Банковская система России
Справки
по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной
организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной
организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в
их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в
отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.
Анализ
приведенных законодательных норм позволяет сделать следующие выводы:
во-первых,
законом определен исчерпывающий перечень государственных органов, которым
кредитная организация предоставляет сведения, составляющие банковскую тайну;
во-вторых,
случаи предоставления указанной информации устанавливаются законодательными
актами о деятельности государственных органов, то есть в законах закрепляются
специальные случаи, когда госорганы имеют право запрашивать (истребовать) у
кредитной организации сведения, составляющие банковскую тайну, и обязанность
кредитной организации предоставлять такие сведения, а также порядок такого
предоставления.
Другими
словами, основанием для получения госорганами сведений, составляющих банковскую
тайну, является не общее полномочие госоргана запрашивать у предприятий,
учреждений и организаций необходимую информацию для осуществления своей
деятельности, а установленные в законах специальные случаи истребования у
кредитной организации, сведений, составляющих банковскую тайну;
в-третьих,
в законодательных актах о деятельности государственных органов должны быть
указаны не только случаи и порядок предоставления указанных сведений, но и их
объем, а также ответственность госорганов и их должностных лиц за разглашение
конфиденциальной информации. Предоставление кредитной организацией сведений,
составляющих банковскую тайну, гарантируется на законодательном уровне
конфиденциальностью получаемой госорганами информации.
Учитывая
изложенное, рассмотрим случаи предоставления кредитной организацией сведений,
составляющих банковскую тайну, отдельным государственным органам.
Суды,
арбитражные суды (судьи) запрашивают (истребуют) у кредитных организаций
сведения, составляющие банковскую тайну, на основании ст. 63-65 ГПК РСФСР, ст.
54 АПК РФ, ст. 70 УПК РФ.
В
деятельности кредитных организаций нередки случаи, когда судебные
приставы-исполнители, ссылаясь на ст. 12 Федерального закона «О судебных приставах»,
закрепляющую их право получать при совершении исполнительных действий необходимую
информацию, объяснения и справки, обязывают кредитные организации
предоставлять им сведения о наличии денежных средств клиента-должника и их
движении по банковскому счету.
Такие
требования судебного пристава-исполнителя нельзя признать правомерными.
Указанная информация является банковской тайной, а предоставление подобных
сведений судебным приставам-исполнителям законодательными актами,
регулирующими правовой режим банковской тайны, не предусмотрено. В соответствии
с иной точкой зрения ст. 12 ФЗ «О судебных приставах» предоставляет право
судебным приставам-исполнителям получать у банков сведения, составляющие
банковскую тайну.[6]
В
соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»
сведения о наличии или отсутствии у должника - организации счетов и вкладов в
кредитной организации судебный пристав-исполнитель запрашивает у налоговых
органов, которые в трехдневный срок обязаны выдать ему необходимую информацию.
При этом судебные приставы-исполнители и налоговые органы руководствуются
совместным приказом Министерства юстиции РФ и Министерства РФ по налогам и
сборам от 22 марта 1999 года «О порядке предоставления налоговыми органами
информации по запросам судебных приставов-исполнителей».
Согласно
ст. 13 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации"
при проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых
предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно - финансовых
учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее
компетенцию. По требованию Счетной палаты Центральный банк РФ, коммерческие
банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей
необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов
проверяемых объектов. Уголовным кодексом РФ (ст. 287) предусмотрена
ответственность должностных лиц за неправомерный отказ в предоставлении
информации (документов, материалов), а также за предоставление заведомо
неполной либо ложной информации Счетной палате РФ.
В
силу п. 2 ст. 86 Налогового кодекса РФ банки обязаны выдавать налоговым органам
справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке,
определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после
мотивированного запроса налогового органа.
Предоставление
налоговым органам сведений, составляющих банковскую тайну, неверно сводить
только к предоставлению запрашиваемой ими информации. Следует учитывать, что
предоставление определенного объема такой информации вменено в обязанность
банков: например, банки обязаны сообщать налоговым органам по месту учета
налогоплательщиков в пятидневный срок об открытии или закрытии ими счетов (п. 1
ст. 86 НК). Предоставление кредитной организацией налоговым органам сведений,
составляющих банковскую тайну, гарантируется налоговой тайной, режим которой
урегулирован ст. 102 Налогового кодекса. Режим налоговой тайны необходимо
рассматривать в корреспонденции с режимом банковской тайны. В соответствии с
Налоговым кодексом налоговую тайну составляют любые полученные налоговым
органом сведения о налогоплательщике. Исключением являются сведения,
перечисленные в п. 1 ст. 102 НК РФ: 1) разглашённые налогоплательщиком
самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере
налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах
ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемые налоговым (таможенным) или
правоохранительным органам других государств в соответствии с международными
договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская
Федерация, о взаимной сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или
правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Не вызывает сомнений, что к таким сведениям относятся и те, которые составляют
банковскую тайну.
Статьей
1351 Налогового кодекса установлена налоговая ответственность за
непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок
по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в установленный НК РФ срок.
По
Закону РФ "О федеральных органах налоговой полиции" у органов налоговой
полиции есть право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий,
учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц
информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы
налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом
установлен специальный порядок получения такой информации (п. 9 ст. 11).
Однако такое полномочие органов налоговой полиции, по мнению автора, не
предоставляет им право получать от кредитных организаций сведения, составляющие
банковскую тайну, так как в приведенной норме указанное право специально не
закреплено.
Спорной
представляется также правомерность использования органами налоговой полиции
полномочия, закрепленного п. 2 ст. 11 Закона РФ «О федеральных органах
налоговой полиции», в соответствии с которым указанные органы имеют право при
исполнении служебных обязанностей пользоваться правами, предоставленными
законодательством должностным лицам налоговых органов.
Вместе
с тем полномочия органов налоговой полиции закреплены в ст. 36 Налогового
кодекса. Хотя перечень этих полномочий не носит исчерпывающего характера, стоит
согласиться с мнением о том, что нормы, закрепляющие полномочия органов
налоговой полиции по самостоятельному осуществлению налоговых проверок и
применению налоговых санкций, а также иные полномочия налоговых органов,
предоставленные органам налоговой полиции Законом РФ "О федеральных
органах налоговой полиции", противоречат нормам Налогового кодекса и
должны быть приведены в соответствие с ним путем внесения изменений в
названный Закон.[7]
Исходя
из функций органов налоговой полиции, которые состоят в предупреждении,
выявлении, пресечении и расследовании нарушений законодательства о налогах и
сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, и их
полномочий, закрепленных ст. 36 Налогового кодекса, правомерно сделать вывод о
том, что сведения, составляющие банковскую тайну, должны предоставляться органам
налоговой полиции исключительно как органам предварительного следствия.
В
иных случаях сведения, составляющие банковскую тайну, истребуются органами
налоговой полиции через налоговые органы. Это предусмотрено нормой п. 3 ст. 36
Налогового кодекса, в силу которой органы налоговой полиции при выявлении
обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к
полномочиям налоговых органов, обязаны направить материалы в соответствующий
налоговый орган для принятия решения.
Таким
образом, в ст. 26 Закона о банках нужно внести изменения, исключив органы
налоговой полиции из перечня государственных органов, которым выдаются справки
по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность. Органам предварительного следствия
информация, составляющая банковскую тайну, предоставляется при наличии двух
условий: во-первых, только по возбужденным уголовным делам, находящимся в их
производстве, и, во-вторых, с согласия прокурора. Согласно ст. 125 УПК РСФСР
органами предварительного следствия являются следователи прокуратуры, органов
внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и федеральных органов
налоговой полиции.
Во
всех иных случаях предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, органам
предварительного следствия, а также иным правоохранительным органам является
неправомерным.
Перечислим
такие случаи, так как они нередко возникают в практике кредитных организаций.
Во-первых,
речь идет о ст. 109: УПК РСФСР, согласно которой следователь и орган дознания
по поступившим заявлениям и сообщениям могут истребовать необходимые материалы
до возбуждения уголовного дела.
Во-вторых,
право получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения,
справки, документы и копии с них предоставлено милиции (ст. 11 Закона РФ
"О милиции").
В-третьих,
истребовать документы по возбужденным уголовным делам могут органы дознания,
перечисленные в ст. 117 УПК РСФСР. За исключением таможенных органов и органов
налоговой полиции, которые указаны в ст. 26 Закона о банках, предоставление
сведений, составляющих банковскую тайну, иным органам дознания, в том числе
милиции, является неправомерным.
В-четвертых,
право требовать от руководителей и других должностных лиц представления
необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений имеют
прокуроры (ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Предоставление прокурору сведений, составляющих банковскую тайну, правомерно
только в связи с возбужденным уголовным делом.
Предоставление
кредитными организациями органам предварительного следствия информации,
составляющей банковскую тайну, гарантируется тайной следствия (ст. 139 ГПК
РСФСР).
2. 2 О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА НЕЗАКОННОЕ
ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Очевидно,
что лица, незаконно получающие или разглашающие банковскую тайну, преследуют
корыстную цель. Т.к. ее умелое использование может привести к получению
прибыли.
Признаки
противоправности и безвозмездности изъятия таких сведений вместе с материальными
носителями, на которых эта информация содержится, как факт изъятия сомнению не
подлежат. В ситуациях, когда сведения были лишь скопированы, изъятие тоже имеет
место, т.к. предметом данного преступления является не носитель информации, а
информация как таковая. Причем информация носит характер тайны.
Незаконное
копирование (и даже просто доступ к такой информации) приводит к исчезновению
тайны (ее важнейшего ценностного признака), а следовательно, к изъятию из
фондов собственника части его имущества.
Ведь,
несмотря на то, что информация, составляющая банковскую (и коммерческую тоже)
тайну, как таковая, не является предметом материальным, она является объектом
права собственности и имеет, как уже сказано, действительную или потенциальную
коммерческую ценность. Вследствие утечки информации, составляющей банковскую
тайну, теряется ее ценность, что может привести к невосполнимому ущербу,
который понесут банки и их клиенты, считающиеся по праву ее собственниками.
Проблема
состоит в том, что преступления, направленные на незаконное получение
информации и являющиеся преступлениями против собственности, мы не можем
назвать имущественными преступлениями в строгом смысле слова в виду того, что
российское гражданское законодательство не относит информацию к имуществу. В
этой связи непоследовательно отнесение к преступлениям против собственности
посягательства лишь на одну из ее разновидностей – имущество.
Разрешение
дилеммы видится либо в замене термина «имущество» в примечании к ст. 158 УК РФ
на термин «собственность» законодателем, либо в расширенном толковании
имущества правоприменительными органами.[8]
3 БАНКОВСКИЕ КРИЗИСЫ
Российская
банковская система еще не устоялась, находится в состоянии неравновесия между
использованием ЦБ и Минфином административных рычагов, с одной стороны, и сил
естественно складывающегося кредитно-денежного рынка – с другой. Сложным
остается положение с банковскими пассивами: повышается удельный вес краткосрочных
вкладов граждан и счетов до востребования юридических лиц. Частные депозиты
сосредоточены в Сбербанке, пользующемся некоторым доверием. В результате
кредиты на срок сокращаются, в активе преобладают спекулятивные операции.
Фактором, тормозящим
кредитную эмиссию банков, остается ограниченность чекового обращения. Из-за
опасности поделки движение «чеков России» было сокращено, их используют теперь
лишь во внутригородском обороте. Техническая отсталость системы информации и
связи не позволяет перейти к повсеместному распространению кредитовых карточек.
Но кроме слабой защищенности чеков или технических несовершенств возникают
также естественные психологические препятствия – недоверие населения ко
всяческим нововведениям.
Однако, несмотря на
неблагоприятные условия, чековое обращение в виде кредитных карточек пробивает
себе дорогу. Уже 11 крупных банков перешли к системе “Eurocard – Master Card”, т.е. стали членами международной
организации, производящей и снабжающей банки пластиковыми кредитными карточками.
Клиент может расплачиваться ими в торговых точках всего мира. А банк-эмитент
тем самым расширяет клиентуру и межбанковское сотрудничество. В числе членов
системы “Master Card” находятся Московский и
Санкт-Петербургский банки Сбербанка России. Некоторые другие московские и
российские банки находят для себя более целесообразным создавать собственную
систему кредитных карточек, учитывающих специфику банковского дела и клиентуры
в России.
В поддержке
нуждается рынок межбанковского кредита, понесший серьезные потери от кризиса
осенью 1995 г. и последующей рестрикционной политики ЦБ. Наиболее уязвимым,
естественно, оказались мелкие и средние банки.
Банки призваны
способствовать экономическому росту и равновесию путем мобилизации свободных
денежных средств и их рационального размещения. В этом, повторим, состоит
объективная функция учреждений, торгующих деньгами.
Но экономическая
целесообразность кредитных операций условна. И по-своему прав был А.И. Радищев,
который называл кредитные инструменты «мнимым богатством», поскольку «их
чрезмерный выпуск ввергает государство в нищету». Эта сторона финансового рынка
со всей очевидностью обнаруживается в таком нередком в российской практике
явлении, как банковские кризисы.
Риск почти всегда
сопутствует банковским операциям – покупке ценных бумаг, продаже депозитных
сертификатов и кредитов. Мы уже упоминали о рискованности пирамидальных
финансовых структур.
Причины банковских
кризисов многообразны. Среди них – ситуация продолжительного спада,
сопряженного с инфляцией. Кредитование производства уходит на задний план,
банки занимаются в основном депозитами и валютными операциями. Некоторые
профессионально слабо подготовленные банкиры были ослеплены возможностью
получения легкой прибыли из этих источников, стали выходить за пределы правил и
нормативов. Отдельные коммерческие банки, например, рискнули выдавать выгодные
долгосрочные кредиты из портфеля краткосрочных ресурсов или стали строить
великолепные офисы за счет привлеченных средств.
Для коммерческих
банков высокая инфляция превратилась в привычную, к ней как бы приспособились.
В ситуации поставленной инфляции необходимо менять стратегию, работать с более
низкими процентами.
В банковской
системе России еще не отработана модель хеджирования финансовых рисков. Клиенты
порою видят в страховании лишь повод для удорожания кредитов.
Следствием
финансовых штормов явились концентрация банковского капитала, волны слияний и
поглощений. Перед банками стоит задача привлечения валютных сбережений, в
значительной мере находящихся на руках, превращение их в рублевые депозиты. Эта
работа не из легких, поскольку оправданная в условиях низкой инфляции тенденция
к снижению процентов по вкладам тормозит рост депозитной наличности, а порой
даже стимулирует отлив сбережений в валюту. Между тем «дедолларизация»
экономики может форсировать инвестиции.
Ряд российских
банков имеет свои представительства за рубежом, были созданы отделения в
столице финансового мира – Лондоне. Вместе с тем российские коммерческие банки
дружно «держат оборону» против расширения деятельности иностранных банков на
территории страны..
Подводя итог,
отметим, что банковский сектор России нуждается в реконструкции. Факторами,
благоприятствующими позитивным переменам, могут стать предполагаемое оживление
производства, тенденция к сглаживанию резких диспропорций в экономике,
превращение рубля в устойчивую конвертируемую валюту.
3.1 ПОСЛЕДСТВИЯ
БАНКОВСКИХ КРИЗИСОВ
В результате
финансового кризиса 1999 года банковская система понесла значительные потери.
Так, по активной части потери вследствие решений правительства от 17 августа
этого года составили:
110-120 млрд. руб.
вложений в ГКО/ОФЗ, которые оказались замороженными на неопределенный срок,
т.е. фактически 17% чистых активов банков из ликвидных мгновенно превратились в
просроченную задолженность. (Сбербанк на 17 августа имел пакет рублевых
гособлигаций в объеме 78-85 млрд. руб., остальные коммерческие банки - 33-34.5
млрд. руб.);
6.2-6.3 млрд. руб.
вложений в муниципальные бумаги, которые также можно квалифицировать как
неликвидные активы, поскольку после 17 августа обязательства по своим
облигациям смогли выполнять немногие местные органы власти;
23.2 млрд. руб. -
прирост просроченной задолженности за август-сентябрь1998 г. по предоставленным
кредитам (предприятиям, банкам и местным органам власти).
Кроме того, уровень
достаточности капитала (рассчитываемый как отношение капитала к чистым активам)
банковской системы сократился с почти 20% (на 1 августа 1998 г.) до 10% (на 1
ноября 1998 г.).
Изъятие средств из
банковской системы (или уменьшение пассивной части банковских балансов) в
кризисный период составило:
5 млрд. руб. -
уменьшение (за август) рублевых средств юридических лиц;
7.8 млрд. руб. (1.3
млрд. долл.) - уменьшение (за август) валютных средств юридических лиц;
17.5 млрд. руб. -
сокращение за период кризиса (с июня по декабрь) рублевых депозитов физических
лиц (в том числе в Сбербанке - 1.1 млрд. руб., в остальных коммерческих банках
- 16.4 млрд. руб.);
23.4 млрд. руб. (3
млрд. долл.)- сокращение с июня по декабрь валютных депозитов физических лиц (в
том числе в Сбербанке - 1 млрд. долл., в остальных коммерческих банках - 2
млрд. долл.).
Таким образом,
суммарные активы банков, оценивавшиеся еще на начало августа в 1.1 трлн. руб.,
за один день, 17 августа, фактически сократились на 140-150 млрд. руб. (или на
12.5-13.5%); чистые активы, оценивавшиеся на 1 августа примерно в 700 млрд.
руб., сократились на 20-21.5% (т.е. до 560-550 млрд. руб.).
Наиболее сильно
кризис повлиял на банковскую систему по следующим основным направлениям:
o задержки проведения клиентских платежей приобрели массовый характер;
o заметно сократилась суммарная ликвидность кредитных организаций с
одновременным ухудшением качества кредитного портфеля и ростом доли «плохих»
долгов;
o девальвационные ожидания привели к массовому сбросу рублевых активов и
переводу их в валютные.
В целом можно
констатировать, что реформирование банковской системы не происходило. Одни
коммерческие банки проводили достаточно агрессивную стратегию, направленную на
выживание и захват части рынка банковских услуг. Другим удалось получить
централизованные стабилизационные кредиты. Наконец, ряд банков либо закрыты,
либо находились на грани банкротства. Государственное агентство
реструктуризации кредитных организаций (АРКО) так и не начало функционировать.
Вхождение иностранных банков на российский рынок приветствуется денежными
властями (по крайней мере, на словах), однако никаких реальных действий в связи
с этим не предпринималось.
Наиболее вероятный
сценарий развития российской банковской системы на 1999 г. было отсутствие
реальной реформы. Активная национализация коммерческих банков представлялась
маловероятной в силу их значительной задолженности - в первую очередь населению
и внешним инвесторам. Учитывая сохраняющуюся финансовую нестабильность,
денежные власти были не в состоянии провести реструктуризацию государственного
долга с минимальными потерями для инвесторов и эффективно реформировать
банковскую систему.
Главным итогом банковского
кризиса стало разрушение полиолигархической структуры банковской системы, центры
силы которой группировались вокруг нескольких крупнейших финансово-промышленных
империй ("Интеррос-Онэксим", "Роспром-Менатеп", Инкомбанк,
"Газпром-ЛУКойл" и др.). Сейчас сливки негосударственного банковского
бизнеса концентрируются, по большому счету, в двух местах - в банковской группе
"Газпрома" и в московской группе банков. По размеру активов и
качеству текущего финансового положения газпромовские банки превосходят
"москвичей", тогда как последние явно лидируют по динамике захвата
бизнеса умерших или выпавших из рук олигархов банков (весьма показательна
экспансия Гута-банка, замахнувшегося на филиальную сеть Инкомбанка и бизнес
Уникомбанка в Московской области). Немаловажная причина слияний кроется в том,
что в условиях тотального недоверия банков друг к другу и предприятий к банкам
крупные компании склонны не распылять свои счета и денежные потоки в большом
количестве банков, а замыкать их в компактных, прозрачных и, как правило,
жестко управляемых группах банков. Так, Газпромбанк замкнул на себя финансовые
потоки "Газпрома", которые раньше были размазаны по нескольким банкам
(в их числе был умерший Инкомбанк), и увеличил чистые активы во второй половине
1998 года почти вдвое, став четвертым по величине банком страны.
"Сургутнефтегаз" теперь предпочитает большую часть расчетов вести
через Сургутнефтегазбанк; даже крупный пакет акций Онэксимбанка не уберег
компанию от сложностей с возвратом сотен миллионов долларов. Укрупнению
Сбербанка способствовал значительный приток частных вкладов. Московская группа
сконцентрировала потоки самого богатого региона страны, а Банк Москвы поглотил
Мосбизнесбанк. Планируется объединение Банка Москвы и Мост-банка. Резко
усилились ранее почти похороненные олигархами госбанки. Особенно впечатляет
наращивание монополии Сбербанка на рынке частных вкладов, колоссальный наплыв
клиентуры и рост чистых активов Внешторгбанка, вернувшего себе второе место в
российской табели о рангах. Империя госбанков будет расширяться: "СБС-Агро"
за стабилизационный кредит заложил государству контрольный пакет, похожую
участь прочат Промстройбанку. Наконец, на наш взгляд, все-таки рано ставить
крест и на банковском бизнесе многих прежних лидеров. Появившиеся рядом с
"Онэксимом", "Менатепом" и "Роскредом"
банки-спутники не отягощены долгами и сконцентрировали большую часть клиентуры
и денежных потоков своих дряхлых родителей. Совершенно ясно, что, когда
черновой раздел бизнеса умерших банков завершится, конкуренция между новыми
центрами силы банковской системы вспыхнет опять.
Главная слабость сегодняшней российской банковской системы и отдельных
коммерческих банков, безусловно, связана с крайне низким уровнем капитализации,
что особенно наглядно проявляется в международном сравнении. Совокупный капитал
всех российских банков в настоящее время - около(6 млрд. дол—США[9], что ниже собственного капитала
любого из ста крупнейших банков мира. Даже самые крупные российские банки
уступают по этим показателям не только западноевропейским банкам, но и ведущим
кредитным организациям стран Центральной и Восточной Европы.
Капитал банковской системы, достаточный для обслуживания нормального
воспроизводственного процесса, должен составлять согласно мировой практике 6-7%
размера ВВП страны. В России он примерно в 2 раза ниже.
Наши банки не выдерживают сравнения не только в международном плане, но
н в сопоставлении с крупными российскими промышленными предприятиями или
предприятиями сферы обслуживания. Структура промышленного производства и
экспорта в России характеризуется достаточно высоким уровнем концентрации, при
котором несколько десятков предприятий обеспечивают очень большую долю товарных
и финансовых потоков. Вследствие этого по объему реализации продукции,
инвестиционным потребностям, уровню капитализации, размеру прибыли многие
ведущие промышленные предприятия существенно превышают возможности отдельных
коммерческих банков
Скорейшее восстановление и наращивание капитальной базы банковской
системы, а также централизация и концентрация национального банковского
капитала являются важнейшими предпосылками достижения глобальной политической
цели превращения России в развитую страну с конкурентоспособной экономикой.
Вакуум на российском банковском рынке рискует быть заполненным более мощными
иностранными банками, присутствие которых в последнее время динамично растет
как в розничном, так и в корпоративном сегментах рынка.
Активная роль государства в преодолении системных банковских кризисов
была заметна во всех странах. На восстановление платежеспособности и
реструктуризацию ссудосберегательных банков США, к примеру, были выделены
суммы, превышающие 100 млрд. дол[10].
Санация французского банка «Креди Лионэ» стоила государству 20 млрд. дол.[11] долито было сделано не потому, что французы не умеют считать, а
потому, что, хорошо посчитав, сочли это выгодным. И главное - нашли деньги на
это.
Прямые факторы, которые затрудняют процесс реструктуризации банковской
системы — это и дискриминационное налогообложение по сравнению с международной
практикой, так как у нас из после налоговой прибыли идет значительное
количество расходов, и дискриминационное налогообложение доходов банков по
более высоким ставкам, чем облагаются другие предприятия.
Есть множество и других проблем, созданных государством, т. е. во
многом мы сами себе мешаем двигаться по пути нормализации, восстановления
банковской системы и соответственно развития экономики.
Что нужно для того чтобы лучше вписаться в международную система
расчетов, в международные финансовые потоки? Банковская система России должна
совершенствоваться. Совершенствование в первую очередь необходимо по линии
банковского надзора, по повышению достоверности банковской отчетности через применение
жестких штрафных и иных санкций к кредитным организациям прибегающим к
намеренному искажению своей отчетности.
Когда речь идет о выделении надзорных функций из круга полномочий
Центрального банка Российской Федерации, то, возможно, это окажется целесообразным
в будущем, но на сегодня это только ослабляет, а не усиливает возможности,
которые имеются у государства по контролю над банковской системой.
Второе, с моей точки зрения, важное направление - это сближение системы
российского банковского учета с международными стандартами банковской
отчетности.
В настоящее время имеющиеся различия просто фантастические и порождают
непрозрачность банковской отчетности и недоверие к ней. Возьмем Внешторгбанк.
Первый квартал текущего года Результат деятельности по российским бухгалтерским
стандартам - минус миллиард рублей Результат за тот же период, рассчитанный по
международным стандартам бухгалтерской отчетности, - плюс 200 млн. доп.. что по
существу является правильным. Такое положение делает невозможным объективный
анализ. В течение второго квартала банк имел положительное значение прибыли и
по российской системе бухгалтерского учета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключении подводятся итоги исследования, излагаются полученные выводы,
указывается их научная новизна, практическая значимость и эффективность
практического использования.
В данной курсовой
работе было проведено исследование банковской системы в общем и в Российской
Федерации в частности. На основе изложенной информации можно судить о том, что
роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое
«разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и
разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками
способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что
поможет развитию экономики страны.
По итогам курсовой
работы отчетливо видно, что банки существуют с давних времен и регулярно
развиваются и усовершенствуются. В настоящее время существует классификация
банков, а также структура банковской системы.
Можно сделать
выводы о довольно грамотном функционировании банковской системы на данном этапе
в двухуровневой форме. Именно данная форма банковской системы позволяет
наиболее рационально, рентабельно и стабильно функционировать банкам разных
стран и в частности в Российской Федерации. Двухуровневая система состоит из
вышестоящего яруса – Центрального банка страны и нижестоящего яруса –
коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений. Так же не стоит
забывать о том, что в банковскую систему входят предприятия осуществляющие
обслуживание банковской деятельности.
В данной курсовой
работе довольно четко рассмотрены особенности деятельности Банка РОСИИ, так как
при написании работы наибольший интерес вызывало все, что связано с нашей
страной и функционированием в ней банковской системы. Поэтому довольно обширно
были рассмотрены отдельным параграфом коммерческие банки на территории
Российской Федерации, принципы их деятельности. А также не остались без
внимания функции, цели и задачи как коммерческих банков, так и Центрального
банка. Для более подробного понимания функционирования банковской системы была
затронута тема правового обеспечения функционирования банков различных уровней
банковской системы.
Далее анализу
подлежало обеспечение устойчивого развития коммерческих банков, поскольку
данный вопрос довольно актуален в настоящее время. На основе исследования
данного вопроса были сделаны выводы о том, что стабильность функционирования
банков зависит не только от состояния экономики в стране и в мире, но и от
рационального ведения политики банка, основываясь на достоверных показателях,
верно сформулированных планах деятельности и функционирования деятельности
банка. Устойчивость банковской деятельности поэлементно формирует общую
устойчивость банковской системы. Поэтому существует множество
классифицированных показателей устойчивости развития и функционирования
коммерческих банков.
Не остались без
внимания тенденции денежно-кредитного регулирования в России. Я считаю, что
наиболее реальными и применяемыми в настоящее время тенденциями развития
являются такие тенденции как повышение привлекательности национальной валюты
как средства сбережения и платежа путем снижения уровня инфляции и установления
относительно стабильного валютного курса, увеличение денежного предложения,
проявляющееся в росте монетизации ВВП и росте денежного мультипликатора,
либерализация валютного регулирования, ориентированная на установление внешней
конвертируемости российского рубля с 2007 года, укрепление доверия к банковской
системе страны, выражающиеся в обеспечении ее ликвидности и расширении
ресурсной базы.
Далее путем анализа
информации рассматривается такой аспект, как банковская тайна. Анализ
показывает, как определить информацию, которая подлежит к данной категории,
какие нормативно правовые документы осуществляют контроль данного вида
информации, предоставление кредитной организацией государственным органам
сведений, составляющих банковскую тайну в прописанных законом случаях,
преступления, направленные на незаконное получение данного вида информации и
др.
И наконец, были
оговорены банковские кризисы. Любая система подвержена каким-либо кризисам,
поэтому, учась на ошибках прошлых лет, строя прогнозы и планы перспективы развития
и функционирования необходимо учитывать присутствие данного фактора в области
банковской системы то же. Особую часть занимает опыт прошлых лет, а именно
кризис 1998 года. Указаны его последствия и политика выхода из данного
положения. Оговорена современная обстановка в Российской Федерации в области
банковской системы по отношению к кризисному состоянию и перспективы развития,
исключая повторы ошибок прошлых лет.
Очень
важно то, что происходит значительное увеличение финансовых ресурсов и
сбережении, которые растут во всех секторах экономики, в первую очередь
вследствие увеличения экспортных доходов и эффекта импортозамещения. Это
относится и к сектору домохозяйств, о чем свидетельствует статистика вкладов, и
к сектору предприятии, где цифры еще более высокие. Думается, что этот процесс
представляет собой огромный вызов для банковской системы, которая получает эти
ресурсы и должна правильно ими распорядиться. Даже бюджетный сектор, имеющий
профицит, стал источником роста общенациональных сбережении, которые нужно
также рационально и наиболее производительно использовать.
Поэтому в ситуации, в которой сейчас находится
российская экономика, важнейшая задача - добиться того, чтобы эти финансовые
ресурсы, которые формируются внутри страны и которые в ближайшее время придут
извне, были трансформированы в реальные экономические проекты и в реальные
инвестиции.
Однако
явных свидетельств того, что банковская система справляется или готова
ответить на эти мощные вызовы реальной экономики, пока нет. К сожалению, и доля
кредитов реальному сектору в обшей структуре активов банков снизилась, и этот
показатель, исчисленный как процент от ВВП, также снизился и составляет около
12 %. Если сравнить этот уровень с показателями других стран, даже европейских
стран с переходной экономикой (около 100%), то окажется, что мы находимся в
самом начале пути к эффективному финансовому посредничеству, только обретаем
банковскую систему, которая должна ответить на финансовые потребности растущей
экономики, уже достаточно острые и требующие активности финансовых посредников.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Налоговый кодекс
Российской Федерации. Часть первая. Постатейный комментарий / Под общ. ред.
Слома В. И.. — М.: Изд-во "Статут", 2004, с. 84.
2.
Комментарий к Гражданскому
кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Рук. авт. колл. и
отв. ред. — доктор юрид. наук, проф. Садиков О. Н.. — М.: Юридическая фирма
"КОНТРАКТ", издательская группа ИНФРД-М-НОРМА, 2001, с. 430
3.
Бабаева С. А., Павловский С. П. Сегодня спасти
банки – это спасти экономику.// Известия. 19 августа 1998 г.
4.
Банки и банковские операции/Учебник для вузов.
Жуков Е.Ф., Максимова Л.М. и др., под ред. профессора Жукова Е.Ф. – М.; Банки и
биржи, ЮНИТИ, 1998г.
5.
Банковское дело. Под ред. Колесникова В. И.,
Кроливецкой Л. П.. М., «Финансы и статистика», 2002 г.
6.
Большой экономический
словарь. - М.,2000.
7.
Гончаров Д.. О банковской
и коммерческой тайне. // Законность. 2000, №1, стр. 52.
8.
Деньги, кредит, банки:
учебник/ колл. авт.; под ред. Лаврушина О.И.. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:
КНОРУС, 2006.
9.
Журнал Деньги и кредит №8,
2000 г.
10. Карчевский С. О.. Банковская тайна: проблемы правового регулирования.
// Хозяйство и право, 2000, №4.
11.
Котлер Ф. М.. Основы
маркетинга. М: Прогресс, 1999 С. 47
12. Олейник. О.М. Основы банковского права. Курс лекций. – М.: Юристъ,
1999г.
13. Рассказова Н.Ю. Еще раз об аресте денежных средств на счетах и
обращении на них взыскания // Бизнес и банки, 2002, № 28, с. 2; Ахидова И.А.
Банковская тайна и аналогия закона // Хозяйство и право, 2002, № 10, с. 98.
14. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М.,
«Финансы», издательское объединение «Юнити», 1999 г.
15.
Яни П.С.
Правоохранительные органы и предприниматель. – Приложение к журналу
«Юридический бюллетень предпринимателя». – М.: АО «Бизнес- школа». – 2001.
[1] Большой экономический словарь. - М.,2000.
[2] Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. авт.; под ред. О.И. Лаврушина. –
3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2006.
[3] Котлер Ф. Основы маркетинга. М: Прогресс, 1999 С. 47
[4]
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)
/ Рук. авт. колл. и отв. ред. — доктор юрид. наук, проф. О. Н. Садиков. — М.: Юридическая
фирма "КОНТРАКТ", издательская группа ИНФРД-М-НОРМА, 2001, с. 430
[5] Яни П.С. Правоохранительные органы и предприниматель. – Приложение к
журналу «Юридический бюллетень предпринимателя». – М.: АО «Бизнес- школа». –
2001.
[6] Рассказова Н.Ю. Еще раз об аресте денежных средств на счетах и
обращении на них взыскания // Бизнес и банки, 2002, № 28, с. 2; Ахидова И.
Банковская тайна и аналогия закона // Хозяйство и право, 2002, № 10, с. 98.
[7] Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Постатейный
комментарий / Под общ. ред. В. И. Слома. — М.: Изд-во "Статут", 2004,
с. 84.
[8] Гончаров Д. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2000,
№1, стр. 52.
[9] Журнал Деньги и кредит №8, 2000 г.
[10] Журнал Деньги и кредит №8, 2000 г.
[11] Журнал Деньги и кредит №8, 2000 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|