бесплатные рефераты

Анализ спроса и предложения на рынке жилья










1990

16695

13994

5862

7586

13890

6257

10195

3911

1991

49422,6

11507,8

5060,7

5468,3

11823,8

4974,6

7488,3

3099,1

1992

34300,9

10358,8

3626,6

4312

10518,2

4225,3

6163,4

2284,1

1993

41808,2

10127,1

3709,6

4584,6

10488,5

4256,6

5535,7

2259

1994

39224,3

10372,8

2627,9

5258

9389

3805,8

4888,5

2079,4

1995

41036,4

10593,9

3398,7

5563,1

8466,9

3771

4800,6

1897,4

1996

34300,9

10274,4

2477,8

4883,8

7606,5

3039,1

3457,7

1492,2

1997

32711

10151

2184

4887

8214

2840

3253

1182

1998

30596

9903

2299

4794

7563

23962

2852

789

1999

32016,7

10466

2530,8

5109,5

7537,2

2297,2

2945,4

930,8

2000

30295,8

10180,1

2450,5

4830,4

6934,6

2264,8

2777,6

797,7

2001

31703,2

10611,2

2436,1

5061,5

7462,3

2642,4

2568,9

881

2002

33832,2

11929,5

2610,4

5282,8

7473,2

2850,6

2838,9

763,4

2003

36449,3

13318,9

3254,8

5279

7603,9

2810,8

3272,9

814,4

2004

41040,1

15315,2

3695,5

5823,7

8264,7

3170,2

3894,5

826,2

2005

43499,5

15257,3

3980,5

6210,2

9154,5

3556

4407,7

933,2

2006

48870,2

16252,7

4050,4

6958,2

10108,61

4377,3

6260,6

862,4

2007

51846,9

16739,9

4337,4

7394,5

10983,8

4706,9

6670,3

1014


Данная ситуация объясняется тем, что в большинстве регионов на протяжении долгого времени строительная отрасль переживала кризис из-за недостаточного объема спроса. Тем не менее, начиная с 2001г. практически все регионы ежегодно наращивают объемы строительных работ и ввод  в эксплуатацию жилья, что свидетельствует о развитии рынка. Единственным федеральным округом, в котором в 2007 году произошло сокращение ввода жилья в эксплуатацию, стал Дальневосточный федеральный округ – сокращение по сравнению с 2004 годом составило почти 8%. В 2008 г. ожидается рост ввода жилья по всем без исключения федеральным округам

Строительство в Томской области не слишком интенсивно, но достаточно стабильно с 1999 года. Наиболее высокие темпы развития были в 2006г. – прирост составил около 29%. Общая величина рынка, вводимого в эксплуатацию жилья в 2006г. составил 414 тыс. кв. м, то есть 0,8% от общероссийского. В целом по сравнению с 1990г. сокращение объемов строительства составило около трети.

Таблица 4.  Объемы жилищного строительства в Томской области[23]

Годы

Ввод в действие

Доля, % 

В % к 

тыс. кв. м общей

В России

В Сибирском ФО

предыдущему

1990

площади

году






1990

537

0,9

5,3



1991

369

0,7

4,9

68,7

68,7

1992

328,6

0,8

5,3

89,1

61,2

1993

367,1

0,9

6,6

111,7

68,4

1994

362,7

0,9

7,4

98,8

67,5

1995

305,4

0,7

6,4

84,2

56,9

1996

226,8

0,7

6,6

74,3

42,2

1997

217

0,7

6,7

95,7

40,4

1998

195

0,6

6,8

89,9

36,3

1999

203

0,6

6,9

104,1

37,8

2000

205,2

0,7

7,4

101,1

38,2

2001

207,9

0,7

8,1

101,3

38,7

2002

213,7

0,6

7,5

102,8

39,8

2003

235,9

0,6

7,2

110,4

43,9

2004

297,3

0,7

7,6

126

55,4

2005

320,7

0,7

7,3

107,9

59,7

2006

414,3

0,8

6,6

129,2

77,2

2007

472,5

0,9

7,1

114

88

Таким образом, тенденция к стабилизации цен на жилье будет наблюдаться только при устойчивом превышении в течение многих лет темпов роста жилищного строительства над темпами роста доходов населения при условии:

1)               положительного значения чистых инвестиций (расширенного воспроизводства жилищного фонда);

2)               замедления скорости выбытия жилья;

3)               полного, последовательного удовлетворения потребности секторов платежеспособного спроса населения на жилье.

Соотношение основных параметров жилищного рынка – индивидуально для каждого регионального рынка. Анализ их специфического состояния, наличия существующих диспропорций должен являться основой для выработки решений, способствующих их устранению. Разнообразие состояния жилищных рынков регионов столь велико, что единые меры, направленные на решение проблемы обеспечения населения жильем, будут иметь разноплановый характер.

2.4.          Реформирование рынка жилья в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»


Приоритетный национальный проект  «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на первом этапе реализации (2006–2007гг.) включает четыре направления  «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования», «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством». Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.

Механизмами реализации проекта являются федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы и предоставление субвенций субъектам Российской Федерации за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. По направлению «Повышение доступности жилья» к основным целевым показателям относятся улучшение жилищных условий 69,5 тыс. молодым семьям, из них 27,8 тыс. - в 2006 году.[24]

Основные мероприятия по направлению:

1. Предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья в размере 10% от средней стоимости стандартного жилья за счет федерального бюджета и не менее 25% за счет средств региональных или местных бюджетов для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30% за счет средств региональных или местных бюджетов для молодых семей, имеющих одного и более ребенка в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Дополнительно, субъекты, участвующие в подпрограмме, предоставляют участникам подпрограммы субсидию в размере не менее 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита (займа) или компенсацию затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (в 2006 году на это предусмотрено 2,1 млрд. рублей).  

2. Развитие системы страхования ипотечных жилищных кредитов с целью снижения первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов.

По направлению «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования»  к основным целевым показателям относятся: увеличение объемов ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (в 2006 году объем выданных ипотечных кредитов составит 108 млрд. руб., в 2007 году - 151 млрд. рублей), а также снижение в 2006 году ставки по ипотечным кредитам  до 12% годовых в рублях, а в 2007 году - до 11%.

Основные мероприятия по направлению:

1. Развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, включая предоставление ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» государственных гарантий Российской Федерации в размере 30 млрд. рублей (14 млрд. рублей в 2006 году и 16 млрд. рублей в 2007 году), а также увеличение уставного капитала Агентства на 3,7 млрд. рублей в 2006 году и 4,5 млрд. рублей в 2007 году.

2. Реализация комплекса мер по формированию инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг, включая развитие нормативно-правовой базы. [25]

По направлению «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»  к основным целевым показателям относятся увеличение общего годового объема ввода жилья в 2006 году на 4,3 млн. кв.м. за счет мероприятий проекта и на 7,8 млн. кв. м.  за счет мероприятий проекта в 2007 году;  а также увеличение доли частных инвестиций в коммунальном секторе до 20% и снижение износа коммунальной инфраструктуры до 55%.

Основные мероприятия по направлению:

1. В рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» предусматривается предоставление по Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации  государственных гарантий Российской Федерации в размере 12,5  млрд. рублей в 2006 году и 17,5 млрд. рублей в 2007 году по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство и выделение 5,5 млрд. рублей (1,7 млрд. рублей в 2006 году и 3,8 млрд. рублей в 2007 году) на субсидирование процентных ставок заемщикам  по привлеченным кредитам.

2. Также будет реализован комплекс мероприятий по сокращению административных барьеров, развитию рыночной инфраструктуры, градостроительного и антимонопольного регулирования в сфере жилищного строительства.

3. В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» субъекты Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям по развитию рыночных отношений в жилищно-коммунальном секторе, получат государственную поддержку на модернизацию коммунальной инфраструктуры в 2006 -2007 годах в общем объеме 10,1 млрд. рублей. 

По направлению «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством» к основным целевым показателям в 2006-2007 годах относятся улучшение жилищных условий 76,2 тыс. семьями, включая ветеранов и инвалидов.

Основные мероприятия по направлению:

1. В 2006-2007 годах подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» будет профинансирована в объеме  41,7 млрд. руб. с целью предоставления субсидий гражданам Российской Федерации в форме государственных жилищных сертификатов. 

2. На реализацию проекта в части улучшения жилищных условий ветеранам и инвалидам из федерального бюджета  в 2006-2007 годах будет направлено 8,2 млрд. руб. через Федеральный фонд компенсаций.

В Томске и в Томской области данный проект рассчитан на 2006 – 2025 года. Основные задачи проекта: формирование градостроительной политики, направленной на реализацию проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в Томске, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций жилищное строительство и повышение доступности жилья. Чтобы реализовать эти задачи, власти Томска намерены провести комплексное освоение территории под жилищную застройку, обеспечить привлечение бюджетных средств и внебюджетных источников, а также разработать систему мониторинга спроса и предложения в Томске.

На территории ЗАТО Северск реализуется программа «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Участником программы может стать любая молодая семья, в которой супруги состоят в законном браке и возрасте до 30 лет, имеющие ребенка, родившегося с 1 октября 2005 года по июль 2006 года, и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, основной целью государственной жилищной политики является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающему доступность жилья для граждан. Впервые появились четко обозначенные сферы ответственности государства и частных коммерческих инвесторов, выделена роль и сфера деятельности региональных органов власти в вопросах регулирования жилищного рынка.

Однако очевидно, что целостная система государственного регулирования жилищного рынка, удовлетворяющая современным требованиям, еще не сформирована. Остаются не установленными предпочтительные формы, методы, механизмы государственного участия. Не найдена оптимальная степень этого участия в действии рыночных законов.

До настоящего времени идут усиленные поиски различного рода механизмов и регуляторов, определяется оптимальное сочетание прямого и косвенного государственного воздействия на жилищный рынок; существует потребность в создании моделей и систем жилищных индикаторов, позволяющих быстро и качественно анализировать особенности и выявлять проблемы жилищного рынка.

То есть можно отметить, что государственное регулирование, оказывая самое непосредственное влияние на механизм функционирования жилищного рынка, имеет для него первостепенное значение. Недостаточное внимание к действиям этого фактора приводит к последовательному усугублению всей совокупности проблем жилищного сектора экономики, а не их устранению.



 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данной курсовой работе была предпринята попытка проанализировать тенденцию развития рынка недвижимости в РФ и дать прогноз его развития на ближайшее время. Недвижимость занимает особое место в экономике, так как является одним из основных средств производства (земля, административные, производственные, складские, торговые и прочие здания и помещения), а также предметом потребления (земельные участки, жилые дома, дачи, квартиры, гаражи). Недвижимость является основой личного существования для граждан и служит базой для хозяйственной деятельности и развития предприятий и организаций всех форм собственности.

В данной работе анализу подвергся рынок недвижимости и его составляющие. В результате было выявлено, что рынок недвижимости зависит от большого количества факторов, среди которых на первом месте находятся спрос и предложение. Основное свойство спроса заключается в том, что при неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар (услугу) ведет к возрастанию величины спроса и наоборот. При этом существенное значение на изменение величины спроса оказывают также неценовые факторы.

Законом предложения является прямая связь между количеством предлагаемого товара и ценой, то есть с повышением цены соответственно возрастает величина предложения, при снижении цен сокращается объем предложения. Это свидетельствует о том, что производители, собственники, продавцы скорее готовы изготовить или предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, чем по более умеренной, низкой цене. Изменения в предложении зависят от: цен на ресурсы, товары, услуги; налогов и дотаций; технологии производства; цен на другие товары и ресурсы; ожидания изменений цен производителей, продавцов; числа продавцов.

Результаты исследования показали, что в России по-прежнему отмечается серьезное недоиспользование производственного потенциала и ухудшения их финансового состояния. Стоимость строительно-монтажных работ неуклонно повышается, что становится непреодолимым препятствием  участия значительной части населения в строительстве жилья за свой счет. Ситуация обостряется и тем, что к проблеме низкой покупательной способности населения добавилась еще и проблема несоответствия отечественных технических решений и строительной технологии современным требованиям. Любое решение в этом направлении опять сопряжено с ростом стоимости жилья. В ближайшее время потребуется широкое и более активное внедрение новых материалов и конструкций, новых технологий, с тем, чтобы жилье стало максимально удобным и комфортабельным, дешевым в строительстве и в эксплуатации, позволяющим включить в рыночный оборот значительные денежные ресурсы населения, заинтересованного в улучшении своих жилищных условий.

С 2006 году наблюдается значительная интенсификация работ в сфере жилищного строительства (рост более чем на 12%). Объем ввода жилых площадей составил около 48,9 млн. кв. м, то есть немногим менее 80% от показателя 1990г. При этом ожидать такого же успеха в 2008г. маловероятно, так как всплеск строительных работ произошел из-за существенного роста цен на жилье, в результате которого строители в максимально короткие сроки ввели в эксплуатацию большой объем жилых помещений, ввод которых планировался на более поздний срок.

Рост цен привел к сокращению величины спроса: при существующем уровне цен сложно ожидать большого объема покупок жилья. Соответственно, предложение будет увеличиваться не слишком существенно – прогнозируемый рост объемов ввода жилых помещений на основе анализа объемов строительства прошлых лет составит примерно 6%.






 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Конституция РФ (ст. 25)

2.     Жилищный кодекс РФ (Федеральный закон от 29.12.2004 №188-ФЗ)

3.     Государственная целевая программа «Жилище» (Постановление Правительства от 17.09.2001 №675 в ред. Постановления Правительства РФ от 26.07.2004, в ред. изм. от 21.10.2004)

4.     Асаул А.Н. Экономика недвижимости. -2-е изд. – СПб, Питер, 2007. – 618с.

5.     Борисов Е.В. Ценовые «пузыри» на рынке недвижимости // Банковское дело. – 2006, №1, с.23-28.

6.     Волков М.Я. О рынке недвижимости в Европейской России конца XVII – первой четверти XVIII вв. //Отеч. истор..- 1995, №2,с. 105-135.

7.     Иваницкая И.П. Введение в экономику недвижимости: учебное пособие. -М.: КноРус, 2007.- 180с.

8.     Иванова Е.Н. Оценка стоимости недвижимости. -М.: КноРус, 2007.- 343с.

9.     Каменцкий М.И. Ипотечное кредитование на рынке жилья (народнохозяйственный и региональный аспекты). – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. -272с.

10. Маркетинг: общий курс/Под ред. Колюжновой Н.Я., Якобсона А.Я. – М.: Омега-Л, 2006. – 474с.

11. Осокина И.Л., Смирнов В.В. Долгосрочное жилищное финансирование в современных экономических условиях Российской Федерации: опыт и рекомендации: Методическое пособие. – М., 2001.

12. Отчет ЗАО «Бизнес Порт» Маркетинговые исследования и Бизнес - решения.

13. Оценка недвижимости: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит»/ Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 492с.

14. Пашов Д.Б. О законодательном обеспечении доступного жилья в России// Законодательство и экономика: журнал для деловых людей. – 2006, №6, с.26-33.

15. Рахман И.А. Методы ценообразования объектов недвижимости в строительстве. М.: МАКС Пресс, 2001.

16. Рогова Е.С. Новые возможности на рынке недвижимости (что такое тайм-Шер?) // Законодательство. – 1998, №2, с.33-36.

17. Саввина А.А. Риэлторы. Как себя защитить? // Юрист. – 2005, №2, с.15-18.

18. Шпрингель В.К. Ценовые «пузыре» на рынке недвижимости // Бизнес и банки: банковская газета. – 2005, №18/19, с. 1-5.

19. Экономика недвижимости/под ред. В.И. Ресина. - М.: Дело, 2000. -328с.

20. Экономика недвижимости/Под ред. В. Боровкова, В. Мокина. – СПб: Питер, 2007. – 415с.



 


[1] Пашов Д.Б. О законодательном обеспечении доступного жилья в России// Законодательство и экономика: журнал для деловых людей. – 2006, №6, С.27.

[2] Экономика недвижимости/ Под ред. В. Боровкова, В. Мокина. – СПб: Питер, 2007. С. 41.

[3] Иваницкая И.П. Введение в экономику недвижимости: учебное пособие. – М.: КноРус, 2007.С. 96.

[4] Экономика недвижимости /Под ред. В.И. Ресина. – М.: Дело, 200. С. 52.

[5] Экономика недвижимости /под ред. В.И, Ресина. – М.: Дело, 2000. С. 125,

[6] Пашов Д.Б. О законодательном обеспечении доступного жилья в России // Законодательство и экономика: журнал для деловых людей. – 2006, №6. С.30.

[7]  Иваницкая  И. П.  Введение  в  экономику  недвижимости:  учебное  пособие.  М.:  КноРус 2007. С 180

[8] Иваницкая  И. П.  Введение  в  экономику  недвижимости:  учебное  пособие.  М.:  КноРус 2007. С 175


[9] Каменцкий М.И. Ипотечное кредитование на рынке жилья (народнохозяйственный и региональный аспекты). – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. С. 15.


[10]  Борисов Е. В. Ценовые «пузыри» на рынке недвижимости // Банковское дело. -2006, №1, С 24


[11] Каменцкий М.И. Ипотечное кредитование на рынке жилья (народнохозяйственный и региональный аспекты). – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. С. 10

[12]  Экономика  недвижимости  /  Под  редакцией  В.  Боровкова,  В.  Мокина.  – СПб:  Питер, 2007. С 415.

[13] Каменцкий М.И. Ипотечное кредитование на рынке жилья (народнохозяйственный и региональный аспекты). – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. С. 8.


[14] Экономика недвижимости /под ред. В. Боровкова, В. Мокина. – СПб: Питер, 2007. С. 212.

[15] Каменцкий М.И. Ипотечное кредитование на рынке жилья (народнохозяйственный и региональный аспекты). – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. –С.12.


[16] Каменцкий М.И. Ипотечное кредитование на рынке жилья (народнохозяйственный и региональный аспекты). – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. С. 20.


[17] Каменцкий М.И. Ипотечное кредитование на рынке жилья (народнохозяйственный и региональный аспекты). – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. С. 22.


[18] Каменцкий М.И. Ипотечное кредитование на рынке жилья (народнохозяйственный и региональный аспекты). – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. С. 24.


[19] Каменцкий М.И. Ипотечное кредитование на рынке жилья (народнохозяйственный и региональный аспекты). – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. С. 24.

[20] Отчет ЗАО «Бизнес Порт» Маркетинговые исследования и Бизнес - решения

[21] Отчет ЗАО «Бизнес Порт» Маркетинговые исследования и Бизнес - решения

[22] Отчет ЗАО «Бизнес Порт». Маркетинговые исследования и Бизнес-решения.


[23] Отчет ЗАО «Бизнес Порт» Маркетинговые исследования и Бизнес - решения

[24] Пашов Д.Б. О законодательном обеспечении доступного жилья в  России // Законодательство и экономика: журнал для деловых людей. – 2006. С. 28.

[25] Пашов Д.Б. О законодательном обеспечении доступного жилья в  России // Законодательство и экономика: журнал для деловых людей. – 2006. С. 29.



Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ