Банковская система России
В соответствии с вышеуказанными нормативными документами
ЦБР образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого
формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных
коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций.
1.4.4
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧИСКИХ БАНКОВ
В настоящее время в России все большее значение
приобретают вопросы стабильности, надежности, устойчивости банковской системы в
целом и ее элементов — банков.
Под устойчивостью банка следует понимать такое его динамичное состояние, которое обеспечивает
необходимую степень защиты от неблагоприятного воздействия внешних и внутренних
факторов. Устойчивость банка можно рассматривать как условие его прогрессирующего
движения. Виды устойчивости банков можно классифицировать по ряду признаков, в том числе по
характеру (экономическая,
политическая, моральная устойчивость); исходя из общей ее оценки (реальная и мнимая
устойчивость); по времени обеспечения (долгосрочная и краткосрочная устойчивость); по
характеру сбалансированности (сбалансированная и с неустойчивым равновесием); по структуре
(финансовая, организационная,
кадровая, операционная, коммерческая устойчивость); по проводимой политике (постоянная или часто
меняющаяся устойчивость в рамках общей концепции); с позиции равномерности развития банков
(быстро развивающаяся, равномерно развивающаяся и неравномерно развивающаяся
устойчивость); с
позиции общественной полезности (общественно полезная и эгоистичная устойчивость).
Экономическая
устойчивость банка во многом
определяется финансовыми результатами его
деятельности, уровнем принимаемых банком рисков в сочетании с его
ликвидностью и доходностью.
Ликвидность (от лат. liquidus — жидкий, текучий) в буквальном
смысле означает легкость реализации, продажи, превращения материальных
ценностей и
прочих активов в денежные средства. Ликвидность банка нередко определяют как
способность банка приобретать наличные средства в центральном банке или банках-корреспондентах по
разумной цене. В целом ликвидность банка предполагает возможность продавать
ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и
осуществлять эмиссию акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, других
долговых инструментов.
Термин платежеспособность несколько шире:
подразумевается не только и не столько возможность превращения активов в быстрореализуемые,
сколько способность
юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные
обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера.
Таким образом, ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие
платежеспособности, контроль за соблюдением которой уже берет на себя не только само
юридическое или физическое лицо, но и определенный внешний орган надзора и контроля.
Ликвидность для коммерческого банка — это его
способность обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву.
Ликвидность
банка определяется сбалансированностью активов и пассивов его баланса, степенью
соответствия сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов.
Нормы ликвидности банка обычно устанавливаются как
отношение различных
статей активов баланса ко всей сумме или к определенным статьям пассивов или, наоборот, пассивов
к активам. Ликвидность банка — основа его платежеспособности.
Платежеспособность трактуется как способность банка в
должные сроки и
в полной сумме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками по выплате
депозитов, перед акционерами — по выплате дивидендов, перед государством — по
уплате налогов, перед персоналом — по выплате заработной платы).
В современной экономической литературе описаны два
подхода к характеристике
ликвидности. Ликвидность можно понимать как «запас» или как «поток». Запас характеризует
ликвидность банка на определенный момент времени, его способность ответить по
своим текущим обязательствам, в особенности по счетам до востребования.
Как «поток» ликвидность оценивается за определенный
период времени либо на перспективу. При этом подход к ликвидности с точки
зрения «запаса» характеризуется
как весьма узкий. Нужно иметь в виду, что при рассмотрении ликвидности как «потока»
повышенное внимание уделяется возможности обеспечения обращения менее ликвидных
активов в более ликвидные, а также притоку дополнительных средств, включая
полученные займы. Следовательно, наибольшее значение приобретает не только оценка
ликвидности — «потока», но и оценка ликвидности — «прогноза».
Для
оценки совокупной ликвидности коммерческого банка нужно системно рассматривать стационарную
ликвидность («запас»), текущую ликвидность («поток») и перспективную ликвидность
(«прогноз»).
Таким образом, ликвидность баланса банка подразумевает
моментную оценку
состояния банка на определенную дату, т.е. ликвидность баланса есть составная часть ликвидности банка.
При этом баланс коммерческого банка должен обеспечивать представление данных
аналитического и синтетического учета в форме, приемлемой для расчета совокупной
ликвидности банка. При несоблюдении второго условия может возникнуть
ситуация, когда, обладая достаточно ликвидным балансом на определенную дату,
банк тем не менее полностью или частично неликвиден.
На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
оказывает влияние
ряд факторов, которые можно разделить на макро- и микроэкономические.
К основным макроэкономическим факторам, определяющим
ликвидность и
платежеспособность банка, относят, например, геополитическую и макроэкономическую обстановку в
стране, совокупность законодательных, юридических и правовых норм банковской
деятельности, структуру и стабильность банковской системы, состояние денежного рынка и
рынка ценных бумаг.
На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
влияют и микроэкономические факторы. К числу основных таких факторов относят ресурсную базу банка, качество
вложений, уровень менеджмента, функциональную структуру и мотивацию деятельности банка.
Следует отметить, что указанные группы факторов
оказывают воздействие в комплексе, причем взаимосвязь наблюдается как в отдельных группах, так
и между
группами.
В зарубежной практике общий резерв ликвидности подразделяется
на первичный и
вторичный.
Первичный резерв ликвидности рассматривается как главный источник
ликвидности банка.
В балансовых отчетах в роли первичных резервов фигурируют активы, включаемые в статью
«Наличность и задолженность других банков», куда входят средства на счетах
обязательных резервов, средства на корреспондентских счетах (вкладах) в других коммерческих
банках, наличные деньги в сейфе и чеки, а также иные платежные документы в процессе
инкассирования. Доля первичных резервов оценивается отношением наличных
активов к сумме вкладов или к сумме всех активов.
Вторичный резерв ликвидности — высоколиквидные доходные активы, которые с минимальной задержкой и
незначительным риском потерь можно превратить в наличные средства. К ним
относятся активы, которые обычно составляют портфель правительственных ценных
бумаг, и в некоторых случаях — средства на ссудных счетах. Основное назначение вторичных
резервов — служить источником пополнения первичных резервов.
Общий резерв ликвидности коммерческого банка зависит от
нормы обязательного резерва, устанавливаемого центральным банком, и уровня
резерва ликвидности,
определяемого банком самостоятельно для себя. Каждый коммерческий банк стремится создать
минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал
исходя из своей ликвидности, надежности, прибыльности.
Ликвидность — важнейшая качественная характеристика
деятельности банка,
свидетельствующая о его надежности, стабильности, устойчивости. Для обеспечения ликвидности банку
необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы, не утрачивая своей
стоимости, могут своевременно преобразовываться в денежные средства по мере востребования
пассивов.
Ликвидность тесно связана с доходностью банка, но в
большинстве случаев желание достижения высокой ликвидности противоречит необходимости обеспечения более высокой
прибыльности. Наиболее рациональная политика коммерческого банка в области
управления ликвидностью состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и
прибыльности. Следовательно, анализ ликвидности, прибыльности и уровня риска банка нужно
проводить в комплексе.
За последние годы наблюдалось существенное возрастание рисков,
связанных
с банковской деятельностью, что ставит проблему «риск — ликвидность» в центр управления банковскими
операциями. Наиболее распространенными финансовыми рисками являются риск
неплатежеспособности заемщика, кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск
несбалансированной ликвидности.
Риск постоянно сопутствует банковской деятельности.
Риски в банковской практике
— это опасность (возможность) потерь для банка при наступлении определенных событий.
Риски могут быть как собственно банковскими
(внутренними), связанными с функционированием кредитного института, так и внешними, или общими.
Важнейшим
способом преодоления или минимизации рисков является их регулирование, т.е.
поддержание, как мы уже говорили, оптимального соотношения ликвидности и
платежеспособности банка в процессе управления его активами и пассивами. Высокий уровень
прибыльности, как правило, связан с высокорисковыми операциями. В банковской
практике под рисковыми понимаются или очень выгодные, или весьма невыгодные
операции. Причем потенциальная вероятность получить максимально возможную выгоду
возрастает по мере увеличения степени риска. Анализируя степень рисковости выполнения тех
или иных операций, банки
используют различные приемы с тем, чтобы максимально снизить возможные убытки. Например, банки
создают консорциумы, тем самым, распределяя риски среди нескольких субъектов
отношений; покрывают возникшие убытки от проведения рисковых операций за счет прибыли по
другим видам операций; проводят страхование рисков.
Политика банка должна заключаться в том, чтобы стремиться
достичь равновесия
(оптимального соотношения) между риском и доходом банка. Равновесие в ближайшей перспективе (или
так называемое краткосрочное равновесие) представляет собой соотношение между
ликвидностью и прибыльностью. Чем выше ликвидность банка, тем ниже прибыльность
и, наоборот, чем ниже ликвидность, тем выше ожидаемая прибыль и обязательно риск.
Равновесие в отдаленной перспективе (или долгосрочное равновесие) предполагает, что чем выше
ликвидность, тем
прочнее финансовое состояние банка, его капитальная база, и наоборот, чем ниже ликвидность, тем менее
устойчив банк с точки зрения капитальной платежеспособности.
Доходность и ликвидность банков не достигаются
автоматически. Очевидным решением проблемы привлечения дешевых и размещения
дорогих ресурсов является
проведение такой политики банка, которая может принести наивысший доход при
разумном, с точки зрения руководства банка, уровне риска. Руководство банка — акционеры
(пайщики) — заинтересованы в более высоких доходах, которые могут быть получены
за счет вложения средств в долгосрочные проекты, ценные бумаги сомнительного качества и
т.п. Однако подобные действия серьезно ухудшают ликвидность банка, необходимую при
изъятии вкладов и для удовлетворения законного спроса на кредит. Неспособность же банка
удовлетворить
обоснованные и законные потребности клиентов приведет к немедленной потере банком выгодных контрактов, ослаблению его
конкурентных позиций и в конечном счете к
возможному краху банка как жизнеспособного субъекта рыночных отношений. Таким образом, подобные
операции коммерческих банков могут поставить под сомнение платежеспособность,
ликвидность и устойчивость банковской
системы в целом.
Основным методом управления ликвидностью и
платежеспособностью российских коммерческих банков (с позиций внутреннего и
внешнего аудита) является соблюдение ими экономических нормативов Банка России. В настоящее
время для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Банк России
устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:
• минимальный размер уставного
капитала для вновь создаваемых и минимальный размер собственных средств (капитала) для
действующих банков;
• нормативы достаточности
капитала;
• нормативы ликвидности;
• максимальный размер риска на одного заемщика или
группу взаимосвязанных заемщиков;
• максимальный размер крупных
кредитных рисков;
• максимальный размер риска на
одного кредитора (вкладчика);
• максимальный размер кредитов,
гарантий и поручительств, предоставляемых кредитной организацией своим участникам
(акционерам, пайщикам) и инсайдерам;
• максимальный размер
привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
• нормативы использования
собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других
юридических лиц.
Анализ ликвидности и управление ею в коммерческом банке
проводится одновременно
с анализом доходности его деятельности.
Анализ результативности банковской деятельности
начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли.
Прибыль — это главный показатель результативности работы
банка. Количественная
и качественная оценка прибыльности проводится с целью выяснения финансовой
устойчивости банка. В целом речь идет о качественной стороне дела, а не о массе
той прибыли, которая получена банком. Данные о прибыли, которые используются для оценки работы
банка,— это итоговые показатели, но вопрос заключается в том, за счет каких факторов
она получена и как используется в дальнейшем: на накопление или потребление.
Бытующее представление о том, что надежность банка определяется размером его
прибыли и выплачиваемых дивидендов, более чем спорно. Напротив, высокий дивиденд при
всей его привлекательности для акционеров еще не свидетельствует о высокоэффективной
деятельности кредитной организации. Прибыль должна рассматриваться с позиции ее достаточности
для роста
банковского капитала, в связи с чем ее рациональнее уберечь от чрезмерного распределения на
потребительские цели. Масса прибыли сама по себе — далеко не исчерпывающий
показатель. Ее необходимо сравнивать с другими показателями, характеризующими
деятельность банка. Анализ финансовой деятельности банка проводится одновременно с
анализом ликвидности баланса банка и на основе полученных результатов делают вывод относительно
надежности банка в целом.
Особое значение в обеспечении устойчивости банка имеет
использование современных приемов менеджмента и маркетинга.
Под банковским менеджментом понимают управление
деятельностью банка
по различным направлениям, в том числе управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми
операциями, ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности,
персоналом. Основополагающими моментами в менеджменте являются правильная постановка цели и
выбор соответствующих инструментов для ее достижения. Для каждого банка прежде всего должны
быть ясны его цели. Цели коммерческого банка определяются с позиции его доходности, рентабельности,
ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на
финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном
случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели,
формируемые как текущие задачи.
Наряду
со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно выделить качество
и квалификацию менеджмента,
его маркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в развитии прежде всего
благодаря прекрасно налаженному менеджменту
и маркетингу.
Под маркетингом понимают вид деятельности по
удовлетворению общественных потребностей посредством обмена[3]. Маркетинг — это рыночная
стратегия по
созданию, продвижению и сбыту продуктов/услуг. Банковский маркетинг
представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является
удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основной мотив банковского
маркетинга — удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при
заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности
банка.
В настоящее время маркетинг в
банковской сфере — это:
•
выявление существующих и
потенциальных рынков для предоставления услуг;
• выбор сфер наиболее выгодного
предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов;
• установление кратко- и
долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов услуг;
• предложение услуг таким
образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за
качеством выполнения услуг и получения прибыли от их оказания.
Зарубежный опыт свидетельствует, что маркетингу в целом
придается все большее
значение по мере усиления конкуренции между коммерческими банками и между банками и другими
финансово-кредитными институтами. В некоторых странах с этой Целью даже были созданы
исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга
(например, Институт маркетинга в Великобритании).
В нашей стране вопросы банковского менеджмента и
маркетинга стали волновать банкиров относительно недавно. Подтверждением
является, например, тот факт, что лишь в последней российской инструкции по проведению
аудиторской проверки предусматривается обязательная оценка аудиторами состояния
менеджмента в банке.
I Финансовое состояние банка — это комплексное понятие, которое характеризуется
системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Внутренний аудит предполагает оценку, контроль и анализ
основных направлений
деятельности банка с точки зрения самого банка, его представлений об эффективности работы,
целесообразности проведения тех или иных банковских операций и оказания услуг,
их доходности и пр.
Внешний аудит проводится центральным банком,
другими коммерческими банками, налоговым органом, аудиторскими фирмами и прочими
организациями, а
также клиентами (реальными и потенциальными) коммерческого банка.
Весьма важен для банка не только внутренний анализ его
деятельности, но и сравнение
своих результатов работы с результатами работы других банков. В условиях рыночной экономики важно
проследить также тенденции развития банковской системы на национальном уровне.
Сегодня в России налицо дефицит аналитической информации о работе коммерческих банков.
Поэтому важен рейтинг банков как основа для изучения их деятельности.
В международной практике используются разные методики
составления банковских
рейтингов. Обычно оценку надежности банков, или банковский рейтинг, проводят центральные банки или
государственные органы надзора за работой банков.
В США рейтинг надежности всех американских банков ведет
Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка страны. В Германии эту
работу выполняет
Министерство финансов, используя нерейтинговые методики. В нашей стране Банк
России также проводит работу по оценке надежности и стабильности всех коммерческих банков. Но
особое внимание при этом уделяется, конечно, выявлению банков, находящихся в
нижней части рейтинговой таблицы, т.е. ненадежных, имеющих недостатки в
финансовой деятельности.
Отметим, что правительственные органы во многих странах
мира в отличие от
специализированных рейтинговых агентств не публикуют результаты своих исследований, чтобы не
повлиять на отношение к этим банкам со стороны акционеров и клиентов (реальных и
потенциальных).
Рейтинг банков — это система оценки их деятельности, основанная на финансовых показателях работы и
данных баланса банка. Осуществление рейтинга банка в целом состоит в выведении свободной
оценки по всем направлениям, которые подверглись анализу.
Рейтинговая оценка может быть проведена специальным
рейтинговым агентством
на основании соглашения с банком. Она призвана защитить интересы банка и его клиентов. По
банковскому рейтингу можно судить о финансовом положении кредитного института, его месте и роли
в банковской системе.
Единой универсальной методики анализа устойчивости,
надежности банка не
существует (не только в России, но и за рубежом), поскольку банки различаются по функциональному
признаку, набору выполняемых операций и услуг, составу клиентов, территориальному признаку,
проводимой политике на финансовых рынках и т.д.
В мировой банковской практике существуют два основных
подхода к оценке деятельности
коммерческих банков:
1)
на основе
анализа системы показателей конкретного банка и их сравнения с аналогичными показателями
первоклассных банков;
2) на базе рейтинговой оценки,
производимой надзорными органами.
В России пока сложно полноценно использовать эти подходы
в анализе. В
первую очередь потому, что в нашей стране практически нет экспертных служб, которые профессионально могли
бы в масштабах государства заниматься сбором, обобщением, систематизацией и
публикацией материалов, отражающих деятельность коммерческих банков, как это
делается в экономически развитых странах. Более того, ряд показателей,
применяемых в международной практике, не адаптирован для российских банков.
Поэому необходимо завершить работу по переходу на международные стандарты в области
учета и отчетности банков России, а также оптимизировать принципы их работы.
В США для оценки надежности, стабильности работы
коммерческих банков используют рейтинговую систему CAMEL, в которой важнейшими показателями, характеризующими деятельность
коммерческого банка, являются: достаточность капитала (С); качество активов (А);
уровень менеджмента (М); доходность (Е); ликвидность (L.).
Принцип составления рейтинга состоит в том, что при расчете
названных показателей значение каждого из них отмечается на графике по оси
абсцисс. По оси ординат показателю анализируемого банка соответствует точка,
отражающая положение данного банка в обшей совокупности банков США (в процентах — так называемый
процентиль).
Итак, процентиль характеризует место банка по отношению к группе сопоставимых банков.
В США сопоставимая группа может насчитывать до 100 и более
банков. Учитывая то,
что в США в настоящее время насчитывается примерно 10 000 банков, из них формируют
около 25 групп сопоставимых банков. Основными критериями выделения групп
являются:
а) размер
банка (валюта баланса, сумма всех активов и пр.);
б) местоположение
банка (расположен банк в городе или в сельской местности),
позволяющее оценить уровень конкуренции,
испытываемой банком, что отражается
на уровне его маржи и затрат;
в) наличие
или отсутствие филиальной сети.
Банк
считается устойчивым, если он располагает достаточным капиталом, имеет ликвидный баланс, является
платежеспособным и удовлетворяет ряду требований к качеству его капитала. Общая сумма
баллов, подсчитанная таким способом, используется для определения рейтинга
данного банка по совокупности всех факторов.
1.5
ТЕНДЕНЦИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
На
рубеже XXI века Россия как суверенное и
независимое государство создало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный
банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой
денежно-кредитной политики центрального банка государству в начальные годы XXI века удалось сформировать определенные тенденции
денежно-кредитного регулирования.
ПОВЫШЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ КАК СРЕДСТВА СБЕРЕЖЕНИЯ И ПЛАТЕЖА ПУТЕМ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ И УСТАНОВЛЕНИЯ
ОТНОСИТЕЛЬНО СТАБИЛЬНОГО ВАЛЮТНОГО КУРСА
Тенденция
повышения привлекательности национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием
глубокой трансформации в российской экономике задачи денежного оборота значительно изменились
и требовалось их
кардинальное решение.
Обеспечение
свободного перелива капитала и введение новых денег для удовлетворения
необходимых потребностей экономики (обслуживаемых преимущественно рыночными отношениями),
функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования
различных форм собственности начало
осуществляться при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежного оборота.
Укрепление
номинального курса национальной денежной единицы стало важным сигналом
участникам денежного рынка для пересмотра своих инвестиционных портфелей, а участникам
денежного оборота — для применения мер оптимизации инвестиционных портфелей.
УВЕЛИЧЕНИЕ
ДЕНЕЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩЕЕСЯ В РОСТЕ МОНЕТИЗАЦИИ ВВП И РОСТЕ ДЕНЕЖНОГО
МУЛЬТИПЛИКАТОРА
В условиях увеличения
денежного предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в зависимости от
состояния платежного баланса и государственного бюджета страны. Существенное
значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное
воздействие на динамику скорости обращения. Постепенное усиление монетизации экономики выступает
как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование
способности адекватной реакции субъектов производственного сектора экономики во многом
зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности
центрального банка
за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положения дел в реальном секторе
экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной
тенденции.
Сохранение
действующей динамики скорости обращения денег позволяет более точно оценивать
спрос на деньги. Происходит четкое и регламентированное законодательством
формирование ролевых функций различных хозяйственных структур, прежде всего
центрального банка и коммерческих банков, по осуществлению эмиссии денег и
соответственно изменение их положения, более четкое регулирование денежного оборота.
Формированию
денежной массы в объемах, необходимых для удовлетворения экономически обоснованного
спроса на национальную валюту, способствует и тенденция к увеличению денежного
мультипликатора.
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ
ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ
КОНВЕРТИРУЕМОСТИ РОССИЙСКОГО РУБЛЯ с 2007 года
Тенденции к
глобализации мирохозяйственных связей и превращению национальных экономик отдельных стран в единую мировую экономику сильно воздействуют на денежный оборот в России.
Усиливаются процессы перелива капитала; рабочей силы, товаров и услуг.
Одновременно постепенная, но
неуклонная либерализация валютного регулирования и внешнеторговой деятельности со стороны государства
позволяют обеспечить относительную
стабильность национальной валюты. Такая стабильность определяется конкурентоспособностью товаров и
состоянием платежного баланса страны.
По мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления различных финансовых операций кредитными институтами происходит устранение валютных
ограничений. Это позволяет
государству декларировать требование перевода с 2007 года российского рубля в статус свободно конвертируемой
валюты.
УКРЕПЛЕНИЕ
ДОВЕРИЯ К БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ, ВЫРАЖАЮЩЕЕСЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕЕ ЛИКВИДНОСТИ
И РАСШИРЕНИИ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ
Последовательное снижение
уровня инфляции и устойчивость валютного курса стали базовыми условиями повышения доверия к
национальной валюте
и предпочтения экономическими агентами активов в российских рублях по сравнению с активами в
иностранной валюте.
Состояние ликвидности
национальной банковской системы постоянно требует четкого определения источников
роста денежной базы, эффективного использования инструментов денежно-кредитного
регулирования и прочих мер, направленных на достижение прозрачности денежного оборота с
выделением его теневой части. При незрелости финансовых рынков факт отсутствия
рыночных инструментов
управления денежным предложением проявляется особенно рельефно.
О повышении доверия населения
к банковской системе свидетельствует сохранение тенденции к опережающему росту срочных
депозитов. Увеличению организованных сбережений граждан на длительные сроки
способствует рост реальных доходов населения.
В плане усиления
эффективности регулирования денежного оборота приоритетным остается достижение
устойчивости банковской системы через повышение привлекательности национальной
валюты как средства сбережения.
Развитие банковского сектора
в целом характеризуется дальнейшим закреплением позитивных тенденций роста
активов, собственных средств (капитала), а также привлеченных средств, в том
числе вкладов населения.
Изменение структуры
совокупных активов кредитных институтов в пользу кредитования нефинансового
сектора представляет собой долговременную тенденцию.
2. БАНКОВСКАЯ ТАЙНА
Вопросы правового регулирования
общественных отношений по поводу использования и распространения информации в
целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из
значительных мест в юридической литературе. Среди них, несомненно, много
внимания уделяется проблемам правового регулирования банковской тайны,
реализации разными субъектами действующих правовых норм. Даже беглый обзор
публикаций в правовой литературе и в прессе позволяет констатировать, что на
эту проблему, как и на ряд других, в настоящее время сложились две полярные
точки зрения, отражающие, как правило, профессиональную принадлежность и
идеологию их авторов.
Содержание
банковской тайны в действующем законодательстве регулируется нормами двух законодательных
актов: ст. 857 Гражданского кодекса РФ и ст. 26 Федерального закона «О банках и
банковской деятельности» (далее - Закон о банках).
Согласно
п. 1 ст. 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского
вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Одновременно с этим ст. 26
Закона о банках предоставляет право кредитной организации включать в состав
банковской тайны иные сведения, если это не противоречит федеральному закону.
Как
видим, правовые нормы, определяющие содержание банковской тайны, не совпадают.
Возникает вопрос, какие нормы правомерно применять на практике? В юридической
литературе существуют разные мнения по данной проблеме. Одни авторы считают,
что целесообразно использовать правило о соотношении общих и специальных
правовых норм: поскольку ст. 26 Закона о банках является специальной, надо
следовать требованиям этой статьи. Другие авторы полагают, что никакой
конкуренции между ст. 857 ГК РФ и ст. 26 Закона о банках нет.
При
несоответствии указанных норм надо руководствоваться Гражданским кодексом.
Статья 857 ГК РФ не отсылает к другим законам, нормы которых могут определить
иной, отличный от установленного Кодексом объем сведений, составляющих
банковскую тайну. Поэтому на основании п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому
нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны
соответствовать Гражданскому кодексу, ст. 26 Закона о банках в части
определения содержания банковской тайны на практике не должна
применяться.
Это
утверждение основывается на анализе соотношения норм Гражданского кодекса РФ и
Закона о банках, а также следует из природы правоотношений, которые
образуют институт банковской тайны. Такие правоотношения представляют собой
компромисс интересов: частноправовых, обусловленных отношениями клиента и
банка по поводу заключения и исполнения договора банковского счета (договора
банковского вклада), и публично-правовых, обусловленных отношениями банка и
государственных органов, регламентированными законодательными актами.
С
одной стороны, банковская тайна защищает интересы клиента и запрещает, по
общему правилу, доступ третьих лиц (в том числе государства в лице
государственных органов) к конфиденциальной информации клиента банка. С другой
стороны, нормы, регулирующие правоотношения, связанные с банковской тайной,
закрепляют на законодательном уровне исключительные случаи и порядок такого
доступа в интересах государства. При этом стоит согласиться с мнением о том,
что законодательное регулирование доступа государства в лице государственных
органов, осуществляющих публичные функции, к конфиденциальной информации
частных лиц нуждается в совершенствовании.
По
рассматриваемой проблеме есть еще некоторые соображения практического плана в
пользу законодательного закрепления исчерпывающего перечня сведений,
составляющих банковскую тайну, для того, чтобы кредитная организация не имела
права дополнительно сама распространять режим банковской тайны на какую-либо
информацию.
Исходя
из положений ГК РФ о том, что обязанность по сохранению банковской тайны лежит
на кредитной организации (п. 1 ст. 857) и что установлена ответственность
кредитной организации за разглашение сведений, составляющих банковскую тайну
(п. 3 ст. 8S7), логичным является отсутствие у кредитной
организации интереса в расширении объема этих сведений. С учетом возлагаемой
на кредитные организации ответственности за разглашение банковской тайны
в практике заключения и исполнения договоров банковского счета могут возникнуть
следующие ситуации.
Поскольку
обязанность хранить банковскую тайну включается в содержание договора
банковского счета, правомерно требование клиента о предоставлении ему перечня
сведений, составляющих банковскую тайну, или закреплении такого перечня в
договоре. Из изложенного следует парадоксальный, но, учитывая норму ст. 26
Закона о банках, вполне убедительный вывод о том, что кредитная организация
должна сообщить клиенту (корреспонденту) перечень сведений, составляющих
банковскую тайну, чтобы в случае их разглашения возместить по требованию
того же клиента (корреспондента) причиненные убытки.
Таким
образом, законодатель, предоставив право кредитной организации включать иные
сведения в состав банковской тайны (ст. 26 Закона о банках), тем самым
необоснованно смешивает правовые режимы банковской тайны и коммерческой тайны
банка. Это дает некоторым авторам основание считать, что банковская тайна
является разновидностью коммерческой тайны, о чем речь пойдет далее.
Какую
информацию имеет в виду законодатель, говоря об установлении кредитной
организацией сведений, кроме указанных в ст. 857 ПС РФ, можно только
предполагать.
Иные
сведения, составляющие банковскую тайну, должны относиться к операциям клиента.
Но в ст. 857 ГК РФ установлено, что информация об операциях по счету клиента
входит в содержание банковской тайны. Более того, она является основным ее
элементом. Не случайно известный российский специалист в банковском праве М.
Агарков писал, что под банковской тайной разумеют обязанность кредитного
учреждения сохранять тайну по операциям клиентов.
Иную
точку зрения имеет О. Олейник, которая считает, что сведения, устанавливаемые
кредитной организацией, должны быть соотносимы с ее клиентами: «если даже банк
в ходе предоставления, например, кредита получит какие-либо сведения о
состоянии здоровья клиента или его семейном положении, эти сведения, а
не только операции, произведенные для выдачи кредита, могут быть включены в
банковскую тайну».
Говоря
об иных сведениях, также можно предположить, что к ним могут относиться любые
данные о правовом, семейном и т. п. положении клиента, кроме тех, которые
перечислены в постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 года № 35 «О
перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»: например,
информация о наличии у клиента несовершеннолетнего ребенка, на содержание
которого он регулярно переводит деньги, должна быть включена в понятие
банковской тайны[4].
Вместе
с тем указанная в приведенных выше примерах информация не расширяет содержание
банковской тайны, установленное ст. 857 ГК РФ, а, напротив, охватывается
понятием «сведения о клиенте», которое согласно указанной статье Кодекса наряду
с информацией о счете (вкладе) и операциям по счету составляет содержание
банковской тайны.
Таким
образом, содержание банковской тайны, закрепленное ст. 857 ГК РФ, предполагает
распространение режима банковской тайны на все сведения о клиенте при условии,
что такие сведения получены банком в ходе его профессиональной деятельности.
Именно
деятельность банка, «осуществляемая профессионально, является критерием для
определения характера сведений, составляющих банковскую тайну». Другие авторы
также обращали внимание на данный аспект банковской тайны. Некоторые
исследователи определяют банковскую тайну как профессиональное обязательство
банка держать в строжайшей тайне всю информацию, относящуюся к финансовым и
личным аспектам деятельности клиентов и некоторых третьих лиц, при условии, что
такая информация почерпнута в результате нормального банковского обслуживания
этих клиентов.
В
этом плане банковская тайна соотносится с иными видами профессиональной тайны,
такими, как тайна страхования, нотариальная, налоговая, врачебная и т.п.
2.1
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ СВЕДЕНИЙ,
СОСТОВЛЯЮЩИХ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ.
Согласно
п. 2 ст. 857 ПС РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть
предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным
органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены
исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Статья
26 Закона о банках устанавливает, что справки по операциям и счетам юридических
лиц и граждан, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельность,
выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям).
Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и
налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации в случаях,
предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии
согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в
их производстве.[5]
Справки
по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим,
судам, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по
делам, находящимся в их производстве.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|