Пенсионная система Российской Федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
Пенсионная система Российской Федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Федеральное
агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре
государственный технический университет»
Кафедра
экономики и финансов
Утверждаю:
Зав. кафедрой
Симоненко
Н.Н.
«___»___________2005г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Пенсионная
система Российской Федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
Автор
дипломной работы: Козлов Е.А.
Группа:
1ФК3Д-1А
Специальность:
060400 Финансы и кредит
Руководитель
работы: Пономарев Д.С.
Комсомольск-на-Амуре
2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Краткая характеристика Пенсионного фонда Российской
Федерации
1.2 Индивидуальный (персонифицированный) учет в
системе обязательного пенсионного страхования
1.3 Пенсионная реформа в Российской Федерации
1.4 Инвестирования накопительной части трудовой
пенсии
1.5 Негосударственное пенсионное обеспечение
2. АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО
ФОНДА РФ ЗА ПЕРИОД С 2002 ПО 2004 ГОД
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета ПФР
за 2002 год
2.2 Анализ доходной и расходной части бюджета ПФР
за 2003 год
2.3 Анализ доходной и расходной части бюджета ПФР
за 2004 год
2.4 Оценка бюджета ПФР за период с 2002 по 2004
год
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ
СИСТЕМЫ
3.1 Основные различия между старой пенсионной
системой и новой
3.2 Предложения по совершенствованию пенсионной
системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная
тема дипломной работы на сегодняшний день является очень актуальной, пенсионная
система является базовой и одной из самых важных социальных гарантий
стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы
нетрудоспособного населения любой страны. Тем более важное значение, она приобретает
в период радикальной экономической перестройки в России. В нашей стране сейчас
одновременно осуществляется большое количество реформ (налоговая, судебная,
военная, жилищно-коммунальная и др.), но Пенсионная реформа привлекает к себе
особое внимание, так как реализуется более успешнее, чем другие.
За
последние четыре года (2002-2004 г.г.) в пенсионной сфере произошел настоящий
прорыв, было принято большое количество федеральных законов, указов Президента
РФ, выпущено постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых актов.
Разобраться во всем этом огромном количестве реализованных законодательных
инициатив Президента, Правительства и Парламента очень сложно, а для простого
обывателя практически не возможно.
В связи с этим, главной
целью дипломной работы является - изучение и анализ проводимой Пенсионный
реформы в Российской Федерации, на основании чего предложены пути ее
дальнейшего совершенствования.
Объектом
исследования дипломной работы является - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Предметом
исследования дипломной работы является - Пенсионная система Российской
Федерации, которую мы имеем на сегодняшний день, и какой она должна быть в
будущем, в результате проведения Пенсионной реформы.
Источником
исходной экономико-статистической информации являются нормативно-правовые акты
в области пенсионного обеспечения (страхования), публикации в газетах и
журналах, информация на официальной сайте Пенсионного фонда России в сети
интернет.
В дипломной
работе дана характеристика Пенсионного фонда России - как государственного,
финансово-кредитного учреждения федерального уровня наделенного
публично-властными полномочиями, и являющимся одним из крупнейшим, и наиболее
значимым социальным институтом Российской Федерации.
В итоговой
работе рассмотрены:
§
цели, принципы и организация индивидуального
(персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;
§
состав и структура индивидуального лицевого счета;
§
страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
§
порядок представления страхователем в Пенсионный фонд РФ
индивидуальных сведений о страховых взносах и страховом стаже застрахованных
лиц;
§
права, обязанности и ответственность застрахованного лица,
страхователя и органов Пенсионного фонда РФ;
§
виды трудовых пенсий и их состав;
§
структура страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование;
§
вопросы информирования застрахованных лиц о состоянии их
индивидуальных лицевых счетов;
§
принципы инвестирования накопительной части трудовой пенсии и др.
моменты действующего пенсионного законодательства.
Во второй
части дипломного проекта произведен анализ доходной и расходной части бюджета
Пенсионного фонда России за 2002-2004 г. Отслежена динамика изменений отдельных
статей бюджета Пенсионного фонда РФ во времени, а также обращено внимание на
профицит бюджета Пенсионного фонда 2002 года, и на дефицит бюджетов 2003-2004
годов.
Основными
задачами дипломной работы являются:
§
исследование
Пенсионной системы Российской Федерации;
§
рассмотрение и
изучение основных моментов проводимой Пенсионной реформы;
§
выявление
основных различий между старой пенсионной системой и новой;
§
анализ и оценка
бюджета Пенсионного фонда РФ за 2002-2004 годы;
§
выявление
позитивных и негативных сторон действующего Пенсионного законодательства;
§
разработка
предложений по дальнейшему совершенствованию Пенсионной системы РФ
В заключении
дан ответ на риторический вопрос, который часто носит эмоциональный характер –
«Почему пенсии в России ниже, чем на Западе?»
1. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Краткая характеристика Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный
Фонд Российской Федерации (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета
РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами
пенсионного обеспечения в Российской Федерации .
В
соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением
Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1, Пенсионный
фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, которое
выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленным действующим
законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
Согласно статьям 6, 144, 148, 164 Бюджетного Кодекса
Российской Федерации органы внебюджетных фондов (в том числе Пенсионного фонда
РФ), их учреждения являются участниками бюджетного процесса, обладающими
бюджетными полномочиями на федеральном уровне.
Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ, информация о
результатах его деятельности ежегодно представляется на рассмотрение
Правительства РФ.
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в
государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав
бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд России обеспечивает:
§
Целевой сбор и аккумуляцию страховых
взносов;
§
Организацию работы по взысканию с
работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и
других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие
трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
§
Капитализацию средств ПФР, а также
привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей)
физических и юридических лиц;
§
Контроль с участием налоговых органов
за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также
контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
§
Организацию государственного банка
данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
§
Межгосударственное и международное сотрудничество
Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР; участие в
разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и
международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
§
Проведение научно-исследовательской
работы в области государственного пенсионного страхования;
§
Разъяснительную работу среди населения
и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Пенсионный фонд Российской Федерации - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов
России. Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в
2004 году вплотную приблизился к одному триллиону рублей. За счет средств Фонда
получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров. В системе индивидуального
(персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных
работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 5,5 млн.
работодателей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме
пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 42
миллионам застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, 18
миллионам, имеющим только страховую часть и 6 миллионам работающих пенсионеров
для перерасчета пенсий. По масштабу решаемых задач деятельность ПФР не имеет
прецедентов в истории России.
При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных
структур в современной российской власти. Его органы доходят до уровня районов
во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это
дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на
всем социальном пространстве России.
Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач
по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного
пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.
ПФР был создан для государственного управления средствами
пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи:
§
средства пенсионной системы выводились
из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой
самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус
самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей
день.
§
основным источником финансирования пенсионных выплат стали
страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных
работодателями. В результате источником выполнения государством его
обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой
платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же
время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного
страхования.
Страховая
природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно
изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской
Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета
пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР
уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального
(персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные
работодателями в интересах своих работников.
По мере
нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе России все острее
ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования
пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики,
предпринятые в 1994-95 и 1997-98 г.г., успехом не увенчались из-за
нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых
потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки
и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и
реформирование пенсионной системы.
Пенсионная
реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства
и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и
наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее,
Пенсионный фонд РФ выполняет роль одного из активных участников реформирования
социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями,
социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом
реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной
системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы
России в ХХI веке.
Следует
отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 №
167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением
и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного
страхования. При этом Пенсионный фонд РФ имеет свой бюджет, ежегодно
утверждаемый федеральным законом.
Кроме того,
вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд РФ и его
территориальные органы составляют единую централизованную систему органов
управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской
Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.
В то же
время, Положение о Пенсионном фонде РФ согласно статье 34 Федерального закона
от 15.12.2001 № 167-ФЗ действует в части, не противоречащей данному
Федеральному закону.
Конституционный
Суд Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П "По делу о
проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября
2000 года № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным
пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы
депутатов Государственной Думы" определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен
публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права
на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных
пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации,
по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования
исполнительной власти и ее органов.
Таким
образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным
учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную
правоспособность.
Кроме того,
следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде РФ, а также Положением о
Правлении Пенсионного фонда РФ, утвержденным постановлением Правления ПФР от
15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом РФ
осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления.
Правление ПФР
проводит свою деятельность по государственному управлению средствами
обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и
текущие задачи системы ПФР.
Таблица 1.1 - Сведения о численности пенсионеров и суммах
назначенных им пенсий по состоянию на 1 августа 2004 года
Наименование показателей
|
Численность пенсионеров, человек
|
Средний размер пенсии, рублей
|
Всего пенсионеров
|
38209256
|
2020,35
|
Трудовые пенсии
|
36255694
|
2054,78
|
по старости
|
29019028
|
2208,59
|
по инвалидности
|
4374729
|
1569,17
|
по случаю потери кормильца
|
2861937
|
1208,2
|
Пенсии по государственному
пенсионному обеспечению
|
1953562
|
1381,78
|
Пенсии военнослужащих и их семей
|
83405
|
1549,9
|
Пенсионеры, пострадавшие от радиационных или техногенных
катастроф
|
202695
|
1769,95
|
Пенсионеры - госслужащие
|
21267
|
3512,38
|
Социальные пенсии
|
1646195
|
1298,85
|
Рассмотрим основные нормативно-правовые акты, касающиеся
статуса ПФР и порядка уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование:
Пенсионный фонд РСФСР, денежные средства которого не
входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и
изъятию не подлежат, был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от
22.12.1990 № 442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" для
государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР. Данным постановлением
Совету Министров РСФСР, Центральному банку РСФСР и Правлению Пенсионного фонда
РСФСР с участием профсоюзов РСФСР до 1 января 1991 г. было поручено разработать
и представить в Верховный Совет РСФСР условия и порядок уплаты гражданами
обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР; порядок взимания и
учета страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и
организациями в Пенсионный фонд РСФСР; положение о Пенсионном фонде РСФСР.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991
№ 556-I "О Временном положении о Пенсионном фонде РСФСР и Порядке уплаты
страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд
РСФСР" утверждены и введены в действие с 1 января 1991 г. Временное
положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов
предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР.
Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 27.12.1991 № 2122-I «Вопросы Пенсионного фонда Российской
Федерации (России)» утверждены и введены в действе с 1 января 1992 года
Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты
страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской
Федерации (России). Порядок предусмотрел, что недоимка по страховым взносам, а
также суммы штрафов и иных санкций взыскиваются с работодателей в бесспорном
порядке, а с иных плательщиков страховых взносов – в судебном порядке и
зачисляются в доход ПФР. Постановление Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 №
556-I признано утратившим силу с 1 января 1992 г.
Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 02.04.1992 № 2647-I «О введении в действие закона Российской
Федерации «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на II квартал 1992
года и на 1992 год» в дополнение к п.1 постановления Верховного Совета РФ от
27.12.1991 № 2122-I «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»
установлено, что размер пени и финансовые санкции за нарушение порядка уплаты
страховых взносов в ПФР применяются по всем фактам нарушений уплаты страховых
взносов, выявляемым после 1 января 1992 г., в том числе имевшим место до этой
даты.
Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 06.07.1992 № 3209-1 "О создании в порядке эксперимента единой
пенсионной службы в Московской области" было решено создать в порядке
эксперимента единую пенсионную службу на базе отделения Пенсионного фонда
Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав
подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской
области и подведомственных ему служб в городах и районах области, занимающихся
назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий.
Постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 11.02.1993 № 4460-I «О внесении изменений и дополнений в Порядок
уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд
Российской Федерации (России)» дополнен круг лиц, которые обязаны
регистрироваться в качестве плательщиков страховых взносов, в частности,
крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных
народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, частные
детективы и частные охранники. Предусмотрены финансовые санкции в размере 10
процентов за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости. Кроме
того, введен трехлетний срок исковой давности по взысканию с физических лиц
недоимки в ПФР, а также сумм штрафов и иных финансовых санкций.
Указом Президента Российской Федерации от 29.05.1993
№ 787 "Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации"
признано целесообразным создание в системе органов исполнительной власти
Федеральной пенсионной службы России с возложением на нее функций назначения,
выплаты и доставки пенсий, сбора и аккумуляции средств на эти цели. Совету
Министров - Правительству Российской Федерации было поручено после внесения
соответствующих изменений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в
РСФСР" утвердить Положение о Федеральной пенсионной службе России.
Постановлением Совета Министров – Правительства Российской
Федерации от 22.09.1993 № 958 "О передаче в ведение Совета Министров –
Правительства Российской Федерации организаций и учреждений" установлено,
что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров –
Правительства Российской Федерации и ему подотчетен.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993
№ 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в
соответствие с Конституцией Российской Федерации» утратили силу часть четвертая
п. 1, п.5, часть третья п. 8 и п.10 (в части назначения и освобождения от
должности Председателя Правления ПФР Верховным Советом Российской Федерации)
Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), а также п. 1
Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд
Российской Федерации (России), которым устанавливалось, что размер взносов на
социальное страхование определяется ежегодно Верховным Советом Российской
Федерации по представлению Правления ПФР.
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об
индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного
страхования» установил правовую основу и принципы организации индивидуального
(персонифицированного) учета сведений о гражданах. Вступил в силу с 1 января
1996 г. на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти
субъектов Российской Федерации, определяемых Правительством Российской
Федерации, а с 1 января 1997 года - на всей территории Российской Федерации.
Федеральным законом от 05.05.1997 № 77-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации
(России), порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в
Пенсионный фонд Российской Федерации (России) и в Закон Российской Федерации «О
государственных пенсиях в Российской Федерации» на Пенсионный фонд Российской
Федерации возложена обязанность по организации и ведению индивидуального
(персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным
законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования», а также по организации и ведению
государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых
взносов.
Указом Президента Российской Федерации от 09.07.1997
№ 710 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской
Федерации и внесении изменений в структуру федеральных органов исполнительной
власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996
г. № 1177" Указ Президента Российской Федерации от 29.05.1993 № 787
признан утратившим силу, за исключением п. 3 ("Считать недопустимым
вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в
оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передачу ему
функций по назначению и выплате пенсий, возложенных на органы исполнительной
власти законодательством Российской Федерации" – п. 3 Указа от 29.05.1994
№ 787).
Бюджетный кодекс Российской Федерации (Федеральный
закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ) в статье 13 "Государственный внебюджетный фонд"
определил государственный внебюджетный фонд как фонд денежных средств,
образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и
предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное
обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае
безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, положения,
касающиеся деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, содержатся в
главе 17 "Государственные внебюджетные фонды" (в частности, в ст. 143
"Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных
фондов", ст. 144 "Состав государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации"; ст. 145 "Порядок составления, представления и
утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов"; ст. 146
"Доходы государственных внебюджетных фондов"; ст. 147 "Расходы
государственных внебюджетных фондов"; ст. 148 "Исполнение бюджетов
государственных внебюджетных фондов"; ст. 149 "Отчет об исполнении
бюджета государственного внебюджетного фонда"; ст. 150 "Контроль за
исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов").
Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об
основах обязательного социального страхования" был принят с целью
урегулирования отношений в системе обязательного социального страхования,
определения правового положения субъектов обязательного социального
страхования, оснований возникновения и порядка осуществления их прав и
обязанностей, ответственности субъектов обязательного социального страхования,
а также установления основ государственного регулирования обязательного
социального страхования. Законом дано определение обязательного социального
страхования, частью которого является обязательное пенсионное страхование.
Федеральным законом от 02.01.2000 № 38-ФЗ «О
внесении изменений и дополнений в порядок уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)»
определены категории плательщиков страховых взносов и сроки регистрации в
органах Пенсионного фонда Российской Федерации, а также сроки уплаты страховых
взносов.
Федеральным законом от 05.08.2000 № 117-ФЗ
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" было
предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,
уплачиваемые в составе ЕСН, перечисляются в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О
введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о
налогах» введена в действие часть вторая Налогового кодекса РФ, в т.ч. с 1
января 2001 года введена в действие глава 24 «Единый социальный налог (взнос)».
Утратил силу п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от
27.12.1991 № 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации
(России)" в части утверждения Порядка уплаты страховых взносов
работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России). С
1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в Пенсионный фонд Российской Федерации взносов,
уплачиваемых в составе единого социального налога (ЕСН), осуществляется
налоговыми органами Российской Федерации (ст. 9).
Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2000
№ 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным
обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации
закреплены полномочия по выплате государственных пенсий (п. 1). Органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в течение
2001 года заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о
передаче территориальным органам ПФР полномочий по назначению и выплате
государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию
указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения
и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы
Пенсионного фонда Российской Федерации. Признан утратившим силу Указ Президента
Российской Федерации от 29.05.1993 № 787.
Постановлением Конституционного Суда Российской
Федерации от 25.06.2001 № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа
Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по
совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в
Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»
признано, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными
полномочиями по обеспечению конституционного права на государственные пенсии, в
том числе полномочием по назначению, именно законом, а такие полномочия
относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в
соответствии с Конституцией Российской Федерации установлены основания
возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и
порядок ее назначения.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об
обязательным пенсионном страховании в Российской Федерации» определил статус
ПФР как страховщика и государственного учреждения; порядок уплаты страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности
страховщика, страхователя и застрахованного лица – субъектов правоотношений по
обязательному пенсионному страхованию.
Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлены основания
возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на
трудовые пенсии.
Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ «О
внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах»
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации выведены из состава
ЕСН. При этом сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается
налогоплательщиками на сумму начисленных страховых взносов (налоговый вычет).
Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об
инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в
Российской Федерации» установил правовые основы отношений по формированию и
инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для
финансирования накопительной части трудовой пенсии, определил особенности
правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и
участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных
накоплений, а также установил основы государственного регулирования контроля и
надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Закреплены обязанности Пенсионного фонда Российской Федерации как субъекта
отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;
определен порядок передачи средств в управление управляющим компаниям.
Федеральный закон от 23.12.2003 № 185-ФЗ «О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей» изменил порядок регистрации страхователей в
органах страховщика, и исключил обязанность страхователя сообщать в
территориальные органы ПФР сведения, указанные в п. 3 ст. 14.
Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (введена
процедура регистрации "в одно окно").
Федеральный закон от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ «О
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации
в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»
направлен на создание законодательных основ реформирования федеральных органов
исполнительной власти, уполномоченных в области налогов и сборов, труда и
занятости, технического и экспортного контроля, государственной регистрации,
исполнения наказаний и таможенного дела.
Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004
№ 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной
власти" координация деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
возложена на Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
30.06.2004 № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и
социального развития Российской Федерации» предусмотрено, что Министерство
координирует деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 20.07.2004 № 70-ФЗ «О внесении
изменений в главу 24 части второй, налогового кодекса Российской Федерации,
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных
актов Российской Федерации» (изменение ставки ЕСН) /32/.
1.2 Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе
обязательного пенсионного страхования
С 1 января 1996 года вступил в силу на
территории отдельных административно - территориальных единиц пяти субъектов
Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации, а с 1
января 1997 года - на всей территории Российской Федерации – Федеральный закон
от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе обязательного пенсионного страхования».
Настоящий Федеральный закон (в редакции федеральных
законов от 25.10.2001 г. № 138-ФЗ и от 31.12.2002 г. № 198-ФЗ) устанавливает
правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного)
учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие
законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Целями индивидуального (персонифицированного) учета
являются:
§
создание
условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда
каждого застрахованного лица;
§
обеспечение
достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер
трудовой пенсии при ее назначении;
§
создание
информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного
законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий
на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;
§
развитие
заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный
фонд Российской Федерации;
§
создание
условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
§
информационная
поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения
тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета
макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного
страхования;
§
упрощение
порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе
обязательного пенсионного страхования строится на принципах:
§
единства
и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской
Федерации;
§
всеобщности
и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;
§
доступности
для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы
Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный
(персонифицированный) учет;
§
использования
сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда
Российской Федерации, исключительно для целей пенсионного обеспечения, в том
числе для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской
Федерации о профессиональных пенсионных системах;
§
соответствия
сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том
числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для
индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных
и поступивших суммах страховых взносов;
Рисунок 1.1 – Использование информационной базы персонифицированного
учета
§
осуществления
индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой
деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для
назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству Российской
Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами пенсионных прав в
соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных
пенсионных системах.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное
лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет
с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые
позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера
в процессе учета.
Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица
состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).
В
общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:
1) страховой номер;
2) фамилия, имя, отчество;
3) дата рождения;
4) место рождения;
5) пол;
6) адрес постоянного места жительства;
7) серия и номер паспорта или удостоверения
личности, дата выдачи указанных документов, наименование выдавшего их органа;
8) гражданство;
9) дата регистрации в качестве застрахованного лица;
10) периоды трудовой и (или) иной деятельности,
включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой
стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|