Экономическая наука
К федеральным, налогам действующие нормы Закона РФ «Об основах налоговой
системы» (ст. 19) отнесены:
— налог на добавленную стоимость;
— акцизы на отдельные группы и виды товаров;
— налог на доходы банков;
— налог на доходы от страховой деятельности;
— налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
— налог на операции с ценными бумагами;
— подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
— подоходный налог с физических лиц;
— налоги, зачисляемые в дорожные фонды (это налог с владельцев
транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на
пользователей автомобильных дорог, налог на приобретение автотранспортных
средств);
— налог с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения;
налог на покупку иностранных денежных знаков и
платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
— налог на игорный бизнеса;
— налог на отдельные виды транспортных средств. Кроме налогов к
федеральным отнесены несколько сборов и иных платежей:
— государственная пошлина;
— таможенная пошлина;
— гербовый сбор;
— платежи за пользование природными ресурсами,
зачисляемые в бюджеты разных уровней в порядке и на условиях, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации о недрах;
— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой
базы, зачисляемые в специальный Федеральный (бюджетный) фонд воспроизводства
минерально-сырьевой базы;
—сбор за использование наименований «Россия»,
«Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
— сбор за пограничное оформление;
— плата за пользование водными объектами;
— сборы за выдачу лицензий и право на производство и
оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
Часть платежей из приведенного перечня зачисляются в
федеральный бюджет: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина
и др. (с возможными отчислениями в нижестоящие бюджеты).
Подоходный налог с физических лиц закон предписывает
использовать для регулирования бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты, которым
его поступления передаются в виде отчислений.
Другая часть налогов, иных платежей (государственная
пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения)
предназначена для зачисления в местные бюджеты, или в бюджеты разных уровней в
соответствии с установленным законодательными актами РФ порядком (налог на
покупку иностранных денежных знаков, налог на игорный бизнес).
Таким образом, федеральные налоги отличают следующие
особенности. Они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации;
взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообложения,
ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд
определяются законами Российской Федерации. Это не исключает зачисления их не
только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.
К
налогам субъектов Федерации отнесены:
— налог на имущество предприятий, который закон
обязывает зачислять равными долями в бюджеты субъектов Федерации и местные
бюджеты по месту нахождения плательщика;
— лесной доход;
— сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц
и используемый через бюджет целевым назначением на дополнительное
финансирование образовательных учреждений.
В 1998 г. этот перечень дополнен еще двумя налогами:
— налог с продаж;
— единый налог для определенных видов деятельности.
Часть платежей данной группы (налог на имущество предприятий, лесной
доход), как и федеральные налоги, устанавливается законодательными актами
Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Однако их конкретные
ставки определяются органами государственной власти субъектов Федерации, если
иное не будет установлено законом Российской Федерации. Они зачисляются в
соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полностью или частично в
местные бюджеты.
В отношении иных платежей (сбор на нужды образовательных учреждений,
налог с продаж и единый налог на вмененный доход) предусмотрен другой порядок.
Они устанавливаются и вводятся в действие представительными органами
государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством
РФ. При этом в случае введения налога с продаж не взимается налог на нужды образовательных
учреждений. При введении единого налога на вмененный доход для определенных
видов деятельности не взимается ряд платежей федерального и местного уровня.
Самая многочисленная группа — местные налоги и сборы. В числе налогов:
— налог на имущество физических лиц;
— земельный налог;
— налог на строительство объектов производственного
назначения в курортной зоне;
— налог на рекламу;
— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной
техники и персональных компьютеров;
— налог на содержание жилищного фонда и объектов
социально-культурной сферы.
Помимо них в данную группу
входит значительное число всевозможных сборов.
Платежи данной группы
различаются между собой по порядку установления и взимания.
Так, налог на имущество
физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными
актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом их
конкретные ставки определяются законодательством субъектов РФ или решениями
органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ.
Налог на содержание жилищного
фонда и объектов жилищно-культурной сферы имеет соответствующее целевое
назначение.
Налог на строительство
промышленных объектов и курортный сбор могут быть введены органами местного
самоуправления, на территории которых находится курортная местность.
Кроме того, по решению
представительных органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие
платежи:
— налог на рекламу с юридических и физических лиц;
— налог на перепродажу автомобилей, вычислительной
техники и персональных компьютеров с юридических и физических лиц;
— целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений,
организаций на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды
образования и другие цели;
— сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими
лицами;
— лицензионный сбор за право торговли винно-водочными
изделиями с юридических и физических лиц;
— лицензионный сбор за право проведения местных
аукционов и лотерей;
— сбор за выдачу ордера на квартиру;
— сбор за парковку автотранспорта с юридических и
физических лиц;
— сбор за право использования местной символики,
вносимый производителями продукции;
— сбор за участие в бегах и на ипподромах с
юридических и физических лиц;
— сбор за выигрыш на бегах;
— сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на
ипподроме;
— сбор со сделок, совершаемых на биржах, за
исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении
операций с ценными бумагами;
— сбор за право проведения кино- и телесъемок;
— сбор за уборку территорий населенных пунктов;
— сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и
физических лиц;
— сбор за право торговли.
С введением законодательным органом власти субъекта РФ налога с продаж
не должны взиматься многие из перечисленных местных налогов и сборов: налог на
строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за
право торговли, налог на перепродажу автомобилей и др., в общем количестве 16
платежей.
Перечисленные платежи относятся к источникам доходов местных бюджетов.
Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет
исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к
налоговой системе. Дополнения к Закону «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. особо подчеркивают эту
характеристику налоговой системы РФ. В соответствии с ними органы государственной
власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные
отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать
ставки установленных налогов и налоговых платежей. По смыслу данной нормы и
упомянутого Закона в целом это ограничение, помимо органов государственной
власти, распространяется и на органы местного самоуправления. Следовательно, на
территории Российской Федерации действует единая система налоговых доходов, перечень
которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ. Такая
позиция закреплена и в НК РФ, согласно которому не могут устанавливаться
региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные им (п. 5 ст.
12).
Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок установления
налогов и сборов и других платежей, исходящий из принципа единства их системы и
прерогативы представительных органов государственной власти и местного
самоуправления на установление всех этих платежей независимо от их уровня.
Установление налогов означает принятие компетентным органом власти
решения о порядке введения данного платежа в пределах определенной территории в
качестве источника доходов государственной или муниципальной казны с указанием
круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты.
Органы власти того или иного уровня в соответствии с
законодательством решают все перечисленные вопросы, или отдельные из них. С
установлением налогов связан и вопрос о предоставлении льгот. При этом органы
государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления могут
предоставлять дополнительные льготы по налогообложению, помимо установленных в
соответствии с законодательством Российской Федерации, только в пределах сумм
налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.
После введения в действие части второй НК РФ систему
налогов и сборов составят следующие платежи, предусмотренные ст. 13,14 и 15
части первой Налогового кодекса.
Федеральные
налоги и сборы:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и
отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные
фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство
минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи
углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира
и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы. Региональные
налоги и сборы:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4)транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на
территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество
организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Местные налоги и сборы:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Общественные отношения, возникающие в связи с
установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права,
которые в своей совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей)
— налоговое право. Эти отношения являются предметом налогового права.
Таким образом, налоговое право — это
совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по
установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях
— внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и
физических лиц. Естественно, что налоговое право существует и как соответствующая
категория правовой науки.
Вместе с тем термин «налоговое право» применяется и в других аспектах:
а) как отрасли законодательства, включающей в себя не только упомянутые нормы
финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского,
уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности
в этой сфере; б) как соответствующей учебной дисциплины, изучаемой обособленно
от финансового права, например в рамках спецкурса. Такой подход в современных
условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет полезные
стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.
Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права)
определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в
стране.
Главными источниками налогового права являются
федеральные законы, принятые на их основе законы субъектов Российской Федерации,
акты представительных органов местного самоуправления. Все они базируются на
конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права.
Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории
страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов (п. «и» ч. 1 ст.
72). Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных
органов государственной власти. В пределах, предусмотренных федеральным законодательством,
вопросы налогообложения на своей территории регулируются субъектами РФ. Акты
органов местного самоуправления, принимаемые на основе законодательства РФ и
субъектов РФ, действуют на территории соответствующего муниципального образования.
Если международным договором РФ установлены иные правила
и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются международные
нормы и правила (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Исключительно важную роль в формировании источников
налогового права сыграл Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» от 27 декабря 1991 г. Законодательный акт подобного содержания
появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит
в том, что он комплексно урегулировал налоговые отношения, определил общие,
наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а
именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е. перечень
налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права
налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их
должностных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в
области налогообложения. Таким образом, он явился предшественником принятого в
1998 г. Налогового кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 1999 г. (за
исключением части статей, установивших новую систему налогов и сборов).
Положения названного Закона конкретизированы в
законодательных актах, относящихся к определенным видам налоговых платежей.
Более подробно порядок взимания налогов предусматривается в инструкциях по
применению законов, издаваемых Государственной налоговой службой РФ (с 25
декабря 1998 г. — Министерством РФ по налогам и сборам) по согласованию с Министерством
финансов РФ, а в соответствующих случаях — Государственным таможенным комитетом
РФ или с его участием. Однако акты названных федеральных органов исполнительной
власти субъектов РФ и местного самоуправления не могут изменять или дополнять
законодательство о налогах и сборах.
Закон о каждом конкретном налоге содержит следующие
основные элементы.
1. Определение круга плательщиков
(налогоплательщиков), их основных признаков. К ним относятся организации
(юридические лица, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц) и
физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена
обязанность уплачивать налог.
2. Определение объекта налогообложения, т.е. того
предмета, на который начисляется налог. Это могут быть доходы (прибыль),
стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, имущество и другие
объекты. В целях уточнения объекта налогообложения может быть определена
налоговая база (т.е. его стоимостная, физическая или иная характеристика).
3. В определенных случаях требуется указать единицу
налогообложения, т.е. часть объекта налогообложения, при помощи которой
исчисляется налог (например, 1 кв. м земли, 1 га пашни и др.).
4. Ставка, т.е. размер налога, который взимается с
единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом.
Ставки могут быть выражены в разных формах и в разной
зависимости от изменений объекта налогообложения.
Так, они могут быть выражены в процентах и твердых
денежных суммах, в их сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не
изменяющиеся в зависимости от увеличения или уменьшения объекта налогообложения,
и прогрессивные, размер которых зависит от количественной характеристики
объекта налогообложения (при его увеличении увеличивается и ставка налога).
5. Определение сроков уплаты налогов в течение года.
Они предусматриваются по каждому из видов налогов особо.
В необходимых случаях при
установлении налога в нормативном правовом акте могут предусматриваться
налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком.
Льготы по налогам и сборам — это
предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные
законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками,
включая возможность полного или частичного освобождения от данного платежа.
Льготы не могут носить индивидуального характера. Однако в исключительных
случаях допускается установление индивидуальной налоговой льготы нормативными
правовыми актами законодательства РФ, субъектов РФ и нормативными актами органов
местного самоуправления в отношении налогов и сборов соответствующего уровня в
части, поступающей соответственно в федеральный, региональный или местный
бюджет.
Большую роль в формировании
налогового права призван выполнить его важнейший источник — Налоговый кодекс
РФ.
Введенная в действие часть первая НК РФ
предусматривает общие принципы налогообложения и сборов; виды налогов и сборов,
взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения
обязанностей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов
субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков,
налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за
совершения налоговых правонарушений; порядок обжалования действий (бездействия)
налоговых органов и их должностных лиц.
Существенное значение для развития налогового права
имеет закрепление в НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах
(ст. 3). Они исходят из конституционных положений о правах человека и
гражданина, принципах рыночных экономических отношений, государственной
целостности Российской Федерации, разграничении полномочий между органами
государственной власти Федерации, ее субъектов и органов местного
самоуправления. К таким основным началам отнесены следующие:
— обязанность каждого лица уплачивать только законно
установленные налоги и сборы. При этом законодательство должно основываться на
признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности
налогоплательщика к уплате налога;
— недопустимость дискриминационного характера
налогообложения и разного его применения исходя из социальных, расовых,
национальных, религиозных и иных подобных различий между налогоплательщиками;
— недопустимость произвольных налогов и сборов, не
имеющих экономического основания, и препятствующих реализации гражданами своих
конституционных прав;
— недопустимость установления налогов и сборов,
нарушающих единое экономическое пространство РФ, либо препятствующих не
запрещенной законом экономической деятельности налогоплательщика;
— недопустимость возложения обязанности уплачивать
налоги и сборы, а также иные платежи, обладающие их признаками, если они не
предусмотрены Налоговым кодексом либо установлены в ином порядке, чем это им
определено;
— необходимость формулирования законодательства таким
образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком размере
он должен платить;
— толкование в пользу налогоплательщика (плательщика
сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов
законодательства о налогах и сборах.
Налоговые
правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные
финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с
организаций и физических лиц.
Правоотношения по поводу установления налогов
предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них
участвуют органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления
соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов
разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению
предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, правовому статусу
муниципальных образований. Кроме
того, в связи с установлением налогов возникают
правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.
Установленные в законном порядке
налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу
взимания этих налогов с организаций и физических лиц.
Основным содержанием налогового
правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в
бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную
сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а
обязанность компетентных органов — обеспечить уплату налогов.
Невыполнение налогоплательщиками
своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству
или муниципальному образованию, ограничивает их возможности по реализации своих
функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия
на лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение таких обязанностей.
В налоговых правоотношениях участвуют:
налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации — банки, которые
принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они
являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е.
субъектами налогового права.
В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской
Федерации» от 27 декабря 1991 г. впервые был дан обобщенный перечень прав и
обязанностей участников налоговых правоотношений. Причем при характеристике
налогоплательщиков Закон не разделяет их на юридические и физические лица,
закрепляя их статус общими нормами. Конкретизированы же права и обязанности
налогоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому
конкретному налоговому платежу.
Налоговый кодекс РФ уточнил состав участников
налоговых правоотношений, а также содержание их прав и обязанностей.
Так, помимо налогоплательщиков, названы налоговые
агенты и сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты — это лица, на
которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий
бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в
отношении налогов из заработной платы работников). Сборщики налогов, в качестве
которых могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления,
другие уполномоченные органы и
должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в
уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи). Права и
обязанности сборщиков налогов подлежат дальнейшему правовому урегулированию.
Кроме того. Кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений
представителя налогоплательщика (гл. 4).
Кодекс в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: а)
общие для организаций и физических лиц обязанности; б) дополнительные к ним
обязанности налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей.
В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая
обязанность предусмотрена Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов
(расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена
законодательством о налогах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в
установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны
уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и
сборах;
5) представлять налоговым органам и их должностным
лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для
исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об
устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не
препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при
исполнении ими своих служебных обязанностей;
7) предоставлять налоговому органу необходимую
информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность
данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и
уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для
организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нести иные обязанности, предусмотренные
законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщики — организации и индивидуальные
предприниматели — помимо этих обязанностей, должны письменно сообщать в
налоговый орган по месту учета:
— об открытии или закрытии счетов — в десятидневный
срок;
— о всех случаях участия в российских и иностранных
организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
— о всех обособленных подразделениях, созданных на
территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их
создания, реорганизации или ликвидации;
— о прекращении своей деятельности, объявлении
несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не
позднее трех дней со дня принятия такого решения;
— об изменении своего места нахождения — в срок не позднее десяти дней
с момента такого изменения.
Учитывая различия между налогами и сборами, Кодекс не отождествляет
обязанности налогоплательщиков с обязанностями плательщиков сборов, о которых
говорится особо: они обязаны уплачивать законно установленные сборы, а также
нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.
Таким образом, на первом месте называется обязанность уплатить законно
установленные налоги и сборы. Такая обязанность имеет конституционный характер:
в ст. 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы.
Вместе с тем налогообложение некоторых субъектов может быть заменено
другой формой выполнения данной обязанности. Это касается субъектов
предпринимательской деятельности (инвесторов) в области пользования недрами.
При заключении между ними, с одной стороны, и государством в лице компетентных
органов, с другой, соглашения о разделе полученной продукции, взимание ряда
налогов и других обязательных платежей (НДС, акцизов и др.) заменяется
передачей государству части продукции на условиях соглашения в соответствии с
Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г.
Налоговым кодексом РФ урегулированы и обязанности налоговых агентов, за
неисполнение которых они несут ответственность. К обязанностям этих участников
налоговых правоотношений отнесено:
1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из
денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты
(внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
2) в течение одного месяца письменно сообщать в
налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у
налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов,
удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе
персонально по каждому налогоплательщику;
4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы,
необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и
перечисления налогов.
Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает, изменяется и
прекращается при наличии оснований, установленных законодательным актом о
налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатить какой-либо
налог является прежде всего наличие у него соответствующего объекта налогообложения.
Другие обязанности связаны и обусловлены этой основной обязанностью.
Налоговый кодекс (ст. 44) установил следующие основания прекращения
обязанности по уплате налога и (или) сбора:
1) уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком
сбора;
2) возникновение обстоятельств, с которыми
законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по
уплате данного налога и сбора;
3) смерть налогоплательщика или признание его умершим
в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного
умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
4) ликвидация организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной
комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).
Неспособность юридического лица — коммерческой организации или
индивидуальных предпринимателей уплаты налогов является основанием для
признания этого лица в установленном за-
коном порядке банкротом. Если юридическое лицо
ликвидируется в судебном порядке или по решению собственника, то обязанность
уплаты недоимки по налогу возлагается на ликвидационную комиссию.
Налогоплательщики (плательщики
сборов) имеют права, которые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность
защиты своих прав и интересов. Налоговый кодекс (ст. 21), расширив и уточнив
их, закрепил следующие права налогоплательщиков (и плательщиков сборов):
1) получать от налоговых и
других уполномоченных государственных органов по месту учета бесплатную
информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах
и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также
о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их
должностных лиц;
2) получать от налоговых органов
письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и
сборах;
3) использовать налоговые льготы
при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и
сборах;
4) получать отсрочку, рассрочку,
налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях,
установленных НК РФ;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|