бесплатные рефераты

Роль налогов в формировании муниципальных бюджетов

Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Срок декларационной кампании в 2010 году – не позднее 30 апреля. При этом граждане, претендующие на социальные и имущественные налоговые вычеты, вправе сдать декларации по форме 3-НДФЛ в любое время в течение трёх лет. В апреле Межрайонная ИФНС №4 по Брянской области будет работать в продлённом режиме.

Общая сумма налога на основе налоговой декларации уплачивается в срок не позднее 15 июля. Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый – не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй – не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.

Недоимка по уплате налога на доходы физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2008 год в размере более 20 тыс. руб. числится за предприятиями.

На сегодняшний день наличие в Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области информационной базы при проведении камеральных налоговых проверок позволяет отследить всех налоговых агентов по НДФЛ, так как сведения, полученные от состоящих на учете в инспекции налогоплательщиков и налоговых агентов загружаются в базу данных инспекции сразу после сдачи.


Таблица 14 – Результаты камеральных проверок по состоянию на 01.11.2009 г. по Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области

Показатель

Код строки

Всего

из них по проверкам, проведенным с участием органов внутренних дел

Доначислено по результатам камеральных проверок организаций и физических лиц включая пени по данным карточек «Расчеты с бюджетом», а также штрафные санкции по результатам проверок соблюдения банками требований, установленных ст. 46,60,76,86 НК РФ

1005

1 356 759

XXX

из них:




доначислено по всем видам налогов (сборов), включая пени и штрафные санкции, по результатам камеральных проверок организаций и физических лиц

1010

607 374

XXX

в том числе налогов

1020

519 293

XXX

Всего, включая выездные проверки

1200

4 190 751

800 980


Таким образом, мероприятия налогового контроля, позволяют погасить сумму задолженности по налогу на доходы физических лиц, перечисленную налоговыми агентами в бюджетную систему РФ по состоянию на 01.01.2009 в общей сумме задолженности на 1356759 руб. или 100%.

Рассмотрим общие результаты камеральных проверок, проведенных Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области в 2008–2009 гг. в таблице 15. Таким образом, количество проведенных проверок за 2009 год по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составило 54,5%, в том числе по проверкам организаций – 54,3%, по проверкам физических лиц 55,0%.



Таблица 15 – Результаты камеральных проверок по Межрайонной ИФНС №4 в 2008–2009 гг.

Показатель

2008 г.

2009 г.

Изменение 2009 к 2008 г.

Выездные проверки, ед., в т.ч.:

112

61

-51

– по организациям

92

50

-42

– по физическим лицам

20

11

-9

Принято решений о привлечении к ответственности

33

20

-13

Уровень результативности проверок, %

100,0

96,7

-3,3

– по организациям

100,0

96,0

-4

– по физическим лицам

100,0

100,0

0

Проверки, проведенные с использованием целенаправленного отбора объектов, ед.

92

50

-42

Удельный вес в общем числе проверок, %

73,9

96,0

22,1

– из них связанных с ликвидацией налогоплательщика

24

5

-19

– по заданию вышестоящего налогового органа

9

3

-6

Комплексные проверки, ед.

71

41

-30

Удельный вес в общем количестве проверок, %

63,4

67,2

3,8

Тематические камеральные проверки, ед.

41

20

-21

Удельный вес в общем количестве проверок, %

36,6

32,8

-3,8

Количество сотрудников, осуществляющих проведение выездных налоговых проверок

24

22

-2

Количество сотрудников, осуществляющих проведение камеральных проверок

18

15

-3

Количество сотрудников, осуществляющих проведение выездных налоговых проверок по физическим лицам

11

10

-1


Снижение количества проведенных проверок за 2009 год по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вызвано причинами:

– количество организаций, проверенных в связи с ликвидацией, за 2009 г. снизилось по сравнению с соответствующим периодом 2008 на 19 проверок;

– снизилось количество инспекторов, проводивших выездные налоговые проверки на 2 человека;

– с целью сбора достаточной доказательной базы проводятся встречные проверки цепочки поставщиков (от продавца до изготовителя), кроме того, с целью выявления «конвертной» схемы оплаты труда, а также для подтверждения фактов нарушений налогового законодательства вызвано 347 свидетелей, проведено 219 опросов, в связи с чем, значительно возросла продолжительность проведения выездных налоговых проверок, средняя продолжительность проверок увеличилась на 29 дней;

– в 2009 году проводились проверки таких организаций как ООО «Ларт» и ОАО «БМК», в ходе проведения которых установлено большое количество участников схем ухода от налогообложения, что также потребовало значительного времени на проведение проверок, решения по указанным проверкам будут приняты в 2009 году. За 2009 год нарушения установлены в 59 проверках, в том числе в 48 организациях и у 11 физических лиц.

Сумма доначислений в расчете на одну результативную выездную проверку за 2009 год составила 1568,1 тыс. руб., в том числе на одну проверку организаций – 1749,9 тыс. руб., на одну проверку физических лиц – 774,9 тыс. руб. За 2008 год сумма доначислений в расчете на одну результативную выездную проверку составила 789,3 тыс. руб., в том числе на одну проверку организаций – 822,7 тыс. руб., на одну проверку физических лиц – 651,0 тыс. руб. Сумма доначислений на одну результативную выездную проверку за 2009 по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составила 198,7%, в том числе по проверкам организаций 212,7%, по проверкам физических лиц 119,0%. Сумма доначислений в расчете на одну камеральную проверку организации в сравнении с соответствующим отчетным периодом 2008 года снизилась на 0,2 тыс, руб.

Сумма доначислений на одну результативную камеральную проверку увеличилась на 15,0 тыс. руб. Так за 2008 год доначисления в расчете на 1 проведенную камеральную проверку составили 1,2 тыс. руб., в то время как за 2009 год указанный показатель составил – 1 тыс. руб. Доначисления на 1 результативную камеральную проверку составили 28,6 тыс. руб., в то время как за 2008 год указанный показатель составлял – 13,6 тыс. руб. Сумма доначислений в расчете на одну результативную камеральную проверку физического лица составила 0,88 тыс. руб., в то время как в 2008 году указанный показатель составлял 1,83 тыс. руб.

Минимальная сумма, доначисленная, на одну результативную выездную проверку организаций за 2009 год, составила 0,1 тыс. руб. Минимальная сумма, доначисленная по результатам проведенных камеральных проверок организаций за 2009 год составляет 11 руб. Минимальная сумма, доначисленная на одну камеральную проверку физического лица составляет 30 руб. по ЕНВД.

Максимальная сумма, доначисленная на одну камеральную проверку организации за 2009 год – 8154 тыс. руб. Максимальная сумма, доначисленная на одну камеральную проверку физического лица за 2009 год составляет 366,9 тыс. руб. по налогу на доходы физических лиц по декларации 3-НДФЛ. Отделом камеральных проверок использованы материалы встречной проверки, направленной отделом выездных проверок, а также материалы встречных проверок, направленных в ходе камеральной налоговой проверки. Причина доначисления – необоснованно заявленные профессиональные расходы в результате отсутствия факта подтверждения понесенных расходов по материалам проверок контрагентов.

Нагрузка на 1 сотрудника отдела выездных налоговых проверок в 2009 г. составляет 2,8 проверки, в 2008 г. – 4,7 проверки. Нагрузка на 1 сотрудника отдела камеральных проверок юридических лиц составляет 224 налоговых деклараций, в 2008 году – 206. Нагрузка на 1 сотрудника отдела камеральных проверок физ. лиц составляет 4711 проверок, в 2008 году – 4007 проверки.

Средняя продолжительность выездной налоговой проверки организации с момента вынесения решения о проведении проверки до даты вынесения решения по результатам проверки за 2009 год составила 110 дней, за соответствующий период прошлого года – 81 день. Минимальная продолжительность проверки за 2009 год – 43 дня, за соответствующий период прошлого года – 6 дней. Максимальная продолжительность проверки за 2009 год – 179 дней, за соответствующий период прошлого года – 217 дней.




3. Совершенствование деятельности межрайонной ИФНС №4 как фактор роста доходов муниципальных бюджетов

3.1 Мероприятия налогового органа, направленные на увеличение поступлений налоговых доходов в бюджет


Одним из важных направлений предварительного налогового контроля, направленным на предупреждение ошибок и налоговых правонарушений плательщиками, является их планомерное обслуживание налоговыми органами. Для этих целей во всех налоговых инспекциях образованы отделы по работе с налогоплательщиками, кроме того, в управлениях по субъектам РФ аналогичные отделы занимаются также работой со СМИ.

В настоящее время оснащенность налоговых органов компьютерной техникой, средствами телекоммуникационной связи, помещениями для работы с плательщиками еще не везде отвечает современным требованиям. Следует отметить, что информационное обслуживание плательщиков затруднено в районных центрах, небольших городах, где отсутствуют налоговые инспекции, а имеются лишь их территориально обособленные рабочие места (ТОРМ) в составе 4–6 сотрудников. В последние годы принимаются конкретные меры, чтобы поправить положение дел в этом направлении, например, соглашение между Правительством России и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования проекта «Модернизация налоговой службы-2» в размере 100 млн. дол. со сроком погашения 17 лет. Эти и другие привлекаемые средства в основном используются на приобретение ПК и ПО, телекоммуникационного оборудования, для улучшения обслуживания плательщиков.

На заседании коллегии Минфина России 9.08.2005 г. при рассмотрении вопроса «О развитии Федеральной налоговой службы» отмечалось, что обеспеченность сотрудников налоговых органов компьютерами составляет всего 71%, к 2011 г. намечено этот показатель увеличить до 90%. Коллегия решила продолжить работу по строительству объектов налоговой службы, специально оборудованных операционными залами, помещениями для архивов и т.п., что качественно улучшит обслуживание плательщиков.

Наиболее полно обязанности налоговых органов в их отношениях с плательщиками представлены в приказах ФНС России:

– от 27 апреля 2007 г. №ММ-3–25/267 «Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков»;

– от 9 сентября 2005 г. №САЭ-3–01/444 «Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

Анализ этих и ряда других документов позволяет выделить основные направления работы налоговых органов с плательщиками:

– оказание услуг по регистрации и учету плательщиков;

– прием налоговой и бухгалтерской отчетности;

– подготовка документов по запросам плательщиков;

– прием плательщиков в налоговых органах;

– проведение сверки расчетов плательщиков и их информирование о состоянии расчетов с бюджетом; организация работы телефонной справочной линии;

– размещение информационных стендов;

– ответы на письменные вопросы плательщиков;

– проведение семинаров с плательщиками;

– использование средств массовой информации;

– регистрация контрольно-кассовой техники;

– оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса.

1. Прием налоговой и бухгалтерской отчетности. Отделы работы с налогоплательщиками ежедневно принимают и регистрируют большой массив налоговых деклараций (расчетов), деклараций (расчетов) по взносам на обязательное пенсионное страхование, бухгалтерской отчетности.

Только за 2009 г. налоговые инспекции Брянской области получили от плательщиков более 1 млн. налоговых деклараций, в том числе на бумажных носителях – 84,7% (из них на дискетах – более половины, по почте – около 30%), по телекоммуникационным каналам связи – 15,3%. Кроме того, поступило почти 1,5 млн. справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и 137 тыс. документов бухгалтерской отчетности.

2. Подготовка документов по запросам плательщиков. Отдел работы с налогоплательщиками осуществляет прием от плательщиков не только их отчетности, но и других документов: заявлений – о переходе на единый сельскохозяйственный налог, на упрощенную систему обложения, о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, о зачете налоговых платежей, о представлении льгот по имущественным налогам и т.п. На стендах налоговой инспекции размещаются образцы запросов (писем, заявлений), а также сведения о способах получения ответа (лично или по почте). При этом плательщик уведомляется о том, что если не указан способ получения ответа, то ответ ему будет направлен по почте.

Зарегистрированные документы, подлежащие вводу в АИС «Налог», формируются в пачки по их видам и передаются в отдел ввода и обработки данных по сопроводительному ярлыку не позднее дня, следующего за днем получения документа от плательщика. Подготовленные функциональными отделами инспекции уведомления, свидетельства и другие документы (за исключением относящихся к государственной регистрации и учету) выдаются плательщику в срок не позднее 7 календарных дней со дня получения запроса.

3. Прием плательщиков в налоговых органах. Прием плательщиков осуществляется ежедневно в течение всего рабочего времени, в том числе и в период обеденного перерыва в налоговом органе. Время ожидания в очереди согласно Единому стандарту обслуживания налогоплательщиков должно составлять не более 30 мин, при «пиковых» нагрузках – не более 1 ч.

Помещения для работы с плательщиками (операционные залы) целесообразно размещать на нижних этажах зданий налоговых инспекций и для удобства работы организовать отдельный вход для плательщиков.

4. Проведение сверки расчетов по налогам и информирование о состоянии расчетов с бюджетом. Сверка расчетов с бюджетом проводится в обязательном порядке: с крупнейшими плательщиками – ежеквартально; при переходе плательщика из одной налоговой инспекции в другую; при ликвидации или реорганизации организации. По заявлению налогоплательщика совместная сверка может производиться:

– для уточнения платежа, если налог был перечислен по ошибочному КБК;

– для зачета или возврата излишне уплаченного налога;

– для получения справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (при получении кредита, участии в тендере и т.п.).

С 7 октября 2007 г. налоговые органы используют новую форму акта совместной сверки расчетов, утвержденную приказом ФНС России от 20 августа 2007 г. №ММ-3–25/494 «Об утверждении формы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Срок формирования и передачи полного акта плательщику не должен превышать 15 рабочих дней с даты получения краткого акта. Основанием для сверки расчетов по предложению налогового органа служит поступление заявления о снятии плательщика с учета в налоговом органе, о начале процедуры ликвидации либо реорганизации в связи с решением судебного органа и т.д. При этом формируются краткий акт сверки и информационное письмо в трех экземплярах, один экземпляр остается в отделе работы с налогоплательщиками для контроля, два высылаются плательщику.

В некоторых случаях по заявлениям плательщиков составляются развернутые справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по форме №39–1 и по форме №39–1ф для физических лиц (о состоянии расчетов по налогам и сборам). Эти справки формируются по всем уплачиваемым налогам в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса.

Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных (МРИ ФНС России по ЦОД), налоговые органы по последнему месту жительства физического лица на территории России выдают справки об отсутствии задолженности по уплате налогов физическим лицам, выходящим из российского гражданства. При поступлении таких заявлений межрегиональная инспекция запрашивает информацию о наличии у заявителя задолженности по уплате налогов во всех управлениях ФНС России по субъектам РФ. Справка об отсутствии задолженности по уплате налогов подписывается руководителем межрегиональной инспекции и заверяется печатью. В случае обращения в налоговый орган по последнему месту жительства на территории РФ физического лица данный налоговый орган в 10-дневный срок рассматривает представленные заявителем документы и принимает решение о выдаче справки.

Если же в налоговый орган поступило заявление, в приложении которого отсутствуют документы, подтверждающие последнее место жительство, то при наличии документов, удостоверяющих личность физического лица, налоговый орган направляет для рассмотрения такое заявление в МРИ ФНС России по ЦОД (125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корпус 1) и информирует об этом заявителя.

5. Организация работы телефонной справочной и «горячей линии». В каждой налоговой инспекции, управлении по субъекту РФ с 2003 г. организована специальная телефонная справочная служба для плательщиков, для чего назначаются сотрудники, ответственные за работу на выделенных телефонах. Информация об этих телефонах размещается на стендах налоговых инспекций, на сайте управления ФНС России по субъекту РФ, местных СМИ. Сотрудник, ответственный за работу на справочном телефоне, принимает и регистрирует все звонки в специальном журнале.

При приеме устного запроса налогоплательщика (по телефону или лично) сотрудник отдела работы с налогоплательщиками дает ответ самостоятельно. Если сотрудник не может ответить на вопрос самостоятельно, то он совместно с сотрудниками других отделов принимает необходимые меры для ответа плательщику.

Анализ поступающих звонков на телефоны справочных служб инспекций и Управления ФНС России по Брянской области за 2007–2009 гг. показал, что наиболее частыми являются вопросы:

– о порядке представления гражданам социальных и имущественных вычетов по налогу на доходы физических лиц;

– порядке исчисления, представления льгот гражданам по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу;

– особенностях исчисления ЕНВД и применения УСН;

– применении КБК при заполнении платежных поручений;

– кодах ОКВЭД;

– присвоении ИНН;

– сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи.

В период проведения массовых кампаний в УФНС, некоторых инспекциях функционирует телефон «горячей линии».

В УФНС также действует «телефон доверия», на который налогоплательщики могут обратиться с жалобами на невнимательность, грубость сотрудников налоговых органов.

6. Ответы на вопросы плательщиков. Ответы на письменные вопросы плательщиков о действующем налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов, а также о порядке заполнения форм налоговой отчетности даются в течение 30 календарных дней. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.

Только за 2009 г. отделами по работе с налогоплательщиками Управления ФНС России по Брянсской области и налоговых инспекций области даны в установленные сроки ответы на 887 письменных обращений плательщиков (против 743 в 2005 г.).

7. Размещение информационных стендов. В каждой налоговой инспекции для информирования плательщиков широко используются специальные стенды, для чего выделяется сотрудник, который обеспечивает еженедельное обновление информации. Информационные стенды делятся на стенды с постоянной информацией и стенды с изменяемой информацией. По типу размещения стенды делятся на внутренние (находящиеся в здании налоговой инспекции) и внешние (размещаемые в других учреждениях или общественных местах). Внутренние стенды делятся на стенды с организационно-распорядительной информацией и тематические.

На стендах с организационно-распорядительной информацией размещается следующая информация:

– режим работы инспекции;

– реквизиты инспекции;

– КБК, ОКАТО и т.д.;

– о проведении семинаров, «круглых столов» и т.д.;

– адреса официальных интернет-сайтов ФНС России, УФНС России по субъекту РФ;

– координаты специализированных операторов связи;

– номер справочного телефона, телефона «горячей линии», телефона «доверия».

На тематических стендах размещается следующая информация:

– о государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

– порядке учета физических лиц, не относящихся к предпринимателям;

– порядке представления деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов;

– порядке оформления платежных документов на уплату налогов;

– регистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники;

– местных налогах;

– налогообложении доходов физических лиц.

В случаях, если в инспекции нет возможности для размещения предлагаемого количества стендов, целесообразно сочетать размещение информации на стендах, на информационном табло, видеомониторе и т.п.

Информация на внешних стендах должна быть актуальна для плательщиков и соответствующим образом размещена. Например, информацию о налоговых ставках и сроках уплаты транспортного налога рекомендуется размещать в органах ГИБДД, о ставках и сроках уплаты имущественных налогов – в регистрационных палатах, образцы заполнения платежных документов на перечисление сумм налогов в бюджет – в отделениях кредитных учреждений и т.д.

8. Использование средств массовой информации. Руководство информированием плательщиков через средства массовой информации (СМИ) осуществляют управления ФНС России по субъектам РФ, которые направляют в инспекции готовые материалы для местных СМИ и контролируют их размещение. К информационной работе предъявляются следующие требования: своевременность информирования; четкость в изложении материала; наглядность форм подачи материала; качество; актуальность для различных категорий плательщиков.

Так, Управление ФНС России по Брянской области принимает непосредственное участие – в региональных и местных СМИ области размещены 1457 материалов по налоговой тематике: основное количество материалов размещено в газетах, на радио – 13,6%, на телевидении – 7%. Особое внимание уделялось в СМИ изменениям налогового законодательства, порядку декларирования гражданами своих доходов и итогам проведения декларационной кампании, представлению отчетности по телекоммуникационным каналам связи, розничной торговли алкогольной продукции, итогам работы налоговых органов, последствиям выплаты заработной платы «в конверте».

Минфин России c 2008 г. размещает на сайте www.minfin.ru разъяснения по вопросам применения налогового законодательства. Управления по субъектам РФ имеют собственные интернет-сайты, которые регулярно обновляются, ФНС России установлены типовые разделы таких сайтов. Так, на сайте УФНС России по Брянской области размещены региональные и некоторые местные нормативные акты по налогам, ответы налогоплательщикам по различным вопросам, «Налоговый календарь», в котором указаны сроки предоставления отчетности по всем видам налогов, обзор региональной прессы, информация о поступлении налогов, о результатах контрольной работы, о сериях и номерах свидетельств о постановке на учет налогоплательщиков, признанных недействительными, о недействительных ИНН. Недавно на главной странице интернет-сайта стала размещаться анкета «Оцените качество работы налоговых органов с налогоплательщиками». Только за 2009 г. количество обращений налогоплательщиков к интернет-сайту Управления составило 112,6 тыс.

9. Проведение семинаров с плательщиками. Налоговые инспекции постоянно проводят семинары с различными категориями плательщиков с целью их информирования о действующем налоговом законодательстве, новых формах отчетности и порядке их заполнения. Семинары делятся на тематические и семинары по общим вопросам. При организации семинаров рекомендуется:

– выявить актуальные вопросы на основе анализа работы инспекции;

– сформулировать тему семинара и определить дату его проведения;

– обозначить цель и составить программу семинара;

– согласовать кандидатуры специалистов, выступающих на семинаре;

– разместить объявление о проведении семинара на стенде в инспекции, в средствах массовой информации.

Рекомендуется также заранее обеспечить возможность плательщикам задать вопросы по теме семинара. При проведении семинара рекомендуется использовать наглядные пособия, методическую литературу, разбирать ошибки плательщиков на конкретных примерах. Для получения отзывов плательщиков о проведенных семинарах рекомендуются анкеты.

Так, на семинарах, проведенных налоговыми органами Брянской области в 2007–2009 гг., рассматривались следующие основные темы:

– о правильности заполнения платежных документов с указанием кодов ОКАТО вновь организованных муниципальных образований и КБК;

– о порядке заполнения авансовых расчетов организациями по транспортному и земельному налогу;

– о порядке заполнения налоговых деклараций по специальным налоговым режимам: УСН, ЕНВД, ЕСХН;

– о порядке предоставления физическим лицам налоговых вычетов и заполнении формы декларации 3-НДФЛ;

– о порядке заполнения деклараций по налогу на прибыль, НДС, ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

– об изменениях в уплате акцизов по алкогольной продукции;

– о применении контрольно-кассовой техники;

– о представлении отчетности по телекоммуникационным каналам связи, в том числе об обмене информации налоговых органов с банками по приостановлению (возобновлению) операций по р/с налогоплательщиков.

10. Информирование плательщиков о заполнении платежных поручений на уплату налогов. Отдельным и важным направлением в деятельности налоговых органов является информирование плательщиков о правильном заполнении платежных поручений на уплату налогов. В связи с ошибками при их заполнении плательщикам приходится неоднократно их переделывать, сотрудники налоговых органов также тратят много времени на работу с так называемыми «невыясненными платежами».

Форма платежных поручений приведена в Положении Центрального банка от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в РФ». В целях обеспечения органами Федерального казначейства, налоговыми органами и таможенными органами автоматизированной обработки информации, содержащейся в расчетных документах, приказом Минфина России утверждены правила указания информации, идентифицирующие: налогоплательщика и получателя средств; платеж; лицо или орган, оформившие расчетный документ. Эти правила действуют с 2005 г.

11. Особенности информирования плательщиков на территориально обособленных рабочих местах (ТОРМ) инспекций межрайонного уровня. Организация работы с плательщиками на ТОРМ зависит от наличия или отсутствия удаленного доступа к информационным ресурсам налоговой инспекции межрайонного уровня. С целью оптимизации обслуживания плательщиков на ТОРМ рекомендовано закрепить кураторство по вопросам организации работы с плательщиками за заместителем руководителя инспекции межрайонного уровня и утвердить график его посещения. Информация о графике приема плательщиков размещается на информационном стенде ТОРМ и в местных СМИ.

На стендах ТОРМ размещаются образцы запросов (писем, заявлений) с почтовым адресом инспекции, информация о том, что плательщик должен указать в запросе (письме, заявлении и др.) способ получения ответа (лично или по почте) и т.д. На ТОРМ осуществляется прием всех видов документов, обеспечивается сортировка принимаемых документов по видам (декларации, заявления, письма и т.д.), формирование пачек и оперативная передача их в соответствующие отделы инспекции по графику транспортного сообщения, составленному с учетом особенностей региона. В то же время сотрудники ТОРМ, не имеющие доступ к информационным ресурсам инспекции, рекомендуют плательщикам направлять декларации, бухгалтерскую отчетность и иные документы по ТКС или по почте на адрес инспекции межрайонного уровня (табл. 16).

В случае наличия ошибок в заполнении отчетности, поступившей с ТОРМ, выявленных в отделе ввода и обработки данных инспекции, отчетность на ТОРМ не возвращается. Уведомление о необходимости внесения изменений в отчетность направляется плательщику. Сведения о плательщиках, допустивших ошибки при заполнении отчетности, и краткие сведения о характере этих ошибок передаются на ТОРМ. Сотрудники ТОРМ на основании полученных сведений осуществляют мероприятия по привлечению плательщиков к исправлению допущенных ошибок.


Таблица 16 – Различия в работе ТОРМ

ТОРМ, не имеющих доступ к информационным ресурсам инспекции

ТОРМ, имеющие доступ к информационным ресурсам инспекции

Принятие налоговой и бухгалтерской отчетности, иных документов

Осуществляется инспекцией межрайонного уровня

Самостоятельно

Принятая отчетность не регистрируется, конверты не вскрываются. Все документы передаются по реестру в инспекцию

Принятая отчетность регистрируется, по просьбе плательщика представляется отметка о принятии и дата представления

Прием заявлений на выдачу справок о состоянии расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и взносам

Осуществляется инспекцией межрайонного уровня

Самостоятельно


Для организации информационной работы на ТОРМ размещаются стенды с информацией, аналогичной размещаемой в инспекции. Начальник отдела работы с налогоплательщиками инспекции определяет ответственного на ТОРМ за актуализацию информации на стендах и в обязательном порядке дублирует для ТОРМ материалы, размещаемые на информационных стендах в инспекции. При изготовлении инспекцией памяток, информационных листовок учитываются потребности в них каждого ТОРМ. Начальник отдела работы с налогоплательщиками инспекции несет персональную ответственность за информационное обеспечение ТОРМ. В рамках проводимых инспекцией семинаров организуются семинары и круглые столы для плательщиков на ТОРМ. Сотрудники ТОРМ отвечают на устные вопросы плательщиков о действующем налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, о порядке заполнения форм налоговой отчетности. Письменные запросы плательщиков передаются в инспекцию для подготовки ответов.


3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий


Адекватной состоянию российской экономики модернизацией налоговой системы представляется усиление роли платежей в местные бюджеты. Специфика современной экономики Росси – реализация большинства целевых социальных (в т.ч. государственных) программ на уровне муниципальных образований при относительно низкой доле налоговых поступлений в местные бюджеты. В связи с этим при условии существенного роста местных налогов становится возможным снижение числа и уменьшение ставок всех других российских налогов, следовательно, формирование предпосылок для устойчивого экономического роста России.

Важным фактором роста доходов бюджетов (всех уровней) является совершенствование налоговой системы:

– развитие работы налоговых органов с налогоплательщиками;

– совершенствование контроля за исчислением и уплатой налогов, т.е. оптимизация налогового администрирования.

К основным направлениям работы налоговых органов с плательщиками можно отнести: оказание услуг по регистрации и учету плательщиков; прием налоговой и бухгалтерской отчетности; подготовка документов по запросам плательщиков; прием плательщиков в налоговых органах; проведение сверки расчетов плательщиков и их информирование о состоянии расчетов с бюджетом; организация работы телефонной справочной линии; размещение информационных стендов; ответы на письменные вопросы плательщиков; проведение семинаров с плательщиками; использование средств массовой информации; регистрация ККМ; оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса.

Несомненно дальнейшее развитие и совершенствование этих направлений будет способствовать росту доходов бюджета любого уровня. В таблице 17 представлено проектирование перераспределения налогов в местный бюджет.


Таблица 17 – Прогноз перераспределения налогов на 2010 год по Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области

Наименование доходов, в% от общих объемов налоговых поступлений

2009 г.

2010 г. прогноз

Изменение 2010 к 2009 г.

Уд. веса, %

Темп роста, %

Налог на доходы физических лиц

30,0

32,8

2,8

109,33

Упрощенная система налогообложения

32,0

35,1

3,1

109,69

Единый налог на вмененный доход

0,3

0,4

0,1

133,33

Налоги на имущество физических лиц

9,2

9,1

-0,1

98,91

Земельный налог

26,0

22,1

-3,9

85,00

Государственная пошлина

0,5

0,4

-0,1

80,00

Неналоговые доходы

2,0

0,1

-1,9

5,00

Итого налоговые и неналоговые доходы

100

100

0

100,00


Целесообразно при реализации местной налоговой политики придерживаться этого проекта. В обосновании можно выдвинуть несколько аргументов. Первый: 77% консолидированного бюджета РФ за 2008 г. составляли поступления от четырех налогов: НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц. Все остальные оговоренные в структуре налоговой системы налоги давали лишь 23% налоговых поступлений. Следовательно, налоговая система громоздка и неэффективна. Второй аргумент – подобная мера могла бы сделать налогообложение более экономным. Однако подобное предложение противоречит как теории необходимости множественности налогов Смита, так и практике всех развитых стран. Расчет сумм налоговых поступлений в соответствии с выбранной моделью представлено в табл. 18.

Предлагаемые изменения и дополнения в бюджетную и налоговую политику Российской Федерации направлены на продолжение налоговой реформы в части построения на территории Российской Федерации стабильной и эффективной налоговой системы путем снижения налоговой нагрузки на налогоплательщиков, сокращения количества налогов и унификации режимов их исчисления и уплаты, улучшения налогового администрирования, повышения уровня собираемости налогов.


Таблица 18 – Расчет сумм налоговых поступлений в соответствии с выбранной моделью распределения налоговых доходов

Наименование доходов

Факт 2009 год

Прогноз 2010 г.

Изменение

тыс. руб.

Уд. вес, %

тыс. руб.

Уд. вес, %

тыс. руб.

Уд. вес, %

налог на доходы физических лиц

577391

64,36

692119

43

114728

-21,36

налог на имущество

120719

13,46

547257

34

426538

20,54

земельный налог

191481

21,34

209245

13

17764

-8,34

государственная пошлина

5819

0,65

128766

8

122947

7,35

поступления по перерасчетам

504

0,06

16096

1

15592

0,94

штрафы, санкции

1184

0,13

16096

1

14912

0,87

Итого налоговые доходы

897098

100,00

1609578

100

712480

0,00


Важным фактором роста доходов бюджетов (всех уровней) является совершенствование налоговой системы: развитие работы налоговых органов с налогоплательщиками (физическими и юридическими лицами), совершенствование налогового законодательства и контроля за исчислением и уплатой налогов, т.е. оптимизация налогового администрирования.

Налоговое администрирование должно быть построено на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые к обоснованному контролю за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Российский опыт показывает, что при увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика, эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определённая часть налогоплательщиков или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы. Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы, в том числе за счёт отмены льгот, вовлечением в сферу уплаты теневого бизнеса, дальнейшем укреплением налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий для функционирования легальной экономики, законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Поэтому необходимо кардинальное изменение ситуации по снижению налогового бремени для российских налогоплательщиков.

Обсуждению проекта налоговых поступлений в местный бюджет должен предшествовать прогноз социально-экономического развития Брянской области и г. Брянска на 2010 год. За социально-экономическим прогнозом следует рассмотрение проекта закона «О бюджете муниципального образования г. Брянск». Социально-экономическая политика развития области на 2010 год и среднесрочную перспективу, направлена на повышение материального благосостояния населения, роста уровня жизни, обеспечение высоких темпов экономического роста.

Прогноз основных показателей социально-экономического развития Брянской области разработан на основе анализа тенденций развития экономики области в соответствии с показателями и характеристиками функционирования экономики России в 2009 году и на период до 2010 года, одобренными Правительством Российской Федерации.

При разработке прогноза социально-экономического развития Брянской области на 2009 год и на период до 2010 года учитывались приоритетные направления развития экономики области, итоги социально-экономического развития за отчетный период и прогнозы социально-экономического развития муниципальных образований Брянской области.

Общий размер валового регионального продукта на 2010 год возрастет в сопоставимых ценах к уровню 2008 года на 9%, и прогнозируется в действующих ценах в сумме 53200,0 млн. рублей. В 2010 году индекс промышленного производства должен составить не менее 114,5% к оценке 2010 года. Экономический рост основных показателей позволит повысить среднюю заработную плату в 2010 году до 7660,4 рубля, темп роста заработной платы к ожидаемой оценке 2008 года составит 121,6%. Денежные доходы в расчете на душу населения увеличатся на 23,6% и достигнут в 2010 году 5566,9 рубля, реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся по сравнению с 2008 годом на 13,8%.

В 2010 году в области сохранится положительная динамика роста производства во всех отраслях экономики, заметно увеличатся вложения в социальную сферу, реализацию приоритетных национальных программ. Опережающий рост производства позволит дополнительно собрать в бюджет области до 1 млрд. рублей. Прогноз налоговых поступлений должен базироваться на основе данных об итогах социально-экономического развития города Брянска за 9 месяцев 2009 года.

Согласно Решению Городского Совета г. Брянска от 23.12.2008 №194 – IV «О бюджете муниципального образования «Город Брянск», утвержден бюджет муниципального образования «Город Брянск» на 2010 г. по расходам в сумме 1347563,4 тыс. руб., по доходам в сумме 1267563,4 тыс. руб. Основную их часть (более 68%) – составят налоговые и неналоговые поступления, то есть собственные доходы.

В таблице 19 представлен прогноз состава налогов, формирующих бюджет муниципального образования г. Брянск на 2010 год.

Доходы консолидированного областного бюджета возрастут в 2010 году против ожидаемого его исполнения в текущем году в 1,28 раза.

Налоговые доходы бюджета города за 2010 год, по прогнозным данным, составят 1847 млн. рублей или 105,6% от плановых назначений и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 68,97%. Основную долю налоговых поступлений составил налог на доходы физических лиц – 68,1%, налоги на совокупный доход – 20,8%, налоги на имущество – 7%. Налог на доходы физических лиц составил – 692,1 млн. рублей, или 100,9% к плану. Налоги на совокупный доход поступили в сумме 269,8 млн. рублей, или 116% к плану, что значительно выше уровня прошлого года.


Таблица 19 – Прогноз состава налогов, формирующих бюджет муниципального образования «Город Брянск» на 2010 год, тыс. руб.

Показатели

2009 год

2010 год

% к уровню 2009 года

Налог на доходы физических лиц

577391

692119

119,87

Единый налог на вмененный доход

197801

269801

136,40

Налог на имущество физических лиц

120719

547257

В 4,5 раза

Земельный налог

191481

209245

109,28

Госпошлина

5819

128766

В 22,1 раза

Итого налоговых доходов

1093211

1847188

168,97


За 9 месяцев 2009 года на единый счет бюджета г. Брянска зачислено доходов в сумме 1086783,7 тыс. руб., что составляет 76,2% от годовых планируемых показателей и 119,4% к соответствующему периоду 2008 г. Собственных доходов, поступивших в виде налогов, сборов и иных платежей, зачислено 735757,2 тыс. руб. или 78,3% от планируемого объема на год и 115,9% к уровню 9 месяцев 2008 года.

Таким образом, городской бюджет на 2010 год сформирован с учетом прогноза социально-экономического развития, роста налоговых и неналоговых поступлений, финансовой помощи из федерального бюджета и сбалансирован по основным параметрам.




Заключение


Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. Механизмы налоговой политики, в том числе администрирования налогов и сборов, должны предусматривать упрощение налоговой системы, снижение издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налогового законодательства. В плане мероприятий ФНС России по реализации концепции административной реформы в Российской Федерации на 2010 год ставятся задачи модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти, оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции.

Налоговое администрирование в зависимости от его целей и задач, определенных государственной политикой в области налоговых отношений в основном определяют как: потенциальный резерв снижения налоговой нагрузки, основу повышения собираемости налогов, основой развития международных экономических процессов, что является составляющими налоговой политики государства. В рамках налоговой системы РФ административная компонента налоговых полномочий в полном объеме сконцентрирована на федеральном уровне. Именно Федеральная налоговая служба и ее структурные территориальные подразделения осуществляют в основном все административные действия по сбору налогов федеральных, региональных и местных.

Межрайонная Инспекция ФНС №4 по Брянской области является территориальным органом ФНС и входит в единую централизованную систему органов ФНС. Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Брянской области. К местным налогам и сборам, контролируемым Межрайонной ИФНС №4 по Брянской области относят налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физ. лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов (т.е. тех налогов, которые должны быть введены в обязательном порядке), налог на рекламу и др.

В результате проведенного анализа можно сформулировать:

– в федеральный бюджет поступает 1/3 всех налогов и сборов;

– в бюджет субъекта Российской Федерации поступает большая доля налогов, 50% всех поступлений;

– в местный бюджет поступает самая маленькая часть от общей суммы уплаченных налоговых платежей – порядка 16–18%.

В целом за исследуемый период наблюдается положительная динамика поступления налогов в местный бюджет, следует отметить, что наивысшие значения исчисления и поступления налогов наблюдалось в 2008 г., а в 2009 – произошло уменьшение поступлений по всем видам налогов. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов местного бюджета составляет НДФЛ – от 62,3% в 2007 г. до 64,92% в 2009 г. Следует отметить снижение доли налога на имущество с одновременным ростом доли земельного налога.

Снижение дополнительных начислений по налогам обусловлено следующими причинами: в связи с вступлением в силу процедуры оформления результатов камеральной налоговой проверки, порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях и вынесения решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, регламентированных Федеральным законом №137-ФЗ от 27.07.2008 года, по состоянию на 01.01.2009 года в связи с выявлением налоговых правонарушений оформлено 67 Актов камеральной налоговой проверки по налогам. Решения по данным фактам налоговых правонарушений по состоянию на 01.01.2009 года не вынесены и будут приняты после проведения процедуры рассмотрения дел о налоговых правонарушениях в соответствии с Федеральным законом №137-ФЗ.

По налогоплательщикам – предпринимателям также наблюдается снижение доначислений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, за исключением налога на игорный бизнес. Основными причинами снижения являются:

– увеличение количества проверок с использованием дополнительных документов: если в 2008 г. количество углубленных камеральных проверок составило 2796, то в 2009 г. – 3893 или 139,2% к уровню прошлого года.

– отсутствие у налогового органа права на истребование у налогоплательщика дополнительных документов, за исключением случаев, предусмотренных НК (ФЗ 137 ФЗ от 27.06.2008 г.).

В третьей части работы были рассмотрены мероприятия по совершенствованию деятельности Межрайонной Инспекции ФНС №4 по Брянской области в части работы с налогоплательщиками и контролю за исчислением и уплатой налогов. Предложенные мероприятия можно объединить в две основные группы:

– развитие работы налоговых органов с налогоплательщиками;

– совершенствование контроля за исчислением и уплатой налогов, т.е. оптимизация налогового администрирования.

На основе предложенных мероприятий были рассчитаны прогнозные налоговые поступления на 2010 г. Налоговые доходы бюджета города за 2010 год, по прогнозным данным, составят 1847 млн. рублей или 105,6% от плановых назначений и увеличились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 68,97%. Основную долю налоговых поступлений составил налог на доходы физических лиц – 68,1%, налоги на совокупный доход – 20,8%, налоги на имущество – 7%. Налог на доходы физических лиц составил – 692,1 млн. рублей, или 100,9% к плану. Налоги на совокупный доход поступили в сумме 269,8 млн. рублей, или 116% к плану, что значительно выше уровня прошлого года.


Список используемой литературы


1.         Конституция Российской Федерации. – М.: АСТ Астрель, 2005. – 158 с.

2.         Бюджетный кодекс РФ (по состоянию на 15 апреля 2005 года). – Новосибирск, 2005. – 219 с.

3.         Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] – Посл. Обновление 13.05.2008.

4.         Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. №14-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] – Посл. Обновление 06.12.2007.

5.         Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья) от 26.11.2001 г. №146-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] – Послед. обновление 29.04.2008.

6.         Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая – М.: ТК Велби, 2005.

7.         Александров И.М. Бюджетная система Российской федерации: учеб. – М. «Дашков и К», 2007. – 486 с.

8.         Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: учеб. пособие – М.: ГУ ВШЭ, 2008, 243 с.

9.         Баранчиков В.А. Муниципальное право: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 390 с.

10.    Бежаев О. Об особенностях формирования и исполнения местных бюджетов в условиях муниципальной реформы // Муниципальная власть, №3 (май-июнь) 2006 г. – С. 52–57.

11.    Бондарь И.С. Муниципальное право Российской Федерации: Учеб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА Закон и право, 2009. – 559 с.

12.    Брянская область в цифрах: Статистический сборник 2005. – Брянск.: Брянский обл. комитет государственной статистики, 2009. – 120 с.

13.    Бюджетный Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15.03.2009). – Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2008. – 187 с.

14.    Бюджетная система России: Учебник для вузов \ под. ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 550 с.

15.    Бюджетная система России: Учебник для вузов \ под. ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 540 с.

16.    Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов \ под. ред. М.В. Романовского. – М.: Юрайт-М, 2007. – 615 с.

17.    Гиляровская С.В. О самостоятельность бюджетов в Российской Федерации // Финансы №2 2008 г. С. 16–19.

18.    Годин А.М. Бюджет и бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2009. – 340 с.

19.    Годин А.М. Бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2006. – 568 с.

20.    Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 248 с.

21.    Дадашев А.З. Налоговое администрирование. - М.: ЮНИТИ, 2008. – 298 с.

22.    Демин А.В. Налоговая политика России на современном этапе / Вопросы экономики. 2007 №7 с. 54 – 82.

23.    Егоров В.В. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пособие – М.: ИНФРА – М, 2009. – 184 с.

24.    Злыгостев Н.Н. Платить налоги – это выгодно // Налоговый вестник 2009. №7 с. 138–140.

25.    Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 400 с.

26.    Налоги, налогообложение и налоговое законодательство/под ред. Евстигнеева Е.Н. – СПб: Питер, 2006. – 415 с.

27.    Налоги и налогообложение в России/под ред. Евстигнеева Е.Н. – РнД: «Феникс», 2007. – 386 с.

28.    Пансков В.Г. Проблемы решаются, проблемы остаются // Налоговый вестник 2008 №1 с. 3–7.

29.    Поляк Г.Б. Территориальные финансы: учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008, 479 с.

30.    Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 192 с.

31.    Россия в цифрах, 2008: Крат. Стат. сб./ Федеральная служба государственной статистики – М.: Финансы и статистика, 2009. – с. 450.

32.    Российский статистический ежегодник 2007 г. Стат.сб. / Росстат – М., 2008, 806 с.

33.    Разгулин С.В. Совершенствование законодательства о налогах и сборах в условиях налоговой реформы // Налоговый вестник 2007. №6 с. 145–152.

34.    Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Норма. 2006. с. 672: ил. – (Классический университетский учебник).

35.    Селезнев А. Государство и экономика // Экономист 2009 №10, С. 20–25

36.    Финансы/под ред. проф. М.В. Романовского – М.: Юрайт-М, 2006, 504 с.

37.    Финансы: Учеб./под ред. проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, 2008. – 527 с.

38.    Финансы, деньги, кредит: Учеб./под ред. Соколовой О.В. – М.: Юристъ, 2007. – 784 с.

39.    Финансовые проблемы стабилизации российской экономики/ Под ред. проф. Любимцева Ю.И. – М.: «Гильдия финансистов», 2007. – 223 с.

40.    Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы ЮНИТИ, 2007. – 383 с.

41.    Экономика муниципального сектора: учеб. пособ./под ред. А.В. Пикулькина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 464 с.

42.    Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 429 с.


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ