Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование
Таблица 1.2.2 – Программная классификация расходов
бюджета на образование
Программа
|
Подпрограмма
|
Наименование программы,
подпрограммы программной классификации расходов бюджета
|
100
|
00
|
Программа «Комплексная
информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы»
|
101
|
00
|
Программа развития общего
среднего образования на 2007-2016 годы
|
102
|
00
|
Государственная программа
развития профессионально-технического образования на 2006-2010 годы
|
103
|
00
|
Государственная программа
развития среднего специального образования на 2006-2010 годы
|
105
|
00
|
Программа перехода на
дифференцированные сроки подготовки специалистов с высшим образованием в
Республике Беларусь на 2005-2010 годы
|
106
|
00
|
Программа ремонта и модернизации
зданий и сооружений учреждений образования, подчиненных государственным
органам управления образованием, на 2008-2010 годы
|
107
|
00
|
Государственная программа
подготовки кадров для ядерной энергетики Республики Беларусь на 2008-2020
годы
|
108
|
00
|
Программа развития системы
дошкольного образования на 2009-2014 годы
|
120
|
00
|
Региональные программы
допрофильной подготовки и профильного обучения
|
Программная классификация
расходов является группировкой расходов по утвержденным в установленном порядке
программам и подпрограммам (мероприятиям).
Ведомственная
классификация расходов республиканского и местных бюджетов, государственных
целевых бюджетных и внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных
организаций, отражает распределение средств по государственным органам и
организациям, являющихся распорядителями средств в соответствии с
законодательством Республики Беларусь. Ведомственная классификация
одноуровневая и отражает расходы по главам и наименованиям распорядителей
средств (например, глава 075 – Министерство образования Республики Беларусь)
[6].
Таким образом, рассмотрев
классификацию расходов бюджета на образование, необходимо отметить, что
различные виды бюджетных классификаций расходов на образование позволяют
единообразно учитывать расходы бюджета на финансирование учреждений
образования, составлять отчетность об исполнении бюджета, осуществлять контроль
и анализ по каждому виду расходов, а также кодировать показатели бюджетов и
отчетов при компьютерной обработке.
1.3 Финансирование
расходов бюджета на образование
Государственные учреждения образования финансируются
из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования
на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом
Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и
устанавливается в размере не менее 10 процентов от валового внутреннего продукта
[13].
Общий порядок
финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РБ.
В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счёт
бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице
органов управления – главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают
сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе
подведомственных учреждений и вносят в неё коррективы, составляют сводную
отчётность, контролируют деятельность учреждений [2].
Суть казначейской схемы
исполнения бюджета заключается в полном переводе оплаты расходов
бюджетополучателей напрямую поставщикам услуг и исполнителям работ (кроме
денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали
на счёт учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно,
с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в
казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального
распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить
поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через
органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя
ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и
осуществление платежа.
Порядок финансирования
бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и
экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты для
государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми
ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах,
перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей.
Однако с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных
хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.
Определённые трудности
возникают из-за необходимости учёта средств, полученных от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства.
Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными
поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов,
подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных
средств, а это в определённой степени лишает руководителей учреждений
оперативности.
Дополнительное финансирование может осуществляться
за счет иных средств, выделяемых базовыми шефствующими предприятиями, попечительскими
советами, спонсорами.
Иными средствами государственных учреждений
образования являются полученные в соответствии с законодательством доходы от
платных образовательных услуг, производственной и научной деятельности,
гуманитарная помощь, имущество и денежные средства, полученные от
благотворителей и меценатов, а также из иных источников, не запрещенных
законодательством Республики Беларусь.
В соответствии с законодательством допускается
взимание платы с обучающихся в государственных учреждениях образования за
дополнительные виды обучения, не оплачиваемые из республиканского и местных
бюджетов, а также с лиц, принятых на обучение сверх контрольных цифр приема.
Плата устанавливается руководителем учреждения
образования в размере экономически обоснованных затрат, необходимых для
подготовки специалистов по данной специальности (специализации) в данном
учреждении.
Исследования в области образования и воспитания,
гуманитарных и социальных наук, а также важнейшие разработки в интересах научно-технического
и экономического прогресса республики, осуществляемые организациями системы
образования, финансируются на конкурсной основе из республиканского бюджета
[13].
Таким образом, изучив вопросы финансирования
расходов бюджета на образование, необходимо отметить, что государственные
учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных
бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной
системы образования утверждается законом Республики Беларусь о бюджете на очередной
финансовый (бюджетный) год и устанавливается в размере не менее 10 процентов от
валового внутреннего продукта. Общий порядок финансирования расходов по всем
отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РБ. В соответствии с ним все
учреждения и организации, финансируемые за счёт бюджета, называются
получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления –
главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и
расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений и
вносят в неё коррективы, составляют сводную отчётность, контролируют деятельность
учреждений.
1.4 Формы и методы
бюджетного планирования и финансирования расходов на образование
В соответствии с Законом
Республики Беларусь «Об образовании» государство гарантирует ежегодное
выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10%
национального дохода, а также защищённость соответствующих расходов
республиканского и местных бюджетов. Закон предусматривает единые принципы
формирования бюджетных средств на образование на всей территории РБ на основе
государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых,
которые ежегодно должны утверждаться государственным законом одновременно с
законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в
соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства, но
реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти
положения не выполняются.
Далеки от провозглашённого
уровня и показатели, характеризующие систему образования. К примеру, не
обеспечен установленный законодательством размер оплаты труда работников
учреждений образования, превышающий уровень средней заработной платы в РБ; не
реализуется система льгот различным категориям обучающихся, а также видов и
норм материального обеспечения учащихся и студентов; не введён механизм
предоставления гражданам личного государственного образовательного кредита;
устарели требования к образовательным учреждениям в части строительных и
санитарных норм и правил, оснащённости учебного процесса и оборудования учебных
помещений; не созданы соответствующие фонды развития образования; отсутствуют
научно обоснованные республиканские и местные нормативы финансирования; недостаточно
чётко определена система налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, и
др.
Величина ассигнований в
первую очередь регулируется объёмом доходов бюджета того или иного уровня.
Порядок финансирования обеспечения образовательных учреждений регламентирован
Бюджетным Кодексом Республики Беларусь. В нём чётко обозначены рамки применения
нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Отмечается, что нормативный метод используется на стадии формирования бюджета
того или иного уровня, а не на стадии планирования расходов на содержание конкретного
образовательного учреждения, как это предусмотрено Законом РБ «Об образовании».
Бюджетный Кодекс РБ чётко указывает на сохранение методики поэлементного
выделения средств для каждого бюджетополучателя с применением множества
экономических статей по видам затрат и различных нормативов частного характера;
от размера ставок заработной платы работников до объёма потребления таких видов
услуг, как водоснабжение; санитарно-гигиеническое обслуживание и т.п.
Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с
необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных
органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного
выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе
сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объёмы
бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим
статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный
финансовый год.
Суммарные расходы
республиканского и местных бюджетов на образование определяются в соответствии
с сетью учреждений и предполагаемым её развитием в планируемом году, а также
показателями по контингентам детей, учащихся воспитанников, студентов.
Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд
социозащитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников
из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных
образовательных учреждениях.
Основу формирования
расходов на содержание учреждений общего и профессионального образования
составляют «производственные» показатели деятельности. Для школ такими
показателями являются число учащихся и классов; для учреждений
профессионального образования – госзаказ по приёму студентов на бесплатное
обучение. При финансовом планировании учитываются не только показатели на
начало и конец финансового года, но и среднегодовые, которые зависят от сроков
комплектования (приёма), выпуска, отсева в процессе обучения. Например, по
школам формула расчёта среднегодовых показателей имеет следующий вид [9]:
, (1.4.1)
Где – среднегодовой контингент;
– контингент на начало планируемого года;
– число месяцев функционирования учреждения с
переходящим контингентом на начало года;
– контингент планируемого года;
– число месяцев функционирования учреждения с новым
контингентом на конец года;
12 – число месяцев в году.
Расчёт среднегодовых
величин можно также производить путём суммирования показателей на каждое первое
число месяца и деление полученной суммы на 12. При расчёте среднегодового числа
воспитанников по дошкольным образовательным учреждениям этот метод
предпочтительнее, так как позволяет точно определить требуемый для исчисления
расходов контингент.
Производственные
показатели по школе определяются по группам классов: I – III (IV), V – IX, X – XII. Эти данные приводятся в смете на две даты – на 1 января и
на 1 сентября планируемого года, а также в среднегодовом исчислении. Число
учащихся на 1 января принимается по фактическому состоянию на последнюю
отчётную дату. Численность учащихся на 1 сентября планируемого года определяется
в соответствии с планом приёма и выпуска учащихся. Число детей, поступающих в
планируемом году в первые классы, устанавливается по данным специального учёта.
Следует учитывать и такую особенность комплектования школ: основная часть
первоклассников осваивает программу начальной школы в течение трёх лет и сразу
переводятся в пятый класс; четыре года учатся в начальной школе дети,
начинающие обучение с шести лет. Число учащихся в последующих классах обычно
планируется на уровне выпуска учащихся из предшествующих классов. Так,
контингент учащихся пятых классов планируется на уровне выпуска третьих
(четвёртых) классов, шестых – на уровне выпуска пятых и т.д. Исключение
составляет планирование контингентов десятых классов. При определении
численности учащихся этих классов учитывается, что часть выпускников девятых
классов общеобразовательных школ продолжит образование в других типах учебных
заведений. В настоящее время предельная наполняемость классов установлена в
количестве 25 учащихся. В зависимости от недостатков умственного или
физического развития детей формируются отдельные классы или открываются
специальные школы с меньшей наполняемостью [9].
Важное значение при
планировании бюджетных средств как по школам, так и на содержание учреждений
профессионального образования имеет система стандартов. Образовательный
стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных
программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объём
нагрузки обучающихся. Одним из элементов государственных образовательных
стандартов является базисный учебный план общеобразовательных учреждений РБ. В
нём определено минимальное количество часов на изучение образовательных областей,
установлена максимальная учебная нагрузка учащихся по классам. Этот учебный
план позволяет сохранить единое образовательное пространство в Республике
Беларусь. На его основе планируются расходы на оплату труда учителей.
Ещё один показатель,
используемый в процессе планирования расходов общеобразовательных школ, –
количество педагогических ставок. Он рассчитывается на базе двух показателей –
числа часов учебных занятий и нормы учебной нагрузки учителей в неделю.
Базисный учебный план РБ устанавливает предельно допустимую нагрузку на
учащихся (в часах) при пятидневной и шестидневной учебных неделях. При
пятидневной она составляет в I – III классах – 22, в V – 28, в VI – 29, в VII –
31, в VIII – IX – 32, в X – XI – 33 часа. Норма учёбной нагрузки
учителя на ставку установлена для начальной школы 20 часов в неделю, для
старших классов – 18 часов в неделю. Поэтому число педагогических ставок
определяется отдельно по группам классов. При определении числа оплачиваемых
часов следует иметь в виду, что в некоторых случаях занятия ведутся с классами,
разделёнными на две группы учащихся (иностранные языки, трудовое обучение,
физическая культура и др.). Общее число учебных занятий в неделю определяется
умножением количества классов на число часов для одного класса. Количество
педагогических ставок рассчитывается делением общего числа часов учебных
занятий в неделю по каждой группе классов на установочную норму учебной
нагрузки учителя в неделю [9].
Фонд оплаты труда
учителей определяется, исходя из количества педагогических ставок и средней
ставки учителя в месяц по тарификации. Тарификационные списки позволяют
определить общую сумму фонда заработной платы учителей за один месяц. Исходя из
этих данных и зная число классов по группам на 1 января и 1 сентября, нетрудно
рассчитать среднюю ставку учителя в месяц и фонд заработной платы за месяцы текущего
и нового учебного года, приходящиеся на планируемый финансовый год. Для
определения средней ставки учителя месячный фонд оплаты труда по каждой группе
классов, установленный на базе тарификационного списка, делится на
соответствующее этим группам классов количество педагогических ставок.
Фонда оплаты труда
учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала определяется
на основе штатного расписания и установленных должностных окладов. Число
штатных единиц зависит от количества классов в школе и её индивидуальных
особенностей. По учреждениям, реализующим образовательные программы повышенного
уровня (гимназия, лицеи), а также по школам с продлённым днём обучения в
штатное расписание вводятся дополнительные должности. В дореформенный период по
всем типам учреждений Министерством образования утверждались типовые штаты. В настоящее
время типовые штаты отменены, однако они всё ещё служат основой для выделения
средств на оплату труда. После согласования с учредителем объёма финансирования
на оплату труда учреждение самостоятельно определяет структуру управления
деятельностью, штатное расписание, распределение должностных обязанностей.
Расходы на оплату труда
планируются отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и
учебно-вспомогательному персоналу. Этот фонда зазывается тарифным. Кроме того,
предусматривается надтарифный фонд заработной платы заработной платы на
установление за дополнительные виды работ (проверку тетрадей, классное
руководство и т.п.) и надбавок за высокое качество работы. При исчислении
надтарифного фонда оплаты труда применяется следующая методика: тарифный фонда
принимается за 75%, надтарифный по школам должен составлять не более 25%.
Следовательно, чтобы исчислить его объём, необходимо тарифный фонд разделить на
75 и умножить на 25. Узаконенный норматив надтарифного фонда по каждому типу
учреждений различен. Например, по учреждениям дополнительного образования он составляет
10%, по дошкольным учреждениям – 12%, по школам – 25% [9].
Следующей экономической
статьёй расхода по любому учреждению бюджетной сферы являются начисления на
фонд оплаты труда. Размер ассигнований определяется путём умножения общего
фонда оплаты труда на установленный правительством РБ норматив. В настоящее
время он составляет 35 % от общего фонда оплаты труда.
При определении
необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов
рассчитываются в первую очередь расходы на питание школьников. Объём
ассигнований зависит от общего контингента учащихся, среднего числа дней
посещения школьных занятий в год одним ребёнком, установленной дневной нормы
питания. Кроме того, отдельно определяются расходы на питание учащихся,
посещающих группы продлённого дня. Действующая в настоящее время расчётная
норма расхода на бесплатные завтраки всех обучающихся составляет 1,5% от
минимального размера оплаты труда. По группам продлённого дня (ГПД) бесплатные
обеды предоставляются 10% контингента и льготные (половина размера стоимости
питания) – 15% контингента учащихся [9].
Методика исчисления
затрат по другим статьям расходов по всем типам образовательных учреждений
одинакова. Значительное место в затратах на содержание учреждений занимают
коммунальные платежи за отопление, освещение, водоснабжение и т.п. Расчётный
объём средств зависит от кубатуры и площади помещений, условий обеспечения
тепловыми и энергетическими ресурсами. В городских учреждениях, как правило,
коммунальное обслуживание учреждений осуществляется по договорам со
специализированными организациями. По учреждениям, расположенным в сельской
местности и имеющим собственное печное или паровое отопление, расчёт более
сложен. Расходы исчисляются по нормам расхода топлива, учитываются действующие
цены на него, продолжительность отопительного сезона. Как правило, расчётный
объём средств по прочим и коммунальным расходам определяется, исходя из фактического
расхода за ряд предшествующих лет. В последние годы из-за недофинансирования
коммунальных расходов у учреждений образования возникает кредиторская
задолженность поставщикам услуг. Эти суммы также следует учитывать для
планирования расходов на очередной финансовый год.
Расходы на приобретение
мягкого инвентаря планируются только по сельским школам, в которых имеются
интернаты для проживания учащихся, посещающих школы, расположенные на
значительном расстоянии от места их постоянного проживания. Более типичны эти
затраты дл дошкольных и интернатных учреждений. Планируемые суммы
осуществляются в зависимости от наличия постельных принадлежностей, одежды и
обуви, потребности в них, цены продукции. Аналогично планируются расходы на
оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим оборудованием и
инвентарём [9].
Исчисленные учреждением
объёмы необходимого бюджетного финансирования оформляются сметой доходов и
расходов. В смете указываются наименование и адрес учреждения, соответствующие
коды бюджетной классификации, приводится свод утверждённых расходов по каждой
экономической статье с поквартальным распределением.
Аналогично школам
планируются расходы на начальное, среднее и высшее профессиональное
образование. Учреждения начального профессионального образования имеют целью
подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем
направлениям общественно полезной деятельности. Главной задачей учреждений
этого типа является создание необходимых условий для получения гражданином
конкретной профессии (специализации) соответствующего уровня квалификации с
возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих
среднего (полного) образования, а также ускоренного приобретения трудовых
навыков для выполнения определённой работы. Виды учреждений начального
профессионального образования: профессиональное училище; профессиональный
лицей; учебно-курсовой комбинат (пункт); учебно-производственный центр; техническая
школа; вечернее (сменное) профессиональное училище. Профессиональная подготовка
граждан может осуществляться также в межшкольных учебных комбинатах; в
образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии; в
порядке индивидуальной подготовки у специалистов; в частных учебных заведениях
[9].
Подготовку
квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием
осуществляют образовательные учреждения среднего профессионального образования
(средние специальные учебные заведения). К ним относятся: техникумы (училища,
школы), колледжи, техникумы-предприятия. Отличительной особенностью колледжа
является то, что в нём обеспечивается повышенный уровень (по сравнению с
техникумом) квалификации обучающихся. В техникуме-предприятии осуществляется не
только образовательная, но и профессиональная деятельность в соответствии с
профилем подготовки учащихся.
Учреждения высшего
профессионального образования призваны обеспечить потребности личности в
приобретении высшего образования и квалификации в избранной области
профессиональной деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на следующие
виды: университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена
на развитие образования, науки и культуры путём проведения фундаментальных
научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского
дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных,
гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академия;
институт. Академия в отличие от университета осуществляет подготовку
специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов
определённой отрасли (преимущественно одной из областей науки, техники,
культуры). Институтом называется самостоятельное высшее учебное заведение или
структурное подразделение университета (академии), реализующее профессиональные
образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры.
За истекшие 10 лет
численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования
снизилась на 20%, в то время как число студентов вузов возросло почти в полтора
раза. Рост показателей по высшей шкале связан с развитием негосударственной
сети учреждений и расширением приёма в государственные вузы на основе полного
возмещения затрат на обучение [9].
Одним из важных
показателей для расчёта расходов на профессиональное образование служит число
студентов на одного преподавателя.
При определении расходов
на содержание учреждений профессионального образования шире, чем по дошкольной
и школьной сети, применяется нормативный способ расчёта расходов. Однако при
расчёте используются не реальные нормативы финансовых затрат, а нормативы
минимальной бюджетной обеспеченности. Они устанавливаются путём деления заранее
определённой суммы бюджетных ресурсов на контингент обучающихся за счёт
бюджетных средств. Отличительной чертой структуры расходов на профессиональное
образование по сравнению с затратами на общее образование является выделение
средств на обеспечение студентов стипендиями. В соответствии с законодательством
учреждения среднего и высшего профессионального образования самостоятельно
формируют объём стипендиального фонда и порядок его использования. Стипендии,
как правило, подразделяются на академические и социальные.
Что же касается вопросов
бюджетного финансирования учреждений образования, то характерной особенностью
современного состояния бюджетного финансирования образования является
недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных
заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды
расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те
расходы, которые предусмотрены законом «Об образовании». Приоритеты при
финансировании конкретных статей расходов определяются таким образом:
Ø
оплата труда;
Ø
стипендия;
Ø
трансферты;
Ø
оплата
коммунальных услуг;
Ø
остальные виды
расходов.
Такая оценка значимости
расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно
большую зону ответственности государства за обеспечение определённого уровня
финансирования образования [9]:
Ø
выделение на
нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе на
высшее профессиональное образование – не менее 3% расходной части
республиканского бюджета;
Ø
установление
уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда
в промышленности;
Ø
введение
социальных доплат, надбавок для работников образования.
Выполнение всех
обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на
образование из государственного бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что,
очевидно, невыполнимо.
Действующий порядок
бюджетного финансирования, установленный Бюджетным Кодексом Республики
Беларусь, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством
об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей,
усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность
использования бюджетных средств, приводит к значительным транзакционным
издержкам.
Нормативно-методическая
база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и
материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия
выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает
ряд проблем, решить которые не удаётся.
В законодательной базе,
определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует
механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы
финансирования, руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение
которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в
настоящее время трактовкой определения целевого характера использования
бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами,
а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в
рамках экономической бюджетной классификации.
Возможности
маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с
необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.
Всё это позволяет
предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства
(точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль
бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования [9].
Таким образом, изучив
формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на
образование, необходимо отметить, что рассмотрение планирования отдельных
элементов расходов по трём типам учреждений образования показывает многогранность
проблем отрасли, значительное число которых связанно с несоответствием
правового обеспечения и реальной практики выделения средств. Независимо от
применяемых при планировании методик жёсткая бюджетная политика предопределяет
необходимость учитывать при формировании бюджетов не только потребность,
целесообразность, актуальность расходов, но и финансовые возможности
государства по их осуществлению. то характерной особенностью современного
состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых
средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что
финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных
учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены
законом «Об образовании». В законодательной базе, определяющей процедуру
бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с
единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования,
руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение которых
направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в
настоящее время трактовкой определения целевого характера использования
бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его
результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных
назначений в рамках экономической бюджетной классификации.
2. Исследование
организации планирования и финансирования расходов в учреждениях образования
2.1 Экономическая
характеристика Учреждения
образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»
Учреждение образование
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» является государственным образовательным учреждением общего среднего образования. Школа осуществляет
свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь,
действующим законодательством, нормативными документами Министерства
Образования Республики Беларусь, локальными правовыми актами. Школа относится к
системе Министерства образования Республики Беларусь.
Имущество Школы является
государственной собственностью Республики Беларусь. Также Школа является
юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и расчетные счета, в том числе,
валютный. Для решения экономических задач Школа имеет право вспомогательную
хозяйственную деятельность. Деятельность Учреждения образования «Средняя
общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» строится на основе самоуправления,
демократии, коллективности руководства, развития инициативы и самостоятельности,
широкой гласности и вовлечения общественности в деятельность школы.
Деятельность Учреждения образования «Средняя
общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» обеспечивает духовное и
физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной
жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им
основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками
умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений,
культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни. Учреждение
образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» являясь государственным образовательным учреждением общего среднего образования
включает уровень общего базового и общего начального образования.
Общее базовое образование (срок обучения – десять
лет) включает ступень общего начального образования и является обязательной
ступенью. Получение общего базового образования является условием для
завершения общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение
общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Общее начальное образование (срок обучения – четыре
года) является обязательной ступенью и условием для обучения в
общеобразовательном базовом учебно-воспитательном учреждении, а в частности в Учреждении
образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина».
Содержание образования и
организация образовательного процесса регламентируется учебными планами и
программами на основе Государственных образовательных стандартов.
Образовательный процесс включает теоретическое обучение и воспитательную работу
с учащимися.
Учреждение образования
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» открылась 1 сентября 1997 г. Количество учащихся в школе – 1889 человек . Количество классов – 78 . Из
которых 1-4 классы – 21, 5-9 классы – 43, 10-11 классы – 14 . Из них 13
учителей имеют высшую категорию, 34 учителя имеют первую категорию, 2 учителя
являются призерами республиканского конкурса «НГ» «Открытый урок», 1 учитель
имеет звание «Заслуженный учитель РБ», 2 учителя — отличники образования РБ.
Школа ориентирована на
обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом его индивидуальных
способностей, образовательных потребностей и возможностей, цель школы – через
гуманизацию образовательного процесса выйти на новый уровень межличностных
отношений, помочь ученику состояться как личность.
В целях удовлетворения
образовательных потребностей учеников и родителей созданы классы:
Ø
углубленного
изучения английского языка;
Ø
физико-математического
профиля;
Ø
химико-биологического
профиля;
Ø
гуманитарного
профиля;
Ø
технологического
профиля.
Школа сотрудничает с
Гомельским госуниверситетом им. Ф. Скорыны. На основании договора между
районным отделом образования и университетом работают 10-11 классы
химико-биологического и общественно-гуманитарного профиля. Преподаватели
проводят спецкурсы, корректировку учебных программ, консультации для учащихся и
учителей, зачеты, проверочные и экзаменационные сессии. Прием в эти классы
ведется на конкурсной основе.
Педколлектив работает над
внедрением инновационных технологий:
1. Групповые технологии;
2. Допрофессиональная и
профессиональная подготовка в процессе трудового обучения;
3. Инновационный проект
«Апробация содержания обучения учащихся молодежи правам человека, основам
демократии и гуманитарному праву»;
4.
Социально-технологическая модель системы школьно-семейного воспитания младших
школьников «Ориентир»;
5. Технология проблемного
обучения;
6. Уровневая
дифференциация. Модель свободных групп при обучении математике и русскому языку
учащихся 3-4 классов;
7. Уровневая
дифференциация. Модель свободных групп при проведении знаний по интересам в
группах продленного дня.
На базе учебных
мастерских школы открыты школьные учебно-производственные мастерские, которые
предполагают решение следующих задач:
1. Формирование системы
технико-технологических знаний, развитие технических и интеллектуальных
способностей, двигательных, сенсорных и манипуляционных навыков.
2. Допрофессиональная и
профессиональная подготовка учащихся по следующим рабочим специальностям за
период обучения в школе:
Ø «Слесарь механосборочных машин»;
Ø «Машинопись и основы современного
делопроизводства»;
Ø «Швея».
3. Проведение
общественно-полезного, производительного труда. Изготовление по договорам и
заказам изделий (товаров) для нужд школы и реализация их юридическим и
физическим лицам (предпринимательская деятельность).
4.
Взаимодействие с районным Центром занятости населения Жлобинского райисполкома
с целью временной трудовой занятости учащихся 14-16 лет.
Что касается внеучебной
деятельности, то в школе работает 10 спортивных кружков и секций: футбол,
волейбол, фитнес, военно-спортивный клуб «Барс», плавание, туристический клуб,
кружок спортивного танца, легкая атлетика, баскетбол, школа восточных
единоборств.
2.2 Разработка сметы
расходов Учреждения
образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»
Обязанностью любого
образовательного учреждения является своевременное представление учредителю
программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также
объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования,
расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное
использование закрепленных за учреждением объектов собственности.
Под составлением бюджетных смет получателей
бюджетных средств понимается установление объемов, целевого направления и
поквартального распределения бюджетных средств на основании бюджетных
ассигнований, доведенных распорядителями бюджетных средств до получателей
бюджетных средств для выполнения ими своих функций [7].
Бюджетные сметы составляются по каждому получателю
бюджетных средств независимо от того, ведут они учет самостоятельно или
обслуживаются централизованными бухгалтериями. Получатель бюджетных средств
составляет также сводную бюджетную смету в целом по получателю бюджетных
средств.
Распорядители бюджетных средств составляют сводные
бюджетные сметы, которые формируются в соответствии с утверждаемыми законом о
республиканском бюджете и решениями местных Советов депутатов расходами республиканского
бюджета и местных бюджетов, как правило, в разрезе функциональной классификации
по разделам, подразделам и видам расходов, а также в целом по распорядителю
бюджетных средств.
Страницы: 1, 2, 3
|