бесплатные рефераты

Совершенствование процесса расходования бюджетных средств в Республике Молдова




2006

2007

2008

2009



млн. леев

% в общей сумме

% в

ВВП

млн. леев

% в

общей сумме

% в ВВП

млн. леев

% в

общей сумме

% в ВВП

млн. леев

% в

общей сумме

% в ВВП

Расходы, всего

16.479,0


38,3

19.478,5


39,5

21.557,7


38,5

23.874,3


37,7

Обслуживание гос.долга

607,1


1,4

553,3


1,1

556,0


1,0

623,0


1,0

Внутреннего

338,9


0,8

341,0


0,7

344,9


0,6

326,3


0,5

Внешнего

268,2


0,6

212,3


0 4

211,1


0,4

296,7


0,5

Кредитование минус погашение

-39,8


-0,1

-23,8


0,0

-40,5


-0,1

-34,6


-0,1

Дискреционные расходы

15.911,7

100,0

37,0

18.949,0

100,0

38,4

21.042,2

100,0

37,6

23.285,9

100,0

36,8

Текущие расходы

13.877,6

87,2

32,3

16.650,8

87,9

33,8

19.084,1

90,7

34,1

21.633,5

92,9

34,2

Расходы на персонал

3.894,0

24,5

9,1

4.920,1

26,0

10,0

5.732,0

27,2

7,8

6.658,3

28,6

8,2

Товары и услуги

3.594,9

22,6

8,4

4.582,7

24,2

9,3

5.122,8

24,3

9,1

5.692,3

24,4

9,0

за счет фондов медицинского страхования

1.514,3

9,5

3,5

1.998,7

10,5

4,1

2.293,9

10,9

4,1

2.628,7

11,3

4,2

Трансферты для производственных целей

1.134,2

7,1

2,6

1.212,1

6,4

2,5

1.319,6

6,3

2,4

1.415,1

6,1

2,2

Трансферты населению

4.933,2

31,0

11,5

5.681,3

30,0

11,5

6.625,3

31,5

11,8

7.584,3

32,6

12,0

за счет фондов медицинского страхования

4.378,2

27,5

10,2

5.010,3

26,4

10,2

5.917,9

28,1

10,6

6.818,0

29,3

10,8

Другие расходы

321,3

2,0

0,7

254,6

1,3

0,5

284,4

1,4

0,5

283,5

1,2

0,4

Капитальные расходы

2.034,1

12,8

4,7

2.298,2

12,1

4,7

1.958,1

9,3

3,5

1.652,4

7,1

2,6


Динамика расходов связанных с персоналом в 2007-2009 годы, свидетельствует o их снижении как доля в ВВП с 9,6% в 2007 году до 8,2 % в 2009 году. В действительности, это не представляет прямое сокращение расходов, а лишь их перераспределение на товары и услуги в связи с внедрением обязательного медицинского страхования. Это наблюдается с 2004 года, когда обязательное медицинское страхование было введено повсеместно. Таким образом, расходы связанные с персоналом в ВВП снизились до 7,8% в 2008 году, а в 2009 году они выросли незначительно на 0,4 процентных пункта. За исключением расходов на персонал, перераспределенных в результате внедрения обязательного медицинского страхования, удельный вес этой категории экономических расходов в ВВП, был относительно стабильным и варьировал между 8 % в 2007 году и 8,2 % - в 2009 году. На расходы связанные с персоналом оказала влияние реформа заработной платы, начатая в 2006 году. Реформа внедрялась постепенно до 2010 года, в рамках общего объема располагаемых ресурсов. В 2007­-2009 годы в этих целях ежегодно выделили дополнительные ассигнования: в 2007 году - 968 млн. леев, в 2008 году - 792 млн. леев и в 2009 году - на 907,2 млн. леев. Учитывая влияние реформы заработной платы, удельный вес расходов связанных с персоналом в ВВП, увеличился с 9,1% в 2006 году до 10,5% в 2009 году.

Расходы на товары и услуги в 2006-2009 годы имели обратно пропорциональные тенденции расходам на персонал и отражают следствие внедрения обязательного медицинского страхования. Исключая расходы на товары и услуги медицинских учреждений, которые действуют в условиях обязательного медицинского страхования, в 2006-2009 годы, эта категория расходов была стабильной. В 2008 году удельный вес в ВВП сократился на 0,3 процентных пункта и составил 4,9 процента, и сохранился на этом же уровне в 2009 году.

В будущем расходы на товары и услуги возрастут как в номинальном выражении, так и в реальном. В 2007 году удельный вес этих расходов в ВВП увеличился на 0,8 пункта и составил 9,3 процента. Около половины этого роста составляет увеличение расходов в рамках услуг обязательного медицинского страхования. В 2008 и 2009 годы удельный вес в ВВП расходов на товары и услуги сократился на 0,1 процентного пункта ежегодно, как результат снижения темпов роста расходов за счет фондов обязательного медицинского страхования.

Трансферты на производственные цели включают поддержку аграрного сектора, работы по ремонту и содержанию публичных дорог и отдельных учреждений культуры, а также работы по благоустройству территорий и услуг по оценке недвижимости. В 2006-2009 годы объем трансфертов на производственные цели росли ускоренными темпами, удельный вес в ВВП увеличился с 1,3% до 2,%. Значительный рост трансфертов на производственные цели является результатом поставленных задач по социально-экономическому развитию и предполагается, в основном, за счет трансфертов на благоустройство территорий, финансируемых из бюджетов АТЕ - на 0,3 пункта, трансфертов на поддержку аграрного сектора - на 0,2 пункта, трансфертов для ремонта и содержания публичных дорог и трансфертов на поддержание учреждений в области культуры - на 0,1 пункта


Глава III «Пути совершенствования политики в области государственных расходов в Республике Молдова»

3.1 Зарубежный опыт совершенствования процесса расходования бюджетных средств


В Республике Молдова безусловно необходимо совершенствовать процесс расходования бюджетных средств, но что для этого необходимо? Я считаю, что важную роль в этом играет опыт зарубежных стран, и Молдова должна делать ориентиры на государства с которыми она наиболее плотно контактирует в различных сферах. Таковыми государствами я считаю, Румынию, Украину, и, безусловно, Российскую Федерацию. На ее то примере мы и рассмотрим пути совершенствования процесса расходования бюджетных средств, с целью познания методов к которым Россия прибегает, и выявить для себя те способы, которые нам помогут в дальнейшем.

Пути совершенствования процесса расходования бюджетных средств на примере России.

Ключевая проблема межбюджетных отношений - незавершенность децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные мандаты»), основная часть их доходов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе – неформализованной), имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей их финансирования. Официальная система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр. Для решения этой проблемы необходимо существенно расширить налогово-бюджетные полномочия региональных и местных властей и повысить ответственность за их использование при одновременном поддержании конкурентной среды, жёстких бюджетных ограничений и увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.

Существует также проблема нецелевого использования бюджетных средств. Под использованием средств не по целевому назначению понимается такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их выделении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями. Такая неправомерность может быть закреплена в правовых актах, в заключаемых договорах, в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств.

Конкретные формы нецелевого использования бюджетных ресурсов и связанных с ними злоупотреблений могут быть объединены в несколько групп.

-                     Нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на поддержку и развитие отдельных отраслей экономики: сельское хозяйство, угледобыча, туризм.

- Нецелевое использование средств, выделенных на финансирование инвестиционных проектов.

- Нецелевое использование средств, выделенных для финансирования министерств, ведомств, государственных предприятий.

- Нецелевое использование средств, выделенных для финансирования федеральных целевых программ.

- Нецелевое использование и хищение средств, выделенных на развитие территорий. Особо значительных масштабов достигают злоупотребления и практика нецелевого использования средств федерального бюджета в регионах вооруженных конфликтов , а также в ряде субъектов РФ, грубо нарушающих федеральное законодательство.

Так, в некоторых субъектах, по результатам проверки Счетной палаты РФ, обнаружены многочисленные и масштабные нарушения законодательства, связанные с расходованием средств федерального бюджета: сбор налогов коммерческими структурами и нецелевое использование средств, незаконная эмиссия и ряд других нарушений.

Значительные объемы денежных средств, находящихся на балансе целевых внебюджетных фондов, широкое предоставление полномочий по их распределению и расходованию, недостаточный уровень внешнего контроля на фоне общей экономической и правовой нестабильности способствуют проявлению криминальной активности в поле их деятельности.

Например, ситуация в Пенсионном Фонде РФ.

Известны несколько схем незаконного перераспределения средств Пенсионного фонда в пользу негосударственных финансовых структур. Наиболее часто используются вексельная-дисконтная, "прокрутка" пенсионных средств через коммерческие банки и товарная схема выплаты пенсий.

Выявлено немало случаев нецелевого использования денежных средств управляющими региональных отделений Пенсионного фонда: на расширение штатной численности и заработную плату, выплату премий, выдачу беспроцентных ссуд работникам фонда, строительство дорогостоящих зданий фонда, вхождение в уставной капитал коммерческих банков, где размещаются расчетные счета, через которые "прокручиваются" деньги, определенная часть которых присваивается, о чем свидетельствуют материалы уголовных дел.

В целях предотвращения злоупотреблений и неэффективного расходования средств специалистами предлагается изменить структуру контроля и управления Пенсионным фондом. Один из возможных вариантов - передача функции сбора пенсионных взносов Министерству по налогам и сборам. Результатом этой меры может явиться сокращение в 3,5-4 раза расходов на сбор пенсионных средств и уменьшение в несколько раз время прохождения пенсионных денег. Эксперты бюджетного комитета Госдумы считают, что при передаче этих функций налоговым органам сбор средств в пенсионный фонд возрастет как минимум на 10%. Кроме того, деятельность МНС гораздо прозрачнее, чем Пенсионный фонд.

Нецелевое использование и хищение средств Фонда Социального Страхования России. Используются аналогичные схемы, различающиеся конкретными деталями.

Нецелевое использование средств внебюджетных фондов на региональном и местном уровнях достаточно распространено.

В настоящее время законодательством не предусмотрена уголовная ответственность за незаконное или неэффективное использование государственных средств. Отсутствие уголовной ответственности за нарушения при использовании бюджетных средств способствует повторяемости и распространению этих нарушений. УК РФ устанавливает ответственность лишь за незаконное получение и нецелевое расходование государственного целевого кредита, в остальных случаях наказание ограничивается административными и штрафными санкциями. В этой связи целесообразно введение уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств, особенно в крупных размерах.

Важнейшее значение в выявлении нарушений и злоупотреблений при использовании средств бюджета имеет деятельность контрольно-ревизионной комиссии Министерства финансово РФ. Предмет его - использование федеральных средств, поступающих в виде дотаций, субвенций, ссуд, трансфертов, а также средств, отпущенных на федеральные государственные программы, государственные федеральные предприятия и организации, предприятия любых формы собственности по обращениям правоохранительных органов. Экономические преступления, которые выявляет КРУ, отличаются повышенной сложностью и требуют высокого профессионализма, которым не всегда обладают сотрудники правоохранительных органов.

Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что контроль за движением средств федерального бюджета и их использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую систему исполнения бюджета.

До сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки – значительная доля теневой экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной опеки, с одновременным подкреплением рыночного механизма сильной государственной властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции, которые препятствуют рыночным отношениям.

Ещё одна немаловажная проблема – низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений.

Определение приоритетных направлений расходования бюджетных средств — это очень важная и ответственная деятельность государства. К сожалению, в России до сих пор сохраняются целый ряд негативных моментов в области расходования бюджетных средств. Это низкая эффективность использования бюджетных средств; широко распространенная практика нецелевого расходования средств бюджета; недостаточное количество средств, выделяемых на решение социальных вопросов; низкая доля государственных инвестиций в народное хозяйство, что уменьшает возможности быстрой стабилизации финансового положения в стране.

Основными задачами в области совершенствования процесса расходования бюджетных средств в России являются:

1)обеспечение приоритетного финансирования социальных расходов;

2)расширение государственного финансирования инвестиций в приоритетных областях экономики;

3)сокращение расходов по отдельным целевым статьям расходов и целевым программам;

4)уменьшение дотаций по покрытие убытков отдельных отраслей;

5)концентрация расходов бюджета на наиболее эффективных затратах;

6)сокращение расходов на содержание государственного аппарата и обслуживание государственного долга;

7)повышение эффективности использования бюджетных средств на национальную оборону на основе постепенного проведения военной реформы;

8)усиление контроля за использованием бюджетных средств.



3.2 Методы оптимизации государственных расходов с целью повышения темпов экономического роста Республики Молдова


Структура государственных расходов влияет на экономический рост, по меньшей мере, двумя способами. Во-первых, обширные ассигнования на различные функции правительства могут повлиять на общие темпы экономического роста, потому что некоторые категории деятельности, по-видимому, сильнее воздействуют на рост экономики, чем другие. Во-вторых, государственные ресурсы могут распределяться более или менее эффективно внутри каждой широкой категории расходов.

Несомненно то, что высокий уровень расходов в «непродуктивных» областях (особенно расходы на государственное потребление и трансферты) может негативно сказаться на экономическом росте, тогда как расходы, направленные в «продуктивные» области (например, инвестиции, социальный сектор), могут способствовать экономическому росту. Это также показывает, что, несмотря на это, подобные результаты, равно как и другие, больше касающиеся размера государственного сектора, зависят от качества управления. Странам с лучшим управлением в целом лучше удается собирать налоги и более эффективно и результативно расходовать государственные средства. Таким образом, в странах с развитой системой управления более высокий уровень расходов в продуктивных секторах может привести к ускорению темпов экономического роста, а более высокий уровень расходов в непродуктивных областях необязательно окажет отрицательное влияние на экономический рост. Напротив, в странах со слабым управлением высокий уровень непродуктивных расходов и высокие налоги, которые необходимы для их финансирования, склонны замедлять рост экономики. В то же время расходы в областях, традиционно считающихся продуктивными, не обязательно приносят большую отдачу в этих странах.

Это широкое разделение расходов на «продуктивные» и «непродуктивные» области является очень приблизительным, и, вероятно, на практике будут иметь значение фактические модели расходов в любой отдельной области. Расходы в таких продуктивных областях, как, например, образование, могут оставаться нерациональными, в то время как хорошо адресованные расходы в менее продуктивных областях могут дать положительные результаты. Хотя Республика Молдова должна стараться, по возможности, направлять расходы в наиболее продуктивные области, но, что еще более важно, при этом она должны повысить эффективность расходов в каждой области, как показано далее.

Инфраструктура

Количество и качество инфраструктуры является ключевым фактором для инвестиционного климата любой страны, и в большинстве исследований делается вывод о том, что улучшение системы инфраструктуры и ее качества оказывает положительное влияние на перспективы экономического роста. Однако качество и надежность существующей инфраструктуры начинают вызывать все большую обеспокоенность, потому что инфраструктурные комплексы, унаследованные от социалистической системы, разрушаются вследствие недостаточного ремонта либо же устарели морально в условиях реструктурированной рыночной экономики. Страны, в которых отмечается наиболее быстрый экономический подъем, обновляют свои основные фонды за счет новых инвестиций, особенно в энергетическом секторе, в то время как Молдова, менее динамично развивающаяся страна, сталкивается с необходимостью значительной замены и ремонта инфраструктуры, вызванной недостаточностью обслуживания и ремонта на протяжении многих лет, а также изначальным техническим несовершенством. Дальнейшие инвестиции в этот сектор и более серьезное внимание к ремонтным работам и содержанию так же необходимы. Необходимо укрепить систему управления государственными инвестициями.

Тем не менее, увеличение расходов на инфраструктуру вряд ли активизирует экономический рост в условиях ненадлежащей политики. С начала переходного периода основной акцент делался на том, что реформы должны способствовать эффективному использованию очень ограниченных ресурсов путем изменений форм собственности, ценообразования, сборов налогов и системы социальной защиты неимущих слоев населения. На настоящий момент дальнейшее развитие будет возможно только при условии, что основное внимание будет уделяться реформам государственных институтов с целью увеличения эффективности управления и его укрепления. Прогресс, достигнутый республикой невелик, и предстоит еще очень много сделать. Заглядывая в будущее, можно утверждать, что существуют возможности для более значительного участия частного капитала в инфраструктуре Молдовы, как через распродажу активов, так и на основе договоров об управлении. Если не считать сектор телекоммуникаций, энергетический сектор сегодня привлекает львиную долю частного капитала, идущего в инфраструктуру, что, в целом, привело к положительным результатам по улучшению собираемости платежей и надежности поставок. В любом случае, роль правительства продолжает оставаться очень важной. С одной стороны, успешное участие частного сектора невозможно, если государство не будет гарантировать честной конкуренции и финансовой эффективности. С другой стороны, необходимо пристальное внимание со стороны государства за тем, чтобы участие частного капитала способствовало наилучшему управлению отраслью и не создавало непредвиденных финансовых обязательств для государства. Финансовая роль государства также останется очень важной, так как частный сектор не сможет обеспечить все финансирование, необходимое для инфраструктуры.

Образование

Более образованное население очевидным образом связано с более быстрыми темпами экономического роста, в то время как более значительные государственные расходы на образование не всегда приводят к лучшему уровню образования. Несмотря на то, что существует положительная взаимозависимость между доходами на душу населения и показателями образования, в некоторых странах, таких как Корея, Польша или Румыния, образовательные показатели оказываются выше, чем можно было бы ожидать при их уровне доходов на душу населения, или, если сформулировать это иначе, их доходы на душу населения ниже, чем должны были бы быть при таком уровне образования. Молдова демонстрирует высокие показатели количества учащихся и учебных результатов, учитывая их долю государственных расходов на образование в ВВП. Это указывает на то, что во многих случаях государственные расходы достигают довольно хороших результатов. Несмотря на то, что помимо государственного финансирования на показатели образования влияют многие другие факторы, включая семейное окружение и влияние сверстников, уровень и эффективность государственного финансирования также имеют значение.К общим проблемам относятся переизбыток преподавательского состава на фоне снижающегося количества учащихся, негибкие правила приема на работу и оплаты труда преподавателей (что приводит к низкому уровню зарплат учителей), а также чрезмерный упор на относительно дорогое профессиональное и техническое среднее образование.

Необходимо повысить эффективность образования за счет тщательно разработанной политики реформ, включающей переход на финансирование из расчета на одного человека (подушное финансирование) для содействия объединению недостаточно используемых мощностей и лучшей интеграции технических и профессиональных учебных заведений со средними школами общего образования.

В некоторых случаях децентрализация школьного финансирования и управления и делегирование этих полномочий местным органам власти может повысить уровень подотчетности, хотя это во многом зависит от качества руководства на разных уровнях правительства и от конкретных путей проведения децентрализации. Финансирование внутри сектора также имеет большое значение, так как большая опора на финансирование высшего образования за счет частных средств поможет высвободить финансы, необходимые для начального и среднего образования.

Здравоохранение

Определение правильной политики и механизмов государственного финансирования в области здравоохранения – это сложнейшая задача, стоящая перед правительством Республики Молдова. Как и в случае с образованием, более здоровая рабочая сила способствует экономическому росту, но уровень и структура государственного финансирования здравоохранения не обязательно связаны с результатами деятельности по охране здоровья населения. Как правило, в более богатых странах эти результаты выше, чем в более бедных. Это является результатом не только большего финансирования – расходы на здравоохранение на душу населения тесно взаимосвязаны с доходом на душу населения – но и лучшего управления системой здравоохранения и влиянием важных дополняющих факторов, таких как образование, жилищные условия и охрана окружающей среды. В различных странах используется широкое разнообразие систем предоставления медицинских услуг, а также моделей финансирования здравоохранения, основанных в той или иной степени на налогах, взимаемых с заработной платы, на общих доходах и наличных платежах пациентов, но данные в разных странах указывают на то, что показатели здоровья населения не сильно зависят ни от метода финансирования, ни от системы предоставления медицинских услуг. Первоочередное внимание должно быть уделено политике и институциональным реформам с тем, чтобы повысить качество и эффективность расходов. Система здравоохранения при социализме характеризовалась высоким уровнем зависимости от больниц, а также малыми стимулами экономить скудные ресурсы. Это наследие все еще ощущается в Молдове. За прошедшие несколько лет правительство активизировало реформы, направленные на повышение эффективности, например, путем объединения больниц, перехода на базовые страховые пакеты, внедрения мер по сдерживанию роста цен на фармацевтические препараты, но этого пока недостаточно. Считаю нужным произвести ряд важных реформ с целью:

а) сокращения системной раздробленности покрытия рисков;

б) создания системы должных стимулов для пациентов, страховщиков и лечебных учреждений;

в) расширения доступа населения к услугам государственного здравоохранения при одновременном регулировании системы;

г) повышения контроля и подотчетности на всех уровнях системы здравоохранения.

Финансовые вопросы также очень важны, особенно учитывая, какое влияние оказывают взносы в здравоохранение на стоимость труда, так как финансирование медицинских услуг в Республике Молдова осуществляется за счет налогов, взимаемых с заработной платы. Переход на финансирование за счет общих доходов, хотя и необязательно повлияет на показатели здоровья населения, может положительно сказаться на темпах экономического роста за счет своего воздействия на спрос и предложение рабочей силы, как это обсуждается далее. Более того, если совместные платежи могут помочь повысить эффективность медицинского обслуживания, то чрезмерное использование наличных платежей пациентов ограничивает доступ бедных к системе здравоохранения и может замедлить как экономический рост, так и сокращение бедности в среднесрочном периоде. Целью политики государственного финансирования в области здравоохранения должно стать создание соответствующих механизмов финансирования и разделения рисков при разумно невысоком уровне совместных платежей, четко определенных в законе и понятных для всех.

Пенсии

Пенсии представляют собой один из наиболее сложных и трудноразрешимых вопросов политики государственного финансирования, отягощенный социалистическим наследием и демографическими тенденциями. Социалистическая система характеризовалась очень высоким уровнем занятости населения и щедрым пенсионным покрытием при относительно низком пенсионном возрасте, высокими ставками замещения По мере того, как доля занятости населения в официальном секторе экономики сократилась доля населения, выплачивающего взносы в пенсионную систему, уменьшилась по сравнению с долей населения, получающего пособия, что привело к росту дефицита пенсионного фонда и, соответственно, дополнительному давлению на бюджет. Эта тенденция усугубляется снижением уровня рождаемости и общим старением населения. Одной реакцией правительства было повышение ставки взносов, в результате чего росли налоги с заработной платы. Но эти высокие ставки налога, взимаемые с заработной платы лиц, работающих в официальном секторе экономики, еще больше ограничивают доходную базу для выплаты пенсий, так как они повышают уровень безработицы и количество неофициальной рабочей силы на рынке труда. Другой реакцией является увеличение возраста выхода на пенсию, но он все еще остается относительно невысоким (особенно для женщин) по сравнению с пенсионным возрастом в других странах. Принимая во внимание социалистическое наследие, неблагоприятные демографические тенденции и экономическую стоимость высоких налогов, взимаемых с заработной платы, Молдове придется еще уменьшить государственные пенсионные льготы, чтобы иметь возможность решать проблемы дефицита бюджета и обеспечивать фискальное пространство для осуществления расходов, способствующих экономическому росту.

Государственные системы долевых взносов должны быть полностью самофинансируемыми, для чего обычно требуется сокращение взносов (либо за счет увеличения пенсионного возраста, либо за счет снижения ставки замещения, либо за счет и того, и другого), чтобы иметь возможность уменьшить ставки налога на заработную плату. Эти системы могут быть дополнены частными системами долевых взносов, но ключевым требованием с точки зрения государственных финансов во всех этих случаях должно быть полное самофинансирование системы.


Заключение


Изменяя величину и структуру расходов, государство способно достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической политики. Однако не только государство может управлять величиной и структурой государственных расходов: на эти показатели могут оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, уровень благосостояния населения и многие другие факторы. Значения государственных расходов в развитии современной молдавской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, ведь расходы государства способствуют ускоренному обновлению производственных фондов, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Нельзя также забывать и огромный вклад расходов в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику.

Расходы бюджетов играют важнейшую роль в финансовой системе Республики Молдова. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, соотношения расходов по отраслям и территориям и является выражением экономической политики государства.

В настоящее время существует целый ряд задач, которые необходимо решить в области государственных расходов:

·        Обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

·        Снизить расходы на содержание государственного аппарата;

·        Расширить практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

·        Повысит эффективность использования ассигнований на национальную оборону, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

·        Снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

·        Усилить контроль над использованием бюджетных средств;

·        Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование;

·        Создавать и финансировать конкурентносопобные отрасли промышленности, поддерживать сельское хозяйство путем дотаций и субсидий, создавать современные заводы, товары нужные людям, пользующиеся спросом (с целью приобретения прибыли), оказывать государственную поддержку этим отраслям (с целью импортозамещения, а также с целью поступления будущих поступлений налогов в бюджет - что, значительно влияет на ВВП);

·        И, конечно же, повышать свою конкурентоспособность на ведущих мировых рынках, продвигать свой товар на мировые рынки, путем рекламы, повышения качества продукта, активного налаживания деловых связей с другими странами.

Все эти задачи направлены на то, чтобы сделать экономику Республики Молдова, независимой, сильной, что позволит увеличить расходы на повышения качества жизни населения и страны в целом.

Тем самым, государственные расходы являются важным звеном финансовой системы государства, и играют значительную роль в экономической и политической жизни государства.



БИБЛИОГРАФИЯ

 

1.Конституция Республики Молдова

2.Распоряжение №98-р от 20 октября 2008 г. об утверждении Среднесрочного прогноза расходов на 2009-2011 годы. СПР 2009-2011

3. Постановление Правительства №756 "O Среднесрочном прогнозе расходов (2008-2010 гг.)" СПР 2008-2010

4.Приложение № 9.3 Пределы расходов из государственного бюджета по секторам и по органам центрального публичного управления на 2009 год

5.Законы, регламентирующие бюджетную систему и бюджетный процесс

6.Приказ министра финансов nr.91 от 20 октября 2008 года о бюджетной классификации с последующими изменениями и дополнениями

7.Приказ об утверждении Положения о помесячном распределении доходов, расходов и источников финансирования государственного бюджета N 82 от 06.12.2006

8.Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.

9.Е. Гайдар. Государственная нагрузка на экономику., журнал «Вопросы экономики», 2004 №9, стр.4.

10. Р. Нигматулин - Об оптимальной доле государственных расходов в ВВП и темпах экономического роста., журнал «Вопросы экономики» 2003, №3. 125-131.

11. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. проф. В.В.Ковалёва. – М.: ООО "ТК Велби", 2003. – 512 с.

12. Шелопаев Ф.М. Финансы, денежное обращение и кредит: Краткий курс лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 278 с.

13. www.minfin.md

14. www.gov.md

15. www.minfin.ru



Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ