бесплатные рефераты

Роль налогов в формировании муниципальных бюджетов

Проанализируем поступление налоговых доходов в бюджеты всех уровней, контролируемые Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в таблице 7 и рисунке 3. Таким образом, не взирая на незначительные отклонения, можно сформулировать следующие выводы:

– в федеральный бюджет поступает 33,86–34,51% всех поступающих налогов и платежей;

– в бюджет субъекта Российской Федерации поступает большая доля налогов, практически половина всех поступлений (47,09–49,5%);


Таблица 7 – Анализ поступления налогов в бюджеты различных уровней в 2007–2009 гг., тыс. руб.

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменение, +/-

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

2008 к 2007 г.

2009 к 2008 г.

Начисленные налоговые доходы

1135433

68,16

1067639

50,61

1449696

48,6

-67794

382057

– в федеральный бюджет

564062

33,86

728035

34,51

1019867

34,19

163973

291832

– в региональный бюджет

825004

49,52

1044361

49,5

1404658

47,09

219357

360297

– в местный бюджет

276796

16,62

337350

15,99

558163

18,72

60554

220813

Всего налоговых поступлений

1665862

100

2109746

100

2982688

100

443884

872942


– в местный бюджет поступает самая маленькая часть от общей суммы уплаченных налоговых платежей – 16–18%.

– основным налоговым источником доходов федерального бюджета является НДС, составляя 43% поступлений;

– налог на прибыль составляет в доходах федерального бюджета 16%), а в доходах бюджетов субъектов Федерации – 28%;


Рисунок 3 – Структура налоговых поступлений по Межрайонной ИФНС №4 в бюджеты всех уровней в 2007–2009 гг.


– налог на доходы физических лиц в основном поступает в бюджет субъектов Российской Федерации – 20% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы;

– стоит также отметить положительную динамику роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

По результатам года Межрайонная ИФНС №4 по Брянской области составляет различные формы отчетности. Основной является ф. №1 о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Проведем анализ этой формы в динамике за 2007–2009 гг. представив в таблице 8 динамику начислений налоговых и неналоговых доходов.


Таблица 8 – Анализ начисления налогов в бюджеты различных уровней в 2007–2009 гг., тыс. руб.

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменение 2009 к 2007 г.

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Всего по налоговым и прочим доходам

1135433

100

1067639

100

1449696

100

314263

0,00

Налоговые доходы всего

1134810

99,95

1066684

99,91

1448800

99,94

313990

-0,01

Налоги на прибыль, доходы

172129

15,16

217921

20,41

399644

27,57

227515

12,41

НДС и акцизы

785504

69,18

614002

57,51

789934

54,49

4430

-14,69

Налоги на имущество

130082

11,46

169730

15,90

158012

10,90

27930

-0,56

Налоги и сборы за пользование пр. ресурсами

3861

0,34

6417

0,60

4719

0,33

858

-0,01

Гос. пошлина


0,00


0,00


0,00

0

0,00

Поступления по задолженности

9795

0,86

7925

0,74

-3646

-0,25

-13441

-1,11

Доходы от оказания платных услуг

623

0,05

955

0,09


0,00

-623

-0,05

Штрафы, санкции

620

0,05

0

0,00

896

0,06

276

0,01


– в состав поступлений по налогам на прибыль входят поступления по следующим видам налогов: налог на прибыль организаций; налог на прибыль с доходов иностранных организаций, налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских и иностранных организаций, налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, а также налог на доходы физических лиц (в т.ч. полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций, в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, в виде выигрышей и призов);

– в состав налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ входят НДС и акцизы (на спирт этиловый, спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, на бензин, производимый на территории РФ, на алкогольную продукцию), а также НДС и акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ из республики Беларусь.

– в состав налоговых поступлений по налогу на имущество входят поступления по налогу на имущество физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортный налог с организаций и физических лиц, земельный налог.

– в состав налоговых поступлений по налогам и сборам за пользование природными ресурсами включаются поступления по налогу на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных и биологических ресурсов.

В таблице 9 проанализируем динамику поступления налоговых доходов в бюджеты различных уровней за 2007–2009 гг. по Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области.

Таким образом, из табл. 9 видно, что:

– наблюдается положительная динамика роста начислений и поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей;

– большая часть уплаченных налогоплательщиками сумм, поступает в распоряжение регионального бюджета;



Таблица 9 – Поступление налогов и сборов Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в бюджеты различных уровней, 2007–2009 гг. тыс. руб.

Виды налогов, поступивших в бюджет

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Фед.

Рег.

Мест.

Фед.

Рег.

Мест.

Фед.

Рег.

Мест.

Всего по налоговым и прочим доходам

564062

825004

276796

728035

1044361

337350

1019867

1404658

558163

Налоговые доходы всего

563577

824699

276461

726387

1043802

336791

1018940

1403762

557277

Налоги на прибыль / доход

51640

563858

137668

69286

743335

224029

123341

1086020

325546

НДС и акцизы

473944

25305

5447

599177

4917


791590

157


Налоги на имущество

-16

118849

64212


147226

34258


151261

68086

Налоги и сборы за пользование пр. ресурсами

2356

1377


4640

1627


3292

1867


Гос. пошлина

1981

1542

1542

1776

2098

2098

1325

2653

2653

Поступления по задолженности

248

30985

16558

48

28637

8955

15

467

-345

Доходы от оказания платных услуг

485

335

335

1365



671



Штрафы, санкции

214

335

335

283

559

559

256

896

886


– основным доходным источником формирования бюджетов являются поступления по НДС и налогу на прибыль (доходы).

– удельный вес поступлений по начисленным штрафам, санкциям достаточно низкий, поэтому стоит более подробно рассмотреть организацию контрольной работы по проверке правильности уплаты налогов.

– налоговые поступления в федеральный бюджет составили 564062, 728035 и 1019867 тыс. руб. в 2007, 2008, 2009 гг. соответственно;

– налоговые поступления в региональный бюджет составили 825004, 1044361 и 1404658 тыс. руб. в 2007, 2008, 2009 гг. соответственно;

– налоговые поступления в местный бюджет составили 276796, 337350 и 558163 тыс. руб. в 2007, 2008, 2009 гг. соответственно;

– поступления по налогам и сборам за пользование природными ресурсами, государственная пошлина, доходы от оказания платных услуг, штрафы и санкции занимают самый незначительный удельный вес в общем объеме поступлений на протяжении всего исследуемого периода;

– основную часть поступлений в бюджет составляют именно налоги.

Рассмотрим более подробно состав налоговых поступлений в табл. 10.


Таблица 10 – Анализ поступления налогов в местный бюджет г. Брянска в 2007–2009 гг.

Показатель, тыс. руб.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение 2009 от 2007 г.

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Тыс. руб.

Уд. вес, %

Всего налоговых и прочих доходов

413244

100

1069763

100

890608

100

477364

Налоговые доходы

412282


1066275


889424


477142

налог на доходы физических лиц

256864

62,3

697033

65,37

577391

64,92

320527

налог на имущество

75264

18,26

243418

22,83

120719

13,57

45455

земельный налог

30415

7,38

133761

12,54

191481

21,53

161066

государственная пошлина

1848

0,45

4749

0,45

5819

0,65

3971

поступления по перерасчетам

1180

0,29

535

0,05

504

0,06

-676

штрафы, санкции

962

0,23

3488

0,33

1184

0,13

222


В целом за исследуемый период наблюдается положительная динамика поступления налогов в местный бюджет, следует отметить, что наивысшие значения исчисления и поступления налогов наблюдалось в 2008 г., а в 2009 – произошло уменьшение поступлений по всем видам налогов. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов местного бюджета составляет НДФЛ – от 62,3% в 2007 г. до 64,92% в 2009 г. Следует отметить снижение доли налога на имущество с одновременным ростом доли земельного налога.

Отделом выездных проверок за 2009 год принимались следующие меры, направленные на повышение эффективности контрольной работы:

– при отборе налогоплательщиков в план ВНП, учитывается наличие имущества, за счет которого может взыскана задолженность по налогам;

– на стадии проведения проверки инспекторским составом разрешаются проблемные вопросы на рабочей группе, с участием специалистов юридических подразделений, что обеспечивает правовую проработку материалов проверок и формирование доказательственной базы;

– осуществляется системный анализ деятельности налогоплательщика с взаимозависимыми лицами (руководитель, учредители, бухгалтера);

– в качестве потенциальных «зон риска» определены сферы «строительство» и «оптово-розничная торговля».

– в 2009 г. проверялись 4 налогоплательщика – раздел «строительство». Дополнительно начислено в бюджет (с учетом решений ФНС по Брянской обл. и решений АС) 5335,7 тыс. руб., в т.ч. налогов 3767,8 тыс. руб.

По виду деятельности «оптово-розничная торговля» в отчетном периоде проведены выездные налоговые проверки 19 налогоплательщиков, дополнительно начислено в бюджет по результатам проверок 22846,7 тыс. руб., в том числе налогов 17187,2 тыс. руб. Кроме того, уменьшено возмещение НДС из бюджета в сумме 267,1 тыс. руб.;

– применяются такие инструменты налогового контроля как: инвентаризация – при проверке 2 организаций, осмотр помещений и территорий – 28 (при проверке 21 организации и 7 физ. лиц); выемка документов и предметов – у 2 организаций, допросы свидетелей – в 22 проверках (16 организаций и 6 физ. лиц), привлечение специалистов – при проверке 2 организаций; истребование у контрагентов документов о налогоплательщике – в 43 проверках (в 36 проверках организаций и в 7 проверках физических лиц);

– устраняются основания к росту сумм платежей, уменьшенных налоговыми органами по результатам контрольных мероприятий (за 2009 г. уменьшено 99,5 тыс. руб., за 2008 г. – 9 035,3 тыс. руб.);

– совместно с органами внутренних дел за 2009 год проведено 4 выездные налоговые проверки.

Дополнительно начислено в бюджет по результатам совместных проверок (с учетом решений УФНС по Брянской обл. и решений АС) 13 885,5 тыс. руб. поэтому проанализируем перечисление налогов Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в местный бюджет в табл. 11.


Таблица 11 – Анализ перечисления налоговых доходов Межрайонную ИФНС №4 в местный бюджет за 2007–2009 гг., тыс. руб.

Наименование налога

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменение 2009 к 2007 г.

Налог на доходы физических лиц

218983

601062

46806

-172177

Упрощенная система налогообложения

32466

97905

1927

-30539

Единый налог на вмененный доход

34556

78382

1122

-33434

Единый сельскохозяйственный налог

9

0

0

-9

Налог на имущество физических лиц

2934

6027

1069

-1865

Земельный налог

61680

61441

3283

-58397

Госпошлина

1222

3767

464

-758

Задолженность по налогам и сборам

885,9

0

0

-885,9

Штрафы, пени

779

3159

62

-717


Как видно из табл. 11 наибольшая сумма налоговых доходов была получена местным бюджетом в 2008 г., а к 2010 г. прослеживается отрицательная динамика налоговых поступлений, что связано с общей экономической ситуацией. Представим данные табл. 11 в виде рисунка 4.


Рисунок 4 – Динамика доходов местного бюджета, 2007–2009 гг.


На основе сопоставления данных таблиц 10 и 11 можно сделать вывод, что начисление налогов, в основном НДФЛ, значительно превышает их сбор и перечисление, то есть необходимо улучшение контроля за сбором налогов.


2.3 Анализ недоимок по налогам


По результатам анализа отчетной формы 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ» можно составить следующую таблицу 12.


Таблица 12 – Анализ недоимки Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области за 2007–2009 гг.

показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Изменение 2009 к 2007 г.

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего

217935

951212

1508762

1290827

В т.ч. недоимка

83421

197053

319581

236160

– недоимка организаций, находящихся в процедуре банкротства

18583

114977

188352

169769

– задолженность приостановленная к взысканию в связи с банкротством

19349

637629

1188140

1168791

Задолженность взыскиваемая судебными приставами

78390

87624

96425

18035

Приостановленные к взысканию платежи

36775

28884

39227

2452

Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям

138803

852798

1305811

1167008

Суммы списанной безнадежной недоимки по федеральным налогам

1260939

1108581

411846

-849093

Суммы списанной безнадежной недоимки по региональным и местным налогам

217714

97452

98760

-118954


Таким образом на основании анализа табл. 12 и оценки работы Межрайонной ИФНС №4 можно сделать следующие выводы:

1. Задолженность перед бюджетов за исследуемый период выросла на 1290827 тыс. руб. или в 7,3 раза., при этом более всего выросли суммы задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям.

2. Как положительный факт в работе Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области следует отметить уменьшение безнадежной недоимки по федеральным налогам на 849093 тыс. руб. за 2007–2009 гг. и безнадежной недоимки по региональным и местным налогам на 118954 тыс. руб. соответственно. Это свидетельствует о росте эффективности контроля за исчислением и сборов налогов со стороны Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области.

3. Как негативный момент следует отметить рост задолженности по предприятиям, находящимся в процедуре банкротства, на 169769 тыс. руб. По результатам процедуры банкротства у предприятий не всегда есть возможность погасить задолженность перед персоналом по заработной плате и государством по налогам и сборам, т.е. в случае этих сумм присутствует высокая степень риска недополучения бюджетом этих средств.

4. Соотношение видов платежей в структуре доначислений по результатам контрольной работы за 2009 год выглядит следующим образом:

– налоги (взносы, сборы) – 95928 тыс. руб. или 59,5%. от общей суммы доначислений. По отношению к 2007 г. их удельный вес увеличился на 0,4%.

– пени по актам – 11346 тыс. руб. или 7,1%, что выше данного показателя 2008 года на 2,0%. Рост в абсолютной величине по отношению к соответствующему периоду 2008 года – 1007 тыс. руб.

– пени, начисленные на текущую задолженность – 28403 тыс. руб. или 17,6%. По отношению к соответствующему периоду прошлого года их доля в общем объеме начислений снизилась на 11,7%. Снижение в абсолютной величине по отношению к соответствующему периоду 2008 г. – 30209 т. руб., основной причиной послужило списание задолженности по предприятиям – банкротам.

– налоговые санкции – 24764 тыс. руб. или 15,4%, что выше данного показателя 2008 года на 9,2%.

Рассмотрим результаты камеральных проверок, проведенных Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области на примере налога на доходы физических лиц.

В Российской Федерации налог на доходы физических лиц введен с 1 января 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 г. №117-ФЗ. Порядок налогообложения установлен в главе 23 НК РФ.

В соответствии с действующим законодательством предприятия, учреждения, организации и иные работодатели обязаны ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах физических лиц по форме утвержденной МНС России (Справка формы №2-НДФЛ), а также суммах начисленных и удержанных налогов. После чего, составляется список налоговых агентов, представивших Справки формы №2-НДФЛ позднее установленного срока, который используется для привлечения налоговых агентов к налоговой ответственности в соответствии со статьей 126 НК РФ.

Список налоговых агентов, не представивших Справки формы №2-НДФЛ формируется на 01.04.2009, 01.05.2009, 01.08.2009, 01.11.2009, а также на иную дату для целей осуществления оперативного контроля.

Налоговый орган обязан принять меры для получения Справок формы №2-НДФЛ от всех налоговых агентов, обязанных их представить. Кроме этого, налоговым органом должны быть применены меры налоговой (статья 126 НК РФ) и (или) административной ответственности (статья 15.6 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации).

Информация, содержащаяся в «Списках налоговых агентов, распределивших физическим лицам дивиденды», в частности, используется в целях осуществления контроля за полнотой отражения в Справках формы №2-НДФЛ доходов в виде дивидендов, для контроля за полнотой представления налоговыми агентами Справок формы №2-НДФЛ.

Если по данным декларации по налогу на прибыль сумма начисленных дивидендов в пользу физических лиц больше суммы дивидендов в Сводной справке, то налоговому органу следует проверить полноту представления налоговым агентом Справок формы №2-НДФЛ и правильность отражения в них суммы выплаченных дивидендов.

По состоянию на 1 сентября 2009 года количество физических лиц обязанных представить декларации формы 3-НДФЛ от продажи недвижимого имущества составило 2570.

Продекларировали свои доходы от продажи недвижимого имущества 2393 физических лица, что составляет 93,1% от количества обязанных представить налоговую декларацию.

Количество физических лиц обязанных представить декларации формы 3-НДФЛ от продажи транспортных средств составило 4942. Продекларировали свои доходы от продажи транспортных средств 4413 физических лиц, что составляет 89,3% от количества обязанных представить налоговую декларацию. Количество физических лиц обязанных представить декларации формы 3-НДФЛ по доходам от сдачи в аренду или найма любого имущества на основе заключенных договоров гражданско-правового характера составило 352. Продекларировали свои доходы от сдачи в аренду или внаем любого имущества 245 физических лиц, что составляет 69,6% от количества обязанных представить налоговую декларацию.


Таблица 13 – Поступление НДФЛ за 2009 год в Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области

Показатель

Поступило за январь – декабрь 2008 г., тыс. руб.

Январь – декабрь 2009 года, тыс. рублей

Фактическое поступление

в % к 2008 году

В абсолют. сумме к 2008 г.

Консолидированный бюджет

851743

54733

6,43

-797010

в том числе:





Налог на доходы физических лиц:

601062

46806

7,79

-554256

– региональный бюджет

279494

23169

8,29

-256325

– местный бюджет

321568

23637

7,35

-297931


Декларировать свои доходы за 2009 год обязаны граждане, которые продали или сдавали в аренду жильё, дачи, автомашины, гаражи, любое имущество, граждане, получившие вознаграждения от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера.

Декларации о доходах будут представлять в налоговые органы получатели выигрышей в лотереях, тотализаторах, других основанных на риске играх, граждане, с которых налог не был удержан налоговыми агентами. Как всегда, будут отчитываться о доходах индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, другие граждане, занимающиеся частной практикой.

В декларировании доходов за 2009 год есть новшества. Если гражданин продал легковой автомобиль, зарегистрированный на него не менее трёх лет, эти доходы не будут облагаться налогом доходы физических лиц. Также изменения касаются доходов от продажи жилья, дач, садовых домиков или земельных участков, иного имущества, кроме ценных бумаг и имущества, используемого в предпринимательской деятельности, находившихся в собственности граждан три года и более. Они включены в перечень не облагаемых НДФЛ. Поэтому в этих случаях у налогоплательщиков нет необходимости представлять в налоговый орган декларацию по НДФЛ.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ