бесплатные рефераты

Особенности планирования и финансирования расходов бюджета на образование

После утверждения республиканского и местных бюджетов Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы доводят до распорядителей бюджетных средств годовые объемы бюджетных назначений, установленные законом о республиканском бюджете и решениями местных Советов депутатов, с поквартальным распределением, определяемым Министерством финансов, местными финансовыми органами с учетом поквартального распределения доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского бюджета и местных бюджетов соответственно.

С целью своевременного формирования бюджетной росписи соответственно республиканского бюджета и местных бюджетов Министерство финансов, местные финансовые органы устанавливают сроки представления распорядителями бюджетных средств проектов бюджетных смет и сводных бюджетных смет, основные подходы по формированию поквартального распределения, дают другие указания, необходимые для формирования бюджетной росписи.

Распорядители бюджетных средств сообщают всем подведомственным получателям бюджетных средств годовые объемы бюджетных ассигнований с поквартальным распределением [7].

Распорядители бюджетных средств обязаны установить сроки представления получателями бюджетных средств проектов бюджетных смет, организовать работу по их рассмотрению, обеспечивающие своевременное составление проектов бюджетных смет получателей бюджетных средств и представление их и проектов сводных бюджетных смет распорядителей бюджетных средств Министерству финансов и местным финансовым органам для включения в бюджетную роспись республиканского бюджета и местных бюджетов.

Поквартальное распределение бюджетных ассигнований составляется с учетом сроков выплаты заработной платы и других денежных выплат населению, оплаты расходов за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы, проведения отдельных мероприятий и возможности обеспечения их финансирования, а также с учетом поквартального распределения, доведенного Министерством финансов, местными финансовыми органами.

Определение расходов по бюджетным сметам получателей бюджетных средств производится исходя из действительной потребности в средствах с учетом осуществления режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств [7].

Расходы, включаемые в бюджетные сметы получателей бюджетных средств, должны быть обоснованы соответствующими расчетами по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации расходов бюджета.

Распорядители бюджетных средств вправе устанавливать для подведомственных получателей бюджетных средств особенности по составлению расчетов расходов по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации расходов бюджета, включаемых в бюджетные сметы получателей бюджетных средств.

Проекты бюджетных смет и сводных бюджетных смет, составленные получателями бюджетных средств, представляются на рассмотрение соответствующим распорядителям бюджетных средств в установленные ими сроки. К проекту бюджетной сметы получателя бюджетных средств прилагаются плановые показатели по сети, штатам и контингентам, штатные расписания, а также расчеты расходов по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации расходов бюджета, включаемых в бюджетную смету получателя бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств обеспечивают рассмотрение и проверку проектов бюджетных смет, представленных подведомственными получателями бюджетных средств.

При этом распорядители бюджетных средств при рассмотрении и проверке проектов бюджетных смет получателей бюджетных средств должны обеспечить [7]:

Ø  соблюдение порядка составления бюджетных смет получателей бюджетных средств;

Ø  соблюдение доведенного Министерством финансов, местными финансовыми органами поквартального распределения, необходимого для формирования бюджетной росписи на соответствующий финансовый год;

Ø  соответствие производственных (сетевых) показателей, принимаемых в бюджетных сметах получателей бюджетных средств, прогнозу социально-экономического развития республики на соответствующий финансовый год;

Ø  поквартальное распределение ассигнований по проектам бюджетных смет получателей бюджетных средств с учетом сроков проведения отдельных мероприятий и возможности обеспечения их финансирования;

Ø  соблюдение режима экономии и недопущение принятия в проектах бюджетных смет получателей бюджетных средств завышенных расходов и расходов, не подтверждаемых соответствующими расчетами и обоснованиями.

Бюджетные сметы получателей бюджетных средств в двух экземплярах, подписанные руководителями и главными бухгалтерами соответствующих получателей бюджетных средств, после проверки распорядителем бюджетных средств утверждаются руководителем распорядителя бюджетных средств с оттиском печати, датой утверждения на всех экземплярах смет и одновременным указанием в верхнем правом углу общей суммы расходов по бюджетной смете получателя бюджетных средств.

Утверждение бюджетных смет получателей бюджетных средств осуществляется в течение месячного срока после утверждения бюджетной росписи республиканского бюджета и местных бюджетов. После утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств один экземпляр возвращается получателю бюджетных средств, второй – остается у распорядителя бюджетных средств [7].

Распорядители бюджетных средств республиканского бюджета и местных бюджетов на основании утвержденных бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, а также бюджетных смет по самому распорядителю бюджетных средств составляют в двух экземплярах сводные бюджетные сметы распорядителей бюджетных средств, утверждают их и один экземпляр сводных бюджетных смет распорядителей бюджетных средств представляют соответственно Министерству финансов, местным финансовым органам. Представление распорядителями бюджетных средств Министерству финансов, местным финансовым органам сводных бюджетных смет распорядителей бюджетных средств осуществляется в недельный срок после утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств.

В случаях увеличения и (или) уменьшения в соответствии с законодательством объемов расходов (уточнение показателей бюджета, перераспределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, позициями бюджетной классификации Республики Беларусь, кварталами и т.п.) в бюджетные сметы получателей бюджетных средств вносятся соответствующие изменения, а в случаях необходимости (создание бюджетных организаций, наделение бюджетных организаций новыми функциями, выполнение вновь принятых бюджетных программ в соответствии с законодательством и т.п.) составляются дополнительные бюджетные сметы получателей бюджетных средств.

В случае выявления в установленном порядке в утвержденных бюджетных сметах получателей бюджетных средств завышенных и (или) излишних расходов распорядителями бюджетных средств производится уменьшение бюджетных ассигнований получателей бюджетных средств на суммы выявленных завышенных и (или) излишних расходов с последующим уменьшением на указанные суммы расходов бюджета при уточнении его показателей [7].

На основании приложения 1 проанализируем состав и структуру сметы расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» на 2009 год в таблице 2.2.1.


Таблица 2.2.1 – Состав и структура сметы расходов Государственного учреждения образования «Средняя школа № 13» г. Жлобина на 2009 год

Показатель

Всего расходов

В том числе поквартально

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

сумма, тыс р.

в % к итогу

сумма, тыс р.

в % к итогу

сумма, тыс р.

в % к итогу

сумма, тыс р.

в % к итогу

сумма, тыс р.

в % к итогу

Расходы – всего

1829111,0

100

438954,5

100

446527,0

100

546542,8

100

397086,7

100

в том числе:











1. Текущие расходы

1829111,0

100

438954,5

100

446527,0

100

546542,8

100

397086,7

100

Закупки товаров и оплата услуг

1817411,0

99,36

436029,5

99,33

443602,0

99,34

343851,8

62,91

393927,7

99,20

Заработная плата рабочих

1067733,6

58,37

245578,5

55,95

266933,3

59,78

395061,2

72,28

160160,6

40,33

в том числе:











 - основной оклад гражданских служащих

681194,2

37,24

156674,6

35,69

170298,5

38,14

252041,8

46,12

102179,3

25,73

 - надбавки к заработной плате гражданских служащих

158430,4

8,66

36438,9

8,30

39607,6

8,87

58619,2

10,73

23764,7

5,98

 - дополнительная оплата гражданских служащих

1268,5

0,07

291,7

0,07

317,1

0,07

469,3

0,09

190,4

0,05

 - прочие денежные выплаты гражданским служащим

226840,5

12,40

52173,3

11,89

56710,1

12,70

83930,9

15,36

34026,2

8,57

Начисления на заработную плату

361801,9

19,78

83214,4

18,96

133866,7

29,98

123012,6

22,51

21708,2

5,47

в том числе:











 - обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения

359746,3

19,67

82741,6

18,85

133106,1

29,81

122313,7

22,38

21584,9

5,44

 - страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования

2055,6

0,11

472,1

0,11

760,6

0,17

698,9

0,13

123,3

0,03

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

10687,3

0,58

345,6

0,08

413,3

0,09

3051,9

0,56

6876,5

1,73

в том числе:











Показатель

Всего расходов

В том числе поквартально

1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

сумма, тыс р.

в % к итогу

сумма, тыс р.

в % к итогу

сумма, тыс р.

в % к итогу

сумма, тыс р.

в % к итогу

сумма, тыс р.

в % к итогу

 - канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей

10148,4

0,55

304,4

0,07

405,9

0,09

3044,5

0,56

6393,6

1,61

- мягкий инвентарь и обмундирование

164,9

0,01

26,3

0,01

-

-

-

-

138,6

0,03

 - прочие расходные материалы и предметы снабжения

374,0

0,02

14,9

0,003

7,4

0,001

7,4

0,001

344,3

0,09

Командировки и служебные разъезды

687,1

0,04

185,5

0,04

130,5

0,03

130,5

0,02

240,6

0,06

Оплата услуг связи

998,8

0,05

239,7

0,05

239,7

0,05

239,7

0,04

279,7

0,07

Оплата коммунальных услуг

302442,9

16,53

103786,9

23,64

41045,7

9,19

21561,1

3,94

136049,2

34,26

в том числе:











 - оплата потребленной тепловой энергии

169326,0

9,26

64343,8

14,67

10159,5

2,28

5079,7

0,93

19743,0

4,97

 - оплата потребления электрической энергии

26935,9

1,47

10774,3

2,45

6464,6

1,45

1616,1

0,30

8080,9

2,04

 - прочие коммунальные услуги

106181,0

5,81

28668,8

6,53

24421,6

5,47

14865,3

2,72

38225,3

9,63

Прочие текущие расходы на закупку товаров

73069,4

3,99

2678,9

0,61

972,8

0,22

794,8

0,15

68612,9

17,28

в том числе:











 - оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря

4347,0

0,24

512,6

0,12

260,8

0,06

260,8

0,05

3303,8

0,83

 - оплата текущего ремонта зданий и помещений

50911,3

2,78

911,3

0,21

-

-

-

-

50000,0

12,59

 - прочие текущие расходы

17801,1

0,97

1246,0

0,28

712,0

0,16

534,0

0,10

15309,1

3,86

Субсидии и текущие трансферты

11700,0

0,64

2925,0

0,67

2925,0

0,66

2691,0

0,49

3159,0

0,80

Трансферты населению

11700,0

0,64

2925,0

0,67

2925,0

0,66

2691,0

0,49

3159,0

0,80

В том числе:











 - прочие трансферты населению

11700,0

0,64

2925,0

0,67

2925,0

0,66

2691,0

0,49

3159,0

0,80


Данные, представленные в таблице 2.2.1, свидетельствуют о том, что расходы Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» на 2009 год представлены текущими расходами. В том числе расходы на закупку товаров и оплату услуг занимают 99,36 %, из которых наибольший удельный вес составляют расходы на оплату труда рабочих (58,37 %). В том числе основной оклад гражданских служащих составляет 37,24 %, надбавки к заработной плате гражданских служащих – 8,66 %, дополнительная оплата гражданских служащих – 0,07 % и прочие денежные выплаты гражданским служащим – 12,40 %.

Начисления на заработную плату также занимают значительный удельный вес в общей сумме расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» на 2009 год (19,78 %). Из них обязательные страховые взносы в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения занимают 19,67 % и страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования – 0,11 %.

Также значительную долю в общей сумме расходов организации занимают расходы по оплате коммунальных услуг (16,53 %). В том числе удельный вес расходов по оплате потребленной тепловой энергии составил 9,26 %, по оплате потребленной электрической энергии – 1,47 % и по оплате прочих коммунальных услуг – 5,81 %.

Незначительную долю составили расходы по приобретению предметов снабжения и расходных материалов (0,58 %). Из них расходы по приобретению канцелярских принадлежностей, материалов и предметов для текущих хозяйственных целей – 0,55 % и по приобретению мягкого инвентаря и обмундирования – 0,01 %.

Командировки и служебные разъезды, а также оплата услуг связи имеют незначительную долю в сумме общих расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» на 2009 год (0,04 и 0,05 %, соответственно). Прочие текущие расходы на закупку товаров занимают 3,99 %. В том числе оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря – 0,24 и оплата текущего ремонта зданий и помещений – 2,78 %. А также необходимо отметить о незначительной доле текущих трансфертов населению (0,64 %).

Что же касается поквартального распределения расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» на 2009 год, то можно выделить некоторые особенности. В 4 квартале 2009 г. наблюдается снижение удельного веса расходов по оплате труда работников, а, соответственно, и снижение по отдельным статьям данного вида расходов. Вследствие – снижение удельного веса начислений на заработную плату работников.

На 3 квартал 2009 г. согласно смете расходов запланировано увеличение расходов по приобретению предметов снабжения и расходных материалов, а также увеличение прочих текущих расходов на закупку товаров.

В 1 и 4 кварталах запланировано увеличение расходов по оплате коммунальных услуг, что связано с сезонностью данных расходов.

Таким образом, обязанностью любого образовательного учреждения, а в частности Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина», является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности. В связи с этим Определение расходов по бюджетной смете Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» производится исходя из действительной потребности в средствах с учетом осуществления режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств. А расходы, включаемые в бюджетную смету Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина», должны быть обоснованы соответствующими расчетами по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации расходов бюджета.


2.3 Организация финансирования Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»


Каждое образовательное учреждение создается одним или несколькими учредителями, которые финансируют его деятельность. Собственником государственных образовательных учреждений является государство в лице государственных, областных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное финансирование.

Степень участия бюджета того или иного уровня в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В нашей стране сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов. Из республиканского бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов [2]:

Ø    обеспечение функционирования государственных организаций образования, находящихся в республиканской собственности;

Ø    обеспечение получения послевузовского образования;

Ø    повышение квалификации и переподготовка работников организаций, финансируемых из бюджета, других работников в соответствии с законодательством;

Ø    прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области образования;

Ø    проведение централизованных мероприятий в области образования;

Ø    издание учебников и учебных пособий для учащихся организаций, обеспечивающих получение общего среднего образования, учебных пособий для воспитанников организаций, обеспечивающих получение дошкольного образования;

Ø    иная деятельность по обеспечению функционирования государственных организаций образования, находящихся в республиканской собственности;

Ø    государственные программы в области образования;

Ø    обеспечение функционирования республиканских органов государственного управления в сфере образования.

Областной и местный уровни аналогичны республиканскому. В территориальных бюджетах предусматриваются средства на проведение мероприятий и содержание учреждений, находящихся в их ведении, и реализацию собственных программ развития. В тех случаях, когда одни и те же расходы финансируются из разных бюджетов, применяется термин «многоуровневое финансирование». Если же источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования, но и внебюджетные средства, употребляется термин «многоканальное финансирование».

Величина ассигнований в первую очередь регулируется объёмом доходов бюджета того или иного уровня. Порядок финансирования обеспечения образовательных учреждений регламентирован Бюджетным Кодексом Республики Беларусь. В нём чётко обозначены рамки применения нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь чётко указывает на сохранение методики поэлементного выделения средств для каждого бюджетополучателя с применением множества экономических статей по видам затрат и различных нормативов частного характера; от размера ставок заработной платы работников до объёма потребления таких видов услуг, как водоснабжение (мі в сутки на одного учащегося); санитарно-гигиеническое обслуживание и т.п. Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объёмы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.

Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» финансируется из районного бюджета через Главное управление Министерства финансов по Гомельской области (казначейство). Финансирование осуществляется на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, приобретение расходных материалов и предметов снабжения и пр.

Деятельность учреждений образования может финансироваться не только из бюджетных средств на сферу образование, но из государственных программ (например, Государственная программа развития среднего специального образования на 2006-2010 годы и др.).

В объем бюджетного финансирования для расчета обеспеченности расходов на образование по соответствующей административно-территориальной единице включаются:

Ø  суммы текущих и капитальных расходов (за исключением средств, предусмотренных на капитальное строительство) в соответствии с функциональной классификацией расходов по видам, на финансирование организаций образования, структурных подразделений иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, независимо от уровня бюджета, за счет которого осуществляется финансирование (республиканский, областной, городской, районный);

Ø  суммы расходов из централизованных источников на финансирование мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений образования;

Ø  суммы расходов на проведение централизованных мероприятий и реализацию программ в сфере образования.

Таким образом, изучив организацию финансирования учреждений образования, а в частности Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина», необходимо отметить, что финансирование образовательных учреждений представляет собой процесс, направленный на решение его текущих задач и задач развития. В целом объём бюджетных ассигнований на реализацию государственных гарантий в области образования в современной белорусской практике определяется на основе применения элементов стандартизации процесса обучения, финансового нормирования расходов, формирования государственного (муниципального) заказа по видам бюджетных услуг. Однако нельзя не сказать, что при любой системе финансирования экономическая эффективность и социальная справедливость в образовании должны дополнять друг друга.

3. Основные направления совершенствования планирования и финансирования расходов на образование


Оптимизация бюджетной сферы образования, осуществляемая в рамках общей социально-экономической политики Республики Беларусь, должна быть направлена, прежде всего, на повышение качества и доступности образовательных услуг населению, в соответствии с установленным Конституцией и законодательством Республики Беларусь правом граждан на образование. При безусловном выполнении указанной задачи, основное внимание необходимо уделить повышению эффективности участия Республики Беларусь в управлении организациями сферы образования и их имуществом, повышению конкурентоспособности белорусских образовательных организаций на внутреннем и мировом рынке образовательных услуг.

Устранение недостатков и решение проблем, накопившихся в системе образования, в том числе, на государственном уровне управления, требует выработки новых стратегий и механизмов управления образовательными организациями, улучшения использования собственности и финансовых ресурсов образования, основанных на сочетании методов государственного управления и рыночных подходов [4].

Ведущими направлениями оптимизации сети государственных образовательных организаций является поиск для них наиболее эффективных организационно-правовых форм, степени участия органов государственной власти в управлении, с учетом состояния и тенденций распределения государственных полномочий в сфере образования, особенностей целевых групп потребителей, на которые ориентированы образовательные организации, качества подготовки выпускников, финансовых результатов деятельности, состояния имущественного комплекса и других факторов.

В настоящее время система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые направления развития экономики государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процессы образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин. Стремление реформировать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным. В свою очередь и государственные учреждения вправе предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе [4].

Привлечение дополнительных источников финансирования на цели образования может осуществляться тремя путями [4]:

Ø  предпринимательской,

Ø  условно-предпринимательской и специфической деятельностью самого образовательного учреждения;

Ø  взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительность в пользу образовательного учреждения.

Все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления — главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений, вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют деятельность учреждений.

В связи с большой актуальностью вопроса особо остановимся на казначейских схемах исполнения бюджета. Их суть заключается в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуги исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты дл государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

Определенные трудности возникают из-за необходимости учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определенной степени лишает руководителей учреждений оперативности.

Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется государственными органами власти и управления. В этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость государственной системы явились главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений, включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании» негосударственные образовательные учреждения имеют право после получения государственной аккредитации на бюджетное финансирование. В мировой практике существуют страны, в которых запрещено прямое и косвенное субсидирование негосударственных образовательных учреждений (США, Италия и др.). В большинстве же стран имеют место промежуточные варианты, дающие возможность выделения минимального финансирования частным структурам в случае выполнения ими государственных образовательных стандартов. Например, в Японии размер ассигнований на одного учащегося негосударственного образовательного учреждения в 14 раз меньше, чем в государственном учреждении. И только в некоторых странах (Бельгия, Венгрия, Ирландия, Россия) негосударственные учреждения включены в схему бюджетного финансирования по установленным для государственных учреждений нормативам. В этой связи следует вернуться к рассмотрению системы государственных именных финансовых обязательств, направленных на расширение рыночных элементов хозяйствования в образовании посредством организации конкуренции между учебными заведениями за привлечение студентов [4].

Опыт дореволюционной России и современных учреждений развитых стран Запада показывает, что действенной является система, при которой контроль за пользованием средств, в интересах обучающихся возлагается на попечительские или наблюдательные советы (комитеты, комиссии). Интересен опыт Великобритании, где решения о выборе приоритетов использования средств принимаются с учетом различных точек зрения с позиции «мы вместе делаем для себя». Мера ответственности за допущенный в текущем году перерасход средств предельно проста — на эту сумму уменьшаются ассигнования в следующем году [4].

Для активного привлечения бизнеса к развитию образования необходимо в ходе реструктуризации бюджетной образовательной сети обеспечить преобразование образовательных учреждений в организационно-правовые формы, позволяющие эффективно использовать многоканальные схемы финансирования и другие рыночные механизмы развития.

Бюджетное финансирование образования продолжает играть немалую роль, поскольку другие источники по разным причинам пока слабы. Средством повышения эффективности бюджетного финансирования, может стать использование принципов «подушевого» нормативного планирования и распределения бюджетных ресурсов в сфере образования. В сфере образования на основе оценки потребности определяется государственный заказ на образование. Эта оценка должна осуществляться органом управления образованием совместно с потребителями (ведомствами, профессиональными ассоциациями и объединениями работодателей) [16, с. 322]. Предполагается разработка Госкомстатом, Минэкономики, Минтрудом, Минфином и Минобразования Республики Беларусь системы контрольных показателей структуры профессиональной подготовки, оценки текущего и перспективного спроса на рынке труда. Целесообразно предусмотреть ежегодное выделение средств на проведение социологических исследований в целях дополнения объективной образовательной статистики.

Для общего образования применение нормативного бюджетного финансирования предусматривает финансирование учебных заведений пропорционально количеству учащихся в размерах, обеспечивающих предоставление образовательных услуг в объеме минимальных требований образовательного стандарта.

Общеобразовательные организации независимо от формы собственности должны иметь доступ к подушевому финансированию при условии соблюдения ими требований государственных образовательных стандартов. Реализация этого права должна быть достигнута через систему государственной аккредитации общеобразовательных организаций.

Вместе с тем, особый порядок финансирования может быть предусмотрен для сельских школ, детских домов и интернатов, спецшкол и специальных профтехучилищ для детей с противоправным поведением, для учреждений системы специального образования для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, а также для системы дошкольного и дополнительного внешкольного образования.

Внедрение механизма подушевого финансирования возможно при выполнении трех условий [16, с. 322]:

Ø  Реализация образовательными учреждениями предусмотренного Законом об образовании права на юридическую и финансовую самостоятельность, включая открытие банковских счетов;

Ø  Выделение бюджетных средств не постатейно, а общей суммой, при государственном контроле за соблюдением минимальных нормативов по социально значимым выплатам;

Ø  Формировании общественно-государственных органов (попечительских советов образовательных учреждений), осуществляющих контроль за расходованием средств, включая полученные из внебюджетных источников.

Таким образом, рассмотрев вопросы совершенствования планирования и финансирования расходов на образование, необходимо отметить, что предложенные меры должны быть с необходимостью дополнены стимулированием создания фондов поддержки учреждений образования (фондов социально-экономического развития) на государственном уровне, которые будут аккумулировать спонсорские и родительские средства и направлять их на повышение качества учебного процесса (педагогические инновации), поддержание и развитие материально-технической базы школ, реализацию мер социальной защиты. Порядок и направления расходования средств указанных фонда определяется и контролируется общественными органами управления.


Заключение


Результаты исследования в данной курсовой работе позволили установить:

1.                Изучив сущность и понятие расходов бюджета на образование, необходимо отметить, что новый этап экономических и социальных реформ в Республике Беларусь предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Современное состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, доступностью качественного образования для разных слоёв населения, более полным удовлетворением запросов учащихся, развитием связей с рынком труда и др., отодвигаются на второй, а то и на третий план.

2.                Рассмотрев классификацию расходов бюджета на образование, необходимо отметить, что различные виды бюджетных классификаций расходов на образование позволяют единообразно учитывать расходы бюджета на финансирование учреждений образования, составлять отчетность об исполнении бюджета, осуществлять контроль и анализ по каждому виду расходов, а также кодировать показатели бюджетов и отчетов при компьютерной обработке.

3.                Изучив вопросы финансирования расходов бюджета на образование, необходимо отметить, что государственные учреждения образования финансируются из республиканского и (или) местных бюджетов. Объем бюджетного финансирования на содержание и развитие национальной системы образования утверждается законом Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год и устанавливается в размере не менее 10 процентов от валового внутреннего продукта. Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РБ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счёт бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления – главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений и вносят в неё коррективы, составляют сводную отчётность, контролируют деятельность учреждений.

4.                Изучив формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на образование, необходимо отметить, что рассмотрение планирования отдельных элементов расходов по трём типам учреждений образования показывает многогранность проблем отрасли, значительное число которых связанно с несоответствием правового обеспечения и реальной практики выделения средств. Независимо от применяемых при планировании методик жёсткая бюджетная политика предопределяет необходимость учитывать при формировании бюджетов не только потребность, целесообразность, актуальность расходов, но и финансовые возможности государства по их осуществлению. то характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законом «Об образовании». В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.

5.                Рассмотрев вопросы, связанные с разработкой сметы расходов учреждений образования, необходимо отметить, что обязанностью любого образовательного учреждения, а в частности Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина», является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности. В связи с этим Определение расходов по бюджетной смете Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» производится исходя из действительной потребности в средствах с учетом осуществления режима экономии и эффективного расходования материальных и денежных средств. А расходы, включаемые в бюджетную смету Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина», должны быть обоснованы соответствующими расчетами по статьям, подстатьям и (или) элементам экономической классификации расходов бюджета.

6.                Изучив организацию финансирования учреждений образования, а в частности Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина», необходимо отметить, что финансирование образовательных учреждений представляет собой процесс, направленный на решение его текущих задач и задач развития. В целом объём бюджетных ассигнований на реализацию государственных гарантий в области образования в современной белорусской практике определяется на основе применения элементов стандартизации процесса обучения, финансового нормирования расходов, формирования государственного (муниципального) заказа по видам бюджетных услуг. Однако нельзя не сказать, что при любой системе финансирования экономическая эффективность и социальная справедливость в образовании должны дополнять друг друга.

7.                Рассмотрев вопросы совершенствования планирования и финансирования расходов на образование, необходимо отметить, что предложенные меры должны быть с необходимостью дополнены стимулированием создания фондов поддержки учреждений образования (фондов социально-экономического развития) на государственном уровне, которые будут аккумулировать спонсорские и родительские средства и направлять их на повышение качества учебного процесса (педагогические инновации), поддержание и развитие материально-технической базы школ, реализацию мер социальной защиты. Порядок и направления расходования средств указанных фонда определяется и контролируется общественными органами управления.


Список используемой литературы


1.                       Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций : учеб. пособие для вузов / Д.А. Панков [и др.] ; под ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. – М. : Новое знание, 2004. – 2004. – 409 с.

2.                       Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-З / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2009

3.                       Волчков, В.Н. Целевые рейтинги эффективности доходной деятельности бюджетных учреждений / В.Н. Волчков, Н.В. Свиридова, Н.С. Циндин // Финансы. – 2009. – № 3. – С. 12-14.

4.                       Елифеенко, А.Н. Финансы предприятия / Электронный учебник [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: www.perspectivy.info – Дата доступа: 28.04.2009

5.                       Жук, И.Н. Международные финансы : учеб. пособие для вузов / И.Н. Жук, Е.Ф. Киреева, В.В. Кравченко ; под ред. И.Н. Жук. – Мн. : БГЭУ, 2001. – 149 с.

6.                       Инструкция о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь: утв. постановлением Министерства финансов Респ. Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208 / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2009

7.                       Инструкция о порядке составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет получателей бюджетных средств, смет доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций: утв. Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.01.2009 г. № 8 / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2009

8.                       Князев, Ю. Социальные функции современного государства / Юрий Князев // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – № 1. – С. 28-38.

9.                       Методика формирования, реализации и мониторинга исполнения бюджета развития системы образования / Официальный сайт электронного периодического издания «Университетское образование: теория и практика» [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: www.umj.ru – Дата доступа: 28.04.2009

10.                  Миляков, Н.В. Финансы : курс лекций / Н.В. Миляков. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 432 с.

11.                  О бюджетной классификации Республики Беларусь: постановление Министерства финансов Респ. Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 208 / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2009

12.                  О республиканском бюджете на 2009 год: Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2008 г. № 450-З / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2009

13.                  Об образовании: Закон Респ. Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 19.03.2002 № 95-З, от 04.08.2004 № 311-З) / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2009

14.                  Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы (в ред. постановлений Совмина от 03.03.2008 № 322, от 16.05.2008 № 693): утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4.11.2006 г. № 1475 / Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Мн., 2009

15.                  Республика Беларусь в цифрах / Краткий стат. сборник. Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – 2008. – 348 с.

16.                  Финансы : учеб. для вузов / под ред. В.П. Литовченко. – М. : Дашков и К, 2006. – 588 с.

17.                  Чернюк, А.А. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях : учеб. для вузов / А.А. Чернюк. – Мн. : Выш. шк., 2005. – 496 с.

18.                  Чернюк, А. Заполнение отчетов об исполнении сметы расходов по бюджету / Анна Чернюк // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. – 2008. – № 1. – С. 24-31.


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ