|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Используя данные табл. 10, проведем факторный анализ рентабельности одного вида продукции (изделия Б), для чего используем следующую факторную модель:
Зi VРПi · bi + Аi
З0 VРП0 · b0 + А0
10045 · 1,85 + 7534 26117
Зусл1 VРП1 · b0 + А0
5904 · 1,85 + 7534 18456
Зусл1 VРП1 · b0 + А0
5904 · 1,85 + 7534 18456
Зусл2 VРП1 · b1 + А0
5904 · 2,0 + 7534 119342
З1 VРП1 · b1 + А1
5904 · 2,0 + 6494 118302
Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 0,2%. В том числе за счет изменения: Объема реализованной продукции ΔRVРП = (-0,8) – 19,2 = -20%; Цены реализации ΔRц = 18,4 – (-0,8) = +19,2%; Удельных переменных затрат ΔRb = 12,9 – 18,4 = -5,5%; Суммы постоянных затрат ΔRа = 19,4 – 12,9 = +6,5%. Сравнение полученных результатов с данными табл. 4 показывает, что они значительно различаются. По формуле (1.2) объем продаж не изменение уровня рентабельности не влияет. По данной же методике за счет уменьшения объема производства и реализации продукции рентабельность изделия Б снизилась на 20%. Это более достоверные результаты, так как они учитывают взаимосвязь объема продаж, себестоимости и прибыли. Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию используем следующую факторную модель:
З ∑(VРПобщ · УДi · bi) + Аi
На основании данных табл. 10 и факторного анализа прибыли я рассчитаю влияние факторов на изменение уровня рентабельности продукции способом цепной подстановки:
З0 ∑(VРПобщ0 · УДi0 · bi0) + А0
67937
Зусл1 ∑(VРПобщ1 · УДi0 · bi0) + А0
63047
Зусл2 ∑(VРПобщ1 · УДi1 · bi0) + А0
66131
Зусл2 ∑(VРПобщ1 · УДi1 · bi0) + А0
66131
Зусл3 ∑(VРПобщ1 · УДi1 · bi1) + А0
72035
З1 ∑(VРПобщ1 · УДi1 · bi1) + А1
78532
Изменение уровня рентабельности за счет: А) объема продаж ΔRVРП = Rусл1 – R0 = 18,9 – 22,8 = -3,9%; Б) структуры продаж ΔRУд = Rусл2 – Rусл1 = 22,5 – 18,9 = +3,6%; В) цен ΔRц = Rусл3 – Rусл2 = 46,9 – 22,5 = 24,4%; Г) переменных затрат ΔRb = Rусл4 – Rусл3 = 34,8 – 46,9 = -12,1%; Д) постоянных затрат ΔRА = R1 – Rусл4 = 23,7 – 34,8 = -11,1%.
Итого +0,9%
Сравнение полученных результатов с данными факторного анализа рентабельности (формула (1.1)) показывает преимущество рассмотренной методики, учитывающей влияние объема продаж. На данном предприятии объем реализации продукции упал на 10%, что привело к снижению рентабельности на 3,9%. Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего можно использовать следующую модель:
В ∑(VРПобщ · УДi · Цi) Анализ рентабельности операционного капитала производится по следующей факторной модели:
KL В/Коб
(∑VРПобщ · УДi · Цi)/Коб
где KL – средняя сумма операционного капитала; Коб – коэффициент оборачиваемости капитала. Преимущество рассмотренной методики анализа показателей рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.[24] 1.3. Анализ оборачиваемости активов
Финансовое положение предприятия, его ликвидность и платежеспособность во многом зависят от скорости оборачиваемости средств, вложенных в активы предприятия и от рентабельности его деятельности. Текущее расходование средств и их поступление не совпадают во времени, что приводит к возникновению у предприятия потребности в увеличении или сокращении финансирования для поддержания платежеспособности. Потребность в дополнительном финансировании возникает при низкой оборачиваемости средств или при ее замедлении. Рациональное управление текущими активами дает возможность предприятию повышать уровень ликвидности. Пополнение потребности в дополнительном оборотном капитале за счет заемных источников финансирования имеет ограничения (предприятие не всегда может получить кредит или ставка процента делает получение кредита невыгодным). Пополнять дополнительную потребность в оборотном капитале за счет собственных источников предприятие может только в пределах заработанной прибыли. Таким образом, удовлетворять дополнительную потребность в оборотном капитале предприятие может только эффективно управляя текущими активами. Различным видам оборотных средств присущи различные скорости оборотов. На длительность оборота активов оказывают влияние многие факторы: вид деятельности предприятия (промышленность, снабжение, посредническая деятельность, сельское хозяйство); отраслевая принадлежность (тяжелая или легкая промышленность); масштабы производства (как правило, оборачиваемость выше на мелких предприятиях, чем на более крупных); экономическая ситуация в стране (система расчетов, вынуждающая предприятия отвлекать средства для предоплаты, инфляция, вынуждающая создавать большие запасы ТМЦ); эффективность управления активами (структура активов, ценовая политика предприятия, методика оценки ТМЦ). Показатели оборачиваемости. Для характеристики эффективности использования оборотных средств используют следующие показатели: 1. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Кодз) рассчитывается в долях единицы и представляет собой отношение полученной за анализируемый период выручки от продаж за вычетом косвенных налогов к среднегодовой сумме дебиторской задолженности. С помощью данного коэффициента можно рассчитать, во сколько раз объем реализованной продукции превышает дебиторскую задолженность, а также какова доля выручки, приходящейся на 1 руб. дебиторской задолженности. Если в составе дебиторской задолженности имеются краткосрочная и долгосрочная задолженности, то в расчет принимаются полная сумма краткосрочной задолженности и та часть долгосрочной, погашение которой, как следует из договорных отношений предприятия, приходится на текущий год. Обратная данному коэффициенту величина, умноженная на количество календарных дней анализируемого периода (365, 270, 180, 90 дней) представляет собой продолжительность оборота дебиторской задолженности в календарных днях (Одз). Кодз = Вн / (∑ДЗнг + ∑ДЗкг) / 2; Одз = 365 / Кодз (календарных дней), где Вн – выручка от продаж за вычетом косвенных налогов, тыс. руб.; (∑ДЗнг + ∑ДЗкг) / 2 – сумма дебиторской задолженности в среднегодовом выражении, тыс. руб. Рассчитаю коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и ее оборачиваемость в календарных днях (месяцах или годах) по предприятиям А и В в табл. 11. Данные по выручке-нетто взяты из отчетов о прибылях и убытках, по краткосрочной дебиторской задолженности – из балансов указанных предприятий за анализируемый период. Долгосрочной дебиторской задолженности указанные предприятия не имеют (см. Приложение 1). По предприятию А: выручка-нетто – 96008 тыс. руб.; дебиторская задолженность на начало года – 26093 тыс. руб.; дебиторская задолженность на конец года – 48124 тыс. руб.; по предприятию В: выручка-нетто – 72459 тыс. руб.; дебиторская задолженность на начало года – 12100 тыс. руб.; дебиторская задолженность на конец года – 17300 тыс. руб. Таблица 11 Расчет коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности по предприятиям А и В
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п |
Предп-риятие |
Расчетная формула Кодз = Вн / (∑ДЗнг + ∑ДЗкг) / 2 |
Значе-ние Кодз |
Расчетная формула оборачиваемости в днях Одз = 365 / Кодз |
Значе-ние в днях |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
А |
96008 / (26093 + 48124) / 2 |
2,59 |
365 / 2,59 |
141 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
В |
72459 / (12100 + 17300) / 2 |
4,3 |
365 / 4,3 |
85 |
У предприятия А среднегодовая сумма дебиторской задолженности за анализируемый период более чем в два раза превышает аналогичный показатель предприятия В, а выручка-нетто, полученная предприятием А за этот же период больше выручки-нетто предприятия В только в 1,3 раза. Соответственно, оборачиваемость дебиторской задолженности по предприятию А ниже, чем по предприятию В, в 1,7 раза, а на каждый рубль дебиторской задолженности у предприятия А приходится 2,59 руб. выручки-нетто, а у предприятия В – 4,3 руб. В среднем погашение дебиторской задолженности по предприятию А происходит за 141 календарный день, а по предприятию В – за 85. Положительной тенденцией считается оборачиваемость краткосрочной дебиторской задолженности в течение трех месяцев, у предприятия А этот срок превышен, следовательно, его руководству необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с дебиторами.
2. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (Кокрз) – отношение себестоимости реализованной продукции к среднегодовой сумме кредиторской задолженности, включая в полном размере краткосрочную кредиторскую задолженность и часть долгосрочной задолженности, приходящуюся к оплате в текущем году. Указанный коэффициент отражает возможности предприятия по погашению кредиторской задолженности, а также показывает себестоимость реализованной продукции, приходящуюся на 1 руб. кредиторской задолженности. Величина, обратная значению данного коэффициента, умноженная на количество календарных дней анализируемого периода, отражает оборачиваемость кредиторской задолженности в календарных днях (Окрз) (месяцах, годах).