бесплатные рефераты

Совершенствование процесса расходования бюджетных средств в Республике Молдова

7.2 Прикладные научные исследования.

Работы и эксперименты по прикладной науке, выполняемые в соответствии с основными направлениями развития национальной экономики, включая исследования на базе грантов (конкурсов), реализуемые учреждениями науки и инновации независимо от формы собственности.

7.3 Подготовка научных кадров.

Подготовка научных кадров высшей квалификации (докторантура, постдокторантура, резидентура, секундариат, магистратура и курсы по повышению квалификации) в учреждениях науки и инновации, подготовка и защита диссертаций.

7.4 Учреждения и мероприятия в сфере науки и инноваций, не отнесенные к другим группам.

Учреждения и мероприятия в сфере науки и инноваций, не отнесенные к другим группам.

7.5 Органы управления.

Деятельность центральных и местных органов публичного управления, специализированных в сфере науки и инноваций.

8. Культура, искусство, спорт и мероприятия для молодежи.

8.1 Организация отдыха.

Организация отдыха, строительство предметов для игр, обустройство парков, пляжей, кемпингов и другие мероприятия, связанные с организацией отдыха и досуга.

8.2 Деятельность в области культуры.

Деятельность библиотек, музеев и выставок, дворцов и домов культуры, художественных центров и школ, клубных учреждений. Государственная поддержка театров, филармоний, музыкальных коллективов и ансамблей, творческих союзов и кинематографистов, восстановление объектов социально-культурных ценностей, других учреждений культуры.

8.3 Телевидение и радиовещание.

Государственная поддержка телевидения и радиовещания.

8.4 Периодическая печать и издательства.

Государственная поддержка центральной и местной периодической печати и издательств, издание национальных книг.

8.5 Спорт.

Организация и проведение спортивных мероприятий, участие национальных, районных и местных команд в спортивных сборах и соревнованиях.

В эту группу включаются также спортивные учреждения, специальные стипендии профессиональных спортсменов, премии спортсменов и другие мероприятия в области спорта.

8.6 Учреждения и мероприятия в области культуры, искусства и спорта, не отнесенные к другим группам.

Организация методической работы в области культуры, проведение мероприятий, связанных с заказом и приобретением драматических, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства, проектированием и изготовлением памятников, проведением конкурсов и выставок, деятельностью учреждений, которые не могут быть отнесены к другим группам.

8.7 Мероприятия для молодежи.

Организация и проведение мероприятий для молодежи.

8.8 Органы управления.

Деятельность центральных и местных органов публичного управления, специализированных в области культуры, искусства, спорта и мероприятий для молодежи.

9. Здравоохранение.

9.1 Больницы.

Больничные учреждения широкого профиля и специализированные больницы с входящими в их состав структурными подразделениями.

9.2 Поликлиники и центры семейных врачей.

Амбулаторное медицинское обслуживание, обслуживание больных на дому. В эту группу включены центры семейных врачей, станции скорой медицинской помощи и стоматологические поликлиники.

9.3 Санитарно-эпидемиологические и профилактические службы и учреждения.

Организация гигиенической и эпидемиологической деятельности, восстановительной деятельности для детей, деятельности, связанной с первичной медициной, физиопневмологической деятельностью по реабилитации детей и подростков, по размещению и реабилитации малолетних детей, прочих учреждений.

9.4 Учреждения и услуги в области здравоохранения, не отнесенные к другим группам.

Организация работы санитарной авиации. Работа по координированию, оценке судебно-медицинской экспертизы и медицинской статистики. Мероприятия по обеспечению фармацевтической безопасности и физической и экономической доступности медикаментов.

Прочие учреждения и услуги в области здравоохранения, не отнесенные к другим группам.

9.5 Национальные программы по здравоохранению.

Национальные программы по здравоохранению, не охваченные обязательным медицинским страхованием.

9.6 Услуги, связанные с обязательным медицинским страхованием.

Деятельность по обеспечению обязательным медицинским страхованием отдельной категории неработающего населения, для которых страхователем, в соответствии с законом, является Правительство.

При консолидации национального публичного бюджета группу 9.07 исключить.

9.7 Органы управления.

Деятельность центральных и местных органов публичного управления, специализированных в области здравоохранения.

10. Социальное страхование и социальная помощь.

10.1 Пенсии военнослужащим.

Пенсии из бюджета военнослужащим и лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел.

10.3 Учреждения социального обеспечения.

Дома-интернаты для малолетних инвалидов, для престарелых инвалидов и пенсионеров, психоневрологические интернаты, реабилитационные центры для инвалидов и пенсионеров, реабилитационные центры инвалидов, ветеранов труда и войны, услуги социального обслуживания на дому, центры социальной помощи для детей, учреждения социальной помощи для бездомных, учреждения по охране труда, консилиумы врачебной экспертизы жизнеспособности, центры помощи и защиты жертв торговли людьми, центры психосоциальной реабилитации жертв насилия в семье, фельдшеры-протезисты, специализированные услуги социальной помощи и другие учреждения социального обеспечения.

10.4 Компенсация транспортным предприятиям расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям населения.

Компенсация потерь, понесенных транспортными предприятиями, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям населения.

10.5 Поэтапная индексация вкладов граждан в банке “Banca de Economii” S.A.

Относятся трансферты из государственного бюджета на выплату сумм индексации вкладов населения Республики Молдова в банке “Banca de Economii” S.A. на основании положений действующих законодательных актов.

10.6 Органы управления.

Деятельность центральных и местных органов публичного управления, специализированных в области социального страхования и социальной помощи.

10.7 Учреждения и услуги в области социального страхования и социальной помощи, не отнесенные к другим группам.

ортопедическое протезирование, ремонт протезов и другие расходы по протезированию;

компенсации репрессированным и впоследствии реабилитированным гражданам;

единовременная помощь населению, оказанная в соответствии с постановлениями Правительства и решениями органов местного публичного управления;

социальные программы для детей (учащихся, студентов) сирот, находящихся под опекой и усыновленных;

услуги социальной помощи столовых и благотворительные столы;

программы социальной защиты инвалидов;

летний отдых детей;

единовременная компенсация в связи с подключением к газопроводу некоторых категорий населения в сельской местности;

транспортные компенсации для ветеранов и инвалидов;

бальнеосанаторное лечение пенсионеров;

прочие учреждения и услуги в области социального страхования и социальной помощи, не отнесенные к другим группам.

10.8 Адресные компенсации и пособия.

Пособия и адресные денежные компенсации для некоторых категорий населения.

Компенсации взамен путевок на лечение для инвалидов войны, оплата путевок на лечение для ветеранов, прочие адресные компенсации и пособия в экстренных ситуациях.

10.9 Субсидирование процентов и возврат льготных банковских кредитов, предоставленных населению и жилищно-строительным кооперативам.

Проценты по льготным кредитам, предоставленные некоторым категориям населения и жилищно-строительным кооперативам, ответственность за возврат которых возложена на государство /местные публичные органы.

Возврат сумм льготных банковских кредитов, предоставленных некоторым категориям населения под гарантию публичного органа, в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами.

10.10 Фонды социальной поддержки населения.

Денежные фонды, созданные согласно закону, для оказания помощи социально уязвимым слоям населения и/или находящимся в состоянии риска.

10.11 Социальные выплаты и пенсии, выплачиваемые через бюджет государственного социального страхования.

Трансферты из государственного бюджета для оказания социальных выплат некоторым категориям населения, выплата которых осуществляется через бюджет государственного социального страхования.

При консолидации национального публичного бюджета группа 10.21 исключается.

10.12 Компенсация разницы в тарифах на энергоресурсы, поставляемые бытовым потребителям.

Компенсация разницы в тарифах на энергоресурсы, поставляемые бытовым потребителям.

10.13 Трансферты для покрытия дефицита бюджета государственного социального страхования.

По этой группе отражаются трансферты для покрытия дефицита бюджета государственного социального страхования в случае, предусмотренном законом.

11. Сельское, лесное, рыбное и водное хозяйство.

11.1 Сельское хозяйство.

Деятельность учреждений, которые занимаются реализацией политики в области сельского хозяйства, проведением реформ и оценкой их результатов. Организация, выполнение и регламентирование деятельности в области ветеринарии, садоводства и виноградарства.

Мероприятия по поддержке аграрного сектора, включая поддержку производителей и/или отдельных специфических отраслей сельского хозяйства, а также мероприятия по обеспечению субсидирования рисков в сельском хозяйстве.

Испытание сортов растений, мероприятия по защите растений, контроль за качеством зерновых продуктов.

Отбор и воспроизводство в зоотехнике, мероприятия по выращиванию животных племенной породы, противоэпизоотические мероприятия, мероприятия по складированию и нейтрализации пестицидов.

Мероприятия по фитосанитарному карантину и мероприятия по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы (противоградовые).

11.2 Лесное хозяйство.

Деятельность в области лесоводства, защита, увеличение и рациональное использование лесных ресурсов, управление и осуществление работ по лесонасаждению, мероприятия по контролю и борьбе с вредителями лесов.

11.3 Рыбное хозяйство.

Деятельность в области промыслового рыболовства. Проведение мероприятий по разведению и селекционному отбору рыбы и противоэпизоотические мероприятия в рыболовстве.

11.4 Водное хозяйство.

Деятельность в области управления и защиты водных ресурсов, строительства и сооружения оросительных систем и плотин, эксплуатации оросительных систем и водохранилищ, гидротехнических и противопаводковых сооружений на пойменных землях.

11.5 Деятельность и услуги в области сельского, лесного, рыбного и водного хозяйства, не отнесенные к другим группам.

Деятельность и услуги в области сельского, лесного, рыбного и водного хозяйства, не отнесенные к другим группам.

11.6 Органы управления.

Деятельность центральных и местных органов публичного управления, специализированных в области сельского, лесного, рыбного и водного хозяйства.

12. Охрана окружающей среды и гидрометеорология.

12.1 Охрана окружающей среды.

Контроль за загрязнением окружающей среды.

12.3 Гидрометеорология.

Мероприятия в области гидрометеорологии.

12.4 Органы управления.

Деятельность центральных и местных органов публичного управления, специализированных в области охраны окружающей среды и гидрометеорологии.

13. Промышленность и строительство.

13.1 Добывающая промышленность.

Государственная поддержка добывающей промышленности и промышленности строительных материалов, а также геологоразведочных работ.

13.2 Перерабатывающая промышленность

Государственная поддержка промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья.

13.3 Легкая промышленность.

Государственная поддержка легкой промышленности.

13.4 Строительство.

Регламентирование и деятельность в области строительства, разработки технических норм и стандартов, лицензирование в области строительства.

Проектно-изыскательские работы, государственный контроль за качеством в строительстве.

13.5 Деятельность и услуги в области промышленности и строительства, не отнесенные к другим группам.

Деятельность и услуги в области промышленности и строительства, не отнесенные к другим группам.

13.6 Органы управления.

Деятельность центральных и местных органов публичного управления, специализированных в области промышленности и строительства.

14. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика.

14.1 Автомобильный транспорт.

Государственная поддержка автомобильного транспорта.

14.2 Водный транспорт.

Государственная поддержка водного транспорта.

14.3 Железнодорожный транспорт.

Государственная поддержка железнодорожного транспорта.

14.4 Воздушный транспорт.

Государственная поддержка воздушного транспорта.

14.5 Дорожное хозяйство.

Регламентирование деятельности по содержанию, ремонту и реконструкции национальных и местных автомобильных дорог общего пользования, развитие производственных баз предприятий, обслуживающих дороги, и производство строительных материалов.

Приобретение техники и оборудования для содержания дорог, разработка нормативов для проведения работ по эксплуатации, ремонту и реконструкции дорог общего пользования. Проектирование автомобильных дорог, подлежащих ремонту или реконструкции, а также управление дорожным хозяйством.

14.6 Связь и информатика.

Государственная поддержка связи и информатики.

14.7 Деятельность и услуги в области транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики, не отнесенные к другим группам.

Деятельность и услуги в области транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики, не отнесенные к другим группам.

14.8 Органы управления.

Деятельность центральных и местных органов публичного управления, специализированных в области транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики.

15. Жилищное и коммунальное хозяйство.

15.1 Жилищное хозяйство.

Деятельность в области эксплуатации жилого фонда и государственная поддержка по строительству, содержанию и ремонту жилого фонда.

15.2 Коммунальное хозяйство.

Развитие коммунального хозяйства и мероприятия по строительству, содержанию и ремонту сооружений, коммунальных объектов, благоустройство муниципиев, городов, районных центров и сел (коммун), троллейбусных и автотранспортных хозяйств.

15.3 Санитарные мероприятия, включая контроль за загрязнением окружающей среды.

Организация работ по дезактивации и захоронению вредных отходов. Меры по контролю за загрязнением окружающей среды.

15.4 Деятельность и услуги в области жилищного и коммунального хозяйства, не отнесенные к другим группам.

Организация работ спасательных служб, станций и постов на воде, а также другие мероприятия и услуги в области жилищного и коммунального хозяйства, которые не могут быть отнесены к другим группам.

15.5 Органы управления.

Деятельность центральных и местных органов публичного управления, специализированных в области жилищного и коммунального хозяйства.

16 Топливно-энергетический комплекс.

16.1 Газовые сети.

Государственная поддержка служб, обеспечивающих работу газовых сетей, строительство магистральных газопроводов и газопроводов-отводов (ответвление).

16.2 Электрические сети.

Государственная поддержка производства и снабжения электроэнергией, а также финансовая помощь, выделенная отраслям по производству электроэнергии, включая расходы на строительство плотин и сооружений, основное назначение которых производство, передача и распределение электроэнергии.

16.3 Тепловые сети.

Государственная поддержка производства и снабжения тепловой энергии.

16.4 Деятельность и услуги топливно-энергетического комплекса, не отнесенные к другим группам.

Деятельность и услуги топливно-энергетического комплекса, не отнесенные к другим группам.

16.5 Органы управления.

Деятельность центральных и местных органов публичного управления, специализированных в области топливно-энергетического комплекса.

17. Обслуживание государственного долга.

17.1 Обслуживание внутреннего государственного долга.

Проценты по займам, полученным от Национального банка Молдовы и финансовых учреждений, проценты (купоны) по займам в виде государственных ценных бумаг, а также прочие выплаты, относящиеся к внутренним займам.

17.3 Обслуживание внешнего государственного долга.

Проценты и другие выплаты, относящиеся к займам, полученным от иностранных государств и международных финансовых организаций.

18. Пополнение государственных резервов.

18.1 Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней.

Скупка драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения государственного фонда, охрана и их переработка и прочие расходы до передачи их в государственный фонд.

18.2 Государственные материальные резервы.

Пополнение, охрана и обновление государственных материальных резервов.

Прием, охрана и распределение гуманитарной помощи.

18.4 Другие услуги по обслуживанию государственных резервов.

Услуги по обслуживанию государственных резервов, не отнесенные к другим группам.

18.5 Органы управления.

Деятельность центральных и местных органов публичного управления, специализированных в области пополнения государственных резервов.

19. Прочие услуги, связанные с экономической деятельностью.

19.1 Государственная поддержка малого бизнеса.

Программы по поддержке и развитию малого бизнеса.

19.2 Другие услуги, связанные с экономической деятельностью.

Деятельность в области картографии, кадастра, стандартизации, метрологии, а также государственная поддержка предпринимателей; продвижение экспорта и торговли, поддержка деятельности по привлечению инвестиций, развитию туризма и в прочих областях экономики, не отнесенных к основным группам.

19.3 Органы управления.

Деятельность центральных и местных органов публичного управления, специализированных в области услуг, связанных с экономической деятельностью, не отнесенных к другим группам.

20. Деятельность и услуги, не отнесенные

к другим основным группам.

20.1 Резервный фонд Правительства.

Финансирование расходов и мероприятий, которые появляются в течение года и не предусмотрены в государственном бюджете, согласно постановлениям Правительства, в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете для этого фонда.

20.2 Резервные фонды органов местного публичного управления.

Финансирование расходов исключительного характера и непредвиденных мероприятий, которые соответственно не предусмотрены в бюджете административно-территориальных единиц и которые относятся к компетенции органов местного публичного управления на основании решений органов представительной и правомочной власти соответствующих административно-территориальных единиц, в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете, и на основании обоснованных документов.

20.3 Трансферты бюджетам административно-территориальных единиц из Фонда финансовой поддержки территорий.

Трансферты за счет фонда финансовой поддержки административно-территориальных единиц для выравнивания их финансовых возможностей.

К этой группе относятся суммы задолженности за предыдущие годы по этим трансфертам перед бюджетами административно-территориальных единиц, погашенные в текущем году.

При консолидации национального публичного бюджета группа 20.04 исключается.

20.4 Трансферты специального назначения бюджетам административно-территориальных единиц.

Трансферты специального назначения для исполнения дополнительно делегированных обязанностей.

К этой группе относятся суммы задолженности за предыдущие годы по этим трансфертам перед бюджетами административно-территориальных единиц, погашенные в текущем году. При консолидации национального публичного бюджета группа 20.04 исключается.

20.5 Расходы, не отнесенные к другим группам.

Расходы, не отнесенные к основным группам 1–19.

21. Кредитование минус погашение.

21.1 Кредитование бюджетов других уровней.

Ссуды, выданные из бюджета для финансирования кассового разрыва бюджетов других уровней. Орган-получатель займа отражает полученный займ как источник финансирования дефицита по группе 01 “Предоставление бюджетных ссуд” основной групп “Внутренние источники финансирования”.

При консолидации национального публичного бюджета группа исключается.

21.2 Погашение займов бюджетами других уровней.

Возврат сумм получателями займов, выданных из соответствующих бюджетов: эта сумма отражается со знаком (-). В этом случае на сумму погашения уменьшается объем расходов соответствующего бюджета. В бюджете, возвращающем займ, сумма возврата отражается как источник финансирования дефицита по группе 02 “Погашение бюджетных ссуд” основной группы 27 “Внутренние источники финансирования”.

При консолидации национального публичного бюджета группа 23.02 исключается.

21.3 Кредитование нефинансовых предприятий.

Выданные займы нефинансовым предприятиям за счет средств государственного бюджета в соответствии с нормативными актами.

21.4 Погашение займов нефинансовыми предприятиями.

Поступление сумм в счет погашения выданных займов нефинансовым предприятиям.

21.5 Кредитование финансовых учреждений.

Займы, выданные финансовым учреждениям.

21.6 Погашение займов финансовыми учреждениями.

Поступление сумм в счет погашения выданных займов финансовым учреждениям.

21.7 Прочее кредитование.

Займы, выданные различным предприятиям, частным компаниям, частным лицам и другим получателям займов, не отраженные в предыдущих группах.

21.8 Погашение прочих займов.

Возврат займов прочими учреждениями и организациями.

21.9 Отвлечение бюджетных средств на погашение государственных гарантий по внутренним займам.

Денежные средства, отвлеченные из бюджета на погашение государственных гарантий по внутренним займам.

21.10 Восстановление отвлеченных средств на погашение государственных гарантий по внутренним займам.

Сумма восстановленных средств получателями государственных гарантий по внутренним займам.

21.11 Восстановление бюджетных средств, отвлеченных на погашение государственных гарантий по внешним займам.

Восстановление экономическими агентами отвлеченных средств из государственного бюджета на погашение государственных гарантий по внешним займам.

21.12 Рекредитование из внешних источников бюджетов других уровней.

Рекредитование из внешних источников бюджетов других уровней.

21.13 Погашение займов, рекредитованных из внешних источников бюджетами других уровней.

Погашение займов, рекредитованных из внешних источников бюджетами других уровней.

21.14 Возврат в бюджет средств, не использованных за предыдущие годы, использованных не по назначению и/или сверхплановых расходов.

Возврат в соответствующий бюджет бюджетных средств, выделенных и неиспользованных за предыдущие годы, а также восстановление средств в бюджеты разных уровней на основании решений контрольных органов

2.2 Анализ структуры и динамики государственных расходов в Республике Молдова на современном этапе


Во многих странах особенно развивающихся, государство старается сконцентрировать в своих руках производства, которые обеспечивают значительные бюджетные поступления. Например в Венесуэле нефтяной сектор, который дает свыше 75% доходов бюджета, принадлежит государству.

Подобный опыт был бы полезен и для Молдовы, однако государство пока не сумело взять под свой контроль "бюджетонаполняющие" производства, и пытается решить проблему дефицита бюджета, сокращая и расходную и доходную его часть. Из мировой практики известно, что во время экономических спадов необходимо увеличивать некоторые виды государственных расходов - в частности, трансфертные выплаты домашним хозяйствам, подвергшимся сильному воздействию депрессии, включая пособия по безработице, социальные расходы. Поэтому, политика направленная на сокращение государственных расходов в период циклического спада не является полезной для экономики Молдовы. Если объем государственных расходов (закупок) равен величине налогов за минусом трансфертных платежей, то правительство имеет сбалансированный бюджет, то есть G=T. Если G превышает Т (G>T), то налицо дефицит бюджета (BD)

Политика в области государственных расходов исходит из положений Программы деятельности Правительства и Стратегии национального развития , а так же других национальных программ и стратегий.

Основные цели политики расходов в Республике Молдова:

- Повышение эффективности и результативности использования публичных ресурсов. Эта задача является первостепенной в условиях, когда публичные расходы по отношению к ВВП достигли достаточно высокого уровня.

- Улучшение планирования публичных расходов. Это предполагает , в основном, развитие способности и ответственности публичных органов в области планирования отраслевых политик в объеме располагаемых ресурсов. Главная направленность в этом контексте состоит в том, что получатели бюджетных фондов должны быть нацелены на рациональное использование публичных фондов, а не на запросы дополнительных ресурсов.

- Оптимизация расходов на персонал. Процесс анализа и оптимизации расходов на персонал отражает задачи Концепции оптимизации численности занятых в бюджетном секторе. Эта задача особенно важна ввиду высокого уровня расходов на персонал в общей суме расходов.

- Распределение публичных ресурсов по секторам, программам и видам деятельности в соответствии с установленными приоритетами.

Приоритеты публичных расходов:

- Процесс распределения дополнительных ресурсов, в основном базируется на приоритетах политики отраслей. Наряду с этим, преобладающая часть дополнительных ресурсов ( более 80%) была направлена на соответствующее обеспечение текущих программ расходов. Этот факт доказал ограниченность возможностей для новых приоритетов и мер политики.

- Часть ресурсов была распределена в соответствии с межотраслевыми приоритетами. Эти приоритеты соответствуют Концепции о приоритетах политики и отражают основные задачи политики в области расходов. В частности, основная часть дополнительных ресурсов направлена на следующие приоритетные направления:

1) реформа оплаты труда, как определяющий фактор в повышении качества публичных услуг;

2) Капитальные вложения, являющиеся одним из главных приоритетов. Объем капитальных вложений, обусловлен улучшением качества инвестиционного портфеля в соответствии с приоритетами развития, качественными изменениями и повышением ответственности органов управления за планирование и реализацию капитальных вложений.

- Внедрение мероприятий, вытекающих из Программы поддержки молодежи. Это будет реализовано посредством социальных программ: доступ к обучению, обеспечению жильем, поощрение предпринимательской деятельности;

- В области юстиции дополнительные средства направлены для полной реализации мероприятий предусмотренных в СНР. Ресурсы данного сектора будут направлены на поддержку мер политики по дальнейшему укреплению автономии и качества юстиции.

- В области науки и инноваций значительный рост ассигнований, в соответствии с положениями Кодекса о науке и инновациях;

- В отраслях реального сектора и экономической инфраструктуры основная часть дополнительных ресурсов направлена на программы поддержки сельскохозяйственных производителей, расширение площадей для закладки виноградных плантаций и на программы работ по содержанию, ремонту и реконструкции публичных дорог.

Государственные расходы по секторам и по органам ценрального публичного управления за 2009 год отражены в приложении 2

Анализ динамики государственных расходов в Республике Молдова в 2006-2010гг.

В 2007-2010 годы публичные расходы увеличивались в номинальном выражении на 13% в среднем за год и к 2010 году достигли 23,9 млрд. леев. Доля публичных расходов в ВВП медленно сократилась по сравнению с уровнем, достигнутым в 2005 году с 39,3% до 37,7% в 2010 году.

Общие политики в области расходов оказывают решающее влияние на распределение расходов по секторам. Традиционно социальный сектор имеет приоритет в выделении ресурсов, который сохранится и в будущем (за исключением средств на увеличение оплаты труда), на эти цели направлено около 63% всех публичных расходов. Для реальных секторов экономики в настоящее время выделяется около 12% от всех публичных расходов, в последующие годы это доля снизится и в 2012 году составит 8,5%. Это объясняется завершением отдельных программ с участием внешних доноров, а также и за счет неопределенности с финансированием новых проектов.

В аспекте видов бюджетов, в период до 2007 года наиболее высокий рост расходов по сравнению с другими бюджетами наблюдался в ФОМС - до 32%,далее в государственном бюджете - 23%. В 2008-2009 годы

более значительные темпы роста имеют расходы БГСС и ФОМС, что объясняется более высокими темпами роста доходов в эти бюджеты и высокой степенью приоритетности с точки зрения их социальной направленности.

Расходы государственного бюджета по всем компонентам, как доля в ВВП, в период 2003-2010 годов увеличились с 20% до 23%. В последующие три года они стабилизировались на уровне 23%.

Расходы БГСС в течении 2003-2006 годов увеличились значительными темпами с 7,9% до 10,2% в ВВП. В последующие три года рост расходов этого бюджета замедлился, и они составили около 11% в ВВП. В 2007-2009 годы трансферты из государственного бюджета в БГСС возрасли с 688,3 млн. леев до 965 млн. леев в 2009 году или на 13% в среднем за год. Их доля в общих расходах БГСС составила около 15%.

Расходы ФОМС в 2004-2006 годы имели прирост с 2,9% в ВВП до 4,2% в 2009 году. Необходимо отметить, что значительную долю в расходах ФОМС (около 66% в 2006 году) покрывают трансферты из государственного бюджета. В периоде 2006-2009 объем значительно возрос от 1001,6 млн. леев в 2006 году до 1526,7 млн. леев в 2009 году или на 58%. На 2010 год объем трансфертов от государственного бюджета в фонды обязательного медицинского страхования рассчитаны на уровне 12% от общего объема собственных расходов государственного бюджета - среднее соответствующее соотношение за три предыдущих года

Текущая динамика в структуре публичных расходов по секторам свидетельствует o значительном росте доли расходов экономического характера в общих расходах от 10,9% в 2006г. до17,1% в 2009г., a также расходов социального характера - от 62,4% до 64,3%. В то же время, расходы на государственные услуги общего назначения, поддержание общественного порядка и национальной безопасности сократились с 14,8% в 2006 году до 12,2% в 2009 году. Такие же тенденции наблюдаются в этих расходах и выраженных как доля в ВВП.

Данные тенденции отражают приоритетность экономического и социального секторов, которые непосредственно связаны с экономическим ростом и сокращением бедности. В составе расходов социального блока приоритетно возрасли расходы на социальную поддержку и расходы на здравоохранение, а в экономическом блоке - расходы на сельское хозяйство, коммунальное хозяйство и энергетический комплекс.

Главные факторы в контексте межотраслевых приоритетов расходов на 2006-­2009 годы включают:

•              поэтапное внедрение (2006-2010 годы) реформы заработной платы в публичном секторе. В 2007 году в этих целях выделено около 48% всех дополнительных ресурсов.

•              индексация расходов на товары и услуги в соответствии с изменением индекса потребительских цен и роста цен на природный газ. Для этого выделены дополнительные ассигнования в сравнении с предыдущим годом в сумме 81,3 млн. леев в 2007 году, 53,3 млн. леев - в 2008 году и 52,7 млн. леев - в 2009 году.

•              поэтапный рост ассигнований на капитальные вложения, как фактор, влияющий на экономическое развитие. Объем капитальных вложений за счет основных расходов государственного бюджета и бюджетов АТЕ к 2009 году вырос на 4 % в 2006 году. В 2007-2009 годы, около 66 % капитальных вложений направлены в экономический сектор.  В контексте стратегических приоритетов в области секториальных расходов выделяются расходы социального характера, которые получат наибольшее увеличение - 33% общей суммы дополнительных публичных расходов на 2010 год. Из них преимущественно возросли расходы на здравоохранение - примерно на 25%, вследствии расширения объема услуг, оказываемых в рамках пакета на медицинское страхование, а также расходы на социальную поддержку и социальное страхование и социальное обеспечение - на 14 процентов. Расходы на образование, культуру, искусство, спорт и мероприятия для молодежи увеличатся на 9 % в 2010 году. Увеличение расходов в этих секторах будет наблюдаться также и в 2010-2011 годы, однако более медленными темпами, с учетом ограниченного объема ресурсов прогнозируемых в эти годы. Наблюдается значительный рост расходов в области науки и инноваций -около 100 млн. леев ежегодно. Доля этих расходов в ВВП выросла с 0,4 % в 2005 г. до 0,7% в 2010 году. Соответствующий рост будет направлен на реализацию Кодекса о науке и инновациях и Договора о партнерстве между Правительством и Академией наук. В то же время, ограниченные ресурсы не обеспечивают должного уровня расходов на науку 1% в ВВП в 2009 г. Расходы экономического блока в 2010 году в сравнении с 2006 годом прогнозируются с ростом в 13,6%, в основном за счет расходов, предназначенных на сельское хозяйство, которые возрастут на 19%, а также за счет расходов на транспорт и дорожное хозяйство - 15%.В 2008-2009 годы наблюдается незначительное сокращение доли расходов этих секторов в общих публичных расходах. Это объясняется завершением финансирования отдельных программ, связанных с газификацией и обеспечением водой населенных пунктов, а также в связи с неопределенностью привлечения внешнего финансирования для отдельных проектов, которые в данный момент составляют наибольший удельный вес в этой отрасли.

Образование, культура, искусство и мероприятия для молодежи.

Данные отрасли в 2007 году получили увеличение ассигнований соответственно на 9,9% и 8%, и замедление этого роста в последующие годы. К 2009 году расходы этих отраслей снизились как доля ВВП и составили 5,4% и 0,7% соответственно. Ассигнования в данные отрасли приоритетно предназначены для: (i) облегчение доступа к услугам образования, в особенности к услугам общего образования, а также улучшение качества образовательных услуг; (ii) поддержка молодых педагогических кадров, принятых на работу в сельской местности; (iii) увеличение норм питания в школах и интернатах; (iv) укрепление учебной базы и информационное развитие; (v) выплата стипендий учащимся и студентам; (vi) облегчение доступа молодежи к услугам культуры и к источникам информации путем открытия центров для молодежи и реставрации объектов культуры.

Здравоохранение. В период 2007-2009 гг. относительный рост государственных расходов на здравоохранение в сравнении с предыдущим годом превысили рост расходов в других отраслях. Как и в прошлые годы, расходы этого сектора продолжили удерживать наибольший удельный вес в общих государственных расходах и выросли от 30,3% в 2007 году до 32,5% в 2009 году, a в последующие годы они составят около 12% ВВП. Рост обусловлен главным образом выплатами в рамках системы государственного социального страхования. Дополнительные ассигнования будут направлены на: (i) индексацию или увеличение размеров социальных выплат; (ii) усиление социальной защиты семей с детьми; (iii) развитие социальных услуг и сети социальных работников; (iv) индексацию денежных вкладов населения в Banca de Economii и др.

Экономический блок.  Расходы экономического характера как доля в ВВП сократились с 4,6% в 2006 году до 3,2% в 2009 году. Относительный рост ассигнований в отраслях экономической сферы в 2007 году по сравнении с 2006 годом составляет примерно 11,6%, с незначительным снижением расходов в отдельных отраслях в последующие годы. Необходимость в финансовом покрытии из бюджета программ экономического блока связана с: (i) поддержкой аграрного сектора путем постояного развития системы субвенционирования сельскохозяйственных производителей, (ii) развитием механизмов для продовольственной безопасности путем приравнивания институциональных, нормативных и диагностических рамок к международным нормам, и в особенности к европейским; (iii) поддержкой развития отрасли виноградорства и виноделия, как сектора стратегического значения; (iv) реабилитацией публичных дорог, как фактора развития инфраструктуры.

В структуре дискреционных (капитальных и текущих) расходов, преобладающая часть, около 87% приходится на текущие расходы. На протяжении 2005-2010 годов их доля, в среднем за год, сократилась на 1,9 процентных пункта. В то же время, доля капитальных расходовв общих расходах выросла с 14,6% в 2003 году до 18,3% в 2010 году. В 2005­2010годы, доли в ВВП как текущих, так и капитальных расходов увеличились, однако ритмы среднегодового роста текущих расходов составили 1,8 процентных пункта, а капитальных - 0,9 процентных пункта. Данные тенденции были обусловлены, в особенности, приоритетами и стратегиями социально-экономического развития, в соответствии с которыми объем капитальных вложений из национального публичного бюджета увеличился. Приоритеты предусматривают, в основном, расширение сети обеспечения населенных пунктов водой, газом, благоустройство населенных пунктов, развитие инфраструктуры публичных дорог и другие меры политики. Доли текущих и капитальных расходов по отраслям, как отношение к общей сумме расходов так и как отношение к ВВП в 2005-2010годы значительно отличаются от среднего уровня по национальному публичному бюджету. Так, наиболее высокий уровень капитальных расходов наблюдается в топливно-энергетическом комплексе - около 99%, сельском хозяйстве - около 45%, коммунальном хозяйстве - около 40 процентов. В то же время, ниже чем средний по бюджету уровень капитальных вложений наблюдается в отраслях: социальная поддержка и социальное обеспечение, транспорт, образование, поддержание общественного порядка, оборона и безопасность государства. В 2007-2009 годах отмечается незначительное увеличение капитальных вложений. Ограничения обусловлены, в основном, реформой заработной платы, которая потребует основную долю дополнительных ресурсов, а также сокращением ресурсов для внедрения проектов, финансируемых из внешних источников, как следствие неопределенности с заключением новых проектов после завершения проектов которые реализуются ныне в отраслях. Недостаточная гибкость, в этом смысле, обусловлена и значительными дополнительными расходами для реализации социальных программ, таких как услуги здравоохранения. Как следствие влияния названных факторов, в прогнозируемом периоде, доля в ВВП текущих расходов постепенно увеличится с 32,3% в 2006 году до 34,4% в 2010 году. С учетом подписания с МВФ Меморандума об экономических и финансовых политиках, , есть основание предположить что, в целях увеличения доли капитальных расходов, в последующие годы будут привлечены внешние источники, которые в данный момент трудно прогнозировать. В 2007-2009 годы, также как и в предыдущие годы, дополнительно поступившие в государственный бюджет доходы, будут направлены преимущественно на увеличение объема капитальных вложений, финансируемых их бюджета. Одновременно, в последующие годы планируется улучшить менеджмент и планирование государственных инвестиций, с целью более эффективного использования публичных ресурсов. Установлено, что объем капитальных вложений за счет государственного бюджета в 2007-2009 годы ежегодно составил около 500 млн. леев. Динамика государственных расходов по основным экономическим категориям в 2006-­2009 годы представлена в таблице 3

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ