Управление налоговыми обязательствами организации при смешанных системах налогообложения по материалам ООО "ИнСиТ"
Управление налоговыми обязательствами организации при смешанных системах налогообложения по материалам ООО "ИнСиТ"
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансов и
налоговой политики
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой
Новикова Т.С.
«__»_______2006 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ Управление
налоговыми обязательствами организации при смешанных системах налогообложения по
материалам ООО «ИнСиТ»
Автор дипломной работы
Терина Г .В. Группа ОТЗ - 102 а
ЗФ ИДО
Специальность080105 – «Финансы и кредит»
Руководитель дипломной работы Н.Н. Куликова
Новосибирск, 2006 г.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансов и
налоговой политики
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой
Новикова Т.С.
«__»_______2006 г.
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
Студенту (ке) ь Териной Г.В.группыОТЗ-102 а(фамилия,
инициалы)(обучения)
1. Тема: Управление налоговыми обязательствами
организации при смешанных система налогообложения по материалам ООО «ИнСиТ»
Утверждена приказом по НГТУ № от « » октября 2006 г.
2. Дата представления проекта (работы) к защите « »
декабря 2006 г.
3. Исходные данные для работы бухгалтерский баланс за
2004 - 2005 гг., отчет о прибылях и убытках за 2004 - 2005 гг., регистры
бухгалтерского и налогового учета.
4. Содержание пояснительной записки
4.1 Основы управления налоговыми обязательствами
4.2 Методическое обеспечение управления налоговыми
обязательствами
4.3 Разработка налоговой политики предприятия ООО «ИнСиТ»
5. Перечень графического и (или) иллюстрационного
материала__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель
работы___________________________________________
(подпись,
дата)(фамилия, инициалы)
Задание принял к исполнению___________________________________
(подпись студента, дата)(фамилия, инициалы студента)
АННОТАЦИЯ
Объем данной дипломной работы составляет ___ с.,
количество таблиц __ шт., ___ рисун, ____ источников.
Ключевые слова: налоговое обязательство, налоговое
планирование, налоговая нагрузка.
Объект исследования работы - ООО «ИнСиТ», предприятие,
занимающееся оптовой и розничной торговлей оргтехники.
Предмет исследования – управление налоговыми
обязательствами как системой целей, задач и средств их достижения, реализуемых предприятием
в сфере налоговых отношений.
Целью дипломной работы - разработка налоговой политики
предприятия.
Работа состоит из 3 глав. Первая глава работы посвящена
определению, рассмотрению структуры налогового обязательства и понятия
налогового планирования предприятия. Рассмотрены корпоративные налоговые
системы.
Во второй главе исследуются методологические подходы в
управлении налоговыми обязательствами предприятий. Сформированы рекомендации по
формированию налоговой политики ООО «ИнСиТ».
В третьей главе рассмотрена финансово-экономическая
характеристика ООО «ИнСиТ». Проведен финансовый и налоговый анализ деятельности
предприятия. Разработана налоговая политика на 2007 год.
Содержание
Введение
1.
Теоретические аспекты управления налоговыми обязательствами
1.1
Понятие и содержание управления налоговыми обязательствами
1.2
Подсистема планирование
1.3
Корпоративные налоговыые системы
2.
Методическое обеспечение управления налоговыми обязательствами
2.1
Анализ методов управления налоговыми обязательствами
2.2
Рекомендации по формированию налоговой политики организаций со смешанными
системами налогообложения
3.
Разработка налоговой политики предприяти ООО «ИнСиТ»
3.1
Финансово – экономическая характеристика предприятия ООО «ИнСиТ»
3.2
Налоговый анализ
3.3
Налоговая политика
Заключение
Список
используемых источников
Приложения
Введение
Налоговая система в современном государстве является
основой его финансовой политики, от четкости и рациональной организации которой
зависит экономический рост и потенциал страны, благосостояние и качество жизни
населения.
Вместе с тем чрезвычайно сложно создать справедливую
налоговую систему — хотя бы потому, что до сих пор не установлено само
определение справедливой лепты. Кроме того, практически ни одно государство не
смогло добиться точного и справедливого распределения ресурсов из «общего
котла»: бюджетные расходы — их цели, размеры и направления по адресатам —
вызывают разногласия среди всех налогоплательщиков. Также следует учитывать,
что любой бизнес существует не ради налогов, а в целях извлечения прибыли, и
налоги при этом существенно корректируют практически все управленческие
решения. Поэтому при всей значимости этой доходной статьи национальных бюджетов
система налогообложения объективно порождает стремление оптимизировать налоги
и, как следствие, налоговый менеджмент.
Налоговый менеджмент — новая для России теоретическая и
практическая область знаний, появившаяся на рубеже веков. По аналогии с
финансовым менеджментом налоговый менеджмент возник первоначально в
хозяйственной среде, т.е. в практической действительности, и лишь впоследствии
появились попытки теоретического обобщения и развития этой области знаний.
Вместе с тем до настоящего времени публикации по налоговому
менеджменту в большинстве своем сводятся к способам ухода от налогов, а
налоговый менеджмент — к налоговому планированию, что заведомо сужает сферу его
действия. Широко распространена точка зрения, сводящая налоговый менеджмент к
операциям с оффшорами, означающая лишь нелегальный или полулегальный варианты
развития этой управленческой функции. И, наконец, налоговый менеджмент в ряде
публикаций ограничивается задачей минимизации налогообложения, причем любыми
средствами, что также неприемлемо, так как уменьшение одних налогов зачастую
означает увеличение других, а минимизация налогов любыми средствами приводит к
санкциям и даже уголовной ответственности.
С переходом на новый уровень отношений
«государство-предприниматель» возросла роль управления налоговыми
обязательствами.
Однако многие руководители российских организаций до сих
пор не используют управление налоговыми обязательствами как один из важнейших
инструментов эффективного управления производством. Тому есть две причины:
- недопонимание роли управления налоговыми
обязательствами в современных условиях;
- отсутствие разработанных и апробированных отечественных
методических подходов в области управления налоговыми обязательствами на
предприятиях в условиях рыночной экономики.
Актуальность темы определяет естественное стремление
предприятий минимизировать уплачиваемые налоги, поскольку способы и приемы
оптимизации позволяют предприятиям получить в свое распоряжение средства для
дальнейшего развития и увеличения прибыли.
Целью данной работы является разработка налоговой
политики. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления налоговыми
обязательствами;
- рассмотреть налоговые режимы, предусмотреные налоговым
законодательством РФ;
- разработать методическое обеспечение;
- провести анализ эффективности существующей налоговой
политики;
- разработать налоговую политику.
1. Теоретические аспекты управления налоговыми
обязательствами организации
1.1 Понятие и содержание управления налоговыми обязательствами
Одним из важнейших элементов устройства экономических
отношений государства являются налоги. Развитие и изменение форм
государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой
системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов
государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм
используется для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического
прогресса.
С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и
местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. А также государство
получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих
общественных функций. За счет налогов финансируются расходы по социальному
обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового
обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
Налоговый кодекс вводит следующие понятие налога – это
обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в
форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Мы видим, что понятие налогового обязательства вытекает
из определения налога, так как он является обязательным для исполнения и
регламентируется налоговым законодательством.
Так Евстегнеев Е.Н. дает следующие определения налогового
обязательства:
1) налоговое правоотношение, в силу которого складываются
легитимные связи между представителями публичной власти, устанавливающими
налоги, и налогоплательщиком, обязанным уплатить эти налоги;
2) совокупность налоговых платежей и сборов, подлежащих
уплате в бюджет, по результатам экономической деятельности или отдельным
операциям [15].
По мнению Поршнева А.Г. обязательства налоговые – это
правоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан совершить в пользу
государства определенные действия по полной и своевременной уплате налога в
бюджет [32].
Романовский М.В. пишет, что налоговое обязательство – это
экономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить все
необходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лице
уполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этого
обязательства. Налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств,
установленных налоговым законодательством [33].
Налоговое обязательство регулируется налоговым правом,
которое определяет совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов
в данном государстве, порядок их взимания и регулирующих их отношения,
связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.
Мы можем сделать вывод, что в процессе осуществления
предприятием производственно-хозяйственной деятельности, у него появляются объекты
налогообложения, следовательно, возникают налоговые обязательства, в отношении
которых предприятие принимает на себя обязанность и ответственность за
осуществление передачи определенных финансовых средств органам государственной
власти в соответствии с действующим законодательством.
В целях определения обязанностей налогоплательщика
законодательные акты устанавливают: объект налогообложения, порядок исчисления
налога, налоговую базу и ставку, налоговый период, установление и использование
льгот по налогам и сборам, срок уплаты и порядок уплаты налогов и сборов. Все
эти элементы регламентируются налоговым кодексом РФ.
Под объектом налогообложения понимаются операции по
реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, стоимость реализованных
товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий
стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого
у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение
обязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения,
который определяется в соответствии с частью второй налогового кодекса.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на
налогоплательщика с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих
уплату данного налога.
Обязанность по уплате налога прекращается:
с уплатой налога;
с возникновением обстоятельств, с которыми
законодательство о налогах и сборах связывает прекращение по уплате данного
налога;
со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим
в порядке, установленном гражданским законодательством РФ;
с ликвидацией организации – налогоплательщика после
проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными
фондами) в соответствии со статьей 49 налогового кодекса.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога,
подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговй базы, налоговой
ставки и налоговых льгот.
В некоторых случаях, предусмотренных законодательством РФ
о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена
на налоговый орган или налогового агента.
Налоговая база представляет собой, стоимостную,
физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставка
представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой
базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по
федеральным налогам устанавливаются налоговым кодексом РФ. Налоговые ставки по
региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами
субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления в пределах, установленных налоговым кодексом.
Под налоговым периодом понимается календарный год или
иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого
определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате.
Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по
итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Под льготами по налогам и сборам подразумевается полное
или частичное освобождение налогоплательщиков и плательщиков сборов от налога
или сбора. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо
приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются
применительно к каждому налогу и сбору.
Данные сроки определяются календарной датой или
истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями
и днями.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы
налога либо в ином порядке, предусмотренным налоговым кодексом РФ и другими
актами законодательства о налогах и сборах. Сумма налога перечисляется
налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки и производится в
наличной или безналичной форме.
Исполнить обязанность по уплате налога налогоплательщик
должен самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и
сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в
срок, установленный законодательством о налогах и сборах, также исполнить
обязанность по уплате налогов можно досрочно.
Обязанность по уплате налога считается исполненной с
момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при
наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика [1].
Неисполнение обязанности по уплате налога является
основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате
налога.
По мере роста количественных и качественных показателей
организации решение проблем, связанных с налоговыми обязательствами, становятся
все более сложными и ответственными. Недостаточный учет этой стороны финансовой
деятельности организации, ошибки в расчетах по налогам с бюджетом могут
привести к серьезным финансовым и моральным издержкам, вплоть до банкротства и
ликвидации предприятия.
Именно поэтому так необходимо обладать знаниями и уметь управлять
налоговыми обязательствами в современных условиях, где налоги нередко
заставляют руководителей кардинально менять тактику действий компании.
Управление любым объектом, прежде всего, осуществляется
для достижения поставленных целей. Цель – это конечное состояние, желаемый
результат, которого стремится добиться любая организация.
Вне зависимости от величины организации, ее
организационно-правовых форм, сферы деятельности можно сформулировать ряд
важнейших целей:
1) Соблюдение налогового законодательства, обеспечение
точного расчета и своевременности уплаты налогов;
2) Оптимизация налоговых обязательств, нахождение
законных способов их минимизации;
3) Создание стабильной основы для деятельности
организации, уверенности в надежности принимаемых управленческих решений с
точки зрения налогообложения, освобождение организации от необходимости решать
возникающие налоговые проблемы после внешних налоговых проверок [28].
Управление налоговомы обязательствами, как и любая
система управления, базируется на определенных принципах (см. рисунок 1).
Вопросы управления налоговыми обязательствами, выполнение
которых строго регламентировано налоговым законодательством, являются предметом
изучения корпоративного налогового менеджмента.
Объектом изучения является система отношений, возникающая
при организации на уровне предприятий денежных потоков в виде обязательных и
безэквивалентных платежей (налогов и сборов) от субъектов налогообложения в
бюджеты разных уровней.
Как составная часть менеджмента организации корпоративный
налоговый менеджмент долджен выполнять следующие основные управленческие
функции:
- налоговое планирование;
- организацию налогового менеджмента;
- координирование;
- мотивация;
- налоговый контроль [40].
Принципы управления налоговыми обязательствами
|
|
Научность
|
Построение системы управления базируется на строго научных
основах
|
|
Системность и комплестность
|
Изучение объекта управления и управляющей системы должно быть
совместным и нераздельным
|
|
Единоначалие в управление и коллегиальность в выработке решений
|
Решение принимается коллегиально, которое проводится в жизнь под
персональной ответственностью руководителя
|
|
Пропорциональность в управление
|
Отражается в соотносительности управляемой и управляющей части
|
|
Единство распорядительства в управление
|
На предприятии должна быть построена рациональная организационная
структура
|
|
Экономии времени
|
Предполагается уменьшение трудоемкости в процессе управления
|
|
Принцип делигирования полномочий
|
Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя
ответственность за их выполнение
|
|
Обратной связи
|
Особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и
управляемой подсистемами, которая носит информационный характер
|
Рисунок 1 - Принципы управления налоговыми обязательствами
Рассмотрим более подробно эти функциии.
Под корпоративным налоговым планированием мы будем
понимать процесс предварительного рассмотрения и оценки решений в области
финансово-хозяйественной деятельности организации с учетом величины возможных
налговых платежей и обеспечение выбора из них наилучших решений с позиции общих
целевых установок организации.
Понятие организации корпоративного налогового менеджмента
следует понимать как средство решения проблем управления с помощью специально
созданного механизма, обеспечивающего наилучшее использование всех возможностей
для достижения поставленных целей.
Следовательно, реализация функций организации системы
управления налогообложением на предприятии предполагает:
- разделение общей сложной задачи на более простые
позиции;
- закрепление этих подзадач за конкретными частями
системы с делегированием соответствующих полномочий;
- установление всех необходимых связей между частями
системы для обеспечения должного взаимодействия и обмена информацией при
совместном решении задач.
Координация представляет собой вид деятельности по
согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью
людей в производственно-хозяйственной деятельности, по средствам установления
оптимальных связей между ними. Следовательно, координация становится основной
организующей функцией, так как требуется согласованность творческих усилий,
целенаправленность на идеи, их мотивированность.
Мотивацию как функцию налогового менеджмента в настоящее
время зачастую недооценивают и не выделяют в качестве самостоятельной, полагая,
что эта функция должна реализовываться только на уровне государственного
налогового менеджмента.
С точки зрения общей теории управления под мотивацией
понимают возможность целенаправленного воздействия на людей для успешного
решения задач системы управления.
На мой взгляд, в системе корпоративного налогового
менеджмента функция мотивации также должна рассматриваться как одна из
важнейших, поскольку собственные интересы и целевые установки людей не всегда
совпадают с общими целями организации.
И здесь необходимо исходить из общих известных способов
мотивации:
1) принуждение;
2) с помощью стимулирования;
3) сочетанием принуждения и стимулирования.
Мотивация через принуждение должна базироваться в
организации на нормах налогового, гражданского и трудового законодательства, а
также на системе внутренних нормативных документов (приказов, инструкций,
рекомендаций), определяющих ответственность за ненадлежащее исполнение
обязанностей.
В системе материального и морального стимулирования,
действующих на предприятии, должны быть предусмотрены соответствующие
мероприятия для целенаправленного воздействия на людей для успешного решения
задач налогового менеджмента.
В основу корпоративного (внутреннего) налогового контроля
должны быть положены общие принципы реализации этой важнейшей функции
управления.
С позиции теории управления контроль предполагает:
1) выявление и измерение того, что фактически достигнуто
объектом управления за рассматриваемый период времени;
2) сравнение достигнутого состояния с запланированными
результатами;
3) разработку и применение действий, направляемых на
устранение выявленных отклонений.
В связи с этим под корпоративным налоговым контролем
будем понимать целенаправленную и систематическую деятельность, направленную на
организацию налогового учета на предприятии; контроль за правильностью расчета
налогов и своевременностью их уплаты; выявление и устранение допущенных
налоговых ошибок и налоговых правонарушений (до проверки налоговых органов);
минимизацию финансовых и административных последствий налоговых правонарушений.
Организационная структура, процедура и система технологий
корпоративного налогового контроля существенным образом зависит от масштаба
предприятия, сферы его деятельности, перечня налогов, которое оно уплачивает, и
других факторов.
Построение системы эффективного внутреннего контроля,
особенно в условиях несовершенства и нестабильности российского
законодательства представляется довольно сложной задачей, имеющей свои
специфические особенности.
Однако правильно организованный внутренний налоговый
контроль позволяет существенным образом снизить количество налоговых ошибок и
тем самым свести до минимума размеры штрафных санкций по результатам
камеральных и выездных проверок налоговыми органами.
Кроме того, правильно организованный корпоративный
налоговый контроль обеспечивает руководству организаций уверенность в
надежности решений с позиций налогообложения, освобождает от необходимости
решать налоговые проблемы после внешних налоговых проверок.
С учетом вышеизложенных функций, которые должна выполнять
система корпоративного налогового менеджмента, управление налоговыми обязательствами
включает в себя несколько направлений (см. рисунок 2).
1. Организация налогового и бухгалтерского учета
|
2. Разработка схем минимизации налогов
|
3. Контроль правильности расчетов и сроков уплаты налогов
|
1.1. Верное толкование законодательства о налогах и сборах с
учетом его изменений
|
2.1. Разработка учетной политики для налоговых целей
|
3.1. Исключение арифмитических и счетных ошибок
|
1.2. Определение характера связи бухгалтерского и налогового
учета
|
2.2. Определение совокупности льгот по уплате налогов
|
3.2. Применение технологии внутреннего контроля налоговых
расчетов
|
1.3. Правильное оформление первичных документов и регистров
налогового учета
|
2.3. Анализ и правильная организация сделок
|
3.3. Применение налогового календаря для недопущения просрочки
уплаты налогов
|
4. Оптимизация системы налогообложения в рамках действующего
законодательства
|
4.1. Разработка стратегии, бизнес-плана, системы бюджетов
|
4.2. Разработка схем оффшорного бизнеса (в случае необходимости)
|
4.3. Использование финансовых моделей и имитационных моделей
|
Рисунок 2 - Управление налоговыми обязательствами на
предприятии
1.2 Подсистема планирование
Среди способов управления налогообложением важнейшим
элементом является налоговое планирование, так как от качества его
осуществления напрямую зависит финансовое положение предприятия не только в
текущем периоде, но и в отдаленной перспективе. Его необходимость заложена в
самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые
режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой
базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы.
В современной экономической российской литературе
встречаются различные определения налогового планирования в организации. Ряд
авторов считают, что «налоговое планирование - это законный способ уменьшения
сумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот и
приемов сокращения налоговых обязательств» (Евстигнеев, Липатова).
Поршнев Н.В. в своей работе предлагает рассматривать
налоговое планирование как организацию правильного налогового учета и
отчетности, планирования экономической деятельности в рамках определенных
законом, и своевременной уплате налогов. Так же он отмечает, что это
деятельность в рамках закона, позволяющая получить минимальное отношение
налоговых расходов налогоплательщика к его доходам [32].
По мнению Кириенко А.П. налоговым планированием
называется разработка и применение специальных приемов уменьшения налоговых
обязательств налогоплательщика правомерными способами и средствами.
В работе у А.З. Дадашева можно встретить следущие
определения налогового планирования:
• использование налогоплательщиками всех допустимых
действующим законодательством средств, способов и приемов в целях максимального
сокращения своих налоговых обязательств;
• планирование себестоимости и расходов из прибыли с
целью сокращения налоговых платежей и отчислений в бюджет по действующему
законодательству, извлечение дополнительных выгод организации путем тонкого и
гибкого применения существующего налогового законодательства;
• целенаправленная деятельность организации,
ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего
налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет;
• искусство освобождать капитал от налогов [14].
Он пишит, что основу налогового планирования составляют
наиболее полное и правильное применение установленных нормативно-правовыми
актами льгот, знание и умелое использование существующих в законодательстве о
налогах и сборах возможностей (лазеек) с целью минимизации налоговых платежей
при данном объеме продаж.
Опираясь на вышеизложенный материал определения
налогового планирования целесообразно объединить в две основные групп: первая –
на основе подхода к определению налогового планирования лежит минимизация
налоговых обязательств налогоплательщика; вторая группа – понятие налогового
планирования основано на налоговой оптимизации. Большинство авторов
придерживаются позиции налоговой минимизации. Однако происходит постепенная
эволюция взглядов: например, А.В. Брызгалин, первоначально придерживавшийся
позиции налоговой минимизации, в дальнейшем перешел к налоговой оптимизации.
Следует обратить внимание, на то, что налоговая
минимизация – это максимальное снижение всех налогов, а налоговая оптимизация –
это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектов
деятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок и
проектов.
Наиболее полное определение дает Е. Вылкова и под
налоговым планированием на уровне хозяйствующего субъекта понимает неотъемлемую
часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой
стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного
использования оптимальных законных налоговых способов и методов для
установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях
ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования [12].
Следовательно, корпоративное налоговое планирование
предусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевых
установок организации и учета величины возможных налоговых последствий.
Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этих позиций
основной задачей налогового планирования является выбор варианта уплаты
налогов, позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не только
снижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, но
также оптимальное распределение налоговых платежей по времени.
Мы можем определить значение и выгоды корпоративного
налогового планирования, а также последствия, к которым приводит невнимание к
проблеме планирования.
Отсутствие налогового планирования ставит хозяйствующие
субъект в такое положение, когда они:
- недостаточно полно понимают возможности развития бизнес
в более благоприятных условиях;
- оказываются в более слабой позиции по сравнению с
другими участниками рыночной деятельности;
- не обеспечивают должной системности в своем развитии;
- могут допускать существенные ошибки в стратегическом
развитии и реализации своей миссии.
Применение налогового планирования создает
следующиеважные преимущества для бизнеса:
- прояснение возникающих проблем;
- возможность анализа и использования будущих
благоприятных условий;
- подготовку фирмы к изменениям во внешней среде;
- стимулирование участников налогового планирования к
реализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для
повышения образовательной подготовки менеджеров;
- обеспечение более рационального распределения и
использования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
- повышение финансовой устойчивости и значимости
предпрития.
Для каждого предприятия цели налогового планирования и
пути их решения могут быть различны. Вместе с тем можно сформулировать ряд
основополагающих принципов налогового планирования, которые определяют общий
подход к определению целей планирования и путей их достижения (см. рисунок 3).
С учетом изложенного целью налогового планирования, по
моему мнению, являются: соблюдение налогового законодательства; сведение до
минимума излишних налоговых выплат; максимальное увеличение прибыли; разработка
структуры взаимовыгодных сделок; эффективное сотрудничество с участниками
налогового планирования.
Принципы корпоративного налогового планирования
|
|
Законность
|
Соответствие действующему законодательству
|
|
Разумность
|
Полноценное использование возможностей предоставляемых
законодательством. Достижение налоговой экономии в большем размере, чем
затраты связанные с их применением
|
|
Альтернативность
|
Рассмотрнение нескольких альтернативных вариантов налогового
планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к
конкретной организации
|
|
Оперативность
|
Необходимость учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее
законодательство изменений
|
|
Понятность и обоснованность
|
Схема налогового планирования должна быть понятна, а все ее
составные части имели экономическое и правовое обоснование
|
|
Непрерывность
|
Процесс планирования должен осуществляться постоянно в рамках
установленных налоговых периодах
|
|
Гибкость
|
План и процесс планирования должен быть способен менять свою
направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств
|
|
Коллегиальность
|
Налоговое планирование – это совместная работа бухгалтера, юриста
и налогового менеджера
|
Рисунок 3 - Принципы налогового планирования
Хорошо поставленное налоговое планирование
предусматривает четкое выделение всех его составляющих элементов. Элементами
налогового планирования являются:
• стратегия оптимального управления предприятием и план
реализации этой стратегии, т.е. построение такой системы управления и принятия
решений, чтобы оптимальной (в т.ч. по налогам) оказалась вся структура бизнеса.
Такой подход обеспечивает более высокое и устойчивое сокращение налоговых
потерь на долгосрочную перспективу;
• налоговое поле - это перечень (совокупность) налогов,
платежей, по которым организация должна перечислить в бюджетную систему их
прогнозные величины и сроки выплат;
• учетная политика – выбранная предприятием совокупность
способов ведения бухгалтерского и налогового учета. Учетная политика охватывает
методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, приемы организации
документооборота, методы погашения стоимости активов, способы применения счетов
бухучета и обработки данных;
• налаженный бухгалтерский учет и отчетность, позволяющие
получать оперативную и объективную информацию о хозяйственной деятельности для
оптимального налогового планирования;
• налоговый календарь, который предназначен для
прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты
налогов, а также своевременного представления отчетности;
• схемы налогового планирования, которые служат
обоснованием законного снижения налогового бремени.
Налоговое планирование различается в зависимости от того,
действующая это организация или вновь создаваемая. Для вновь создаваемой
организации учредители рассматривают варианты и принимают решение о выборе
месторасположения организации, ее организационно-правовой формы, направлений
деятельности и др.
При этом можно выделить одну общую тенденцию:
организация, несущая неограниченную имущественную ответственность по
обязательствам перед своими кредиторами, как правило, связана незначительными
налоговыми обязательствами.
В качестве примера можно привести полное товарищество,
участники которого солидарно отвечают по долгам товарищества всем своим
имуществом. Согласно российскому законодательству оно не признается
плательщиком налога на прибыль организаций. Кроме того, полное товарищество,
созданное физическими лицами, имеет право на льготы по налогообложению
имущества. Напротив, организация, учрежденная в форме общества с ограниченной
ответственностью или акционерного общества, несет ограниченную ответственность
по обязательствам перед кредиторами, которую путем применения системы участий
можно свести до минимума [14].
Как следует из вышеизложенного, налоговое планирование
должно начинаться в рамках бизнес-плана еще до регистрации организации как
таковой, поскольку даже на выбор организационно-правовой формы
предпринимательства оказывает влияние налоговая система. С момента регистрации
организации в налоговых органах вопросы налогообложения становятся составной
частью практически каждого проекта, каждой сделки, так как даже форма договора
влияет на сумму налоговых платежей.
В зависимости от характера и масштабов решаемых менеджментом
задач налоговое планирование подразделяется на стратегическое (перспективное) и
на текущее (тактическое) (см. рисунок 4).
Налоговое планирование
|
|
|
|
Текущее
|
|
|
Перспективное
|
|
|
|
|
использование пробелов законодательства
|
|
|
учет специфики объекта налогообложения
|
|
|
|
|
учет налоговых льгот
|
|
|
учет особенностей метода налогообложения
|
|
|
|
|
учет изменений и дополнений в
законодательстве
|
|
|
использование налоговых убежищ
|
|
|
|
|
|
|
|
использование налоговых режимов отдельных стран
|
|
|
|
|
|
|
|
применение международных соглашение и др.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|