Пенсионная система Российской Федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
§
в новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет
учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая
модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и
накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства.
Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько
перераспределительной – между группами с различным уровнем дохода;
§
новая пенсионная модель в большей мере является страховой
моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;
§
новая модель, так же как и старая, основана на принципе
солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на
персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером.
При этом на счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства
государства перед гражданами. Платежи за работающих поступают в Пенсионный фонд
России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляются
на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;
§
новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по
трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять
5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент
от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой
модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет
сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества
отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше
пенсия;
§
в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема
индексации пенсий. В основе ее – прогноз темпов инфляции и роста заработной
платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов
пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый
в бюджете ПФР.
3.2
Предложения по совершенствованию пенсионной системы
За последние
годы в пенсионной сфере произошел настоящий прорыв, было принято большое
количество законов и законодательных актов, касающихся пенсионной системы,
благодаря которым стало возможным приступить к реализации пенсионной реформы в
нашей стране. В ближайшее время нам предстоит раскрутить большой клубок
нерешенных пенсионных проблем, для того чтобы разобраться в них и устранить. К
одним из основных проблем, относится сложная демографическая ситуация, проблема
увеличения базовой «социальной» пенсии до уровня прожиточного минимума, а также
неразвитость добровольного (негосударственного) пенсионного страхования. К
настоящему времени роль независимых пенсионных фондов в экономике России
остается скромной. Число их участников, по данным на 1 июля 2003 года, составило
5 млн. человек. По итогам 2003 года доля накопленных в них резервов составляет
лишь 0,7 % ВВП.
Существенным
препятствием к быстрому развитию добровольного пенсионного страхования,
являются решения принятые в ходе налоговой реформы 2000-2001 годов. Налоговые
льготы для системы добровольного пенсионного страхования – распространенная
мировая практика. Различают их формы: от льгот по уплате подоходного налога и
других форм обложения заработной платы с последующим налогообложением
пенсионных доходов, получаемых в рамках системы добровольного страхования, до
систем в которых взносы в фонды добровольного пенсионного страхования
облагаются налогом, а выплаты освобождаются от подоходного налога, как и от
других налогов на фонд заработной платы.
В России в рамках
налоговой и пенсионной реформы была выбрана модель, при которой
предусматривалось освобождение выплат в фонды добровольного пенсионного
страхования от налогов, но в крайне ограниченных пределах (до 2 тыс. руб.). В
последствии эта норма была повышена до 5 тыс. руб.
Основанием для этих
решений было стремление уйти от использования схем добровольного пенсионного
страхования для уклонения от налогообложения. Опыт применения введенной в
2001-2002 годах системы показал, что установление жесткого верхнего предела
сумм пенсионных отчислений, освобождаемых от налогов, неоправданно. Фиксация же
предела таких освобождений, как доли облагаемого налогом дохода, будет
стимулировать легализацию заработной платы, способствовать развитию системы
добровольного пенсионного страхования, повышению долгосрочной устойчивости
пенсионной системы.
С точки зрения повышения
заинтересованности высокодоходных групп населения в формировании пенсионных
накоплений, нет смысла и в сохранении количественного ограничения масштабов
ежегодных пенсионных накоплений в рамках системы обязательного пенсионного
страхования (17870 руб. в год). Логичным шагом в развитии пенсионной реформы,
было бы освобождение от уплаты единого социального налога той же доли доходов,
в случае ее перечисления на цели добровольного пенсионного страхования.
Наша пенсионная система
должна строиться на принципах доверия. Это не очень непросто сделать в России,
где с населением не раз несправедливо поступали: государство либо само отбирало
деньги, либо контролировало ситуацию их отъема.
Доверия не будет, если
законодательная и исполнительная власть часто меняет правила игры. Принципы
пенсионной реформы должны быть стабильными, по крайней мере в течении жизни
одного поколения. Цена ошибок при подготовке и внедрении пенсионных нововведений
очень высока. Корректировка законодательства в этой сфере у нас уже на второй
год после его запуска, свидетельствует о серьезных просчетах. Пенсионная
система должна по возможности максимально преобразовываться в накопительную.
Молодое поколение выражает готовность отказаться от модели получения пенсии от
государства, и рассчитывает самостоятельно решать эту проблему, если будут
созданы соответствующие условия.
В этой связи, кажутся не
вполне логичными принятые меры о лишении самой активной части работающих
граждан право формировать накопительную часть трудовой пенсии по установленным
совсем недавно правилам. Приводимые при этом аргументы нельзя признать
убедительными.
Но нет худа без добра.
Скорее всего, такое решение подтолкнет этих людей к более активному участию в
добровольных пенсионных системах, так как они все меньше рассчитывают на
достойную пенсию в рамках обязательной системы страхования. Это очень важный
вывод.
Трудно согласиться также
с имеющимися предложениями о допуске страховых компаний к деятельности по
обязательному пенсионному страхованию. Они не вписываются в выбранную модель
пенсионной реформы. Эти организации работают на иных принципах, не
обеспечивающих достаточную сохранность пенсионных накоплений. К тому же будет
негативно сказываться переизбыток участников пенсионного рынка. Гражданину
трудно будет сделать правильный выбор из десятков управляющих компаний, сотни
негосударственных пенсионных фондов и еще нескольких сот страховых кампаний.
Объем этого рынка еще не велик, а эффективность его функционирования снижается.
Поэтому можно прогнозировать, что в результате конкуренции останутся достаточно
крупные и надежные игроки.
Государство должно
вовремя уменьшить свое присутствие и влияние в пенсионной системе. Если на
одном поле будет долго работать ПФР с налоговыми льготами и негосударственные
фонды с ненормальным режимом налогообложения, то исход конкурентной борьбы
между ними очевиден: проигравшими, в конечном счете, окажутся пенсионеры.
Сохраняется надежда на то, что Россия все же обеими ногами встанет на путь
развития накопительной пенсионной системы, работодатели и работники все больше
будут осознавать, что в этом их будущее, и только они сами смогут сформировать
накопления для достойных пенсий.
А в сегодняшней
действительности, пассивность населения является главной бедой и ключевым
звеном, из-за которого все замечательные идеи пенсионной реформы повисают в
воздухе, - это не только отсутствие в России привлекательных инвестиционных
проектов (будут деньги - будут и проекты под них), сколько пугающая пассивность
населения. А она, в свою очередь, проистекает в основном из не
информированности, а не из недоверия к частному сектору. «Отсутствие
достоверной информации об управляющих компаниях и НПФ» - в принципе, конечно
проблема, но она даже не осознается большинством людей, поскольку они либо не
подозревают, что управляющие компании и НПФ вообще существуют, либо не
догадываются, что они как-то связаны с пенсионной реформой. Похоже на всю
страну лишь несколько тысяч человек хорошо понимают смысл реформы и ее основные
принципы. Так что, пожалуй, говорить про «подрыв доверия к пенсионной реформе»
не вполне верно: подорвать его можно только у очень малой части населения,
которая хоть что-то знает. Большинство же не испытывает ни доверия, ни
недоверия, ни минимального интереса.
Задача
бизнеса (в широком смысле этого слова) прежде всего, озаботиться просвещением
населения в пенсионной сфере.
Первая и главная на
сегодня задача – разъяснять народу и, прежде всего, собственным сотрудникам смысл,
причины, цели и механизмы пенсионной реформы.
А вот вторая задача,
гораздо более важная и гораздо менее приятная, плавно вытекает из первой: надо
честно платить своим работникам «белую» зарплату и честно платить с нее единый
социальный налог. Можно, конечно, сколько угодно говорить о том, что при полной
уплате налогов бизнес становится неконкурентоспособен и, что противно платить
налоги, если потом эти деньги разворовываются, - и в этом будут свои резоны. Но
если мы говорим о финансовых задачах бизнеса в пенсионной реформе, то вариантов
нет: надо платить страховые пенсионные взносы, поскольку от них, с одной
стороны зависит будущая пенсия сотрудников, а с другой – это есть источник
ресурсов для накопительной пенсионной системы.
Третья задача бизнеса заключается
в необходимости бороться с проблемными и узкими местами реформы, путем
нормальной политической деятельности, общественной критики, разработки новых
законопроектов, предложения новых технологий работы ПФР и т.п.
Четвертая задача:
предлагать рынку качественные инвестиционные проекты (в том числе
долгосрочные), причем в таком оформлении, чтобы в них можно было вложить
средства пенсионных накоплений.
Существует и пятая задача
бизнеса - «социальная», которая заключается в том, что средне- и высокооплачиваемые
работники должны либо дополнительно копить себе на пенсию сами, либо получать
прибавку к пенсии благодаря корпоративным пенсионным программам, которые их
работодатели могут осуществлять через НПФ и страховые компании. Организовать
такие программы и честно их финансировать – это и есть пятая задача бизнеса.
Говоря о проблемах
действующего пенсионного законодательства необходимо отметить, что власти не
торопятся принять законы, необходимые для бесперебойного и эффективного
функционирования пенсионной системы:
-
по устранению
выявившихся противоречий и нестыковок в ранее принятых пенсионных законах;
-
по созданию и
функционированию профессиональных пенсионных систем;
-
о порядке
финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования
пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста;
-
о статусе
пенсионного фонда Российской Федерации;
-
о статусе
государственной управляющей компании;
-
о добровольном
пенсионном страховании;
-
о налогообложении
субъектов обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного
обеспечения.
Конечно, этот список
можно еще продолжить, но уже и так ясно, что в пенсионной сфере предстоит
сделать немало, чтобы устранить большое количество спорных вопросов и противоречий,
а также ликвидировать имеющиеся правовые пробелы. Начавшаяся с 1 января 2002
года пенсионная реформа призвана расставить все точки и решить главную свою
задачу – повышение жизненного уровня пенсионеров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе
исследования Пенсионной системы Российской Федерации удалось рассмотреть и
изучить основные моменты действующего пенсионного законодательства. В дипломной
работе дана характеристика Пенсионного фонда России, уделено отдельное внимание
- индивидуальному (персонифицированному) учету в системе обязательного
пенсионного страхования, в связи с тем, что именно он является тем фундаментом,
после заложения которого, слало возможным начать реализацию пенсионной реформы.
В итоговой работе дано подробное описания нового, «реформированного»
законодательства, раскрыт смысл введения накопительного элемента, затронуты
основные вопросы инвестирования накопительной части трудовой пенсии, а также
обращено внимание на дополнительное пенсионное обеспечение.
Во второй
части данной работы был проведен анализ доходной и расходной части бюджета
Пенсионного фонда РФ за 2002 – 2004 г.г., в процессе которого была рассмотрена
структура и состав налоговых и неналоговых поступлений, рассмотрены основные
направления расходования средств Пенсионного фонда, обращено внимание на
профицит и дефицит бюджетов, а также отслежена динамика изменения доходной и
расходной части бюджета ПФР во времени.
В последней
части дипломной работы, приведено описание основных различий между старой
пенсионной системой и новой, выявлены негативные стороны проводимой пенсионной
реформы и предложены пути ее дальнейшего совершенствования. Последняя часть
будет значительна дополнена, после ответа на поставленный вопрос в начале моей
дипломной работы - «Почему пенсии в России ниже, чем на Западе?»
Если говорить
о причинах, по которым российские пенсии ниже зарубежных, то их всего три.
Первая наиболее очевидная – зарплаты в России были и все еще остаются
существенно ниже тех, которые выплачиваются за рубежом, особенно в экономически
развитых странах Запада. И до той поры, пока среднестатистический россиянин
будет получать зарплату около 6 тыс. рублей в месяц, ни о каком равенстве или
хотя бы сопоставимости пенсий говорить не придется. Но это только наиболее
очевидная из причин, и население воспринимает ее с пониманием и без протеста.
Но вот вторая причина может вызвать недоумение и даже возражения. И вправду,
кто из россиян согласится с утверждением, что наши соотечественники просто не
дорабатывают необходимый стаж до приличной пенсии по сравнению со своими
западными коллегами?! Но это, увы так.
Действительно,
западники, начиная работать в 20-25 лет, на пенсию выходят в 65-67 (при
установленном пенсионном возрасте для женщин в 60, а для мужчин – в 65). Иными
словами, стаж в 40-45 лет там не редкость, а скорее, правило. А у нас до конца
2001 года минимальный стаж, дающий право на пенсию, составлял 20 лет для женщин
и 25 лет для мужчин – почти в два раза меньше, чем за рубежом. Конечно же,
работая в два раза дольше, можно заработать много большую пенсию, тем более,
что платежи идут с более высокой зарплаты.
К тому же в
России неуклонно увеличивается число пенсионеров, выходящих на пенсию досрочно,
на льготных условиях. Если в Советском Союзе, государстве более богатом и
мощном, досрочно выходил каждый пятый, то в России в последние годы – каждый
третий. А рост массы льготников создает дополнительную нагрузку на бюджет
Пенсионного фонда и, как следствие, ведет к уменьшению размеров пенсий.
И, наконец,
третья причина (которая тоже не вызовет энтузиазма у населения) – на Западе
работник, как минимум, соучаствует в формировании своего пенсионного капитала.
У нас же с 2001 года население по воле законодателей освобождено даже от
символического участия в платежах. Но не нужно долго доказывать, что включение
в доходы пенсионной системы дополнительных источников, в том числе и соплатежей
населения, увеличит возможности увеличения пенсий.
Как могут
быть решены указанные проблемы и созданы условия для повышения пенсий?
Повышение легальных зарплат – это задача макроэкономики, а не пенсионной
системы. Но перспектива удвоения валового внутреннего продукта (ВВП) и
либерализация налогового климата создают хорошие условия и для роста зарплат, и
для их выхода из тени. Причем в достаточно быстрые сроки.
Сложнее дело
обстоит с увеличением страхового стажа. Снижение нагрузки, связанной со
льготными пенсиями, невозможно без внедрения профессиональных пенсионных
систем, а пока эта задача решается медленно. Повышение пенсионного возраста в
России в обозримой перспективе не планируется в связи с непопулярностью этого
решения. Правда, в новой пенсионной модели предусматривается возможность
гибкого выхода на пенсию, продолжения работы и после достижения пенсионного
возраста. Этот фактор уже влияет на выбор стратегии планирования жизни
россиян-пенсионеров. Но все же не очень сильно – продолжает работать после
достижения пенсионного возраста лишь каждый шестой российский пенсионер. На
Западе же этот показатель существенно выше.
И, наконец,
соучастие граждан в формировании своего пенсионного капитала. Законодатели
сейчас рассматривают предложения, связанные с дополнительным добровольным
страхованием, работающим в государственной системе пенсионного обеспечения.
Такое соучастие в объеме 4 % от заработной платы, если данная норма войдет в
законодательство, позволит существенно увеличить объем средств, направляемых на
формирование пенсионного капитала, и, следовательно, на размер последующих
пенсионных выплат.
Таким
образом, пенсионная система России по своей конструкции все определеннее приближается
к пенсионным системам экономически развитых стран. А это означает, что по мере
развития экономики и роста ВВП будет повышаться и доля пенсионных выплат в нем.
И, следовательно, пенсии россиян станут, наконец, сопоставимыми с пенсиями
западных пенсионеров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Федеральный закон от 01.04.1996 г. №
27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования (в редакции федеральных законов от 25.10.2001г. №
138-ФЗ и от 31.12.2002г. № 198-ФЗ)
2.
Федеральный
закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации»
3.
Федеральный
закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в
Российской Федерации»
4.
Федеральный
закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
5.
Федеральный
закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии в Российской федерации»
6.
Федеральный
закон от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ ««О внесении изменений в главу 24 части второй,
налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу
некоторых положений законодательных актов Российской Федерации»
7.
Федеральный
закон от 29.05.2002 г. № 61-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2002 год»
8.
Федеральный
закон от 31.12.2002 г. № 197-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2003 год»
9.
Федеральный
закон от 08.12.2003 г. № 168-ФЗ О внесении изменений в федеральный закон «О
бюджете пенсионного фонда РФ на 2003 год»
10.
Федеральный
закон от 23.12.2003 г. № 175-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2004 год»
11.
Постановление
Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного
фонда РСФСР»
12.
Постановление
Верховного Совета РСФСР от 30.01.1991 № 556-I «О Временном положении о
Пенсионном фонде РСФСР и Порядке уплаты страховых взносов предприятиями,
организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР»
13.
Постановление
Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 2122-I «Вопросы
Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»
14.
Постановление
Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении правил исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в
соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в РФ»
15.
Сборник
законодательных и нормативно-правовых актов Отделения Пенсионного фонда РФ по
Хабаровскому краю, ООО «Амурбланкиздат» Хабаровск 2004
16.
Информационный
бюллетень ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю по
организации работы Управления персонифицированного учета и взаимодействия со
страхователями и застрахованными лицами по выполнению задач 2003 года, (Выпуск
№4. 2003)
17.
Информационный
бюллетень ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю «Особенности
работы с застрахованными лицами в 2004 году», (Выпуск № 12.2004), Хабаровск
2004
18.
Информационный
бюллетень Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю «По проведению
конвертации пенсионных прав» (Выпуск № 13.2004), Хабаровск 2004
19.
Информационный
бюллетень Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю «Программа
обязательного медицинского страхования неработающих пенсионеров на территории
Хабаровского края»
20.
Расширенный
пресс-релиз «О реализации программы обязательного медицинского страхования
неработающих пенсионеров на территории Хабаровского края» (от 11.03.2004 г. к
пресс-конференции управляющего ОПФР по Хабаровскому краю Звержеевой И.Г. и
исполнительного директора ХКФОМС Халилова Н.Д.)
21.
Методические
рекомендации о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование, Хабаровск 2002г.
22.
Газета
Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю «Пенсионный консультант» №
1 (1) октябрь 2004г.
23.
Лекция
№1 Отделения Пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю о заочном обучении по
теме «Пенсионная реформа: новые возможности инвестирования накопительной части
трудовой пенсии»
24.
Журнал
«Пенсия» № 8, август 2004 года
25.
Журнал
«Пенсия» № 5, май 2004 года
26.
Журнал
«Пенсионные фонды и инвестиции» № 4 (16) июль-август 2004 года
27.
Журнал
«Пенсионные фонды и инвестиции» № 5 (17) сентябрь-октябрь 2004 года
28.
Журнал
«Пенсионные фонды и инвестиции» № 6 (18) ноябрь-декабрь 2004 года
29.
С.А.Самойлов,
В.Е.Сидоров Пенсии: государственная и трудовая в вопросах и ответах: условия,
страхование, стаж, размеры, льготы / М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО
«Издательство АСТ», 2003. - 359, (9) с. – (советы юриста на все случаи жизни)
30.
Афанасьев
С.А Расчет пенсии: первый этап – стартовый пенсионный капитал. М.: МЦФР, 2002.
176с. (Библиотека журнала «Справочник кадровика», 4-2002)
31.
Вестник
Пенсионного фонда России № 2, 2003 год
32.
Информация
с официального сайта Пенсионного фонда России www.pfrf.ru
33.
Белякин
В.Г. Досрочная пенсия. Часть 2. М.: Приложение к журналу пенсия
34.
Белякин
В.Г. Льготное пенсионное обеспечение и пенсия за выслугу лет. Приложение к
журналу пенсия. Рамеская типография, Москва 2000
35.
Белякин
В.Г. Пенсия в связи с особыми условиями труда. Приложение к журналу пенсия
Рамеская типография, Москва 1999
36.
Полное
собрание пенсионного законодательства РФ. Том 3. Списки № 1, № 2, Рамеская
типография, Москва 1998
37.
Полное
собрание пенсионного законодательства РФ. Том 2. Указы президента и
постановления правительства и конституционного суда РФ. Рамеская типография,
Москва 1998
38.
Полное
собрание пенсионного законодательства РФ. Том 1. Законы и постановления
Верховного Совета и Федерального Собрания Российской Федерации. Рамеская
типография, Москва 1998
39.
Досрочные
трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет. Библиотека «Российской газеты». Выпуск
№ 9, 2004
40.
Вестник
Пенсионного фонда России № 3, 2001 год
41.
Вестник
Пенсионного фонда России № 4, 2001 год
42.
Вестник
Пенсионного фонда России № 1, 2002 год
43.
Вестник
Пенсионного фонда России № 3, 2002 год
44.
Вестник
Пенсионного фонда России № 4, 2002 год
45.
Еженедельник
«Социальный мир» №15 (15-22 июля 2002 г.)
46.
Еженедельник
«Социальный мир» №15 (14-20 апреля 2003 г.)
47.
Еженедельник
«Социальный мир» №25 (1-6 июля 2003 г.)
48.
Еженедельник
«Социальный мир» №31 (11-17 августа 2003 г.)
49.
Еженедельник
«Социальный мир» №30 (4-13 августа 2004 г.)
50.
Еженедельник
«Социальный мир» №30 (1-10 сентября 2004 г.)
51.
Еженедельник
«Социальный мир» №41 (1-7 ноября 2004 г.)
52.
Финансово-экономический
журнал «Финансовый контроль» № 1 (38) 2005
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ
Индивидуальный
(персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о
каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Застрахованное
лицо
– лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование.
Страхователи – юридические лица, в
том числе иностранные, и их обособленные подразделения; граждане, проживающие
на территории РФ, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также
заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по
которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.
Страховщик – Пенсионный фонд
Российской Федерации – орган, осуществляющий индивидуальный
(персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования.
Трудовая
пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам
заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед
установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи
застрахованных лиц в связи с их смертью.
Базовая
часть трудовой пенсии - фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме,
выплачивается за счет средств федерального бюджета.
Страховая
часть трудовой пенсии - дифференцированная часть, зависящая от результатов труда
конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в ПФР за
застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете.
Накопительная
часть трудовой пенсии - часть, выплачиваемая в пределах сумм уплаченных страховых
взносов, отраженных в специальной части лицевых счетов застрахованных лиц в
системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Досрочная
трудовая пенсия по старости - вид трудовой пенсии по старости, назначаемой
ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Списки
соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по
старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии утверждены Правительством РФ.
Социальная
пенсия - вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая
назначается при отсутствии права на трудовую пенсию либо на иной вид пенсии.
Конвертация
(оценка) пенсионных прав - преобразование пенсионных прав, приобретенных
застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, в сумму расчетного
пенсионного капитала, иными словами - пенсионные права в денежном выражении.
Расчетный
пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством РФ,
общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо и
пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до 1 января 2002 года,
которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Общий
трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой и иной общественно
полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке
в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Страховой
стаж
- учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная
продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых
уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в
страховой стаж. Эти периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если
им предшествовали или за ними следовали периоды трудовой деятельности.
Стаж
на соответствующих видах работ - суммарная продолжительность периодов трудовой
деятельности на определенных видах работ, круг которых определен пенсионным
законодательством (подземные работы, работы в горячих цехах, работы на вредном
производстве, педагогическая и медицинская деятельность и т. д.).
Ожидаемый
период выплаты трудовой пенсии - показатель,
установленный законом и используемый для определения страховой и накопительной
частей трудовой пенсии. Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости
составляет 19 лет (228 месяцев). Начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период
выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается продолжительностью 12 лет
(144 мес.) и будет увеличиваться ежегодно на 6 мес. до достижения 16 лет, а
затем ежегодно увеличиваться на 1 год до достижения 19 лет.
Страховые
взносы на обязательное пенсионное страхование
- индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет
ПФР и персонально целевым назначением которых является обеспечение права
гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в
размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на индивидуальном
лицевом счете.
Индивидуальный
лицевой счет - совокупность сведений о стаже,
заработке и поступивших страховых взносах за застрахованное лицо, а также иные
сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица, которые
используются пенсионными органами для назначения, перерасчета и корректировки
пенсии.
Специальная
часть индивидуального лицевого счета - раздел
индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального
(персонифицированного) учета, в котором учитываются сведения о поступивших за
это лицо страховых взносах, направляемых на формирование накопительной части
пенсии, доходе от их инвестирования и о выплатах, произведенных за счет
пенсионных накоплений.
Пенсионные
накопления - совокупность учтенных в специальной части
индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших
страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий
и дохода от их инвестирования.
Пенсионная
книжка - документ, выдаваемый застрахованному лицу территориальным
органом ПФР при передаче в негосударственный пенсионный фонд денежных средств,
учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного
лица.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|