Экономическая наука
До недавнего времени государственный контроль за
рынком ценных бумаг практически отсутствовал, что порождало огромное количество
различных афер. Отсутствие государственного регулирования тормозило развитие
рынка, придавало ему чисто спекулятивный характер.
Основным государственным органом, осуществляющим
регулирование деятельности рынка ценных бумаг является Федеральная комиссия по
рынку ценных бумаг (ФКЦБ).
В соответствии с Положением о Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг от 1.07.96 г. на нее возложены следующие основные
регулирующие и контролирующие функции:
1) осуществление разработки основных
направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных
органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;
2) утверждение стандартов эмиссии
ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе
иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории
Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных
бумаг;
3) разработка и утверждение единых
требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными
бумагами, в том числе стандарты страхования и гарантий на рынке ценных бумаг;
4) установка единых обязательных
требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их
публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной
деятельности;
5) установка единых требований к порядку
ведений реестра именных ценных бумаг;
6) установка порядка и осуществление
лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных
бумаг и деятельности по оценке и управлению имуществом паевых инвестиционных
фондов, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий в случае нарушения
законодательства РФ о ценных бумагах;
7) выдача, приостановка или отзыв
генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию
деятельности профессиональных участников фондового рынка;
8) определение стандартов
деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и
страховых компаний на рынке ценных бумаг
9) осуществление контроля за
соблюдением участниками фондового рынка российского законодательства о цененных
бумагах;
10) обеспечение создания общедоступной
системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
11) регулирование деятельности
саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;
Законодательство РФ позволяет создавать
профессиональным участникам рынка ценных бумаг саморегулируемые организации.
Саморегулируемая организация в соответствии с лицензией, выданной Федеральной
комиссией, осуществляет следующие функции:
- устанавливает правила и стандарты осуществления
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и операций с ценными
бумагами для своих членов;
- выдает ходатайства для получения в лицензирующих
органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке
ценных бумаг;
- осуществляет контрольные полномочия;
- налагает санкции и применяет меры воздействия к
своим членам, нарушающим требования законодательства Российской Федерации о
ценных бумагах;
- направляет в Федеральную комиссию предложения по
совершенствованию законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а
также анализирует практику реализации законодательства Российской Федерации о
ценных бумагах;
- в соответствии с квалификационными требованиями
Федеральной комиссии разрабатывает учебные программы и планы, осуществляет подготовку
руководителей и сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность
на рынке ценных бумаг, определяет квалификацию указанных лиц и выдает им
квалификационные аттестаты.
Саморегулируемые организации призваны помочь
государству в решении задач развития и совершенствования системы
функционального регулирования рынка ценных бумаг; установлении правил и
стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную
деятельность на рынке ценных бумаг; осуществлении контроля и надзора за
деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг; защиты интересов
владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных
бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации; повышении стандартов
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, включая стандарты
профессиональной этики на рынке ценных бумаг; обеспечении условий
профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
Самой крупной и авторитетной саморегулируемой
организацией профессиональных участников фондового рынка в России является
Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), объединяющая более
1000 членов.
Другой известной саморегулируемой организацией
профессиональных участников фондового рынка является Профессиональная
ассоциация регистраторов, трансфер - агентов и депозитариев (ПАРТАД).
Не
смотря на усиление положительного влияния государства на российский рынок ценных
бумаг, он еще остается крайне несовершенным. Сильнейший удар по нему был
нанесен кризисом, поразившим нашу экономику.
4.1. Методы регулирования валютного курса
Устойчивость и сила национальной валюты- ключевой
фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и
экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для
развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции
наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено
“рыночным силам”.
В мире существуют 3 основных режима валютного
курса- фиксированный, плавающий и ограниченно плавающий.
В режиме фиксированного обменного курса,
доминировавшем в прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику,
фиксируют относительную цену отечественной и иностранной валюты. Для поддержки
паритетного курса центральный банк берет обязательство покупать или продавать
иностранную валюту по данному курсу. Примером валюты с фиксированным курсом
может служить аргентинское песо.
В режиме плавающего курса учреждения, проводящие
денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном
уровне. Колебания спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного
курса. Если центральный банк совсем не покупает и не продает иностранную
валюту, то такой режим называется “чистым” плаванием. Если же центральный банк
осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно плавающим.
Только в 26 из 155 стран, входящих в МВФ, валютные
курсы являются свободно плавающими (хотя центральные банки продолжают на валютных
рынках и регулировать движение валютных курсов).
По мнению известного западного экономиста П.
Кругмана, “неконтролируемый рынок не может использовать всю имеющуюся
информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически
неверном уровне; так как это может неблагоприятно сказаться на потреблении и
инвестициях и ухудшить экономическую активность, рынок должен быть защищен от
самого себя”.
Официальное регулирование валютного курса основано
на том мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с
нахождением долгосрочного равновесного значения валютного курса.
Вообще, валютная политика должна быть направлена
на решение следующих задач:
- сглаживание резких краткосрочных колебаний;
- остановка волны чрезмерной спекуляции, вызванной
изменением экономической ситуации;
- прекращение тренда на валютном рынке;
- установление целевого значения валютного курса;
- сопротивление валютным колебаниям, в случае
когда они превышают определенное допустимое изменение;
- стимулирование начала определенного ценового
тренда, оправданного экономической ситуацией.
Валютный курс представляет собой цену, относящуюся
к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может иметь серьезные
последствия для других стран. В целях недопущения манипулирования своей валютой
МВФ выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать при
разработке своей валютной политики:
- он должен избегать манипулирования своей валютой
с целью неэффективного выравнивания платежных балансов или получения преимуществ
в международной конкурентной борьбе;
- он может осуществлять интервенцию на валютном
рынке только при необходимости сглаживания краткосрочных колебаний рыночного
курса своей валюты;
- при проведении своих интервенций члены МВФ
должны принимать во внимание интересы других членов, включая тех, валюты
которых также оказываются задействованы в ходе интервенции.
Являясь членом МВФ, российское правительство, при
проведении валютной политики, также придерживается указанных принципов.
Существуют различные инструменты регулирования
валютного рынка и первым из них является монетарный. Но, подчинение монетарной
политики только целям регулирования валютного курса может привести к
невозможности достижения других целей, таких как регулирование инфляции и
безработицы.
Другим инструментом регулирования является
ограничение движения капитала, или барьеры в международной торговле. Такие
действия правительства могут быть необходимы для достижения стабильности на
валютном рынке тех стран, где низка кредитоспособность правительства.
Последним инструментом регулирования валютного
курса является прямая интервенция на валютном рынке. Успех валютных интервенций
зависит от их интенсивности, а также от доверия к официальным монетарным органам.
4.2. Государственное регулирование валютного рынка
в Российской Федерации
В России до 1995 года валютное регулирование
практически отсутствовало, что вызывало постоянное сильное падение рубля по
отношению к иностранным валютам. Падающий рубль был выгоден лишь банкам (так
как постоянное падение рубля вынуждало население покупать иностранную валюту и
банки наживались на разнице между ценой продажи и покупки) и предприятиям-экспортерам.
Поскольку основным объектом экспорта в России является сырье и экологоемкая
продукция (металл, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная продукция), то постепенное
обесценение рубля поощряло грабеж ресурсной базы страны.
Кроме того, практически отсутствовал эффективный
контроль за вывозом валюты из страны и за возвратом в страну валютной выручки
экспортеров.
В результате введения в Российской Федерации в
1994 году валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров, объем
невозвращенной выручки сократился с 30-40% в 1993 г. до 12% в 1994 г. и лишь 4%
в 1995-96 гг. В 1995 году был введен валютный коридор, что способствовало
стабилизации курса национальной валюты. Органами, обеспечивающими валютное
регулирование и контроль в Российской Федерации являются Центральный Банк РФ,
Государственный таможенный комитет, Федеральная служба по валютному и
экспортному контролю.
5.1. Денежное обращение и его влияние на
функционирование экономики
Движение денег при выполнении ими своих функций в
наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.
Денежное обращение существует в двух формах:
наличной и безналичной.
Налично-денежное обращение- движение наличных
денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и
средства обращения). Наличные деньги используются:
- для кругооборота товаров и услуг;
- для расчетов, не связанных непосредственно с
движением товаров и услуг, а именно: для расчетов по выплате заработной платы,
пенсий и т.д.
Налично-денежное обращение осуществляется
с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, векселей, чеков,
кредитных карточек и т.д. Эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк.
Безналичное обращение- движение стоимости
без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных
учреждений, зачет взаимных требований.
Безналичное обращение осуществляется с
помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.
В зависимости от экономического содержания
различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым
обязательствам.
К первой группе относятся безналичные
расчеты за товары и услуги, ко второй- платежи в бюджет и внебюджетные фонды,
погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми
компаниями.
Между налично-денежным и безналичным
обращением существует взаимосвязь и взаимозависимость.
Количество денег, потребное для выполнения
функций денег как средства обращения и платежа, определяется следующими условиями:
- общим объемом обращающихся товаров и
услуг;
- уровня цен товаров и тарифов на услуги;
- скорости обращения денег;
- степенью развития безналичных расчетов.
При металлическом обращении количество
денег стихийно регулировалось функцией сокровища. Это обеспечивало устойчивость
денежного обращения.
При отсутствии золотого стандарта стал
действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым
количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых
денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась,
стало возможным их обесценение. Ныне, в условиях демонетизации золота, закон
денежного обращения претерпел модификацию.
Мерой стоимости товаров и услуг стал
денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем
приравнивания товара к деньгам, а в процессе производства- товара к товару.
Следовательно, количество неразменных кредитных денег должно определяться стоимостью
всех ценностей в стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей
величины денег при господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль
государства в регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без
учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в
процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек и в
конечном счете приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие
стабильности денежной единицы страны- соответствие потребности хозяйства в
деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.
5.2. Денежная система Российской Федерации
Денежная система- устройство денежного
обращения в стране, сложившееся исторически и закрепленное законодательно.
Денежная система России функционирует в
соответствии с Федеральным законом о Центральном Банке РФ (Банке России).
Официальной денежной единицей в нашей
стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц
запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными
металлами Законами не установлено. Официальный курс рубля к иностранным
денежным единицам определяется Центральным Банком РФ (ЦБР) и публикуется в печати.
Исключительным правом эмиссии наличных
денег, организации из обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк
России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания
нормальной экономической деятельности в стране.
Видами денег, имеющими законную платежную
силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми
активами Банка России, в том числе золотыми запасами, государственными ценными
бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах в ЦБР.
В целях организации наличного денежного
обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязанности:
- прогнозирование и организация
производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их
резервных фондов;
- установление правил хранения, перевозки
и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
- определение признаков платежеспособности
денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их
уничтожения;
- разработка порядка ведения кассовых операций
для кредитных организаций.
Все вопросы, связанные с организацией и
регулированием безналичных расчетов, устанавливаются Банком России в
соответствии с действующим законодательством. Он определяет правила, формы,
сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. В его обязанности входит
лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.
Регулирование денежного обращения,
возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными
направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и
утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк
России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за
поддержание равновесия в сфере денежного обращения.
5.3. Задачи антиинфляционной политики
Инфляция- кризисное состояние денежной
системы.
Современная инфляция связана не только с
падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим
неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена
противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере
как производства и реализации, так и денежного обращения, финансов и кредита.
Первопричина инфляции- диспропорции между различными сферами народного хозяйства:
накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами
государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.
Существуют внутренние и внешние факторы
инфляции.
Среди внутренних факторов можно выделить
неденежные и денежные- монетарные. Неденежные- это нарушение диспропорций
хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства,
несбалансированность инвестиций и др. Денежные- кризис государственных
финансов: хронический дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия
денег и др.
Внешними факторами инфляции являются
мировые структурные кризисы, валютная политика государств, направленная на
экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты.
Инфляция проявляется в росте цен на товары
и услуги, в понижении курса национальной валюты, в увеличении цены золота,
выраженной в национальной денежной единице.
Антиинфляционная политика- комплекс мер по
государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
Наметились два основных пути такой политики: дефляционная политика и политика
доходов.
Дефляционная политика предусматривает
регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм
путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит,
усиления налогового бремени, ограничения денежной массы.
Политика доходов предполагает параллельный
контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или
установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные
противоречия.
Особая роль в проведении антиинфляционной
политики отводится Центральному Банку России. Одной из главных причин инфляции
является финансирование дефицита государственного бюджета за счет денежной
эмиссии. В соответствии с законодательством Банк России монопольно осуществляет
денежную эмиссию. Кроме того, посредством регулирования величины учетной
ставки, обязательных банковских резервов, объема операций на рынке государственных
ценных бумаг, Банк России может влиять на предложение денег и следовательно на
их стоимость.
Необходимо подчеркнуть важность учета
национальной специфики страны при разработке политики государства в области
финансов. Здесь хотелось бы привести слова известного американского профессора,
участника составления антикризисных программ для многих восточноевропейских и
латиноамериканских стран Дж. Сакса, сказанные по поводу России: “Мы положили
больного на операционный стол, вскрыли грудную клетку... А оказалось- у него
другая анатомия!”
раздел V.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
В результате
проведения "ваучерной" приватизации решена одна из основных задач
экономической реформы - создана необходимая для функционирования
рынка "критическая масса" приватизированных предприятий. Около
70 процентов занятых в промышленности к 1 июля 1994 года стали работать на
полностью или частично приватизированных предприятиях, доля которых в общем
объеме стоимости имущества составила примерно 60 - 70 процентов.
Наступивший период денежной приватизации в
силу естественных причин (приватизация за деньги имеет гораздо меньший
спрос, чем за чеки) привёл к резкому сокращению ее темпов. Произошёл переход
от приоритета количественных параметров и динамики процесса приватизации к
приоритету качества функционирования приватизированных предприятий. Это
означает, что оставшийся неприватизированным сектор экономики стал
сокращаться невысокими темпами. В этих условиях резко повышается роль
управления государственным сектором экономики, особенно в связи с трансформацией
организационно-правовых форм государственных предприятий.
Стало ясно, что разрушение монополии
государственной собственности не означает отказа от госсобственности как
таковой. Она остается, хотя попытки априорного количественного определения ее
роли в экономике страны едва ли можно признать плодотворными. Можно только утверждать,
что этот сектор российской экономики в силу специфических путей развития
России будет в обозримом будущем достаточно крупным. Поэтому необходимо
научиться управлять госсобственностью по-новому, не реанимируя административно-командную
систему.
Можно выделить два основных способа управляющего
воздействия на предприятия и их объединения.
1.Государственное регулирование, которое включает
установление нормативной базы рыночной экономики ("правил игры")
и применение косвенных, экономических методов управления по отношению к
предприятиям всех форм собственности (включая государственные).
2.Государственное предпринимательство, то есть
непосредственное воздействие на управление предприятиями и их объединениями,
когда государство выступает в качестве собственника имущества или пакета
акций акционерных обществ (АО).
К числу
организационно-правовых форм, в которых функционируют государственные предприятия
и предприятия с государственным капиталом, относятся казенные предприятия
(казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные коммерческие предприятия,
АО со 100-процентным государственным капиталом, а также АО, в
которых государству принадлежит контрольный пакет или золотая акция. Одновременно
требуют регламентации взаимоотношения между органами государственного
управления и новыми формами объединения предприятий - холдингами и
финансово-промышленными группами. Необходима также конкретизация такой формы
отношений, как передача акций, принадлежащих государству, в доверительную
собственность (траст).
При переходе к
рыночной экономике её главным регулятором становится рынок, который экономически,
законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого
производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс
развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное,
нерентабельное, неконкурентноспособное производство. Рынок воздействует тем
самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство,
качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на
производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с
помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной
системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды
государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры
находились на втором месте. Надо сказать, что государственное всеобъемлющее
руководство экономикой имеет в принципе большие возможности заставить
производство развиваться в определённом направлении. Государство может
способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном
направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов:
социалистического переустройства плановой экономике в сторону рынка на базе
общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной
приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого
при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость
его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях
и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.
Одной из форм государственного предпринимательства
являются казённые предприятия.
Казенными" называются предприятия (заводы,
фабрики, хозяйства), принадлежащие "казне", то есть государственные
предприятия.
Они находятся под прямым государственным
управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания),
политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия
не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку
товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать
конкретные договоры с организациями - потребителями товаров или услуг.
Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Одновременно государство принимает на себя
ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им
необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы
по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия
представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной
системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние.
Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой
дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на
достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию
составят весомую часть государственного бюджета.
Из сказанного следуют
по меньшей мере два вывода:
-численность казенных предприятий необходимо
свести к разумному минимуму;
-применительно к ним целесообразно
разработать специальную систему управления.
Первая проблема выходит за рамки статьи, а вторая
составляет ее суть.
Казалось бы, решение проблемы управления казенными
предприятиями можно найти на путях заимствования опыта управления государственными
предприятиями в развитых странах. Однако в разных странах он различен и
учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложения о
перенесении на российскую почву соответствующего опыта США или Франции
едва ли приемлемы. Необходимо самостоятельно вписаться в существующую
систему органов управления и учитывать собственный исторический опыт.
Пожалуй, единственной общей чертой управления
государственными предприятиями во всех странах является осуществление этого
управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами)
специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия
по атомной энергии в США).
В России в
соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе
государственных предприятий" решение о ликвидации федерального
госпредприятия и создании на его базе казенного завода, фабрики или
хозяйства принимает Правительство РФ. Оно определяет, и федеральный орган
исполнительной власти, который утверждает устав казенного предприятия и
руководит его деятельностью.
Сохранив административную подчиненность
предприятий, необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки
командной системы. К их числу следует отнести, прежде всего, отсутствие у
руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также
фактически отсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими
органами решений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия
не должен становиться передаточной инстанцией для реализации приказов и
указаний работников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь
определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить
лишь контроль за его действиями.
Средством преодоления указанных и иных недостатков
существовавшей ранее системы управления может быть: во-первых, коллегиальность
в принятии важнейших хозяйственных решений высококомпетентными лицами;
во-вторых, применение конкурсной системы подбора руководящих кадров;
в-третьих, использование в ряде случаев независимых экспертных оценок.
Практическая реализация этих положений видится в
следующем:
1.Стратегические решения по управлению казенным
предприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально.
2.В рамках принятых решений руководителю
предприятия должна быть гарантирована определенная степень
самостоятельности, без чего не может проявиться предпринимательская активность
менеджера.
3.Подбор менеджеров должен проводиться на
основании конкурса программ претендентов. Преимущество получают программы,
наиболее полно отражающие требования государственной промышленной политики.
4.Заключение с хозяйственным руководителем
контракта, в котором реально гарантируются его права и четко установлены его
обязанности, а с предприятием - "контракт плана", в котором содержится
программа его деятельности.
5.Как показывает зарубежная практика, программы
деятельности государственных предприятий составляются таким образом, чтобы
государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы
покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности. В
этих целях необходима не только определенная свобода менеджера, но и создание
заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы (индивидуальной,
подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно
применяемые (например, бригадная организация труда), так и новые
(например, участие в прибылях) формы управления производством.
6.Ответственность государства по долгам
предприятия должна быть не прямой, а субсидиарной. Исходя из вышеизложенного,
один из вариантов схемы управления казенными предприятиями мог бы выглядеть
следующим образом.
При отраслевом органе управления образуется
комиссия (комитет, совет) по управлению казенными предприятиями. Организация такого
органа в системе Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казенным
предприятием требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе с
тем в состав этих комиссий в целях недопущения превалирования ведомственных
интересов желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов
(экономистов, финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и др.).
Сформированная таким образом комиссия могла бы исполнять функции постоянно
действующей конкурсной комиссии по подбору руководящих кадров,
разрабатывать условия конкурса, программу деятельности предприятия,
осуществлять контроль. Наряду с "внешним" управлением в
организационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которые
персонал имел бы возможность принимать участие в управлении производством.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|