бесплатные рефераты

Принципы исчисления уплаты налогов и сборов в ОАО "Российские железные дороги"

Одновременно суммы налога, подлежащие уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, доводятся до филиалов по электронным каналам связи.

Филиалы ОАО «РЖД» не позднее 27 числа каждого месяца налогового периода и не позднее 27 марта года, следующего за налоговым периодом, передают своим структурным подразделениям по извещениям (авизо) суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Обособленные подразделения ОАО «РЖД», через которые уплачивается налог в бюджет субъекта Российской Федерации, не позднее 28 числа каждого месяца налогового периода и не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом, перечисляют суммы налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим особенности уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

ОАО «РЖД» признается пользователем недр в соответствии с законодательством Российской Федерации и является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых.

Оценка стоимости добытого полезного ископаемого производится Департаментом бухгалтерского учета по каждому виду полезного ископаемого на основании представленных филиалами и другими обособленными подразделениями ОАО «РЖД» расчетов о количестве добытого и объемах реализации полезного ископаемого в отчетном периоде, как при наличии государственных субвенций, так и без таковых/40/.

Расчеты о количестве добытого полезного ископаемого и объемах его реализации СКЖД - филиалом ОАО «РЖД» представляются в Департамент бухгалтерского учета до 17 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Начисление и уплата налога производится Департаментом бухгалтерского учета ОАО «РЖД» в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Копии платежных документов, подтверждающих уплату налога на добычу полезных ископаемых, Департаментом бухгалтерского учета направляются в СКЖД - филиал ОАО «РЖД».

Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых формируется Департаментом налоговой политики и методологии налогового учета и в срок не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляется в налоговый орган по месту нахождения ОАО «РЖД».

Также СКЖД-филиал ОАО «РЖД» уплачивает водный налог, особенности, уплаты которого рассмотрим далее.

Обязанности ОАО «РЖД» по представлению налоговых деклараций и уплате водного налога возлагаются на филиалы и другие обособленные подразделения ОАО «РЖД», осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СКЖД - филиал ОАО «РЖД» и его структурные подразделения уплачивают налог и представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту нахождения объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 333.14 и 333.15 НК РФ).

Особенности исчисления и уплаты акцизов СКЖД – филиалом ОАО «РЖД» представлены ниже.

ОАО «РЖД» формирует сводную по филиалам и другим обособленным подразделениям ОАО «РЖД» налоговую декларацию по акцизам и представляет ее в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет.

Сводная налоговая декларация по акцизам формируется на основании представленных налоговых деклараций по акцизам в налоговые органы по месту деятельности обособленных подразделений ОАО «РЖД», осуществляющих операции с подакцизными товарами.

Налоговые декларации по акцизам обособленными подразделениями ОАО «РЖД» представляются в Департамент бухгалтерского учета до 23 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Начисление налога производится на уровне обособленного подразделения ОАО «РЖД», осуществляющего операции с подакцизными товарами.

Филиалы ОАО «РЖД», структурные подразделения которых уплатили акциз, представляют в Департамент бухгалтерского учета копии платежных документов, подтверждающих уплату данного налога.

В ОАО «РЖД» сумма единого социального налога (ЕСН) исчисляется как соответствующая процентная доля налоговой базы и уплачивается отдельно в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Сумма налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате по месту нахождения СКЖД - филиала ОАО «РЖД», определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся филиалу.

Подлежащая уплате по месту постановки на налоговый учет ОАО «РЖД» сумма налога (авансового платежа по налогу), определяется как разница между общей суммой налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате ОАО «РЖД» в целом, и совокупной суммой налога (авансового платежа по налогу), подлежащей уплате по месту нахождения филиалов и других обособленных подразделений ОАО «РЖД».

СКЖД – филиал ОАО «РЖД» не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 17 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, представляют в Департамент бухгалтерского учета данные об исчисленных ежемесячных и ежеквартальных авансовых платежах по налогу. Данные об исчисленном и уплаченном налоге за налоговый период представляются в Департамент бухгалтерского учета не позднее 27 марта, следующего за налоговым периодом.

Суммы федеральных налогов и сборов, уплачиваемых СКЖД – филиалом ОАО «РЖД» приведены в таблице 3.


Таблица 3 - Суммы федеральных налогов и сборов, уплачиваемых СКЖД - филиалом ОАО "РЖД", тыс. руб.

Вид налога

2006 год

2007год

2008 год

Налог на прибыль

1000782

1117459

1325527

Единый социальный налог

536668

625521

742034

Налог на добавленную стоимость

1234576

1340950

1590633

Акцизы по подакцизным товарам

319

365

374

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

230001

268081

318014

Всего

1984600

2300714

2834396


На основании представленной таблицы построим диаграмму (рисунок 5), которая наиболее полно отражает динамику платежей.


Рисунок 5 – динамика уплаты федеральных налогов и сборов с 2006 по 2008 гг., тыс. руб.


Таким образом, в период с 2006 по 2008 гг. наблюдается увеличение сумм федеральных налогов и сборов, уплачиваемых СКЖД – филиалом ОАО «РЖД» в бюджетную систему Российской Федерации. Величина налога на прибыль в 2008г. составила 1325527 тыс. руб., что выше на 208069 тыс. руб. показателя 2007г. и на 324745 тыс. руб. показателя 2006г. Данный факт свидетельствует об увеличении суммы прибыли, получаемой предприятием. Также увеличилась сумма налога на добавленную стоимость с 1234576 тыс.руб. в 2006г. до 1590633 тыс. руб., т.е. на 356057 тыс. руб., соответственно увеличились объемы реализации услуг, работ.

Как видно из диаграммы налог на добавленную стоимость и налог на прибыль составляют наибольшую часть налоговых платежей в бюджет, порядка 74,5% от общей суммы. А величина акцизов наоборот представляет собой незначительную часть платежей – около 0,01% от общей суммы.

Определим, какую часть величина налога на прибыль СКЖД – филиала ОАО «РЖД» составляет в общей сумме налога по предприятию в целом (таблица 4).


Таблица 4 – Соотношение величины налога на прибыль СКЖД – филиала ОАО «РЖД» и ОАО «РЖД» в целом

Величина налога на прибыль

2006 год

2007 год

2008 год

По Северо-Кавказской железной дороге

1000782

1117459

1325527

В целом по ОАО «РЖД»

26278877

34962139

29152174


Таким образом, сумма налога на прибыль по Северо-Кавказской железной дороге в 2006г. составила 3,8%, в 2007г. – 3,25, в 2008г. – 4,5% от общей суммы налога на прибыль ОАО «РЖД».

СКЖД – филиал ОАО «РЖД» уплачивает налог на имущество организаций. Рассмотрим особенности уплаты данного налога.

Налог на имущество организаций устанавливается законами субъектов Российской Федерации в соответствии с главой 30 НК РФ.

Объектом налогообложения по налогу на имущество организаций являются основные средства, признаваемые такими в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ) «Учет основных средств» 6/01, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. № 26н, учитываемые на счете 01 «Основные средства», на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (в части основных средств, предназначенных исключительно для предоставления за плату во временное пользование с целью получения дохода), в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, а также переданное в эксплуатацию имущество, первоначальная стоимость которого сформирована, которое используется для осуществления хозяйственной деятельности и учитывается на субсчетах 08-09-100 «Объекты недвижимости, законченные строительством в текущем периоде» и 08-09-200 «Объекты недвижимости, полученные при наделении имуществом»/40/.

Не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

Налоговая база определяется отдельно по объектам основных средств:

в отношении основных средств, учитываемых на балансе по месту регистрации ОАО «РЖД»;

в отношении основных средств, учитываемых на балансе филиалов и других обособленных подразделений ОАО «РЖД», имеющих отдельный баланс;

в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места регистрации ОАО «РЖД», а также находящегося вне места нахождения филиала и другого обособленного подразделения ОАО «РЖД», имеющего отдельный баланс;

в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

В случае если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое место нахождения на территориях разных субъектов Российской Федерации либо на территории субъекта Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте Российской Федерации в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанная доля определяется самостоятельно филиалом и другим обособленным подразделением ОАО «РЖД» пропорционально протяженности объектов недвижимого имущества в пределах каждого субъекта Российской Федерации.

По истечении каждого отчетного и налогового периода налоговая декларация и расчет по авансовым платежам представляются в налоговые органы по месту нахождения СКЖД - филиала ОАО «РЖД», имеющего отдельный баланс, а также по месту нахождения каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения СКЖД - филиала ОАО «РЖД», имеющего отдельный баланс.

По недвижимому имуществу, находящемуся на территории разных субъектов Российской Федерации, декларация и расчет по авансовым платежам представляются в налоговые органы:

по месту нахождения СКЖД - филиала ОАО «РЖД» в части имущества, расположенного на территории того же субъекта Российской Федерации, что и филиал;

по месту нахождения части объекта недвижимого имущества, находящегося на территории иного субъекта Российской Федерации.

Для представления в налоговые органы, налоговые декларации консолидируются в разрезе по филиалу.

В налоговом учете в целях исчисления налога на прибыль сумма начисленного налога на имущество включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

СКЖД – филиалом ОАО «РЖД» при исчислении налога на имущество организаций используется установленная пунктом 11 статьи 381 НК РФ льгота в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 504. Применение данной льготы позволяет экономить по налогу на имущество организаций около 37 млн. руб. ежегодно.

Далее рассмотрим особенности уплаты СКЖД – филиалом ОАО «РЖД» транспортного налога.

ОАО «РЖД» в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации является налогоплательщиком транспортного налога по всем транспортным средствам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы на ОАО «РЖД» и признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Транспортный налог уплачивается СКЖД – филиалом ОАО «РЖД» в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения транспортных средств в порядке и в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

В случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация, поставлены на временный учет, то уплата транспортного налога по месту их временной регистрации не производится. Уплата налога в отношении транспортных средств, временно зарегистрированных по месту пребывания, производится по месту их постоянной регистрации.

Постановка на учет и уплата транспортного налога по месту нахождения и эксплуатации транспортных средств, производится только в отношении транспортных средств, поднадзорных органам гостехнадзора в соответствии с приказом Минсельхоза России от 13 июля 2004 г. N АК-13/4601.

Суммы транспортного налога и налога на имущество организаций, уплаченные в бюджет представлены в таблице 5.


Таблица 5 – Суммы региональных налогов, уплаченные СКЖД – филиалом ОАО «РЖД», тыс. руб.

Вид налога

2006 год

2007год

2008 год

Транспортный налог

691361

714536

776756

Налог на имущество организаций

296298

306230

332896

Всего

987659

1020765

1109652


Проанализировав данные таблицы 5 можно сделать вывод, что транспортный налог в разрезе региональных налогов составляет большую часть, нежели налог на имущество организаций – около 70%.

Рассмотрим особенности уплаты земельного налога. В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО «РЖД» является налогоплательщиком земельного налога по всем земельным участкам, которые находятся в собственности ОАО «РЖД», филиалов и других обособленных подразделений ОАО «РЖД».

СКЖД - филиал ОАО «РЖД» уплачивает земельный налог:

- за земельные участки, находящиеся в собственности СКЖД - филиала ОАО «РЖД», на основании свидетельства о праве собственности на землю;

- за земельные участки, расположенные под объектами недвижимого имущества, находящимися в собственности СКЖД – филиала ОАО «РЖД» на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество.

Земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются СКЖД – филиалом ОАО «РЖД», исполняющими обязанности по уплате налогов, в бюджеты муниципальных образований по месту нахождения земельного участка в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

СКЖД – филиал ОАО «РЖД» не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет налоговые декларации по земельному налогу.

Налоговые отчисления Северо-Кавказской железной дороги в бюджетную систему Российской Федерации за период с 2006 по 2008 гг. приведены в таблице 6.


Таблица 6 - Поступление налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации

Вид налога

Сумма налога, тыс. руб.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Федеральные налоги и сборы

1984600

2300714

2834396

Региональные налоги и сборы

987659

1020765

1109652

Местные налоги и сборы

30087

30897

32534

Всего

3002346

3352376

3976582


На основании таблицы 6 можно сделать вывод, что наблюдается динамика увеличения сумм налоговых поступлений. В 2008г. по сравнению с 2007г. общая сумма увеличилась более чем на 600 млн. руб. Наблюдается увеличение сумм федеральных налогов и сборов в 2007г. на 316 млн. руб., в 2008г. на 533 млн. руб.; сумм региональных налогов и сборов в 2007г. на 33 млн. руб., в 2008г. почти на 89 млн. руб. Сумма местных налогов и сборов, уплаченных в бюджетную систему РФ, в 2007г. увеличилась на 810 тыс. руб. по сравнению с 2006г., в 2008г. – на 1,6 млн. руб.

Так как Северо-Кавказская железная дорога расположена на территории 11 субъектов Российской Федерации, в том числе на территории Ростовской области, то далее рассмотрим какую часть составляет в процентах суммы федеральных налогов, уплачиваемых СКЖД – филиалом ОАО «РЖД» в федеральный бюджет по Ростовской области.

В 2008 году от налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, поступило в федеральный бюджет администрируемых Федеральной налоговой службой (ФНС) России налогов 30200,6 млн. руб. Структура поступлений налогов и сборов представлена в таблице 7.


Таблица 7 – Структура поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет от налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, млн. руб.

Поступило в федеральный бюджет РФ

2007г.

2008г.

Темпы роста, %

Всего:

28295,3

30200,6

106,7

в том числе




НДС

14590,1

13259,3

90,9

Налог на прибыль

3583,1

4417,8

123,3

Акцизы

2224,3

2901,8

130,5

ЕСН

7022,9

9039,1

128,7


Значительная часть налоговых поступлений получена за счет налога на добавленную стоимость - 44%, единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, - 30 %, налога на прибыль - 15%, акцизов – 10%.

Представим соотношение сумм налоговых платежей СКЖД – филиала ОАО «РЖД» в части, уплачиваемой по Ростовской области, и общей суммы налоговых поступлений в федеральный бюджет от налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области в таблице 8.



Таблица 8 - Суммы налоговых поступлений в федеральный бюджет


Всего по Ростовской области

СКЖД – филиал ОАО «РЖД»

НДС

14590,1

156

Налог на прибыль

3583,1

134

ЕСН

7022,9

78

Всего

25196,1

368


На основании таблицы 8 можно сделать вывод, что общая сумма налогов, уплачиваемая СКЖД – филиалом ОАО «РЖД» составляет 1,5% от общей суммы налоговых поступлений, в том числе сумма налога на прибыль составляет 3,7% от общей суммы налога, налог на добавленную стоимость – 1,07%, единый социальный налог – 1,1%.

На микроэкономическом уровне долю совокупного дохода налогоплательщика, который изымается в бюджет, отражает показатель налоговой нагрузки/20/. Общепринятой методикой определения налогового бремени на организации является порядок расчета, разработанный Министерством финансов России, согласно которому уровень налоговой нагрузки представляет собой отношение всех уплаченных налогов к выручке, включая выручку от прочей реализации:


, (2.2)


где НН – налоговая нагрузка на предприятие;

НП – общая сумма всех уплаченных налогов;

В – выручка от реализации продукции (работ, услуг);

ВД – внереализационные доходы.

Выручка от реализации СКЖД – филиала ОАО «РЖД» в 2008г. составила 22078479 тыс. руб., внереализационные доходы – 1880715 тыс. руб., сумма всех уплаченных налогов – 3976582 тыс. руб. Таким образом, рассчитаем налоговую нагрузку на СКЖД – филиал ОАО «РЖД»:

Уровень налоговой нагрузки на предприятие в 2008 г. составил 17%. Этот показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации, но не характеризует хоть в какой-то мере влияние налогов на финансовое состояние предприятия, так как не учитывает структуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа нужен показатель, который указывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия/30/. Таким образом, налоговую нагрузку рассчитываем по формуле:


, (2.3)


где В - выручка от реализации;

Ср - затраты на производство реализованной продукции без учета налогов;

Пч - фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счет нее.

Затраты на производство реализованной продукции без учета налогов предприятия в 2008 г. составили 15229922 тыс. руб., фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов – 4197502 тыс. руб.

Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30-40 % от дохода.

Уровень налогового бремени в Российской Федерации предприятий, работающих по общей системе налогообложения составляет от 2 до 70 % от суммы выручки. Таковы особенности общей системы налогообложения. И это объясняется не ошибками учета. Налоговая цена полученной выручки у каждого предприятия своя и зависит от показателей, определяющих базы налогообложения по налогам, уплачиваемым предприятием.



3. Оптимизация налоговой нагрузки на СКЖД – филиал ОАО «РЖД»


3.1 Основные способы оптимизации налоговых платежей при налоговом планировании


Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет. Поэтому понятно желание оптимизации налоговых последствий предпринимательских решений, прежде всего посредством налогового планирования.

Налоговое планирование – это неотъемлемая часть управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования/20/. Планирование налогов – это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм отдельных налогов. Налоговое планирование влияет на формирование финансовых результатов деятельности организации. Оно считается составной частью системы финансового управления в организации, ведь в совокупности результаты обеспечивают условия для извлечения максимальной прибыли, повышения эффективности функционирования организации. А стремление к максимизации конечного финансового результата предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта включает в себя, в том числе задачу планирования размера налоговых платежей государству/24/.

Сущность налогового планирования заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязанностей. Таким образом, основной целью налогового планирования является оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по каждому налогу или по их совокупности, повышение объема оборотных средств и как результат увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, повышения эффективности ее работы.

Налоговое планирование в организации основывается на трех подходах к минимизации налоговых платежей:

- использование льгот при уплате налогов;

- разработка учетной политики;

- контроль над сроками уплаты налогов/32/.

Соответственно основы налогового планирования составляют:

- учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;

- разработка учетной политики предприятия и проведение договорных компаний с учетом их налоговых последствий;

- правильное и полное исчисление всех установленных законом льгот, освобождений от налогов и использования обязанностей налогоплательщиков;

- оценка возможностей получений отсрочек и рассрочек по уплате налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.

В настоящее время возросло значение налогового планирования как фактора экономического роста предприятия, что обусловлено, прежде всего, следующими обстоятельствами:

- экономическая нестабильность и часто вносимые поправки в налоговое законодательство делают более конкурентоспособными те организации, которые оперативно реагируют на вносимые изменения, а сделать это, как правило, могут только предприятия, занимающиеся многовариантными расчетами налоговой оптимизации;

- налоговая экономия является резервом для увеличения чистой прибыли предприятия и позволяет осуществлять модернизацию, техническое перевооружение, закупку нового оборудования и т.п., т.е. служит источником финансирования инвестиционных долгосрочных программ и создает основу для финансовой значимости хозяйствующего субъекта;

- максимизация чистой прибыли создает условия для роста дивидендных выплат и соответственно стоимости акций и роста капитализации (цены предприятия).

Оптимизация налогообложения способна принести максимальный эффект именно в момент создания организации, поскольку планирование будущей деятельности происходит при условиях, когда еще не сделано ошибок, которые будет трудно исправлять в дальнейшем.

Оптимизация налогообложения - это система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретного случая хозяйственной деятельности организации. Правильная оптимизация налогообложения (то есть оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами) и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.

С учетом вышеизложенного можно вывести формулу оптимизации налогообложения, под которой понимаются:

- оптимизация системы налогообложения на начальной стадии бизнеса;

- планирование и оценка налоговых рисков с учетом разъяснений Минфина России и налоговых органов;

- сопровождение и анализ сложных сделок с целью планирования и исключения негативных налоговых последствий;

- оценка хозяйственных договоров с точки зрения налоговых рисков;

- разработка хозяйственных договоров и прочей документации с целью снижения налоговых рисков;

- мониторинг действий налоговых органов при проведении налоговой проверки на предмет соблюдения налогового законодательства;

- профессиональная подготовка возражений по акту налоговой проверки и их защита в налоговых органах;

- грамотное ведение дел в суде по оспариванию решений налоговых органов с учетом сложившейся судебной практики.

Процесс работы по созданию и внедрению системы оптимизации налогообложения в уже действующей организации должен как минимум включать следующие этапы:

- проверка бухгалтерского и налогового учета, базы хозяйственных договоров и первичных документов; устранение обнаруженных ошибок; обеспечение необходимого объема и качества первичных документов;

- разработка собственно системы оптимизации налогообложения, которая может предусматривать разделение функций бизнеса хозяйствующего субъекта между несколькими структурными подразделениями и (или) ликвидацию лишних звеньев бизнес-процессов;

- обновление и оптимизация договорной базы, внутренних организационных документов организации, создание системы автономного внутреннего контроля; разработка новых форм договорных отношений с контрагентами;

- разработка необходимых инструментов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов для созданной системы оптимизации.

Планирование различных налогов осуществляется по различным элементам налогов: объекту налогообложения, налоговой базе, налоговому периоду, налоговой ставке, порядку исчисления и сроку уплаты конкретного налога.

Далее рассмотрим основные направления оптимизации основных налогов, уплачиваемых предприятиями.

Оптимизация налога на прибыль является важнейшим моментом принятия предпринимательских решений, так как данный налог оказывает непосредственное влияние, на финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта исходя из принятой им экономической стратегии.

Основные направления оптимизации налога на прибыль:

- обоснование и документальное подтверждение расходов, направленных на получение дохода от реализации продукции, работ, услуг и внереализационного дохода;

- обоснование критериев отнесения расходов к текущим, а не к расходам будущих периодов;

- включение в текст договоров формулировок по расходам в соответствии с положениями главы 25 НК РФ;

- обоснование отнесения расходов к косвенным в целях их учета для целей налогообложения прибыли в текущем периоде в полном объеме;

- осуществление контроля за размером расходов, регулируемых для целей налогообложения прибыли в соответствии с положениями главы 25 НК РФ: представительские, командировочные, страхование работников и имущества и ряд других;

- подписание договоров с покупателями, предусматривая во всех возможных случаях переход права собственности по мере оплаты, учитывая положения ст. 39 НК РФ и то обстоятельство, что контрагент по таким договорам не имеет возможности продавать такое имущество до момента его оплаты;

- обоснование, в договорах наличия штрафных санкций исходя из положений ст. 317 НК РФ;

- обоснование сомнительности долгов в целях обеспечения возможности формирования резервов по сомнительным долгам в соответствии со ст. 266 НК РФ;

- обоснование создания или отсутствия резервов, учитываемых в соответствии с НК РФ при формировании прибыли для целей налогообложения: на ремонт, на обесценение ценных бумаг, на возможные потери по ссудам и другие;

- утверждение расходов на ремонт неамортизируемого имущества в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 253 главы 25 НК РФ;

- обоснование способа начисления амортизации по амортизируемому имуществу;

- рассмотрение возможностей применения ускоренной амортизации, в том числе в случае приобретения имущества путем финансового и оперативного лизинга;

- рассмотрение возможности оптимизации расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли в части включения в них различных премиальных выплат, связанных с производственной деятельностью с учетом налоговых последствий для исчисления единого социального налога;

- другие направления.

Оптимизация косвенного налогообложения происходит, прежде всего, по налогу на добавленную стоимость, процесс планирования которого зависит от того:

- является ли анализируемое предприятие конечным в цепочке производства и реализации соответствующих товаров, работ, услуг и соответственно ему целесообразно использовать освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС и производить реализацию товаров, работ, услуг, освобождаемых от НДС;

- либо продукцию, работы, услуги данного предприятия потребляют другие хозяйствующие субъекты и соответственно ему не целесообразно использовать освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате НДС и производить реализацию товаров, работ, услуг, освобождаемых от НДС, так как в данном случае льготы по НДС носят «мнимый характер».

Основное значение для оптимизации налога на добавленную стоимость имеет своевременное и грамотное осуществление налоговых вычетов. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные главой 21 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты. Как для обоснования права на налоговый вычет по НДС в частности, так и для целей налогового планирования в целом важное значение имеет правильное оформление и своевременное выставление счетов-фактур. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

При налоговом планировании акцизов целесообразно обращать особое внимание на следующие моменты:

- существует ряд операций, не подлежащих налогообложению акцизами;

- необходимо учитывать особенности освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации;

- необходимо правильно и своевременно исчислять суммы акциза, подлежащей возврату;

- необходимо учитывать возможность применения и четко соблюдать порядок применения налоговых вычетов.

Для оптимизации налога на имущество организаций важное значение имеют следующие моменты:

- необходимо произвести расчеты по тем элементам учетной и договорной политики, которые оказывают влияние на величину данного налога. К ним в частности относятся: определение вариантов начисления амортизации по основным средствам, вариантов переоценки основных средств, вариантов оценки материальных ресурсов и расчетов себестоимости материальных ресурсов и др. При этом следует помнить, что, так как источником налога на имущество у предприятий являются прочие расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, то снижение данного налога в определенной степени нивелируется увеличением суммы налога на прибыль. Поэтому необходимо производить одновременно расчеты по всем налогам, на размер которых оказывает влияние тот или иной элемент учетной политики;

- целесообразно проанализировать возможности применения определенных льгот по налогу на имущество.

Планирование единого социального налога, возможно, прежде всего, путем оптимизации объекта налогообложения. Объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Налоговое планирование ЕСН возможно также на основе грамотного определения сумм, не подлежащих налогообложению и учету существующих льгот по данному налогу.


3.2 Основные направления налогового планирования в СКЖД – филиал ОАО «РЖД»


Налоговое планирование на уровне СКЖД – филиала ОАО «РЖД» можно определить как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству.

Далее рассмотрим конкретные методы экономии на налоговых платежах.

Экономия на платежах по единому социальному налогу, налогу на прибыль организаций путем привлечения специалистов к работе не на основе трудовых договоров

Существо организации работ СКЖД – филиала ОАО «РЖД» может заключаться в том, что для ряда функций административно-управленческого характера со специалистами могут заключаться договоры гражданско-правового характера, а не трудовые договоры (например, специалисты юридической службы). Указанные лица могут иметь статус индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, с ними могут быть заключены договоры на оказание конкретных видов услуг. На основании таких договоров работникам выплачиваются вознаграждения. Целесообразность привлечения к работе именно индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, обусловлена тем, что согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ