Содержание и характеристика налогов: НДС, акциз, ЕСН, налог на имущество и транспортный налог
Содержание и характеристика налогов: НДС, акциз, ЕСН, налог на имущество и транспортный налог
Контрольная
работа
По дисциплине
«Налоги и налогообложение»
Содержание
Введение
Историческая справка
Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Единый социальный налог
Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество организаций
Транспортный налог
Задача
Заключение
налог имущество транспорт
ндс акциз
Введение
Налоги - необходимое звено экономических отношений любого
общества. Изучение основ налогообложения и налоговой системы Российской
Федерации является составной частью современного экономического образования.
Налоги как особая форма финансовых отношений обеспечивают формирования доходной
части бюджетов всех уровней и являются эффективным инструментом
государственного регулирования социально-экономических отношений.
Налоговая
система современного общества включает законодательно установленную
совокупность налогов и сборов, уплачивающих налогоплательщиками, а также
совокупность органов государственного управления, обеспечивающих контроль за
налоговыми поступлениями в бюджетную систему.
Налоговая
система России представлена совокупностью действующих в настоящее время на ее
территории существенных условий налогообложения, к которым относятся:
· система налогов, взимаемых в РФ;
· система и принципы налогового
законодательства; общие элементы налогов;
· порядок распределения налогов по
уровням бюджетов;
· права, обязанности и ответственность налогоплательщиков;
· формы и методы налогового контроля;
· порядок и условия налогового производства.
Историческая
справка
а)
Развитие налогообложения в Древней Руси
Понятие
"Древнерусское государство" довольно условно. Действительно,
славянские племена появились на территории современной России после нашествия
гуннов в 5-6 вв. Первое централизованное государство – Киевская Русь – возникает
в 9 в, а через 150 лет начинается его распад на независимые княжества. В 13 в
татары покоряют Русь, а в 14 в. начинается объединение русских земель вокруг
Московского княжества. Процесс образования государства во главе с Москвой
завершается в 1521г., и с этого времени правомерно говорить о генезисе налогов
и системе налогов в России. Основной формой налогов выступала дань. Потребности
князя на первых порах ограничивались расходами на содержание дружины, которые в
известной мере покрывались военной добычей. С укреплением княжеской власти,
необходимостью увеличения поступлений в княжескую казну (строительство Киева и
др. городов) происходит некоторое упорядочение налоговой системы. К этому
времени налаживается торговля и с соседними странами. Изменение порядка
взимания дани и оброка было вызвано и сопротивлением народа против произвола в
собрании податей.
С
развитием производительных сил и производственных отношений, с расширением
границ государства усложняются и формы налогов. Возникла необходимость в
общественных подстройках (города, укрепления, церкви, дороги и т. п.), содержания
аппарата управления, поддержания внутреннего порядка, финансирование посольств
и т.д. Налоги собирались в нескольких формах: дань, оброк, подать, урок, дары,
поклоны, нормы, поборы. Подать - собирательный термин, равнозначный налогу и
объединяющий и дань, и оброк, и урок.
В 10
в. возникают и развиваются княжеские хозяйства, что приводит к переводу части
податей на денежную основу. Возникновение денежных налогов стало возможным
благодаря росту торговли Киева с соседними государствами, что обеспечивало
приток золота и серебра. Развивается и внутренняя торговля, что было следствием
возникновения городов и связанного с этим процессом углубления общественного
разделения труда. Данный процесс обуславливает появление пошлин с внешней
торговли. Наконец, интенсивное строительство городов, крепостей, дорог приводит
к возникновению личных повинностей. В большинстве княжеств в качестве основы
обложения выступала соха. Особенностью этой сугубо русской единицы является
уравнительный принцип. Соха включала в себя земельный участок определенного
размера с учетом качества земли, к которому приписывалось тяглое население.
Хозяйство, включенное в соху, несло коллективную ответственность за полноту и
своевременность уплаты подати. Внутри сохи действовал раскладочный принцип.
Налоговая
система развивалась по трем направлениям: основу налогового обложения
составляли прямые натуральные налоги на нужды централизованного государства;
все большее значение получали косвенные налоги, имевшие, как правило, денежный
характер; формировалась система дополнительных сборов и повинностей для
содержания местных органов власти. Посошная система возникает со времен
удельных княжеств, однако всеобщей окладной единицей становится лишь с
образованием Московской Руси. Развитие местных органов управления приводит к
возникновению дополнительной системы платежей.
На
рубеже 15-16 вв. в России зарождается косвенное обложение. Возникают
государственные религии, кабацкие сборы, возрастают пошлины. Появление
косвенных налогов – свидетельство расширения товарно- денежных отношений, что
является закономерным в условиях увеличения городского населения и роста
крупных земледельческих хозяйств ( дворян, монастырей, бояр).
б)
Налогообложение в России 17-19 вв
Объектом
обложения продолжает выступать "соха". В России существовала система
личных повинностей, включавшая в себя ямскую повинность, ратную повинность, повинность
дел городового, домового, осторожного, засечного и губного, мостовщину,
повинность содержания государственных лошадей и пр.
Наиболее
запутанную систему представляли внутренние пошлины, которые взимались с каждого
товара отдельно и не один раз – в соответствии с количеством и качеством
реализуемых товаров. Характерной особенностью внутренних пошлин является
многократность обложения. Часть пошлин шла в доход казны, а часть – на покрытие
расходов по обслуживанию рынка. Внешние пошлины не играли большой роли в
доходах казны в силу неразвитости торговых связей и имели односторонний
характер, так как ими облагались лишь ввозимые товары.
Религии
не являются изобретением какой-либо одной страны. Они возникают независимо друг
от друга в разных странах. В 17 в. в России были известны следующие религии:
винная, соляная, жемчужная, монетная, звериная, почтовая, религия поташная и
смольчужная и др.
Т.о.
в 17 в. в России формируется финансовая система – основную часть налогов
составляют денежные изъятия. В эпоху Петра Первого резко возросло число и бремя
денежных налогов. Развивались косвенные налоги: пошлины, монополии и религии. В
конце 19 в. существенно возросла роль косвенных налогов, и прежде всего питейных
налогов. К началу 20 в. в России действовали следующие косвенные налоги: на
сахар, списки, нефть, табак, пиво, фруктово-виноградные вина, питейную
монополию, таможенные налоги и сборы, налоги с наследства, гербовые пошлины. В
систему косвенных налогов следует включить доход от монопольной цены на
продукцию казенной промышленности и монопольных тарифов на железнодорожные
перевозки. Наиболее значительными прямыми налогами были выкупные платежи,
поземельный налог и промысловый налог.
г)
Система налогообложения в России в начале 20 в.
Налоговая
система России начала 20 в. характеризуется превалированием роли косвенного
обложения в формировании доходной части бюджета. Доходы обыкновенного бюджета
подразделялись на следующие группы: прямые налоги, косвенные налоги, пошлины,
правительственные религии, казенные имущества и капиталы, отчуждения
государственных имуществ, выкупные платежи, возмещение расходов
государственного казначейства и прочие доходы.
В
1875 г. был введен поземельный налог. Сумма поземельного налога устанавливалась
централизованно для губернии исходя из средней ставки и из площади земли и
леса.
Промысловое
обложение было введено в России в 1824 г., а в 1885 г. были введены
дополнительные процентный и раскладочный сборы в зависимости от уровня доходности.
Государственный промысловый налог состоял из двух частей: основного и
дополнительного.
д)
Налогообложение в России периода НЭП
Первым
денежным налогом в условиях НЭП был промысловый налог, введенный в действие в
июле 1921 г. Он взимался с частных торговых и промышленных предприятий и
состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов.
С
1922 г. стал взиматься подоходно – поимущественный налог с доходов частных лиц,
доходов рабочих и служащих от работы по найму, если они превышали определенный
размер. Сельское население освобождалось от уплаты налога.
Взимание
подоходного налога с государственных и кооперативных организаций началось с
1923 г.
После
перехода к новой экономической политике одновременно с формированием системы
прямого налогообложения государство вводит и косвенные налоги в виде акцизов на
отдельные товары.
Таким
образом, проводимая государством в дальнейшем налоговая политика выходила не из
всесторонне взвешенного анализа жизнеспособности того или иного общественного
экономического уклада, полезности его для страны, а из упрощенно понимаемых
потребностей пролетарского государства в формированной нациализации народного
хозяйства.
е)
Налоги в условиях централизованного планирования и управления экономикой
Крупным
мероприятием в перестройке финансовой работы явилась налоговая реформа 1930г.,
которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению
двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в
котором было объединено множество налогов и сборов. В частности: промысловый
налог, акцизы, плата за эксплуатацию лесов.
С
этого периода и до начала 1990-х гг. в СССР юридически (но не фактически)
перестали существовать косвенные налоги.
В
рассматриваемый период население было обязано уплачивать следующие налоги:
подоходный налог с населения; налог на холостяков, одиноких и малосемейных
граждан СССР; сельскохозяйственный налог; налог с владельцев строений;
земельный налог; налог с владельцев транспортных средств.
Налог на
добавленную стоимость (НДС)
a) Экономическая характеристика налога.
НДС-
это наиболее распространенный налог на товары и услуги в налоговых системах
различных стран, в том числе России. НДС, являясь косвенным налогом, влияет на
процессы ценообразования, структуру потребления, а также регулирует спрос.
Многолетний опыт использования НДС в зарубежных странах показал, что он
является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов государства.
При решении задачи развития рыночных отношений в России
возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего с 1992
г., который более чем на 80% мобилизовался в бюджет в виде разницы между
фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях,
предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения,
исключалась возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том
его виде, в котором он применялся в СССР. В то же время государство должно
иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в
Российской Федерации с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость. Тем
самым обеспечивался равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета
всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности.
В
российской системе бухгалтерского учета не предусмотрен порядок отражения
величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить объект
налогообложения, усложняет методику исчисления налога и расширительно трактует
объект налогообложения. НДС определяется как форма изъятия в бюджет части
добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и
определяемой в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ,
услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и
обращения. Для правильного исчисления и уплаты НДС необходимы соответствующая
информационная база, системы учета и контроля.
б)
Налогоплательщики
Плательщиками
НДС являются все предприятия и организации вне зависимости от видов
деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности,
организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус
юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую
деятельность и на которых в соответствии c налоговым законодательством
возложена обязанность уплачивать НДС.
Плательщиками являются также индивидуальные (семейные)
частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и/или услуг,
облагаемых данным налогом, предприятия c иностранными инвестициями,
осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на российской
территории, a также международные объединения и иностранные юридические лица,
осуществляющие эту деятельность на территории России.
Обязаны уплачивать НДС компании, фирмы, любые другие
организации, образованные в соответствии c законодательством иностранных
государств, осуществляющие производственную или иную коммерческую деятельность
на российской территории.
Плательщики НДС по реализации транспортных услуг имеют свои
особенности в зависимости от характера перевозок. По железнодорожным перевозкам
плательщиками выступают управления железных дорог, производственные объединения
железнодорожного транспорта. При этом подсобно-вспомогательные организации, не
относящиеся к перевозочной деятельности железных дорог, являются
самостоятельными плательщиками налога по осуществляемым ими видам деятельности.
При осуществлении авиационных перевозок плательщиками
являются авиакомпании, аэропорты, объединенные авиаотряды,
авиационно-технические базы и другие организации гражданской авиации.
Пароходства, порты, отряды аварийно-спасательных работ, бассейновые управления
морских путей и другие организации морского и речного транспорта выступают
плательщиками налога при реализации транспортных услуг по морским и речным перевозкам.
По автомобильным перевозкам обязанность уплаты НДС налоговым законодательством
возложена на производственные организации и объединения автомобильного
транспорта.
Вместе с тем НК РФ впервые в
практике российского налогообложения
предусмотрел возможность
освобождения как юридических, так нефизических лиц от исполнения обязанностей
налогоплательщика. Согласно положениям Кодекса организации и
индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от
исполнения обязанностей налогоплательщика,
связанных с исчислением
и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных
месяца сумма выручки от реализации товаров, работ и/или услуг этих организаций и предпринимателей, без учета НДС, не превысила в совокупности 1 млн руб. Вместе с тем необходимо иметь в виду,
что указанное положение не распространяется на
плательщиков НДС, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих
последовательных календарных месяцев. Не применяется это положение и в
отношении обязанностей, возникающих по уплате НДС в связи с ввозом товаров на российскую таможенную территорию.
При исчислении и уплате НДС наиболее
сложно как экономически, так и чисто технически определить облагаемый оборот.
Из самого названия налога
вытекает, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях
производства.
В связи с этим необходимо знать, что такое "добавленная стоимость" и как она рассчитывается. Добавленная
стоимость - это разница между стоимостью реализованньх товаров, работ и/или
услуг и стоимостью
материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Отсюда
логически должно было бы вытекать, что объектом обложения НДС служит эта добавленная стоимость.
Однако действующее в России налоговое законодательство
установило иной объект обложения этим налогом - Объектом налогообложения
в) Объект налогообложения и налоговая база
Объект налогообложения представляет собой юридический факт, с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанности налогоплательщика уплатить налог.
Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются
следующие операции:
· реализация товаров (работ, услуг) на
территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) по соглашению
о предоставлении отступного
или новации, а также
передача имущественных прав;
· передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через
амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
· выполнение строительно-монтажных работ для
собственного потребления;
· ввоз товаров на таможенную территорию
РФ.
НК РФ выделяет
некоторые категории сделок, влекущие смену собственника имущества и
предполагающие передачу результатов выполненных работ (оказанных услуг) третьим
лицам, но не признаваемые для целей
налогообложения реализацией.
Не признаются реализацией товаров (работ, услуг) следующие
операции:
1) передача основных средств нематериальных
активов и иного имущества
некоммерческим
организациям на осуществление
основной деятельности,
не связанной с коммерческой деятельностью;
2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских
садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и
жилищно-коммунального назначения, а также дорог,
электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и
других подобных объектов органам государсгвенной власти и органам местного самоуправления (или по решеиню указанньх органов
специализированным организациям, осущесгвляющим использоваине или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4) вьполнение
работ (оказание услуг)
органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов Федерации, актами органов
местного самоуправления;
5) передача на безвозмездной основе объектов основных средств
органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления,
а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям..
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг)
определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации
произведенных или приобретенных им на стороне товаров (работ, услуг).
г)
Налоговые ставки
Налоговый период по НДС
составляет один
календарный месяц.
Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течение квартала)
суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн. руб., налоговый период – один квартал.
Применяются следующие налоговые ставки.
1. Налогообложение производится по нулевой ставке (0°/о) при реализации:
1) товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый
конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в
таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы соответствующих документов;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 (по сопровождению, транспортировке, погрузке и
перегрузке зкспортируемых
за пределы территории РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемых
российскимиперевозчиками) и иных подобных работ (услуг);
3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой
(транспортировкой) через таможенную территорию РФ товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную
территорию;
4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии,
чтопункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположен за
пределами территории РФ,
при оформлении перевозок
на основе единых международных перевозочных документов;
5) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса
подготовительных наземных работ (услуг),
технологически обусловленного и неразрывно связанного с вьполнением работ (оказанием
услуг)непосредственно в космическом пространстве;
б) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими
их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы,
Государственному фонду драгоценных
металлов и драгоценных
камней РФ, фондам драгоценных металлов и
драгоценных камней субъектов РФ, ЦБ РФ, банкам;
7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными
дипломатическими и прировненными
к ним
представительствами или личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств,
включая проживающих вместе с ними членов их семей.
2. Налогообложение по 10%-ной налоговой ставке производится
при реализации ряда продовольственных товаров и товаров для детей согласно
перечням, содержащимся в гл. 21 НК РФ (продовольственные товары, товары
детского ассортимента, книжная продукция, связанная c образованием,
наукой, культурой и т.д.).
3. Во всех остальных случаях налогообложение производится по
налоговой ставке 18%.
4. Для определения доли налога в продажной цене товаров
(работ, услуг), облагаемых по ставке 18%, налоговая ставка определяется как
отношение ставки налога к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на 18%
(18: 118 • 100%), при ставке 10%- соответственно (10: 110.
100%). Эти ставки используются и для исчисления суммы налога при получении от
покупателей (заказчиков) за реализуемую продукцию денежных средств в виде
финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, авансовых сумм,
арендной платы, средств, полученных от взимания штрафов, пеней, неустоек
за нарушение обязательств, предусмотренных договором поставки товаров
(выполнения работ, оказания услуг), при удержании НДС налоговыми агентами из
доходов иностранных налогоплательщиков.
д) Порядок исчисления и уплаты в бюджет.
При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик
дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан
предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю
товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен.
При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным
ценам (тарифам) соответствующая
сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом
на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также чеках и других выдаваемых
покупателю документах сумма налога не выделяется.
Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при
приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе
товаров на таможенную территорию РФ, как
правило, не включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на
доходы организаций (налога на доходы физических лиц).
Суммы
налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на
таможенную территорию РФ,
включаются в расходы,
принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на
доходы физических лиц), в случае использования указанных товаров (работ, услуг) при:
1) производстве и(или) реализации
товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат
налогообложению;
2) производстве и(или) передаче
товаров (работ, услуг), операции по передаче (выполнении работ, оказанию услуг) которых для собственных нужд
признаются объектом налогообложения, но не подлежат налогообложению;
3) реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг),
местом реализации которых не признается территория РФ.
В случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных
выше к вычету или возмещению, соответствующие суммы налога подлежат
восстановлению и уплате в бюджет.
В случае частичного использования покупателем
приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в производстве и(или) реализации товаров (работ, услуг),
операции по реализации которых подлежат налогообложению, а частично - в
производстве и(или) реализации товаров (работ, услуг),
операции по реализации которых освобождены от налогообложения, суммы
налога, предъявленные продавцом
указанных приобретенных
товаров (работ, услуг), включаются в затраты, принимаемые к вычету при
исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц), или
подлежат налоговому вычету в той пропорции, в которой указанные приобретенные
товары (работы, услуги) используются для производства
и(или) реализации товаров (работ, услуг),
операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от
налогообложения). Указанная пропорция определяется исходя из стоимости товаров (работ, услуг), операции, по
реализации которых подлежат налогообложению
(освобождены от налогообложения), в общем объеме выручки от реализации товаров
(работ, услуг) за отчетный налоговый период.
Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при
приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически
уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, учитываются в стоимости
соответствующих товаров
(работ, услуг) в случае:
1) приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг) лицами, не
являющимися налогоплательщиками в соответствии со ст. 170 НК РФ либо освобожденными от обязанностей налогоплательщика;
2) приобретения (ввоза) амортизируемого имущества для
производства и(или) реализации товаров (работ, услуг),
операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров
(работ, услуг).
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии с тем, как
это рассмотрено ранее, на налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога предъявленные налогоплательщику
и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров
на таможенную территорию РФ.
в таможенных режимах
выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной
территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления
производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами
налогообложения;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в
случае возврата этих товаров продавцу или
отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении
работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг)
Вычетам подлежат суммы
налога, исчисленные продавцами
и уплаченные ими в
бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров
(выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае расторжения соответствующего договора и
возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
Сумма налога,
подлежащая уплате в бюджет,
исчисляется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога по облагаемых операциям, уменьшения на сумму налоговых вычетов.
Если сумма
налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога,
исчисленную в соответствии со сг. 166 НК РФ, сумма указанного налога, подлежащая уплате в бюджет, по итогам этого
налогового периода принимается равной нулю.
Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей
суммой налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения
по ставке 0%, подлежит возмещению налогоплательщику.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими налогоплательщиками в
случае выставленная ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1)налогоплательщиками, освобожденными от исполнения
обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
2)налогоплательщиками,
имеющими освобождение от
налогообложения. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в
соответствующем счет-фактуре,
переданном покупателю товаров (работ, услуг.
Акцизы
а)
Экономическая характеристика
Акцизы – один
из самых старых налогов. Этот вид налогов издавна использовался государями при
единоличном установлении источников пополнения своей казны и государством
(например, правителями Древнего Рима). В царской России в 1901 г. акцизы давали
казне 61% доходов. Акцизы, пожалуй, самая древняя форма налогообложения, не
считая пошлин.
Акцизы – вид
косвенных налогов на товары преимущественно массового потребления. Сумма акциза
включается в цену товара и тариф.
В настоящее
время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на
ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из
важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения
потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и
регулирования спроса и предложения товаров.
Акцизы
являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается
потребителем. В отличие от НДС этим налогом облагается вся стоимость товара,
включая и материальные затраты.
б)
Налогоплательщики
Налогоплательщиками
акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Плательщиками
акцизов признаются также лица, перемещающие подакцизные товары и подакцизное
минеральное сырье через
таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с
Таможенным кодексом РФ.
Подакцизными
товарами признаются:
1) спирт
этиловый из всех видов
сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая
продукция с объемной
долей этиловдго спирта более 9%;
3) алкогольная
продукция (спирт
питьевой, водка, ликероводочные
изделия, коньяки и
другая пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более l,5%);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) ювелирные изделия;
7) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше
112,5 кВт (150 л. с.);
8) автомобильный бензин;
9) дизельное топливо;
10) моторные масла для (инжекторных)
двигателей.
Подакцизным минеральным сырьем является природный газ.
в) Объект налогообложения и налоговая база
Основными объектами налогообложения признаются операции по реализации на территории РФ произведенной подакцизной продукции ее производителями, в том числе передача товаров собственности
и ее использование при натуральной оплате, реализация алкогольной продукции с акцизных складов, ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, а также ряд иных операций по передаче и продаже подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья. При этом к
производству подакцизньх
товаров приравнивается
их розлив, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которого получается
подакцизный товар. Операции по реализации
несоответствующим ГОСТу видам топлива не подлежат налогообложению акцизом.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду
подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья в зависимости от применяемых
в отношении этих товаров и сырья налоговых ставок.
Для организации и индивидуальных предпринимателей налоговый
период составляет один календарный месяц.
г) Порядок исчисления и уплаты в бюджет.
При уплате акцизов налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые вычеты. Так,
вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении или ввозе подакцизных товаров,
если в дальнейшем они используются в качестве сырья для дальнейшей обработки. Вычитаются также суммы уплаченных ранее акцизов
при возврате покупателями подакцизных товаров
или отказа от них. Алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке
марками акцизного сбора.
Стоимость авансового платежа, уплаченного при приобретении специальных акцизных либо региональных марок, также подлежит вычету. Вычетам
подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, исполъзованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для
производства алкогольной продукции. При этом вычету подлежит сумма налога в
размере, не превышающем сумму налога, исчисленную по формуле:
С=[(А
х К): 100%] х О,
где С - сумма акциза, уплаченная по спирту этиловому,
использованному для производствавина;
А - налоговая ставка на 1 л стопроцентногового спирта;
К - крепость вина;
О- объем реализованного вина.
К вычету принимаются только суммы, фактически уплаченные
налогоплательщиком при условии наличия подтверждающих расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизной продукции. Суммы акцизов по подакцизным товарам, использованным в качестве
сырья для производства других подакцизных товаров,
принимаются к вычету при одновременном соблюдении двух условий: их фактической
оплаты и списания стоимости использованных подакцизных товаров на затраты по производству
реализованных подакцизных товаров.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму акциза по реализованным подакцизным товарам, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов
подлежит зачету в (следующем налоговом периоде). Если и после зачета останется некоторая сумма превышения, то она может быть
направлена на исполнение налоговых обязательств по другим налогам и сборам, на уплату пени, на погашение недоимки и присужденных санкций в рамках одного бюджета. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным,
сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику
по его заявлению.
Единый социальный налог (ЕСН)
а) Экономическая характеристика
Единый социальный налог (далее ЕСН) - это новый налог, который заменил
уплачиваемые до 1 января 2001 г. страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
(Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ). Экономическая сущность данного налога заключается в том, что он предназначен
для мобилизации средств с целью реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Переход к взиманию ЕСН стал результатом работы по совершенствованию сбора страховых взносов и
контроля за их посгуплением.
ЕСН был введен в целях
повышения эффективности использования средств государственных социапьных внебюджетных фондов,
применения более обоснованных тарифов поступлений в фонды и методики их исчисления,
проведения политики большей прозрачности средств и ответственности за их целевое
использование.
Отсутствие опыта в организации функционирования государственных внебюджетных фондов и сложная экономическая
ситуация в стране стали причиной существенных недостатков в их деятельности
(недостаточно эффективный сбор страховых взносов, отсутствие прозрачности в использовании средств) и изъятия
платежей (сложность процедуры уплаты и высокая налоговая нагрузка на ФОТ). Многочисленные
нормативные акты, вводимые социальными фондами,
создавали различные условия обложения предприятий, порядок предоставления
отсрочки по недоимкам.
Основная проблема заключалась в том, что существовавшие независимо
друг от друга налоговая система и система платежей во внебюджетные социальные
фонды приводили к неэффективному расходованию государственных средств и
дублированию функций различных органов. Введение ЕСН позволило снять проблему дублирования функций государственных
внебюджетных социальных фондов и налоговых органов. Теперь в отношении
налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все
предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают
суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет
(возврат) излишне уплаченных сумм налога.
С введением ЕСН государственные внебюджетные социальные
фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидированы. В них установлена
единая налоговая база - выплаты
, начисленные в пользу работников. Введен
достаточно сложный механизм
исчисления этого налога, предусмотрено несколько регрессивных шкал
ставок для различных категории налогоплательщиков. Сохранено исчисление сумм налога
отдельно в отношении каждого фонда.
Особо следует отметить, что порядок расходования средств социальных фондов установлен законодательством РФ. Другими словами, за фондами остались функции расходования средств по
государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. Кроме
того, сохранены особенности
исчисления и уплаты
взносов на обязательнсе социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взносов на обязательное
медицинское страхование неработающего
населения в Фонд
обязательного медицинского страхования.
б)Налогоплательщики.
Плательщики
единого социального налога делятся на две категории:
- к первой категории относятся юридические и
физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным
работникам;
- ко второй категории относятся лица, получающие
доходы в результате собственной деятельности.
В случае если налогоплательщик одновременно относится
к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому
отдельно взятому основанию.
Не
являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные
предприниматели, которые перешли на уплату налога на вмененный доход для
определенных видов деятельности. Они не исчисляют единый социальный налог в
части доходов, получаемых от этих видов деятельности.
Лица,
получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены
индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов
Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских
(фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единые социальный налог в части
суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.
в) Объект налогообложения и налоговая база
Объектом
налогообложения для исчисления налога признаются:
- для
налогоплательщиков, относящихся к первой категории выплаты и иные
вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в
том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера,
(выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
Страницы: 1, 2, 3
|