Роль налогов в формировании муниципальных бюджетов
Проанализируем поступление налоговых доходов в
бюджеты всех уровней, контролируемые Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в
таблице 7 и рисунке 3. Таким образом, не взирая на незначительные отклонения,
можно сформулировать следующие выводы:
– в
федеральный бюджет поступает 33,86–34,51% всех поступающих налогов и платежей;
– в
бюджет субъекта Российской Федерации поступает большая доля налогов,
практически половина всех поступлений (47,09–49,5%);
Таблица 7 –
Анализ поступления налогов в бюджеты различных уровней в 2007–2009 гг.,
тыс. руб.
Показатель
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Изменение, +/-
Тыс. руб.
Уд. вес, %
Тыс. руб.
Уд. вес, %
Тыс. руб.
Уд. вес, %
2008 к 2007 г.
2009 к 2008 г.
Начисленные налоговые
доходы
1135433
68,16
1067639
50,61
1449696
48,6
-67794
382057
– в федеральный
бюджет
564062
33,86
728035
34,51
1019867
34,19
163973
291832
– в региональный
бюджет
825004
49,52
1044361
49,5
1404658
47,09
219357
360297
– в местный бюджет
276796
16,62
337350
15,99
558163
18,72
60554
220813
Всего налоговых
поступлений
1665862
100
2109746
100
2982688
100
443884
872942
– в
местный бюджет поступает самая маленькая часть от общей суммы уплаченных
налоговых платежей – 16–18%.
– основным
налоговым источником доходов федерального бюджета является НДС, составляя 43%
поступлений;
– налог
на прибыль составляет в доходах федерального бюджета 16%), а в доходах бюджетов
субъектов Федерации – 28%;
Рисунок 3 –
Структура налоговых поступлений по Межрайонной ИФНС №4 в бюджеты всех уровней в
2007–2009 гг.
– налог
на доходы физических лиц в основном поступает в бюджет субъектов Российской
Федерации – 20% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы;
– стоит
также отметить положительную динамику роста налоговых поступлений в бюджеты
всех уровней.
По
результатам года Межрайонная ИФНС №4 по Брянской области составляет различные
формы отчетности. Основной является ф. №1 о начислении и поступлении налогов,
сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Проведем анализ этой формы в динамике за 2007–2009 гг. представив в таблице
8 динамику начислений налоговых и неналоговых доходов.
Таблица 8 –
Анализ начисления налогов в бюджеты различных уровней в 2007–2009 гг.,
тыс. руб.
Показатель
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Изменение 2009 к 2007 г.
Тыс. руб.
Уд. вес, %
Тыс. руб.
Уд. вес, %
Тыс. руб.
Уд. вес, %
Тыс. руб.
Уд. вес, %
Всего по налоговым и
прочим доходам
1135433
100
1067639
100
1449696
100
314263
0,00
Налоговые доходы всего
1134810
99,95
1066684
99,91
1448800
99,94
313990
-0,01
Налоги на прибыль,
доходы
172129
15,16
217921
20,41
399644
27,57
227515
12,41
НДС и акцизы
785504
69,18
614002
57,51
789934
54,49
4430
-14,69
Налоги на имущество
130082
11,46
169730
15,90
158012
10,90
27930
-0,56
Налоги и сборы за
пользование пр. ресурсами
3861
0,34
6417
0,60
4719
0,33
858
-0,01
Гос. пошлина
0,00
0,00
0,00
0
0,00
Поступления по
задолженности
9795
0,86
7925
0,74
-3646
-0,25
-13441
-1,11
Доходы от оказания
платных услуг
623
0,05
955
0,09
0,00
-623
-0,05
Штрафы, санкции
620
0,05
0
0,00
896
0,06
276
0,01
– в
состав поступлений по налогам на прибыль входят поступления по следующим видам
налогов: налог на прибыль организаций; налог на прибыль с доходов иностранных
организаций, налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде
дивидендов от российских и иностранных организаций, налог на прибыль
организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и
муниципальным ценным бумагам, а также налог на доходы физических лиц (в т.ч.
полученных в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций, в
виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, в виде выигрышей и призов);
– в
состав налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ входят
НДС и акцизы (на спирт этиловый, спиртосодержащую продукцию, табачную
продукцию, на бензин, производимый на территории РФ, на алкогольную продукцию),
а также НДС и акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ из республики
Беларусь.
– в
состав налоговых поступлений по налогу на имущество входят поступления по
налогу на имущество физических лиц, налогу на имущество организаций,
транспортный налог с организаций и физических лиц, земельный налог.
– в
состав налоговых поступлений по налогам и сборам за пользование природными
ресурсами включаются поступления по налогу на добычу полезных ископаемых,
водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и пользование
объектами водных и биологических ресурсов.
В таблице 9
проанализируем динамику поступления налоговых доходов в бюджеты различных
уровней за 2007–2009 гг. по Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области.
Таким
образом, из табл. 9 видно, что:
– наблюдается
положительная динамика роста начислений и поступлений налогов, сборов и других
обязательных платежей;
– большая
часть уплаченных налогоплательщиками сумм, поступает в распоряжение
регионального бюджета;
Таблица 9 – Поступление
налогов и сборов Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в бюджеты различных
уровней, 2007–2009 гг. тыс. руб.
Виды налогов,
поступивших в бюджет
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Фед.
Рег.
Мест.
Фед.
Рег.
Мест.
Фед.
Рег.
Мест.
Всего по налоговым и
прочим доходам
564062
825004
276796
728035
1044361
337350
1019867
1404658
558163
Налоговые доходы всего
563577
824699
276461
726387
1043802
336791
1018940
1403762
557277
Налоги на прибыль /
доход
51640
563858
137668
69286
743335
224029
123341
1086020
325546
НДС и акцизы
473944
25305
5447
599177
4917
791590
157
Налоги на имущество
-16
118849
64212
147226
34258
151261
68086
Налоги и сборы за
пользование пр. ресурсами
2356
1377
4640
1627
3292
1867
Гос. пошлина
1981
1542
1542
1776
2098
2098
1325
2653
2653
Поступления по
задолженности
248
30985
16558
48
28637
8955
15
467
-345
Доходы от оказания
платных услуг
485
335
335
1365
671
Штрафы, санкции
214
335
335
283
559
559
256
896
886
– основным
доходным источником формирования бюджетов являются поступления по НДС и налогу
на прибыль (доходы).
– удельный
вес поступлений по начисленным штрафам, санкциям достаточно низкий, поэтому
стоит более подробно рассмотреть организацию контрольной работы по проверке
правильности уплаты налогов.
– налоговые
поступления в федеральный бюджет составили 564062, 728035 и 1019867 тыс. руб. в
2007, 2008, 2009 гг. соответственно;
– налоговые
поступления в региональный бюджет составили 825004, 1044361 и 1404658 тыс. руб.
в 2007, 2008, 2009 гг. соответственно;
– налоговые
поступления в местный бюджет составили 276796, 337350 и 558163 тыс. руб. в
2007, 2008, 2009 гг. соответственно;
– поступления
по налогам и сборам за пользование природными ресурсами, государственная
пошлина, доходы от оказания платных услуг, штрафы и санкции занимают самый
незначительный удельный вес в общем объеме поступлений на протяжении всего
исследуемого периода;
– основную
часть поступлений в бюджет составляют именно налоги.
Рассмотрим
более подробно состав налоговых поступлений в табл. 10.
Таблица 10 –
Анализ поступления налогов в местный бюджет г. Брянска в 2007–2009 гг.
Показатель, тыс. руб.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Отклонение 2009 от 2007 г.
Тыс. руб.
Уд. вес, %
Тыс. руб.
Уд. вес, %
Тыс. руб.
Уд. вес, %
Всего налоговых и прочих
доходов
413244
100
1069763
100
890608
100
477364
Налоговые доходы
412282
1066275
889424
477142
налог на доходы
физических лиц
256864
62,3
697033
65,37
577391
64,92
320527
налог на имущество
75264
18,26
243418
22,83
120719
13,57
45455
земельный налог
30415
7,38
133761
12,54
191481
21,53
161066
государственная пошлина
1848
0,45
4749
0,45
5819
0,65
3971
поступления по
перерасчетам
1180
0,29
535
0,05
504
0,06
-676
штрафы, санкции
962
0,23
3488
0,33
1184
0,13
222
В целом за
исследуемый период наблюдается положительная динамика поступления налогов в
местный бюджет, следует отметить, что наивысшие значения исчисления и
поступления налогов наблюдалось в 2008 г., а в 2009 – произошло уменьшение
поступлений по всем видам налогов. Наибольший удельный вес в составе налоговых
доходов местного бюджета составляет НДФЛ – от 62,3% в 2007 г. до 64,92% в
2009 г. Следует отметить снижение доли налога на имущество с одновременным
ростом доли земельного налога.
Отделом выездных проверок за 2009 год принимались
следующие меры, направленные на повышение эффективности контрольной работы:
– при отборе налогоплательщиков в план ВНП,
учитывается наличие имущества, за счет которого может взыскана задолженность по
налогам;
– на стадии проведения проверки
инспекторским составом разрешаются проблемные вопросы на рабочей группе, с
участием специалистов юридических подразделений, что обеспечивает правовую
проработку материалов проверок и формирование доказательственной базы;
– осуществляется системный анализ
деятельности налогоплательщика с взаимозависимыми лицами (руководитель,
учредители, бухгалтера);
– в качестве потенциальных «зон риска»
определены сферы «строительство» и «оптово-розничная торговля».
– в 2009 г. проверялись 4
налогоплательщика – раздел «строительство». Дополнительно начислено в бюджет (с
учетом решений ФНС по Брянской обл. и решений АС) 5335,7 тыс. руб., в т.ч.
налогов 3767,8 тыс. руб.
По виду деятельности «оптово-розничная торговля»
в отчетном периоде проведены выездные налоговые проверки 19 налогоплательщиков,
дополнительно начислено в бюджет по результатам проверок 22846,7 тыс. руб., в
том числе налогов 17187,2 тыс. руб. Кроме того, уменьшено возмещение НДС из
бюджета в сумме 267,1 тыс. руб.;
– применяются такие инструменты налогового
контроля как: инвентаризация – при проверке 2 организаций, осмотр помещений и
территорий – 28 (при проверке 21 организации и 7 физ. лиц); выемка документов и
предметов – у 2 организаций, допросы свидетелей – в 22 проверках (16 организаций
и 6 физ. лиц), привлечение специалистов – при проверке 2 организаций;
истребование у контрагентов документов о налогоплательщике – в 43 проверках (в
36 проверках организаций и в 7 проверках физических лиц);
– устраняются основания к росту сумм
платежей, уменьшенных налоговыми органами по результатам контрольных
мероприятий (за 2009 г. уменьшено 99,5 тыс. руб., за 2008 г. – 9
035,3 тыс. руб.);
– совместно с органами внутренних дел за
2009 год проведено 4 выездные налоговые проверки.
Дополнительно
начислено в бюджет по результатам совместных проверок (с учетом решений УФНС по
Брянской обл. и решений АС) 13 885,5 тыс. руб. поэтому проанализируем
перечисление налогов Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в местный бюджет в
табл. 11.
Таблица 11 –
Анализ перечисления налоговых доходов Межрайонную ИФНС №4 в местный бюджет за
2007–2009 гг., тыс. руб.
Наименование налога
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Изменение 2009 к 2007 г.
Налог на доходы
физических лиц
218983
601062
46806
-172177
Упрощенная система
налогообложения
32466
97905
1927
-30539
Единый налог на вмененный
доход
34556
78382
1122
-33434
Единый
сельскохозяйственный налог
9
0
0
-9
Налог на имущество
физических лиц
2934
6027
1069
-1865
Земельный налог
61680
61441
3283
-58397
Госпошлина
1222
3767
464
-758
Задолженность по
налогам и сборам
885,9
0
0
-885,9
Штрафы, пени
779
3159
62
-717
Как видно из
табл. 11 наибольшая сумма налоговых доходов была получена местным бюджетом в
2008 г., а к 2010 г. прослеживается отрицательная динамика налоговых
поступлений, что связано с общей экономической ситуацией. Представим данные
табл. 11 в виде рисунка 4.
Рисунок 4 –
Динамика доходов местного бюджета, 2007–2009 гг.
На основе
сопоставления данных таблиц 10 и 11 можно сделать вывод, что начисление
налогов, в основном НДФЛ, значительно превышает их сбор и перечисление, то есть
необходимо улучшение контроля за сбором налогов.
2.3 Анализ
недоимок по налогам
По
результатам анализа отчетной формы 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и
сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ» можно составить
следующую таблицу 12.
Таблица 12 –
Анализ недоимки Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области за 2007–2009 гг.
показатель
2007 г.
2008 г.
2009 г.
Изменение 2009 к 2007 г.
Задолженность перед бюджетом
по налогам и сборам всего
217935
951212
1508762
1290827
В т.ч. недоимка
83421
197053
319581
236160
– недоимка
организаций, находящихся в процедуре банкротства
18583
114977
188352
169769
– задолженность
приостановленная к взысканию в связи с банкротством
19349
637629
1188140
1168791
Задолженность
взыскиваемая судебными приставами
78390
87624
96425
18035
Приостановленные к
взысканию платежи
36775
28884
39227
2452
Задолженность перед
бюджетом по пеням и налоговым санкциям
138803
852798
1305811
1167008
Суммы списанной
безнадежной недоимки по федеральным налогам
1260939
1108581
411846
-849093
Суммы списанной
безнадежной недоимки по региональным и местным налогам
217714
97452
98760
-118954
Таким образом на основании анализа табл. 12 и
оценки работы Межрайонной ИФНС №4 можно сделать следующие выводы:
1. Задолженность перед бюджетов за исследуемый
период выросла на 1290827 тыс. руб. или в 7,3 раза., при этом более всего
выросли суммы задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям.
2. Как положительный факт в работе Межрайонной
ИФНС №4 по Брянской области следует отметить уменьшение безнадежной недоимки по
федеральным налогам на 849093 тыс. руб. за 2007–2009 гг. и безнадежной
недоимки по региональным и местным налогам на 118954 тыс. руб. соответственно.
Это свидетельствует о росте эффективности контроля за исчислением и сборов
налогов со стороны Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области.
3. Как негативный момент следует отметить рост
задолженности по предприятиям, находящимся в процедуре банкротства, на 169769
тыс. руб. По результатам процедуры банкротства у предприятий не всегда есть
возможность погасить задолженность перед персоналом по заработной плате и
государством по налогам и сборам, т.е. в случае этих сумм присутствует высокая
степень риска недополучения бюджетом этих средств.
4. Соотношение видов платежей в структуре
доначислений по результатам контрольной работы за 2009 год выглядит следующим
образом:
– налоги (взносы, сборы) – 95928 тыс. руб.
или 59,5%. от общей суммы доначислений. По отношению к 2007 г. их удельный
вес увеличился на 0,4%.
– пени по актам – 11346 тыс. руб. или 7,1%, что
выше данного показателя 2008 года на 2,0%. Рост в абсолютной величине по
отношению к соответствующему периоду 2008 года – 1007 тыс. руб.
– пени, начисленные на текущую задолженность
– 28403 тыс. руб. или 17,6%. По отношению к соответствующему периоду прошлого
года их доля в общем объеме начислений снизилась на 11,7%. Снижение в
абсолютной величине по отношению к соответствующему периоду 2008 г. – 30209
т. руб., основной причиной послужило списание задолженности по предприятиям – банкротам.
– налоговые санкции – 24764 тыс. руб. или
15,4%, что выше данного показателя 2008 года на 9,2%.
Рассмотрим результаты камеральных проверок,
проведенных Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области на примере налога на доходы
физических лиц.
В Российской
Федерации налог на доходы физических лиц введен с 1 января 2001 г. в
соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 г. №117-ФЗ. Порядок
налогообложения установлен в главе 23 НК РФ.
В соответствии с действующим законодательством предприятия,
учреждения, организации и иные работодатели обязаны ежегодно не позднее 1
апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в
налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах физических лиц по
форме утвержденной МНС России (Справка формы №2-НДФЛ), а также суммах
начисленных и удержанных налогов. После чего, составляется список налоговых
агентов, представивших Справки формы №2-НДФЛ позднее установленного срока,
которыйиспользуется для привлечения налоговых агентов к налоговой
ответственности в соответствии со статьей 126 НК РФ.
Список налоговых агентов, не представивших Справки формы №2-НДФЛ
формируется на 01.04.2009, 01.05.2009, 01.08.2009, 01.11.2009, а также на иную
дату для целей осуществления оперативного контроля.
Налоговый орган обязан принять меры для получения Справок формы №2-НДФЛ
от всех налоговых агентов, обязанных их представить. Кроме этого, налоговым
органом должны быть применены меры налоговой (статья 126 НК РФ) и (или)
административной ответственности (статья 15.6 Кодекса об Административных
правонарушениях Российской Федерации).
Информация,
содержащаяся в «Списках налоговых агентов, распределивших физическим лицам
дивиденды», в частности, используется в целях осуществления контроля за
полнотой отражения в Справках формы №2-НДФЛ доходов в виде дивидендов, для
контроля за полнотой представления налоговыми агентами Справок формы №2-НДФЛ.
Если по
данным декларации по налогу на прибыль сумма начисленных дивидендов в пользу
физических лиц больше суммы дивидендов в Сводной справке, то налоговому органу
следует проверить полноту представления налоговым агентом Справок формы №2-НДФЛ
и правильность отражения в них суммы выплаченных дивидендов.
По состоянию на 1 сентября 2009 года количество
физических лиц обязанных представить декларации формы 3-НДФЛ от продажи недвижимого
имущества составило 2570.
Продекларировали свои доходы от продажи
недвижимого имущества 2393 физических лица, что составляет 93,1% от количества
обязанных представить налоговую декларацию.
Количество физических лиц обязанных представить
декларации формы 3-НДФЛ от продажи транспортных средств составило 4942. Продекларировали
свои доходы от продажи транспортных средств 4413 физических лиц, что составляет
89,3% от количества обязанных представить налоговую декларацию. Количество
физических лиц обязанных представить декларации формы 3-НДФЛ по доходам от
сдачи в аренду или найма любого имущества на основе заключенных договоров
гражданско-правового характера составило 352. Продекларировали свои доходы от
сдачи в аренду или внаем любого имущества 245 физических лиц, что составляет
69,6% от количества обязанных представить налоговую декларацию.
Таблица 13 – Поступление НДФЛ за 2009 год в
Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области
Показатель
Поступило за январь – декабрь
2008 г., тыс. руб.
Январь – декабрь 2009
года, тыс. рублей
Фактическое поступление
в % к 2008 году
В абсолют. сумме к 2008 г.
Консолидированный
бюджет
851743
54733
6,43
-797010
в том числе:
Налог на доходы
физических лиц:
601062
46806
7,79
-554256
– региональный
бюджет
279494
23169
8,29
-256325
– местный бюджет
321568
23637
7,35
-297931
Декларировать свои доходы за 2009 год обязаны
граждане, которые продали или сдавали в аренду жильё, дачи, автомашины, гаражи,
любое имущество, граждане, получившие вознаграждения от физических лиц и
организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых
договоров и договоров гражданско-правового характера.
Декларации о доходах будут представлять в
налоговые органы получатели выигрышей в лотереях, тотализаторах, других
основанных на риске играх, граждане, с которых налог не был удержан налоговыми
агентами. Как всегда, будут отчитываться о доходах индивидуальные
предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты,
другие граждане, занимающиеся частной практикой.
В декларировании доходов за 2009 год есть
новшества. Если гражданин продал легковой автомобиль, зарегистрированный на
него не менее трёх лет, эти доходы не будут облагаться налогом доходы
физических лиц. Также изменения касаются доходов от продажи жилья, дач, садовых
домиков или земельных участков, иного имущества, кроме ценных бумаг и
имущества, используемого в предпринимательской деятельности, находившихся в
собственности граждан три года и более. Они включены в перечень не облагаемых
НДФЛ. Поэтому в этих случаях у налогоплательщиков нет необходимости
представлять в налоговый орган декларацию по НДФЛ.