Пенсионная система Российской Федерации и пути ее дальнейшего совершенствования
1.4 Инвестирование
накопительной части трудовой пенсии
Система
государственного пенсионного обеспечения гарантирует всем трудящимся россиянам
пенсию. Накопительная часть пенсии открывает гражданам новые возможности -
позволяет непосредственным образом влиять на величину будущей пенсии. У граждан
появляется возможность увеличения будущей пенсии за счет дохода от
инвестирования средств пенсионных накоплений через управляющие компании или
негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в инструменты финансового рынка.
Приносящие процентный доход (облигации) или растущие в цене (акции). Законодательство
предоставляет каждому гражданину право самостоятельно определить управляющую
компанию или негосударственный пенсионный фонд (НПФ), который будет
инвестировать его пенсионные накопления.
В 2003 году каждому
гражданину предлагается альтернатива:
-
доверить
управление средствами своих пенсионных накоплений одной из негосударственных
управляющих компаний, отобранных по конкурсу Министерством Финансов РФ;
-
доверить
управление средствами своих пенсионных накоплений государственный управляющей
компании, которой назначен Внешэкономбанк;
А с 2004 года появилась
возможность перевести средства своих пенсионных накоплений из ПФР в НПФ,
осуществляющий обязательное пенсионное страхование (см. приложение Е). Перевод
средств пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, означает передачу всех функций
ведения специальной части индивидуального лицевого счета гражданина в НПФ. Так
как по закону НПФ не имеет права самостоятельно управлять средствами пенсионных
накоплений, эту работу будет выполнять Управляющая компания, выбранная самим
НПФ.
Итак, средства пенсионных
накоплений граждан:
-
могут
остаться в ПФР, и управление ими, в зависимости от выбора гражданина может
осуществляться государственной, либо негосударственной управляющей компанией. В
этом случае накопительную часть пенсии будет рассчитывать, и выплачивать ПФР.
-
могут
быть переданы в НПФ, при этом управление ими будет осуществляться
негосударственной управляющей компанией, выбранной НПФ. В этом случае
накопительную часть пенсии будет рассчитывать, и выплачивать НПФ.
Застрахованным лицам к выбору
управляющей компании или НПФ необходимо отнестись со всей ответственностью, так
как размер будущей пенсии будет во многом определяться качеством работы
организации, которой будет доверено управление накопительными средствами или
ведение специальной части индивидуального лицевого счета.
Управляющая компания имеет право
вкладывать средства пенсионных накоплений в финансовые инструменты, состав и
структура которых определены законодательством. При этом управляющие компании и
НПФ имеют различный состав финансовых инструментов.
Таблица 1.2 – Основные различия при выборе
управляющей компании и негосударственного пенсионного фонда
Отличительные признаки
|
При выборе управляющей компании
|
При переходе в НПФ
|
Кто собственник средств накопительной части
трудовой пенсии
|
Собственником является государство
|
Собственником является НПФ
|
Выплата накопительной части трудовой пенсии
|
Выплата осуществляется через ПФР
|
Выплата осуществляется через НПФ
|
Управление средствами накопительной части
|
Инвестирование средств самой управляющей компанией
|
Передача средств для инвестирования одной или нескольким
управляющим компаниям
|
Гарантии сохранности средств накопительной части
|
Ответственность несет государство
|
Ответственность несет НПФ
|
Законодательные ограничения для государственной управляющей
компании призваны обеспечить максимальную надежность инвестирования средств
пенсионных накоплений. Однако это отражается и на доходности таких инвестиций.
Практика показывает, что за счет инвестирования средств в инструменты доступные
только частным управляющим компаниям и НПФ (акции и облигации российских
компаний), доходность инвестирования средств пенсионных накоплений может быть
существенно увеличена, при незначительном повышении риска.
К
инвестированию пенсионных денег предъявляются высокие требования. Самим фондам
разрешается вкладывать резервы только в государственные ценные бумаги и
банковские депозиты. Поскольку пенсионные резервы представляют собой совокупность
средств, образующихся из сумм уплаченного за весь страховой период обязательных
страховых взносов и начисленного инвестиционного дохода, важнейшим вопросом
является их правильное использование. Целью инвестирования пенсионных резервов
является обеспечение прав граждан на сохранность покупательной способности пенсионных
накоплений на момент получения пенсии. Поэтому формируемые активы должны быть в
достаточной степени ликвидны и защищены. Кроме того, со стороны государства
должно быть уделено особое внимание контролю и надзору за деятельностью всех
участников инвестиционного процесса, так как при введении накопительного
элемента важнейшей задачей является создание надежной системы управления всем
инвестиционным процессом, включающий: управление средствами, обеспечение
сохранности и контроль за их использованием.
Инвестирование пенсионных резервов должно обеспечить
максимальную прозрачность и подконтрольность финансовых потоков, надежность
вложений и их устойчивую долгосрочную доходность. Эффективность инвестиционной
деятельности при размещении средств пенсионных накоплений определяется двумя
факторами: увеличением размера пенсионных резервов путем получения процентов
дивидендов, роста рыночной стоимости ценных бумаг и т.д., и увеличении
реального наполнения пенсий, т.е. покупательной способности денег на момент выплат
в сравнении с моментом времен, когда производились пенсионные взносы.
В ближайшей перспективе
пенсионный резерв будет только увеличиваться. Поскольку в данный период не
будет производиться плановых пенсионных выплат, за исключением выплат
наследникам умерших застрахованных лиц. Кроме того, полученный в результате
инвестирования доход не может изыматься из объема инвестиционного резерва.
Довольно большой срок до момента начала выплат накопительной части трудовой
пенсии позволяет инвестировать их в достаточно долгосрочные инструменты, что в
свою очередь серьезно скажется на динамике развития экономики страны, т.к.
значительно увеличится рост капитальных инвестиций, а это стимулирует развитие
финансового рынка.
Начало выплат
накопительной составляющей трудовой пенсии, также существенно повлияет на
инвестиционную стратегию. По прошествии периода первоначального накопления и
возникающей периодической потребностью в ликвидации активов для обеспечения
пенсионных выплат, инвестиционная стратегия должна быть несколько пересмотрена
с точки зрения достаточной степени ликвидности и защищенности. Поскольку при
инвестировании средств пенсионных накоплений возникают две противоположные
задачи: с одной стороны, обеспечение доходности вложений с другой - минимизация
рисков, для успешного решения этих задач инвестиционная политика должна
строиться на принципах диверсификации инвестиционного портфеля, высокой
ликвидности инвестиционных инструментов и установления жестких рамок на классы
активов и лимита инвестирования.
Вместе с тем для ограничения влияния негативных факторов при размещении
средств пенсионных накоплений, а также для получения оптимальной доходности
необходимо регулировать инвестиционный процесс рыночными механизмами.
1.5 Негосударственное пенсионное обеспечение
Помимо трудовой пенсии, назначаемой в рамках
обязательного пенсионного страхования, мы имеете возможность получать пенсию в
рамках негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения,
осуществляемого негосударственными пенсионными фондами.
Возникновение системы негосударственного пенсионного
обеспечения в Российской Федерации обусловлено подписанием Президентом
Российской Федерации 16 сентября 1993 года Указа № 1077 «О негосударственных
пенсионных фондах», согласно которому предприятия, учреждения, организации,
банки, коллективы граждан, общественные объединения, в целях улучшения
пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции, получили
возможность учреждать негосударственные пенсионные фонды. Указом определялось,
что негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы
государственного пенсионного обеспечения, взаимоотношения между
негосударственными пенсионными фондами, вкладчиками и компаниями по управлению
активами строятся на договорной основе.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – особая
некоммерческая организация, целью деятельности которой является исключительно
пенсионное обеспечение своих клиентов путем привлечения пенсионных взносов, их
сохранения и увеличения. НПФ осуществляют дополнительное пенсионное обеспечение
в рамках договоров, заключаемых с вкладчиками, которыми могут быть как частные
лица, так и организации, реализующие программу дополнительного пенсионного
обеспечения своих сотрудников.
В 1998 году, с принятием Федерального закона № 75-ФЗ
«О негосударственных пенсионных фондах», негосударственное пенсионное
обеспечение получило законодательное закрепление и на сегодняшний день
зарекомендовало себя как динамично развивающаяся неотъемлемая часть пенсионной
системы Российской Федерации.
В общих чертах, негосударственное пенсионное
обеспечение можно представить в виде следующей схемы:
Рисунок 1.4 – Схема добровольного пенсионного
обеспечения
В рамках договора негосударственного пенсионного
обеспечения вкладчик, которым может быть как частное лицо, так и организация,
уплачивает взносы в негосударственный пенсионный фонд, который зачисляет их на
пенсионные счета и формирует за счет совокупности этих взносов пенсионные
резервы.
Пенсионные резервы передаются негосударственным
пенсионным фондом управляющей компании, которая осуществляет их инвестирование
в различные активы, а инвестиционный доход начисляется негосударственным
пенсионным фондом на пенсионные счета вкладчиков.
Участниками негосударственного пенсионного фонда
могут быть как частные лица, самостоятельно заключившие договор
негосударственного пенсионного обеспечения и уплачивающие взносы, так и лица, в
пользу которых заключается договор и производится уплата взносов (например,
сотрудники организации – вкладчика, родственники вкладчика – частного лица). По
достижении пенсионного возраста участники получают выплаты из негосударственного
пенсионного фонда в размере, определяемом договором негосударственного
пенсионного обеспечения.
При заключении договора негосударственного
пенсионного обеспечения вкладчик имеет возможность выбрать отдельные параметры,
такие как порядок внесения пенсионных взносов, порядок выплаты пенсии,
возможность расторжения договора и получения выкупной суммы, возможность
наследования пенсионных накоплений, что позволяет в максимальной степени
удовлетворить потребности вкладчика.
Негосударственный пенсионный фонд осуществляет свою
деятельность на некоммерческой основе, то есть не извлекает из нее прибыль, а
расходы на его деятельность покрываются за счет части получаемого фондом
инвестиционного дохода. При этом размер средств, которые негосударственный
пенсионный фонд вправе расходовать на обеспечение своей деятельности в
соответствии с законом, не может превышать 15 % от размера полученного фондом
инвестиционного дохода.
Негосударственное пенсионное обеспечение основано на
накопительных принципах, что предполагает зависимость размера негосударственной
пенсии от размера взносов, периода накопления и результатов инвестирования. При
этом, в отличие от взносов на обязательное пенсионное страхование, размер
взносов в негосударственный пенсионный фонд не ограничен, что позволяет
вкладчику негосударственного пенсионного фонда самостоятельно, исходя из своих
возможностей, определить размер своей будущей пенсии и накопить ту сумму,
которая позволит избежать финансовых проблем в старости.
Помимо размера взносов
в негосударственный пенсионный фонд, на размер негосударственной пенсии также
влияют условия получения пенсии, предусмотренные пенсионными правилами фонда и
договором негосударственного пенсионного обеспечения. В частности, в договоре
можно предусмотреть не пожизненное получение пенсии, а в течение определенного
времени, либо отсрочить назначение негосударственной пенсии позже наступления
пенсионного возраста. Такие условия договора негосударственного пенсионного
обеспечения могут увеличить размер пенсии в силу ограничения обязательств фонда
по сроку, либо в силу увеличения периода накопления.
За 10-летний период существования НПФ, у них появился не
малый позитивный опыт по инвестированию пенсионных накоплений и выплате
дополнительных негосударственных пенсий. Для подчеркивания устойчивости и
надежности НПФ, как финансовой структуры, часто приводится факт, что НПФ – одна
из немногих финансовых структур, которая справилась с дефолтом 1998 года и
достойно вышла из него. По данным Минтруда Российской Федерации, ни один фонд
не обанкротился и продолжал выполнять свои обязательства перед участниками и
вкладчиками.
Сегодня в России 286
лицензированных НПФ. Они расположены в 51 субъекте Российской Федерации, из них
127 – в Москве. На конец 2003 года собственное имущество НПФ превысило 123
млрд. рублей, а пенсионные резервы, сформированные в рамках добровольного
пенсионного обеспечения – 91,6 млрд. рублей. Число участников НПФ составило
около 5,3 млн. человек, проживающих в 80 регионах, а негосударственные пенсии
получают более 425 тысяч человек.
Их главное
предназначение – выплачивать пенсии гражданам, причем пенсионная деятельность
является для НПФ исключительной. НПФ и ПФР в настоящее время выполняют
аналогичные функции: от сбора взносов до выплаты пенсии.
Так как НПФ являются некоммерческими организациями и
не имеют права распределять полученную прибыль между своими учредителями, они
чаще всего учреждаются крупными и достаточно состоятельными предприятиями,
которые заинтересованы в обеспечении дополнительных пенсий для своих сотрудников,
могут профинансировать эти расходы, но притом хотят контролировать деятельность
той организации которой они доверят долгосрочные пенсионные ресурсы. Поэтому
преобладающими и самыми крупными являются корпоративные фонды. Добровольное
пенсионное обеспечение развивалось преимущественно в форме пенсионных программ
крупнейших российских компаний, именно в их фондах сконцентрирован значительный
капитал (закрытые корпоративные фонды), но все больше становится открытых
фондов, куда доступ возможен всем желающим.
Новым пенсионным
законодательством созданы более благоприятные правовые условия для
добросовестной конкуренции на рынке пенсионных услуг. Законом о НПФ
предусмотрены равные с Пенсионным фондом России условия. Введены ограничения на
маркетинг в фондах и кодекс профессиональной этики.
Принятое пенсионное
законодательство призвано решить две взаимосвязанные задачи:
§
Повысить
конкуренцию между НПФ, а также между НПФ и ПФР, стимулируя тем самым рост
доходности инвестиционной составляющей пенсионных накоплений;
§
Предоставить
застрахованным лицам возможность выбирать для хранения своих пенсионных
накоплений ПФР, либо тот или иной НПФ, обеспечив при этом снижение финансового
риска.
2. АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО
ФОНДА РФ ЗА ПЕРИОД С 2002 ПО 2004 ГОД
2.1 Анализ доходной и расходной части бюджета Пенсионного
фонда России за 2002 год
Федеральным законом от 29 мая 2002 года
№ 61-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2002 год» утвержден бюджет ПФР, по
доходам в сумме 783477,7 млн. руб., и по расходам в сумме 739156,6 млн. руб., с
превышением доходов над расходами в сумме 44321,1 млн. руб. Таким образом, по
данным таблицы 2.1 «Структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2002 году»
(см. приложение Ж) профицит бюджета ПФР в 2002 году составил 5,66 %.
Более половины всех поступлений бюджета
приходится на неналоговые доходы 447368,3 млн. руб. или 57,1 %. Среди этой
группы доходов особое внимание заслуживают «суммы единого социального налога
(ЕСН) поступающие из федерального бюджета», так как на их долю приходится
основная часть неналоговых поступлений 62,86 %. Также немаловажной и
значительной статьей бюджета является «переходящий остаток денежных средств
фонда на 1 января 2002 года», который составляет 25,84 % неналоговой группы
доходов или 14,76 % в отношении к общей сумме доходов Пенсионного фонда.
Третьей, значительной доходной статьей неналоговых поступлений являются,
«средства федерального бюджета, передаваемые фонду для погашения (возмещения)
расходов понесенных Пенсионным фондом», которые подлежат финансированию за счет
средств федерального бюджета, на их долю приходится 11,06 %.
Следует отметить, что в составе
неналоговых поступлений прописаны статьи доходов, имеющие отражение и в
расходной части бюджета ПФР. К ним относятся «средства федерального бюджета,
передаваемые фонду Министерством труда и социального развития РФ, на выплату
досрочных пенсий гражданам, признанным безработными, и социальных услуг на
погребение, и оказание услуг по погребению». А также, «средства передаваемые фонду
из целевого бюджета фонда Министерства РФ по атомной энергии, для обеспечения
выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения
работникам организаций ядерного оружейного комплекса РФ». В структуре
неналоговых поступлений на их долю приходится 0,23 %.
Рисунок 2.1 – Структура неналоговых
доходов бюджета ПФР в 2002 году
Если же посмотреть на другую группу доходов
бюджета ПФР – налоговую, то мы увидим, что среди этой группы наибольший
удельный вес занимает статья, на которую приходится 73,23 % всех налоговых
поступлений в Пенсионный фонд – это «страховые взносы, зачисляемые в фонд на
выплату страховой части трудовой пенсии». Далее в порядке убывания следуют
«страховые взносы, зачисляемые в фонд на выплату накопительной части трудовой
пенсии», и «мобилизация просроченной задолженности плательщиков ЕСН в фонд», на
долю каждой группы этих доходов приходится более 10 % налоговых поступлений.
Незначительными налоговыми доходами
являются «страховые взносы в виде фиксированного платежа» 2,45 % доходов
бюджета ПФР, наименее значительными – «страховые взносы по дополнительному
тарифу» и «суммы пени и иных финансовых санкций», их общая сумма не превышает
0,01 % доходов Пенсионного фонда.
Рисунок 2.2 – Структура налоговых
доходов бюджета ПФР в 2002 году
По данным таблицы 2.2 «Структура
расходов бюджета ПФР в 2002 году» (см. приложение И) видно, что основной
расходной статьей бюджета Пенсионного фонда является - выплата трудовых пенсий.
На ее долю приходится 623909,71 млн. руб., что составляет 84,41 % всех расходов
ПФР.
В расходной части бюджета Пенсионного
фонда прописаны суммы тех статей, за которыми закреплены свои источники
доходов, речь о которых шла ранее. К статьям, имеющим свое отражение, как в
доходной, так и в расходной части бюджета, также относятся «расходы на выплату
доплаты к пенсии, включая расходы на доставку и пересылку, финансируемые за
счет страховых взносов фактически поступающих по дополнительному тарифу», и
«перечисление средств страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии,
включая расходы фонда связанные с ведением специальной части индивидуального
лицевого счета». На долю последних расходов приходится 4,75 %.
Рисунок 2.3 – Структура расходов бюджета
ПФР в 2002 году
Следующей расходной статьей бюджета ПФР,
на которую следует обратить внимание, является – «финансирование и
материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов, а
также другие мероприятия связанные с деятельностью фонда». Расходы на эти цели
составляют 22844,88 млн. руб. или 3,09 % всех расходов Пенсионного фонда, в том
числе на содержание органов фонда 2,69 %.
Необходимо отметить, что финансирование
расходов на улучшение условий проживания престарелых граждан и инвалидов в
стационарных учреждениях социального обслуживания населения, оказание адресной
социальной помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам, осуществляется за счет
сумм пеней и иных финансовых санкций, а также за счет средств полученных в
результате мобилизации просроченной задолженности плательщиков страховых
взносов.
В целом бюджет Пенсионного фонда
является сбалансированным, его расходы подкреплены соответствующими доходными
источниками, а профицит бюджета ПФР является неплохим заделом на будущий 2003
год. Следует отметить, что сумма фактического превышения доходов над расходами
фонда, уменьшенная на сумму направляемую, на формирование норматива оборотных
денежных средств на 1 января 2003 года (установленная в размере 40 % объема
расходов на выплату пенсий в предстоящем месяце) направляется на создание
резерва бюджета Фонда.
2.2Анализ доходной и
расходной части бюджета Пенсионного фонда России за 2003 год
Федеральным законом от 31 декабря 2002
года № 197-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2003 год», и федеральным
законом от 08 декабря 2003 года № 168-ФЗ О внесении изменений в федеральный
закон «О бюджете пенсионного фонда РФ на 2003 год» утвержден бюджет ПФР, по
доходам в сумме 822841,4 млн. руб., и по расходам в сумме 864898,3 млн. руб. На
покрытие дефицита фонда, направляется часть средств резерва бюджета фонда
предусмотренного в сумме 42056,9 млн. руб. Таким образом, по данным таблицы 2.3
«Структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2003 году» (см. приложение К)
дефицит бюджета ПФР в 2003 году составил 5,11 %.
Как и в прошлом году, более половины
всех поступлений в бюджет ПФР приходится на неналоговые доходы 433681,4 млн.
руб. или 52,71 %. Среди этой группы доходов особое внимание заслуживают
«безвозмездные перечисления (субвенции)», так как на их долю приходится
основная часть неналоговых поступлений 96,19 %, в том числе:
§ средства единого социального налога, поступающие
из федерального бюджета 84,31 %.
§ средства федерального бюджета,
передаваемые фонду в соответствии с законодательством РФ 11,60 %.
Следует отметить, что в составе
субвенций прописаны статьи доходов, имеющие отражение и в расходной части
бюджета ПФР. К ним относятся «средства федерального бюджета, передаваемые фонду
Министерством труда и социального развития РФ, на выплату пенсий и пособий». А
также, «средства передаваемые фонду из целевого бюджета фонда Министерства РФ
по атомной энергии, для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного
пожизненного материального обеспечения работникам организаций ядерного
оружейного комплекса РФ». На их долю приходится 0,28 %.
Рисунок 2.4 – Структура неналоговых
доходов бюджета ПФР в 2003 году
В доходной части бюджета Пенсионного
фонда 2003 года появились новые статьи доходов, которых не было в бюджете 2002
года:
§ доходы, полученные от размещения
временно свободных средств;
§ доходы, полученные от размещения
средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть
трудовой пенсии.
На долю этих доходов, соответственно
приходится 1,12 % и 0,86 % доходов бюджета ПФР.
Если же посмотреть на другую группу
доходов – налоговую, то мы увидим, что среди этой группы наибольший удельный
вес занимает статья, на которую приходится 82,29 % всех налоговых поступлений в
Пенсионный фонд – это «страховые взносы, зачисляемые в фонд на выплату
страховой части трудовой пенсии». Далее в порядке убывания следуют «страховые
взносы, зачисляемые в фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии»
12,43 %.
Рисунок 2.5 – Структура налоговых доходов бюджета
ПФР в 2003 году
Незначительными налоговыми доходами
являются «доходы, полученные в результате поступления недоимки, пени и иных
финансовых санкций по страховым взносам» 1,51 % всех доходов ПФР. Наименее
значительными – «страховые взносы в виде фиксированного платежа зачисляемые в
фонд на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии», в общем, они
составляют около 1 % доходов Пенсионного фонда.
По данным таблицы 2.4 «Структура
расходов бюджета ПФР в 2003 году» (см. приложение Л) видно, что основной
расходной статьей бюджета Пенсионного фонда является – расходы по обязательному
пенсионному страхованию». На данный вид расходов приходится 729063,97 млн.
руб., что составляет 84,29 % всех расходов ПФР. Расходы по обязательному
пенсионному страхованию включают:
§ выплату базовой части трудовой пенсии -
31,01 %;
§ выплату страховой части трудовой пенсии,
пособий и компенсаций - 53,24 %;
§ выплату пенсий гражданам, выехавшим на
постоянное жительство за пределы РФ – 0,04 %.
Рисунок 2.6 – Структура расходов бюджета
ПФР в 2003 году
«Выплата пенсий по государственному
пенсионному обеспечению» в расходной части бюджета ПФР выделена отдельной
строкой, на нее приходится не значительная часть финансовых ресурсов 49348,4
млн. руб., или 5,71 % общих расходов.
В расходной части бюджета Пенсионного
фонда прописаны суммы тех статей, за которыми закреплены свои источники
доходов, речь о которых шла ранее. К статьям, имеющим отражение, как в
доходной, так и в расходной части бюджета, также относятся и «расходы по
накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда России» (включая расходы
фонда связанные с ведением специальной части индивидуального лицевого счета).
На их долю приходится 6,53 %.
Следующей расходной статьей бюджета ПФР,
на которую следует обратить внимание, является – «финансирование и
материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его
территориальных органов, а также другие мероприятия связанные с деятельностью
фонда». Расходы на эти цели составляют 22832,42 млн. руб. или 2,64 % всех
расходов Пенсионного фонда, в том числе на функционирование органов
государственных внебюджетных фондов 2,51 %.
В связи с дефицитностью бюджета
Пенсионного фонда определены источники внутреннего финансирования дефицита
бюджета ПФР в 2003 году (см. приложение М). Установлен размер резерва бюджета
по состоянию на 1 января 2003 года в объеме, равном остатку средств бюджета фонда
по состоянию на 1 января 2003 года, за исключением средств пенсионных
накоплений, включающих в себя страховые взносы на накопительную часть трудовой
пенсии, поступившие в 2002 году, а также чистый финансовый результат от
временного размещения указанных страховых взносов.
Средства резерва бюджета сверх сумм,
направляемых на обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда и
пополнение норматива оборотных денежных средств бюджета Фонда (50 % объема
расходов на выплату пенсий в предстоящем месяце), считаются временно свободными
средствами бюджета и размещаются в разрешенные законодательством РФ виды
активов в порядке, установленном Правительством РФ. Средства, полученные от
размещения временно свободных средств, направляются на пополнение резерва бюджета.
2.3Анализ доходной и
расходной части бюджета Пенсионного фонда России за 2004 год
Федеральным законом от 23 декабря 2003
года № 175-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2004 год» утвержден бюджет
ПФР, по доходам в сумме 1000316,63 млн. руб., из них 916649,75 млн. руб. в
части, не связанной с обязательным накопительным финансирование трудовых
пенсий, и по расходам в сумме 946640,16 млн. руб., из них 936398,4 млн. руб. в
части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий.
На покрытие дефицита фонда (не связанного с обязательным накопительным
финансированием трудовых пенсий), направляются средства резерва бюджета Фонда
предусмотренного в сумме 19748,7 млн. руб. Таким образом, по данным таблицы 2.6
«Структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2004 году» (см. приложение Н)
дефицит бюджета ПФР в 2003 году составил 2,15 %.
Как и в прошлые годы, более половины
всех поступлений в бюджет ПФР приходится на неналоговые доходы 533748,34 млн.
руб. или 53,36 %. Среди этой группы доходов особое внимание заслуживают
«безвозмездные перечисления (субвенции)», так как на их долю приходится
основная часть неналоговых поступлений 93,53 %, в том числе:
§ средства единого социального налога, поступающие
из федерального бюджета 82,10 %.
§ средства федерального бюджета,
передаваемые фонду в соответствии с законодательством РФ 11,15 %.
Рисунок 2.7 – Структура неналоговых
доходов бюджета ПФР в 2004 году
Следует отметить, что в составе
субвенций прописаны статьи доходов, имеющие отражение и в расходной части
бюджета ПФР. К ним относятся «средства федерального бюджета, передаваемые Фонду
Министерством труда и социального развития РФ, на выплату пенсий и пособий». А
также, «средства передаваемые Фонду из целевого бюджета фонда Министерства РФ
по атомной энергии, для обеспечения выплаты дополнительного ежемесячного
пожизненного материального обеспечения работникам организаций ядерного
оружейного комплекса РФ». На их долю приходится 0,3 %.
В неналоговом разделе бюджета
Пенсионного фонда указаны следующие источники доходов:
§ доходы, полученные от размещения
временно свободных средств;
§ доходы, полученные от размещения средств,
сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой
пенсии.
На долю этих доходов, соответственно
приходится 2,7 % и 0,68 % доходов бюджета ПФР.
Если же посмотреть на другую группу
доходов – налоговую, то мы увидим, что среди этой группы наибольший удельный
вес занимает статья, на которую приходится 81,33 % всех налоговых поступлений в
Пенсионный фонд – это «страховые взносы, зачисляемые в фонд на выплату
страховой части трудовой пенсии». Далее в порядке убывания следуют «страховые
взносы, зачисляемые в фонд на выплату накопительной части трудовой пенсии»
16,38 %.
Рисунок 2.8 – Структура налоговых доходов
бюджета ПФР в 2004 году
Незначительными налоговыми доходами
являются «доходы, полученные в результате поступления недоимки, пени и иных
финансовых санкций по страховым взносам» 0,92 % всех доходов ПФР. Наименее
значительными – «страховые взносы в виде фиксированного платежа зачисляемые в
фонд на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии», в общем, они
составляют 0,15 % доходов Пенсионного фонда. И наименьшим источником доходов
налоговой группы - является «единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты
государственных внебюджетных фондов» на его приходится 0,01 % всех поступлений.
По данным таблицы 2.7 «Структура
расходов бюджета ПФР в 2004 году» (см. приложение П) видно, что основной
расходной статьей бюджета Пенсионного фонда является – расходы по обязательному
пенсионному страхованию». На данный вид расходов приходится 841770,9 млн. руб.,
что составляет 88,92 % всех расходов ПФР. Расходы по обязательному пенсионному
страхованию включают:
§ выплату базовой части трудовой пенсии -
31,83 %;
§ выплату страховой части трудовой пенсии,
пособий и компенсаций - 57,05 %;
§ выплату пенсий гражданам, выехавшим на
постоянное жительство за пределы РФ – 0,04 %.
Рисунок 2.9 – Структура расходов бюджета
ПФР в 2004 году
«Выплата пенсий по государственному
пенсионному обеспечению» в расходной части бюджета ПФР выделена отдельной
строкой, на нее приходится не значительная часть финансовых ресурсов 57241,98
млн. руб., или 6,05 % общих расходов.
В структуре расходной части бюджета
Пенсионного фонда на «расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного
фонда России» (включая расходы фонда связанные с ведением специальной части
индивидуального лицевого счета) приходится чуть более 1 %.
Следующей расходной статьей бюджета ПФР,
на которую следует обратить внимание, является – «финансирование и
материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его территориальных
органов, а также другие мероприятия связанные с деятельностью фонда». Расходы
на эти цели составляют 26228,11 млн. руб. или 2,77 % всех расходов Пенсионного
фонда, в том числе на функционирование органов государственных внебюджетных
фондов 2,64 %.
В связи с дефицитностью бюджета
Пенсионного фонда определены источники внутреннего финансирования дефицита в
части не связанной с обязательным накопительным финансированием в 2004 году
(см. приложение Р). Установлен размер резерва бюджета по состоянию на 1 января
2004 года в объеме, равном остатку средств бюджета Фонда по состоянию на 1
января 2004 года, за исключением средств пенсионных накоплений по состоянию на
1 января 2004 года.
Средства резерва бюджета сверх сумм,
направляемых на обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда и
пополнение норматива оборотных денежных средств бюджета Фонда (50 % объема
расходов на выплату пенсий в предстоящем месяце), считаются временно свободными
средствами бюджета и размещаются в разрешенные законодательством РФ виды
активов в порядке, установленном Правительством РФ. Средства, полученные от
размещения временно свободных средств, направляются на пополнение резерва
бюджета.
2.4 Оценка бюджета
Пенсионного фонда России за период с 2002 по 2004 год
По данным таблицы 2.9 «Изменение
доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ за 2002 - 2004 год» (см. приложение
С) видно, что доходы ПФР за данный период возросли на 27,68 %, в том числе
налоговые на 38,81%.
Рисунок 2.10 – Динамика доходов бюджета
ПФР
В налоговой группе доходов этот рост
был, достигнут благодаря страховым взносам, собираемым территориальными
органами Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование. По страховым
взносам, зачисляемым в Фонд на выплату страховой части трудовой пенсии этот
рост составил 54,16 %, что касается страховых взносов зачисляемых в Фонд на
выплату накопительной части трудовой пенсии, то здесь был отмечен максимальный
рост доходов ПФР, более чем в два раза. Совершенно противоположная картина
складывается со сбором страховых взносов в виде фиксированного платежа,
основным плательщиком которых являются индивидуальные предприниматели.
Снижаются поступления в Пенсионный фонд и от взыскания недоимки, пеней и иных
финансовых санкций.
В неналоговой группе доходов, основное
место отводится безвозмездным перечислениям (субвенциям) в составе которых, безусловно,
главенствующую роль занимают средства единого социального налога поступающие из
федерального бюджета, рост доходов по этой статье составляет 55,82 %.
Значительно возросли суммы денежных средств передаваемых в ПФР фондом
Министерства РФ по атомной энергии для выплаты дополнительного ежемесячного
пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса
РФ, здесь рост составил почти 65 %.
Следует отметить, что впечатляющие
доходы были получены от размещения временно свободных денежных средств, которые
возросли почти в три раза.
По данным таблицы 2.10 «Изменение
расходной части бюджета Пенсионного фонда РФ за 2002 – 2004 год (см. приложение
Т) видно, что произошло увеличение расходов Пенсионного фонда по всем статьям.
Рисунок 2.11 – Динамика расходов бюджета
ПФР
За данный период расходы на оказание
социальной помощи возросли в 5,5 раз, расходы на дополнительное пенсионное
обеспечение более чем в два раза. В связи с тем, что выплата пенсий является
«основной» конечной деятельностью Пенсионного фонда, то и расходы на эти нужды
являются максимальными. Расходы по обязательному пенсионному страхованию, а
также расходы по государственному пенсионному обеспечению увеличились более чем
на 30 %. Наименее всего увеличились расходы на финансовое и
материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его
территориальных органов, а также другие мероприятия связанные с деятельностью
фонда. Увеличение расходов по этой статье произошло почти на 15 %, а если
учесть уровень инфляции в стране за этот же период, то можно с уверенностью
говорить о снижении этих расходов.
В связи с тем, что в бюджете 2004 года
расходы по накопительной составляющей не являются отражением трех его доходных
статей (как это было в бюджетах 2002 и 2003 года) то мы видим якобы уменьшение
данных расходов, если же использовать прежнюю методику включения этих расходов
то в 2004 году они бы составляли 83666,88 млн. руб. таким образом, увеличение
составило более чем в два раза.
Несмотря на то, что доходная часть
бюджета и увеличилась, а вследствие этого увеличения возросли и расходы на
выплату всех видов пенсий, можно с уверенностью сказать, что эти изменения
являются незначительными, а в связи с уменьшения ставки единого социального
налога с 1 января 2005 года в части Пенсионного фонда с 28 % до 20% -
недостаточными. На сегодняшний день определено, что на покрытие дефицита по
страховой части в 2004-2005 годах будут использованы резервы Пенсионного фонда
РФ, а в дальнейшем дефицит будет покрываться за счет средств федерального
бюджета, то есть за счет Стабилизационного фонда.
3. ПРОБЛЕМЫ И
ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ
3.1
Основные различия между старой пенсионной системой и новой
Прежде чем
начать говорить о проблемах действующего пенсионного законодательства и
предлагать пути его дальнейшего совершенствования, необходимо подвести
небольшой итог по предыдущим разделам дипломной работы, определив основные
различия между старой пенсионной системой и новой, (действующей на сегодняшний
день):
Страницы: 1, 2, 3, 4
|