Анализ денежно-кредитной системы Республики Туркменистан
Анализ денежно-кредитной системы Республики Туркменистан
КУРСОВАЯ РАБОТА
На
тему: «АНАЛИЗ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
РЕСПУБЛИКИ
ТУРКМЕНИСТАН»
Санкт-Петербург
2003
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ
СИСТЕМЫ ТУРКМЕНИСТАНА.. 5
1.1. Республика Туркменистан: общая характеристика,
тенденции и проблемы экономики.. 5
1.2. Становление денежно-кредитной системы
Туркменистана. Исторический аспект. 9
2. СТРУКТУРА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ. ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭЛЕМЕНТОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ И СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ.. 13
3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
ТУРКМЕНИСТАНА 23
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ С МИРОВЫМ
ХОЗЯЙСТВОМ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 40
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 42
Мировая финансовая
сеть включает в себя сегодня многие сотни международных и транснациональных
финансово-промышленных групп, транснациональные банки и страховые компании,
рынки ценных бумаг, электронные системы банковских расчетов в реальном времени,
в частности, всеохватывающие системы типа систем пластиковых карт и глобальной
сети электронной торговли, распространяющейся более чем на 100 стран мира.[1]
Исторически денежные
системы сформировались в Европе в ХУ1-ХУП вв. в период укрепления государственной
власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились
в более ранний период.
С точки зрения мировой
экономики современный мир предстает как совокупность более двухсот национальных
экономик, различных по масштабам, структуре, лидирующим отраслям, эффективности
и другим параметрам.
Денежно-кредитные
системы играют самостоятельную роль в мирохозяйственных связях. Они влияют на
темпы роста производства, объемы международного обмена, ценовую политику и
заработную плату, охватывают денежно-расчетные отношения между странами, а
также внутреннее денежное обращение каждой из этих стран.
В конце 80-х гг. в
мире возникла новая группа стран, получившая название стран с переходной экономикой.
В эту группу входят бывшие социалистические страны - члены СЭВ и бывшие
республики СССР.
Чтобы сохранить и
развивать экономические связи, бывшие республики СССР (кроме стран Балтии) создали
Содружество Независимых Государств (СНГ). Хотя в силу объективных и
субъективных причин сотрудничество в этой организации испытывает значительные
трудности, тем не менее, создается зона свободной торговли, и взаимный импорт
стран СНГ не облагается пошлинами (в рамках Таможенного союза), т.е. курс
государств Содружества направлен на формирование открытой рыночной экономики и
либерализацию внешнеэкономической деятельности, что создает предпосылки для их
включения в мировое хозяйство.
В общем виде
денежно-кредитное регулирование представляет собой комплекс мер
государственного воздействия по достижению соответствия количества денег
объективным потребностям экономического развития.
Важным направлением
формирования национальной государственности стало создание самостоятельных
валютно-финансовых систем.
Национальные валюты
введены в России (1992 г.), Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии,
Туркменистане (1993 г.), Азербайджане, Узбекистане (1994 г.), Грузии,
Таджикистане (1995 г.), на Украине (1996 г.)[2]
Неотъемлемые элементы
новых финансовых систем в странах СНГ - коммерческие банки., которые в условиях
снижения объемов прямого государственного финансирования призваны решать
вопросы кредитования экономики.
АКТУАЛЬНОСТЬ данного вопроса в том, что радикальные системные
преобразования породили целый спектр проблем денежно-кредитной системы стран
Содружества Независимых Государств. С серьезными проблемами сталкиваются страны
СНГ при формировании государственных бюджетов, что во многом обусловлено
неудовлетворительной собираемостью налогов - основы их доходной части. В
новых экономических реалиях наблюдалось безработица, снижение уровня жизни
населения.
ЦЕЛЬ данной
курсовой работы - анализ денежно-кредитной системы республики Туркменистан
В ЗАДАЧИ работы
входит:
1. Исторический обзор
становления денежно-кредитной системы Туркменистана.
2.
Исследование структуры
денежно-кредитной системы, характеристика элементов денежно-кредитной системы
и связи между ними.
3.
Характеристика правового регулирования
денежно-кредитной системы Туркменистана.
4. Взаимодействие
денежно-кредитной системы Туркменистана с мировым хозяйством.
Теоретической базой
выполнения данной работы послужили учебная и специальная литература по данной
тематике. Практической основой послужили нормативные документы республики
Туркменистан, информационные материалы средств периодической печати
Государство
расположено в Средней Азии. Граничит: с Казахстаном – на севере, с Узбекистаном
– на севере и востоке, с Ираном и Афганистаном – на юге. На западе омывается
Каспийским морем. Выхода к открытому морю не имеет (рлдробнее в приложении 1.)
Геополитические и
демографические данные Туркменистана следующие:
В административном отношении состоит из 5 областей.
Площадь – 488,1 тыс. кв. км.
Население (оценка на 1998 г.) – 4400 тыс. чел.
Средняя плотность – 9 чел. на 1 кв. км.
Городских жителей – 50%.
Естественный прирост населения – 26.
Средняя продолжительность жизни: мужчины - 60 лет, женщины – 66 лет.
Этнический состав населения: туркмены – 69%, русские – 12%, узбеки – 8%, казахи
– 3%. Кроме того, в стране живет 45 тыс. татар, 40 тыс. украинцев, 30 тыс.
армян, 25 тыс. азербайджанцев, 20 тыс. белуджей, 10 тыс. дагестанцев и др.
За пределами страны проживает около 1,5 млн. туркмен (гл. образ. в Афганистане,
Узбекистане, Иране).
Столица – г. Ашхабад (560 тыс. чел.). Крупные города: Чарджоу (200 тыс. чел.),
Ташауз (130 тыс. чел.), Мары (100 тыс. чел.).
Язык – туркменский, русский.
Религия:
мусульмане – 85%, православные – 10%.
Государственное устройство – президентская республика. Глава государства –
президент. Глава правительства – премьер-министр. Высший законодательный орган
– парламент.
Туркменистан – член ООН, МВФ.
Денежная единица – манат.
Историческая хроника:
VI в. до н. э. – территория Туркмении входила в состав персидского государства
Ахеменидов.
1802 г. – вступление в подданство России части туркменских племен.
1869 г. – русские войска высадились на восточный берег Каспия и основали г.
Красноводск.
1885 г. – присоединение всей современной территории Туркменистана к Российской
империи.
1917 г. – начало гражданской войны в стране.
1918 – 1920 гг. – английская оккупация ряда районов Туркмении.
1921 г. – образование Туркменской области в составе Туркестанской АССР.
1924 г. – создание Туркменской ССР.
27 октября 1991 г. – провозглашение независимой республики.
Что представляет
собой экономика Туркменистана сегодня?
В основном – это
нефтегазовый комплекс, производство хлопка, а все остальное 2-3 процента.
Природный газ – главное богатство Туркменистана. В 1985-1990 годах добывали
85-90 млрд. кубометров газа, из которых 80 млрд. кубометров экспортировали, то
сейчас эта цифра едва ли достигает 45 млрд. кубометров.
Реализация природного
газа осуществляется по смехотворным ценам – 38-40 долларов США за 1000 кубометров
на туркмено-узбекской границе, при этом валютой оплачивается только 50%
стоимости, остальные 50% - товарами. [3]
Согласно оценке
Минсотрудничества России (далее - МС России) за последние 5 лет сводные экономические
показатели, такие как валовой внутренний продукт (ВВП), объемы промышленного и
сельскохозяйственного производства по Туркменистану - далеко не самые худшие
среди государств СНГ. Так, ВВП Туркменистана по сравнению с предыдущими годами
начала 90-х годов составили, соответственно, 90 и 100 процентов.
Объемы промышленного
производства в Туркменистане аналогичные показатели составили 93 и 120
процентов.
По объемам
сельскохозяйственного производства динамика составила 90 и 96 процентов.
Потребительские цены в Туркменистане возросли соответственно в 12 и 9 раз.
Сложившаяся в
условиях централизованной экономики бывшего СССР структура производства в Туркменистане
определила его специализацию на преимущественный вывоз сырья и полуфабрикатов.
Это привело к тому, что в начале 90-х годов Туркменистан был вынужден ввозить
около 40 процентов продовольствия и 70 процентов промышленных товаров народного
потребления и продукции производственно-технического назначения (машины,
оборудование, запасные части к ним, сырья, и материалы). [4]
По расчетам
сотрудников правительственных органов Туркменистана, производившимся в
1990-1991 гг., в условиях постсоветского наследия сумма средств, необходимых
для организации производства в Туркменистане пищевых продуктов, товаров
широкого потребления и строительных материалов из имеющихся собственных
сырьевых ресурсов в количествах, необходимых для покрытия минимального уровня
потребностей, составила 12 млрд. долл. США. [5]
Вышеназванная цифра
не включает в себя средства, необходимые на восстановление экологического
равновесия и потребности отраслей мелиорации и водного хозяйства в
Туркменистане, тогда как именно экология и отрасли мелиорации и водного
хозяйства в Туркменистане, по мнению многих специалистов, в том числе и специалистов
некоторых международных финансовых органов, требуют наибольших объемов
инвестиций.
Как утверждают СМИ
Туркменистана, по состоянию на 1 января 2000 года общая стоимость объектов
производственного и культурно-бытового назначения, сданных в эксплуатацию с
участием иностранного капитала, составила 428 млн. долл. США, на стадии
строительства объекты на общую сумму, равную примерно 1,3 млрд. долл. США (надо
полагать, что речь идет об объемах иностранных инвестиций за срок начиная со
времени получения Туркменистаном независимости). [6]
Главная проблема в
сфере привлечения иностранных инвестиций - отсутствие надлежащего
технико-экономического обоснования инвестиционных проектов. Стоимость многих
возводимых объектов превышает разумные пределы. Например, экономическая
эффективность проекта, который намеревались реализовать власти Туркменистана,
по имеющимся цифрам, была такой, что срок окупаемости комбината, по некоторым
расчетам, составлял 96 (девяносто шесть!) лет. Наличие множества нерешенных
проблем, связанных с реализацией проекта, уже тогда порождали сомнения в его
эффективности.
До недавнего времени
в Туркменистане существовала карточная система обеспечения населения несколькими
наименованиями важнейших продуктов питания по фиксированным ценам.
После отмены
карточной системы осенью 1996 года, согласно решению правительства, право на
покупку продуктов питания по карточкам получают на основании выдаваемых
специальных справок семьи, чей суммарный денежный доход составляет не более 80
тысяч туркменских манатов (1 доллар США примерно равен 5,5 - 6,0 тысяч
туркменских манатов). Эта мера властей Туркменистана также не решает проблему
обеспечения населения продуктами питания. Средняя заработная плата составляет
50-60 тысяч манатов, причем в средней семье насчитывается 5-6 человек, а имеет
работу, как правило, один из них. Обычным явлением в Туркменистане давно стали
многомесячные задержки выплаты заработной платы.
По поводу
обеспеченности продуктами питания населения Туркменистана кратко и емко сказано
в последнем докладе Госдепартамента США, опубликованном в конце января 1997
года, о положении с правами человека по странам: "... люди испытывают
недостаток средств для того, чтобы иметь необходимую диету, и мясо является
роскошью для многих из них."[7]
И вся эта ситуация наблюдается в условиях, когда в стране построено более
двухсот дорогостоящих памятников Ниязову.[8]
Прямым результатом
переживаемого Туркменистаном глубокого экономического кризиса является катастрофическое
состояние медицинского обслуживания населения. Необходимых лекарств практически
нет ни в аптеках, ни в медицинских учреждениях.
В этой ситуации
больше всего страдает наиболее уязвимая часть населения - дети. Реальное
положение в сфере охраны здоровья матери и ребенка, как отмечают независимые
наблюдатели, за годы независимости значительно ухудшилось.
Одним из негативных
последствий системных преобразований в странах Содружества явилась инфляция,
отличающаяся исключительно "космическими" темпами. Только в период
1992-1994 гг. индекс потребительских цен вырос в Туркменистане в 4.2. тыс.раз.[9] Среднегодовая
инфляция рыночного курса туркменского маната в 1995 году составила 22-23
процента, а в 1999 году - 15 процентов.[10]
Однако, рыночные
принципы все активнее внедряются в хозяйственную жизнь стран СНГ. Несмотря на
все существующие проблемы, с первых дней своей независимости Туркменистан взял
курс на построение демократического, светского и правового государства.
В течение восьми лет
независимости в Туркменистане было принято более 50 важных законов, необходимых
для формирования новых экономических механизмов. На их основе свое развитие
получили все формы собственности и хозяйственной деятельности, коренным образом
реформированы банковская, кредитная, финансовая системы страны, созданы
максимально благоприятные условия для социальной поддержки и защищенности
людей.
Главным принципом
экономического развития Туркменистана на современном этапе является укрепление
экономической самостоятельности государства, достижение устойчивого и
сбалансированного развития всех сфер экономики, поддержание достойного уровня
жизни населения. Именно эти цели сформулированы в качестве основополагающих в
Национальной Программе Президента Туркменистана "Стратегия социально-экономических
преобразований в Туркменистане на период до 2010 года".
Денежно-кредитная
система представляет собой форму организации денежного обращения, которая
имеет исторический характер и изменяется в соответствии с сущностью
экономической системы и основами денежно-кредитной политики государства.
История зарождения
денежного обращения Туркменистана как фактор становления денежно-кредитной системы
Туркменистана уходит вглубь веков (приложение 2).
В 1990 году группа
археологов в местечке Керки Лебапского велаята (в переводе - области)
обнаружила статуэтки из костей животных (собаки, коровы, овцы), которые
предположительно в VI-VII веках до нашей эры использовались в качестве денег.
Однако самым распространенным видом товароденег были скот и слитки металлов, а
с появлением собственности человечество познало постыдный вид товароденег -
рабов.
Раб был вещью очень
полезной, умеющей пасти скот, копать, строить и т.д. Как самый ходовой товар рабы
превратились в деньги. Но все же победил металл.
Началом денежного
обращения можно считать период, когда Ахеменидская держава в конце третьей четверти
VI века до н.э. пала под ударами армии Александра Македонского, который более
трех лет был занят покорением Центральной Азии.
Первые монеты
появились в УП в. до н.э. Впервые клеймение металла с целью достовер- ности
чистоты металла и веса начали производить в греческих городах-полисах на побережье
Эгейского моря. Так появились монеты. Их чеканили в греческом государстве -
Лидии, в Малой Азии, из сплава золота и серебра - электро.
Появление монет -
важнейший этап в истории Туркменистана, свидетельствующий о том, что общество
достигло высокой степени экономического и социального развития.
В середине V века
государства, сложившиеся после распада империи Кушан на территории современного
Афганистана, Северной Индии и Центральной Азии, а также Восточного Ирана , в
течение нескольких лет были покорены воинственными кочевниками, пришедшими,
по-видимому, из предгорных районов Ферганы. Современникам они были известны под
именем эфталитов. Причины их неожиданного появления на исторической арене
остаются загадкой. В короткий срок эфталитам удалось создать мощное
государство, центром которого стал Тохаристан (юг современного Узбекистана,
Таджикистана, Туркменистана и северный Афганистан.
Эфталитские правители
начали чеканку монет по знакомому их подданным типу сасанидской драхмы
(дирхема). Огромное число монет, полученных в качестве контрибуции, разошлись
по рынкам Тохаристана из сокровищницы эфталитских царей. Эфталитские монеты
весьма разнообразны по типам (около 200), что свидетельствует о том, что их
выпуск не был центролизованным. Каждая область, каждый полунезависимый
правитель чеканил свои денежные знаки.
С VII века до н.э.,
в эти периоды своей истории, некоторые наиболее развитые экономические области
Центральной Азии приступали к чеканке своих собственных монет. К таким областям
относятся, прежде всего: Согдиана (Южный Узбекистан, Северный Афганистан,
Юго-восточный Туркменистан), Хорезм, (низовья Амударьи), Маргиана (среднее и
нижнее течение реки Мургаб в Туркменистане).
1924 год исторически
считается годом создания Туркменской ССР.
С 1924 по 1991 г.г.
Туркменская Советская Социалистическая Республика входила в состав Союза Советских
Социалистических Республик, и ее денежно-кредитная система существовала как
элемент денежно-кредитной системы СССР.
В 1991 году после
развала СССР, с 27 октября 1991 г. – Туркмения провозглашена независимой республикой
Туркменистан.
Необходимо отметить,
что денежно-кредитная система Туркменистана находится в стадии преобразования
и власти Республики Туркменистан прилагают все усилия для ее развития и
совершенствования.
Важным направлением
формирования национальной государственности стало создание самостоятельных
валютно-финансовых систем. В 1993 г. в Туркменистане введена своя национальная
валюта – манат.
Основным эмиссионным
институтом является Центральный Банк Туркменистана.
Золотое содержание
маната не установлено.
Ввоз и вывоз в
Туркменистан иностранной валюты и туркменских манатов не ограничен.
Первоначально все
налоговые платежи устанавливались и вводились Указами и Постановлениями Президента
Туркменистана, что позволяло в соответствии с экономической ситуацией
оперативно вносить изменения и в порядке исчисления налогов.
Начиная с 1992 года,
в налоговую систему Туркменистана внесены существенные изменения. Исчезли такие
налоги, как налог с оборота, налог с продаж, налог на холостяков, одиноких и
малосемейных граждан СССР.
В Туркменистане также
отменен с городской части населения с индивидуальных владельцев строений -
налог с владельцев строений и земельный налог (в настоящее время уплачивают
этот налог только несельскохозяйственные - негосударственные предприятия).
В сельской местности
отменен сельскохозяйственный налог за приусадебный земельный участок (с колхозных
дворов).
Для активизации внутренних и внешних
экономических отношений Правительством Республики Туркменистан приняты ряд
основополагающих законов и нормативных документов, которые характеризуют становление
в республике денежно-кредитной системы.
Это следующие документы:
-
Закон Туркменистана "О
бухгалтерском учете", который определяет единые основы организации и ведения
бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и
представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам
бухгалтерского учета;
-
Закон Туркменистана об
иностранных инвестициях определяет правовые, экономические и организационные
основы осуществления иностранных инвестиций на территории Туркменистана и
направлен на привлечение и эффективное использование в народном хозяйстве
иностранных передовых технологий, управленческого опыта, материальных и
финансовых ресурсов, на формирование экономики открытого типа;
-
Закон Туркменистана "О
ценных бумагах и фондовых биржах", определяющий единые принципы эмиссии -
выпуска и обращения ценных бумаг на территории Туркменистана, основные
положения деятельности фондовых бирж, регламентирует права и обязанности
участников рынка ценных бумаг и регулирует их правоотношения;
-
Внесены изменения в действующее
налоговое законодательство, направленные на совершенствование политики
Туркменистана в части повышения доходной части бюджета страны и смягчение
налоговой политики в целях дальнейшего развития частного бизнеса и др.
В Республике Туркменистан действует Фондовая биржа -
организация, предметом деятельности которой является обеспечение необходимых
условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен (цен,
отражающих равновесие между спросом и предложением на ценные бумаги),
надлежащее распространение информации о ценных бумагах, поддержание высокого
уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.
Кроме вышеперечисленных законодательных документов, определен
порядок заключения и исполнения договоров (контрактов) по продаже продукции
топливно-энергетического комплекса на внешние рынки, который предусматривает
регламентирование порядка продажи на биржевых торгах сырой нефти, нефтепродуктов,
природного газа, электроэнергии и другой продукции, вырабатываемой предприятиями
топливно-энергетического комплекса Туркменистана, в соответствии с
законодательством Туркменистана.
Любое государство обладает собственной
системой денежного обращения, функционирующей в его границах. Это –
металлические, кредитные и бумажные деньги, составляющие основу внутреннего
обращения.
Международные
соглашения не предусматривают правил, чтобы одно государство заставляло другое
принимать в уплату за товары или услуги в качестве погашения долга свои
национальные денежные знаки.
В системе
международной рыночной экономики не существует понятия международных денег или
системы денежного обращения, обязательной для всех участников
торгово-экономических отношений. Ввиду этого операции, связанные с
международным товарным обращением, обслуживаются деньгами отдельных стран.
Появление
национальных денежных единиц на международной торговой арене воспринимается как
дополнительное звено, связанное с обменом денег одной страны на деньги другого
государства. В результате объективно возникает потребность в специальных
международных денежных (валютных) рынках, где совершались бы обменные операции
на основе общих эквивалентов, т.е. в мировой валютной системе.
Мировая валютная
система рассматривается как совокупность двух глобальных элементов
денежно-кредитной системы:
1) валютного механизма – набора правовых норм и инструментов для их
использования на двух уровнях: национальном и международном;
2) валютных отношений – системы международных расчетов (кредитных и валютных
операций банков, фирм, корпораций). [11]
Сегодня рыночная
система благоприятствует возникновению целого ряда институцион-
ных форм, на основе которых
может обеспечиваться контроль над свободным режимом международной торговли и
свободным переливом международного капитала.
Центральный банк
воздействует на денежное обращение через рынок с помощью рыночного механизма.
Объектом воздействия служат:
-
объем предложения денег в
наличной и безналичной форме;
-
объем спроса;
-
цена кредита.
Возможность
воздействия на предложение денег обеспечивается центральному банку совмещением
субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и
непосредственного субъекта регулирования.
Во-первых, монополия
на эмиссию банкнот предоставляет базу для контроля над наличной составляющей
денежного обращения, во-вторых, особая роль центрального банка в формировании
кредитных ресурсов банковской системы в целом создает основу для определения
возможного объема банковских кредитов.
Выбор конкретной
системы инструментов денежно-кредитной политики государства осуществляется с
учетом особенностей национальной финансовой системы, в частности положением в
ней банков, степени развитости инструментов денежного рынка, степени включения
денежного рынка в процесс интеграции. Адекватность мер по регулированию
денежного обращения этим параметрам обеспечивается их постоянной эмиссией.[12]
Процентная политика
центрального банка служит важным инструментом регулирования денежного обращения,
предоставляет собой вариант установления качественного параметра рынка, а
именно стоимость банковских кредитов.
Механизм воздействия
инвестиционных требований и кредитных ограничений на денежное обращение
аналогичен механизму воздействия резервных требований: в результате их введения
или ужесточения их нормативов сокращается объем банковских кредитов а
следовательно замедляются темпы роста денежной массы в обращении.
Наличие
корреляцонной связи между темпами роста общего уровня цен позволяет говорить о
том, что данные инструменты денежно-кредитной политики непосредственно
ограничивают масштабы инфляционных процессов. Наиболее эффективны инвестиционные
требования и кредитные ограничения действуют в периоды избыточного спроса.
Операции на открытом
рынке как метод денежно-кредитной политики государства заключается в покупке
или продаже центральным банком ценных бумаг на открытом рынке и используется в
системе антиинфляционного регулирования.
Денежно-кредитная
система как элемент мировой финансовой системы - это движение денег во внутреннем
экономическом обороте страны, в системе внешнеэкономических связей в наличной и
безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров и услуг, а также нетоварные
платежи в хозяйстве.
Длительное время
денежные системы многих стран опирались на жесткую привязку денежной массы к
золоту. Денежной единице соответствовало определенное количество золота, и,
самое главное, держатели бумажных денег могли обменять их на золото. В
современной мировой экономике фундаментальные факторы формирования денежной
массы продолжают действовать, хотя общее факторное поле денежного обращения
усложнилось, а в качестве обеспечения денег выступает товарная масса и
финансово-экономические активы, включая, конечно, и золото, и другие
драгоценные металлы.[13]
Во внешнеторговых
сделках используются международные кредиты. Особенностью международного кредита
является его дополнительная защищенность в виде частного страхования и
государственных гарантий.[14]
Как любая система,
денежно-кредитная система Туркменистана состоит из ряда элементов:
-
название денежной единицы как
единицы денежного счета, необходимого для выражения цена товара;
-
масштаб цен;
-
виды денег и денежных знаков,
находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;
-
порядок эмиссии и характер
обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение;
-
методы регулирования денежного обращения.
О национальной валюте
Туркменистана можно сказать следующее: Туркменский Манат находится в обращении
с 1 ноября 1993 года.
Один манат равен 100
теннеси.
В обращении находятся
следующие монеты и банкноты: монеты регулярного выпуска - 1,5,10,20,50, 500,
1000 теннеси и банкноты регулярного выпуска: 1, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000,
5000, 10000 манат (Приложение 2).
По случаю Пятой
Годовщины Независимости Туркменистана выпущена памятная золотая монета высшей
пробы достоинством в 1000 манат.
В 1996 году
Туркменистан выпустил великолепную коллекцию из 6 серебряных монет достоинством
в 500 манат с изображением на оборотной стороне монеты редких и исчезающих
видов диких животных, обитающих в Туркменистане.
Одним из основных
ориентиров денежно-кредитной системы является денежная масса. Именно этот параметр
денежного обращения оказывает влияние на экономический рост, динамику цен,
занятость, бесперебойное функционирование платежно-расчетной системы.
Спрос на деньги осуществляется
прежде всего через регулирование условий предос
тавления кредитов
центральным банком, косвенно-определяющих условия предоставления кредитов банковской
системой. Кредитом является финансовая операция, заключающаяся в предоставлении
во временное пользование хозяйствующему субъекту материальных или денежных
средств на условиях возвратности и платности.
Процентная ставки -
цена денежной ссуды, определяемая отношением суммы денег, выплачиваемых в
единицу времени в качестве платы за ссуду, к величине ссуды. Уровень и
структура процентных ставок регулируется двумя способами:
1. Через прямое установление ставок по кредитам
центрального банка (дисконтной, ломбардной, ставок центрального банка для
операций на открытом рынке и др.);
2.
Через контроль над отдельными ставками кредитных учреждений.
При наличии
инфляционной ситуации кредит не может выдаваться под процент более низкий, чем
уровень инфляции, иначе этот кредит будет мало отличаться от субсидий.
Подавляющая часть
платежей как внутри страны, так и при совершении международных расчетов происходит
путем перечисления денег с использованием банковских счетов.
Спрос на деньги и их
предложение, пожалуй, самое сложная категория современной денежно-кредитной
системы Туркменистана. Денежная масса эквивалентна номинальному валовому
национальному продукту, или, сумме цен товаров.
В денежно-кредитной
и финансовой политике Туркменистана сегодня недостаточно учитываются возможности
ресурсного потенциала экономики. Сложность определения денежной массы состоит
еще в том, что денежные власти (Центральный банк (или министерство финансов) в
условиях рынка должны иметь надежную информацию о прогнозе динамики ВВП и цен.
Деньги настолько конкретный товар, что не любят ориентировочных расчетов.
Операции с иностранной
валютой разрешены только на территории Свободных Экономических зон.
Если со второй
половины 1994 года правительство Туркменистана практически прекратило сотрудничество
с Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком (ВБ), то с первых
дней независимости проводится определенная работа по изысканию возможностей
реализации в Туркменистане отдельных проектов этих международных финансовых
органов.
По данным МС в
Туркменистане коэффициент опережения роста сводного индекса розничных цен на
товары и тарифов на платные услуги населению в последние годы составил по
отношению к росту: денежных доходов - 3,8 раза, заработной платы - 4,0 раза и
пенсий - 6,7 раза.
Реальные денежные
доходы населения в Туркменистане по сравнению с предыдущим годом составили: в
1998 году - 56 процентов и в 1999 году - 70-85 процентов.
Активная интеграция
Туркменистана в мировое политическое, экономическое и правовое пространство
обусловила появление в туркменской юриспруденции новых направлений в
денежно-кредитных отношениях, таких, как банковское, налоговое, таможенное и
др., как потребности финансово-экономического и общественного развития.
Денежно-кредитная
политика Республики Туркменистан - это совокупность денежно-кредитных инструментов
(параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита,
ставки рефинансирования и т.д.) и институтов денежно-кредитного регулирования
(центральный банк, министерство финансов и т.д.). Денежно-кредитная система
играет самостоятельную роль в мирохозяйственных связях.
Учитывая всю
совокупность денежно-кредитных элементов, механизмов государственного и
правового регулирования и субъектов взаимоотношений, можно представить
схематично примерную взаимосвязь и структуру денежно-кредитной системы
Туркменистана следующим образом (рис.1):
Рис.
1. Структура денежно-кредитной системы Туркменистана
В подтверждение этой
структуры рассмотрим подробнее основные инструменты, регулирующие денежно-кредитную
систему Туркменистана.
Взаимодействие элементов инфраструктуры рынка ценных
бумаг в Республике Туркменистан осуществляется по такой схеме ( рис. 2).[15]
Рис.2.
Взаимодействие элементов инфраструктуры рынка ценных бумаг
Утверждение единого
Государственного бюджета Туркменистана, одним из источников доходной части
которого являются налоги, а также и его исполнения относится к ведению
Парламента Туркменистана. Кабинет Министров Туркменистана, как высший
уполномоченный распорядительно-исполнительный орган страны, принимает меры по
осуществлению Государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы
страны.
Министр
Туркменистана, как высший уполномоченный распорядительно-исполнительный орган
страны, принимает меры по осуществлению Государственного бюджета и укреплению
кредитно-денежной системы страны.
Если анализировать
существующую налоговую систему, то сегодня налоговая система Туркменистана
представляет собой совокупность предусмотренных Законом и другими нормативными
правовыми актами Туркменистана принципов, форм и методов, их установления,
изменения, отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также
форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового
законодательства.
Обязательной стороной
налоговых правоотношений выступает государство в целом, которое в интересах
всего населения аккумулирует и распределяет денежные средства, распоряжается их
централизованным фондом, регулирует финансовые отношения государственных
предприятий, хозяйственных и общественных объединений и организаций, дайханских
объединений, иностранных компаний и населения.
Основными принципами
налоговой системы Туркменистана являются следующие:
-
Каждое лицо обязано уплачивать
государственные и местные налоги, по которым это лицо признается
налогоплательщиком. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать
налоги (сборы), не предусмотренные налоговым законодательством.
-
Не допускается устанавливать
налоги (сборы), нарушающие единое экономическое пространство Туркменистана и
единую налоговую систему Туркменистана и единую налоговую систему
Туркменистана.
-
Не допускается устанавливать
налоги (сборы), которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное
перемещение в пределах Туркменистана товаров (работ, услуг) или денежных
средств - иначе, ограничивать или создавать препятствия законной экономической
деятельности налогоплательщика.
Органы государственной
налоговой службы Туркменистана осуществляют контроль за соблюдением налогового
законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в Государственный бюджет Туркменистана налогов и других обязательных
платежей.
Таким образом,
по-прежнему налоговые платежи обеспечивают значительную часть денежных
поступлений в Государственный бюджет. В структуре его доходных источников доля
налога на добавленную стоимость составляет 28,6%, отчислений на государственное
социальное страхование - 20,3%, акцизы -12,8%, налог с прибыли - 12%. Стоит
особо подчеркнуть, что основная часть этих доходных источников Государственного
бюджета Туркменистана направляется на нужды социально-культурного назначения. На
них из бюджета выделено свыше 70% всех расходов (диаграмма 1).
Диаграмма 1.
Структура денежных поступлений в
Государственный бюджет
Безусловно, реализация экономических преобразований в
Туркменистане идет тяжело. Например, с 1 декабря 1998 года в республике
временно приостановлена свободная конвертация валюты. В соответствии с
временным положением ЦБТ она разрешена лишь больным, нуждающимся в лечении за
пределами Туркменистана, студентам, обучающимся в иностранных учебных
заведениях, и служащим госучреждений, выезжающим в зарубежные командировки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|