Роль налогов в формировании муниципальных бюджетов
Пятый критерий – необходимость корректировки
через налоговую систему объективно возникающих финансовых дисбалансов в бюджетной системе.
Финансовый дисбаланс является следствием объективного несовпадения функций, в
соответствии с которыми формируются, с одной стороны, доходы бюджетной системы,
а с другой – потребности в расходах в части предоставления государственных
услуг [25, с. 46].
Шестой критерий – соблюдение границ юрисдикции – предполагает,
что при решении вопроса о закреплении того или иного налогового источника за
национальным и субнациональным уровнем необходимо учитывать факт возможного
переноса налогового бремени за пределы соответствующей юрисдикции. Седьмой
критерий. Закрепление налоговых полномочий должно быть таким, чтобы ни при
каких обстоятельствах не могли возникнуть налоговые барьеры на пути движения
товаров, труда, перелива капитала и финансовых ресурсов между субнациональными
образованиями в пределах национального государства.
Некоторые примеры того, как используются эти
критерии при формировании российской налоговой системы, приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Примеры соответствия налогов критериям юрисдикции
в Российской Федерации
Критерий
|
Примеры налогов, отнесенных на основании критерия к юрисдикции
|
Федерации
|
субъектов Федерации
|
Мобильность базы
|
Налоги на прибыль, на доходы физических лиц
|
Налоги на имущество предприятий, земельный
|
Равномерность распределения налоговой базы
|
Налоги, связанные с эксплуатацией природных ресурсов
|
Налог с продаж
|
Экономическая эффективность
|
Налог на добавленную стоимость
|
Налоги на имущество физ. лиц, земельный
|
Макроэкономическое регулирование
|
Налоги на прибыль, единый социальный
|
Налоги на имущество
|
Корректировка дисбалансов
|
Налоги, связанные с эксплуатацией природных ресурсов
|
Налог с продаж
|
Границы юрисдикции
|
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения
|
Налоги на имущество
|
Единство экономического пространства
|
НДС, таможенные пошлины
|
–
|
На основании ст. 13–15 Бюджетного кодекса РФ
целесообразно представить в виде схемы налоги и сборы взимаемые на территории
России.
Федеральные
налоги и сборы, ст. 13 БК РФ
|
|
Региональные
налоги и сборы, ст. 14 БК РФ
|
|
Местные
налоги и сборы, ст. 15 БК РФ
|
|
|
|
|
|
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и водных
биологических ресурсов;
8)
государственная пошлина.
|
|
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3)
транспортный налог.
|
|
1) земельный налог;
2) налог на
имущество физических лиц.
|
Рисунок 1 – Система налогов и сборов РФ
В мировой практике широко применяются три
основные модели взаимодействия Центра и субъектов Федерации в области
реализации налоговых полномочий:
– распределение налоговых источников и их
раздельное использование (разделение налоговых баз);
– последующее разделение (расщепление) части
доходов, полученных федеральным бюджетом от раздельного использования этих
источников;
– совместное использование одной и той же
налоговой базы (совместное или параллельное использование налоговых баз) [16.
с. 63–79].
В разных странах используются разные модели или
их комбинации. Так, в германской модели бюджетного федерализма доминирует
разделение получаемых налоговых доходов между бюджетом федерации и бюджетами
земель, а в Канаде и США разделение налоговых доходов практически не
применяется. Эти страны строят налоговые системы федерации и субнациональных
образований (штатов и провинций соответственно) независимо и используют модели
распределения налоговых источников и совместного использования налоговых баз.
Таблица 3 – Модели реализации налоговых полномочий
Вид налоговых платежей
|
Раздельное использование налоговых источников
|
Совместное (параллельное) использование налоговых баз
|
Разделение полученных налоговых доходов
|
Налог на прибыль
|
|
Канада, США, Россия
|
Германия
|
Налог на доходы физических лиц
|
|
Канада, США
|
Германия, Россия
|
НДС
|
Канада
|
|
Германия, Россия
|
Налог с продаж
|
Канада, США, Россия
|
|
|
Акцизы
|
|
Германия, Канада США
|
Россия
|
Налоги на имущество
|
Германия, Канада, США, Россия
|
|
|
В табл. 3 приведены некоторые применяемые модели
распределения налоговых полномочий по основным категориям налоговых платежей в
разных странах. В РФ формально используются все три основные формы
распределения налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы, однако
роль этих трех форм отнюдь не одинакова. Однозначно доминирует разделение
федеральных налогов между бюджетами всех уровней. Второй по значимости формой
является совместное использование доходной базы, а роль раздельного использования
источников крайне незначительна (таб. 4) [23. с. 3–7].
Таблица 4 – Модель взаимодействия Центра и субъектов
Федерации в области налоговых полномочий по основным видам налогов
Вид налоговых платежей
|
Законодательный статус налога
|
В какой бюджет поступает
|
Модель взаимодействия
|
Используемый механизм
|
Налог на прибыль
|
Федеральный
|
Федеральный, субъектов Федерации
|
Совместное использование налоговой базы
|
Установление двух видов ставок
|
Налог на доходы физических лиц
|
Федеральный
|
Федеральный, субъектов Федерации
|
Распределение налоговых доходов
|
Установление норматива зачисления в бюджет
|
НДС
|
Федеральный
|
Федеральный, субъектов Федерации
|
Распределение налоговых доходов
|
Установление норматива зачисления в бюджет
|
Акцизы
|
Федеральный
|
Федеральный, субъектов Федерации
|
Распределение налоговых доходов
|
Установление вида товара, акцизы на которые зачисляются в
соответствующие бюджеты
|
Налог на имущество предприятий
|
Субъектов Федерации
|
Субъектов Федерации, местные бюджеты
|
Разделение налоговых баз (между Федерацией и ее субъектами)
Разделение налоговых доходов (между субъектами Федерацией и
местными бюджетами)
|
|
Таможенные пошлины
|
Федеральный
|
Федеральный
|
Разделение налоговых баз
|
|
Налог с продаж
|
Субъектов Федерации
|
Субъектов Федерации
|
Разделение налоговых баз
|
|
Налоговые полномочия – законодательно оформленные
права того или иного уровня бюджетной системы вводить налоги, получать
налоговые доходы и администрировать налоги. В соответствии с этими тремя позициями могут быть
выделены и 3 составляющих налоговых полномочий:
– законодательные полномочия – вводить те
или иные налоги, устанавливать налоговые ставки, уточнять налоговую базу и
корректировать иные элементы законов о налогах;
– доходные полномочия – формировать доходы
бюджета за счет тех или иных налогов. Причем не обязательно в бюджет какого-то
уровня будут поступать только те налоги, в отношении которых этот уровень
власти имеет установленные законодательные полномочия;
– административные полномочия – администрировать и
собирать налоги.
Налоговый контроль проводится должностными лицами
налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок,
получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков
сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий,
используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах,
предусмотренных НК РФ.
Особенности осуществления налогового контроля при
выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26 НК РФ.
В России термин «налоговое администрирование» был
внесен в теорию и методологию налоговых отношений с переходом на рыночную
экономику. В настоящее время он нашел широкое применение в научных работах,
выступлениях российских ученых, должностных лиц и политических деятелей. Однако
ни в Налоговом Кодексе РФ, ни в других законодательных актах, регулирующих
налоговые отношения легального толкования научного понятия, которое выражается
данным термином, не существует.
В условиях реформирования экономики России, когда
совершенствованию налогового администрирования со стороны государства придается
значение одного из основных направлений развития налоговых отношений, вопрос
толкования терминологии, используемой в процессе постановки цели и задач,
является одним из приоритетных [25, с. 30–39].
В Концепции долгосрочного социально-экономического
развития РФ (2008–2020 гг.) говорится о необходимости усиления
стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при
одновременном устойчивом выполнении фискальной функции.
Таким
образом, для активизации налоговой политики России необходимо:
1)
разработать и принять федеральный закон «О налоговой деятельности в России»,
регламентирующий составные части налоговой политики страны;
2) упростить
в перспективе налоговую систему страны, используя для ее построения три главных
элемента налоговой базы – собственность, прибыль, рентные платежи, при этом
существенно снизить налоговое бремя;
3) освободить
от налогообложения часть прибыли, направляемой на цели развития производства и
освоение новой техники, а также на научные исследования и разработки;
4) ввести
необлагаемый налогом минимум заработной платы в начале в размере прожиточного
минимума, а затем по мере развития экономики страны в размере минимального
потребительского бюджета подобно тому, как это практикуется в США;
5) снизить
уровень косвенных налогов на товары первой необходимости и тем самым привести
уровень цен по ним в соответствие с их стоимостью;
6) внести
изменения в механизм амортизации, облегчающие ускоренную амортизацию и, прежде
всего, в машиностроительном комплексе;
7)
разработать научно обоснованную методологию расчета таможенных платежей и
усилить таможенную политику в целях защиты и развития национальной экономики.
Реализация
предложенных мер могла бы способствовать обеспечению устойчивого экономического
роста и, следовательно, решению многих экономических, научно-технических и
социальных проблем России.
Механизмы налоговой политики, в том числе
администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой
системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением
налогового законодательства. В плане мероприятий ФНС России по реализации
концепции административной реформы в Российской Федерации на 2008 год ставятся
задачи модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной
власти, оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие
коррупции [42].
Налоговое администрирование в зависимости от его
целей и задач, определенных государственной политикой в области налоговых
отношений в основном определяют как: потенциальный резерв снижения налоговой
нагрузки, основу повышения собираемости налогов, основой развития международных
экономических процессов, что является составляющими налоговой политики
государства.
В рамках налоговой системы Российской Федерации
административная компонента налоговых полномочий в полном объеме
сконцентрирована на федеральном уровне. Именно Министерство по налогам и сборам
и его структурные территориальные подразделения осуществляют в основном все
административные действия по сбору налогов федеральных, субъектов Федерации и
местных. Значительную часть налоговых платежей администрирует Государственный
таможенный комитет, который также является институтом федеральной составляющей
государственной власти.
Поэтому во второй части работы будут в основном
рассмотрены два первых аспекта налоговых полномочий – законодательный и
доходный [42].
2. Анализ
формирования доходов муниципального бюджета на примере межрайонной инспекции
ФНС №4 по брянской области
2.1 Состав,
структура, задачи и функции Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области
В рамках налоговой системы Российской Федерации
административная компонента налоговых полномочий в полном объеме
сконцентрирована на федеральном уровне. Именно Министерство по налогам и сборам
и его структурные территориальные подразделения осуществляют в основном все
административные действия по сбору налогов федеральных, субъектов РФ и местных.
Межрайонная Инспекция ФНС №4 по Брянской области является территориальным
органом ФНС и входит в единую централизованную систему органов ФНС. Инспекция
находится в непосредственном подчинении Управления МНС России по Брянской
области.
В своей
деятельности инспекция руководствуется Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ,
федеральными Законами, законодательными актами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными
правовыми актами органов власти Брянской области и органов местного
самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и
сборов и правовыми актами Министерства. Межрайонная Инспекция №4 является
учреждением и самостоятельным юридическим лицом. В соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и
осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках
предоставленных ей полномочий, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком
в суде.
Финансирование
расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств федерального
бюджета, целевого бюджетного фонда ФНС и Федеральной службы налоговой полиции
Российской Федерации, а также за счет иных источников, предусмотренных
федеральными законами.
Рассмотрим
задачи и функции Межрайонной Инспекции ФНС №4 по Брянской области.
Основными
задачами ИФНС №4 являются:
– Контроль за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных
обязательных платежей.
– Контроль за соблюдением законодательства
Российской Федерации о валютном регулировании и осуществление валютного
контроля.
– Контроль за соблюдением крупнейшими
налогоплательщиками законодательства о налогах, правильностью их исчисления,
полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов
и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и
нормативными правовыми актами представительных органов местного управления в
пределах их компетенции.
– Государственная регистрация юридических
лиц и ведение единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) на
территории Бежицкого района г. Брянска.
На Инспекцию
могут быть возложены иные задачи в рамках предоставленной ей компетенции и в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Межрайонная
Инспекция ФНС №4 по Брянской области организует и осуществляет контроль за
соблюдением всеми налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, а
также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Осуществляет
государственную регистрацию юридических лиц при их создании, реорганизации и
ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
Ведет единый
государственный реестр юридических лиц.
Бесплатно
информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, о
законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы
законодательства о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Проводит
разъяснительную работу по порядку заполнения форм установленной отчетности,
порядку исчисления и уплаты налогов и сборов.
Составляет,
анализирует и представляет в установленном порядке в Управление МНС России по
Брянской области налоговую отчетность по формам, утверждаемым Министерством.
Контролирует
своевременность представления в налоговый орган налоговых деклараций,
бухгалтерской отчетности, документов, необходимых для исчисления и уплаты
налогов; проверяет их достоверность и соответствие требованиям, установленным
законодательством Российской Федерации.
Осуществляет
возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и
сборов, пеней и штрафов. Взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по
налогам и сборам, предъявляет в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски о
взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о
налогах и сборах.
Также
инспекция ведет в установленном порядке учет контрольно-кассовых машин
налогоплательщиков и осуществляет работу по контролю за их применением при
осуществлении денежных расчетов с населением, а также работу по контролю за
соблюдением условий работы с денежной наличностью. Осуществляет контроль за
производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной
продукции, а также за оборотом табачной продукции.
Проводит
совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по
контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Направляет в
установленном порядке материалы в правоохранительные органы для решения вопроса
о возбуждении уголовного дела при выявлении обстоятельств, позволяющих
предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах,
содержащего признаки состава преступления.
Привлекает к
административной ответственности должностных лиц предприятий, учреждений,
организаций, а также граждан в случаях, установленных законодательством
Российской Федерации.
Ведет
оперативно-бухгалтерский учет (по каждому плательщику и виду платежа) сумм
налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также
сумм пени, налоговых санкций и административных штрафов.
Выполняет
функции получателя бюджетных средств, установленных Бюджетным кодексом.
Представляет
в установленном порядке бухгалтерскую отчетность, являющуюся единой системой
данных об имущественном и финансовом положении Инспекции о результатах ее
финансово-хозяйственной деятельности, а также статистическую отчетность.
Инспекция
анализирует отчетные, статистические данные и результаты налоговых проверок,
подготавливает на их основе предложения в Управление о разработке приказов,
инструкций, методических указаний и других документов по применению
действующего законодательства о налогах и сборах, а также предложения по его
совершенствованию и предупреждению правонарушений.
Информирует
соответствующие органы исполнительной и представительной власти о выявленных
нарушениях законодательства о налогах и сборах.
Создает базы
данных в порядке, определяемом Управлением. Осуществляет меры по внедрению
информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств
автоматизации и компьютеризации работы Инспекции.
Ведет
делопроизводство, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой
отчетности.
А также осуществляет иные функции,
предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и другими нормативными
правовыми актами в связи с выполнением возложенных на налоговые органы задач.
Инспекция как
налоговый орган и ее должностные лица как государственные служащие наделены
всеми правами и несут все обязанности в соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации и иными федеральными законами.
Руководство
деятельностью Инспекции осуществляет руководитель Инспекции, который
назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя
Управления по согласованию с Министерством.
Руководитель
Инспекции имеет заместителей, полномочия и обязанности которых, определяются
должностными инструкциями и приказом руководителя Инспекции. Заместители
руководителя Инспекции назначаются на должность и освобождаются от должности
приказом руководителя Управления по представлению руководителя Инспекции.
Руководитель
Инспекции:
– Организует
и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за
деятельностью Инспекции.
– Без
доверенности действует от имени Инспекции, в том числе представляет ее
интересы, совершает сделки от имени Инспекции.
– Представляет
на утверждение в Управление структуру Инспекции и смету на ее содержание, несет
ответственность за расходование выделенных бюджетных средств.
– Утверждает
в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда штатное
расписание по согласованию с Управлением, положения о структурных
подразделениях Инспекции и должностные инструкции сотрудников Инспекции.
– Издает
приказы и дает распоряжения и указания по вопросам деятельности Инспекции,
обязательные для исполнения всеми работниками Инспекции.
– Проводит
работу по подбору и расстановке кадров работников Инспекции и осуществляет
мероприятия по их профессиональной подготовке, переподготовке и повышению
квалификации.
– Привлекает
в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной
ответственности должностных лиц Инспекции за нарушения, допущенные ими в
работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная
ответственность.
– Назначает
на должность и освобождает от должности начальников отделов Инспекции – по
согласованию с Управлением, и других работников Инспекции.
– Представляет
в установленном порядке и в надлежащие сроки в Управление отчеты о проделанной
работе за соответствующий отчетный период.
– Несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач, за
соблюдение пропускного и внутриобъектного режима, государственной, налоговой и
служебной тайны, состояние трудовой и исполнительской дисциплины.
С 15 ноября
2005 г. на основании приказа УФНС по Брянской области №ЕН-14–03/279-лс
утверждена предельная численность работников (без персонала по охране и
обслуживанию зданий) Инспекции ФНС №4 по Брянской области в количестве 282
штатных единицы.
Структура Межрайонной
Инспекции ФНС №4 по Брянской области строится на нескольких базовых блоках,
которые в свою очередь состоят из различных отделов. Отделы занимаются в первую
очередь работой с налогоплательщиками, а также решением внутренних вопросов,
касающихся непосредственно инспекции. Далее приведем в виде рисунка структуру
инспекции и связь отделов между собой (рис. 2).
|
Межрайонная ИФНС России
№4 по Брянской области
|
|
|
|
|
|
1. Блок общего
обеспечения
|
2. Блок
информационно-аналитической работы
|
3. Блок работы с
налогоплательщиками
|
4. Блок контрольной
работы
|
|
|
|
|
1.1. Отдел общего и хозяйственного
обеспечения
1.2. Юридический отдел
|
2.1. Отдел
информационных технологий
2.2. Отдел ввода и
обработки данных
2.3. Отдел учета,
отчетности и анализа
|
3.1. Отдел работы с
налогоплательщиками
3.2. Отдел регистрации
и учета налогоплательщиков
|
4.1. Отдел камеральных
проверок №1
4.2. Отдел выездных
проверок
4.3. Отдел камеральных
проверок №2
4.4. Отдел оперативного
контроля и налогового аудита
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 2 –
Структура Межрайонной ИФНС России №4 по Брянской области
Также, в Инспекции
существует архив и канцелярия. В архиве хранятся все документы, касающиеся
налогоплательщиков, как в огромной базе данных. В условиях модернизации
налоговых служб происходит перевод архивов на электронные носители информации.
Движение и
структура имущества Межрайонной Инспекции ФНС №4 по Брянской области
представлены в таблице 5.
Начиная с
2001 года Межрайонной Инспекции ФНС №4 по Брянской области активно занялось
приобретением основных средств. И хотя первоначальная стоимость основных
средств уменьшилась в конце 2009 года по сравнению с концом 2007 года на 13205,9
тыс. руб., за счет более медленного темпа роста суммы амортизации (66,61%) и
приобретения нового оборудования, остаточная стоимость основных средств выросла
на 58,66%, что в абсолютном выражении составило 2543,6 тыс. руб.
Таблица 5 – Динамика
основных средств по Межрайонной Инспекции ФНС №4 по Брянской области за 2007–2009 гг.,
тыс. руб.
Показатель
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Изменение 2009 г.
к 2007 г.
|
Абсолютное, руб.
|
Относительное, %
|
Основные средства (первоначальная стоимость)
|
15798,5
|
24739,3
|
2592,5
|
-13206
|
16,41
|
Амортизация
|
11462,5
|
17257,5
|
19046,1
|
7583,6
|
166,16
|
Основные средства
(остаточная стоимость)
|
4335,9
|
7481,8
|
6879,6
|
2543,7
|
158,67
|
Материальные запасы
|
999,5
|
2380,9
|
3666,8
|
2667,3
|
В 3,7 раза
|
Материальные
запасы МИФНС №4 по Брянской области выросли с 999,5 тыс. руб. в 2007 г. до
3666,8 тыс. руб. в 2009 г., т.е. в 3,7 раза, что в абсолютном выражении
составило 2667,3 тыс. руб. Следует отметить высокую степень износа основных
средств организации от 72,56% в 2007 г. до 69,76% в 2008 г. В целом
имущество МИФНС №4 по Брянской области за исследуемый период увеличилось на
5210,9 тыс. руб. или 97,67%.
Численность
работников Межрайонной Инспекции ФНС №4 по Брянской области на 1 января 2010
года, составила 282 единицы, в том числе:
– госслужащих
– 266;
– служащих
– 7;
– рабочих
по обслуживанию здания – 1;
– оператора
копировальных и множительных машин – 1;
– водителей
по обслуживанию автотранспорта – 7 единиц.
В
соответствии с законом РФ №119 ФЗ от 31.07.1995 г. «Об основах
государственной службы РФ» и положением о классных чинах 249 работникам Межрайонной
Инспекции ФНС №4 по Брянской области присвоены следующие классные чины:
– советник
налоговой службы РФ 1 ранга – 1 человек;
– советник
налоговой службы РФ 2 ранга – 4 человека;
– советник
налоговой службы РФ 3 ранга – 41 человек;
– советник
налоговой службы 1 ранга – 20 человек;
– советник
налоговой службы 2 ранга – 90 человек;
– советник
налоговой службы 3 ранга – 92 человек;
– референт
налоговой службы 1 ранга -1 человек.
В основном
состав руководителей и специалистов Межрайонной Инспекции ФНС №4 по Брянской
области женский – 235 человек (83,3%), стабильный, с достаточным уровнем
квалификации и подготовки. 88 человек или 31,2% трудятся в данной системе свыше
15 лет, 45 человек (16,0%) от 10 до 15 лет, 75 человек (26,6%) от 5 до 10 лет и
75 человек (26,2%) от 1 года до 5 лет. 232 человека или 82,3% имеют высшее
образование, в том числе 213 – экономическое, юридическое и социальное. Среднее
специальное образование имеют 34 человека, в т.ч. 26 – экономическое.
Средний возраст специалистов инспекции составляет – 36 лет.
Динамика
показателей движения работников Межрайонной Инспекции ФНС №4 по Брянской
области указана в таблице 6.
Увеличение
коэффициента по приему с 0,06 в 2008 году до 0,22 в 2009 году связано с
принятием на работу 62 человек. В конце 2008 года произошло увеличение
численности аппарата управления на 33 единицы. Основной прием специалистов
произведен в 2009 году. Увеличение коэффициента по выбытию в 2009 году на 0,07
единиц по сравнению с 2008 годом, связано с переводом лучших специалистов в
вышестоящую организацию Управление ФНС России по Брянской области (7 человек).
Увеличение коэффициента
текучести кадров в 2,3 раза 2009 году по сравнению с 2008 годом связано с
увольнением сотрудников по собственному желанию (26 человек). В основном
уволилась молодежь, проработав в Инспекции 1–3 года, получив профессиональные
опыт и навыки, уходит работать на более высоко оплачиваемую должность. Начиная
с 2007 года, коэффициент постоянства стал уменьшаться. В 2009 году он равен
0,66. Квалифицированных специалистов не устраивает заработная плата, огромная
нагрузка, специфика работы, отсутствие социальных льгот.
Таблица 6 – Динамика
показателей движения работников Межрайонной Инспекции ФНС №4 по Брянской
области за 2007–2009 гг.
Показатели
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
Изменение 2009 к 2007 г.
|
Абсолют-ное, +/-
|
Относитель-ное, %
|
Среднесписочная численность
работников, чел.
|
246
|
251
|
282
|
36
|
114,63
|
Принято – всего
|
15
|
20
|
62
|
47
|
В 4,1 р.
|
Выбыло – всего
|
12
|
16
|
34
|
22
|
В 2,8 р.
|
в т.ч.: в связи с
уходом на пенсию, переходом на другое место работы и по др. причинам
|
3
|
7
|
8
|
5
|
В 2,7 р.
|
выбыло по собственному
желанию
|
9
|
9
|
26
|
17
|
В 2,9 р.
|
уволено за прогулы и
нарушения трудовой дисциплины
|
-
|
-
|
-
|
0
|
0
|
Коэффициенты:
– оборота по
приему, %
|
0,06
|
0,08
|
0,22
|
0,16
|
В 3,7 р.
|
– оборота по
выбытию, %
|
0,05
|
0,06
|
0,12
|
0,07
|
В 2,4 р.
|
– текучести кадров,
%
|
0,04
|
0,04
|
0,09
|
0,05
|
В 2,3 р.
|
– постоянство
кадров, %
|
0,89
|
0,86
|
0,66
|
-0,23
|
74,16
|
За период 2007–2009
год повысили квалификацию 34 человека в Всероссийском заочном финансово-экономическом
институте (Брянский филиала), Орловской академии государственной службы
(Брянский филиал).
Смета
расходов – это основной плановый и финансовый документ определяющий объем
направлением на поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета на
содержание учреждения.
Межрайонная
Инспекция ФНС №4 по Брянской области расходует государственные средства в
соответствии с целевым назначением и в меру выполнения мероприятий,
предусмотренных сметами, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и
максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств. В целях
контроля за расходованием денежных средств составляется Отчет об исполнении
сметы доходов и расходов по бюджетным средствам (форма №2).
2.2 Анализ
контрольной работы за исчислением и поступлением налогов в бюджетную систему
Как известно, налоговая система Российской
Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями
государственной структуры – федеральных налогов, региональных налогов и местных
налогов и сборов.
К федеральным налогам Российской Федерации,
контролируемым Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области относят НДС, акцизы на
отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами,
таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и
организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие. К налогам
республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей
и округов, контролируемым Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области относят налог
на имущество предприятий, налог с продаж и др. К местным налогам и сборам,
контролируемым Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области относят налог на
имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических
лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица, составляющие группу общеобязательных налогов (т.е. тех налогов, которые
должны быть введены в обязательном порядке), налог на рекламу и ряд других.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|