|
|||||||||||||||||||||||
Как видно из таблицы, в последнее время наблюдается некоторая стабилизация развития сектора банковских услуг. Теперь банковская сеть развивается в основном только за счет роста сети филиалов. На 1 января 1998 года в России существовало 1675 банков. Также наблюдается значительное укрупнение банков, что видно на следующей диаграмме: Объем и структура выданных кредитов показаны на следующей диаграмме: Не смотря на значительное увеличение объема кредитования, заметно ухудшение структуры кредитов. К сожалению, наблюдается постоянное сокращение доли долгосрочных кредитов, что делает практически невозможным кредитование производственной сферы. Одной из задач государственного регулирования должно стать стимулирование банков к долгосрочному кредитованию. 2.2. Роль Банка России в регулировании банковской деятельности Главным органом, регулирующим банковскую деятельность является Центральный банк Российской Федерации. Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России регистрирует кредитные организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их. Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать им обязательные нормативы: 1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; 2) предельный размер неденежной части уставного капитала; 3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; 4) максимальный размер крупных кредитных рисков; 5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); 6) нормативы ликвидности кредитной организации; 7) нормативы достаточности капитала; 8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; 9) размеры валютного, процентного и иных рисков; 10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; 11) нормативы использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц; 12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам). Банк России определяет порядок формирования и размер резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам, для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами. Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям. Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом. В целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Основными рычагами воздействия Банка России на рынок денежного капитала является регулирование величины учетной ставки и размера обязательных резервов коммерческих банков, а также объема операций на рынке государственных ценных бумаг. Если государство в лице Центрального Банка хочет уменьшить предложение денежного капитала оно продает государственные облигации, повышает норму обязательных резервов коммерческих банков или повышает учетную ставку Центрального Банка. Эти меры, кроме того, способствуют снижению деловой активности. Для увеличения предложения денежного капитала проводятся меры противоположного характера. Для преодоления банковско-финансового кризиса Правительством Российской Федерации и Банком России разработан ряд мер. К числу первоочередных мер следует отнести реструктуризацию кредитных организаций страны, целью которой является восстановление нормального функционирования системы банковских институтов. На ближайшие время целями реструктуризации банковской системы являются: - восстановление способности банковской системы оказывать базовый комплекс услуг; - увеличение капитала жизнеспособного ядра банковской системы, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора экономики и проведения платежей; - восстановление доверия к банкам со стороны частных вкладчиков и кредиторов, в том числе иностранных; - недопущение утраты банковских технологий и имущественных комплексов, которые могут быть использованы для ведения конкурентоспособной банковской деятельности; - отстранение неспособного к конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на управленцев, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и акционеров банка; - привлечение к участию в капиталах банков новых собственников, в том числе иностранных инвесторов; - восстановление нормального функционирования финансовых рынков, в том числе межбанковского денежного рынка. В среднесрочной перспективе целью программы реструктуризации банковской системы является восстановление полноценной кредитной деятельности банковской системы при создании условий для эффективной работы банков с реальным сектором экономики. В целях восстановления нормального функционирования банковской системы страны и содействия ее эффективному развитию, опираясь на мировую практику восстановления платежеспособности банковских систем, Правительство Российской Федерации и Банк России объявляют о создании Агентства по реструктуризации кредитных организаций. Агентство по реструктуризации кредитных организаций создается с участием Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации небанковской кредитной организации (закрытое акционерное общество). Перед Агентством ставятся следующие задачи: - участие в проведении процедур банкротства в целях законного удовлетворения требований кредиторов и вкладчиков, а также обеспечение условий для эффективной реализации процедур банкротства; - проведение государственной политики по предупреждению банкротств кредитных организаций; - создание и обеспечение функционирования рыночного механизма отстранения от управления кредитными организациями участников, в результате деятельности которых эти организации стали неплатежеспособными; - формирование рынка долгов кредитных организаций и их должников. Агентство по реструктуризации кредитных организаций возьмет на себя при активном участии Банка России часть работы по защите интересов кредиторов банков, проведению комплекса мероприятий по преодолению финансовой неустойчивости конкретных банков либо по такому осуществлению процесса ликвидации банков, которое позволит осуществить справедливое распределение имущества обанкротившихся кредитных организаций между кредиторами. Для реализации поставленных задач Агентство получит право осуществлять следующие виды деятельности: - приобретение контрольных пакетов (долей в уставном капитале) банков, утративших капитал, и осуществление управления этими банками; - принятие в залог и в управление пакетов акций (долей в уставном капитале) банков, осуществление управления этими пакетами; - участие в капитале банков, подвергающихся реструктуризации, представление интересов государства в этих банках, оказание им экономической поддержки; - участие в разработке и реализации планов финансового оздоровления банков, подвергающихся реструктуризации; - управление активами, приобретение, реализация и посредничество при реализации активов ликвидируемых банков; - отстранение от руководства кредитной организацией лиц, допустивших потерю кредитной организацией капитала либо препятствующих ее оздоровлению; - организация привлечения необходимых финансовых ресурсов от российских и иностранных инвесторов, в том числе путем выпуска ценных бумаг, как для реализации мероприятий по реструктуризации банков, так и для организации своей деятельности. К другим мерам по реструктуризации банковской системы, которые Правительство Российской Федерации и Банк России намерены реализовать, относятся: - проведение активной политики поддержки и развития инфраструктуры финансовых рынков: бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев; - усиление банковского надзора путем улучшения качества и оперативности анализа банковской отчетности, унификации и упрощения процедур составления и представления отчетности, уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам. В соответствии с мерами Правительства РФ и ЦБ РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, влияние государства на банки еще более возрастет. По поводу этого в последнее время слышно много негативных высказываний. Однако в развитых зарубежных странах влияние государства еще более велико. Например в США, если банк хочет расширить существующее здание или построить новое, он должен получить разрешение своего контролирующего органа. 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.3.1. Основные понятия рынка ценных бумаг Ценные бумаги- титул собственности, дающий его владельцу право на получение дохода в виде дивиденда и процента. К ценным бумагам относятся акции, облигации корпораций и государства. Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный. Первичными рынками называются те, на которых выпущенные ценные бумаги впервые продаются покупателям. Вторичные рынки ведут торговлю уже находящимися во владении ценными бумагами. Это различие между ними действительно важно. Если продана вновь выпущенная акция компании, то вырученные средства получает эта компания, а если продается акция, выпущенная и проданная ранее, то вырученные средства идут ее последнему владельцу. Вторичные рынки помогают корпорациям продавать вновь выпущенные ими акции или облигации, повышая их ликвидность. Вторичные рынки имеют существенно больший торговый оборот по сравнению с первичными и при этом намного более известны. Вторичный рынок представлен главным образом фондовыми биржами. Помимо биржевого рынка существует и внебиржевой рынок. 3.2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг |
|