход, существует серьезная проблема зачисления налога на прибыль предприятий в бюджеты субфедеральных органов власти. Две трети поступлений от налога на прибыль предприятий зачисляются в бюджеты регионов. Теория государственных финансов рекомендует не только закреплять права по этому налогу за федеральным центром, но и зачислять поступления от него полностью в федеральный бюджет. Этот налог является самым эффективным инструментом вертикального выравнивания бюджетной обеспеченности субфедеральных органов власти.

Мнение, что вертикальное выравнивание должно носить чисто механический характер, т.е. поступления от национальных налогов делятся между федеральным центром и регионами в пропорции 50:50, - ошибочно и с финансовой точки зрения, и с точки зрения конечного влияния налоговых доходов на функционирование государственного сектора экономики, основная задача которого – обеспечение макроэкономического равновесия и эффективной структуры совокупного спроса.

Поэтому следует рассматривать эффект от зачисления поступлений от национальных налогов (в данном случае налога на прибыль предприятий) только после фазы финансового выравнивания бюджетной обеспеченности, когда федеральный центр обеспечивает равные возможности для всех субъектов Федерации финансировать закрепленные за ними расходные полномочия (обязательства). Если же поступления от общенациональных налогов полностью или в большей части зачисляются в бюджеты регионов, они не могут выполнять перераспределительную функцию государственных финансов, с помощью которой федеральное правительство решает задачу обеспечения социальной справедливости. Зачисление поступлений от налога на прибыль предприятий в бюджеты субъектов Федерации не только не ведет к сокращению экономического и финансового диспаритета между регионами и муниципальными образованиями, но доже усиливает его.

Рассмотрим пример.

Есть три субъекта Федерации (субъекты А, Б и В) в которых, для простоты расчетов, проживает по 50 человек, а доходы от налога на прибыль предприятий составляют 1500 условных единиц. Если эти доходы аккумулируются в федеральном бюджете, то федеральное правительство обеспечит распределение доходов в объеме 10 условных единиц на душу населения. Если же доходы от налога на прибыль предприятий зачисляются в бюджеты субъектов Федерации, картина будет совсем другой. Так как изначально существует экономическое и фискальное неравенство субъектов А, Б и В, оно еще более усугубится. В субъекте А поступления от налога на прибыль предприятий составят 900 условных единиц, в субъекте Б – 500 условных единиц и в субъекте В – 100 условных единиц. В результате среднедушевая бюджетная обеспеченность составит в субъекте А – 18 условных единиц, в субъекте Б – 10 условных единиц и в субъекте В – 2 условных единиц на душу населения.

Этот пример подтверждает тезис о том, что, в случае зачисления поступлений от налога на прибыль предприятий в бюджеты субъектов Федерации, богатые субъекты Федерации получают максимальную выгоду. При этом следует иметь в виду, что органы власти регионов не имеют в отношении национальных налогов прав, а значит, они не осуществляют и налогового администрирования, так как этот налог введен и полностью администрируется федеральным правительством. Для органов власти субъектов федерации этот источник доходов является легким, так как не требует с их стороны сколько-нибудь значимых налоговых усилий. Но они также не могут повлиять ни на налогооблагаемую базу, ни на налоговые ставки, которые играют основную роль в обеспечении макроэкономического равновесия – императивный институт бюджетной политики доходов.

1.6. Обзор налогообложения малого бизнеса в некоторых зарубежных странах

Единой во всем мире практики налогообложения малого бизнеса не существует. Подход различных стран к налогообложению малых предприятий, его целям, принципам выделения малых предприятий и разделения их на категории, определению налоговой базы и структуры налоговых ставок зависит от различных обстоятельств. Такими обстоятельствами, сопутствующими особому порядку налогообложения субъектов малого предпринимательства, могут выступать различающиеся в каждой стране традиции уплаты налогов, различная степень налоговой и юридической грамотности налогоплательщиков, различные возможности контроля со стороны налоговых органов. Выбор определенного порядка налогообложения субъектов малого предпринимательства основывается на необходимости стимулирования малых предприятий и, одновременно, зависит от способности налоговой органов данной страны применять выбранные методы.

Смягчение налогового режима для малых предприятий в зарубежных странах в основном преследует целью устранение налоговой дискриминации, которая проявляется в следующих основных направлениях. Во-первых, относительные издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению и предоставлению отчетности, для малого предприятия выше, чем для крупного. В первую очередь это связано с тем, что на крупном предприятии вся совокупность данных затрат в абсолютном выражении однозначно больше, однако относительно сумм доходов, соответственно более низких на малых предприятиях, данные затраты для субъектов малого предпринимательства играют гораздо большее значение. Кроме того, крупные предприятия находятся в более выгодном положении, поскольку документация и информация, необходимые для налогового декларирования, в любом случае собираются и хранятся крупными предприятиями для собственных целей, а малые предприятия гораздо реже испытывают данную потребность. Во-вторых, при равных ставках налогообложения, при отсутствии каких-либо специальных льгот, налоговая нагрузка на малое предприятие будет больше, поскольку, как показывает практика, возможности использования разрешенных для налогового вычета расходов (например, амортизации) у малых предприятий меньше. в таких случаях, как правило, применяются пониженные налоговые ставки или же различные специфические методики начисления амортизации, как с использованием механизма ускоренной амортизации, так и свободного списания.

Пониженные ставки для предприятий, имеющих прибыль ниже пороговой, или относящихся к малому и среднему предпринимательству, применяются в таких странах, как Бельгия, Канада, Финляндия, Япония, Люксембург, Великобритания. Швейцария использует прогрессивное налогообложение дохода корпораций. В Канаде частные корпорации получают налоговую скидку, которая уменьшает федеральный налог на доходы на 16%, если их годовой налогооблагаемый доход от деятельности не превышает 200 тыс. долл.

Практика налогообложения малых предприятий, применяемая за рубежом, отличается в зависимости от государства. С одной стороны, законодательством определенной страны вообще может быть не предусмотрен особый режим налогообложения субъектов малого предпринимательства, тогда, как правило, на практике малому бизнесу предоставляется ряд преимуществ. С другой стороны, отличие выражается в том, какой именно специальный режим налогообложения применяет определенное государство в отношении малого бизнеса. В первом случае при сохранении для малых предприятий обязанности по уплате всех видов налогов, как правило, предусматривается упрощение порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.). Применение специального режима налогообложения предполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального дохода малых предприятий и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

В число стран, применяющих специальные налоговые режимы для малых предприятий, входят такие, как Испания, Франция, Израиль, Турция и ряд других. К странам, предоставляющих малым предприятиям ряд специфических преимуществ, без применения специальных налоговых режимов, относятся Великобритания, Швеция, США, Голландия и другие.

Испания

Из числа стран, применяющих специальные налоговые режимы для малых предприятий, наиболее показательной можно назвать Испанию. В экономике этой страны малые предприятия занимают достаточно важное место (74% всех предприятий в Испании не имеют наемных работников, 22% предприятий имеют менее десяти работников), и в связи с этим перед правительством постоянно стоит задача стимулирования развития малого предпринимательства, причем налоговые факторы в достижении данной цели играют немаловажную роль.

Практика налогообложения физических лиц (индивидуальных предпринимателей) в Испании складывается из применения следующих трех схем:

прямое налогообложение;

упрощенное прямое налогообложение;

объективное налогообложение (модульная схема по принципу вмененного дохода).

Схема обычного прямого подоходного налогообложения распространяется на владельцев предприятий и предпринимателей, чьи обороты превышают 667 тыс. долл.

На владельцев и предпринимателей, чьи обороты не превышают указанную сумму, распространяется упрощенная схема налогообложения. В качестве упрощения для данной категории налогоплательщиков предусматривается расчет амортизации по упрощенной таблице. Помимо этого, при наличии безнадежных долгов и неподтвержденных документально расходов им предоставляется право осуществить без подтверждающих документов вычет в размере 5% от разницы между фактическим доходом и расходами. Немаловажным также является тот факт, что налогоплательщик имеет право по выбору пользоваться обычной схемой налогообложения или применять упрощенную схему.

Обычная схема обязывает налогоплательщиков вести общеустановленный бухгалтерский учет, по методу двойной записи; в свою очередь упрощенная схема предусматривает наличие книг учета дохода, книги учета расходов и книги учета инвестиций.

Применяемая в Испании схема объективного (модульного) налогообложения (по принципу вмененного дохода) характеризуется следующими параметрами.

В первую очередь, в отличие от единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, применяемого в России, в Испании переход на модульную схему для малых предприятий является добровольным. Если налогоплательщик не пользуется данной схемой, то платит налоги по схеме прямого налогообложения.

Применение данной схемы подразумевает под собой заметно меньшее количество формальных обязательств. Ведение большинства книг учета, обязательных для всех налогоплательщиков, для малых предприятий при применении данной схемы не обязательно. Требуется лишь хранение документов, подтверждающих произведенные расходы, и вспомогательной документации по примененным модулям (показателям). Предприятия, ведущие деятельность в сфере сельского хозяйства и животноводства, обязаны вести книгу реализации, так как эта информация является определяющим элементом их выручки.

Схема распространяется на физических лиц и организации, осуществляющих деятельность, предусмотренную положениями Министерства экономики и финансов Испании, при соблюдении условий, что ни один из показателей деятельности не превышает ежегодно устанавливаемых пределов, и что налогоплательщик не возражает против применения данной схемы. В противном случае он переводится на схему прямого налогообложения.

Показатель, о котором шла речь выше, – это, как правило, количество работников (включая владельца предприятия), которое может варьировать между пятью и пятнадцатью единицами, в зависимости от вида деятельности. В случае превышения этого показателя уплата налогов осуществляется по схеме прямого налогообложения. Для предприятий, занимающихся перевозками, устанавливается ограничение по транспортным средствам, используемым в их деятельности.

Чистая выручка от деятельности облагается налогом по модульным изменениям (показателям), которые рассчитываются на основании объема реализации и объективных показателей: численность работников, получающих зарплату, и не получающие ее (владелец, члены семьи); площадь используемых в деятельности помещений; потребление электроэнергии; количество столов; пробег транспортного средства и т.п. Перечисленные показатели не распространяются на все предприятия. Единственный показатель, распространяющийся на все виды деятельности – количество работников предприятия.

Фактическое количество единиц модульных показателей, используемых каждым налогоплательщиком в своей деятельности, умножается на установленный единый годовой доход, соответствующий каждому из них.

Существуют корректирующие показатели, которые в некоторых случаях снижают размер чистого дохода. Они обычно распространяются на очень малые предприятия и отдельные виды деятельности. При этом всегда существуют и другие показатели, которые увеличивают размер чистого дохода, например сезонная деятельность, которую предприятие вело на протяжении менее 180 дней в году, или превышение размера дохода, рассчитанного по прежней схеме (независимо от вида деятельности), над установленным пределом. Наконец, доход может корректироваться с учетом общей экономической ситуации в стране.

Для налогоплательщиков предусматривается возможность обратиться с просьбой о снижении декларируемого размера выручки при наступлении форс-мажорных обстоятельств (наводнение, кража, пожар и т.п.).

В Испании действует схема ежеквартальных платежей, которые вычитаются из задолженности, указанной в ежегодной декларации. Эти платежи определяются на основании значений модулей на 1 января каждого года. Главное преимущество схемы состоит в том, что указанные четыре платежа равны, что косвенно снижает налоговое бремя, поскольку налогоплательщики могут планировать свою потребность в оборотных средствах.

Подобным образом и на основании тех же данных определяются ежеквартальные и ежегодные платежи НДС. Разница состоит только в том, что первые три платежа фиксированы, а четвертый используется для осуществления ежегодного платежа из расчета среднего показателя использования каждого из модулей на протяжении финансового года.

Франция

Помимо Испании, как уже отмечалось, специальные налоговые режимы для малых предприятий широко применяются и в других странах. Так, к примеру, французское налоговое законодательство также предусматривает применение режима упрощенных и вмененных налогов для малых предприятий – право применения определенного режима зависит от оборота налогоплательщика. Здесь имеет место деление налогоплательщиков на микро-предприятия, малые и средние предприятия.

К числу микро-предприятий, подпадающих под действие системы налогообложения, основанной на принципе вмененного дохода, относятся физические лица, обязанные платить подоходный налог, и индивидуальные предприниматели, чей годовой оборот не превышает следующих предельных значений:

а) 500,000 французских франков (не включая НДС) если налогоплательщик занимается торговыми операциями;

б) 175,000 французских франков, (не включая НДС) если налогоплательщик занимается оказанием услуг или некоммерческой деятельностью.

Те же самые пороговые значения используются для определения того, должен ли налогоплательщик регистрироваться на предмет НДС. Налогоплательщики, оборот которых ниже приведенных значений, не регистрируются и не подают декларации по НДС.

Законодательство Франции и стран, на которые оказала влияние французская практика налогообложения, в том числе африканских стран, бывших ранее французскими колониями, предусматривает минимальный вмененный налог, при котором налогооблагаемый доход микро-предприятия не может быть меньше определенного процента от валовой выручки предприятия. Налогооблагаемый доход микро-предприятий определяется как разность валовой выручки и установленной в зависимости от осуществляемого микро-предприятием вида деятельности процентной доли затрат.

Для микро-предприятий осуществляющих торговые операции в целях расчета дохода оборот уменьшается на 70%. При определении дохода от предоставления услуг в целях налогообложения происходит уменьшение валовой выручки на 50%. Применительно к доходам от других видов деятельности – валовая выручка уменьшается на 35%.

Уменьшения, предусмотренные для микро-предприятий режимом налогообложения, основанным на принципе вмененного дохода, в размерах, как уже отмечалось, зависящих от вида осуществляемой данным микро-предприятием деятельности, заменяют все прочие вычеты из налогооблагаемых доходов. Суммы после вычетов облагаются обычным подоходным налогом с физических лиц по установленной ставке.

Налогоплательщик обязан просто заполнить декларацию о своих доходах и подать ее в налоговые органы, которые, в свою очередь, должны провести соответствующие вычеты и определить размер налога.

Микро-предприятие в целях налогообложения обязано вести книгу учета закупок и книгу учета поступлений (с документальным подтверждением указанных в данных книгах сумм), помимо этого обязано сохранять копии счетов по НДС (с указанием, что НДС не взимается, потому что минимальное пороговое значение оборота не превышено).

Как уже отмечалось, доходы микро-предприятий по определению оказываются ниже порогового значения, установленного для плательщиков НДС, т.е. микро-предприятия не обязаны регистрироваться в качестве налогоплательщиков НДС. Однако, в случае, если микро-предприятие воспользуется своим правом попасть под категорию налогоплательщика налога на добавленную стоимость, то данное микро-предприятие автоматически должно перейти либо на упрощенную, либо на обычную систему налогообложения.

Упрощенная система налогообложения действует применительно к малым и средним предприятиям. В рамках данной системы фактические расходы и издержки относятся на производство, кроме того, предприятия, подпадающие под действие упрощенной системы налогообложения, обязаны зарегистрироваться в качестве налогоплательщиков НДС. Но требования в отношении учета и отчетности малых и средних предприятий при применении данной системы менее строгие, чем применительно к большим предприятиям. Упрощенный режим распространяется на налогоплательщиков, которые обязаны платить либо личный подоходный налог, либо налог на сверхприбыль, т.е. под действие данной системы подпадают и юридические лица. Однако упрощенный режим налогообложения распространяется исключительно на налогоплательщиков, чей годовой оборот лежит в следующих пределах:

от 500 тыс. до 5 млн. французских франков включительно (не включая НДС), если это оборот от торговой деятельности;

от 175 тыс. до 1,5 млн. французских франков включительно (не включая НДС), если это оборот от предоставления услуг или некоммерческой деятельности, и налогоплательщик подпадает под действие налогового режима BIC.

Свыше 175 тыс. французских франков (не включая НДС), если это оборот от предоставления услуг или некоммерческой деятельности, и налогоплательщик подпадает под действие налогового режима BNC (т.е. только физические лица, оказывающие услуги в индивидуальном порядке).

Израиль

Большой интерес вызывает опыт налогообложения малых предприятий в Израиле, где в отношении субъектов малого предпринимательства применяются методы определения дохода на основе приблизительной оценки, т.е. действует система налогообложения “по стандарту” – на основе собственного суждения налогового органа. Применение данного метода подразумевает, что налог определяется на основе косвенных показателей, только когда налогоплательщик не представляет необходимых сведений или его расчеты не удовлетворяют налогового инспектора. Таким образом, налоговые органы оценивают облагаемый доход на основании собственного суждения в тех случаях, когда необходимая информация для определения фактического дохода отсутствует, поскольку налогоплательщик не подал налоговую декларацию или указанные в декларации сведения не подтверждаются соответствующими учетными документами.

В Израиле разработан подробный свод правил, помогающий сборщикам налогов исчислять налоговое обязательство на основании собственного суждения в тех случаях, когда поданная налоговая декларация вызывает сомнения. Для определения предполагаемого дохода в tachshivim (что означает “расчеты”) используются определенные показатели, такие, как количество мест в ресторане, цена блюд в меню, размер магазина, количество работников и т.д. Применяемые коэффициенты и мультипликаторы были выведены по результатам тщательного изучения соответствующих видов экономической деятельности и согласованы между налоговыми органами и руководителями предприятий, занимающих ведущее положение в данном секторе экономики. Сформулированные правила оценки были опубликованы в средствах массовой информации; на них опирались суды при вынесении решений по налоговым спорам.

Для применения tachshivim не было установлено никаких ограничений применительно к размеру оборота, поэтому он широко использовался малыми предприятиями, для того чтобы избежать обязанности соблюдать стандартные требования бухучета. tachshivim является своеобразным соглашением между налогоплательщиками и налоговыми властями, однако официально никакого соглашения не оформляется. Фактически данное “соглашение” вступало в силу, когда налогоплательщик преднамеренно отказывался от ведения бухгалтерского учета, но при этом подразумевалось, что расчет его налоговых обязательств будет производиться на основе tachshivim.

После осуществления комплексной налоговой реформы в 1976 г. ведение бухучета стало практически обязательным для большинства предприятий. В результате tachshivim был заменен на tadrihim, т.е. “методические указания”, на которые опираются налоговые инспекторы в контрольной работе и при сборе налогов для оценки дохода на основании собственного суждения в тех случаях, когда поданная налоговая декларация вызывает подозрения или налогоплательщики нарушают правила ведения бухучета. Tadrihim вырабатывается в процессе методических совещаний, проводимых налоговым ведомством, результаты которых больше не публикуются. Тем самым снимается одна из проблем с tachshivim, когда любой налогоплательщик мог тщательно его изучить. И в случае, если налогообложение на основе tachshivim более выгодно (а в первую очередь оно выгодно тем, что полностью отсутствуют затраты на ведение бухгалтерского учета), налогоплательщик мог использовать данный метод в уменьшения своих налоговых обязательств.

Методические указания (tadrihim) состоят из трех частей: 1) общее описание данного сектора экономики, в том числе взаимодействие между отдельными отраслями внутри сектора; 2) финансовые показатели по данному сектору, такие, как средняя выручка и чистая прибыль; 3) рекомендуемая методика проведения налоговой проверки конкретного предприятия данного сектора на основе опыта, накопленного авторами методических указаний. Таким образом, tadrihim служит для того, чтобы предоставить налоговым инспекторам необходимую финансовую и иную информацию для проведения результативной налоговой проверки.

Несмотря на то, что в прошлом предпринимались неоднократные попытки ограничить применение методов приблизительной оценки дохода, поскольку налогоплательщики в результате стремились уклониться от ведения стандартного бухучета, они все же остались запасным вариантом, к которому налоговые органы прибегают в особо сложных случаях при проверке конкретных налогоплательщиков и выявлении нарушений. Методы tachshivim до сих пор широко применяются при исчислении подоходного налога в алмазной промышленности, туристском бизнесе и торговле косметикой через сеть распространителей. Опыт Израиля по использованию методов определения вмененного дохода уникален в том смысле, что они никогда не были установлены законодательно и до сих пор применяются в особых случаях при отсутствии или неправильном ведении бухгалтерского учета.

Великобритания

Среди стран, в которых по отношению к малым и средним предприятиям действуют обычные налоговые правила, предусматривающие конкретные, адресные льготы, можно выделить Великобританию.

В законодательстве Великобритании не выделяется какое-либо единое определение малого предприятия. Как малые, так и средние предприятия Великобритании подлежат налогообложению в том же общеустановленном порядке, что и другие налогоплательщики. Однако, несмотря на отсутствие специального налогового режима для малых предприятий, данная категория налогоплательщиков имеет определенные преимущества.

В первую очередь немаловажным преимуществом для малых предприятий является освобождение от обязанности по уплате авансовых платежей. Получить данное преимущество вправе те предприятия, чьи суммарные налоговые обязательства за год составляют менее 500 ф. ст. В этом случае малому предприятию предоставляется право не платить за следующий год, а просто оплатить ту сумму налоговых обязательств, которая причитается с него на дату закрытия баланса. Данное преимущество, прежде всего, положительно влияет на возможности малого предприятия не уменьшать собственные оборотные средства в текущем году.

Помимо этого, к малым предприятиям применяются менее строгие требования в отношении обязанности по ведению и предоставлению различной отчетности. В том случае, если доход предприятия составляет менее 15 тыс. ф. ст., оно имеет право заполнить простую налоговую декларацию, причем данное предприятие не обязано предоставлять подробные данные о своей деятельности или о размерах своих активов.

Кроме того, в качестве преимуществ для малых предприятий можно выделить следующий момент. В Великобритании в настоящее время действуют две ставки НДС – стандартная (15%) и нулевая (0%). Сущность применения нулевой ставки состоит в том, что малое предприятие, реализующее товар, имеет право зарегистрироваться как плательщик НДС и потребовать возврата уплаченных сумм по НДС. От товаров, облагаемых по нулевой ставке, следует отличать товары, освобожденные от уплаты НДС, так как малые предприятия, занимающиеся их производством или сбытом, не регистрируются в качестве плательщика НДС и не могут рассчитывать на возврат уже уплаченных сумм по НДС. Вся система контроля за поступлениями от НДС основана на обязанности малых предприятий, как налогоплательщиков, зарегистрироваться. Если годовой объем меньше 23600 ф. ст., то во внимание берутся продажи за каждые три месяца. Если оборот за три месяца превышает 8000 ф. ст., то можно не регистрироваться в случае, когда продажи носят сезонный характер. Величина начисляемого и взимаемого НДС зависит от метода исчисления зачета предварительного налога (метод начислений, метод оплаты или гибридный метод).

Одним из основных налоговых стимулов, способствующих развитию малых предприятий, является применение прогрессивных ставок налогообложения. В Великобритании действует шкала ставок подоходного налога, дифференцируемых в зависимости от размера подлежащей налогообложению прибыли. Фактически, чем выше налогооблагаемая прибыль, тем выше ставки налогообложения. Прогрессивная шкала, несомненно, является наиболее благоприятной для малых предприятий.


Таблица 1.5. Ставки налогообложения отдельных лиц, включая товарищества, в Великобритании на 2001-2002 гг.:

Вид ставки

Ставка, %

Прибыль, ф. ст.

Начальная

10

До 1,520

Базовая

22

1,521 - 28,400

Повышенная

40

Свыше 28,400


Таблица 1.6.

Ставки налогообложения для корпораций в Великобритании

Вид ставки

Ставка

Прибыль, ф. ст.

1

2

3

Начальная

10

До 10,000

Предельные скидки


10,001- 50,000

Малые компании

20

50,001 - 300,000

Предельные скидки


300,001 - 1,500,000

Основная

30

свыше 1,500,000


С 1 апреля 2000 г. в Великобритании действует еще один стимул в виде налоговых скидок на связанные с НИОКР затраты. Их цель – поощрять нововведения путем предоставления малым и средним предприятиям значительных стимулов, связанных с ростом инвестиций в НИОКР. Малое предприятие может списать 150% затрат с налогооблагаемого дохода. Компании, еще не получающие прибыли, могут получить кредит в наличной форме, составляющий порядка 24% понесенных издержек.

Швеция

Еще одним примером налогообложения субъектов малого предпринимательства в общеустановленном порядке является Швеция.

Налоговое законодательство Швеции построено по принципу “нейтральности”, в соответствии с которым ко всем предприятиям, безотносительно их юридической формы, типа хозяйственной деятельности, размера или места нахождения, применяются одна и та же налоговая база, одни и те же ставки налогообложения и обязательства в плане регистрации, подачи документов, отчетности, платежей и т.п. Иными словами, налоговое бремя и общие условия налогообложения будут одинаковыми и для самостоятельно занятого, и для корпорации, занимающихся одинаковым бизнесом.

Однако из этого принципа нейтральности имеются исключения в форме налоговых льгот, специально предоставляемых малым предприятиям.

В первую очередь малым предприятиям предоставляется право применения упрощенной налоговой декларации. В частности, самостоятельно занятые, мелкие торговцы с оборотом менее 720 тыс. крон (примерно 80 тыс. долл. США) заполняют упрощенную налоговую декларацию. От них не требуется предоставление полной балансовой ведомости или отчета о прибылях и убытках.

Во-вторых, самостоятельно занятые, мелкие торговцы и большинство товариществ с оборотом менее 720 тыс. крон имеют особое право использовать кассовый метод учета.

В-третьих, самостоятельно занятые и мелкие торговцы любого размера не обязаны регистрировать свое дело в государственных органах. Достаточно зарегистрироваться в налоговой инспекции.

Применительно к НДС, предприятие с оборотом менее 1 млн. крон (110 тыс. долл. США) может подавать лишь одну налоговую декларацию в год, а не ежемесячно, как обязаны делать все прочие предприятия.

Предприятия с оборотом менее 40 млн. крон (примерно 4,4 млн. долл. США) обязаны выплачивать НДС в течение 42 дней. Если оборот превышает 40 млн., то платить следует в течение 26 дней после окончания отчетного периода.

Новому частному торговцу, самостоятельно занятому, или партнеру (если это отдельному лицу) позволяется вычитать убытки от хозяйственной деятельности из возможного дохода в течение первых пяти лет деятельности.

Кроме того, дивиденды, полученные от компаний, которые не котируются на бирже или принадлежат отдельным лицам, частично освобождаются от налога. Эта льгота призвана стимулировать инвестиции в малые предприятия, и компенсировать им более высокую стоимость заемного капитала, с которой им приходится иметь дело по сравнению с котирующимися на фондовой бирже компаниями.

США

США также являются государством, не использующим какие-либо специальные режимы налогообложения субъектов малого предпринимательства. Все предприятия обязаны вести полный и тщательный бухгалтерский учет, который используется при расчете прибыли для целей налогообложения.

Однако в законах о подоходном налоге имеется ряд специальных положений о малых предприятиях, которые позволяют упростить процедуру учета и отчетности, тем самым стимулируя и облегчая инвестиции в малый бизнес. Так, в первую очередь компании, имеющие низкие прибыли, платят подоходный налог по более низким ставкам:

Таблица 1.7.

Налоговые ставки для компаний США, имеющих низкие прибыли

Годовая налогооблагаемая прибыль, долл. США

Ставка налога, %

до 50 тыс.

15

50 - 75 тыс.

25

75 тыс. - 10 млн.

34

свыше 10 млн.

35


Точно так же имеется шкала ставок подоходного налога и с физических лиц, от 15 до 39,6%, поэтому отдельные лица (включая индивидуальных частных предпринимателей и самостоятельно занятых), имеющие меньшие доходы, платят налоги по более низкой ставке.

Во-вторых, так же как и в Швеции, отдельные категории налогоплательщиков могут применять кассовый метод учета доходов и расходов.

Так, могут использовать кассовый метод учета, а не учет методом начисления, обычно используемый для декларирования доходов предприятия, следующие категории мелких налогоплательщиков:

физические лица, которые занимаются сельскохозяйственным производством или любой другой хозяйственной деятельностью, если закупки и реализация товаров не являются существенным фактором для получения дохода (если налогоплательщики занимаются куплей или продажей товаров, то применяются специальные правила учета товарно-материальных ценностей по методу начисления);

юридические лица, которые занимаются сельскохозяйственным производством и имеют валовой доход менее 1 млн. долл. США, а также организации, занимающиеся любой хозяйственной деятельностью, если их годовой валовой доход составляет менее 5 млн. долл. США, и реализация товаров не является существенным фактором для получения дохода.

Кроме того, налоговым законодательством США предоставляется ограниченное право на списание инвестиций в капитальные активы, т.е. вместо простой амортизации стоимости покупки долгосрочных активов, используемых на предприятии налогоплательщика, некоторые предприятия предпочитают вычитать эти издержки как текущие затраты и уменьшать налогооблагаемую прибыль на долю таких инвестиций, произведенных в налоговом году. Сумма, которую по этому правилу налогоплательщик может вычесть – некоторую часть инвестиций в долгосрочные активы, не может превышать 24 тыс. долл. Эта сумма уменьшается, когда общая стоимость постоянных фондов, закупленных в данном году, превышает 200 тыс. долл. Последующая амортизация этой части стоимости активов, которая была списана в первый год, не допускается.

Также немаловажным в целях стимулирования малого предпринимательства является освобождение собственников малых предприятий от налогов на доходы от прироста капитала.

Данные налоговые льготы применяются к доходам, полученным физическими лицами от продажи акций определенных “квалифицированных малых предприятиях”.

Как правило, лица, продающие доли юридических лиц, обязаны включать в налогооблагаемый доход любые доходы, полученные в результате такой продажи. Применительно ко всем такого рода доходам, отдельные лица платят налог по более низким ставкам – 20 %, если проданные активы находились в собственности налогоплательщика более 18 месяцев, и 18 % в случае владения ими более 5 лет.

Если продается доля “квалифицированного малого предприятия”, то налогоплательщик может исключить из налогооблагаемого дохода 50% от суммы, полученной в результате реализации, при условии, что он владел акциями более 5 лет. Под “квалифицированным малым предприятием” понимается корпорация с совокупными валовыми активами менее 50 млн. долл. США, которая не занимается одним из следующих видов деятельности: банковское дело, страхование или иная финансовая деятельность; проектно-конструкторские работы, юридическая сфера, бухгалтерский учет или консультирование; добыча нефти или газа; гостиничное или ресторанное дело.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, ПРИМЕНЯЮЩЕГО НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ В ВИДЕ ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД, НА ПРИМЕРЕ ООО «ТАГАНКА» ЗА 2003 – 2005 ГГ.


2.1 Краткая характеристика ООО «Таганка»


Общество с ограниченной ответственностью «Таганка» создано в целях удовлетворения общественного спроса на продукцию, товары народного потребления, на работы и услуги, а также в целях удовлетворения социальных и экономических интересов участников общества.

Сокращенное наименование общества: ООО «Таганка».

Место нахождения общества: Россия, Амурская область, г.Благовещенск, ул. Дальневосточная, 20.

Общество вправе открывать свои филиалы и представительства в городах РФ и за ее пределами.

Основными направлениями использования прибыли после расчетов общества по обязательным платежам являются:

- отчисления на производственное и социальное развитие общества;

- отчисления на цели потребления;

- отчисления в виде дивидендов участникам от деятельности общества.

Основными видами деятельности общества являются:

- коммерческая, посредническая деятельность;

- внешнеэкономическая деятельность с правом открытия валютных счетов;

-оптовая, розничная, бартерная, комиссионная торговля;

-производство сельскохозяйственной продукции, в том числе производство зерновых, растениеводство и овощеводство, производство мясо и жиропродукции, птицеводство;

- оказание услуг в сфере общественного питания, в том числе открытие пекарнь, кондитерских.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Ставки налогов и иных обязательных платежей регулируются действующим законодательством и нормативными актами.

Директор общества несет ответственность перед обществом за убытки, причиненные его виновными действиями либо бездействием в соответствии с условиями заключенного с ним договора (контракта), а также в соответствии с действующим законодательством.

Уставный капитал общества составляет 8400 рублей.

Доля участника в уставном капитале общества: Крохмаль Лариса Александровна – 8400 рублей – 100%.

Уставный капитал общества формируется за счет денежных средств участников общества. Уставный капитал общества должен быть оплачен до регистрации общества не менее, чем наполовину.

Уставный капитал общества может быть уменьшен либо увеличен по решению участника общества в соответствии с Федеральным Законом.

Права и обязанности участников общества:

1) участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном ФЗ и настоящим Уставом;

2) получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами, бухгалтерскими балансами, иной документацией;

3) принимать решения о распределении прибыли;

4) принимать решение о ликвидации либо реорганизации общества.

Участник общества обязан внести вклад в уставный капитал общества в порядке, в размерах, в составе и сроки, которые предусмотрены Уставом общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 РЕФЕРАТЫ