Совершенствование налогообложения доходов физических лиц
Совершенствование налогообложения доходов физических лиц
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Место
и роль налога на доходы физических лиц в финансовой системе государства
1.1
Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц
1.2
Основные этапы становления и развития системы налогообложения доходов
физических лиц
1.3
Основы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации
ГЛАВА 2. Анализ
налогообложения доходов физических лиц в налоговой системе Российской Федерации
2.1
Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц
2.2
Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской
Федерации
2.3 Особенности исчисления и
уплаты налога на доходы индивидуальных предпринимателей
2.4 Налоговый кодекс
Российской Федерации: его проблемы и пути решения
ГЛАВА 3. Направления
совершенствования налогообложения доходов физических лиц в современных условиях
3.1
Оценка эффективности организационной структуры инспекции ИФНС России Кировского
района г. Новосибирска
3.2
Структура поступления платежей по налогам с доходов физических лиц за
2005-2007г
3.3 Совершенствование системы
налогового контроля за доходами физических лиц в современных условиях
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы обусловлена все
обостряющейся проблемой недобора налогов. Отрицательные финансово-экономические
последствия подобного процесса очевидны. Фискальный крен, а не только
несовершенство налоговых служб вызывает огромные масштабы укрытия доходов от
налогов (в несколько раз выше аналогичных показателей Запада). Процесс
становления и развития бюджетного федерализма и устойчивого функционирования
экономики во многом определяется совершенствованием и реформированием налоговой
системы РФ. Налоговая система России несет на себе отпечаток глубокого
экономического кризиса, сочетающего огромный спад производства и высокую инфляцию.
В этих условиях доля подоходного налога с населения невелика. Она заметно ниже,
чем у стран с развитой рыночной экономикой, несмотря на переход от
пропорционального к прогрессивному обложению доходов населения. Относительно
небольшая роль подоходного налога в России отражает, прежде всего, низкий
жизненный уровень преобладающей части населения, а также снижение доли легко
облагаемой зарплаты в его личных доходах.
Все
выше изложенное предопределяет выбор темы дипломной работы – Совершенствование
системы налогообложения доходов физических лиц.
Цель дипломной работы – исследовать место и роль налога на
доходы физических лиц в финансовой системе государства; проанализировать
особенности налогообложения доходов физических лиц в налоговой системе
Российской Федерации и предложить направления совершенствования налогообложения
доходов физических лиц в современных условиях.
В
соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
·
рассмотреть этапы становления и развития системы налогообложения
доходов физических лиц;
·
выявить особенности исчисления и уплаты налога на доходы
физических лиц и индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации;
·
оценить эффективность организационной структуры инспекции ИФНС
России по Кировскому району г. Новосибирска;
·
рассмотреть структуру поступления платежей по налогам с доходов
физических лиц за 2005-2007г;
·
разработать варианты совершенствования системы налогового
контроля за доходами физических лиц в современных условиях.
Объектом
исследования является деятельность ИФНС России по Кировскому району г.
Новосибирска.
Предмет
исследования – система налогообложения доходов физических лиц.
Методологической
базой исследования послужили труды известных авторов в области налогообложения
как Г. И. Букаев, С.Г. Пепеляев, Д.Г. Черник; С. В. Барулин, А. В. Макрушин Л.
В. Дуканич и многие другие.
Информационная
база – данные собранные на объекте исследования.
Методика
исследования основывалась на сравнительном
анализе, экономико-статистический анализ.
Практическая
значимость заключается в том, что предложенные автором рекомендации позволят
совершенствовать систему налогового контроля за доходами физических лиц в
современных условиях.
Структура работа: Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка литературы и приложений. В первой главе изучена
экономическая сущность налога на доходы физических лиц.
Во второй главе проанализированы особенности налогообложения
доходов физических лиц в налоговой системе Российской Федерации.
В третьей главе разработаны рекомендации по проблеме
налогообложения доходов физических лиц и пути их решения в современных
условиях.
ГЛАВА 1. Место и роль налога на доходы физических лиц в
финансовой системе государства
1.1
Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц
Экономическая сущность налога на доходы физических лиц
характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с физическими
лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств, в распоряжение
государства.
С организационно-правовой стороны налоги с доходов
физических лиц, как и другие налоги, определяются как обязательный платеж,
поступающий в бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Экономическая сущность налогов выражается в их функциях.
Общепризнанными являются две налоговые функции: фискальная и регулирующая.
Посредством фискальной функции удовлетворяются общенациональные, необходимые
потребности. А посредством регулирующей функции формируются противовесы
излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы,
обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических
интересов.
Налог на доходы
физических лиц - важная составная часть налоговой системы РФ. С их помощью
государство воздействует на уровень и динамику личного потребления, сбережений
и инвестиций, а также на структурные изменения в экономике.
В налогообложении
доходов населения должны быть реализованы общие принципы налогообложения:
·
всеобщность и соразмерность охвата налогами;
·
однократность налогообложения;
·
определенность налога и др.
Основное место в системе налогообложения физических лиц
занимает подоходный налог. Его идея – обеспечение равно напряженности налогообложения
на основе прямого определения доходов плательщика. Профессор М.Н. Соболев
писал, что «Подоходный налог представляет собой наиболее совершенную форму
обложения в финансовой системе, потому что он охватывает чистый доход общества
– тот основной источник, из которого платятся вообще все налоги»[13. C.95].
В объеме платежей в бюджет этот налог в настоящее время
составляет около 13% и занимает третье место после налогов на добавленную
стоимость и прибыль. Для сравнения - доля этого платежа в других странах
составляет от 17% (во Франции) до 60% (в США). Велика и социальная значимость
этого налога, так как он затрагивает интересы всего экономически активного
населения страны. В доходной части бюджетов многих городов и районов подоходный
налог является основным источником финансирования [6. C. 43].
Поступление налога на доходы физических лиц находится в
прямой зависимости от ситуации, сложившейся в экономике страны, особенно на рынке
труда. Изменение поступлений может быть непосредственно связано с масштабами
полного или частичного высвобождения наемных работников в связи с вынужденными
остановками производства, с одной стороны, и формированием сословия
предпринимателей, многие из которых стремятся скрыть свои доходы от налоговых
органов, - с другой, а также вследствие задержек в выплате заработной платы.
Значимость налога на доходы обусловлена рядом факторов.
Во-первых, это личный налог, то есть налог, объект которого
– доход, действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный
доход, который мог бы быть получен в данных экономических условиях (на основе
усредненного дохода устанавливают реальные налоги – на землю, на имущество и
т.п.), он затрагивает интересы более 80 млн. граждан.
Во-вторых, налог на доходы физических лиц позволяет в максимальной
степени реализовать основные принципы налогообложения физических лиц – всеобщность
и равномерность налогового бремени.
Все граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства
(за исключением лиц, не имеющих постоянного местожительства в РФ, о
налогообложении которых будет сказано ниже) платят теперь налог на доходы физических
лиц по твердо, фиксированным ставкам-13%, 9%, 30% и 35% в зависимости от
источников получения дохода.
Значимость налога на доходы физических лиц заключается еще и
в том, что сегодня это – «живые» деньги, стабильно и возрастающее поступающие в
доход государства.
Налоги с физических лиц существовали еще в глубокой
древности. Известно упоминание о поголовном, или подушном налоге в XII – XIII веках до Рождества
Христова в Вавилоне, а также в Китае и Персии. Греции в VII
– IX веках до Р.Х. вводились налоги на доходы граждан в
размере 1/20 части доходов, а иногда 1/10 (десятины). Налоги расходовались на
укрепление городов, содержание наемных армий, строительство военных кораблей,
сооружение храмов. За счет налогов финансировались общественные нужды:
строительство и содержание дорог, водопроводов, устройство праздников, раздача
денег и продуктов беднякам и прочие [21. С.52].
Свободные граждане античных государств-полисов
налоги платить не любили. Так, афиняне считали, что свободный человек
отличается тем, что не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими
на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными
для себя. В связи с этим хочется сказать, что некоторые авторы называют дань с
побежденных народов первой формой налогообложения и выстраивают
последовательность дань – подать – налог. Но вернемся к античности.
Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования
вместо налогов, а дань они предпочитали получать с врагов после победы над
ними. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города
устанавливали процентные отчисления от доходов.
Граждане Древнего Рима также первоначально облагались
налогом лишь в военное время. В случае победоносной войны налоги снижались или
отменялись вовсе, поскольку казна пополнялась за счет контрибуции с завоеванных
земель.
В 6 году от Р.Х. был введен налог на наследство – по ставке
5% от стоимости наследуемого имущества. Налог был целевым: средства от него
направлялись на пенсионное обеспечение римских легионеров[13. С.21].
Финансовая система Руси стала складываться по мере
объединения Древнерусского государства, то есть с конца IX
века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела
сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань
взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем,
когда князья или их дружины сами ездили за нею.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход»,
который взимался с каждой души мужского пола и со скота. Уплата «выхода» была
прекращена Иваном III и раскладка податей стала производиться
по «сохам» (условная податная единица), а со времени Ивана Грозного «по животам
и промыслам». Прямая подоходная подать взималась только с восточных инородцев,
у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью –
ясаком.
При царствовании Романовых налоговая система делалась все
более разветвленной. При этом отсутствие теории налогообложения, необдуманность
практических шагов порой приводили к тяжелым последствиям (народные – соляные
бунты в 1648 году). В царствование Петра I преобразовательные
реформы в сочетании с непрерывными войнами требовали крупных финансовых
ресурсов. Была учреждена должность прибыльщиков, которыми в дальнейшем был
предложен переход к подушной подати.
С 1678 г. единицей налогообложения стал двор. Немедленно
возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей
стали огораживаться единым плетнем. Тогда единицей обложения стала вместо двора
мужская душа. Благодаря этому в 1718-1724 гг. была проведена перепись населения
России. Автор «Истории Петра Великого» А.С. Чистяков пишет: «Подушные были
невелики: с крестьян дворцового и синодского ведомства и с крепостных подушных
брали по 74 коп., а с государственных крестьян, кроме 74 коп., взыскивали еще
по 40 коп., вместо оброков, которые дворцовые, синодские и крепостные крестьяне
платили своим ведомствам или помещикам. Заплативши эти 74 или 117 коп.,
крестьянин не знал никаких денежных и хлебных поборов. Подушные собирались в
три срока: зимою, весною и осенью. С купцов и цеховых брали по 120 коп. с
души»[14.С.115].
Современники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание
недоимок. Уже в 1725 году Екатерина I снизила оклад с
74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного
налога, заключался в том, что не принималась во внимание различная доходность
труда в разных местностях и отраслях.
В XVII-XVIII
вв. начинает создаваться наука о налогообложении. Французский писатель и
философ Ш. Монтескье (1689-1755) высказался, что ничто не требует столько
мудрости и ума как определение той части, которую у подданных забирают, и той,
которую оставляют им. Проблемами налогообложения много занимались У. Петти и
А.Смит. В России идеи А. Смита и других западных экономистов развивал Николай
Тургенев в книге «Опыт теории налогов».
В практическом налогообложении в России крупные
преобразования были в период царствования Екатерины II.
Подушный налог сохранился для основного населения России, а с купцов был установлен
гильдейский сбор, в процентах от объявляемого капитала.
Несмотря на то, что мы обращаемся в основном к российской
истории налогов с доходов населения, нельзя не упомянуть о родине подоходного
налога – Англии, именно там был осуществлен первый опыт подоходного обложения.
Оно было введено в 1798 г. в виде утроенного налога на роскошь и было построено
на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и
т.п.). В 1802 г. подоходный налог был отменен под влиянием многочисленных
жалоб, но уже в 1803 г. вынуждены были вернуться к нему, придав ему новую
форму. В соответствии с законом доходы были разделены на 5 категорий, или
шедул, и в каждой шедуле налог должен был взыскиваться по возможности с самого
источника дохода, то есть с того лица, которое уплачивает сумму, составляющую
доход для получающей стороны. Например налог на землевладельца или
домовладельца взыскивался с арендатора или квартиранта, а последние удерживали,
уплаченную сумму из арендной платы. Налог был отменен в 1816 г. в результате ожесточенной борьбы против него буржуазных слоев общества, заставивших сжечь все
относившиеся к этому налогу документы. Он был вновь введен в 1842 году.
Первая своеобразная попытка ввести подоходное обложение в
России относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила бюджет и вызвала
резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение
начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10% чистого дохода.
После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала, и военный
энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться, и
налог был отменен в 1820 г.
Подушная подать просуществовала до 1882 года и его отмена
связана с именем министра финансов Н.Х.Бунге. Чтобы осуществить это, пришлось
увеличить налог на городскую недвижимость, поземельный налог, гербовый сбор, установить
налог с наследств и налог на доходы от денежных капиталов.
В пользу его в течение всего XIX
века подоходное обложение отсутствовало. В конце столетия раздавались голоса
введения, и в министерстве финансов составлялись соответствующие проекты, но сопротивление
имущих классов было настолько сильно, что эти проекты не были проведены в
жизнь. Взамен подоходного налога в 1893 г. введен был некоторый суррогат его в виде квартирного налога.
Настоящий подоходный налог был установлен лишь 6 апреля 1916
года в связи, с катастрофическим положением российских финансов, сложившемся, в
результате участия в первой мировой войне. Обще подоходный налог был построен
по прусскому образцу, в виде простой поразрядной прогрессии, при которой доходы
разделялись на разряды или классы, в каждом из которых указывалась низшая или
высшая сумма дохода.
Каждому разряду присваивалась определенная твердая налоговая
сумма. Законом были установлены многочисленные вычеты из дохода: издержки
получения дохода, взносы хозяев по страхованию рабочих, отчисления на
амортизацию, убытки от порчи имущества (пожар и т.п.), проценты по долгам,
пожертвования, страховые премии по страхованию жизни и на дожитие (не свыше 300
руб. в год) и т.д. Предоставлялись льготы по семейному положению, при доходах
до 4 тыс. руб. и по болезни при доходах до 6 тыс. руб. Однако России, в то
время, не суждено было увидеть подоходного налогообложения: закон 6 апреля 1916 г. вступил в силу с 1917 г. Первые декларации должны были быть поданы к 1 марта 1917 г. Декларации были поданы, но произошла революция[18.С.63].
При установлении Советской власти вместо регулярных налогов
стали устанавливаться единовременные, чрезвычайные налоги, как возможность
окончательной конфискации имущества, оставшегося в руках богатых слоев
населения. В дальнейшем, в годы проведения новой экономической политики в
соответствии с советским законодательством существовала такая система сложной
прогрессии, когда в каждой следующей ступени обложение распадалось на основное
и дополнительное.
Причем обложение основное составляло для каждой ступени
предельную сумму обложения предшествующей ступени, а дополнительное обложение
исчислялось лишь с той суммы, которая превышала доход предыдущей ступени. При
этой форме сложной прогрессии никаких скачков при переходе из разряда в разряд
не происходит. По этому принципу построено подоходное налогообложение
физических лиц в РФ.
Налоговая реформа 1930-32 гг. положила конец налоговой
системе периода НЭПа. Два крупных налога заменили практически всю ранее
существовавшую налоговую систему: налог с оборота заменил 53 налога, а отчисления
от прибыли – 5 налоговых платежей. Несмотря на то, что доходы населения в эти
годы постоянно росли, (денежные доходы населения в целом с 1928 по 1932 гг.
увеличились в 3,5 раза, а у рабочих и служащих – в 4 раза), в результате
проведенной реформы доля налогов с населения стала неуклонно снижаться, а
главным рычагом перераспределения социалистического накопления стал налог с
оборота [10.С.96].
В 1960 году была предпринята, попытка полностью отменить
подоходный налог с населения, за счет чего планировалось повысить заработную
плату у 99.4% рабочих и служащих. Однако принятый закон не был достаточно
обоснован, в связи, с чем отмена подоходного налога так и не состоялась.
Второстепенное место подоходного налога в бюджетных доходах
обусловливалось предпочтением со стороны руководства страны более скрытой формы
обложения, а именно – косвенного обложения, а также возможностью ограничивать
размеры доходов граждан директивно, то есть ставки подоходного налога,
применявшиеся к доходам основной массы населения (рабочие и служащие),
оставались на очень низком уровне, а максимальная ставка с 1943 по 1990 г. составляла лишь 13%.
Такое положение должно было измениться с принятием в 1990 г. последнего закона СССР о подоходном налоге, согласно которому предусматривалось применять налоговую
шкалу с ростом ставок от 13 до 60%. Однако с распадом СССР и этому закону не
суждено было воплотиться в жизнь.
Ныне действующее законодательство по подоходному налогообложению,
принципиально отличается от действовавшего ранее законодательства досоветской
России и бывшего СССР.
Необходимо отметить, что до 1992 года налогом облагался
месячный доход граждан, тогда как в настоящее время объектом налогообложения признается
доход, полученный налогоплательщиками в календарном году:
1)
от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской
Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской
Федерации ;
2)
от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся
налоговыми резидентами Российской Федерации.
Метод
налогообложения – это порядок изменения ставки налога в зависимости от
изменения налоговой базы. В зависимости от изменения налоговой базы используют
четыре метода налогообложения:
·
равное (для всех налогоплательщиков применяется равная сумма
налога);
·
пропорциональное (для каждого налогоплательщика равная ставка
налога);
·
прогрессивное (с ростом налоговой базы растет ставка налога);
·
регрессивное (с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога).
В зависимости от содержания различают следующие ставки:
а) маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном
акте о налоге;
б) фактические, определяемые
как отношение уплаченного налога к налоговой базе;
в) экономические,
определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.
По способу взимания различают:
Прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества
или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов
выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:
·
реальные прямые налоги, которые уплачивают с учетом не
действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;
·
личные, прямые налоги, которые уплачивают с реально полученного
дохода с учетом фактической платежеспособности налогоплательщика;
·
косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг.
Окончательным плательщиком косвенных налогов является
потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги
подразделяются на:
·
косвенные индивидуальные которыми облагаются, строго определенные
группы товаров;
·
косвенные универсальные, которыми облагаются большинство товаров
и услуг;
·
фискальные монополии, которыми облагаются все товары,
производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
·
таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при
совершении экспортно-импортных операций.
Экономические отношения налогоплательщика и государства
определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства), с
учетом которого различают два вида субъектов налогообложения: резиденты и
нерезиденты.
Резиденты имеют постоянное местопребывание в государстве;
налогообложению подлежат их доходы, полученные на территории данного
государства и за рубежом (полная налоговая обязанность).
Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в
государстве; налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в
данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).
Предмет налогообложения – это реальные вещи (земля,
автомобили, другое имущество) и нематериальные блага, с наличием которых закон
связывает возникновение налоговых обязательств. Другими словами, предмет
обусловливает и предопределяет объект налогообложения.
Объект налогообложения - юридические факты (действия,
события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить
налог. К ним относятся: совершение оборота по реализации товара, владение
имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение
дохода и др.
Источник налога – это резерв, используемый для уплаты
налога. Существуют два источника – доход и капитал налогоплательщика.
Масштаб налога – установленная законом характеристика
измерения предмета налога. Масштаб налога необходим для определения
налогооблагаемой базы.
Налоговая база – количественное выражение объекта
налогообложения. Для правильного определения момента возникновения налогового
обязательства важное, значение имеет метод формирования налоговой базы.
Существуют два основных метода – кассовый и накопительный.
При использовании кассового метода доходом считаются все
суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами
– реально выплаченные суммы.
При накопительном методе доходом признаются все суммы, право
на получение, которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от
того, получены ли они в действительности, а расходами - сумма имущественных
обязательств, возникших в отчетном периоде.
Кассовый метод используется, например, при налогообложении
имущества, переходящего в порядке наследования; накопительный – при исчислении
подоходного налога с физических лиц.
Налоговый период – срок, в течение которого формируется
налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.
Согласно ст. 55 Кодекса «под налоговым периодом понимается календарный год или
иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».
Ставка налога – это размер налога на единицу
налогообложения. В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:
равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма
налога; твердые ставки, когда на каждую единицу налогообложения определен
зафиксированный размер налога; процентные ставки.
Налог на доходы физических лиц взимается по всей территории
страны. Налог построен на резидентском принципе. В системе налогообложения
физических лиц установлен единый налог на вмененный доход для определенных
видов деятельности – это налог на хозяйственную деятельность в виде промысла,
приносящего доход. Он устанавливается и вводится в действие нормативными актами
законодательных органов субъектов РФ и является обязательным на территории
субъекта Федерации. При введении этого налога с плательщиков перестают
взиматься некоторые налоги, включая платежи в государственные внебюджетные
фонды (единый социальный налог).
Концепция единого налога предусматривает выделение следующих
видов деятельности: оказание физическим лицам бытовых и парикмахерских услуг, услуги
общественного питания, розничная торговля через магазины и другие места
организации торговли, оказание услуг по предоставлению стоянок и гаражей и
розничная выездная торговля ГСМ.
Для каждого вида деятельности законом рекомендованы
физические показатели. На каждую единицу показателя определяется базовая
доходность. На основе базовой доходности с помощью системы повышающих или
понижающих коэффициентов формируется размер вмененного дохода – возможный
валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат. Уплата
единого налога производится ежемесячно посредством авансового платежа в размере
100% суммы налога за календарный месяц. Налоговый период – один квартал.
Возможна упреждающая уплата налога путем перечисления авансовой суммы единого
налога за 3, 6, 9 или 12 месяцев. В этом случае уменьшается сумма налога,
подлежащего уплате, на 2, 5, 8, и 11% соответственно.
Налог на доходы физических лиц исчисляется, и уплачивается
на основании главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации,
принятой Федеральным законом от 05.08.00 № 117-ФЗ, введенной в действие с 1
января 2001 года Федеральным законом от 05.08.00 № 118-ФЗ «О введении в
действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц
признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской
Федерации, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами
Российской Федерации, получающие доходы от источников, расположенных в
Российской Федерации.
Документы, удостоверяющие принадлежность к гражданству того
или иного государства, предъявляются налогоплательщиками налоговому агенту по
месту получения дохода, а также налоговым органам, осуществляющим постановку на
учет налогоплательщиков, и в иных случаях, установленных законодательством о
налогах и сборах,
К физическим лицам налоговым резидентам Российской Федерации
относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской
Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Физические лица, фактически находящиеся на территории
Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не являются налоговыми
резидентами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6.1 части первой Кодекса течение срока
фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на
следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию
Российской Федерации.
Уточнение налогового статуса налогоплательщика производится:
- на дату фактического завершения пребывания
иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской
Федерации в текущем календарном году;
- на дату отъезда гражданина Российской Федерации на
постоянное местожительство за пределы Российской Федерации;
- на дату, следующую после истечения 183 дней
пребывания в Российской Федерации российского или иностранного гражданина, либо
лица без гражданства.
В случае отсутствия подтверждения статуса резидента,
налогообложение доходов, полученных налогоплательщиком-нерезидентом от
российских источников, не подпадающих под действие ст. 217 Кодекса,
производится по ставке 30%, установленной п. 3 ст. 224 Кодекса.
Из всего сказанного выше можно сказать что, современная
теория налогов предполагает для эффективного функционирования налоговой системы
налогообложения доходов физических лиц соблюдение следующих основополагающих
принципов налогообложения:
·
принципа справедливости, т.е. всеобщности обложения и равномерности
распределения между гражданами в зависимости от их дохода;
·
принципа определенности, т.е. сумма, способ и средство платежа
должны быть заблаговременно известны налогоплательщику;
·
принципа удобности, т.е. налог должен взиматься в то время и тем
способом, который наиболее удобен налогоплательщику;
·
принципа экономии, т.е. система налогообложения должна быть
наиболее рациональной, иметь минимальные издержки своего функционирования
·
принципа недопущения двойного налогообложения.
Характеристика основных элементов современного налога на
доходы физических лиц, взимаемого в РФ, дана ниже в Главе 2.
ГЛАВА 2. Анализ
налогообложения доходов физических лиц в налоговой системе Российской Федерации
2.1
Анализ действующей системы налогообложения доходов физических лиц
В мировой практике ставки подоходного налога, построены по
сложной прогрессии.
В последние годы в мировой практике налогообложения
происходит снижение максимальных и минимальных ставок и сокращение групп
доходов, облагаемых по определенной ставке.
Например, в США до 80-х годов действовало 25 различных групп
обложения налогом по ставкам от 14 до 70%. В настоящее время действуют только
две ставки – 15 и 28%, в Великобритании тоже две - 25 и 40%.[16.С.75]
В законодательстве СССР существовало 6 видов шкалы ставок
подоходного налога для разных категорий граждан. Например, для сумм оплаты
труда рабочих и служащих были установлены размеры налога в месяц по каждому рублю
начиная с 101 и до 150 руб., которые составляли от 0,29 до 14,7 руб., то есть
от 0,28 до 9,8%, а далее с сумм превышающих 150 руб., и до 3000 руб. в месяц
имелось 7 ставок – от 13 до 60%.[13,С.31]
За время действия Закона РФ «О подоходном налоге» была одна
шкала прогрессивных ставок, которая за период 1992 – 2000 годов менялась 9 раз.
При этих изменениях, минимальная ставка оставалась 12%, а максимальная
устанавливалась в размере 60, 45, 40, 35 и 30%. В пределах от минимальной до
максимальной устанавливалось от 6 до 3 видов ставок налога.
Так, по доходам, полученным в 2000 году, налог взимался по
следующей шкале ставок:
Таблица 2.1
Ставки налога на доходы физических лиц применяемые
2000 г.
Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в
2000 году
|
Ставка налога
|
До 50 000 руб.
|
12%
|
От 50 001 руб. до 150 000 руб.
|
6000 руб. + 20% с суммы, превышающей 50 000 руб.
|
От 150 000 руб. и выше
|
26 000 руб. + 30% с суммы превышающей 150 000 руб.
|
С 1 января 2001 года ст. 224 НК РФ установлены 3
пропорциональные, а не прогрессивные, ставки налога – 13, 9, 30, 35%.
Безусловно, это резко снизило налоговое бремя с тех резидентов РФ, которые
имеют средние и крупные доходы от разного вида оплаты труда и выполнения
договоров гражданско-правового характера.
Например, в 2000 году с совокупного годового облагаемого
дохода в сумме 100 000 руб. работник организации уплатил налог в сумме 16 000
руб., а в 2001 году с этой же суммы дохода налог составит 13 000 руб., или ниже
на 18,75%, с дохода в сумме 400 000 руб., соответственно налог составил 101 000
руб. и 52 000 руб. или на 51,5% ниже.
С введением в действие главы 23 НК РФ взимавшийся много лет
подоходный налог с физических лиц, предусматривавший налогообложение по
прогрессивной шкале ставок совокупного годового дохода. Он заменен налогом на
доходы физических лиц с классификацией доходов на трудовые и пассивные и с
фиксированными налоговыми ставками в зависимости от вида дохода. В литературе
налог на доходы определяется как общеобязательный платеж, взимаемый с
физических лиц.
Из семнадцати развитых стран Европы среднегодовая заработная
плата одного работника лишь в двух странах – Греции и Португалии – составляет
10 000 долл., а в остальных значительно выше. Самую высокую заработную плату –
35 000 – 40 000 долл. Выплачивают в Дании, Нидерландах и Люксембурге. В России
эта сумма достигает 1260 долл. Приведенные данные показывают, что жизненный
уровень россиянина в несколько раз ниже уровня жизни работника семнадцати
развитых стран Европы (без стран Восточной Европы). Это и является основной
причиной того, что удельный вес налога с доходов физических лиц в доходной
части бюджета в 2 – 3 раза меньше, чем в любой из этих стран (кроме Франции): в
целом по странам ОЭСР – 38,3%, Великобритания – 26,7%, Германия – 28,9%.
[7.С.81]
Глава 23 НК РФ определила структуру системы налогообложения
доходов физических лиц, а именно: налогоплательщиков, объекты налогообложения,
налоговую базу, ставки налога, порядок исчисления налога, декларирование
доходов, порядок уплаты и возврата налога.
Статьей 224 НК РФ установлено, что ставка в размере 13% к
налоговой базе применяется по всем видам доходов, полученных налоговыми
резидентами РФ, кроме доходов, облагаемых налогом по ставкам 30% и 35%.
Статьей 11 НК РФ определено, что налоговыми резидентами РФ
являются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183
дней в календарном году.
В таблице 2.2 рассмотрено налогообложение по ставкам 30, 35,
и 9%
Таблица 2.2
Ставки налога на доходы физических лиц с 2001 г.
Вид дохода
|
Размер ставки
|
Все доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми
резидентами РФ
|
30%
|
Стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в
проводимых конкурсах, играх
|
35%
|
и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг,
в части
|
превышающей 2000 руб.
|
Страховые выплаты по договорам добровольного страхования в
части превышающей
|
установленный размер
|
Процентные доходы по вкладам в банках в части превышения суммы,
расчитанной
|
исходя из:
|
- действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ - по рублевым вкладам,
за
|
исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных на срок не
менее шести
|
месяцев
|
- 9% годовых - по вкладам в иностранной валюте
|
Суммы экономии на процентах при получении заемных
(кредитных) средств, если
|
сумма процентов по условиям договора меньше 3/4 ставки
рефинансирования ЦБ РФ
|
на дату получения средств (9% годовых - по валютным заемным
средствам), за
|
исключением экономии на процентах за пользование целевыми займами
|
(кредитами), полученными от кредитных и иных организаций РФ
и фактически
|
израсходованными на новое строительство либо приобретение на
территории РФ
|
жилого дома, квартиры или доли (долей) в них
|
Дивиденды
|
9%
|
Проценты по облигациям с ипотечным покрытием,
эмитированным до 01.01.2007
|
Доходы учредителей доверительного управления ипотечным
покрытием, полученные
|
на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных
|
управляющим ипотечным покрытием до 01.01.2007
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|