бесплатные рефераты

Управление налоговыми обязательствами организации при смешанных системах налогообложения по материалам ООО "ИнСиТ"

Рисунок 4 - Виды налогового планирования


Текущее налоговое планирование играет важную роль в текущей деятельности, поскольку от его эффективности зависит достижение конечного результата налогового планирования - минимизация налоговых обязательств организации при данном объеме продаж. К тактическому налоговому планированию относятся планирование сделок, реагирование на налоговые нововведения и т.п. Тактическое налоговое планирование ограничено вопросами текущего года и призвано использовать налоговые льготы и пробелы в законодательстве, учитывать изменения и дополнения в нем.

К сфере стратегического налогового планирования относятся, прежде всего, вопросы размещения и выбора организационно-правовой формы юридического лица, реорганизации юридических лиц, выбора амортизационной политики. Стратегическое налоговое планирование определяет долговременный курс организации в области легального снижения налоговых расходов.

Следует также отметить, что в налоговом планировании методологическим фундаментом системы является генеральное прогнозирование. Задача, которого состоит в получении информации о будущем развитии определенных параметров и ограничений во времени и пространстве, таких как тенденции общественного и политико-экономического развития, отражаемые в основном законодательстве (конституции гражданском кодексе и т.д.), международное налоговое право и система внутригосударственных правовых основ налогообложения.

Налоговое планирование, как целенаправленная деятельность, реализуется на практике в виде ряда последовательных этапов. Представим следующий порядок налогового планирования, который не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы, как науки, так и искусства финансового аналитика. До регистрации и начала функционирования организации необходимо ответить на вопросы стратегического характера.

На первом этапе налогового планирования, который совпадает с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулировка целей и задач нового образования, сферы производства и обращения, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.

На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виду не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.

На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм предприятия.

Следующие этапы относятся к текущему налоговому планированию, которое должно органически входить во всю систему управления хозяйствующего субъекта.

На четвертом этапе формируется налоговое поле предприятия, и анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности — по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.

На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.

На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Отметим, что организация бухгалтерского и налогового учета: выбранная форма, методология, содержание и способы ведения, является важным элементом, способствующим проведению налогового планирования на предприятии. С этих позиций рассмотри общую схему текущего налогового планирования на коммерческих предприятиях (см. рисунок 5), где С- различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок, выполняемых специалистами предприятия.


Рис. 5 Общая схема налогового планирования на предприятиях и в организациях [15]


Упрощенно схему налогового планирования можно представить следующими последовательными этапами:

— анализ хозяйственной деятельности;

— определение основных налоговых проблем;

— поиск путей решения налоговых проблем;

— разработка и планирование налоговых схем;

— подготовка и реализация налоговых схем;

— включение результатов в отчетность и ожидание реакции контрольных органов.

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику различные возможности для снижения размера налоговых платежей, всвязи с этим налоговое планирование базируется на следующих основных подходах:

- разработка учетной политики с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей;

- использование льгот по уплате налогов;

- контроль за сроками уплаты налогов;

- оптимизация через договор (совершение льготированных сделок, грамотное и четкое использование формулировок и др.).

В связи с тем, что посредством использования методов налогового планирования имеется большая возможность сокращения налогового бремени, в ряде стран сложились специальные методы для предотвращения уклонения от уплаты налогов, позволяющие также ограничить сферу применения налогового планирования. Так в США, Великобритании, странах ЕС существует весьма жесткое «антитрансфертное», «антиоффшорное» законодательство [25]. Среди них можно выделить:

- законодательные ограничения;

- меры административного воздействия;

- специальные судебные доктрины.

Законодательные ограничения – это обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе; представлять документы, необходимые для исчисления и уплаты и др. К ним можно отнести и меры ответственности, установленные Налоговым кодексом за нарушение налогового законодательства.

Меры административного воздействия. Налоговые органы вправе требовать своевременной и правильной уплаты налогов, предоставления необходимых документов и объяснений, они могут проводить проверки и принимать решения о применении соответствующих санкций. В качестве примера можно привести право налоговых органов приостанавливать операции по счетам плательщика, а также право обращения взыскания по недоимке на имущество налогоплательщика.

Специальные судебные доктрины применяются судами для признания сделок, не соответствующими требованиями законодательства по мотивам их заключения с целью уклонения от уплаты или незаконного обхода налогов. Следовательно, одно из основных средств борьбы государства с уклонением от налогообложения – это административная и судебная защита интересов бюджета.


1.3 Корпоративные налоговые системы РФ (способы налогообложения доходов)


Корпоративная налоговая система – это совокупность законодательно предусмотренных для хозяйствующего субъекта налогов и сборов, методов их исчисления и уплаты в бюджет, ответственности за нарушение налогового законодательства [15].

Налоговым законодательством РФ предусмотрено право выбора налогоплательщиком режимов налогобложения (см. рисунок 6), за счет чего формируются различные корпоративные налоговые системы. Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.



Налоговые режимы






















Общий режим



Специальные режимы


















Система налогобложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей


Упрощенная система налогобложения


Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход



Система налогообложения при выпонении соглашений о разделе продукции



Заменяют: налог на прибыль, налог на имущество, единый социальный налог, налога на добавленную стоимость



Рисунок 6 - Налоговые режимы РФ


Налогообложение предприятий при общем режиме

Рассмотрим основные налоги, предусмотренные при общем режиме, так налогообложение доходов предприятий регулируется II частью Налогового Кодекса РФ, главой 25 «Налог на прибыль организаций».

Кто должен платить налог на прибыль, сказано в статье 246 Налогового кодекса РФ. Это российские и иностранные организации.

Российской организацией является любое юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объектом налогообложения является прибыль (доход) организации, чтобы ее определить, российская организация должна из полученного дохода вычесть произведенные расходы.

В соответствии со ст. 248 НК РФ все налогооблагаемые доходы поделены на два вида: доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и внереализационные доходы.

Организация может уменьшить свой доход на любые расходы. В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса РФ необходимо, чтобы расходы были подтверждены документально и произведены с целью получения прибыли. В целях налогообложения все расходы делятся на две категории:

- связанные с производством и реализацией;

- внереализационные.

Организация может определять доходы либо методом начисления, либо кассовым методом. При этом следует руководствоваться статьей 271 или пунктами 1, 2 и 5 статьи 273 НК РФ.

С 2002 года все российские организации уплачивают налог, на прибыль исчисленный нарастающим итогом за год по ставке 24 процента, в три бюджета: федеральный, региональный и местный. При этом законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков ставку, по которой налог будет зачисляться в их бюджеты, до 13 процентов.

В течение года налогоплательщик самостоятельно исчисляет квартальные и ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль и уплачивает их в бюджет. Сумма квартального авансового платежа определяется исходя из фактически полученной прибыли за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога.

При работе на общем режиме налогообложения, предприятия уплачивают, помимо налога на прибыль, следующие налоги:

Налог на добавленную стоимость (НДС) — является одним из ведущих налогов отечественной налоговой системы, составляет основу доходной части федерального бюджета РФ. Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и реализации. Правила взимания налога регулируются гл. 21 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 143 части второй НК РФ налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Наряду с реализацией товаров (работ, услуг) на территории России объектом обложения является собственное потребление, строительно-монтажные работы, импорт товаров и др. операции с товарами (работами, услугами). Налоговый период по НДС установлен как календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации (работ, услуг) без учета налога, не превышающими 2 млн. рублей, налоговый период установлен как квартал. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога, и суммой налоговых вычетов. Срок уплаты – не позднее 20-го числа месяца, следующего за окончанием налогового периода.

Единый социальный налог (ЕСН) - аккумулирует в себе несколько платежей в государственные внебюджетные фонды – пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования.

Налогоплательщиками данного налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Налоговая база определяется отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Налог на имущество организаций. Особенность этого налога в том, что общие принципы его исчисления и порядка перечисления по принадлежности устанавливаются на федеральном уровне, а конкретные ставки налога устанавливаются законодательством региона.

Налогоплательщиками налога являются российские и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе предприятия в качестве объектов основных средств.

Налоговая база исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества предприятия. Среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода (календарного года) как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы [1].

С 1 января 2003 года вступила в силу глава 26.2 Налогового кодекса РФ, в которой изложены специальные режимы для отдельных категорий, хозяйствующих субъектов. Рассмотрим их более подробно.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Использовать единый сельскохозяйственный налог могут как организации, так и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию. Доля дохода от реализации вышеперечисленной продукции должна составлять не менеее 70%.

Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственногоналога: если организации и индивидуальные предприятия занимаются производством подакцизных товаров, либо являются плательщиками единого налога на вмененный доход, либо они имеют филиалы или представительства.

Объект налогообложения, налоговый период и сроки оплаты рассмотрены на рисунке 7.


Рисунок 7 – Налогообложение единым сельскохозяйственным налогом

Датой получения доходов является день, когда деньги поступили на расчетный счет или в кассу. Или же день, когда были получено какое-либо имущество, имущественные права, приняты работы. Такой порядок закреплен в пункте 6 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Также в этой статье предусматривается, что включить те или иные затраты в состав расходов можно только при условии их оплаты.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие данную систему налогобложения, обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а так же они не освобождаются от исполнения предусмотренных налоговым кодексом обязанностей налоговых агентов.

Упрощенная система налогообложения

Использовать упрощенную систему могут как организации, так и индивидуальные предприниматели, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации меньше или равен 11 млн. рублей. Доходом является выручка (без учета НДС) от продажи товаров, работ, услуг, имущества (в том числе ценных бумаг) и неимущественных прав.

Также условием для применения упрощенной системы налогообложения является средняя численность работников, она не должна превышать 100 человек.

Налогоплательщики вправе применять упрощенную систему налогообложения, если выполняются условия:

Остаточная стоимость имущества меньше либо равна 100 млн. рублей.

Доля уставного капитала, принадлежащая юридическим лицам, меньше или равна 25 процентам. Исключение сделано лишь для организаций, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. И то лишь при условии, что в таких организациях работает не менее 50 процентов инвалидов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов.

Нет филиалов и представительств. Наличие филиала или представительства должно быть отражено в учредительных документах.

Перейти на упрощенную систему налогобложения можно только в том случае, если вы не являетесь: банком; страховой компанией; негосударственным пенсионным фондом; инвестиционным фондом; профессиональным участником рынка ценных бумаг; ломбардом; производителем подакцизных товаров; организацией или индивидуальным предпринимателем, занимающимся добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных); организацией или предпринимателем, занимающимся игорным бизнесом; нотариусом; организацией или индивидуальным предпринимателем, являющимся участником соглашений о разделе продукции; организацией или индивидуальным предпринимателем, переведенным на единый сельскохозяйственный налог.

Однако, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. рублей, то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

Как сказано в п.2 ст. 346.11 при переходе на упрощенную систему налогообложения не платится единый социальный налог. Однако обязанность уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование за ними сохраняется. Плательщики, которые будут платить единый налог со всех полученных доходов, на сумму пенсионных страховых взносов смогут уменьшить единый налог. Об этом сказано в пункте 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ. Уменьшить налог можно не более чем на 50 %.

Налогоплательщик сам решает, какую систему расчета налога ему выбрать, указывая об этом в заявлении (см. рисунок 8). Выбранный метод не может меняться в течение всего срока использования упрощенной системы.

Рисунок 8 - Налогобложение по упрощенной системе


В состав доходов, облагаемых налогом, включаются:

- доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущества и неимущественных прав

- внереализационные доходы.

Датой получения доходов является день, когда деньги поступили на расчетный счет или в кассу. Или же день, когда были получено какое-либо имущество, имущественные права, приняты работы. Такой порядок закреплен в пункте 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Включить те или иные затраты в состав расходов можно только при условии их оплаты. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Система налогообложения в виде единого налогоа на вмененный доход

В отличие от предыдущих систем налогообложения, данная система является обязательной к применению. Она применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1)оказание бытовых услуг;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

4) оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств;

5) розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;

6) розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

7) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

9) распространения и (или) размещения наружной рекламы;

10) распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;

11) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров;

12) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога, налога на добавленную стоимость.

Обязанность уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование, как и при упрощенной системе, за организациями сохраняется.

При осуществлении иных видов предпринимательской деятельности, не подлежащей налогобложению единым налогом, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для исчисления суммы единого налога налоговой базой признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности (условная месячная доходность в стоимостном выражении, характеризуещего определенный вид деятельности) и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления сумы единого налога необходимо вмененный доход скорректировать на коэффициенты К1, К2, К3.

Ставка единого налога установлена в размере 15 % от величины вмененного дохода.

Налоговым периодом является квартал.

Из выше изложенного мы видим, что при применение системы налогобложения в виде единого налога, могут применяться и другие системы налогобложения (общая, упрощенная). Поэтому образуются смешанные системы налогобложения, имеющие свою специфику. В связи, с чем необходимо формирование рациональной структуры предприятия, формирования рациональной структуры налоговых обязательств, формирования рациональной структуры налоговых платежей. Формирование рациональной структуры предприятия представляет собой дифференциацию ресурсов предприятия путем распределения их среди обособленных структурных единиц для оптимизации потоков налоговых платежей в некоторой “распределенной среде” налоговых обязательств.

2. Методическое обеспечение управления налоговыми обязательствами


2.1 Методы управления налоговыми обязательствами


Оптимизация налогообложения любого экономического субъекта, прежде всего, начинается с расчета текущего или ретроспективного налогового бремени (налоговой нагрузки).

Налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты является следствием налоговой политики государства, качественной характеристикой системы налогов. Сегодня в России нет общепринятой методологии исчисления величины налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, так в научной литературе встречается несколько методик определения налогового бремени компании. Различие этих методик проявляется в основном в использовании того или иного количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также в способе определения интегрального показателя, с которым сравнивается общая сумма налогов за расчетный период.

Также каждая из методик учитывает влияние изменений количества налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта.

В настоящее время в экономической литературе в отношении методик расчета налоговой нагрузки ведутся дискуссии по следующим направлениям:

Включать ли в расчет налоговой нагрузки экономического субъекта налог на доходы физических лиц;

Принимать ли в расчет косвенные налоги исходя из того, что их уплачивает конечный потребитель;

Использовать ли при учете в расчете налоговой нагрузки косвенных налогов налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость;

Корректно ли сравнить общую сумму налогов экономического субъекта с его прибылью;

Корректно ли сравнить общую сумму налогов экономического субъекта с его добавленной стоимостью;

Корректно ли сравнить общую сумму налогов экономического субъекта с его выручкой;

Какую выручку необходимо использовать для сравнения: только выручку от реализации или прибавить к ней и другие доходы экономического субъекта; выручку – брутто или выручку – нетто?

В связи с этим целесообразно использовать две-три методики так, чтобы полученные с их помощью результаты наиболее полно описывали текущую или ретроспективную налоговую ситуацию на предприятии.

Рассмотрим и проанализируем методики определения налоговой нагрузки.

В соответствии с методикой Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ тяжесть налогового бремени оценивается отношением всех уплачиваемых предприятием налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг), включая выручку от прочей реализации.

Данное отношение описывается следующей формулой:


НБ = (Нобщ / Вобщ) х 100%, (1)


где НБ – налоговое бремя;

Нобщ – общая сумма налогов;

Вобщ – общая сумма выручки от реализации.

Эта методика позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, однако она не характеризует влияние налогов на финансовое состояние экономического субъекта, так как не учитывает отношение каждого налога к выручке от реализации.

Методика определения налоговой нагрузки, разработанная М.Н. Крейниной, заключается в сопоставлении налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Общий знаменатель, к которому в соответствии с данным подходом можно привести сумму всех налогов, - прибыль предприятия. Таким образом, определяется тяжесть налогового бремени, которая показывает, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Предлагается изходить из ситуации, когда предприятия вообще не платят налогов, и сравнить эту ситуации с реальной.

Налоговое бремя М.Н. Крейнина предлагает рассчитывать по формуле:


((В - Ср - Пч) / (В - Ср)) х 100%, (2)


где В - выручка от реализации;

Ср - затраты на производство; реализованной продукции без учета налогов;

Пч - фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

Данная методика представляется действенным средством анализа воздействия прямых налогов на финансовое состояние предприятия. В то же время недооценивается влияние косвенных налогов на финанансовое состояние предприятия.

Интересная модель расчета величины налоговой нагрузки на предприятии предлагается А.Кадушиным и Н.Михайловой. Налоговое бремя, по их мнению, следует определять по отношению к добавленной стоимости, которая является источником дохода предприятия, соответственно, источником уплаты налога.

Валовая выручка представляется в виде разбивки на следующие компоненты: материальные затраты (МЗ); добавленная стоимость (ДС), включающая амортизационные отчисления (Ам); затраты на оплату труда (ЗПо) с учетом ЕСН и отчислений на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; налог на добавленную стоимость (НДС); прибыль (П).

Так как долевое распределение представленных компонентов на различных предприятиях различны, вводятся следующие структурные коэффициенты:

- доля добавленной стоимости к валовой выручке:


Ко =ДС/В(3)


- доля затрат на оплату труда в добавленной стоимости (учитывает трудоемкость производства):


КЗП = ЗПо /ДС (4)


- доля амортизационных отчислений в добавленной стоимости (учитывает фондоемкость производства):


КАМ = АМ / ДС (5)


Затем рассчитываются налоги экономического субъекта в текущей или ретроспективной налоговой ситуации по следующим формулам:

налог на добавленную стоимость

НДС = 18% / 118% х ДС (6)

начисления (платежи) к заработной плате

ЕСН = 35,6% / 135,6 х КЗП х ДС(7)

налог на доходы физических лиц

НДФЛ = 0,13 х (1 -35,6/135,6) х КЗП х ДС(8)

налог на прибыль (24%)

НП =0,24 х (1- НДС - КЗП - КАМ) х ДС (9)

Сложение всех перечисленных налогов и обязательных платежей позволяет получить долю отчисляемой добавленной стоимости предприятием в бюджет государству.

Достоинствами данного метода является: сопоставимость налогового бремени для различных экономических субъектов; позволяет сравнивать количественные изменения доли налогов в добавленной стоимости в зависимости от типа производства и рентабельности; а также появляется возможность просчитать влияние повышения или понижения налоговых ставок и увеличения льгот на темпы развития экономического субъекта.

Недостатком является, то что в расчет включается НДФЛ, но предприятие не уплачивает данный налог, а лишь перечисляет его в бюджет; не нашли отражения такие налоги, как налог на имущество, налог на рекламу и др. налоги, влияние которых достаточно велико.

Методика Е.А. Кировой предлагает различать абсолюную и относительную нагрузку. Абсолютная налоговая нагрузка – это налоги и сборы, подлежащие перечислению в бюджет, т.е. абсолютная величина налоговых обязательств перед государством. В этот показатель включается фактически внесенные в бюджет налоговые платежи и перечисленные во внебюджетные фонды обязательные страховые взносы, а также недоимка по данным платежам. В расчет абсолютной налоговой нагрузки не включается налог на доходы физических лиц, поскольку налогоплательщиками этого налога является физическое лицо, а предприятие только перечисляет данный платеж в бюджет, и косвенные налоги.

Относительную налоговую нагрузку Е.А. Кирова предлагает исчислять путем соотнесения налоговых платежей т отчислений на социальные нужды (абсолютной нагрузки) к вновь созданной стоимости, которая определяется путем вычитания из добавленной стоимости амортизации.

Вновь созданная стоимость рассчитывается по следующим формулам:


ВСС = В – МЗ – А + ВД- ВР (10)

или


ВСС = ОТ + СО + П + НП, (11)


где ВСС – вновь созданная стоимость;

В – выручка от реализации товаров (работ, услуг);

МЗ – материальные затраты;

А – амортизация;

ВД – внереализационные доходы;

ВР – внереализационные расходы без учета налоговых платежей;

ОТ – оплата труда;

СО – отчисления на социальные нужды;

П – прибыль предприятия;

НП – налоговые платежи.

Относительную налоговую нагрузку (ДН) можно определить по следующей формуле:


ДН = ((НП +СО) / ВСС) х 100% = ((НП+СО)/(ОТ+СО+П+НП)) х100% (12)


Достоинства данной методики заключаются в том, что на величину вновь созданной стоимости не влияют уплачиваемые налоги; в расчет включаются все налоговые платежи, уплачиваемые непосредственно организацией; на объективность расчета не влияет принадлежность к той или иной отрасли, а также масштабы организации. Таким образом, методика, предложенная Е.А. Кировой, применима к конкретному хозяйствующему субъекту.

Главным недостатком этой методики является отсутствие возможности прогнозирования изменения показателя в зависимости от изменения количества налогов, их ставок и льгот.

Методика М.И. Литвина связывает показатель налоговой нагрузки с числом налогов и других обязательных платежей, а также со структурой налогов экономического субъекта и механизмом взимания налогов.

В соответствии с данной методикой показатель налоговой нагрузки рассчитывается по следующей формуле:


Т = (ST / TY) х 100%, (13)


где Т - налоговая нагрузка;

ST – сумма налогов;

TY – размер источника средств уплаты налогов.

В общую сумму налогов, по мнению автора, необходимо включать все уплачиваемые налоги с учетом налога на доходы физических лиц. В качестве источника средств уплаты налогов признается доход экономического субъекта в различных формах: выручка от реализации, прибыль в процессе формирования, прибыль в процессе распределения, доход работников и т.д.

Помимо общего показателя налоговой нагрузки экономического субъекта в методике активно используются частные показатели, определяемые как соотношение отдельных налогов и групп налогов с конкретным источником платежа. С помощью этих показателей можно определять оптимальную налоговую нагрузку в зависимости от отраслевой принадлежности экономического субъекта.

Подобный анализ дает практически ценные сведения. Он позволяет увидеть, какая часть добавленной стоимости уходит в налоги и сколько прибыли расходуется на уплату налогов. Данный подход учитывает особенности конкретного предприятия, т.е. долю материальных затрат, амортизации, трудозатрат в добавленной стоимости.

Однако включение в расчет налоговой нагрузки налога на доходы физических лиц и доходов сотрудников некорректно.

Еще одну методику определения налоговой нагрузки предлагает Т.К. Островенко, в соответствии с которой характеризующие эту нагрузку показатели подразделяются на частные и обобщающие.

К обобщающим показателям относятся: налоговая нагрузка на доходы предприятия (НБд); налоговая нагрузка на финансовые ресурсы (НБф); налоговая нагрузка на собственный капитал (НБСК); налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения (НБП); налоговая нагрузка в расчете на одного работника (НБр).

Эти показатели рассчитываются по следующим формулам:


НБд = НИ / Вр; (14)


НБф = НИ / ВБсреднегод.; (15)


НБСК = НИ / СКсреднегод.; (16)


НБП = НИ / П; (17)


НБр = НИ / Р, (18)


где НИ – налоговые издержки;

Вр – выручка от реализации;

ВБсреднегод. - среднегодовая валюта банса;

СКсреднегод. - среднегодовая сумма собственного капитала;

П – прибыль до налогообложения;

Р – количество работников.

Частные показатели, характеризующие налоговую нагрузку, вычисляются по источникам возмещения: себестоимости, выручки от реализации, финансовых результатов, чистой прибыли и фондов назначения. Налоговая нагрузка в данном случае определяется как соотношение налоговых издержек к соответствующей группе по источнику покрытия.

Выделяют следующие частные показатели: налоговая нагрузка на реализацию предприятия (НБр); налоговая нагрузка на затраты по производству товаров (работ, услуг) предприятия (НБс); налоговая нагрузка на прибыль до налогообложения (НБфр); налоговая нагрузка на чистую прибыль и фонды специального назначения (НБЧП).

Для расчета этих показателей применяется следующие формулы:


НБр = НИр / Вр ; (19)


НБс = НИс / Ср ; (20)


НБфр = НИфр / ФР ; (21)


НБЧП = НИЧП / ЧП, (22)


где НИр - налоговые издержки, относимые на счета реализации;

Вр -выручка от реализации;

НИс – налоговые издержки, относимые на себестоимость реализованных товаров (работ, услуг);

Ср - себестоимость реализованных товаров (работ, услуг);

НИр– налоговые издержки, относимые на счета финансовых результатов;

ФР – положительный финансовый результат от реализации товаров (работ, услуг);

НИЧП налоговые издержки относимые на чистую прибыль;

ЧП – чистая прибыль.

Достоинством данной методики является то, что она позволяет с различной степенью детализации в зависимости от поставленной управленческой задачи рассчитать налоговую нагрузку, а также то, что она может применяться экономическими субъектами любых отраслей народного хозяйства. Кроме того, при расчетах по этой методике используются показатели, отражаемые в отчетности экономического субъекта, что значительно сокращает процесс расчетов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ