Налогообложение прибыли коммерческих организаций: действующий механизм исчисления и уплаты
Все методы
оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по
себе не приносит успеха в налоговом планировании, лишь составленная грамотно и
с учетом всех особенностей схема позволяет достичь намечаемого результата;
напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании
ощутимый вред. Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие
нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям
закона, автономности, надежности, безвредности. Эффективность – это полнота
использования в схеме всех возможностей минимизации налогов. Соответствие
требованиям закона – учет всех возможных правовых последствий использования
схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства
или на действия налоговых органов. Автономность – это схема рассматривается с
точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности
в реализации. Надежность – это устойчивость схемы к изменению внешних и внутренних
факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу. Наконец, безвредность
предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы
внутри предприятия [25].
Оптимизация
налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и
краткосрочном периоде при любом выпуске) и недопущение штрафных санкций со
стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и
своевременностью уплаты налогов.
«Минимизация
налогов» – термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно,
целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия
после налогообложения. В результате складывается казусная ситуация:
корпоративные менеджеры, которые должны стремиться увеличить размер чистой
прибыли, с помощью юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов прилагают
нередко значительные усилия для того, чтобы уменьшить размер «прибыли для целей
налогообложения».
Цель
минимизации налогов – не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех
финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия
позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, пусть не
намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях
высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора
может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать
банкротство предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги «в лоб», т.е.
следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного
бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на
предприятии никто не работал [26, 187–203].
Сокращение
налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли
предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной.
Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а
также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее
эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое
сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием;
как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение
налоговых потерь на долгосрочную перспективу [27, 201].
Одним из
наиболее эффективных способов оптимизации уплаты налога на прибыль является
налоговое планирование.
Налоговое
планирование
– легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании
возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки
своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета.
Под налоговым
планированием понимается целенаправленная деятельность налогоплательщика,
ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего
налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.
Цели
налогового планирования соотносятся со стратегическими (коммерческими) приоритетами
и интересами предприятия, с затратами на его проведение и с тяжестью налогового
бремени.
Налоговое
планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового
планирования. Происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и
косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по
отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых
форм ее реализации. Налоговое планирование доступно любому, но осуществлять его
надо не после совершения какой-либо хозяйственной операции или прошествии
налогового периода, а до этого.
Внешнее
планирование может
проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида
деятельности, замены налоговой юрисдикции.
Налоговое
законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей
для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в
связи, с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов
выделяют: выбор учетной политики, разработка контрактных схем, использование
оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных:
метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового
платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.
Выбор учетной
политики
организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, – важнейшая
часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает
обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых
актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета. Организация ведёт налоговый
учёт на основании первичных документов, применяемых для бухгалтерского учёта в
целом по организации. Организация применяет налоговые регистры в соответствии с
рекомендованной МНС системой налогового учёта для расчёта налога на прибыль.
Прочие налоги рассчитываются на основании данных бухгалтерского учёта. Доходы и
расходы для расчёта налога на прибыль определяются по начислению. Стоимость
материалов, списанных в производство (продажу), определяется методом средней
себестоимости. Списание проданных покупных товаров производится методом средней
себестоимости. Срок полезного использования основных средств в целях налогового
учёта определяется на основании классификатора основных средств Правительства
РФ приказом директора по каждому отдельному объекту основных средств. К
отдельным объектам основных средств применять линейный метод (на основании акта
комиссии). Не применять повышающие коэффициенты амортизации. Основные средства
стоимостью до 10 000 руб. списывать как материальные расходы в момент передачи
их в эксплуатацию. Амортизацию нематериальных активов начислять исходя из срока
их полезного использования, при невозможности определения срока амортизация
начисляется исходя из срока 10 лет и используется линейный метод. Создавать
резерв по сомнительным долгам в связи с реализацией товаров (работ, услуг) на
основании проведения инвентаризации задолженности. Ежеквартально проводить инвентаризацию
дебиторской и кредиторской задолженностей. Оценку незавершённого производства
проводить по объёму выполненных заказов. Оценку готовой продукции производить
на основании прямых затрат распределяемых по доле остатка готовой продукции.
Производить уплату налога на прибыль ежемесячно с учётом фактически полученной
прибыли.
Одним из
тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение
налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и / или
переоценки основных средств. Так, если возможности для ускоренной амортизации в
России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно
эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.
Метод
ускоренной амортизации, при котором суммы, начисляемые в более ранние сроки полезной
службы активов, выше сумм, начисляемых в более поздние сроки, заключается в
оценке срока полезного использования актива в годах, присвоении
последовательных сумм каждому году и определении размера этих сумм (способ
списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования). Для n-ого
числа лет расчетная формула выглядит так:
Сумма чисел
лет = n (n + 1)/2 (8)
Потом
рассчитывается годовая амортизация путем умножения общей суммы амортизационных
отчислений на протяжении срока полезного использования актива на дробь, в
числителе которой – оставшийся срок полезного использования, а в знаменателе – сумма
лет. Таким образом, годовые амортизационные отчисления равны:
А = (ПС – ЛС)
х ОСПС / Сумма лет, (9)
где А –
Амортизационные отчисления;
ПС – Первоначальная
стоимость;
ЛС –
Ликвидационная стоимость;
ОСПС – Оставшийся
срок полезной службы (сумма лет) [28].
Метод
ускоренного начисления износа, по которому постоянный процентный коэффициент, в
два раза превосходящий соответствующий пропорциональный тариф, ежегодно
умножается на уменьшающийся остаток балансовой стоимости актива.
Пропорциональный тариф представляет собой величину, обратную сроку полезной
службы, умноженному на 100. Если срок полезной службы определен в 5 лет,
пропорциональный тариф составит 20%. Тогда удвоенная ставка равна 40%. Для
определения суммы начисленного износа балансовая стоимость актива на начало
периода умножается на двойную ставку. Ниже ликвидационной стоимости актив не
амортизируется [29].
Контрактная
схема
позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки.
Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и
ясных формулировок, а не принятых типовых, во-вторых, об использовании
нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать оптимальный
налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и
расхода финансовых и товарных потоков.
Специальные
методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие,
однако так же могут применяться на всех предприятиях.
Метод замены
отношений
основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках
существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из допустимых
вариантов как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с
точки зрения оптимизации налогообложения.
Метод
разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся
хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция
заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная
замена не позволяет достичь ожидаемого результата.
Метод
отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения
объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с
действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с
моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя
элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога
или его части на последующий, что позволит существенно сэкономить оборотные
средства.
Метод прямого
сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта,
подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более
низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как
хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение
не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность
предпринимателя. В данном случае объектом налогообложения является прибыль
организации, а одним из самых действенных способов уменьшения прибыли является
увеличение расходов. Для того чтобы увеличение расходов не оказало негативного
влияния на всю деятельность организации, налогоплательщик на законном основании
может создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266
НК РФ [30, с. – 1].
Сомнительным
долгом признаётся любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в
связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если
эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена
залогом, поручительством, банковской гарантией. Суммы отчислений в резервы по
сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последний
день отчётного (налогового) периода. Сумма резерва определяется по результатам
проведённой на последний день отчётного (налогового) периода инвентаризации
дебиторской задолженности и исчисляются следующим образом:
-
по
сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней – в сумму
создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании
инвентаризации задолженности;
-
по
сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней
(включительно) – в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной
задолженности;
-
по
сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней – не увеличивает
сумму создаваемого резерва.
При этом
сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от
выручки отчётного (налогового) периода.
Для того
чтобы сформировать резерв по сомнительным долгам организация должна провести
следующие мероприятия:
-
провести
инвентаризацию дебиторской задолженности на последний день отчетного
(налогового) периода;
-
выделить
обязательства не обеспеченные залогом, поручительством, банковской гарантией;
-
разбить
просроченную дебиторскую задолженность на группы в соответствии со сроками
возникновения;
-
исчислить
предельный размер резерва. Сумма создаваемого резерва не может превышать 10% от
выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей
249 НК РФ;
-
рассчитать
сумму резерва, учитывая, что:
а) по
сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней – в сумму
создаваемого резерва включается вся сумма, выявленной в ходе инвентаризации
задолженности;
б) по
сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней – в сумму
резерва включается 50% от суммы выявленной в ходе инвентаризации задолженности;
в)
сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней – не увеличивает
сумму создаваемого резерва;
Преимуществом
данного способа является то, что создание резерва по сомнительным долгам
позволяет сократить обязательства организации перед бюджетом по уплате налога
на прибыль с сумм неполученной прибыли. С введением в действие главы 25 НК РФ,
сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная в
налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по
безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный налоговый
период. При этом сумма вновь создаваемого на основании инвентаризации резерва
будет корректироваться сумму резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.
К недостаткам
способа относится то, что резерв может создаваться только под задолженность со
сроком возникновения более 45 дней. Сумма резерва ограничивается 10% от выручки
отчетного (налогового) периода. Сумма резерва зависит не только от срока
возникновения, лимита выручки, но и от характера возникновения задолженности.
Резерв не создается в отношении долгов, образовавшихся в связи с невыплатой
процентов, кроме банков. Кроме того, задолженность признается сомнительной
только в том случае, когда она не обеспечена залогом, поручительством,
банковской гарантией.
Ещё одним
способом оптимизации налога на прибыль является изменение момента перехода права
собственности. Цель данного способа: сократить текущие платежи по налогу на
прибыль. Нормативной базой является глава 25 НК РФ. Рекомендовано для
производственных организаций, определяющих доходы и расходы по методу
начисления и организации оптовой торговли.
Суть способа: согласно главе 25 НК РФ
организация-налогоплательщик может самостоятельно выбрать порядок признания доходов
по методу начисления, либо кассовым методом. Наиболее оптимальным для
налогоплательщика является кассовый метод, это связано с тем, что при методе
начисления организация должна уплатить налог на прибыль со всей суммы,
предъявленной покупателям в момент отгрузки. Хотя реально денежные средства от
покупателя могут поступить частично, либо не поступить вовсе, а налог на
прибыль нужно заплатить в данном отчетном периоде со всей суммы, предъявленной
покупателю. Использовать кассовый метод могут только те налогоплательщики, у
которых средняя сумма выручки от реализации без учета налога на добавленную
стоимость и налога с продаж за предыдущие четыре квартала не превысила одного
миллиона рублей за каждый квартал. Однако организации, применяющие метод
начисления, в отдельных случаях могут уплачивать налог на прибыль по аналогии с
кассовым методом. При этом следует сослаться на следующие положения налогового
и гражданского законодательства, в частности на статью 39 НК РФ, первый пункт
которой гласит: реализацией признается передача на возмездной основе (в том
числе обмен товарами, работами и услугами) права собственности на товары,
результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях,
предусмотренных НК РФ, – на безвозмездной основе. Далее в статье 271 НК РФ
говорится, что доходы признаются в том отчетном периоде (налоговом), в котором
они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного
имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). Что
касается кассового метода, то в пункте 2 статьи 273 НК РФ указано, что датой
получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или)
в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав,
а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом.
Наконец, в статье 491 ГК РФ (часть вторая) предусмотрено, что право
собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты
товара или иных обстоятельств, когда договором купли-продажи это указано.
Таким
образом, если организация-продавец в заключаемых договорах купли-продажи
товаров укажет, что право собственности на товары к покупателю переходит после
поступления оплаты продавцу, то тогда организация-продавец по этим сделкам
может учитывать доходы для исчисления налога на прибыль по оплате.
Преимущества
способа:
изменение момента перехода права собственности позволит оптимизировать платежи
по налогу на прибыль.
Недостатки
способа:
применение данного метода оптимизации не сокращает платежи по налогу на
прибыль, а переносит на будущее момент возникновения обязанности по уплате
налога на прибыль. Расходы отчетного периода, в котором произошла отгрузка,
будут уменьшены на величину прямых расходов, относящихся на к отгруженной, но
нереализованной (не оплаченной) продукции. Может возникнуть спорная ситуация с
налоговыми органами, так как налоговая инспекция придерживается мнения, что
момент возникновения обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль
определяется в соответствии учетной политики.
3.2
Экономическое обоснование рекомендаций по оптимизации уплаты налога на прибыль
Налоговое
планирование с использованием перечисленных в подразделе 3.1 главы 3 данной
работы способов можно применить на анализируемом предприятии ООО Филиал Южный
«Евросеть-Ритейл», хотя необходимость в налоговом планировании в организации
минимальна, и можно ограничиться разовыми мероприятиями вследствие того, что
налоговая нагрузка на предприятие довольно низкая.
Так как у
анализируемого предприятия основным видом деятельности является реализация
товаров, работ, услуг, то наиболее эффективным способом снижения налоговой
нагрузки на предприятие является создание резервов по сомнительным долгам. Это
поможет снизить налоговую нагрузку по налогу на прибыль. Для того чтобы создать
резерв по сомнительным долгам необходимо провести анализ дебиторской
задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В табл. 3.1
приведён анализ дебиторской задолженности ООО Филиал Южный «Евросеть-Ритейл».
При этом
необходимо учитывать, что в резерв по сомнительным долгам в полном объёме
включаются суммы со сроком задолженности более 90 дней, в размере 50% – суммы
со сроком задолженности от 45 до 90 дней, а суммы со сроком задолженности менее
45 дней не входят в состав резерва по сомнительным долгам.
Таблица 3.1 –
Анализ дебиторской задолженности организации
Годы
Наименование дебитора
Номер и дата счёта-фактуры
Сумма дебиторской
задолженности, р.
Срок возникновения задолженности
на конец налогового периода, дни
Сумма, включаемая в резерв,
р.
всего
в т.ч. НДС
2007
ЗАО «Санаторий Горячий
Ключ»
№21 от 17.03.07 г.
3681,60
561,60
289
3681,60
ООО «Экспресс»
№8 от 03.10.07 г.
596614,19
91008,94
89
298307,10
ООО «Экспресс-строитель»
№7 от 05.09.07 г.
69500,00
10601,70
117
69500,00
Итого
669795,79
102172,24
371488,70
2008
ООО «Холодок»
№35 от 21.02.08 г.
12546,63
1913,89
313
12546,63
ООО «Экспресс»
№14 от 15.06.08 г.
457892,36
69847,99
199
457892,36
ООО «Строитель»
№47 от 19.12.08 г.
79258,45
12090,27
12
0
ПБОЮЛ Зайцев К.Н.
№6 от 01.09.08 г.
15469,87
2359,81
182
15469,87
Итого
565167,31
86211,96
485908,86
2009
ПБОЮЛ Смирнов И.Д.
№22 от 30.04.09 г.
58964,77
8994,63
245
58964,77
ООО «Экспресс-строитель»
№11 от 08.07.09 г.
74589,54
11378,07
176
74589,54
ЗАО «Санаторий Горячий
Ключ»
№25 от 02.11.09 г.
64569,92
9849,65
59
32284,96
Итого
198124,23
30222,34
165839,27
В табл. 3.1 приведены
суммы задолженности перед анализируемой организацией фирмами дебиторами за
период с 2007 по 2009 гг.
Далее для
создания резерва по сомнительным долгам необходимо рассчитать предельный размер
данного резерва.
В
соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации резерв по
сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки налогового периода. В
табл. 3.2 рассматривается порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Таблица 3.2 –
Формирование резерва по сомнительным долгам
Показатели
Годы
2007
2008
2009
Выручка от продаж налогового
периода, р.
3875466,00
8078873,00
18758612,00
Предельный размер
резерва, р.
387546,6
807887,3
1875861,2
Общая сумма, включаемая
в резерв, р.
371488,70
485908,86
165839,27
По данным
табл. 3.2 видно, что за анализируемый период суммы, включаемые в резерв по
сомнительным долгам, не превышали его предельного размера. Соответственно
создание резерва по сомнительным долгам позволило бы сократить обязательства
организации перед бюджетом по уплате налога на прибыль с сумм неполученной
прибыли в 2007 г. на 371 488,7 р., в 2008 г. на 485 908,86 р.,
в 2009 г. на 165 839,27 р.
Одним из
часто используемых способов оптимизации уплаты налога на прибыль по средствам
снижения налогооблагаемой прибыли является выбор наиболее оптимального способа
начисления амортизации.
Поскольку
амортизационные отчисления являются элементом себестоимости, увеличение их
размера приводит к её увеличению, а, следовательно, и налогооблагаемой базы для
уплаты налога на прибыль. При этом, будучи условным начислением, в составе
себестоимости, т.е. не создавая для предприятия собственно денежного расхода,
амортизационные отчисления увеличивают для предприятия денежный приток средств.
Основным фактором,
влияющим на выбор того или иного способа амортизации, является фактор времени,
который, как известно, имеет свою цену.
Таким
образом, наиболее оптимальными являются более ускоренные способы, которые
позволяют на начальном этапе «списать» в себестоимость большую часть стоимости
имущества, тем самым, уменьшив налогооблагаемую прибыль. Зато в поздние сроки
использования имущества, наоборот, за счёт снижения амортизационных отчислений
увеличивается налогооблагаемая прибыль. Тем самым, за счёт ускорения
амортизации налогооблагаемая база по прибыли смещается во времени к более
поздним периодам. С учётом фактора стоимости денег во времени это означает
снижение текущей стоимости расходов компании по уплате налога на прибыль.
Для ООО
Филиал Южный «Евросеть-Ритейл» наиболее оптимальным методом амортизации
является способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного
использования.
Сравнивая
амортизацию по способу списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного
использования с линейным способом начисления амортизации, можно увидеть, что
при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
в первые годы эксплуатации списывается большая часть стоимости основных
средств.
При
использовании же линейного метода начисления амортизации – суммы списываются
равномерно на протяжении всего срока полезного использования основного
средства.
В табл. 3.3
показана доля амортизации в полной себестоимости продукции при линейном способе
начисления и рассчитана амортизация при способе списания стоимости по сумме
чисел лет срока полезного использования (по формулам 8 и 9), если бы он
использовался хотя бы в одном налоговом периоде.
Таблица 3.3 –
Доля амортизации в себестоимости продукции
Показатели
Годы
2007
2008
2009
Себестоимость
продукции, р.
3519000
8013000
18598000
Линейный способ
начисления амортизации, р.
104000
157000
194000
Способ списания
стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, р.
156000
235500
291000
Доля амортизации в
себестоимости при линейном способе начисления, %
2,96
1,96
1,04
Доля амортизации в
себестоимости при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока
полезного использования, %
4,43
2,94
1,56
Сумма амортизации, на
которую увеличивается себестоимость продукции при применении способа списания
стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, р.
52000
78500
97000
Себестоимость продукции
при применении нового метода амортизации, р.
3571000
8091500
18695000
По данным
табл. 3.3 мы видим, что при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока
полезного использования себестоимость продукции значительно увеличилась бы, что
позволило бы значительно снизить налогооблагаемую базу.
Метод
начисления амортизации способом списания стоимости по сумме чисел лет срока
полезного использования предпочтителен тем, что позволяет уже в начале
эксплуатации списать большую часть стоимости основных средств, далее темп
списания замедляется, что обеспечивает снижение себестоимости продукции.
Для расчёта
ожидаемого экономического эффекта от использования метода начисления
амортизации способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного
использования предположим, что темп роста выручки от продаж в 2010 г.
составит 11% (ожидаемый уровень инфляции), таким образом, выручка от продаж в
2010 г. составит 20 822 490 р. Себестоимость продукции также
увеличится на 11%. Таким образом, себестоимость на 2010 г. составит 20 639
054 р.
Рассчитаем
экономический эффект от предложенных способов оптимизации уплаты налога на
прибыль: при использовании способа списания стоимости по сумме чисел лет срока
полезного использования, от создания резерва по сомнительным долгам и от
экономии средств при новом способе оплаты труда.
В табл. 3.4 рассчитан
ожидаемый экономический эффект от применения способа списания стоимости по
сумме чисел лет срока полезного использования.
Таблица 3.4 –
Ожидаемый экономический эффект от способа оптимизации уплаты налога на прибыль
при использовании нового метода амортизации
Показатели
Годы
2009
2010
Себестоимость
реализованной продукции, тыс. р.
18598000,00
20639054,00
Линейный способ
начисления амортизации, р.
194000,00
194000,00
Способ списания
стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (первый год), р.
291000,00
291000,00
Экономический эффект от
внедрения нового способа амортизации, р.
97000,00
97000,00
Себестоимость продукции
при применении нового метода амортизации, р.
18695000,00
20736054,00
Проанализировав
данные расчётов в табл. 3.4, мы видим, что экономический эффект от применения
способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
составит 97 000 р.
Предположим,
что резерв по сомнительным долгам, который может сформировать организация,
увеличится на 8% от уровня 2009 г. Таким образом, резерв по сомнительным
долгам в 2010 г. составит 182 434 р.
Соответственно,
с внедрением нового метода начисления амортизации и созданием резерва по
сомнительным долгам появляется возможность значительно снизить налогооблагаемую
базу, т. к. размер резерва не попадает в налогооблагаемую базу, а
увеличение себестоимости продукции при увеличении суммы амортизационных
отчислений – её уменьшает.
Следовательно,
налогооблагаемая база уменьшится на 276 752 р. Это позволит, в свою очередь,
уменьшить сумму налога на прибыль организации.
При
использовании предложенных методов оптимизации уплаты налога на прибыль
организация может существенно снизить налогооблагаемую базу и, соответственно,
сократить сумму налога на прибыль организации.
Кроме того,
можно также предложить оформить работников индивидуальными предпринимателями,
что позволит сократить расходы по уплате единого социального налога и налога на
доходы физических лиц.
Среднесписочная
численность персонала в организации ООО Филиал Южный «Евросеть-Ритейл» составляет
5 человек: руководитель организации, 2 менеджера по продажам, бухгалтер,
водитель.
Это
постоянный штат сотрудников. Фонд оплаты труда составил на 2009 г. 219 194 р.
Заработная плата сотрудников составляет: у руководителя организации в год – 55 000 р.,
остальных сотрудников – 164 194 р. (средняя зарплата в месяц на сотрудника
выходит 3 421 р.). Сумма ЕСН – 57 429 р. (без учёта налоговых вычетов
по ЕСН).
Сумма НДФЛ,
которую организация удерживает из заработной платы сотрудников и перечисляет в федеральный
бюджет, – 28 495,2 р.
В связи с
ожидаемым в 2010 г. ростом выручки от продаж за счёт увеличения объёмов
производства появляется необходимость в дополнительных сотрудниках, т. к.
увеличивается объём выполняемых работ.
Следовательно,
увеличится фонд оплаты труда. При сохранении уровня заработной платы неизменным
и привлечения трёх дополнительных сотрудников в 2010 г. фонд оплаты труда
составит – 342 364 р., а без учёта заработной платы руководителя
организации фонд оплаты труда составит 287364 р.
Начисления по
ЕСН составят – 89 699 р. (налоговые вычеты по ЕСН не учтены) по общему
фонду оплаты труда и 74 289 р. (налоговые вычеты по ЕСН не учтены) без
учёта начислений на заработную плату руководителя организации.
Общий фонд
оплаты труда с учётом начислений составит 432 063 р., а без учёта
заработной платы руководителя организации – 362653 р. Удержания по НДФЛ составят
– 44 507 р. на всех сотрудников организации и 37357 р. без учёта
удержаний из заработной платы руководителя организации.
При
сохранении заработной платы работникам на том же уровне, что и в 2009 г.,
и оформлении их индивидуальными предпринимателями экономия достигается за счёт
выплаты вознаграждения за оказанные услуги.
Сотрудников
организации, которые уже зачислены в штат (менеджера по продажам, бухгалтера и
водителя), также перевести в индивидуальные предприниматели и платить им не
заработную плату, а вознаграждение за оказанные услуги.
В таком
случае организации не придётся платить ЕСН, который составляет 26,2%, и удерживать
НДФЛ – 13%, в общей сумме 39,2%.
Будет уплачиваться
налог по упрощённой системе налогообложения в размере 6% для индивидуальных
предпринимателей.
Соответственно,
экономия составит 33,2%.
В табл. 3.5 рассчитана
экономия на расходах по оплате труда от предложенного выше метода.
Таблица 3.5 –
Расчет экономии на оплате труда
Показатели
Годы
2009
2010
Численность персонала
всего, чел.
5
8
Численность персонала
без учёта руководителя организации, чел.
4
7
Фонд оплаты труда, р.,
всего
219194
342364
Фонд оплаты труда без
учёта заработной платы руководителя организации и его заместителя, р.
164194
287364
Среднемесячная зарплата
сотрудников, р.
3421
3421
Общий фонд оплаты труда
с учётом начислений по ЕСН (без учёта заработной платы руководителя организации),
р.
207213
362653
Заработная плата
сотрудников к выдаче (за минусом НДФЛ), без учёта заработной платы
руководителя организации, р.
142849
250007
Сумма вознаграждения
для индивидуальных предпринимателей за оказанные услуги, р.
151420
265007
Экономия, р.
55793
97646
По данным
табл. 3.5 мы видим, что при переходе на систему оплаты труда в виде вознаграждений
за услуги, оказанные индивидуальными предпринимателями, экономия средств организации
в 2010 г. составит 97 646 р. при условии, что сохраниться уровень
заработной платы 2009 г. При этом в 2009 г. она смогла бы сэкономить
55 793 р., если бы перешла на эту систему раньше.
Соответственно,
для организации освободится 97 646 р., если она применит данный способ
оплаты труда в 2010 г. В связи с тем, что в себестоимость входит оплата
труда и амортизационные отчисления, с одной стороны, за счёт фонда оплаты труда
она будет снижаться, а, с другой – амортизационные отчисления будут
увеличиваться из-за применения более ускоренного метода списания стоимости,
значит, она будет расти.
В табл. 3.6 представлен
расчёт валовой прибыли организации, которая представляет собой разницу между
выручкой от продаж и себестоимостью продукции, с учётом способа списания
стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, т.е. более
ускоренного метода амортизации и экономии за счёт изменений, связанных с
оплатой труда за предоставленные услуги и создании резерва по сомнительным
долгам. Объём создаваемого резерва по сомнительным долгам увеличится и его
максимальный размер не превысит 10% от выручки от продаж.
Таблица 3.6 –
Расчёт валовой прибыли организации
Показатели
Годы
2009
2010
Выручка от продаж, р.
18759000,0
20822490,0
Себестоимость продукции
без применения методов оптимизации, р.
18598000,0
20643780,0
Увеличение
себестоимости за счёт применения ускоренного метода амортизации, р.
97000
97000
Экономия за счёт фонда
оплаты труда, р.
55793
97646
Себестоимость после
оптимизации, р.
18639207,0
20643134
Резерв по сомнительным
долгам, р.
165839,0
179106
Валовая прибыль, р.
0
250
Проведя анализ
табл. 3.6 мы видим, что хотя прибыли у организации не будет, но за счёт
экономии средств увеличатся доходы организации на сумму созданного резерва и
применения более ускоренного метода амортизации, а также за счёт оптимизации
оплаты работы сотрудников организации. Сумма увеличения доходов на 2008 г.
составит 2 633 316 р.
Для
дальнейшей эффективной работы организации можно порекомендовать проводить
текущий налоговый контроль и текущее налоговое планирование. При текущем
налоговом контроле необходимо проводить следующие мероприятия: еженедельный
мониторинг нормативно-правовой базы, составление прогнозов налоговых
обязательств организации, контроль за своевременностью и правильностью
исполнения налоговых обязательств, исследование причин резких отклонений от
стратегических показателей деятельности организации. Инструментами для
проведения текущего налогового контроля служат правовые базы данных,
использование разъяснений ФНС РФ и налоговой инспекции, специальная литература,
а также разъяснения аудитора (юриста).
Текущее
налоговое планирование включает в себя ряд следующих мероприятий:
-
обзор
нормативно-правовой базы и комментариев специалистов по налоговой тематике (в
том числе СМИ);
-
составление
прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем
сделок;
-
составление
графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых
ресурсов организации;
-
прогноз
и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических
показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или
проводимой сделки. Инструментами для выполнения этих целей будут являться:
-
экспертные
правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ);
-
формирование
запросов в налоговые инспекции, ФНС РФ, Министерство финансов и иные
государственные органы;
-
специальная
литература;
-
арбитражная
и общегражданская судебная практика;
Стратегическое
налоговое планирование (вариационно-сравнительный анализ) также можно применить
для данной организации. Мероприятиями, которые необходимы для его проведения,
являются:
-
обзор
и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики, нормативно-правовой
базы и её изменения на планируемый период;
-
составление
прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении
форс-мажорных обстоятельств;
-
варианты
(не менее двух) схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков;
-
составление
сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих
обязательств организации;
-
письменное
обоснование применяемых схем и, в особенности, «узких мест», с точки зрения
налоговых последствий;
-
варианты
возможных причин резких отклонений от расчётных показателей деятельности организации,
прогноз эффективности применяемых мер, оценка риска различных программ
действий. Инструменты, применяемые в данном случае, аналогичны тем, которые
применяются при текущем налоговом планировании.
Процесс
налогового планирования это, во-первых, совместная работа бухгалтера, юриста и
руководителя (менеджера). Во-вторых, постоянный поиск оригинальных решений и
схем работы конкретной организации. В-третьих, – постоянное изучение
специализированной литературы, изучение и анализ опыта работы других организаций
данного профиля и смежных сфер бизнеса. У каждого из участников процесса налогового
планирования свои функции, которые должны добросовестно исполняться для
достижения общей цели – оптимизации налоговых платежей. Руководитель (менеджер)
даёт информацию по фактическим условиям сделки и по её результатам, которые
планируется получить после её завершения. Бухгалтер проводит расчёты вариантов
финансовой структуры сделки и отражения её в бухгалтерском учёте, используя
нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского
и финансового учёта. Формулирует возможные с точки зрения процедуры, требующие
юридического обоснования и согласования с контрагентом. Производит расчёт сумм,
причитающихся к платежам в бюджет с учётом прямых и косвенных налогов. Юрист
анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищённости, а также
готовит необходимые документы с учётом «узких мест» при её исполнении. Помогает
бухгалтеру заранее обосновать трактовку и совершения (порядок учёта) сделки и отражение
в бухгалтерской отчётности её результатов с учётом всех особенностей при её
исполнении. Необходимость юриста в процессе налогового планирования обусловлена
наличием в налоговом праве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной
точностью не определены, либо допускают их неоднозначное толкование. В этой
сфере выбор наиболее «налогооптимальных» направлений требует тщательного
прогнозирования возможной реакции налоговой администрации и большей вероятности
вступления в активные действия с целью получения её предварительной реакции на
те или иные варианты интерпретации действий налогоплательщика и их правовых и
финансовых последствий [32, 1].
Заключение
Налоговая
система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным
инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения
приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы
налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям,
соответствовала мировому опыту.
В новой
налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от
предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность
соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах
налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня
действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило
более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных
бюджетов.
И все же
новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям.
Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность,
наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не
стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического
прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров
народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по
отношению к мировому, не стимулирует привлечение в экономику России иностранных
инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая
схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам,
рынку.
Нестабильность
наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д.
несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской
экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как
отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на
сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.
Очевидно, что
вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей
экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Для выхода из
кризисного состояния необходимо одним из первых шаго наладить налоговую систему
страны.
По
результатам проведённой работы видно, что налог на прибыль является составным
элементом налоговой системы России. Это прямой налог и его окончательная сумма
целиком и полностью зависит от конечного финансового результата. В настоящее
время плательщиками налога на прибыль
являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по
законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации,
а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными
инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие
предпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие обособленные
подразделения этих предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и
расчетный (текущий, корреспондентский) счет. Объектом обложения налогом
на прибыль, является валовая прибыль, включающая в себя прибыль (убыток) от
продаж продукции, выполненных работ и услуг, основных фондов и другого имущества
предприятий и организаций, ценных бумаг,
фьючерсных и опционных контрактов и доходы от внереализационных
операций, уменьшенных на сумму расходов по ним. Налог на прибыль – это очень сложная экономическая категория, которая закреплена
законодательно. Поступления от налога на прибыль занимают одно из ведущих
позиций в доходах и бюджета, и его регулирование имеет общенациональное
значение, как для государства, так и для налогоплательщиков – предприятий и
организаций.
Анализ деятельности ООО Филиал Южный «Евросеть-Ритейл» показал, что организация работает стабильно, убытков понесено за этот период
не было. Проанализировав уровень налогового бремени на предприятие, мы увидели,
что данный показатель находится в пределах допустимой нормы. Уровень налогового
планирования в организации высокий, что помогает снижать налоговую нагрузку без
вреда для предприятия.
За три анализируемых года показатели прибыли и налога на прибыль
постоянно изменялись: то снижались, то возрастали. Анализ основных
экономических показателей деятельности показал, что деятельность организации ООО
Филиал «Южный Евросеть – Ритейл» безубыточна, а показатели рентабельности на
конец анализируемого периода выросли. В период с 2007 г. по 2009 г.
доля налога на прибыль в общем объёме уплачиваемых налогов значительно
увеличилась, что видно из анализа всех уплачиваемых организацией налогов. Для
того чтобы налоговое бремя по налогу на прибыль не оказалось непосильным для
организации, а также для снижения сумм по данному налогу был предложен ряд
методов налоговой оптимизации уплаты налога на прибыль. Были предложены такие
методы оптимизации уплаты налога на прибыль, как создание резерва по
сомнительным долгам, начисление амортизации способом списания стоимости по
сумме чисел лет срока полезного использования, а также экономии на расходах на
оплату труда. При создании резерва по сомнительным долгам были рассчитаны
суммы, на которые можно было бы уменьшить налогооблагаемую базу и сэкономить на
уплате налога. При использовании способа списания стоимости по сумме чисел лет
срока полезного использования были рассчитаны суммы (в сравнении с линейным
методом, используемым организацией) амортизации, на которых можно было бы
сэкономить. Также был проведён анализ учётной политики организации в целях
налогообложения, отмечены её основные пункты и предложены способы по её
совершенствованию.
В дипломной работе были предложены мероприятия по текущему налоговому
планированию и текущему налоговому контролю, которые необходимо проводить для
дальнейшей эффективной деятельности организации.
Список
использованной литературы
1
Бюджетный
кодекс Российской Федерации на 01 января 2010 г. // Новосибирск: Сиб.
уни. изд-во, 2010. – 302 с.
2
Гражданский
кодекс Российской Федерации на 01 января 2010 г. // Новосибирск: Сиб.
уни. изд-во, 2010. – 640 с.
3
Налоговый
кодекс Российской Федерации по состоянию на 15 марта 2010 г. //
Новосибирск: Сиб. уни. изд-во, 2010. – 704 с.
4
Алиев Б.Х. Налоги
и налогообложение. – М.: «Финансы и статистика», 2007. – 411 с.
5
Александров И.М. Налоги
и налогообложение: Учебник – М.:ИТК «Дашков и К», 2004. – 318 с.
6
Абросимов А.А.
и др. Комментарии к Налоговому кодексу РФ, части первой и второй-М.:
Эксмо-Пресс, 2007. – 992 с.
7
Кваша Ю.Ф.,
Зрелов А.П., Харламов М.Ф. Налоги и налогообложение. – М.:
Высшее образование, 2003. – 203 с.
8 Налоги и налогообложение: Учебник / Под
ред. Д.Г. Черника. – М.: МЦФЭР, 2002. – 528 с.
9 Налоги:
Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника – 4-ое изд. – М.: Финансы и
статистика, 2005. – 298 с.
10 Юткина Т.Ф. Налоги
и налогообложение: Учебное пособие для студентов вузов – М.: ИНФРА-М, 2007. – 248 с.
11 Морозова Л.Л. Налог
на прибыль организаций: Практическое руководство. – СПб, Изд-во «Актив», 2007.
– 256 с.
12 Налог на прибыль: Учёт
согласно ПБУ 18/02 и главе 25 НК РФ/ Под ред. Г.Ю. Касьяновой – М.: Информцентр
21 века, 2007. – 92 с.
13 Кузнецов С.Ю., Наумова Ю.А. Состав
расходов учитываемых при налогообложении прибыли. – М.: Проспект, 2006. – 493 с.
14 Лапина О.Г. Налог
на прибыль. – М.:АКДИ «Экономика и жизнь», 2007. – 400 с.
15 Дудорин В.И. Управление
экономикой и налоги. – М.: Менеджер, 2004. – 435 с.
16 Ковалёва А.М., Лапуста М.Г.,
Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник – 3-е изд., испр. и доп. – М.:
ИНФРА-М, 2003. – 406 с.
17 Налоги
и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина – М.:
Аналитика-Пресс, 2007. – 40
18 Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ
финансового состояния предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 308 с.
19 Лебедева М.А. Расчет
налоговой нагрузки для предприятия. // Электронная версия статьи на сайте
компании «Аудит и консалтинг». – декабрь 2009. – http://www.auditmsk.ru
21 Самсонов Н.Ф. Финансы
на макроуровне: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по
экономическим специальностям. – М.: Высшая школа, 2006. – 586 с.
22 Поисковая компьютерная
система «Консультант – Плюс», «Гарант».
23 Теслюк Б.А. Оценка
налогового бремени предприятия // Электронная версия журнала
«Управленческий учет» январь
2009. – №3 – рhttp://www.dis.ru
24 Кадушин А.Н., Михайлова Н.П. Насколько
посильно налоговое бремя –
Электронная
версия работы. – http://www.cfin.ru
25 Сотникова Т.К. Налоговое
планирование на предприятии // Электронная версия статьи на сайте
юридической компании Профбизнесгрупп. – апрель 2009. –
http://www.profbizness.ru