бесплатные рефераты

Правовые основы безналичных расчетов

Правовые основы безналичных расчетов

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы функционирования финансовой системы, механизма перераспределения внутри нее денежных средств, в частности, при помощи безналичных расчетов, не могут не вызывать интереса исследователя.

С одной стороны, указанная тема содержит в себе ряд вопросов, заслуживающих внимания, и так до конца и нерешенных в научной литературе.

Так, несмотря на то, что научными работами по различным аспектам заявленной темы занимались видные представители отечественной юриспруденции – Л.Г. Вострикова, Н.И. Химичева, Э.Д. Соколова, С.В. Галицкая, В.В. Витрянский, В.А. Белов, Л.А. Новоселова, Л.Г. Ефимова – подавляющая часть актуальных вопросов так и не нашла однозначного решения в литературе.

Отсутствует общепризнанное понятие финансовой системы, продолжаются споры о природе безналичных денежных средств, различны подходы к правовой природе договора банковского счета, многие прикладные вопросы конкретных форм безналичных расчетов – платежных поручений, аккредитивов, расчетов по инкассо, чеков – до сих пор вызывают ожесточенные споры.

С другой стороны, заявленная тема вызывает не только теоретический, но и значительный практический интерес. Ведь связанные с ней проблемы далеко не академически отзываются на каждом из нас.

За последние полтора десятка лет безналичные расчеты все глубже проникли в жизнь простого человека – мы получаем зарплату на банковскую карту, путем платежных поручений, достаточно значительное количество наших сограждан уже могут позволить себе расчеты чеками. Вряд ли таким людям вопросы, рассматриваемые в настоящей работе покажутся «пустым теоретизированием».

Исходя из вышеизложенного, актуальность работы представляется доказанной.

Настоящее исследование будет состоять из трех глав.

В первой параграфе первой главы будут рассмотрены вопросы понятия финансовой системы, взгляды на указанный вопрос различных правоведов и мнение самого дипломанта. Второй параграф будет посвящен анализу понятия «расчеты», выявлению правовой природы как наличных денег, так и безналичных (денежных средств), формулировке общих положений о расчетах безналичными деньгами, а также вопросам публичных ограничений операций с наличными деньгами.

Предметом анализа второй главы станет исследование конкретных форм безналичных расчетов – расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, расчетов по инкассо, расчетов чеками.

В рамках указанной главы автором будут рассмотрены не только общие вопросы правового регулирования указанных форм, но и конкретные спорные моменты, вызывающие проблемы в правоприменении.

Третья глава будет посвящена использованию безналичных расчетов в различных сферах общественных отношений.

В рамках главы автором будут рассмотрено применение безналичных расчетов в налоговых и таможенных отношениях, вопросы особенностей безналичных расчетов в бюджетных отношениях в условиях реформы бюджетного законодательства РФ, проанализированы вопросы межбанковских безналичных расчетов – между коммерческими банками и Банком России, между самими коммерческим банками.

В заключение будут подведены итоги проделанной работы, сформулированы выводы.


Глава I. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ РФ


1.1 Финансовая система РФ


Понятие финансовой системы весьма широко используется в научной литературе. Тем не менее, исследователи далеки от единства в его определении, что не может положительно сказываться на научных разработках в данной области.

Как справедливо отмечает С.В. Запольский, «приходится констатировать, что понятие финансовой системы, как ни одно другое из категорий финансового права, имеет множество смыслов, зависящих от взглядов авторов и контекста исследования»[1].

Следовательно, целесообразным видится начать анализ указанного понятия «от истоков», а именно, с определения категории «системы». Решение данной задачи требует обращения к исследованиям по философии права и теории систем.

В соответствии с распространенной точкой зрения, система представляет собой комплекс взаимодействующих элементов.[2]

Согласно другому определению, «система – целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей»[3]. Здесь необходимо упомянуть и про такой признак высокоорганизованных систем (традиционно отмечаемый в научной литературе) как «синергия», т.е. несводимость целого к простой сумме его частей.

Возникает вопрос, применимо ли указанное определение к понятию «финансовой системы». Представляется, что применимо. Однако вопрос о том, какие именно «части» в нее входят (что необходимо считать первичной единицей финансовой системы), остается открытым.

Свои взгляды на этот счет высказывали различные исследователи, среди которых Л.Г. Вострикова, Е.Ю. Грачева, А.З. Дадашев, Н.И. Химичева и другие[4].

Самому подробному разбору существующих в данной области мнений посвящена монография Э.Д. Соколовой «Правовые основы финансовой системы России»[5].

Суммируя итоги данных изысканий, можно сделать вывод, что в научной литературе превалируют три основные позиции в понимании сущности явления «финансовая система».

Первую из них можно охарактеризовать как «фондовую теорию». Согласно ей, классификация должна осуществляться исходя из особенностей финансовых фондов, характерных соответствующей национальной экономике. В этом случае финансовую систему образуют бюджет, внебюджетные фонды, кредитный фонд, финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов.

Вторая точка зрения получила наименование институциональной. Ее последователи исходят из своеобразия отдельно существующих финансовых институтов, таких как государственные доходы, государственные расходы, страхование, госкредит, банковский кредит, денежное обращение.

Третий взгляд именуется «посубъектным». Его сторонники ставят во главу угла орган, осуществляющий управление фондом или институтом либо обладающий вещным правом того или иного вида в отношении мобилизуемых финансовых ресурсов.

Необходимо оговориться, что большинство ученых придерживаются одной из упомянутых концепций или высказывают смешанные точки зрения.[6]

Ввиду указанной разноголосицы, представляется правильным высказать и, по возможности, обосновать собственную точку зрения автора настоящей работы.

Итак, прежде всего, следует задаться вопросом: в чем состоит цель существования финансовой системы? В науке, вне зависимости от позиции авторов, ответ на это един – накопление и последующее распределение части ВВП.[7]

Следовательно, необходимо определиться, какие инструменты способствуют указанной процедуре. Автор в данном вопросе сходится с большинством исследователей – таковыми инструментами являются денежные фонды.

Далее следует вопрос, какие денежные фонды следует включить в число образующих финансовую систему. Не вызывает разногласий утверждение, что к ним относятся денежные фонды, образуемые публичным субъектом (под публичным субъектом для упрощения изложения понимаются и фонды, исходящие от государства, и от муниципальных образований) в целях исполнения своих функций, а именно – бюджет и внебюджетные фонды.

Говорить о задачах и смысле функционирования бюджета в рамках данного исследования представляется излишним. Внебюджетные фонды, как правило, создаются для решения проблем в какой-либо конкретной области (в России, например, для реализации конституционных прав граждан в некоторых областях – ст. 13 Бюджетного кодекса[8]). При этом практика западных государств на протяжении 20 века приводила к созданию самых разнообразных внебюджетных фондов.

Так, создавались временные фонды, вызванные чрезвычайными обстоятельствами («Касса Юга» - Италия, 50-е г.г., Фонд немедленной помощи – ФРГ, 40-е г.г.), фонды, направленные на улучшение экономической ситуации (Резервный инвестиционный фонд – Швеция, Фонд экономического и социального развития - Франция), фонды, направленные на развитие науки (Фонд национальной корпорации по развитию исследований – Великобритания, Национальный научный фонд - США)[9].

Гораздо больше споров о том, что следует относить к компонентам финансовой системы, возникает, когда речь заходит о частном секторе. Большая часть исследователей относит его практически целиком к финансовой системе.

Так, Ю.Я. Вавилов, выделяя «финансы экономических субъектов», относит к ним финансы коммерческих организаций, некоммерческих организаций, финансы ПБОЮЛ, финансы домохозяйств[10]. Говорят о финансах коммерческих и некоммерческих организаций и М.В. Романовский, М.В. Родионова, С.В. Галицкая[11].

Экстремально противоположную позицию занимает С.В. Запольский. Он указывает, что «есть возможность любое положительное сальдо называть фондом, но в силу отсутствия специального законодательства об этом фонде такое наименование не более, чем техницизм … Строгое использование термина «фонд» оставляет вне его действия имущество субъектов, владеющих им на общем гражданско-правовом режиме»[12].

Представляется, что при решении вопроса о том, относится ли частный сектор к финансовой системе, и в случае положительного ответа - в какой степени, необходимо исходить из цели ее функционирования.

Необходимо признать, что частный сектор служит источником накопления и последующего распределения, но вовсе не целиком. Вряд ли можно к таким источникам относить финансы некоммерческих организаций, а также финансы домохозяйств.

Прежде всего, их доля участия в наполнении публичных фондов чрезвычайно мала. Субъекты соответствующих отношений (физические лица и некоммерческие организации) не являются плательщиками ряда налогов, а в тех, которые они платят, доля поступлений от указанных субъектов весьма низка.

Не стоит забывать и о верно отмеченном С.В. Запольским признаке «формализованности» собственности[13]. Признаками необходимой формализованности автор бы счел обязательность составления и ведения налоговой и бухгалтерской отчетности, а также наличие установленных законом ограничений направлений расходования средств.

Указанным критериям не отвечают ни домохозяйства – как известно, физические лица вольны в расходовании принадлежащих им средств, ведение отчетности, в подавляющей массе, для них необязательно, - ни некоммерческие организации, которые в пределах уставных документов могут осуществлять как благотворительную, так и коммерческую деятельность, а существующие в их отношении требования об отчетности необременительны и вызваны отнюдь не фискальным интересом и не целями пополнения бюджета.

Только коммерческие организации, обязанные вести и представлять весьма строгую фискальную отчетность, а также являющиеся главным источником пополнения в целях дальнейшего перераспределения фондов публичных субъектов можно отнести к элементам финансовой системы.

Таким образом, в состав финансовой системы Российской Федерации можно включить:

- бюджет;

- внебюджетные фонды;

- фонды коммерческих организаций.

Важным вопросом является и допустимость отнесения к финансовой системе субъектов – носителей финансовой правосубъектности, т.е. органов и организаций, выступающих от имени публичных субъектов (государственных органов, муниципальных органов).

При решении указанной проблемы правильным видится учитывать то обстоятельство, что данная работа посвящена правовым аспектам вопроса, а потому исходить, прежде всего, из общих принципов права Российской Федерации.

А с таких позиций без учета субъектов непонятным остается вопрос, каким образом система функционирует и происходит перетекание денежных средств (при учете, что целью данной системы является перераспределение).

Согласно российскому праву, без субъектов никакие действия невозможны.

Далее рассмотрим правовой механизм и правовые основы процедуры перераспределения средств внутри финансовой системы.

«Кровью» финансовой системы, без сомнения, можно назвать денежные средства. Очевидно, что перераспределять имущество в натуральной форме абсолютно невозможно – государство не в состоянии предвидеть потребности миллионов своих граждан, а потому перераспределению подлежит «всеобщий эквивалент, универсальный товар, обладающий свойством всеобщей непосредственной обмениваемости»[14].

В современных условиях невозможно осуществлять весь массив платежей, проходящих через финансовую систему, наличными деньгами. Причины этого кроются прежде всего в вопросе технического обеспечения расчетов в таких больших объемах, которые требуются современной финансовой системе.

В связи с этим, все участники финансовой системы (органы публичной власти, организации) имеют договоры банковского счета с обслуживающими их банками, посредством которых (с помощью безналичных платежей) и осуществляется переход денежных средств.

При этом виды счетов у участников финансовой системы могут отличаться в зависимости от вида конкретного участника.

Так, инструкция Центрального Банка РФ «О закрытии и открытии банковских счетов, счетов по вкладам, депозитам»[15] указывает на существование отдельно расчетных счетов (п. 2.3.) - фактически, для частного сектора, и бюджетных счетов (п.2.3.) – для лиц, осуществляющих операции со средствами бюджетов и внебюджетных фондов.

Однако в любом случае указанные счета открываются на основе договора банковского счета.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами кратко охарактеризуем договор банковского счета

Среди исследователей существует, как минимум, два основных подхода по вопросу о месте договора банковского счета в системе организации безналичных расчетов.

Ряд авторов придерживается той точки зрения, что договор банковского счета представляет собой самостоятельный вид договоров[16].

По мнению сторонников другого подхода, договор банковского счета относится к смешанным типам договоров, содержащим элементы займа, поручения, хранения, комиссии[17]

Тем не менее, правильным видится согласиться с подходом, высказанным А.В. Аграновским[18], правильно указавшему на то обстоятельство, что согласно ст. 421 Гражданского кодекса РФ[19], смешанным признается договор, в котором содержатся элементы различных договоров. Элементами договора банковского счета являются субъекты (владелец счета и банк), объект (безналичные расчетные операции), содержание (обязанность банка выполнять безналичные расчетные операции).

Ни в каком другом договоре нельзя обнаружить в совокупности все элементы, присущие договору банковского счета. Следовательно, его необходимо относить к самостоятельному договорному типу.

Договор банковского счета предшествует безналичным расчетным операциям и производен от банковского счета.

Нужно отметить, что в ГК РФ термин «банковский счет» встречается трижды:

- в контексте денежных средств (абзац 2 пункта 4 статьи 185, пункт 3 статьи 810);

- применительно к договорам, заключаемых между банком и владельцем счета либо вкладчиком (главы 44 и 45 ГК),

- в отношении безналичных расчетов (статьи главы 46).

В действующем законодательстве отсутствует понятие банковского счета (по аналогии с денежными средствами). При этом правовой режим операций, проводимых по банковскому счету, регламентирован в зависимости от вида счета (расчетный, текущий, бюджетный и корреспондентский счета), о чем будет рассказано в последующих главах.

Сам договор банковского счета предусмотрен главой 45 Гражданского кодекса РФ. Легальная дефиниция договора дана в статье 845 ГК – согласно ей, «по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций со счета».

Для обеспечения возможности хозяйствующих субъектов осуществлять свою деятельность, а также производить публичные платежи (у государственных органов, по понятным причинам, острота проблемы меньше) ст. 846 ГК предусматривает, что банк не вправе отказать в открытии счета, за исключением отказа, вызванного техническими моментами (отсутствие возможности принять на банковское обслуживание).

При этом договор банковского счета является, по общему правилу, безвозмездным (ст. 851 ГК) – презюмируется, что банк компенсирует свои затраты за счет того, что имеет право использовать денежные средства клиента, находящиеся на счете, гарантируя при этом право последнего беспрепятственно ими распоряжаться (п. 2. ст. 845 ГК).

При этом клиент банка всегда сохраняет право расторгнуть договор банковского счета (ст. 859 ГК).

В публичных интересах банки формируют на каждого из своих клиентов юридическое дело (раздел 10 Инструкции № 28-И), в котором содержится подробная информация об истории их взаимоотношений, в том числе:

- документы, представляемые клиентом (его представителем) при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также документы, представляемые в случае изменения указанных сведений;

- договор (договоры) банковского счета, счета по вкладу (депозиту), изменения и дополнения к указанным договорам, другие договоры, определяющие отношения между банком и клиентом по открытию, ведению и закрытию банковского счета, счета по вкладу (депозиту);

- документы, касающиеся направления банком сообщений налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета;

- утратившие силу карточки;

- переписка банка с клиентом по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту);

- иные документы, касающиеся отношений между клиентом и банком по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

Подводя итог изложенному в первом параграфе, следует сформулировать изложенное в нем в общем виде. Автором выдвинуты следующие тезисы:

- финансовая система России состоит из бюджета, внебюджетных фондов, коммерческих организаций.

- в финансовую систему следует также включать субъектов, осуществляющих распоряжение денежными средствами указанных фондов.

- перераспределение средств в финансовой системе осуществляется посредством безналичных платежей, в связи с чем все ее субъекты имеют банковские счета;

- ввиду важности указанной сферы для публичных отношений, установлен ряд императивных норм, поддерживающих надлежащий баланс – например, запрет на отказ в заключении договора банковского счета, наличие юридических дел на клиентов банков.

- посредниками в перераспределении средств выступают коммерческие банки, а также Банк России (как регулятор и кредитор последней инстанции).


1.2            Расчетные правоотношения и их место в российском законодательстве


1.2.1 Понятие «расчеты» («расчетные правоотношения»)

Легального определения понятия «расчеты» в действующем российском законодательстве нет. Поэтому необходимо обратиться к сравнительному анализу норм главы 46 Гражданского кодекса РФ («Расчеты»), и мнениям различных правоведов.

Первый параграф главы 46 – «Общие положения о расчетах» - состоит всего из двух статей, содержащих нормы о наличных и безналичных расчетах, а также о формах безналичных расчетов.

Согласно ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке (п. 1); расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом (п. 2). Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов (п. 3).

В силу ст. 862 ГК, при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из указанных форм расчетов. Все остальные правила, содержащиеся в главе 46, посвящены исключительно безналичным расчетам.

Исходя из указанных норм, различные исследователи дают неодинаковое определение понятию «расчеты».

Так, Д.А. Медведев указывает, что «расчетные обязательства опосредуют осуществление платежей за переданное имущество (выполненные работы, услуги) или по иным основаниям. Их цель — надлежащее оформление передачи денег из рук должника в руки кредитора. Расчеты подразделяются на безналичные (через кредитную организацию) и наличные, когда должник вручает кредитору деньги в «натуральной» форме (банковские и казначейские билеты, монеты)»[20].

Аналогичных взглядов придерживается Н.Ю. Рассказова, которая полагает, что толкование ст. 861 ГК РФ, «а также ст. 25, 63, 140 и др. позволяет определить расчет как способ исполнения обязательства, предполагающий уплату денежной суммы»[21].

Сходным образом определяет понятие расчетов и Л.Г. Ефимова. Она пишет: «Термином «расчеты» обычно называют процесс исполнения денежных обязательств. Способ расчетов (модус исполнения денежного обязательства) может быть различным. В зависимости от требований законодательства и соглашения сторон надлежащее исполнение денежных обязательств (расчеты) может осуществляться тремя способами: путем наличных или безналичных расчетов и зачета встречных требований»[22].

Близок указанным авторам и А. Курбатов. С его точки зрения, «под расчетами понимается передача (перечисление) денежных средств во исполнение частноправовых или публично-правовых обязательств».[23]

В.В. Витрянский придерживается иной позиции. С его точки зрения, в аспекте расчетов как процесса исполнения денежного обязательства, указанные правоотношения теряют свое самостоятельное значение. «Действия должника по гражданско-правовому обязательству … в достаточной степени урегулированы общими положениями об исполнении денежных обязательств (ст. 316-319, 395, 823 и некоторыми др.) и не нуждаются в какой-либо особой дополнительной регламентации. При таком подходе также нет никакого смысла (ни теоретического, ни практического) в дифференциации расчетов на наличные и безналичные».[24]

Согласен с ним и В.А. Белов. Он отмечает: «Термин «безналичные расчеты» употребляется … в двух значениях. В широком смысле безналичные расчеты представляют собой процесс погашения (прекращения) денежных обязательств без применения наличных денег, путем так называемого перечисления «безналичных денежных средств». Второе значение термина «безналичные расчеты» — узкое юридическое и может быть расшифровано как правовые отношения (предпосылкой возникновения которых является договор банковского счета), содержание которых составляет право требования владельца счета к обслуживающему его банку о перечислении с указанного банковского счета определенной денежной суммы по указанным реквизитам в определенный срок и за вознаграждение, а также — корреспондирующая данному праву обязанность банка»[25].

Делает упор на тесную связь безналичных расчетов с договором банковского счета Л.А. Новоселова. С ее точки зрения, под безналичными расчетами следует понимать отношения, «связанные с использованием для расчетов по гражданско-правовым сделкам такого вида имущества, как средства на банковских счетах. Необходимым условием проведения безналичных расчетов … является наличие у плательщика и получателя средств счета в банке, который открывается им на основании особого договора — договора банковского счета»[26].

Указывает на участие кредитной организации в расчетных отношениях как квалифицирующий признак и Н.В.Фомичева, определяя их как «урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между субъектами возмездного гражданско-правового обязательства и кредитной организацией в связи с осуществлением платежей за переданное имущество, выполненные работы, оказанные услуги или по другим основаниям»[27].

Таким образом, следует сделать вывод о том, что расчетные правоотношения возникают лишь в том случае, когда исполнение денежного обязательства производится путем перечисления денежных средств, находящихся на банковском счете должника, что непременно предполагает обращение плательщика за услугами обслуживающего его банка по переводу соответствующих денежных средств в банк, обслуживающий кредитора (получателя денежных средств). «Только в этом случае появляются специфические расчетные правоотношения с обязательным участием банка (банков), требующие специального правового регулирования»[28].

Основным же критерием выделения расчетных отношений можно считать особый «вид средства платежа»[29], – права требования к банку.

Таким образом, производимое некоторыми исследователями, например, уже упоминавшимся В.А. Беловым[30], выделение широкого и узкого понятия «расчеты» следует признать неправильным.

Ведь в одном случае (в широком смысле) имеются в виду действия должника по исполнению денежного обязательства, а в другом случае мы говорим об особых расчетных правоотношениях, объектом которых являются денежные средства, находящиеся на банковском счете плательщика, используемые в качестве средства платежа, а в роли обязательного субъекта которых выступает банк, с которым у плательщика заключен договор банковского счета.

Возникновение расчетных правоотношений обусловлено совершением действий, направленных на исполнение основного обязательства. Но далее расчетные правоотношения становятся независимыми от обязательства, во исполнение которого производятся расчеты.

Это определяется следующими обстоятельствами[31].

- на кредитную организацию как субъекта расчетных правоотношений не распространяются условия основного обязательства между плательщиком и получателем;

- прекращение или признание недействительным основного обязательства не влечет автоматического прекращения уже возникших расчетных правоотношений. Так, например, в случае двусторонней реституции лицо, уплатившее денежные средства по недействительной сделке будет не уведомлять об этом банки, участвовавшие в перечислении средств, а будет ожидать возврата средств от контрагента, которому придется инициировать новое расчетное отношение.

- плательщик и получатель денежных средств как участники расчетных правоотношений могут не совпадать со сторонами в основном обязательстве;

- момент исполнения обязательств перед плательщиком обслуживающей его кредитной организацией не совпадает с моментом исполнения основного обязательства.

Таким образом, институт расчетных отношений требует изучения с учетом выделенной специфики.


1.2.2 Понятие и правовая природа средства платежа (наличных денег)

В соответствии с законодательством РФ, а именно Федеральным Законом от 10 июня 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[32] (далее – Закон о ЦБ) в качестве средства платежа (денег) может выступать следующее имущество:

- рубли в наличной форме, то есть в виде банкнот и монет Банка России (ст. 29 Закона о ЦБ)

- рубли в безналичной форме, то есть в виде записи на банковском счете (ст. 80 Закона о ЦБ);

- в установленных законом случаях иностранная валюта в безналичной форме (ст. 82 Закона о ЦБ).

При этом банкноты и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ, введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются (ст. 27, 29 Закона о ЦБ).

Следует отметить, что банковские карты не являются средствами платежа и рассматриваются как инструмент безналичных расчетов (см. п. 1.4 Положения ЦБ РФ от 24 декабря 2004 года № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт»[33]).

Также необходимо указать, что если расчет наличными деньгами всегда позволяет освободиться от денежного обязательства (за исключением случаев, когда расчеты наличными деньгами ограничены законом), то расчеты в безналичной форме допустимы (при отсутствии на это согласия контрагента) только в случаях, предусмотренных законом. К таким случаям можно отнести, например, оплату платежными поручениями в договоре поставки (ст. 516 ГК).

При определении правовой природы наличных денег следует указать, что, согласно статье 128 Гражданского кодекса РФ, законодатель относит деньги к вещам.

При этом нельзя утверждать, что деньги тождественны вещам.

Как справедливо указывают в литературе, «под вещами понимаются материальные предметы внешнего мира: продукты человеческого труда и предметы, созданные природой и используемые людьми в своей деятельности»[34].

При этом особо отмечают, что «это - объекты живой и неживой природы. Основное назначение вещей состоит в удовлетворении конкретных потребностей людей и общества»[35].

В отношении же денег указывается, что они не способны удовлетворять конкретные потребности сами по себе, поскольку в качестве вещей никаких потребительских свойств не имеют. Как исключение здесь можно рассматривать ситуации, когда деньги выступают в функции средства накопления и создания сокровищ. Но и в этом случае предполагается, что деньги копятся с целью их дальнейшего использования в других функциях. «Накопление ради накопления» следует признать все же выбивающейся из нормальной экономической жизни ситуацией.

Таким образом, в общем случае ценность денег носит нематериальный характер и заключается в покупательной способности, которой они обладают, и в этом их сущность принципиально отличается от сущности других вещей. Поэтому исследователи отмечают, что деньги, хотя и относятся к вещам, являются «вещами особого рода»[36].

Необходимо указать и на псевдовексельную природу наличных денег.

В современной науке финансового права при характеристике денег указывается, что они являются экономической категорией.[37] Тем не менее, следует признать односторонность подобного взгляда. Представляется, что деньги, как и все наиболее важные финансово-правовые явления имеют двойственную природу. Они являются экономической категорией, но в то же время деньги являются юридической категорией и не могут находиться в обращении без участия государства.[38]

На государственно-правовой характер денег указывали и другие мыслители, в частности, в России экономист петровской эпохи И.Т. Посошков и историк Н.М. Карамзин. Весьма обстоятельно о юридических свойствах денег писал в 70-х гг. XIX в. известный русский цивилист П.Н. Цитович.[39]

Немецкий политэконом Г.Ф. Кнопп в начале XX в. весьма убедительно подчеркнул юридический характер денег, указывая, что только с санкции государства денежные знаки становятся деньгами.[40] Ведь люди соглашаются получать взамен реальных ценностей деньги в том числе и потому, что их готовность стимулируется принудительной силой государства, которое обязывает всех, находящихся под его юрисдикцией, принимать выпускаемые им денежные купюры.

Однако одного насилия в этом вопросе было бы недостаточно, необходимо еще и согласие государства отвечать имеющимися у него материальными ценностями за эмитируемыми им деньги. В этом и проявляется их «псевдовексельная» сущность – рубль – безусловное обязательство Банка России доставить определенный материальный эквивалент его обладателю.

До середины 20 века указанная сущность проявлялась рельефнее - достаточно вспомнить хотя бы обязательство государств обменивать их денежные купюры на золото.

Но и в настоящих условиях ряд норм позволяют выделять ее по-прежнему. Так, например, ст. 30 Закона О ЦБ говорит, что «Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами».

Относительно иных классификаций вещей, выделяемых в Гражданском кодексе и в теории цивилистики, указывают, что деньги необходимо считать:

-                     вещами, определенными родовыми признаками;

-                     заменимыми вещами;

-                     делимыми вещами (статья 133 ГК РФ).

Помимо прочего, из совокупности статьей 128 и 130 Гражданского кодекса РФ с необходимостью следует вывод о признании наличных денег движимыми вещами.

При этом, правда, некоторые специалисты (например, В.А. Лапач) придерживаются несколько иных позиций, указывая, что как вещи можно рассматривать лишь конкретные денежные знаки (банкноты, монеты), те материальные символы, которые являются носителями воплощенного в них абстрактного труда, причем уже эти вещи (определенные билеты) являются индивидуально-определенными и неделимыми.[41]


1.2.3 Операции с наличными деньгами

Как известно, публичная власть вправе ограничивать свободную реализацию каких-либо прав в конституционных целях. Это право предусмотрено статьей 55 Конституции РФ[42] – «права и свободы … могут быть ограничены федеральным законом». Допускается, это, правда, «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В соответствии с вышеуказанными положениями, статья 861 Гражданского кодекса предусматривает, что расчеты между юридическими лицами, а также с участием индивидуальных предпринимателей могут осуществляться наличными деньгами, «если иное не предусмотрено законом».

В соответствии с указанной статьей, а также на основании статьи 4 Закона О ЦБ, полномочия по определению предельной суммы расчетов наличными деньгами осуществляет Центральный Банк.

В настоящий момент действует Указание Центрального Банка от 14 ноября 2001 г. № 1050-У[43], которым установлен предел расчетов между юридическими лицами в размере 60.000 руб.

При этом применительно к некоторым конкретным ситуациям расчеты наличными запрещаются полностью: например, при выдаче банками кредитов юридическим лицам (см. п. 2.1.1 Положения ЦБ РФ от 31 августа 1998 года № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»[44]), при осуществлении выплат по аккредитиву (см. п. 4.4 ч. I Положения № 2-П).

Следует отметить, что Центральный Банк не стал пользоваться предоставленным ему правом ограничивать наличные расчеты с участием граждан-предпринимателей, таким образом, их пределы в настоящее время не ограничиваются. Правомерность осуществления Центральным Банком указанных полномочий проверялась Верховным Судом РФ[45].

Кроме того, вопрос о соответствии Конституции РФ содержащихся в Гражданском кодексе РФ (п. 2 ст. 861) и в Законе о ЦБ (ст. 4, 29) законоположений о возможности законодательного установления ограничений наличных расчетов рассматривался Конституционным Судом РФ. И хотя заявления граждан по этому вопросу не были приняты к рассмотрению, в соответствующих определениях КС РФ была выражена определенная правовая позиция.

Так, в одном из таких заявлений[46], основанном на ст. 8, 34, 56 и 74 Конституции РФ, заявитель указывал, что расчеты наличными деньгами между юридическими лицами - независимо от того, о каких суммах идет речь, - не могут ограничиваться и, следовательно, предельный размер таких расчетов не может устанавливаться не только нормативным актом Банка России, но и федеральным законом.

Предусматривая возможность установления предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, оспариваемые нормы, по мнению заявителя, недопустимо ограничивают свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности, свободное перемещение финансовых средств на территории Российской Федерации, а также ставят в неравное положение юридические лица и граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, в отношении которых ограничения при расчетах наличными деньгами не действуют.

Конституционный Суд РФ, отказывая в принятии данного заявления в связи с тем, что оспоренные им законоположения не могут нарушать субъектных прав заявителя, в определении от 13 апреля 2000 года № 164-О указал следующее.

В ведении Российской Федерации согласно ст. 71 (п. "ж") Конституции РФ находится установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки. Вместе с тем Конституция РФ, провозглашая свободу перемещения финансовых средств на территории Российской Федерации, не затрагивает вопросы правового регулирования организации и порядка денежного обращения, установления соответствующих правил расчетов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ