бесплатные рефераты

Предложения по совершенствованию применения лизинга в компании

Заключение лизингового соглашения на длительный срок позволяет возмещать стоимость имущества, а также обеспечивает возможность для опциона. Такой подход к учету лизинговых операций наиболее реально отражает в финансовой отчетности сущность обязательств и активов обеих сторон лизинговой сделки, и дает возможность обоснованно начислять налоги.

Для ознакомления со структурой зарубежных рынков лизинга обзору подвергнется рынок лизинга Европы, как один из самых активных сегментов мирового рынка лизинга. Выбор также обусловлен непосредственной близостью Европы к России и схожими экономическими условиями.

С самого начала можно отметить повышение объемов лизинга в целом (см. Таблицу 5) на 11% в 2001 году и всего лишь на 3% в 2002 году. [27]

При этом лизинг недвижимого имущества по темпам роста в 2001 г. опережает лизинг оборудования практически в 4 раза 23% и 8,9% соответственно, а 2002 г. в 39 раз - 17,77% и 0,45% соответственно. Наибольший прирост объемов лизинговых операций по сравнению с 2000 годом в 2001 году наблюдался в странах Восточной Европы: Венгрии (44%) и Словакии (49%), практически 20% рост в Чехии и Швейцарии; значительно снизились объемы лизинга в Турции (на 53%), что, возможно, объясняется высоким уровнем инфляции в этой стране (69%). Без учета инфляции это падение вышло бы менее резким. Уменьшение объемных показателей (но мене значительное) рынка лизинга произошло также в Австрии, Великобритании, Испании и Польше. В 2005 году лидерами роста с учетом инфляции стали: Турция (69,55%), Эстония (50,67%); лидерами падения объемов лизинга с учетом инфляции стали: Швеция (-21,89%) и Португалия (-11,54%).

По абсолютным показателям лидерство на рынке лизинга сохраняют такие страны Западной Европы как Германия (44 млрд. Евро), Великобритания (35,5 млрд. Евро) и Франция (26,6 млрд. Евро). Их доли на европейском рынке лизинга приведены на рисунке 13.


Рис.13. Географическое распределение объемов лизинга в Европе (2005)


Практически во всех странах-членах LeaseEurope доля лизинга компаний-членов национальных лизинговых ассоциаций превышает 90%, а доля инвестиций по лизингу в общем объеме инвестиций в реальный сектор экономики в отдельных странах достигает 30%.

В абсолютных величинах рост рынка лизинга Европы представлен на рисунке 14.


Рис.14. Динамика имущества приобретенного для передачи в лизинг в Европе


Динамика приобретаемого в лизинг имущества в Европе весьма впечатляет - среднегодовой рост объемов составляет 11%.

В завершение обзора европейского рынка лизинга хотелось бы исследовать долю лизинга в общем объеме инвестиций за 2005 год (См. таблицу 13).


Таблица 13

Доля лизинга в общем объеме инвестиций Европы, 2005

Страна

Доля лизинга в общем объеме инвестиций Европы

Австрия

13,7%

Бельгия

9,8%

Дания

9,1%

Финляндия

4,7%

Франция

16,7%

Германия

11,9%

Италия

16,0%

Нидерланды

6,3%

Португалия

10,1%

Испания

6,6%

Швеция

13,1%

Великобритания

14,6%

Средняя величина

12,5%

Источник: журнал "Технологии лизинга и инвестиций" №2 (10) 2005 г., материалы Leaseurope

Таким образом, в среднем доля лизинга в общем объеме инвестиций Европы составляет 12,5%. Что на мой взгляд, должно стать ориентиром для российского рынка лизинга - на сегодняшний день для России этот показатель не превышает 3%. Впрочем, простое сопоставление со странами, где помимо лизинга есть другие развитые каналы инвестирования в основной капитал, много не даст. Кроме того, в этих странах в отличие от России высока доля малых и средних предприятий, на которые ориентируется лизинговый бизнес, а также несопоставим уровень износа основных фондов. Скорее, можно говорить о другом - для России, где лизинг является перспективнейшим инструментом финансирования инвестиций и где другие каналы развиты слабо, потенциал роста очень высок и вполне может достичь 15-20 % от общего объема финансирования обновления основных фондов.


2.4 Современные проблемы использования лизинга в России и пути их решения


Лизинг является одним из наиболее прогрессивных методов обеспечения производства материально-техническими средствами, который открывает возможность использовать в производственной деятельности не только отдельные виды машин, оборудования, но и технологии, в том числе информационные.

Лизинг на сегодняшний день является одним из немногих способов долго - и среднесрочного финансирования, доступных российским предприятиям. Механизм лизинга привлекателен для лизингополучателей благодаря его экономической эффективности, большей гибкости и доступности по сравнению с банковским финансированием.

Интерес к лизингу начал расти после кризиса 1998 г. В 2003г. объем рынка лизинговых услуг составил 35,2 миллиардов рублей (1,2 миллиардов долларов), в 2004г. - 49,7 миллиардов рублей (1,7 миллиардов долларов), в 2005г. - порядка 72,5 миллиардов рублей (2,3 миллиардов долларов), в 2006 г. - порядка 3,3 млрд. долларов (см. рис.15). Наибольшими темпами растет автолизинг, а также авиализинг.


Рис.15. Динамика лизинга в РФ в 1997-2006 гг.


Тем не менее, можно говорить о том, что объем лизинговой индустрии России незначителен, а темпы роста очень медленные. На долю РФ приходится всего лишь 0,28% общего объема лизинговых операций пятидесяти ведущих стран мира. У Германии этот показатель равен 4,7%, у Японии - 18%, на США приходится 47%, суммарный объем лизинговых сделок в США равен почти 200 миллиардам долларов. Россия находится в конце третьего десятка из пятидесяти участников в рейтинге стран по развитию лизинга.

Самый распространенный предмет лизинга в РФ - сельскохозяйственная техника. Это связано с тем, что на ее приобретение, как правило, выделяется бюджетное финансирование. Далее следует лизинг медицинской техники, автолизинг и лизинг компьютерной техники. Большинство российских лизинговых компаний предлагает грузовой и пассажирский автотранспорт, производственное и телекоммуникационное оборудование.

Сейчас все большее количество лизинговых компаний в своей деятельности ориентируется на малые и средние предприятия (порядка 38%; на средние и крупные - 15%; только на крупные - 7%; на предприятия любых размеров - 40%). Лизинг является эффективным механизмом финансирования этого сектора, который банковская сфера традиционно обходила стороной.

Самым распространенным источником финансирования российских лизинговых компаний являются кредиты российских банков. Также в первую тройку входят коммерческие кредиты поставщиков и средства российских банков-учредителей. Собственные средства как источник финансирования находятся лишь на девятом месте.

Темпы развития лизинга не соответствуют сегодняшним потребностям экономики, и спрос на эти услуги полностью не удовлетворяется. Тем не менее, перспективы рынка лизинговых услуг можно оценить положительно. Скорее всего, вопрос развития лизинга - это всего лишь вопрос времени.

Развитие лизинга положительно скажется на состоянии российской экономики. Один из факторов, препятствующих ускорению экономического роста, - это изношенность основных фондов российских предприятий. Процесс их обновления финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли предприятий и сдерживается отсутствием доступного заемного капитала. Лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, - в переоснащении основных фондов промышленных предприятий.

Существующие препятствия развитию рынка лизинга условно можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера - такие как несовершенство отдельных законодательных норм и правоприменительной практики в сфере лизинга и близких областях; препятствия, имеющие системный характер для российской экономики - то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской деятельности в России; и препятствия, обусловленные исключительно “юностью” российского рынка лизинга.

Среди “технических” препятствий можно выделить следующие.

1) Остаются недоработанными или не соответствуют практике лизинговой деятельности положения в Законе “О финансовой аренде (лизинге) ” в части вторичного использования в целях предоставления в лизинг изъятого имущества, в части однозначного толкования порядка завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю, в части порядка исчисления налогов (НДС) и возмещения НДС и др. Проблемным является регулирование случаев дефолтов лизингополучателей. Законодательство предписывает решать вопрос об изъятии объекта лизинга у неисправного лизингополучателя через суд, но не регламентирует условия, кем, на каких условиях и где будет храниться это имущество во время судебной процедуры. Эта ситуация может очень негативно сказаться на сохранности имущества, при том, что судебные процедуры могут длиться неопределенно долго. Остаются некоторые взаимные противоречия и сложности действующего законодательства и нормативных актов в области лизинга, налогообложения, бухучета, таможенной службы и др.

Однако, на мой взгляд, законодательство в целом достаточно эффективно, и его стабильность и неизменность будут даже в большей степени способствовать развитию лизинга, чем дальнейшее совершенствование.

2) Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство лизинговых компаний создано при банках и кредитуется в банках. Банк, желающий расширить объем лизинговых операций, фактически вынужден создавать еще одну или несколько лизинговых компаний, что ведет к дополнительным издержкам вследствие организационных затруднений и возможного “рассеивания” бренда.

3) Проблема в области лизинга высокотехнологичного оборудования и программных продуктов. Современное высокотехнологичное оборудование, использующееся в различных отраслях экономики, включает в себя как важнейшую составную часть программное обеспечение (по соответствующему законодательству применяется термин “программы для ЭВМ и баз данных”). Зачастую стоимость ПО даже превышает стоимость оборудования, в составе которого используется. Но это же оборудование, которое без программного продукта является просто “грудой железа”, необходимо предоставлять в лизинг. Более того, часто возникает необходимость комплексного участия в лизинговом проекте правообладателей отдельных программных продуктов, которые являются прикладными программами для необходимых лизингополучателям аппаратно-программных комплексов и часто приобретаются отдельно от оборудования. При этом из-за специфики отношений собственности возникают почти непреодолимые законодательные препятствия или, по крайней мере, большие сложности в оформлении договорных документов и необходимость самостоятельного поиска путей обхода законодательных тупиков.

На мой взгляд, следует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение.

Среди “системных” препятствий развитию лизинга можно выделить следующие.

1) Фактически отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках, случаи страхования коммерческих рисков лизинговых сделок имеют пока экспериментальный характер, причем формулировки страховых компаний при страховании финансовых рисков весьма расплывчатые, а ставки высокие.

2) Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя. К счастью, пока это скорее потенциальная, чем насущная проблема для лизинговых компаний. Тем не менее, в условиях замедления экономического роста вопрос регулирования взаимоотношений с неисправным лизингополучателем может стать очень болезненным для многих лизинговых компаний.

Следует четко закрепить за лизингодателем бесспорное право изымать объект лизинга у лизингополучателя в случае существенного нарушения последним условий договора лизинга, поскольку лизингодатель в любом случае заинтересован в благоприятном исходе ввиду имеющихся обязательств по сделке.

3) Вторичные рынки оборудования все еще слабо развиты, что не позволяет в полной мере рассматривать объект лизинга в качестве обеспечения.

4) Для большинства лизинговых компаний “длинное и дешевое" финансирование крайне труднодоступно из-за остающихся высокими рисков отечественных лизингополучателей. На мой взгляд, по крайней мере в Удмуртской республике банки неправильно подходят к кредитованию лизинговых проектов - лизинговая компания, как правило, бывает полностью изучена банком, однако главное направление анализа банка концентрируется на лизингополучателе. Что приводит к тому, что по объему бумажной работы нет разницы - брать кредит клиенту на себя напрямую, либо брать оборудование в лизинг. Лизинговая компания может и должна восприниматься банком как неоспоримый фактор, способствующий положительному решению по инвестиционному проекту по приобретению имущества клиентом в лизинг. Еще одна причина заключается в неразвитости в России источников долгосрочной ликвидности: банковского, пенсионного рынков и рынка страхования.

5) Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов. Наличие таковых позволило бы снизить издержки и риски лизингового бизнеса, сделать лизинг более широкодоступным инструментом.

Препятствия, обусловленные “юностью” российского рынка лизинга, выглядят следующим образом.

1) Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании. Несколько лизинговых компаний самостоятельно разработали необходимое программное обеспечение.

2) Лизинговые компании испытывают трудности с подбором кадров. Квалифицированных лизинговых специалистов пока немного, а опыт специалистов в области кредитования довольно сильно отличается от опыта в области лизингового финансирования. Однако уже сейчас заметна активность в области подготовки лизинговых специалистов: в ВУЗах появились соответствующие специальности, Северо-Западная лизинговая ассоциация реализует специальную программу по сертификации лизинговых специалистов.

3) Российскому рынку лизинга необходимо развитие информационной инфраструктуры. Для этого необходимы усилия всех участников лизингового рынка. Пока же усилия по развитию лизинговой культуры в России, хотя и существуют, но крайне разобщены. Практика координации усилий лизинговых компаний давно и эффективно применяется на Западе - во многих странах такие ассоциации имеют мощные лоббистские возможности.


Таблица 14 - Проблемы, препятствующие развитию лизинга в России, и пути их решения

№ п/п

Проблемы лизинга

Пути их решения


Пробелы в законодательстве:

Создание всероссийской ассоциации лизинговых компаний для внесения законодательных инициатив в Государственную Думу, для лоббирования интересов рынка лизинга России

порядок завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю

Право собственности должно переходить лизингополучателю по окончании срока договора лизинга при погашении лизинговых платежей в полном объеме

 

вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

Разрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

 

в части дефолтов лизингополучателей

Необходимо закрепить положение о том, что во время судебной процедуры объект лизинга должен находится у лизингодателя

 

2

Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме

Увеличить норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, либо устанавливать его на конечных лизингополучателей, минуя лизинговые компании

3

Запрет на лизинг программного обеспечения

Следует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение в составе оборудования

4

Отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках

Необходимо перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую почву

5

Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя

Необходимо законодательно закрепить безусловное право изъятия объекта лизинга без судебных процедур

6

Неразвитость вторичных рынков оборудования

Развитие вторичных рынков оборудования

7

Ограниченный доступ лизинговых компаний к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам

Переход к кредитованию в западных банках, снижение в России ставки рефинансирования, развитие банковской системы

8

Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов

Создание системы общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов, принятие закона о кредитных бюро

9

Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании

Разработка специализированными компаниями программ по автоматизации лизинга

10

Недостаток квалифицированных кадров в области лизинга

Введение министерством образования специальности "Лизинг", либо предмета "Лизинг" в учебный план


3. Лизинг как инструмент инвестиционной политики компании


3.1 Характеристика основных лизинговых проектов компании


Одним из основных клиентов МЛК с самого начала деятельности и по сегодняшний день является ОАО "Удмуртнефтепродукт" (далее - УНП).

ОАО "Удмуртнефтепродукт" - это крупнейшая в республике компания, занимающаяся реализацией всех видов нефтепродуктов. Производственная база ОАО "Удмуртнефтепродукт" включает в себя более 97 автозаправочных станций, расположенных по всей территории Удмуртии, а также 10 нефтебаз, которые осуществляют хранение, перевалку и оптовую торговлю нефтепродуктами по России и на экспорт.

Динамика доли имущества, приобретаемого для передачи в лизинг УНП, приведена в таблице 15.


Таблица 15-Динамика и доля имущества, приобретенного для передачи в лизинг одному из основных клиентов лизинговой компании ОАО "УНП"


2004

2005

2006

сумма, млн. руб.

доля, %

сумма, млн. руб.

доля, %

сумма, млн. руб.

доля, %

Приобретено имущества для ОАО "УНП", без НДС

15,46

28,6%

16,70

51,7%

7,65

19,6%

Балансовая стоимость имущества, приобретенного для передачи в лизинг ОАО "УНП" с учетом выбытия и прибытия

15,46

28,6%

31,79

37,0%

34,25

30,6%


Из таблицы видно, что в среднем доля УНП составляет порядка 23-25%, причем, следует отметить снижение данного показателя в 2006 г. до 30,6% г. - снижение зависимости лизинговой компании от одного клиента, при увеличении объемов лизинговых сделок УНП снижается его доля, растет диверсификация лизингового портфеля. В целом, следует отметить снижение величины приобретаемого имущества для передачи в лизинг с 15-16 млн. руб. в среднем за 2004 и 2005 гг. до 7,6 млн. руб. в 2006 г. С одной стороны, это может быть показателем "насыщения" УНП - приобретено достаточно имущества для оптимального функционирования предприятия. Однако, на самом деле, данный факт, прежде всего, связан с активной инвестиционной политикой УНП по другим направлениям - в частности, это инвестиции в уставные капиталы других предприятий. В ближайшее же время объем лизинговых сделок с УНП должен значительно возрасти. В плане стоит реконструкция старых и постройка новых автозаправочных станций. Рост объемов, должен составить как минимум 220%.

В основном, для УНП в лизинг приобретается имущество для автозаправочных станций - 56% (см. Рис.16).


Рис.16. Структура имущества, переданного в лизинг одному из основных клиентов лизинговой компании ОАО "УНП"


По состоянию на декабрь 2006 года с УНП заключено более 120 договоров на общую сумму лизинговых платежей более 85 млн. руб., порядка 50% из которых уже погашено, закончено 26 договоров лизинга, приобретено имущества на сумму более 65,4 млн. руб.

Доля лизинговых платежей по договорам лизинга с УНП в общем объеме лизинговых платежей составляет в среднем за 2004 г-2006 г.41,5% (См. Рис.17).


Рис.17. Динамика и структура лизинговых платежей


Таким образом, по вышеприведенным показателям УНП можно назвать основным стратегическим клиентом МЛК, обеспечивающим около трети выручки компании. Именно на УНП направлено большинство лизинговых проектов лизинговой компании, экономическая эффективность которых представлена в разделе 3.3 настоящей главы.

3.2 Экономическая эффективность лизинговых проектов компании


С вступлением в силу главы 25 Налогового Кодекса "Налог на прибыль организаций" 1 января 2002 г. лизинг стал во многих случаях наиболее выгодным с налоговой точки зрения способом приобретения основных средств. До этого момента Закон о налоге на прибыль предусматривал возможность получения предприятиями льготы по капитальным вложениям. При этом капитальные вложения производственного назначения, произведенные за счет нераспределенной прибыли, снижали налоговую базу по налогу на прибыль, но не более чем на 50%. При наличии достаточной базы по налогу на прибыль, предприятия могли дважды снижать свою налогооблагаемую прибыль на сумму приобретаемых производственных основных средств, что было более эффективно, чем применение ускоренной амортизации, предусмотренной в случае лизинга.

Глава 25 НК по налогу на прибыль отменила вышеуказанную льготу по капитальным вложениям, оставив налогоплательщикам право трехкратной ускоренной амортизации предмета лизинга. Предоставленное налогоплательщикам право относить на расходы проценты независимо от вида кредитора (по займам от других предприятий или по банковским кредитам) и от цели заимствования (текущая деятельность или капитальные вложения) во многих случаях не компенсирует потери льготы по капитальным вложениям. В этих условиях выгодным вариантом налогового планирования является трехкратная амортизация, которая позволяет раньше отнести на расходы в целях налога на прибыль стоимость предмета лизинга, сдвинув, таким образом, платежи налога на прибыль на более поздние периоды, в которые уже полностью самортизированный в налоговых целях предмет лизинга будет продолжать эксплуатироваться. Применение трехкратной амортизации позволяет снизить налог на прибыль в течение срока ускоренной амортизации, если налогоплательщик в это время имеет достаточную прибыль. Оборотные средства, сохраненные в результате налоговой экономии, могут быть реинвестированы с получением предприятием дополнительной прибыли. Кроме этого, ускоренная амортизация будет быстро снижать базу по налогу на имущество (остаточную стоимость), что в течение срока эксплуатации предмета лизинга приведет к снижению общей суммы налога на имущество предприятия.

К тому же лизингополучателю возмещается из бюджета НДС с лизинговых платежей. При прямой покупке, либо при покупке в кредит НДС возмещается лишь со стоимости приобретаемого имущества.

Все затраты связанные с приобретением оборудования (в том числе монтаж, пуско-наладка, обучение персонала, таможенное оформление и т.д.) полностью включаются лизингодателем в лизинговые платежи. А отнесение лизинговых платежей на себестоимость позволяет сократить платежи налога на прибыль, что невозможно ни при прямой закупке, ни при кредите, где суммы стоимости имущества платятся из чистой прибыли.

В том случае, если используемое оборудование числится на балансе лизинговой компании, лизингополучатель учитывает его на забалансовом счете, не ухудшая структуру своего баланса.

Таким образом, при использовании лизинга лизингополучатель получает следующие преимущества:

1       экономия на налоге на прибыль;

2       экономия на налоге на имущество;

3       большее возмещение НДС;

4       не отвлекаются значительные оборотные средства на приобретение имущества;

5       не ухудшается структура баланса.

Для того чтобы рассчитать общую сумму расходов на приобретение основных средств, возникающих при лизинге и кредитовании, необходимо ясно представлять себе суть расходов.

При лизинге расходы состоят из ряда лизинговых платежей, выплачиваемых в течение нескольких лет, и выплат налога на имущество с момента постановки оборудования на баланс и до его полной амортизации.

При получении кредита на покупку имущества расходы представляют собой выплату основной суммы долга, процентов по кредиту и налога на имущество.

Кроме того, при оценке эффективности обоих вариантов следует рассматривать период полной амортизации оборудования, поскольку амортизационные отчисления по оборудованию оказывают существенное влияние на размер уплачиваемых налогов даже после окончания срока лизинга и кредита. Также необходимо учитывать и экономию по налогам.

Важнейшим преимуществом приобретения оборудования в лизинг является право сторон лизингового договора применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3 как при линейном, так и при нелинейном методе начисления амортизации для целей налогообложения. Более того, если предмет лизинга эксплуатируется в условиях агрессивной среды, ускоряющей износ, коэффициент 3 может быть умножен на дополнительный коэффициент, но не выше 2 (п.7 ст.259 НК РФ).

Существует лишь одно ограничение при применении ускоренной амортизации к предмету лизинга: она не распространяется на основные средства, входящие в первую, вторую и третью амортизационные группы1, если амортизация по ним начисляется нелинейным методом.

Лизинговое имущество может учитываться на балансе как лизингодателя, так и лизингополучателя (п.1 ст.31 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"; далее - Закон о лизинге). Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга (п.2 ст.31 Закона о лизинге).

Применение механизма ускоренной амортизации позволяет лизингополучателю существенно уменьшить выплаты по налогу на прибыль в первые годы после приобретения основных средств независимо от того, учитывается имущество на балансе лизингополучателя или лизингодателя.

В случае, когда лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль лизингополучателя, относятся лизинговые платежи за вычетом амортизации (п.10 ст.264 НК РФ), а также суммы амортизационных отчислений, начисленных в указанном ранее порядке.

Если учет приобретаемых основных средств ведется на балансе лизингодателя, то у лизингополучателя к расходам, уменьшающим прибыль, относятся лизинговые платежи в полном объеме (п.10 ст.264 НК РФ).

При приобретении имущества в собственность за счет получения кредита законодательством не предусмотрены какие-либо особенности применения ускоренной амортизации. Как и в любом другом случае возможна ускоренная амортизация при эксплуатации этого имущества в агрессивной среде или в условиях повышенной сменности (максимальный коэффициент не выше 2). Таким образом, в большинстве случаев возможность ускоренной амортизации собственного имущества законодательством не предусмотрена.

При приобретении оборудования в собственность за счет получения кредита расходами, уменьшающими налогооблагаемую прибыль, являются амортизационные отчисления и проценты по кредиту.

В этом случае Налоговым кодексом РФ не предусмотрены льготы для компаний, приобретающих основные средства. Как уже было сказано выше, амортизация начисляется на общих условиях. Проценты по кредиту включаются в расходы также на общих условиях. Это значит, что расходами признаются проценты в размере, не превышающем более чем на 20% среднюю ставку по аналогичным долговым обязательствам (в том же квартале). При отсутствии информации о сопоставимых долговых обязательствах предельная величина процентов, признаваемых расходами, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - если обязательство выдается в рублях, и равной 15% - если обязательство выдается в валюте (п.1 ст.269 НК РФ).

Поскольку расходы, как по договору лизинга, так и при получении кредита осуществляются в течение нескольких лет, для их оценки необходимо применить показатель так называемой дисконтированной стоимости.

Дисконтирование денежных потоков - это определение стоимости денежных потоков, относящихся к будущим периодам, на настоящий момент времени.

Базовая расчетная формула для дисконтирования:


 (3.3.1.)


где

PV - дисконтированная стоимость, то есть сегодняшняя стоимость будущих денежных потоков (через квартал, год, несколько лет);

Ci - денежные потоки за периоды с 1 по n-й год;

r - ставка дисконтирования.

Таким образом, эффективность приобретения оборудования каким-либо путем (лизинг, кредит, прямая покупка) сравнивается на основе показателя дисконтированной стоимости расходов на его приобретение за весь период амортизации оборудования за вычетом налоговой экономии.

В качестве примера рассчитаем эффективность приобретения в лизинг на срок 36 месяцев оборудования стоимостью в 1 млн. руб. со сроком полезного использования 9 лет с 30% задатком (с равномерным распределением на весь срок лизинга), с привлечением кредита в Сбербанке под 17% годовых на срок 36 месяцев с равномерным погашением, с маржой лизинговой компании 3% в год от первоначальной стоимости имущества без НДС. Сумма квартального платежа компании, приобретающей оборудование, по погашению кредита (П):


П = С% по кредиту + ОСкредита (3.3.2.)


где С% по кредиту - квартальная сумма процентов по кредиту;

ОСкредита - квартальная выплата основной суммы кредита.

Сумма расходов за квартал, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (Sрасходов):


Sрасходов = С% по кредиту + А + Нимущество (3.3.3.)


Где А - квартальная сумма амортизации в целях налогообложения;

Нимущество - квартальный налог на имущество.

Сумма квартальной экономии налога на прибыль (Sэкономии):


Sэкономии = Sрасходов х 24% (3.3.4.)


где 24% - ставка налога на прибыль

Результаты расчета приведены в табл. 20.

Таблица 16-Платежи по кредиту, руб.

Период, кв,

Налог на имущество

Погашение кредита с процентами

Зачет НДС

Уменьшение налога на прибыль

1

-4 596,28

-84 913,62

152 542,37

12 531,69

2

-4 531,54

-84 995,13

0,00

12 533,88

3

-4 466,81

-82 486,53

0,00

11 972,94

4

-4 013,65

-79 760,58

0,00

11 271,53

5

-4 078,39

-77 107,08

0,00

10 710,16

6

-4 013,65

-74 996,96

0,00

10 235,86

7

-3 948,92

-72 488,36

0,00

9 674,93

8

-3 495,76

-69 871,08

0,00

8 997,14

9

-3 560,50

-67 326,26

0,00

8 459,40

10

-3 495,76

-64 998,78

0,00

7 937,85

11

-3 431,03

-62 490,18

0,00

7 376,91

12

-2 977,87

-59 981,58

0,00

6 722,76

13

-3 042,61

0,00

0,00

6 379,94

14

-2 977,87

0,00

0,00

6 364,41

15

-2 913,14

0,00

0,00

6 348,87

16

-2 459,98

0,00

0,00

6 240,11

17

-2 524,72

0,00

0,00

6 255,65

18

-2 459,98

0,00

0,00

6 240,11

19

-2 395,24

0,00

0,00

6 224,58

20

-1 942,09

0,00

0,00

6 115,82

21

-2 006,83

0,00

0,00

6 131,36

22

-1 942,09

0,00

0,00

6 115,82

23

-1 877,35

0,00

0,00

6 100,28

24

-1 424, 20

0,00

0,00

5 991,53

25

-1 488,94

0,00

0,00

6 007,06

26

-1 424, 20

0,00

0,00

5 991,53

27

-1 359,46

0,00

0,00

5 975,99

28

-906,31

0,00

0,00

5 867,23

29

-971,05

0,00

0,00

5 882,77

30

-906,31

0,00

0,00

5 867,23

31

-841,57

0,00

0,00

5 851,69

32

-388,42

0,00

0,00

5 742,94

33

-453,15

0,00

0,00

5 758,47

34

-388,42

0,00

0,00

5 742,94

35

-323,68

0,00

0,00

5 727,40

36

129,47

0,00

0,00

5 618,64

ИТОГО

-83 898,31

-881 416,13

152 542,37

262 967,43

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ