Предложения по совершенствованию применения лизинга в компании
Если же вкладывать высвобождающиеся
каскадом денежные средства в новые сделки, то каждая вложенная сумма будет обеспечивать
поступления дополнительно в размере 13,4%.
Вложив на таких условиях 1 млн. руб.
в 10 сделок по 100 тыс. руб., вкладывая ежемесячно возвращаемые от первых лизингополучателей
166,7 тыс. руб. в новые сделки, компания обеспечит себе поступление помимо процентов
по вложенным средствам маржи в размере как минимум 131 тыс. рублей (13,1% от вложенных
первоначально средств).
Экономический эффект от применения
такой структуры финансирования мелких лизинговых сделок за счет собственных средств
в размере хотя бы 3 млн. рублей составит как минимум 0,4 млн. рублей.
Также одним из предложений является
усовершенствование структуры управления (см. рис. 19)
Рис. 19. Предлагаемая структура управления
лизинговой компании
В заключение хотелось бы выделить
все предложения по дальнейшему совершенствованию применения лизинга в компании,
а также эффект от их реализации на практике в таблице 21.
Таблица 21.
Предложения по дальнейшему совершенствованию применения лизинга в компании,
ожидаемый эффект от их внедрения
№ п/п
|
Предложения по дальнейшему совершенствованию применения лизингов компании
|
Ожидаемый эффект от их реализации
|
1
|
Изменить структуру управления лизинговой компанией (см. рис.22)
|
Лизинговая компания станет более гибкой в управлении, более конкурентоспособной,
появится база для активизации рекламной деятельности, привлечения новых клиентов,
реализации автолизинга
|
2
|
Ввести в лизинговой компании финансовое планирование, внедрить специализированную
программу по автоматизации лизинга (либо разработать собственными силами)
|
Появится возможность полного и точного владения информацией для высшего
менеджмента компании, улучшится качество принимаемых управленческих решений
|
3
|
Перейти к собственному финансированию мелких лизинговых сделок по
оптимальной структуре финансирования, разработанной в разделе 3.3, особенно по
направлению "автолизинг"
|
Значительное увеличение эффективности использования временно свободных
денежных средств, при вложении таким образом хотя бы 3 млн. руб. экономический
эффект составит 400 тыс. руб.
|
4
|
Необходимо по направлению "автолизинг" изготовить буклеты
с рекламой компании, с указанием возможных лизинговых платежей и с кратким перечнем
необходимого для оформления сделки списка документов; разместить буклеты в автосалонах
|
Резкое увеличение количества лизинговых сделок по автомобилям (примерно
в 2-3 раза), диверсификация лизингового портфеля, появится возможность высокоэффективного
вложения временно-свободных собственных средств, увеличение прибыли
|
5
|
Проводить мероприятия, направленные на создание имиджа компании, участвовать
в проведении симпозиумов и научных семинаров с широким привлечением потенциальных
клиентов, организовывать публикации в печати и демонстрации по телевидению, планировать
и проводить рекламные кампании
|
Формирование брэнда лизинговой компании, привлечение новых клиентов
|
6
|
Повысить материальное стимулирование труда работников в компании путем
разработки и внедрения новой системы премирования сотрудников (для всех сотрудников
базой для расчета премии должны стать объемы заключенных договоров лизинга в целом
по компании, для отдельных служб ввести уточняющие коэффициенты - сумма полученных
кредитов, количество и качество заключенных договоров и т.д.)
|
Повышение мотивации сотрудников, увеличение производительности, сплочение
корпоративного духа.
|
7
|
Выпуск собственных облигаций с целью привлечения "дешевых и длинных
денег"
|
Удешевление лизинговых сделок для лизингополучателей, увеличение количества
клиентов
|
Финансовая аренда (лизинг) в России
имеет сравнительно непродолжительную историю развития. В истории развития законодательства
о лизинге условно можно выделить 3 (три) основных этапа. [37]
Первый этап (конец 80-х годов - 1994
год) характеризуется отсутствием специального правового регулирования лизинговых
правоотношений. По сути, лизинговые правоотношения в этот период регулировались
общими нормами об аренде.
Второй этап (сентябрь 1994 г. - октябрь 1998 г.) характеризуется активным формированием специальной нормативной базы лизинговых
правоотношений.
Его начало ознаменовалось принятием
Указа Президента РФ от 17.09.94 г. № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной
деятельности” (утратил силу). Указ впервые дал определение лизинга и обозначил объекты,
которые могут сдаваться в лизинг. Своей целью Указ объявил поддержку и развитие
малого и среднего предпринимательства, дальнейшее развитие частного бизнеса, повышение
эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства. Все это предполагалось
осуществить с помощью лизинга.
Во исполнение Указа Президента РФ
Правительство РФ 29 июля 1995 г. приняло постановление № 633 "О развитии лизинга
в инвестиционной деятельности", которым было утверждено Временное положение
о лизинге (утратило силу). Во Временном положении давались понятие лизинга, понятия
субъектов и объектов лизинга, права и обязанности сторон, общая сумма лизинговых
платежей. Однако, хотя во Временное положение периодически и вносились изменения,
очень большой круг вопросов остался неурегулированным.
Важной правовой основой лизинговых
операций в России является часть вторая Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ), где
в § 6 гл.34 "Финансовая аренда (лизинг)" имеется шесть статей, непосредственно
посвященных лизингу.
Постановлением Правительства РФ от
26 февраля 1996 г. № 167, утвердившим "Положение о лицензировании лизинговой
деятельности в Российской Федерации", был детально регламентирован процесс
лицензирования лизинговой деятельности. Данное Положение применялось в части, не
противоречащей Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности"
от 25 сентября 1998 года № 158-ФЗ. Однако 1 февраля 2001 года Постановлением Правительства
РФ № 80 было утверждено новое "Положение о лицензировании финансовой аренды
(лизинга) в Российской Федерации", в соответствии с которым предыдущее Положение
признавалось утратившим силу. В настоящее время в связи с принятием Федерального
закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.01 года
№ 128-ФЗ, и в связи с внесением изменений и дополнения в Федеральный закон “О лизинге"
лизинговая деятельность в России перестала быть лицензируемым видом деятельности.
Третий этап (1998 г. - по настоящее время) характеризуется принятием специального закона “О лизинге" от 29.10.1998
г. № 64-ФЗ (в настоящее время наименование Закона изложено в следующей редакции:
“О финансовой аренде (лизинге) ”).
Изменения, внесенные ФЗ от 29.01.02
г. № 10-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О лизинге"
должны положительно сказаться на дальнейшем развитии финансовой аренды в России.
Закон в новой редакции:
Рассмотрим теперь подробнее изменения,
внесенные в Закон о лизинге 23.12.2003 г.
Исключены положения, противоречащие
действующему законодательству. Уточнены термины и определения, используемые в Законе
о лизинге, что позволяет избежать "терминологической" путаницы и получить
четкое представление о сути лизинга. Дано новое определение лизинга, а также понятий
"лизинговый договор" (вместо лизинговой сделки) и "лизинговая деятельность".
Исключены положения, которые пересекаются
с нормами налогового законодательства: определение структуры лизингового платежа,
состава вознаграждения лизингодателя, дохода и прибыли лизинговой компании. Благодаря
этому устранены противоречия между законодательством о лизинге и налоговым законодательством.
Исключены положения, которые противоречили
законодательству, регулирующему деятельность акционерных обществ и обществ с ограниченной
ответственностью. Теперь лизингодатель не имеет права на назначение аудиторских
проверок деятельности лизингополучателя и на участие без права голоса в общих собраниях
учредителей и органов управления лизингополучателя.
Исключено понятие оперативного лизинга,
существовавшее в прежней редакции Закона о лизинге. При такой форме лизинга лизингодатель
не был обязан приобретать имущество для последующей его передачи во владение и пользование.
Эта форма лизинга по своей правовой природе являлась не чем иным, как арендой в
общепринятом понимании этого термина. Именно поэтому налоговые органы справедливо
оспаривали правомерность применения к оперативному лизингу налоговых преимуществ,
предоставляемых участникам лизингового договора, применяя штрафные санкции.
Хотя в Законе о лизинге отсутствует
понятие возвратного лизинга, одно и то же лицо по-прежнему может выступать одновременно
и как продавец оборудования, и как лизингополучатель (п.1 ст.4 Закона о лизинге).
Иначе говоря, в данном случае исключено лишь понятие, но осуществление указанной
процедуры не запрещено.
Из текста Закона о лизинге исключены
положения, предусматривающие возможность бесспорного изъятия лизингодателем предмета
лизинга в случае нарушения лизингополучателем обязательств, принятых им по договору
лизинга. Имущество лизингодателю может быть возвращено, если он договорится об этом
с лизингополучателем. Если такая договоренность не была достигнута, лизингодатель
вправе забрать имущество только при условии расторжения договора. Действующим российским
законодательством предусмотрено два основания для прекращения обязательств в данной
ситуации: расторжение договора в судебном порядке и односторонний отказ от исполнения
договора (в случаях, прямо предусмотренных договором). Для разъяснения этого вопроса
обратимся к арбитражной практике, касающейся аренды.
Пленум Высшего Арбитражного Суда
РФ разъяснил в своем информационном письме вопросы расторжения договора аренды,
а следовательно, и договора лизинга.
Наибольшее количество споров, связанных
с досрочным расторжением договора лизинга, обусловлено нарушением условий об уплате
лизинговых платежей. Если арендные (лизинговые) платежи не внесены более двух раз
подряд (по истечении установленного договором срока), то это является основанием
для досрочного расторжения договора аренды (лизинга) (ст.619 ГК РФ). В информационном
письме (п.26) суд уточнил, что стороны вправе предусмотреть в договоре возможность
его досрочного расторжения по требованию арендодателя в случае однократного невнесения
арендатором арендной платы в установленный договором срок, внесения арендной платы
не в полном объеме, а также в иных случаях неисполнения арендатором принятых им
обязательств. Кроме того, по мнению суда, если указанные условия включены в текст
договора, они могут являться основанием для одностороннего отказа от исполнения
договора со стороны арендодателя (п.27 информационного письма).
В случаях, установленных законом
или договором между банком и клиентом, допускается бесспорное (без согласия клиента)
списание денежных средств (в нашем случае - средств лизингополучателя), находящихся
на банковском счете (ст.854 ГК РФ). Списание денежных средств в бесспорном порядке
допускается только в пределах сумм просроченных платежей. Нужно иметь в виду, что
банки крайне неохотно идут на бесспорное списание денежных средств со счета лизингополучателя,
затягивая процесс и давая возможность клиенту самому перевести денежные средства
со счета. Поэтому эффективность данного способа защиты прав лизингодателя существенно
уменьшается.
Срок действия договора лизинга может
быть меньше срока полной амортизации. В Законе о лизинге отсутствуют какие-либо
ограничения, связанные с определением срока, на который может быть заключен договор
лизинга. Однако если договор лизинга заключен на заведомо короткий срок (существенно
меньший, чем срок амортизации предмета лизинга), существует риск, что сделка будет
признана притворной как прикрывающая сделку купли-продажи с рассрочкой платежа,
а, следовательно, недействительной. В этом случае использование налоговых преимуществ,
которые дает лизинговая сделка (возможность применения механизма ускоренной амортизации),
будет признано неправомерным.
В то же время судебная практика признания
договоров лизинга притворной сделкой отсутствует, что не позволяет сделать однозначный
вывод о том, какой срок договора является достаточным для избежания рисков, связанных
с признанием сделки притворной. Учитывая, что доказать притворность сделки достаточно
сложно, на мой взгляд, достаточным является срок договора, превышающий 50% от срока
полной амортизации имущества (с учетом возможного ее ускоренного списания).
Ранее согласно Закону о лизинге лизингополучатель
не мог быть кредитором лизингодателя в рамках отношений по конкретному предмету
лизинга, за исключением возвратного лизинга (ст.9). Это обстоятельство не позволяло
включать в договор лизинга положения о внесении авансовых платежей, поскольку ГК
РФ классифицирует такие платежи, как предоставление коммерческого кредита в виде
аванса (п.1 ст.823 ГК РФ). В то же время большинство лизинговых компаний требует
от лизингополучателя внесения авансового платежа в размере 20-30% от стоимости предмета
лизинга. Ранее это требование противоречило Закону о лизинге, теперь же в договор
лизинга можно включать авансы, поскольку ст.9 исключена из текста Закона.
До внесения изменений в законодательство
о лизинге при пересмотре размера лизинговых платежей стороны лизингового договора
руководствовались ГК РФ (ст.614), согласно которому они могли осуществлять такой
пересмотр не чаще одного раза в год. Это усложняло работу обеих сторон лизингового
договора, так как большинство договоров содержало оговорку о праве лизингодателя
на пересмотр размера лизинговых платежей в связи с инфляцией, изменением курса доллара
и т.д., то есть потребность в таких изменениях возникала чаще одного раза в год.
Новой редакцией Закона о лизинге установлено право на пересмотр размера лизинговых
платежей не чаще одного раза в три месяца, если иное не предусмотрено договором
лизинга (п.2 ст.28 Закона).
Подводя итог, можно сказать, что
с внесением изменений в Закон о лизинге устранены многие проблемы, препятствовавшие
развитию лизинга в России.
Необходимо отметить и международно-правовые
документы. В 1988 г. в Оттаве была заключена Конвенция УНИДРУА о международном финансовом
лизинге. Россия к данной Конвенции присоединилась только в 1998 г. в связи с принятием Федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции
УНИДРУА о международном финансовом лизинге" от 8 февраля 1998 г.
Таким образом, в настоящее время
права и обязанности сторон договора лизинга регулируются гражданским законодательством
Российской Федерации, Федеральным законом “О финансовой аренде (лизинге) ” и договором
лизинга. При международном лизинге они устанавливаются в соответствии с Федеральным
законом "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном
финансовом лизинге" от 8 февраля 1998 г.
Помимо вышеуказанных нормативных
актов был принят целый ряд нормативных документов, регулирующих различные аспекты
лизинга (налоговые, таможенные, бухгалтерские, антимонопольные, в области предоставления
информации в Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ России), в области поддержки
агропромышленного производства и авиации, и так далее), а также определяющих его
особенности в различных отраслях (например, Постановление Правительства РФ от 27
июня 1996 г. № 752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности
в Российской Федерации" или Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. № 915 "О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы").
Наиболее значимым в свете лизинговых
правоотношений является налоговое законодательство. Так, 6 августа 2001 года Президентом
РФ был подписан Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими
силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах". В соответствии
с пунктом 14 данного закона с 1 января 2002 года вступила в силу Глава 25
"Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ (далее НК). Принятая
Глава "Налог на прибыль" сохраняет за лизингом преимущества и делает его
эффективным источником финансирования капитальных вложений предприятий. По-прежнему
данный способ финансирования будет позволять минимизировать затраты предприятия
в сравнении с другими источниками.
Что касается взаимодействия лизинговых
компаний с Комитетом РФ по финансовому мониторингу, то в этой сфере существует целый
блок нормативных актов. Основополагающими актами являются:
1
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,
и финансированию терроризма" - в соответствии с которым операция с денежными
средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую
она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной
валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная
операция относится к операции, связанной с получением или предоставлением имущества
по договору финансовой аренды (лизинга);
2
Указ Президента РФ от 01.11.01 г. № 1263 “Об уполномоченном органе
"Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем" - в соответствии с которым этим органом является
Комитетом РФ по финансовому мониторингу;
3
Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 245 "Об утверждении Положения о представлении информации в Комитет Российской Федерации
по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами
или иным имуществом" - которым утверждено Положение о представлении информации
в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими
операции с денежными средствами или иным имуществом;
4
Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2002 г. N 983-р Об утверждении Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными
средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем - утвердившее Рекомендации
по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным
имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
5
Постановление Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции
с денежными средствами или иным имуществом" - в соответствии с которым правила
внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца.
Правила внутреннего контроля представляются на согласование в соответствующий надзорный
орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций
- в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих
дней с даты их утверждения;
6
Постановление Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 28 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому
мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным
имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" - которое
определяет порядок постановки на учет в Комитете Российской Федерации по финансовому
мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным
имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
7
Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 1 июля 2002 г. N 41 "Об утверждении Положения о территориальных органах КФМ России и схемы их размещения";
8
Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 3 сентября 2002 г. N 62 "Об утверждении Инструкции о представлении в Комитет Российской Федерации по финансовому
мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года
N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем" - который устанавливает правила по Идентификации и учету организаций
в КФМ России, виды и способы представления информации в КФМ России, получение и
использование организациями АРМ "Организация", формирование и направление
организациями СЭД и СПД, контроль КФМ России полученных, обеспечение информационной
безопасности при передаче СЭД, ведение КФМ России нормативно-справочной информации,
используемой при представлении информации в КФМ России;
9
Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 31 января 2003 г. N 9 "Об утверждении формы Карты постановки на учет в КФМ России организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами и иным имуществом, в сфере деятельности которых
отсутствуют надзорные органы".
10
Приказ Комитета РФ по финансовому мониторингу от 07.02.2003 N 15
"Об утверждении Положения "О согласовании правил внутреннего контроля
организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом,
в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. "
В соответствии с Федеральным законом
от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от
25 июля, 30 октября 2002 г.) - лизинговые компании, как и другие финансовые организации,
работающие с денежными ресурсами, обязаны предоставлять в Комитет финансового мониторинга,
контролирующий информацию обо всех операциях с денежными средствами или иным имуществом,
если суммы, на которые они совершаются, равны или превышают 600 000 рублей либо
равны сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышают ее,
а по своему характеру данная операция относится к операции, связанной с получением
или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга), а также о
сделках, которые являются подозрительными, в соответствии с критериями, определенными
нормативными актами Комитета по финансовому мониторингу.
На мой взгляд, лизинговые компании
разумно было бы исключить из списка организаций, ответственных за предоставление
вышеуказанной информации.
В настоящее время вопросы, связанные
с регулированием лизинговых отношений антимонопольными органами, отражены в двух
Законах: Законе от 22.03.91 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) и Законе от
23.06.99 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
В п.1 ст.18 Закона о конкуренции
указано, что получение в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом
(группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого
хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет
сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных
активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество, осуществляется с предварительного
согласия федерального антимонопольного органа.
Предварительное согласие на осуществление
таких сделок требуется в случаях, если суммарная балансовая стоимость активов лиц,
указанных в п.1 ст.18 Закона о конкуренции, превышает 200 тыс. минимальных размеров
оплаты труда или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр
хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо
приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего
субъекта.
Если суммарная балансовая стоимость
активов лиц, указанных в п.1 ст.18 Закона о конкуренции, больше 100 тыс. МРОТ, но
меньше 200 тыс. МРОТ необходимо только уведомить федеральный антимонопольный орган
о заключении лизинговой сделки в 45-дневный срок после ее заключения.
Таким образом, уведомлять или получать
разрешение в федеральном антимонопольном органе лизингополучатель должен в том случае,
если одновременно стоимость лизингового имущества превышает 10% балансовой стоимости
основных производственных средств и нематериальных активов лизингодателя, а суммарная
стоимость активов лизингодателя и лизингополучателя превышает 100 тыс. МРОТ или
один из них внесен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного
товара более 35%.
Закон "О защите конкуренции
на рынке финансовых услуг" в меньшей мере касается участников лизинговой сделки,
так как, во-первых, определение доминирующего положения на рынке лизинговых услуг
возложено непосредственно на антимонопольные органы, во-вторых, доминирующее положение
лизинговой организации на рынке лизинговых услуг не является нарушением антимонопольного
законодательства, а служит только основанием для осуществления систематического
наблюдения за ее деятельностью со стороны антимонопольных органов.
Таким образом, на сегодняшний день
существует еще один орган государственной власти, контролирующий лизинговые компании
на территории РФ - Министерство по антимонопольной политике РФ. В определенных законодательством
случаях, участникам лизинговых отношений необходимо обращаться в антимонопольный
орган за предварительным согласием или уведомлением о совершении сделки. Несоблюдение
этих условий может повлечь за собой либо наложение антимонопольным органом штрафных
санкций, либо являться основанием для признания сделки в судебном порядке недействительной
по иску антимонопольного органа.
В заключение перечислим наиболее
важные изменения, которые были внесены в законодательство о лизинге в течение последнего
времени. Приведен в соответствие с Гражданским кодексом РФ Федеральный закон от
29.10.98 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге).
Лизинг исключен из перечня лицензируемых видов деятельности. Исключено понятие оперативного
лизинга. Устранены в целом противоречия закона о лизинге с налоговым, таможенным,
гражданским законодательством. Финансовая аренда (лизинг) отнесена к операциям,
подлежащим обязательному контролю (подп.5 п.2 ст.6 Федерального закона от 07.08.01
№ 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем"). Лизинговые сделки на сумму, равную или превышающую 600 000 руб., подлежат
обязательному контролю со стороны Комитета по финансовому мониторингу (п.1 ст.6
Закона № 115-ФЗ).
Финансовая аренда (лизинг) является
важным источником долгосрочного и среднесрочного финансирования для предприятий
во многих странах, независимо от их величины или уровня развития. Механизм лизинга
обеспечивает дополнительный приток финансирования в производственный сектор, способствуя
увеличению внутреннего производства, росту продаж внеоборотных активов и развитию
финансовых механизмов, доступных предприятиям.
Одним из возможных источников ускорения
экономического роста является сектор малого бизнеса. Лизинг является эффективным
механизмом финансирования этого сектора, который банковская сфера традиционно обходит
стороной. Сейчас все большее количество лизингодателей в своей деятельности ориентируется
на малые и средние предприятия. Малые и средние предприятия являются клиентами 78%
лизинговых компаний.
Развитая лизинговая отрасль расширит
возможности финансирования реального сектора экономики, будет способствовать росту
внутреннего производства, реализации основных средств, а также расширит выбор механизмов
финансирования, доступных российским предприятиям.
Итак, лизинг представляет собой вид
инвестиционной деятельности, при которой лизингодатель обязуется приобрести в собственность
обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество
на основании договора финансовой аренды (лизинга) физическому или юридическому лицу
(лизингополучателю) за определенную плату, на определенный срок и на определенных
условиях, установленных договором, с правом выкупа имущества.
Вопрос относительно экономической
сущности лизинга является дискуссионным. Лизинг - это система предпринимательской
деятельности, включающей в себя три вида организационно-экономических отношений:
арендные, инвестиционные и торговые, содержание которых в отдельности полностью
не исчерпывает сущности специфических имущественно - финансовых лизинговых операций.
Лизинг как сложное социально-экономическое
явление, выполняет важнейшие функции по формированию многоукладной экономики и активизации
производственной деятельности. Из многочисленных функций лизинга целесообразно выделить
финансовую, производственную, снабженческую и обеспечение налоговых льгот.
В среднем доля лизинга в общем объеме
инвестиций Европы составляет 12,5%. Что, на мой взгляд, должно стать ориентиром
для российского рынка лизинга - на сегодняшний день для России этот показатель не
превышает 3%. Что свидетельствует о большом потенциале роста лизинга в России. Тем
не менее, можно говорить о том, что объем лизинговой индустрии России незначителен,
а темпы роста очень медленные. На долю РФ приходится всего лишь 0,28% общего объема
лизинговых операций пятидесяти ведущих стран мира. У Японии этот показатель равен
18%, у США - 47%.
Краеугольными камнями законодательной
базы в области лизинга являются: Федеральный закон "О лизинге", часть
вторая Гражданского Кодекса РФ (§ 6 гл.34 "Финансовая аренда (лизинг)")
и глава 25 Налогового Кодекса РФ. Лизинговая деятельность не лицензируется, но подлежит
обязательному контролю со стороны Комитета по финансовому мониторингу и Министерством
по антимонопольной политике.
В целом, рынок лизинга России имеет
следующие недостатки: незначительные пробелы в законодательстве, отсутствие системы
страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках, ограниченный доступ лизинговых
компаний к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам, неразвитость вторичных
рынков оборудования, недостаток квалифицированных кадров в области лизинга, отсутствие
готовых решений в области автоматизации лизинговой деятельности, существующая арбитражная
практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя.
Анализ объекта исследования - лизинговой
компании - выявил ряд присущих ей особенностей, главные из которых: значительная
доля заемных средств; малая величина запасов; значительная доля НДС, подлежащего
к возврату из бюджета; малая величина основных средств по сравнению с величиной
имущества, переданного в лизинг, причем последнее составляет значительную долю активов
компании, являясь одним из основных показателей объемов деятельности компании; подавляющее
преобладание в себестоимости оказанных услуг амортизационных отчислений, деятельность
лизинговой компании в текущем периоде обеспечивает ей доходы как минимум на ближайший
год.
Также следует отметить следующие
особенности деятельности лизинговой компании за первые три года ее существования:
1
не смотря на значительный рост выручки, четко выражена тенденция к
значительному снижению прибыли,
2
в 2005 году МЛК очень серьезно улучшила структуру своего баланса
- в результате с начала 2006 года Сбербанком ей присвоен 2 класс платежеспособности,
что очень положительно сказалось на условиях кредитования,
3
большая часть показателей финансово-экономической деятельности компании
показывает положительную тенденцию.
В основном, лизинговая компания приобретала
для передачи в лизинг легковые автомобили, специальную технику и оборудование, что
характеризует ее как универсальную лизинговую компанию. По срокам лизинговых сделок
превалируют сделки со сроком от 1 до 2 лет. По источникам финансированию лизинговых
сделок преобладают сделки с финансированием лизингополучателей, однако доля таких
сделок неуклонно снижается, что говорит об увеличении доли классического финансового
лизинга с привлечением кредитных ресурсов, объемы привлечения которых значительно
возросли с 2006 года.
Одним из основных клиентов лизинговой
компании с самого начала деятельности и по сегодняшний день является ОАО "УНП",
доля которого в портфеле лизинговой компании составляет порядка 23-25%.
Проведенное исследование по определению
экономической эффективности лизинга выявило, что при лизингополучатель получает
следующие преимущества:
6
значительная экономия на налоге на прибыль;
7
экономия на налоге на имущество;
8
не отвлекаются значительные оборотные средства на приобретение имущества;
9
не ухудшается структура баланса;
10
простота получения имущества в лизинг;
11
возможность длительных сроков договора лизинга;
12
гибкость в определении лизинговых платежах;
13
за счет эффекта масштаба или положения на рынке лизинговая компания
может привлечь финансирование по более низким ставкам.
Итак, лизинг является эффективным
инструментом инвестиционной политики прибыльной компании, обеспечивающий не только
оперативное приобретение основных средств с отвлечением малых сумм из оборотных
средств, но и значительную оптимизацию налогообложения лизингополучателя.
Основными предложениями по дальнейшему
совершенствованию применения лизинга в компании являются - активировать работу по
привлечению клиентов, изменить структуру управления в компании, разработать и внедрить
направление "автолизинг", внедрить практику финансового планирования и
перейти к собственному финансированию мелких лизинговых сделок преимущественно с
автотранспортом по разработанной структуре финансирования: финансировать сроком
на 6 месяцев, обеспечивая себе на весь срок лизинга - от 13 месяцев - маржу в размере
от 5%, реинвестировать возвращаемые денежные средства, обеспечивая поступление маржи
в размере как минимум 13,5% от вложенных средств, экономический эффект за 2007 год
от данной стратегии может составить порядка 0,4 млн. руб.
1.
"Лизинг-ревю", 1998, №5/6, - М.: Издательский дом "Деловая
пресса".
2.
"Лизинг-ревю", 1999, №1/2, - М.: Издательский дом "Деловая
пресса".
3.
"Лизинг-ревю", 1998, №3/4, с - М.: Издательский дом "Деловая
пресса".
4.
Циренщиков В.С., Антюшина Н.М. "Лизинг в Западной Европе: выводы для
России", - М.: Доклад-Институт Европы, 1998, 73с.
5.
Хольнова Е.Г. "Воспроизводство основных фондов в промышленности посредством
лизинга", - Санкт-Петербург: Автореферат, 1998, 20с.
6.
Русол В.В. "Экономическая эффективность лизинга воздушных судов гражданской
авиации", - Москва: АО "Экос", 1998, 100с.
7.
"О лизинге: Федеральный закон Российской Федерации", - Москва,
ИВЦ "Маркетинг", 1999, 28с.
8.
Серегин В.П., Халевинская Е.Д. "Организация, учет и налогообложение
лизинговых операций", - Москва: "Юрист", 1999, 176с.
9.
Газман В.Д. "Рынок лизинговых услуг", - Москва: Фонд "Правовая
культура", 1999, 376с.
10.
Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. "Финансово-промышленные корпорации России:
организация, инвестиции, лизинг", - Москва: ООО ИКК "Дека", 1999,
448с.
11.
Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. "Лизинг как механизм развития
инвестиций и предпринимательства", - Москва: Центр международного частного
предпринимательства CIPE, 1999, 228с.
12.
Самохвалова Ю.Н. "Лизинг в России: правовые основы, бухгалтерский учет,
налогообложение", - Москва: Современная экономика и право, 1999, 57с.
13.
Балтус П., Майджер Б. "Школа европейского бизнеса", "Лизинг-ревю",
1996 г., № 1, - М: Издательский дом "Деловая пресса".
14.
Медведков С.Ю. "Лизинг в экономике США", "США: политика, экономика,
идеология", 1980 г., № 5.
15.
Giovanoli M. Le credit-bail en Europe, 1980, 247p.
16.
В.А. Горемыкин “Лизинг: Практическое учебно-справочное пособие”, - М.: Инфра-М,
1997, 241с.
17.
"Аспекты лизинга: бухгалтерский, валютный и инвестиционный", -
М.: ИСТ-Сервис, 1994, 64с.
18.
Овчаров Д.А. "Развитие лизинга в рыночной Экономике", - М.: МГУ
им. Ломоносова, Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических
наук, 1994, 134 стр.
19.
Акиндинов А.Ю. "Роль лизинговых компаний в рамках финансово-промышленных
групп" / Материалы Второй международной конференции "Развитие лизинга
в Российской Федерации". Вена, 25-26 марта 1998 г., 54с.
20.
Блейк Дж., Амат О. "Европейский бухгалтерский учет: Справочник",
- М.: Филинъ, 1997г., 269с.
21.
Быкова С., Проблемы развития лизинговых операций коммерческих банков / Финансовая
газета, 1998г., № 24.
22.
Волков Н.Г. Комментарий к Федеральному закону от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О лизинге" / Главбух 1998г. - № 22, с.21-29.
23.
Харви М. Лизинг: игра стоит свеч / Экономика и жизнь, 1998г. - № 26, с.34-41.
24.
Чекмарева Е.Н. "Лизинговый бизнес", - М.: Экономика, 1993г., 302с.
25.
World Leasing Yearbook 1998., 19th edition., Ed.
by Christopher Holloway, - London, Euromoney Publication, 1998., 341p.
26.
Малявина А.В., Попов С.А., Пашина Н.Б. "Лизинг и антикризисное управление",
Москва 2002;
27.
"Лизинг в Европе в 2001 году" // "Технологии лизинга и инвестиций"
№2 (10) 2002 г.;
28.
"Лизинг в России стал основным инструментом долгосрочного финансирования"
// "Эксперт" №48, 23 декабря 2002 г., с.80-86
29.
www.pal. by/teoriya/stat/stat19. htm
A
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|