Предложения по совершенствованию применения лизинга в компании
Перейдем к анализу активов МЛК.
Данные таблицы 6 позволяют сделать
вывод, что в целом с 2004 по 2006 год произошли незначительные изменения в структуре
капитала: на 5,54% увеличилась доля оборотного капитала (в абсолютных величинах
увеличение в 2,14 раза), а основного соответственно уменьшилась. Если в 2004 году
на рубль основного капитала приходилось 46 коп. оборотного, то в 2006 году - 59
коп.
Таблица 6 - Анализ структуры активов
МЛК
Показатель
2004
2005
2006
Изменение
Общая сумма активов, тыс. руб.
В том числе:
72 211,674
76 386,704
131 202,851
+58 991,177
Основной капитал
49 423,347
65 194,681
82 530,02
+33 106,673
Оборотный капитал
22 788,327
11 192,023
48 672,831
+25 884,504
Удельный вес в общей сумме, %:
Основного капитала
68,44
85,35
62,90
-5,54%
Оборотного капитала
31,56
14,65
37,10
+5,54%
Приходится оборотного капитала на рубль основного, руб.
0,46
0,17
0,59
+0,13
В свете вышесказанного, мне
хотелось бы отметить, что в МЛК не ведется финансового планирования - все
управленческие решения принимаются на основе неполной информации о собственных
денежных потоках – практически все лизинговые сделки финансируются за счет заемных
средств, так в последнее время все большую долю занимают сделки с 20-30% задатком
лизингополучателя и 80-70% кредитованием Сбербанка, собственное же финансирование
предлагается в малом объеме и под большие проценты. Практика финансового планирования
может значительно улучшить работу компании. Четко зная прогноз потоков денежных
средств, можно финансировать мелкие лизинговые сделки из собственных источников
- эффективно вкладывать свои средства и обеспечивать высокую прибыль. Данной стратегии
может способствовать тот факт, что конкуренты отказываются от мелких лизинговых
сделок (их ограничения - от 500 или 1000 тысяч руб.).
Ликвидность баланса определяется
как степень покрытия обязательств компании ее активами, срок превращения которых
в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.
Потребность в анализе ликвидности
баланса возникает в условиях рынка в связи с усилением финансовых ограничений и
необходимостью оценки кредитоспособности компании. Для МЛК данный элемент анализа
финансового состояния в настоящее время приобретает особое значение по следующим
причинам.
В первые 2 года существования МЛК
финансирование лизинговых сделок осуществлялось преимущественно за счет займов организаций,
банки кредитовали лишь сроком до 1 года. С 2005 года появилась возможность инвестиционного
кредитования в Сбербанке сроком от 1 до 5 лет (при условии, что сумма кредита превышает
1 млн. руб.). Соответственно, достаточно большое внимание Сбербанк стал уделять
структуре баланса МЛК. В 2004-2005 годах МЛК в Сбербанке был присвоен 3 класс платежеспособности
(самый низкий), с начала 2006 - 2 класс. Что говорит о значительном улучшении структуры
баланса МЛК, ее платежеспособности.
В зависимости от того, какие активы
компания задействует для покрытия краткосрочной задолженности, выделяют 3 коэффициента
ликвидности:
1) Коэффициент текущей ликвидности:
К1 = ОС/ОП, где
ОС - сумма оборотных средств в виде
запасов и затрат, краткосрочных финансовых вложений, денежных средств, краткосрочной
дебиторской задолженности и прочих оборотных средств. ОП - сумма краткосрочных обязательств
компании в виде краткосрочных кредитов банков, кредиторской задолженности и прочих
краткосрочных пассивов.
2) Коэффициент критической ликвидности:
К2 = ДСА/ОП, где
ДСА - сумма денежных средств, расчеты
и прочие оборотные активы.
3) Коэффициент абсолютной ликвидности:
К3 = ДСФ/ОП, где
ДСФ - сумма денежных средств и краткосрочных
финансовых вложений.
Таблица 7-Исходные данные для расчета финансовых коэффициентов, тыс. руб.
Собственные оборотные и приравненные к ним долгосрочные заемные средства
СОСдз
31 991,2
65 103,3
145 979,9
Собственные оборотные и приравненные к ним долгосрочные и краткосрочные
заемные средства
СОСдкз
90 092,0
78 642,9
170 297,5
Основные средства и внеоборотные активы
ОСВ
49 423,3
65 194,7
82 530,0
Источники собственных средств
Исос
4 785,5
8 935,6
8 940,7
Валюта баланса
ВБ
72 211,7
76 386,7
131 202,9
Все обязательства компании
ОВ
53 315,2
67 451,1
122 262,1
Выручка
ВР
10 138,4
28 675,8
41 446,8
Средняя величина валюты баланса
ВБср
36 105,8
74 299,2
103 794,8
Средняя величина оборотных средств
Оср
11 394,2
16 990,2
29 932,4
Средняя величина источников собственных средств
Исос. ср
2 392,8
6 860,6
8 938,2
Результаты вычислений
коэффициентов ликвидности, приведенные в таблице 8, (исходные данные для
расчета которых приведены в таблице 7) свидетельствуют о недостаточной ликвидности
МЛК - все показатели ниже критических значений. Однако, данный факт не является
негативным в связи со спецификой лизинговой деятельности. Следует отметить положительный
рост коэффициентов текущей и критической ликвидности, а также незначительное снижение
коэффициента абсолютной ликвидности.
Таблица 8-Результаты расчета финансовых
коэффициентов
Наименование
Условное обозначение
2004г
2005г
2006г
Критическое значение
Коэффициент текущей ликвидности
К1
0,39
0,83
2
<2
Коэффициент критической ликвидности
К2
0,01
0,04
0,04
<0,8
Коэффициент абсолютной ликвидности
К3
0, 19
0,09
0,15
<0,2
Коэффициент соотношения собственных и заемных средств
Кс/з
11,11
7,69
0,07
>1
Общая схема изучения результатов
финансовой деятельности МЛК в разрезе доходов и расходов представлена в форме, приведенной
в таблице 9.
Таблица 9-Анализ финансовой деятельности МЛК за 2004 - 2006 годы, тыс. руб.
Доходы / Расходы
2004
2005
2006
От лизинга
10 138,5/6 183,8
28 675,8/20 552,4
41 446,8/30 301,6
Операционные
2 501,4/1 428,5
142,6/3 693,9
47 718,2/54 388,5
Внереализационные
0 / 0
0 / 5,6
0 / 93,2
Чрезвычайные
4,9/0
13,0 / 0
44,1/34,9
Коммерческие расходы
/ 247,2
/ 343,1
/ 3 739,5
Управленческие расходы
-
/ 83,2
/ 93,6
ИТОГО:
12 644,8/7 859,5
28 831,4/24 678,3
89 209,1/88 651,3
ПРИБЫЛЬ
4 785,3
4 153,1
5,1
Как можно видеть из приведенной таблицы
16, доходы превышали расходы, что свидетельствует об успешности финансовой деятельности
компании. Однако, не смотря на рост выручки от лизинга в среднем в 2 раза ежегодно,
прибыль снизилась с величины, превышающей 4 млн. р., до 5 тыс. руб. Что, в частности,
связано со значительным ростом операционных расходов (в среднем в 2,2 раза), а также
коммерческих расходов (в среднем в 4 раза). Следует отметить принципиальное изменение
структуры затрат (в первую очередь рост операционных доходов и расходов, величины
которых превышают значения выручки и себестоимости лизинга), значительный рост объемов
деятельности компании, а также стремительное падение прибыли в 2006 году.
Таким образом, в целом можно сделать
следующие выводы:
1
лизинговая компания обладает рядом специфичных черт (главные из которых
- значительная доля заемных средств, малая величина запасов и др.), поэтому нельзя
применять при ее анализе стандартные нормативные величины;
2
за 2006 год значительно улучшился показатель текущей ликвидности;
3
к 2006 году резко изменилось соотношение собственного и заемного капитала
в пользу последнего.
Основными направлениями деятельности
МЛК являются: предоставление в лизинг оборудования, транспорта и компьютерной техники.
В среднем, за весь срок существования компании структура имущества, переданного
в лизинг, показана на рисунке 5.
Рис.5.
Структура имущества, переданного в лизинг, МЛК за 2003 - 2006 г. г.
Таким образом, в первом году своего
существования компания преимущественно передавала в лизинг оборудование для АЗС
(63,5%), что связано с тем, что основным клиентом в то время было ОАО "Удмуртнефтепродукт",
но начиная с 2004 года доля данного вида имущества, передаваемого в лизинг, резко
сокращалась - ОАО "Удмуртнефтепродукт" оснастил строящиеся и существующие
АЗС в полном объеме, необходимость в оборудовании для АЗС практически отпала. Достаточно
стабильно передавалась в лизинг специальная техника (автокраны, грузовые автомобили,
бензовозы и т.д.) - ее доля не снижалась ниже 7%. Подобную же тенденцию демонстрирует
компьютерная техника. Оборудование для изготовления молочных продуктов активно приобреталось
лишь в 2005 г. (от 40% до 50% в общем объеме) - в 2005 г. оно приобреталось исключительно для "Х", В диапазоне от 13% до 27% постоянно приобреталась
компьютерная техника.
Наличие постоянно меняющейся структуры
имущества, приобретаемого для передачи в лизинг, свидетельствует об универсальности
лизинговой компании - приобретается шесть различных видов имущества. Структура лизинговых
сделок по срокам представлена на рисунке 6.
Рис.6.
Структура лизинговых сделок МЛК за 2003 - 2006 г. г. по срокам
Структура лизинговых сделок по срокам
характеризуется следующим образом: стабильно держится на уровне 16-19% доля сделок
со сроком от 2 до 3 лет (оборудование, легковые автомобили стоимостью свыше 300
т. р.); сделки со сроком свыше 3 лет (специальная техника, АЗС) занимали значительную
долю (47,6%) в 2004 г., резко снизилась их доля в 2005 г. и в следующие годы постепенно возрастала до 28,9%; сделки со сроком от 1 до 2 лет начали заключаться
преимущественно с 2005 г. (компьютерная техника, легковые автомобили стоимостью
меньше 300 т. р.).
Существует несколько схем реализации
лизинговых сделок. Условно их можно разбить по способу финансирования на 2 типа:
1
с финансированием сделки за счет средств лизингополучателя;
2
с привлечением дополнительных финансовых ресурсов.
Первый тип лизинговой сделки финансируется
полностью лизингополучателем, реализуется в частности с помощью применения вексельной
схемы и используется исключительно для оптимизации налогообложения лизингополучателя.
При втором типе лизинговой сделки
структура финансирования лизинговой сделки выглядит примерно следующим образом:
20-50% - финансирует лизингополучатель, 80-50% - либо средства лизинговой компании,
либо средства банков. Финансирование средств лизингополучателем оформляется в МЛК
соглашением о задатке. Данная особенность в первую очередь имеет своей целью дисциплинировать
лизингополучателя и обезопасить лизинговую компанию. Главное отличие задатка от
аванса, применяемого на практике большинством лизинговых компаний, состоит в том,
что в случае расторжения договора лизинга вся сумма задатка остается у "невиновной"
стороны. Лизингодатель в любом случае заинтересован в реализации лизинговой сделки,
что обусловлено, во-первых, возможностью получения закладываемой маржи в лизинговые
платежи, во-вторых, существующими обязательствами, принятыми на себя лизинговой
компанией для финансирования сделки перед банками и т.д., либо риском потерять вложенные
собственные средства. В дальнейшем, при выставлении лизинговых платежей на протяжение
срока лизинга по договоренности составляются соглашения о погашении взаимной задолженности
путем взаимозачета, по которым часть задатка зачитывается в погашение обязанности
по оплате лизингового платежа. В результате лизингополучатель относит на затраты
сумму, указанную в выставленном счете-фактуре, а фактически перечисляет в оплату
лизингового платежа сумму за вычетом задатка.
Для привлечения кредитов банков для
финансирования лизинговой сделки лизинговая компания разрабатывает оптимальную структуру
обеспечения, финансирования, собирает необходимые документы. Именно, кредиты банков
являются превалирующим способом финансирования лизинговых сделок второго типа, особенно
крупных - от 1 млн. руб.
В целом за весь период деятельности
МЛК структура финансирования лизинговых сделок приведена на рисунке 7.
Рис.7. Структура источников финансирования
лизинговых сделок, 2006 год
Структура сделок (по количеству)
по вышеупомянутым типам (1 тип - классический финансовый лизинг, 2 тип - "серый"
лизинг).
Рис.8. Динамика структуры лизинговых
сделок компании (по количеству заключенных договоров)
Из рисунка 8 четко прослеживается
тенденция сокращения доли лизинговых сделок 2 типа ("серый" лизинг) и
соответственно увеличения доли сделок 1 типа. В 2006 году значительно сократились
сделки 2 типа относительно сделок 1 типа, что свидетельствует о позитивной тенденции
тяготения лизинговой компании к сделкам финансового лизинга. Однако, основываясь
лишь на количестве заключенных сделок, нельзя объективно судить о структуре лизинговых
сделок по типам. Основываясь на сумме лизинговых платежей согласно заключенным договорам
лизинга, структура лизинговых сделок по типам выглядит следующим образом (см. рис.9).
Рис.9. Динамика структуры лизинговых
сделок компании (по сумме лизинговых платежей согласно договора лизинга)
С учетом сумм лизинговых платежей
преобладающая доля лизинговых сделок 1 типа прослеживается в 2006 г. (61,7%).
Из рисунков 17, 18 видно, что превалирующую
долю финансирования лизинговых сделок в первые 2 года деятельности компании занимают
средства лизингополучателей, что свидетельствует об основном направлении деятельности
компании - лизинг в целях оптимизации налогообложения, то есть подавляющую долю
лизинговых сделок 1 типа. Данный факт говорит о достаточно высокой доли "серого
лизинга". Практически все лизинговые компании, создаваемые без привязки к банку,
то есть, как самостоятельные рыночно-ориентированные вынуждены в начале своей деятельности
для наращения объемов, прибыли и собственного капитала заниматься данным видом лизинга.
Во-вторых, в период с 2004 по 2005 гг. весь российский рынок лизинга испытывал трудности
с получением банковских кредитов (банки не кредитовали на длинные сроки, а ставки
были очень высоки - от 20%), такая черта была присуща большинству российских лизинговых
компаний. С начала 2006 года ситуация поменялась - снизилась несколько раз ставка
рефинансирования (сейчас она составляет 11,5%), кредиты стали дешевле, а главное
"длиннее". Начиная с начала 2006 г. лизинговая компания начала наращивать объемы финансового лизинга. В настоящее время соотношение "серого"
и финансового лизинга в компании примерно 1:
1. В перспективе, это соотношение
должно значительно увеличиться в пользу финансового лизинга.
Что касается финансирования лизинговых
сделок за счет собственных средств - началось использоваться лишь с 2006 года (см.
Таблицу 10), что свидетельствует о накоплении у лизинговой компании собственного
капитала, требующего эффективного размещения.
Таблица 10 - Динамика и структура источников финансирования лизинговых сделок
2004
2005
2006
сумма, млн. руб.
доля, %
сумма, млн. руб.
доля, %
сумма, млн. руб.
доля, %
Средства МЛК
0
0,0%
0
0,0%
1,44
3,1%
Кредиты банков
0
0,0%
1,83
4,7%
30,16
64,3%
Средства лизингополучателей
64,89
100,0%
36,90
95,3%
15,28
32,6%
Таким образом, можно сделать следующие
выводы.
1
доля лизинговых сделок с полным финансированием за счет средств лизингополучателя
("серый" лизинг) сопоставима с долей лизинговых сделок 2 типа, причем
неуклонно снижается,
2
с 2006 года компания начала привлекать собственный капитал для финансирования
лизинговых сделок,
3
с 2006 года значительно возросла величина привлекаемых кредитов банков
для финансирования лизинговых сделок.
Принято считать, что все экономико-правовые
отношения, связанные с лизингом, относятся к новому или новейшему периоду истории
хозяйственных взаимосвязей. Однако это не так. Документы свидетельствуют, что аренда
(лизинг) известна человеку с незапамятных времен.
Действительно, идея лизинга далеко
не нова, хотя термина “лизинг" (leasing) как такового еще не было. Раскрытие
сущности лизинговой сделки восходит к далеким временам Аристотеля (384/383 - 322 г. г. до н.э.). Именно ему принадлежит название одного из трактатов в “Риторике”: “Богатство состоит
в пользовании, а не в праве собственности”. Иными словами, не обязательно для получения
дохода иметь в собственности какое-либо имущество, достаточно лишь иметь право пользоваться
им и в результате этого получать доход.
Арендные (лизинговые) сделки были
известны и во времена, много предшествовавшие IV веку до н.э., то есть годам, когда
жил Аристотель. "Они заключались, еще в древнем государстве Шумер и датируются
примерно 2000 годом до н.э. Так, глиняные таблички, обнаруженные в шумерском городе
Ур, содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, водных источников,
волов и других животных. Эти глиняные таблички, найденные в 1984 году, рассказывают
о храмовых священниках - арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами.
Однако древние документы не ограничивают сферу арендной практики государством Шумер,
и не исключено, что аренда существовала и в более древние времена, хотя пока до
нас не дошло никаких сведений об этом" (13, стр.25).
Английский историк Т. Кларк обнаружил
несколько положений о лизинге в Законах Хаммурапи, принятых между 1775 - 1750 годами
до н.э. Группа статей, касающихся собственности, - самая большая в судебнике Хаммурапи.
Статьи обстоятельно и скрупулезно рассматривали все случаи аренды и нормы арендной
платы, условия залога имущества.
Другие древние цивилизации, включая
греков, римлян, египтян, считали аренду привлекательным, доступным и порой единственно
возможным способом приобретения оборудования, земли и домашнего скота.
Древние финикийцы, прослывшие отличными
моряками и торговцами, практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой
сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество
краткосрочных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа. В современных
условиях эти сделки соответствуют операциям так называемого “мокрого” лизинга. Долговременные
чартерные соглашения подписывались на срок, покрывавший весь расчетный период экономической
жизни судов, и требовали от арендатора принятия на себя большей части обязательств,
вытекающих из монопольного использования арендуемых средств.
Римскому праву также был хорошо известен
комплекс имущественных отношений, связанных с владением вещью без права собственности.
Эти отношения отражались как в договорном праве - в форме договора найма вещей
(locatio-conductio rerum), так и в вещном праве - в виде так называемого сервитута
(servitus), т.е. права пользования чужим имуществом в определенных пределах, а точнее,
его разновидности - узуфрукта (usufructus), или личного сервитута, т.е. права пожизненного
пользования чужой вещью и доходами от неё с условием сохранения её целостности и
хозяйственного назначения. Император Юстиниан I (483 - 565 г. г.), осуществивший кодификацию римского права, отразил лизинговые отношения в известных Институциях.
Именно в сочетании отдельных элементов
договорного и вещного права заключается сложность природы современного лизинга,
что создает немало правовых проблем при его практическом использовании.
Лизинг в древности не был ограничен
арендой каких-либо конкретных типов собственности. Фактически из истории известно,
что арендовались не только различные типы сельскохозяйственной техники и ремесленного
оборудования, но даже военная техника.
Первое документальное упоминание
о практически проведенной лизинговой сделке относится к 1066 году, когда Вильгельм
Завоеватель арендовал у нормандских судовладельцев корабли для вторжения на Британские
острова.
В Венеции также в XI веке существовали
сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и
владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания
они возвращались владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.
В средневековье арендная деятельность
была несколько ограничена. В аренду сдавались в основном сельскохозяйственные орудия
и лошади. Однако время от времени происходили события, порождавшие уникальные формы
и предметы аренды. Так, в 1248 году была зарегистрирована лизинговая сделка, в соответствии
с которой рыцарь Бонфис Манганелла Гаэта арендовал доспехи для участия в Седьмом
Крестовом походе. Затем он выплачивал за них арендную плату, которая в конечном
итоге значительно превысила первоначальную стоимость амуниции.
В те же времена операции, аналогичные
современному лизингу, применялись в Англии. Необходимо иметь в виду, что на протяжении
столетий аренда движимого имущества согласно Английскому поземельному закону признавалась
неправомочной. Однако долгосрочная аренда реальной собственности допускалась и во
многих случаях была единственным доступным, из-за жесткой системы земельного законодательства,
средством приобретения прав на использование земли. Поэтому предметом аренды чаще
всего становились фермерское оборудование и лошади. В Великобритании одним из первых
нормативных актов, регулирующих отношения, схожие с лизинговыми, был Закон (Устав)
Уэльса 1284 года (Statute of Wales).
В 1572 году в Великобритании был
принят законодательный акт, разрешающий использовать только действительный, а не
мнимый лизинг, то есть законными признавались арендные договоры, подписываемые на
разумных основаниях, так как к тому времени участились сделки, имеющие целью сокрытие
истинного положения вещей - кто собственник, кто владелец. Использовалось это как
средство скрытой передачи собственности, то есть для введения в заблуждение кредиторов.
Таким образом, оригинальная идея
разделения владения и собственности и возможности извлекать выгоду из владения известна
праву с древнейших времен.
В начале XX века в Великобритании
в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования
возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие
железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.
Собственники каменноугольных копей
вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако вскоре стала очевидной невыгодность
и невозможность такого финансирования. Выработка угля увеличивалась, открывались
новые шахты, требовалось все больше вагонов. Вполне резонно, что небольшие предприятия
решили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложения капитала. Они покупали
вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились
компании, единственной целью которых был лизинг локомотивов и железнодорожных вагонов.
При составлении договоров они стали включать в него право на покупку (опцион), предоставлявшееся
пользователю по окончании срока лизинга. Одной из причин появления такого условия
было то, что пользователи гораздо аккуратнее и бережнее обращались с вагонами, если
существовала перспектива их последующего приобретения в собственность. Такие сделки
получили название договоров аренды - продажи (hire-purchase). Дальнейшее развитие
лизинга и аренды - продажи привело к необходимости разграничения договоров лизинга
и аренды - продажи.
В США также обозначился спрос на
финансирование аренды различных видов техники и оборудования. Первый зарегистрированный
арендный договор персональной собственности появился в США в начале XIII века, когда
члены гильдии получили по нему в аренду лошадей, фургоны и коляски. В дальнейшем
рост лизинговой активности определялся, как и в Великобритании, развитием железнодорожного
транспорта. При этом проблемы роста были очень схожи с английскими. Железнодорожные
компании начали искать возможности для получения вагонов в пользование, а не в собственность,
либо выставляли частным грузоотправителям условие о самостоятельном предоставлении
вагонов. В результате инвесторы стали обеспечивать необходимую рентабельность вложений,
финансируя приобретение локомотивов и железнодорожных вагонов. Управление оборудованием
осуществлялось через трасты, за которыми стояли банки или тресты, их создавшие.
При этом сертификаты трастов продавались инвесторам и предоставляли им право на
получение доходов в размере определенных процентов на размер инвестиций. Как и при
современных лизинговых отношениях, управляющий трастом (он, по сути, являлся главой
лизинговой компании) платил изготовителю за полученное от него оборудование, а затем
собирал арендную плату с пользователя этого оборудования на протяжении всего срока
действия договора. Арендная плата по своему размеру должна была покрывать обязательства,
вытекающие из сертификатов, выпущенных для продажи инвесторам.
"Существовало много разновидностей
трастового использования оборудования. Наиболее широко признанным типом финансирования
железных дорог был признан план “Филадельфия”, который допускал передачу прав монопольного
использования оборудования конечному пользователю по завершении изначально определенного
срока арендного договора. План “Филадельфия” стал предшественником сегодняшних условных
коммерческих контрактов лизинга по модели “деньги - на деньги”" (13, стр.26).
В начале XX века многие железнодорожные
лизинговые компании осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает
осуществлять долгосрочное управление или монопольное использование вагонов, что
предусматривало предоставление оборудования в трастовое (доверительное) пользование.
Вместо этого они требовали лишь краткосрочного его использования. Трасты стали предлагать
контракты с более коротким сроком действия. По окончании контракта вагоны должны
были возвращаться арендодателю, который сохранял за собой право собственности. Такие
арендные договоры заложили начало операционного лизинга.
Развитие экономических отношений
предопределило заинтересованность производителей техники и оборудования в получении
необходимого финансирования изготовления своей продукции. Это обстоятельство, в
свою очередь, вызвало в США в начале XX века волну нового вида кредитования - кредита,
выплачиваемого по частям. Изготовители и продавцы считали, что они смогут продать
больше, если наряду с необходимым оборудованием предложат более привлекательный
для клиента план - график выплат. Отсюда берет начало практика лизингового финансирования,
обеспечиваемого продавцами - данный вид лизинговых отношений остается до настоящего
времени важнейшим инструментом поставок по лизингу.
Первое известное употребление термина
“лизинг" (об этом пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге “Как
делать бизнес в Европе”) относится к 1877 году, когда телефонная компания “Bell"
приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то
есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной
платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь
прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители
новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет
их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду
оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное
право на использование “ноу-хау”. Аналогично “Bell" компания “Hughes”, изготовляющая
инструменты, сохраняла контроль над ценами, предоставляя свой специализированный
11-тигранный бур только на условиях аренды. Компания “U. S. Shoe Machenery”, производившая
оборудование для изготовления обуви, использовала соглашения, связывавшие клиентов
исключительно с ее собственной продукцией. Только принятие федерального антимонопольного
законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей
выставить оборудование на свободную продажу.
Во время второй мировой войны правительство
США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью
(cost - plus contracts). Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного
бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось
устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики
понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь
пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после
ее окончания.
Таким образом, промышленники сталкивались
с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для
выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные
станки и машины вообще могли иметь очень ограниченную рыночную стоимость в мирное
время. Правительственные подрядчики осознали, что аренда промышленного оборудования
на срок, ограниченный договором подряда (в противоположность покупке), минимизирует
риск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты,
само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.
В это же время стал быстро наращивать
масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри
Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако
"законным отцом" автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк
- торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную
аренду автомобилей.
В России с понятием “лизинг"
познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 годах по lend
- lease осуществлялись поставки американской техники.
Однако настоящая революция в арендных
отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали
массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и
механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно
разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.