Развитие финансового обеспечения системы здравоохранения
Во-вторых, потребности в финансировании больницы, рассчитанные
вышеуказанным способом, оказываются существенно выше тех финансовых ресурсов,
которые выделяются Департаментом здравоохранения. В результате показатели
потребности в финансировании отдельных статей расходов той или иной федеральной
клиники, рассчитанные с использованием имеющихся нормативов, корректируются
Департаментом в сторону уменьшения.
Принципы проведения такой корректировки и соответственно
установления итоговых размеров бюджетного финансирования четко не формулируются.
Учреждения должны истратить полученные средства строго по их
целевому назначению (то есть в соответствии с утвержденными показателями
расходов по отдельным статьям) и не имеют права самостоятельно перераспределять
их между разными статьями расходов без разрешения Департамента.
В связи с осуществлением ряда реформ в здравоохранении, количество
предоставляемых средств бюджетом постепенно снижается, так в 2009 году окружной
больнице было предоставлено на 10% меньше бюджетных средств, по сравнению с 2008
годом. А в 2010 году запланировано поступление 753 миллиона рублей в рамках
бюджетного финансирования, что в свою очередь на 7% меньше, чем в 2009 году.
Распределение расходов бюджетных средств представлено в таблице 2.2.2.
Таблица
2.2.2. Структура расходов ОКБ, осуществляемых за счет бюджетных средств (тыс. руб.)
Наименование показателя
2008 год
2009 год
2010 год
Оплата труда и начисления
на оплату труда
564 721,8
507 584,4
518 797,8
Заработная плата
453 673,2
407 148
408 123,6
Прочие выплаты
13 159,2
12 653,4
9 945,6
Начисления на оплату труда
97 889,4
87 783
100 728,6
Приобретение услуг
56 601
58 500,6
35 991,6
Услуги связи
2 562
2 463
1 920
Транспортные услуги
4 108,8
3 156
3 471,6
Коммунальные услуги
20 060,4
25 032,6
30 600
Арендная плата за
пользование имуществом
-
-
-
Услуги по содержанию
имущества
13 801,8
15 055,2
13 800
Прочие услуги
16 068
9 793,8
11 700
Социальное обеспечение
6 120
6 325,8
6 381
Пособия по социальной
помощи населению
6 120
12 325,8
12 381
Молочные смеси
6 087
-
-
Бесплатное приданное
27
-
-
Бесплатное протезирование
6
-
-
Прочие расходы
1 530
2 248,2
1 836
Прочие расходы
1 530
4 048,2
1 836
в т.ч. налоги
1 941
-
-
в т.ч. проезд больных
240
-
-
в т.ч.техосмотр
9
-
-
Поступления нефинансовых
активов
274 791,8
259 284,6
264 829,8
Продолжение таблицы 2.2.2
Наименование показателя
2008 год
2009 год
2010 год
Увеличение стоимости
основных средств
37 317,6
12 336
52 66,2
Увеличение стоимости
нематериальных активов
-
-
-
237 474,2
-
-
Медикаменты, перевязочные
средства и прочие лечебные расходы
203 681,6
179 232
133 072,8
в т.ч.медикаменты
96 831,6
-
-
в т.ч.расходные материалы
97 538,4
-
-
в т.ч. Кислород
3 110,4
-
-
Продукты питания
12 639,6
13 724,4
13 800
Мягкий инвентарь
1 887
94,2
1 200
Прочие расходные
материалы, предметы снабжения
19 266
11 093,4
11 073
ГСМ
-
-
-
ИТОГО:
1 141 238,8
1 026 900
986 982
Таким образом, основную часть расходов бюджетных средств
составляют расходы на оплату труда персонала больницы. На втором месте по
расходам бюджетных средств стоит увеличение основных средств, в основном за
счет приобретения оборудования. Третье по значению направление расходования
бюджетных средств – расходы на медикаменты, перевязочные средства и прочие
лечебные расходы.
Параллельно с бюджетным финансированием существует дополнительный
канал их финансирования – целевое бюджетное финансирование высокотехнологичных
видов помощи.
Эти средства выделяются в виде доплаты за оказание дорогостоящих
(высокотехнологичных) видов помощи. Эта форма бюджетного финансирования была
введена с 1993 г. как средство решения задачи ослабления дефицита
финансовых ресурсов учреждений здравоохранения и поддержания уровня и объема
оказания высокотехнологической помощи. Была введена дополнительная строчка в
бюджете, что всегда является гарантией дополнительных средств. Величина
средств, выделенных в бюджете 1993 г. на эти цели, отражала исключительно
бюджетные возможности и не была подкреплена какими-то серьезными расчетами. Эта
величина стала, в свою очередь, базовой для определения размеров ассигнований
по этой статье в последующие годы. Определение размеров этой добавки происходит
на основе исторически сложившегося уровня финансирования по данной статье
расходов федерального бюджета.
Финансирование высокотехнологичных видов помощи было введено в
рамках механизма сметного финансирования. Выделение ассигнований на оказание
высокотехнологических видов медицинской помощи производилось без увязки с
какими-либо показателями, характеризующими объемы оказываемой высокотехнологичной
медицинской помощи. Выделение средств производится с утверждением каждому
учреждению сметы расходов, производимых за счет данных средств. Особенностью
выделения средств на оказание высокотехнологичных видов помощи является то, что
они предназначаются для осуществления лишь части видов расходов,
предусмотренных экономической классификацией бюджетных расходов. На территории
округа оказывается 104 вида высокотехнологичной медицинской помощи. Среди
наиболее успешно развивающихся направлений – кардиохирургическая помощь,
эндопротезирование суставов, сеансы гемодиализа, вспомогательные репродуктивные
технологии в терапии женского и мужского бесплодия.
В 2010 году в окружной больнице планируется следующий объем
финансирования высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств бюджета:
в сердечнососудистой хирургии – 12 825 тысяч рублей, в гинекологической помощи
– 5 232 тысячи рублей, по травматологическому профилю – 2 532 тысячи рублей. В
целом по всем направлениям – 20 589 тысяч рублей, что на 8,3% больше аналогичных
показателей 2009 года. Распределение расходов средств предоставленных в рамках
финансирования высокотехнологичной медицинской помощи представлено в таблице 2.2.3.
Таблица 2.2.3. Структура расходов ОКБ, в рамках средств,
предоставленных на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи (руб.)
Наименование расхода
Сердечнососудистая
хирургия
Гинекология
Травматология
Итого в 2010 году
150 квот
100 квот
50 квот
300 квот
Оплата труда и начисления
на оплату труда
2 565 000
1 046 400
506 400
4 117 800
Заработная плата
2 211 210
902 070
436 560
3 549 840
Начисления на оплату труда
353 790
144 330
69 840
567 960
Поступления нефинансовых
активов
10 260 000
4 185 600
2 025 600
16 471 200
Увеличение стоимости
материальных запасов
10 260 000
4 185 600
2 025 600
16 471 200
Медикаменты, перевязочные
средства и прочие лечебные расходы
10 260 000
4 185 600
2 025 600
16 471 200
ИТОГО:
12 825 000
5 232 000
2 532 000
20 589 000
Ханты-Мансийскому округу на оказание высокотехнологичной медицинской
помощи в 2010 году выделено 87 770 тысяч рублей. В 2009 году на эти же цели
было предоставлено 86 202 тысячи рублей. Таким образом, 39% бюджетных средств,
направляемых на финансирование высокотехнологичной медицинской помощи в ХМАО,
предоставляется Окружной клинической больнице города Ханты-Мансийска.
2.3 Финансирование «Окружной клинической больницы» за счет
внебюджетных источников
Ассигнования из бюджета являются основным, но не единственным
источником финансирования деятельности учреждений здравоохранения. Вторым по
значимости источником денежных средств является система обязательного
медицинского страхования. Система ОМС в округе построена в соответствии с
федеральным законодательством.
Порядок взаимодействия между участниками системы ОМС определен в
Положении о порядке оплаты медицинской помощи в системе ОМС, утверждаемом
Согласительной комиссией по согласованию тарифов на медицинские услуги и
Порядком информационного взаимодействия в системе обязательного медицинского
страхования, утверждаемым Фондом.
На территории округа медицинская помощь оказывается в соответствии
с Территориальной Программой Обязательного Медицинского Страхования. Так, в
2010 году действует принятый Думой Ханты-Мансийского автономного округа закон о
Территориальной Программе Государственных гарантий оказания гражданам
российской федерации бесплатной медицинской помощи в Ханты-Мансийском
автономном округе – Югре на 2010 год.
Общий объем финансирования Программы составляет 31475,6 млн.
рублей, в том числе средства обязательного медицинского страхования – 6654,0
млн. рублей.
В рамках Территориальной программы ОМС оказываются первичная
медико-санитарная помощь, включая неотложную, специализированная (за
исключением высокотехнологичной) медицинская помощь, предусматривающие также обеспечение
необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством
Российской Федерации в случаях, определенных Программой, в том числе:
·
Амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятий
по профилактике, диспансерному наблюдению (в том числе здоровых детей),
диагностике, лечению заболеваний и реабилитации, в соответствии с утвержденными
медико-экономическими стандартами;
·
Стационарная помощь при острых заболеваниях и обострениях
хронических болезней, отравлениях и травмах, требующих интенсивной терапии и
круглосуточного медицинского наблюдения, патологии беременности, родах и
абортах, плановой госпитализации с целью проведения лечения (включая все виды
обезболивания) и реабилитации в соответствии с утвержденными медико-экономическими
стандартами, в том числе в отделениях восстановительного лечения;
·
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов в соответствии
с утвержденными медико-экономическими стандартами, с лекарственным обеспечением
согласно Перечню лекарственных средств, изделий медицинского назначения и
расходных материалов, применяемых при оказании скорой, неотложной и
стационарной медицинской помощи;
·
Мероприятия по медицинской профилактике заболеваний и
санитарно-гигиеническому просвещению граждан на базе медицинских учреждений, в
составе которых на функциональной основе созданы центры здоровья;
·
Медицинская помощь за пределами территории автономного округа
гражданам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию на
территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Основанием для финансовых расчетов между медицинским учреждением,
Страховщиком, Ханты-Мансийским ОФОМС является договор на предоставление
медицинской помощи по ОМС, иные договоры, тарифы оказания медицинской помощи,
Тарифное соглашение, утвержденные решением окружной комиссии по согласованию тарифов
на медицинские услуги.
Для организации доступности медицинской помощи застрахованным на
всей территории округа, Страховщик заключает договор на предоставление
лечебно-профилактической помощи по ОМС со всеми медицинскими учреждениями,
работающими в системе ОМС, согласно перечня лечебно-профилактических
учреждений, участвующих в реализации программы государственных гарантий
оказания гражданам Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского
автономного округа бесплатной медицинской помощи, в части территориальной
программы обязательного медицинского страхования на соответствующий год.
Оплата медицинской помощи в системе ОМС производится на основании
выполненных медицинскими учреждениями объемов медицинской помощи по тарифам.
Тарифы оказания медицинской помощи установлены по следующим видам медицинской
помощи:
– амбулаторно-поликлиническая помощь, включая медицинскую
помощь, оказываемую, при плановой госпитализации с целью проведения лечения и
реабилитации, не требующего круглосуточного медицинского наблюдения (дневной
стационар);
– стационарная помощь;
– стоматологическая помощь.
Средства обязательного медицинского страхования, полученные
медицинскими учреждениями по договору на предоставление
лечебно-профилактической помощи по ОМС могут использоваться на следующие цели:
оплата труда и начисления на оплату труда, медикаменты, перевязочные средства и
прочие лечебные расходы, мягкий инвентарь и обмундирование, продукты питания.
Окружной клинической больнице в 2008 и в 2009 году в рамках
обязательного медицинского страхования было предоставлено 150,5 и 167,6 млн.
рублей соответственно. Структура расходов средств обязательного медицинского
страхования представлена в таблице 2.3.1.
Таблица 2.3.1. Состав расходов средств обязательного медицинского
страхования в окружной больнице (руб.)
Вид расхода
2008 год
2009 год
2010 год
Оплата труда и начисления
на оплату труда
22 382 424
25 065600
27 549 600
Заработная плата
20 726 713
20 798 400
22 873 800
Начисления на оплату труда
1 655 710
4 267 200
4 675 800
Услуги по содержанию
имущества
13 925 280
4 383 000
4 815 000
Прочие услуги
752 878
1 474 200
1 620 000
Увеличение стоимости
основных средств
64 149 797
43 356 600
47 626 800
Медикаменты, перевязочные
средства и прочие лечебные расходы
62 460 975
37 840 800
41 617 800
Продукты питания
641 514
4 912 800
4 912 800
Мягкий инвентарь
130 200
2 947 200
2 947 200
Прочие расходные
материалы, предметы снабжения
16 800
2 826 000
2 827 200
ИТОГО:
150 534 588
122 806 200
133 916 400
По окончании календарного месяца окружная клиническая больница
формирует и предоставляет в ОФОМС реестр медицинской помощи, фактически
оказанной в рамках Территориальной программы обязательного медицинского
страхования, в том числе оказанной Застрахованным за пределами округа. Фонд
проводит форматно-логический контроль, по окончании которого формируется акт
форматно-логического контроля.
Форматно-логический контроль представляет собойавтоматизированный
контроль файлов, содержащих информацию о застрахованных гражданах, оказанной
медицинской помощи и результатах контроля, проведенного Страховщиками, на
соответствие утвержденному формату, регистру застрахованных граждан, Положению,
правилам обязательного медицинского страхования граждан на территории
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, иным нормативно – методическим
документам, регламентирующим вопросы оказания и оплаты медицинской помощи,
обязательного медицинского страхования.
После того, как акт форматно-логического контроля заверен со
стороны лечебного учреждения и со стороны Фонда ОМС, формируются счета на
оплату Страховым компаниям. В то же время ОФОМС распределяет информацию,
содержащуюся в реестрах по страховым компаниям. Страховые компании в свою
очередь проводят серию экспертиз, а именно:
– Медико-экономический контроль, который представляет собой
контроль всех случаев оказания медицинской помощи, предъявленных к оплате в
реестрах счетов без обращения к первичной документации.
– Медико-экономическая экспертиза проводимая с целью
подтверждения соответствия объемов медицинских услуг, предъявленных к оплате,
записям в учетно-отчетной документации медицинского учреждения.
– Экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП) – это
исследование случаев оказания медицинской помощи с целью выявления дефектов,
ошибок в деятельности медицинского персонала, причин их возникновения, оценки
их реальных и возможных последствий, оформление мотивированного заключения и
составление рекомендаций по предотвращению типичных ошибок.
В 2009 году по результатам указанных экспертиз неоплата
случаев, признанных дефектными, составила 7 760 149 рублей. Структура
неоплаченных случаев представлена в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2. Структура неоплаченных случаев оказания медицинской
помощи в системе обязательного медицинского страхования
Страховая Медицинская
Организация
Предъявлено к оплате за
оказанную медицинскую помощь
Неоплата случаев по
результатам МЭК
Неоплата случаев по
результатам МЭЭ
Неоплата случаев по
результатам ЭКМП
∑, рублей
Удельный вес, %
∑, рублей
Удельный вес, %
∑, рублей
Удельный вес, %
ОАО «СК» ЮГОРИЯ-Мед»
145 495 944
6 724 587
4,62
628 408
0,43
227 062
0,16
ЗАО «Капитал Медицинское
Страхование»
13 037 902
45 449
0,35
30 942
0,24
0
0
ОАО «СК «СОГАЗ-Мед»
9 014 137
106 701
1,15
0
0
0
0
ИТОГО
167 547 983
6 873 737
4,10
659 350
0,39
227 062
0,14
При выявлении незначительных дефектов, возможно повторное
предъявление к оплате случаев после исправления дефектов, это касается в
основном технических ошибок, допущенных из-за несовершенности программного
обеспечения, выявленных во время медико-экономического контроля. Согласно
Положению об оплате медицинских услуг в системе ОМС на территории ХМАО, к
дефектам с возможностью доработки относятся организационные нарушения, затрудняющие
проведение экспертизы и своевременной оплаты медицинской помощи. К таким
нарушениям относятся неполное или неверное заполнение полей идентификации
застрахованного, применение завышенного тарифа, не соответствующего категории
медицинского учреждения, профилю или виду медицинской помощи и другие дефекты.
Так в 2009 году 37%, неоплаченных по результатам
медико-экономического контроля, и 7,6%, по результатам медико-экономической
экспертизы, случаев были повторно предъявлены к оплате и оплачены страховыми
компаниями. То есть итоговая сумма неоплаты случаев оказания медицинской помощи
в 2009 году составляет 7 760 149 рублей, что составляет 3% от суммы
предъявленной к оплате в 2009 году.
Необходимо также отметить, механизм проведения экспертиз не
единственная причина потери средств в системе ОМС. Больница недофинансируется
еще и в результате оказания медицинской помощи не застрахованным по ОМС
гражданам. Это происходит из-за не совершенности организации обязательного
медицинского страхования. Этот факт становится
возможным в настоящее время, так как наличие полиса ОМС не означает
застрахованность пациента. Согласно действующему законодательству, каждый
гражданин при изменении постоянного места жительства, при увольнении, при
устройстве на работу и получении нового полиса должен сдавать «недействительный
полис» либо в ТФОМС (в случае перемены места жительства), либо сдавать по месту
работы (при увольнении). Но на практике это правило не работает.
На практике гражданин пользуется полисом ОМС, который формально считается
действительным (дата окончания действия полиса, указанная в самом полисе, еще
не наступила), а на самом деле полис является аннулированным.
Оплата ведется в соответствии с электронной базой данных сети
территориальных фондов ОМС, которая в настоящее время обладает более
достоверной информацией о застрахованности граждан. Поэтому на практике при
предоставлении реестров оказанной медицинской помощи и предоставлении счетов на
оплату данной помощи.
Так, в 2009 году окружной клинической больницей медицинская помощь
незастрахованным гражданам была оказана в объеме более 3,5 тысяч подобных
случаев, общей стоимостью в 1 388 тысяч рублей, что составляет 1% полученных в
системе ОМС средств.
Таким образом, в системе обязательного медицинского страхования
тщательному контролю со стороны страховых компаний подвергается легитимность
выставленных счетов. Оплата медицинской помощи в этом случае осуществляется в
соответствии с качеством оказываемой помощи. Ведение расчетов в системе ОМС
осуществляется по законченному случаю. Целевой характер поступления средств
обязательного медицинского страхования и контроль со стороны фонда ОМС и
Департамента Здравоохранения повышает эффективность использования этих средств.
Кроме того, ежеквартально окружная больница предоставляет отчет в
окружной фонд ОМС и департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного
округа об исполнении сметы доходов и расходов средств обязательного
медицинского страхования.
Менее значимым внебюджетным источником финансирования учреждения
являются средства, полученные от оказания платных медицинских услуг.
Платные услуги оказываются в окружной больнице в рамках
предпринимательской деятельности. Структура средств от осуществления
предпринимательской деятельности представлена на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Структура доходов от осуществления
предпринимательской деятельности
Данный вид деятельности осуществляется на основании специальной
лицензии. Тарифы, применяемые для оплаты оказываемых медицинских услуг за счет
средств пациентов, в отличие от тарифов, применяемых в системе ОМС, являются
полными тарифами и компенсируют все статьи затрат, связанные с оказанием
помощи. Платными услугами пользуются, как правило, иностранные граждане, не
подлежащие обязательному медицинскому страхованию, и лица, которые в момент
обращения за плановой медицинской помощью оказываются не застрахованными по
ОМС. В большинстве случаев за счет средств пациентов проводится лабораторная и
функциональная диагностика.
Также в рамках предпринимательской деятельности осуществляется
обслуживание военнослужащих и их семей по договорам заключенным в соответствии
с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004. №911 «О порядке
оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления
отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников
правоохранительных органов и членам их семей».
Оказание медицинских услуг осуществляется в рамках договоров,
заключенных с отдельными организациями. Оплата оказанной медицинской помощи
осуществляется по тарифам, применяемым в системе ОМС. Ежемесячно составляется
реестр оказанной в рамках данных договоров медицинской помощи, на основании
которого выставляется счет.
Объем средств, получаемый от предпринимательской деятельности,
несравним с объемом средств ОМС и бюджетных ассигнований. Но при переходе на
одноканальное финансирования за счет страховой медицины, возможно увеличение
уровня средств, получаемых в результате осуществления предпринимательской
деятельности. Так как основным источником средств при страховой модели
финансирования здравоохранения будут являться средства ОМС, то главным
признаком для получения медицинской помощи будет являться наличие или
отсутствие полиса обязательного медицинского страхования. В настоящее время некоторые
категории незастрахованных граждан имеют возможность получить медицинскую
помощь за счет средств бюджета, т.е. фактически за счет средств медицинского
учреждения, когда пациент предъявляет полис ОМС, который в силу каких-либо
причин был аннулирован страховой компанией.
Таким образом, из-за ряда технических причин учреждения
недополучают значительное количество денежных средств, оказывая медицинскую
помощь порой за свой счет.
В случае преодоления этой проблемы, многие незастрахованные
граждане будут вынуждены платить сами за медицинские услуги по полным тарифам,
возмещая все затраты учреждений здравоохранения на оказание медицинской помощи
в данном конкретном случае.
В рамках предпринимательской деятельности также осуществляется
оказание медицинских услуг в рамках договоров добровольного медицинского
страхования. Во многих странах система ДМС является одним из самых развитых
видов страхования, в США ДМС составляет основную часть всего медицинского
страхования. В России добровольное медицинское страхование пока не достаточно
развито. В основном все-таки физические лица,
имеющие полисы ДМС, получили их по месту работы. При этом в таких отдаленных от
центра регионах как ХМАО, уровень развития программ ДМС еще ниже.
Сосредоточение страховой деятельности в Центральном ФО – естественное следствие
высокой концентрации капитала и деловой активности в центральном регионе,
характерной для Российской Федерации. Несмотря на то, что финансирование медицинских услуг через ДМС гораздо выгоднее, чем их
прямая оплата, граждане РФ пока не готовы участвовать в программах ДМС,
особенно в удаленных от центра территориях. В связи с этим доля средств
добровольного медицинского страхования составляет лишь 6% всех доходов от
осуществления предпринимательской деятельности. Именно поэтому средства
добровольного медицинского страхования не выделяется в отдельный источник
финансирования, а учитываются в составе средств предпринимательской
деятельности ОКБ.
В 2008 году доля доходов по предпринимательской деятельности
составила 0,5% от всего объема поступающих в ОКБ средств. В 2009 году этот
показатель увеличился на 0,2% и составил 6,6 млн. рублей. В 2010 году
запланирован такой же объем поступления денежных средств от оказания платных
медицинских услуг.
В связи с развитием профилактического направления медицины,
начиная с 2009 года, Окружной клинической больнице предоставляются бюджетные
средства в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Так в 2009
году ОКБ г. Ханты-Мансийска предоставлено дополнительное финансирование в
размере 9,5 млн. рублей. В рамках реализации данного проекта на территории
Ханты-Мансийского автономного округа осуществлялась дополнительная
диспансеризация работающих граждан и
диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации.
Так, на 2010 год запланировано поступление 24,6 млн. рублей на
проведение дополнительной диспансеризации в рамках приоритетного национального
проекта «Здоровье», что составит 2,3% всех доходов Окружной больницы.
Таким образом, окружная клиническая больница города
Ханты-Мансийска, как и другие учреждения здравоохранения субъектов РФ,
финансируется из бюджетных и внебюджетных источников. Как и в других регионах
здесь преобладает бюджетное финансирование, которое имеет ряд значительных
недостатков. Доля средств ОМС стоит по значимости на втором месте, и этот вид
финансирования является наиболее адекватным и перспективным. Остальная часть
поступлений денежных средств обусловлена предпринимательской деятельностью,
финансированием национальных проектов и финансированием оказания
высокотехнологичной медицинской помощи.