Банковская система России
От
четвертого фактора (наличия установленного законодательством права государственных органов
отклонять решения руководства центрального банка, а со стороны центрального банка —
обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного
регулирования) политическая независимость центрального банка зависит в значительной степени.
Наиболее
низкая степень независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику
была у центральных банков Франции и Италии до создания Европейской системы
центральных банков (ECЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ). В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем
было передано правительству. Центральный
банк выступал в роли консультанта и руководствовался решениями правительства. После Второй мировой войны
руководство Банком Франции находилось под влиянием министерства финансов.
В законодательстве
Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка, инструктировать его,
отменять его решения.
В
некоторых странах, хотя их законодательство и не содержит формального права государства на
вмешательство в денежно-кредитную политику центрального банка, но обязывает координировать стратегию банка с
политикой правительства.
Центральный
банк Швейцарии является наиболее независимым. В законодательстве этой страны не закреплено
право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка.
Пятый
фактор независимости центрального банка — законодательное ограничение
кредитования правительства. Этот фактор влияет как на экономическую, так и на политическую
независимость центрального банка. Данный фактор имеет значение только при условии
существования системы непосредственного финансирования правительства центральным
банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран.
1.3.1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО
БАНКА
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской
системе,
поэтому основные цели их деятельности — укрепление денежного обращения, защита
и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к
иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение
эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно центральный банк должен решать пять основных
задач — он
призван быть:
1)
эмиссионным
центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
2)
органом регулирования
экономики денежно-кредитными
методами, т.е. проводить денежно-кредитную и
валютную политику;
3)
«банком
банков», т.е.
совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с
банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых
устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции);
осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и
профессионализма
в национальной кредитной системе;
4)
банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные
ценные бумаги, предоставлять кредиты
и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;
5)
главным расчетным центром
страны, выступая посредником
между другими банками страны при выполнении
безналичных расчетов.
В
большинстве стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством, особенно две первые — самые главные
В качестве «банка банков» центральный банк предоставляет
кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону
центральный банк
вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида
операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе
казначейских; залоговые операции с ценными
бумагами, векселями и платежными требованиями.
При
решении пяти названных задач центральный банк выполняет определенные функции. В отечественной и зарубежной
литературе нет однозначного подхода к
определению функций центральных банков. В одних источниках их насчитывается более 10, в других — всего одна
(в действующей Конституции Российской
Федерации).
В связи с этим представляется целесообразным из
многообразия функций центральных банков выделить основные (основные обязанности), без которых невозможно достижение главной
цели — сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные
(заполняющие оставшуюся часть круга обязанностей), способствующие достижению этой главной
цели.
К основным функциям, осуществляемым подавляющим
большинством центральных банков, целесообразно отнести регулирующую,
контролирующую и
обслуживающую. Все остальные являются дополнительными функциями.
К регулирующей функции относятся: регулирование
денежной массы в
обращении и управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное регулирование, разработка и
проведение государственной денежно-кредитной политики. Это достигается путем
уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения
дисконтной политики, политики минимальных
резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем организации платежно-расчетных отношений коммерческих
банков (нередко последнюю относят к
обслуживающей функции).
Контролирующая функция тесно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора
за работой кредитной системы. Эта функция включает определение соответствия
требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска
кредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный банк,
пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет
контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов.
Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства
и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду с центральными банками контроль и
надзор за
деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.
Обслуживающая функция включает в себя выполнение
роли финансового агента
правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во
многих странах по закону центральный банк обязан давать при необходимости
рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии
кредитной системы.
Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя
объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно
реагировать на
глобальные и локальные экономические процессы. От достоверности оценки
информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принимая решение о
дополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное управление центрального банка
основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, чтобы при
необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
Информационно-исследовательская деятельность центрального
банка предполагает
также консультирование. В порядке информационного обмена, а также с целью проведения
консультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе на
международном уровне.
Функции центрального банка зачастую переплетаются, из
одной вытекает другая,
если этого требует достижение поставленной цели или решение какой-то определенной задачи.
1.3.2 ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ.
В
настоящее время деятельность центрального банка в России определяется
специальным Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)». До этого действовал Закон РФ от 2 декабря 1990 года №
394-1 с рядом изменений, внесенных в течение 11 лет после его принятия. Наиболее важные
поправки были сделаны
в 1995 году. Принятие этого Закона сыграло известную роль в начале периода
реформирования в
России. С тех пор накоплен определенный опыт работы Банка России (как позитивный, так и
негативный). В намерения авторов нового Закона входило: сделать деятельность главного банка
страны более прозрачной и подконтрольной государственным органам, направить усилия по
денежно-кредитному регулированию на решение проблем развития отечественной экономики.
В пункте 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации
указана лишь основная функция Банка России — защита и обеспечение устойчивости
рубля. И это не
случайно. В такой огромной стране, как Россия, длительная устойчивость рубля (как экономической
категории) немыслима без прочной экономики с хорошо организованной денежно-кредитной
системой.
В обязанности Банка России по законодательству входит
необходимость обеспечения устойчивости рубля за счет:
•
взаимодействия с Правительством
Российской Федерации при разработке и
проведении единой государственной денежно-кредитной политики;
•
монополии
на эмиссию наличных денег и организацию их обращения;
•
выполнения
роли кредитора последней инстанции для кредитных коммерческих банков и организации
системы их рефинансирования;
•
установления
правил осуществления расчетов в стране;
•
установления
правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для
банковской системы;
•
обслуживания
счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
•
осуществления
эффективного управления золотовалютными резервами;
•
проведения
государственной регистрации кредитных организаций, выдачи, приостановления и отзыва лицензии
кредитных организаций;
•
осуществления
надзора над деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
•
регистрации
эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;
•
осуществления
самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации всех видов
банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
• организации и
осуществления валютного регулирования и валютного. контроля;
•
определения
порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами,
а также юридическими и физическими лицами;
•
установления
правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
•
установления
и публикации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю;
•
участия в
разработке прогноза и организации составления платежного баланса Российской Федерации;
•
установления
порядка и условий осуществления валютными биржами их операций, выдачи, приостановки и
отзыва разрешений на организацию купли-продажи иностранной валюты;
•
проведения
анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам,
прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
публикации соответствующих материалов и статистических данных;
• осуществления иных функций в соответствии с федеральными законами.
Возложенные на него полномочия Банк России осуществляет
независимо от
других федеральных органов власти. Детальный перечень обязанностей Банка России не противоречит международной
практике работы центральных банков. Как и центральные банки других стран, Банк
России прежде всего осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное
регулирование экономики.
Выполнение Банком России его основных функций предполагает
необходимость контроля и надзора над деятельностью кредитных организаций. Банк
России сочетает
проведение денежно-кредитной политики с надзором за работой кредитных организаций, являясь,
практически, единственным надзорным органом в стране.
Передача надзорных функций от Банка России другим
органам власти не противоречит мировой практике. По мере развития отечественных финансовых
рынков она может
быть в известной мере осуществлена и в нашей стране.
Еще одной особенностью деятельности Банка России является
превалирование в
денежно-кредитном регулировании таких инструментов, как агрегат денежной массы М2
и валютных интервенций при недостаточно активном использовании процентной политики.
Система рефинансирования Банком России кредитных
организаций имеет свою специфику. В мировой практике широко распространено
рефинансирование в форме учета (покупки) векселей у коммерческих банков.
Процесс рефинансирования коммерческих банков в России был запущен в 1992 году.
В тот период векселя еще не играли заметной роли, и Банк России начал выдавать
кредиты на рыночных условиях уполномоченным коммерческим банкам на основании
решений Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной
политики.
Курс Банка России на развитие рыночных механизмов
экономического регулирования отразился затем в организации (с февраля 1994 г.)
кредитных аукционов, с введением которых ограничивалось административное
установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка. В 1996
году был введен еще один инструмент рефинансирования банков — ломбардное
кредитование.
Ставка рефинансирования — это одна из важнейших процентных
ставок, которую Банк России использует при предоставлении кредитов банкам. Она
является наиболее наглядным показателем процентной политики Банка России.
В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке
Российской Федерации
(Банке России)» от 10 июля 2002 года усиливается роль и ответственность Банка России за проведение единой
государственной денежно-кредитной политики.
В связи с необходимостью приведения денежно-кредитной политики в соответствие с новыми приоритетами
экономической политики государства по
преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическому росту
Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики.
Этот документ состоит из двух разделов. В первом разделе
рассматриваются итоги
развития экономики и проведения денежно-кредитной политики за предыдущий год.
Во втором разделе устанавливаются цели денежно-кредитной политики на предстоящий год.
Особое внимание уделяется перспективам макроэкономического развития страны в
целом, а также бюджетной и валютной политике, развитию системы финансовых
рынков.
Среди особенностей деятельности Банка России следует
выделить также то, что его уставный капитал и иное имущество являются 100 %-ной
федеральной собственностью.
1.4 КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ДРУГИЕ
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Современные коммерческие банки — это банки, обслуживающие
организации, а также население —
своих клиентов. Коммерческие банки являются основным
звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки представляют собой
самостоятельные субъекты экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий
характер. Согласно банковскому
законодательству банк — это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства
физических и юридических лиц, размещать
их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и проводить расчетные операции по
поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют (или должны
осуществлять), комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от
специальных кредитных организаций небанковского
типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг. В соответствии со своими функциями как банка
коммерческий банк осуществляет:
1) аккумуляцию (привлечение) временно свободных денежных
средств в
депозиты;
2)
их
размещение;
3)
расчетно-кассовое
обслуживание клиентов.
Коммерческие банки выступают, прежде всего, как
специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, привлекают временно свободные
средства
хозяйства, с другой стороны, удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые
потребности организаций и населения.
Экономическую
основу деятельности по аккумуляции
и размещению кредитных ресурсов составляет
движение денежных средств — объективный процесс, оказывающий влияние на формирование и использование ссужаемых
стоимостей. Организуя этот процесс,
коммерческий банк выступает коммерческим предприятием, обеспечивающим выгодное помещение аккумулированных кредитных ресурсов.
В период перестройки в России считалось, что коммерческие
банки — это банки,
основной целью которых является получение максимальной прибыли. Данный тезис был
продекларирован даже в Законе «О банках и банковской деятельности». Однако дальнейшее развитие
банковской системы показало, что в условиях рыночной экономики банки, как уже отмечалось,
должны не только стремиться
к получению максимально возможных доходов, но и минимизировать риски, обеспечить ликвидность,
надежность и стабильность функционирования, планировать свою деятельность с
учетом интересов всего общества, в том числе участвовать в реализации социально
ориентированных проектов и программ, поддерживать свой имидж, развивать филиальную сеть,
предоставлять более широкий спектр услуг большему числу клиентов.
Коммерческие банки играют важную роль в реализации
политики центрального
банка, обеспечивающей соответствие количества денег в обращении задачам
поддержания стабильности денежного обращения в стране, управления инфляцией и курсом рубля, поддержания
нормальных темпов экономического роста и высокого уровня занятости населения.
Коммерческие банки, концентрируя на своих счетах временно
свободные денежные
средства клиентов, имеют возможность предоставлять их в ссуду субъектам экономики, испытывающим
недостаток средств для осуществления платежей, инвестиций и т.д. Таким образом, банки
регулируют общую ликвидность экономики. Никакие другие институты финансового рынка,
поскольку они не ведут расчетных и текущих счетов, не могут выполнять аналогичные функции.
Особое
значение имеет деятельность банка в области окончательного урегулирования расчетов между
субъектами экономики. Действительно, одно из важнейших направлений деятельности банка
— осуществление платежей и расчетов. Другие финансово-кредитные институты (кроме банков) эту
задачу фактически не
выполняют. Исключением являются лишь клиринговые палаты и расчетно-кассовые
центры. Но последние либо входят в состав банка (например, центрального, как РКЦ Банка России), либо,
являясь частными (акционерными) организациями, выполняют лишь операции по
взаимозачету, предоставляя право окончательного урегулирования задолженности
(выполнения платежных операций) банку.
Существуют и иные признаки, отличающие банки от
небанковских финансово-кредитных
институтов:
•
для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами. Это отличает банки от финансовых
брокеров и дилеров, которые действуют на финансовом рынке, не выпуская собственных
долговых обязательств;
•
банки
принимают на себя безусловные обязательства кредитного характера (по активам и пассивам)
перед юридическими и физическими лицами в основном с фиксированной суммой долга,
например, при помещении средств клиентов на счета по вкладам, при выпуске финансовых
векселей, депозитных и сберегательных сертификатов. Этим банки отличаются от инвестиционных
фондов, которые мобилизуют
ресурсы на основе выпуска собственных акций;
•
банки —
это кредитные институты универсального типа, выполняющие широкий спектр операций и услуг
финансового характера.
В
последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом эксперты отмечают наличие двух, на первый
взгляд взаимоисключаемых тенденций: универсализации и специализации банковской
деятельности, подчеркивая, что со специализацией банков усиливаются тенденции к
универсализации. Традиционно занимавшиеся в большей степени теми или иными
операциями коммерческие банки вторгаются в смежные сферы деятельности. Следовательно, вид
коммерческого банка (универсальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т.п.)
определяется
наряду с содержанием его операций степенью развития экономики страны, кредитных
отношений, денежного и финансового рынков.
В
настоящее время коммерческие банки большинства западных стран выполняют различные операции для удовлетворения
финансовых потребностей всех типов клиентов от мелкого вкладчика до крупной
компании. Крупные банки осуществляют
для своих клиентов сотни видов операций и услуг, например, ведение депозитных счетов, безналичные переводы
средств, прием сбережений, выдачу
разнообразных кредитов, покупку-продажу ценных бумаг, операции по доверенности, хранению ценностей в сейфах.
Благодаря этому коммерческие банки
постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса.
Особенности коммерческих банков проявляются в ходе
выполнения присущих
им операций и услуг. Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление
банковских функций на практике.
По российскому законодательству к числу основных
видов банковских операций относят следующие:
1)
привлечение
денежных средств юридических и физических лиц во вклады до -востребования и на
определенный срок;
2)
предоставление
кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;
3)
открытие
и ведение счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по
поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;
5)
инкассация
денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов;
6)
управление
денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;
7)
покупка у
юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной
формах;
8)
осуществление
операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;
9)
выдача
банковских гарантий.
В Законе «О банках и банковской деятельности»
подчеркивается, что небанковские кредитные организации вправе осуществлять банковские операции, за исключением операций,
предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 9 этого Закона. Допустимые сочетания иных банковских операций для
небанковских кредитных организаций
устанавливаются Банком России.
Кроме того, в соответствии с российским банковским
законодательством коммерческие банки
помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1)
выдачу
поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2)
приобретение права требования
по исполнению обязательств от третьих лиц в
денежной форме;
3) оказание консультационных и
информационных услуг;
4)
предоставление
в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в
них сейфов для хранения документов и ценностей;
5)
лизинговые
операции.
Кредитная организация также вправе проводить иные сделки,
присущие ей как
юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все банковские операции и сделки осуществляются в рублях,
а при наличии
соответствующей лицензии Банка России — и в иностранной валюте (валютные операции).
Кредитной организации, в том числе коммерческому банку,
запрещается занятие
производственной, торговой и страховой деятельностью, т.е. эти операции
следует отнести к числу небанковских.
В отечественной экономической литературе нередко не
делают различий между понятиями «операции банка» и «услуги банка».
Распространено определение банковских услуг как «массовых операций». Однако из такого
определения не
ясно, чем услуги отличаются от банковских операций. Между тем о банковских услугах речь может идти
лишь в рамках взаимоотношений «клиент — банк». Именно наличие клиента и позволяет говорить об операции
банка в качестве его услуги.
Услуги коммерческих банков можно определить как проведение банковских операций по поручению клиента
в его пользу за определенную плату.
Основные характеристики банковской услуги:
•
банковская
услуга носит нематериальный характер;
•
продукт не
складируется, но в банках создаются запасы денежных средств, которыми управляет банкир;
•
проведение
банковских операций и услуг регламентируется в законодательном порядке;
•
автор
новой банковской услуги не имеет авторских прав;
•
система
сбыта (предоставления банковских операций и услуг) эксклюзивна и интегрирована, поскольку
все филиалы одного банка выполняют одинаковый набор банковских операций и услуг.
Важно отметить, что в соответствии с российским банковским
законодательством кредитным
организациям запрещается заключать соглашения и осуществлять согласованные действия, направленные на монополизацию рынка
банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковском деле.
Приобретение акций (долей) уставного капитала кредитных организаций, а так же
заключение соглашений, предусматривающих осуществление контроля за
деятельностью кредитных организаций (их объединений), не должно противоречить
антимонопольным правилам.
1.4.1
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Первым и основополагающим принципом деятельности
коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Это
означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное
соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться
соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсам.
Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Если банк привлекает
средства главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в
долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой.
Вторым принципом является экономическая
самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за
результаты своей деятельности. Это предполагает свободу распоряжения
собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор
клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. По своим обязательствам
коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на
которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих операций коммерческий
банк берет на себя.
Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения
коммерческого банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные
отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из
рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.
Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается
в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только
косвенными экономическими (а не административными методами). Государство
определяет лишь «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им
приказов.
1.4.2
ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Одной из важнейших функций коммерческого банка является
посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения
денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов
предприятий и денежных доходов частных лиц. Перераспределение ресурсов
осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику на
условиях платности и возвратности. Плата формируется под влиянием спроса и
предложения заемных средств.
Банки своей деятельностью уменьшают степень риска и
неопределенности в экономической системе.
Вторая важнейшая функция коммерческих банков –
стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом
рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально
мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно
эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению
денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих
банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка
необходимы гарантии высокой надежности помещения ресурсов в банк и доступность
информации о деятельности коммерческих банков.
Третья функция банков – посредничество в платежах между
отдельными самостоятельными субъектами.
В связи с формированием фондового рынка получает
развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными
бумагами.
1.4.3 ПРАВОВАЯ БАЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков
на территории Российской Федерации определен
Законом № 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В
соответствии с этим законом в Российской Федерации действует лицензионный
порядок осуществления банковской деятельности. Банковские операции могут
производиться только на основании специальной лицензии ЦБР. Необходимость
особого лицензирования банковских операций вызвана их повышенным риском и
влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в
экономике. Организации, совершающие банковские операции, нуждаются в строгом
государственном регулировании и контроле со стороны ЦБР, поэтому они
обязательно должны получать лицензии на совершение банковских операций и
проходить регистрацию в ЦБР. В противном случае банковские операции являются
незаконными.
Правовые нормы учреждения и организации коммерческих
банков регламентируется банковским законодательством, законодательными актами,
определяющими организационно-правовые формы предприятий и общие положения о
предпринимательской деятельности, а также банковскими нормативными документами.
Для организации работы по
созданию и контролю за
деятельностью коммерческих банков ЦБ РФ разработал в 1991 г. "Методические
указания о создании и деятельности коммерческих банков на территории
РСФСР", в которые в последующие годы вносились некоторые
изменения и дополнения. Этот документ содержит
сведения о порядке создания банка, получения
лицензии на право проведения банковских операций, условия государственной
регистрации и открытия филиалов банка. Особый раздел посвящен надзору за
деятельностью банков со стороны Банка России и их ответственности за нарушения
действующих правил. В последнем разделе представлен порядок ликвидации
коммерческого банка.
Коммерческий банк получает статус юридического лица с
момента регистрации его устава и получения лицензии на
совершение банковских операций от Центрального банка республики, на территории
которой он находится.
Учредителями, акционерами коммерческих банков могут быть
граждане и юридические лица, за исключением представителей органов власти всех
уровней, их исполнительных органов, политических
организаций и специализированных общественных организаций.
Предприятия и организации, имеющие неликвидный баланс
или объявленные неплатежеспособными, не могут быть учредителями, акционерами,
участниками коммерческого банка.
Каждый коммерческий банк обладает обособленным
имуществом: зданиями, сооружениями, оборудованием, инвентарем, уставным и
другими фондами и средствами, принадлежащими банку на праве собственности.
Уставный фонд банка образуется за счет средств акционеров, поступивших от
реализации акций банка, если банк создается как акционерное общество, или за
счет паев (вкладов) участников, если создаваемый банк является товариществом с
ограниченной ответственностью.
В качестве вклада в уставный капитал акционеры
(участники) банка могут внести денежные средства в рублях и иностранной валюте,
здания, сооружения, оборудование и другие
материальные ценности, ценные бумаги, права пользования землей, водой и другими
природными ресурсами, зданиями, сооружениями и
оборудованием, а также иные имущественные права. Вклад, оцененный в рублях,
составляет долю акционера, участника в уставном капитале.
Уставный капитал коммерческого банка формируется только
за счет собственных средств акционеров
(участников). Доля любого из участников в уставном
капитале не должна превышать 35%. По своим обязательствам
банк несет ответственность в пределах всего
имущества, являющегося его собственностью. Участники банка, созданного как товарищество с
ограниченной ответственностью, отвечают по его обязательствам в пределах своего пая, а
участники акционерного банка — в пределах стоимости приобретенных ими акций. Минимальный размер
уставного капитала для вновь образуемых коммерческих банков всех видов на
территории России повышается и установлен с
10.10.94 г. в размере 3 млрд. руб. (эквивалент 1 млн. ЭКЮ). По решению ЦБ РФ до 1999
г. российские коммерческие банки должны увеличить размер собственных средств до суммы,
эквивалентной 5 млн. ЭКЮ. На сегодняшний день минимальный размер уставного
капитала для вновь образуемых банков должен быть не менее 27.130.000 рублей.
"Методические указания" предусматривают необходимый для получения лицензии и государственной
регистрации банка пакет документов, представляемый в региональное Главное управление ЦБ.
Департамент банковского надзора ЦБ осуществляет методическое руководство по
вопросам регистрации и лицензирования кредитных учреждений, а также контроль за этим
процессом.
Коммерческие банки действуют на основании Устава, который принимается его участниками. В Уставе
закрепляются функции банка, его правоспособность, структура, порядок образования и полномочия органов управления. Коммерческим
банкам запрещается осуществлять деятельность в сфере материального
производства и торговли материальными ценностями, а также заниматься всеми
видами страхования, за исключением страхования валютных и кредитных рисков.
Банки могут выступать учредителями и участвовать собственными средствами на долевой основе в хозяйственной
деятельности предприятий и организаций.
Взаимоотношения банков с клиентами строятся на основе
договоров, при этом стороны имеют широкие возможности
в определении их условий. Например, с 1 января 1992 г. в России отменены ограничения на установление процентных ставок
по операциям коммерческих банков. Банк и
предприятие, вступая в договорные отношения друг с другом, стремятся к
осуществлению своих хозрасчетных интересов, эффективному сотрудничеству.
В ходе надзора за деятельностью коммерческих банков,
осуществляемого Департаментом банковского Надзора, проверяется правильность исполнения банковского
законодательства и нормативных актов ЦБ РФ, а также контролируется соблюдение банками обязательных
экономических нормативов. В этих целях может быть произведена сплошная или выборочная проверка операций банков.
Банки обязаны представлять учреждению ЦБ по месту
своего нахождения балансы, планы, отчеты и другие документы, необходимые для
определения правильности ведения кредитно-расчетных операций.
К коммерческим банкам, допускающим недостатки в работе,
могут применяться санкции или соответствующие меры. Например, банку даются
рекомендации о возможных путях ликвидации недостатков, о проведении мероприятий
по финансовому оздоровлению банка (увеличению собственных средств, изменению
структуры активов и т.п.). В качестве санкций применяются повышение нормы
обязательных резервов; взыскание штрафа в размере дохода, полученного в
результате неправомерных действий банка; отзыв лицензии на ведение банковских
операций или введение ограничения на проведение банком операций. Отзыв лицензии
действует как решение о ликвидации банка. Эта мера применяется в следующих
случаях: при обнаружении недостоверных сведений, на основании которых выдана
лицензия; при задержке начала деятельности более чем на один год с даты выдачи
лицензии; осуществлении операций, запрещенных законодательством и выходящих за
пределы предоставленной банку лицензии; выявлении нарушений банком требований
антимонопольного законодательства (например, превышение доли в 35% уставного
капитала банка одним из его участников). Организационная и управленческая
структура коммерческого банка регламентируется его Уставом, в котором
содержатся положения об органах управления банка, их структуре, порядке
образования и функциях. Коммерческие банки не имеют вышестоящих органов.
Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров
(пайщиков), созываемое ежегодно для решения следующих вопросов: изменение
Устава и уставного капитала, избрание Совета банка, утверждение годовых результатов
деятельности, распределение доходов банка, создание и ликвидация дочерних
предприятий банка и некоторых других важных вопросов деятельности банка (не
касающихся его менеджмента).
Организация взаимоотношений ЦБР с коммерческими
банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены
соответствующим банковским законодательством. Так, с учетом складывающейся
ситуации в экономике ЦБР регулирует деятельность коммерческих банков
посредством использования такого комплекса экономических методов, как:
- изменение норм обязательных резервов, размещаемых
коммерческими банками в ЦБР;
- изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР
коммерческим банкам, а также процентных ставок по кредитам;
- проведение операций с ценными бумагами и с иностранной
валютой.
Для этих целей ЦБР была разработана в 1991 г.
инструкция № 1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и
Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы
России за счет взносов коммерческих банков, вступившие в действие с 1 июля 1991
г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|