бесплатные рефераты

Эмиссия акций акционерным обществом

Эмиссия акций акционерным обществом


Эмиссия акций, акционерным обществом.

Введение


Для успешной (стабильной и прибыльной) деятельности любого предприятия необходимо привлечение капитала. Эмиссия ценных бумаг – это один из способов его привлечения. При этом, в зависимости от целей, которые стоят перед руководством каждого отдельно взятого предприятия, и возможностей, которыми данное предприятие располагает, эмиссия ценных бумаг позволяет варьировать как объемом, так и источником привлечения капитала.

Говорить о зарождении в России рынка ценных бумаг можно с начала 90-х годов. Именно в этот период сформировались основные предпосылки возникновения и последующего развития российского фондового рынка: проведение приватизации государственной и муниципальной собственности, преобразование государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества (закрытых и открытых типов), разработка первых нормативных документов, посвященных регулированию выпуска и обращения ценных бумаг.

            К сожалению, стартовый этап формирования российского рынка ценных бумаг характеризовался повсеместным нарушением прав и интересов инвесторов, отсутствием действующего на практике законодательства, регулирующего процесс выпуска ценных бумаг, развитием всевозможных пирамид, проворачивающих финансовые аферы, общей «корпоративной» неграмотностью населения. Именно эти негативные факторы развития российского рынка ценных бумаг привели к необходимости создания органа исполнительной власти, основными функциями которого, явились бы определение основных направлений развития рынка ценных бумаг, разработка нормативных документов, регулирующих взаимодействие основных участников рынка ценных бумаг, осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг российских эмитентов, контроль за соблюдением прав и законных интересов инвесторов, а также регулирование иных сфер, необходимых для нормального функционирования рынка ценных бумаг.

В 1995 году была образована Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России, в основные функции и обязанности которой входят все вышеуказанные функции. Именно с этого момента можно говорить о начале полноценного функционирования российского рынка корпоративных ценных бумаг.

            Одним из первых значительных шагов ФКЦБ России, направленных на формирование цивилизованного рынка ценных бумаг, явилось принятие Постановления № 19 от 17.09.1996 «Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии», а также внесение в указанный документ изменений и дополнений в 1998 году (далее по тексту - Постановление). Фактически, это был первый нормативный документ, устанавливающий требования к порядку эмиссии ценных бумаг. Однако со временем возникла необходимость доработки, усовершенствования «старых Стандартов», которая была обусловлена рядом вполне объективных причин (внесение изменений и дополнений в законодательство, регулирующее сферы, тесно соприкасающиеся с рынком ценных бумаг, общее развитие российского рынка корпоративных ценных бумаг, сложность применения на практике существующих нормативных документов, регулирующих вопросы выпуска, размещения и обращения российских ценных бумаг и т.п.)

С 7 сентября 2002 года Постановление прекратило свое действие. На сегодняшний день Постановление фактически разбито на три равнозначных нормативных акта:

1.  Постановление ФКЦБ России № 27 от 19.10.2001 «Стандарты эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии», вступившее в силу с 10 января 2002 года (далее – Стандарты эмиссии облигаций);

2.  Постановление ФКЦБ России № 16/пс от 30.04.2002 «Об эмиссии акций и облигаций, конвертируемых  в акции», вступившее в силу 16 августа 2002 года (далее – Стандарты эмиссии дополнительных выпусков ценных бумаг);

3.  Постановление ФКЦБ России № 25/пс от 03.07.2002 «Стандарты эмиссии акций, размещаемых при учреждении  акционерных обществ и их проспектов эмиссии», вступившее в силу 7 сентября 2002 года (далее – Стандарты эмиссии ценных бумаг при учреждении).

Стандартам эмиссии облигаций в свое время было посвящено достаточно внимания, поэтому в данной работе речь пойдет преимущественно о двух последних Постановлениях ФКЦБ России, регулирующих дополнительные выпуски ценных бумаг, а также выпуски ценных бумаг при учреждении обществ (далее - Стандарты). На чем можно акцентировать свое внимание, знакомясь с указанными Стандартами?

Приятно отметить, что Стандарты (как для учредительных выпусков, так и для дополнительных выпусков ценных бумаг) значительно отличаются от их «прародителя» (первоначального Постановления) более глубокой, детализированной регламентацией вопросов, которым они посвящены. При этом, указанная регламентация идет в четком соответствии с требованиями других нормативных документов, регулирующих деятельность как эмитентов, так и рынка ценных бумаг в целом (Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон «Об акционерных обществах», Гражданский кодекс Российской Федерации и т.п.). Например, при описании процедуры принятия решения о размещении ценных бумаг описывается не только орган управления обществом, имеющий полномочия для принятия указанного решения, но и количество голосов, необходимых для принятия решения о размещении ценных бумаг, а также указываются основные сведения, которые должен содержать протокол, подготовленный по результатам проведенного заседания.

При введении терминов, ранее не использовавшихся в Постановлении, обязательно приводится их определение. Например, Стандартами устанавливается, что решение об увеличении уставного капитала общества (путем размещения дополнительных акций или путем распределения акций среди акционеров) может приниматься советом директоров общества (в случае, если это предусмотрено уставом общества). Однако принять такое решение совет директоров должен единогласно без учета выбыхших членов совета директоров общества. А далее расшифровывается, какие члены совета директоров подпадают под категорию «выбывших» (лица, выбывшие из состава совета директоров в связи со смертью, признанием их в судебном порядке недееспособными или безвестно отсутствующими, а также лиц, полномочия которых прекращены по решению общего собрания акционеров общества).

Кроме того, в Стандартах четко указывается что может, а что должно содержаться в решении о размещении ценных бумаг (в протоколе уполномоченного органа управления общества, на котором принимается решение об увеличении уставного капитала), а также что может, а что должно указываться в решении о выпуске ценных бумаг (документе, представляемом на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг). Например, решение о размещении ценных бумаг может не содержать указания на срок (дату начала и дату окончания) размещения ценных бумаг, на порядок заключения договоров купли-продажи ценных бумаг, порядок оплаты приобретаемых ценных бумаг (все указанные сведения должны быть указаны в решении о выпуске ценных бумаг), однако количество размещаемых ценных бумаг, цену их размещения и форму их оплаты решение о размещении содержать должно.

Учет практических вопросов и затруднений, возникающих при подготовке документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг

В Стандартах уделено внимание вопросам, ранее вызывавшим затруднения при подготовке документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Например, решена проблема с аудиторской подписью титульного листа проспекта эмиссии ценных бумаг, суть которой состояла в следующем.

Несомненным плюсом Стандартов является официальное описание некоторых «негласных правил», установленных ФКЦБ России к документам, представляемым на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. Например, Стандартами установлено требование к документам, представляемым в регистрирующий орган на бумажном носителе и насчитывающим более одного листа. Данные документы должны быть прошиты, заверены подписью уполномоченного лица, скреплены печатью общества на прошивке, страницы документов должны быть пронумерованы.

            Следует отметить, что законодательство об эмиссии акций акицонерным обществом на современном этапе естественно не ограничивается одними Стандартами. Не следует забывать об основных норматиных актах, стоящих выше Стандартов согласно суббординации нормативных актов, характерной для законодательства Российской Федерации, здесь речь идет разумеется о Федеральных законах «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». Данное упоминание сводится к тому, что между указанными нормативными актами существуют противоречия и проблемы применения последних о коорых более подробно пойдет речь непосредственно в самой работе. Из сказанного вполне очевидна текущая актуальность и значимость выбранной темы исследования как с практической, так и с теоретической точки зрения.

            При написании работы были использованы не только учебные материалы на данную тематику, но и множество научно-практических публикаций авторов, занимающихся исследованием данной проблемы. Работа опирается только на действующее законодательство в его последней редакции на момент написания. С целью наиболее оптимального раскрытия темы работа состоит из двух глав. В первой главе  рассматривается правовая и экономическая природа ценных бумаг, эмитируемых акционерным обществом, а во второй изучаются проблемы практического характера, возникающие при выпуске и распределении ценных бумаг акцигшнерным обществом, при этом основной упор делается главным образом на эмиссию акций, как наиболее распространенный вид ценной бумаги акционерного общества, что очевидно даже из названия данного вида юридических лиц.


1. Ценные бумаги, эмитируемые АО


1.1 Обыкновенные акции


            Акция - это ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция размещается акционерным обществом выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги[1].

            Выпуск акций, иных ценных бумаг - совокупность этих бумаг одного акционерного общества, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Все ценные бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер.

            Акции делятся на две категории - обыкновенные и привилегированные. Последние могут подразделяться на типы, дающие в соответствии с уставом данного акционерного общества различные права их владельцам. Все акции являются именными, закрепленными за определенными физическими и юридическими лицами. Информация о владельцах акций каждого общества должна быть доступна этому обществу в форме реестра владельцев ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют обязательной идентификации владельца.

            Согласно статье 31 Закона, каждая обыкновенная акция предоставляет ее владельцу одинаковый объем прав. Акционеры владельцы обыкновенных акций вправе участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества.

            Порядок участия этих акционеров в общем собрании акционеров определяется соответствующими положениями Закона об акционерных обществах (глава VI "Общее собрание акционеров"). Вместе с тем статья 31 Закона дает право обществу дополнить этот порядок участия в собрании какими-либо положениями, включив их в устав общества. Такая запись появилась, скорее всего, потому, что механизм проведения собрания изложен в Законе недостаточно подробно. Однако, расширяя в уставе общества положения Закона, необходимо помнить о том, что ни в коем случае нельзя сужать права участников собрания по сравнению с теми, что предусмотрены Законом. Подробнее о правах акционеров пойдет речь в третьей главе работы.

            Владельцы обыкновенных акций, впрочем, естественно, как и владельцы привилегированных имеют право на получение дивидендов соразмерно объему владеемых ими акций.

Порядок и условия выплаты дивидендов акционерам общества регламентируются статьями 42 и 43 Закона. Если иное не предусмотрено Законом и уставом общества, последнее вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям. По акциям, находящимся на балансе общества, решение о выплате дивидендов не принимается.

            Решение о выплате промежуточных (ежеквартальных, полугодовых) дивидендов, размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа) принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества. Решение тех же вопросов, связанных с выплатой годовых дивидендов, принимается общим собранием акционеров[2].

            Дата выплаты промежуточных дивидендов определяется каждый раз особым решением совета директоров (наблюдательного совета), но не может быть ранее 30 дней со дня принятия такого решения. Что же касается даты выплаты годовых дивидендов, то она может определяться уставом общества или решением общего собрания акционеров.

            Чисто технически удобнее, если дата выплаты дивидендов определена уставом общества. Она будет ориентировать и совет директоров, и служебный персонал общества своевременно проводить всю работу, связанную с выплатой дивидендов. К тому же зафиксированная в уставе дата будет ко многому обязывать совет директоров.

            Нарушение устава - дело серьезное. Поэтому невыплата своевременно годовых дивидендов будет означать для совета директоров необходимость объяснить общему собранию акционеров ее причину, а собрание в свою очередь может принять в отношении неэффективно работающего совета директоров соответствующее решение, вплоть до досрочного прекращения его полномочий.

            Если же дата выплаты дивидендов уставом общества не определена, то это может сделать общее собрание акционеров, предусмотрев в своем решении, что впредь годовые дивиденды выплачиваются в определенный срок. Возможен и иной вариант, когда собрание каждый раз принимает решение о дате выплаты годовых дивидендов и вслед за этим - решение о выплате дивидендов, размере дивиденда и формы его выплаты по акциям каждой категории (типа).

            Хотя только общее собрание акционеров принимает решение о выплате годовых дивидендов, приоритет в решении этого вопроса каждый раз принадлежит совету директоров. Решение собрания принимается только по рекомендации совета директоров, и размер годового дивиденда не может быть более рекомендованного и меньше выплаченных промежуточных дивидендов.

            Общее собрание акционеров вправе принять решение о невыплате дивиденда по акциям определенных категорий (типов), а также о выплате дивидендов в неполном размере по привилегированным акциям, размер дивиденда по которым определен в уставе[3]. В этой связи акционерам - владельцам таких привилегированных акций следует позаботиться, чтобы в устав общества было внесено положение о том, что такие акции становятся кумулятивными в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 32 Закона. Невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по кумулятивным акциям накапливается и выплачивается впоследствии.

            Общество обязано выплатить объявленные по каждой категории (типу) акций дивиденды. Если дивиденды объявлены общим собранием акционеров, общество становится должником акционеров. Поэтому при просрочке выплаты дивидендов акционеры вправе обратиться в суд с иском к обществу, руководствуясь статьей 395 ГК РФ. Дивиденды выплачиваются, как правило, деньгами. Другим имуществом дивиденды могут выплачиваться лишь в том случае, если это предусмотрено уставом общества.

            Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год. Дивиденды по привилегированным акциям определенных уставом общества типов могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов общества. Положение о том, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества за текущий год, означает в принципе, что годовое общее собрание акционеров, которое, согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 48 Закона, утверждает годовой отчет, бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков, а также распределяет прибыль и убытки, практически не в состоянии принять решение о выплате дивидендов.

            Не в состоянии потому, что на годовом собрании распределяется чистая прибыль, полученная по итогам прошлого, но не текущего года, в текущем году на годовом собрании зафиксирована чистая прибыль, полученная в прошлом году. Запись о том, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли за текущий год, некорректна также потому, что, строго говоря, чистая прибыль за год может быть определена только по итогам этого года, точно так же, как чистая прибыль за квартал, полугодие может быть определена по их окончании.

            Поэтому общество фактически может выплатить дивиденды в рамках положения пункта 2 статьи 42 Закона, делая это по итогам кварталов и первого полугодия. Точно так же возможно формировать фонды для выплаты дивидендов по привилегированным акциям, если положения пункта 2 статьи 42 Закона толковать таким образом, что эти фонды также формируются за счет прибыли текущего года, а основания для этого есть. На практике же годовые дивиденды объявляются, если по итогам истекшего года общество располагает чистой прибылью.

            Согласно пункту 4 статьи 42, совет директоров (наблюдательный совет) составляет список лиц, имеющих право на получение дивиденда. Правом на получение промежуточных дивидендов обладают акционеры и номинальные держатели акций, включенные в реестр акционеров не позднее чем за 10 дней до даты принятия советом директоров (наблюдательным советом) общества решения о выплате дивидендов. Право на получение годового дивиденда имеют акционеры и номинальные держатели акций, внесенные в реестр акционеров общества на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров.

            В определенных случаях Закон (ст.43) ограничивает право акционерного общества принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов:

     - до полной оплаты всего уставного капитала общества;

     - до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены у акционеров в соответствии со статьей 76 Закона;

     - если на момент выплаты дивидендов общество в соответствии с федеральными правовыми актами отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или указанные признаки появятся у него в результате выплаты дивидендов;

     - если стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов[4].

            В связи с изложенным следует отметить, что признаки несостоятельности (банкротства) общества приводятся в статье 1 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Что же касается последнего абзаца этого перечня случаев, когда общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов, то в нем в свою очередь приводится три подобных случая.

     1. Общество не вправе принять решение о выплате дивидендов, если стоимость его чистых активов меньше размера уставного капитала.

     2. То же, если стоимость чистых активов общества меньше его резервного фонда.

     3. То же, если стоимость чистых активов общества меньше ликвидационной стоимости, причитающейся при ликвидации общества к выплате акционерам по размещенным привилегированным акциям определенного типа (типов), по которым определен размер ликвидационной стоимости (п.2 ст.32 Закона).

            Наряду с указанными выше ограничениями права общества принимать решение о выплате дивидендов статьей 43 Закона предусмотрено еще два случая, когда общество не вправе это делать. Согласно пункту 2 статьи 43, общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов по обыкновенным акциям и привилегированным акциям, размер дивиденда по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов по всем типам привилегированных акций, размер дивиденда по которым определен уставом общества.

            Кроме того, согласно пункту 3 статьи 43, общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов по привилегированным акциям определенного типа, по которым размер дивиденда определен уставом, если не принято решение о полной выплате дивидендов по всем типам привилегированных акций, предоставляющим преимущество в очередности получения дивидендов перед привилегированными акциями этого типа.

            Глава V "Дивиденды общества" Закона, состоящая всего из двух лаконичных статей, естественно, не могла дать ответы на все вопросы, возникающие как у общества, так и у его акционеров в процессе их применения. Поэтому известны многочисленные случаи обращения акционеров в суды с исками по невыплате им обществами дивидендов.

            В этой связи Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ были вынуждены обратиться к рассмотрению данного вопроса. Совместным Постановлением Пленумов этих судов от 2 апреля 1997 г. N 4/8 (п.ХIII) было дано следующее разъяснение.

            При разрешении споров, связанных с требованиями акционеров о выплате (взыскании с общества) дивидендов, необходимо учитывать порядок их выплаты, а также ограничения на выплату дивидендов, установленные статьями 42 и 43 Закона.

            В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Закона общество обязано выплатить акционерам объявленные дивиденды. В случае задержки их выплаты акционер вправе обратиться в суд с иском о взыскании с общества причитающихся ему сумм.

            В тех случаях, когда дивиденды за соответствующий период (год, полугодие, квартал) обществом не объявлены (не принято решение об их выплате), акционер - владелец обыкновенных акций и акционер - владелец привилегированных акций, по которым размер дивидендов не определен уставом, не имеют оснований требовать взыскания их с общества, поскольку принятие решения о начислении дивидендов или невыплате их за определенный период является правом общества[5].

            Не подлежат взысканию дивиденды полностью или частично и по искам акционеров - владельцев привилегированных акций, размер которых определен уставом, если общим собранием акционеров на основании пункта 3 статьи 43 Закона принято решение о невыплате или неполной выплате дивидендов по привилегированным акциям данного типа.

            В статье 43 Закона перечислены случаи, когда общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов. Такие решения не могут приниматься до полной оплаты уставного капитала общества, если на момент выплаты дивидендов общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов, и в других случаях, указанных в названной статье.

            Во всех этих случаях требования акционеров о выплате дивидендов не могут признаваться обоснованными.

            Наряду с многочисленными случаями отказов в выплате дивидендов, особенно по определенным типам привилегированных акций, или выплаты дивидендов в неполном размере имеют место также частые случаи, когда советы директоров обществ, а по их рекомендациям и общие собрания акционеров принимают решения о выплате дивидендов, нарушая ограничения, предусмотренные статьей 43 Закона. Речь идет о выплате дивидендов, когда общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства).

            Как правило, такие неправомерные действия совершаются в обществах, в которых еще нет крупных частных держателей акций, заинтересованных в их процветании. В основном это касается двух категорий акционерных обществ. Во-первых, это бывшие государственные и муниципальные предприятия, ставшие акционерными обществами в результате их приватизации.

            Во многих из них сравнительно крупная часть акций принадлежит оставшимся на своих местах руководящим работникам. Эти лица заинтересованы в сохранении своих мест и получении дивидендов. Другая, значительная часть акций распылена между многочисленными членами трудового коллектива, для которых выплата дивидендов является хоть какой-то добавкой к их скудным семейным бюджетам. О последствиях выплаты дивидендов для общества они, как правило, не задумываются. И наконец, значительный пакет акций - до 49% их общего количества остается в собственности государства или муниципальных образований, которые в случае банкротства общества понесут значительные материальные потери.

            Во-вторых, это акционерные общества, значительная часть акций которых принадлежит юридическим и физическим лицам, приобретшим эти акции по чисто символическим ценам при приватизации предприятий, на конкурсах и аукционах, путем их скупки у работников-акционеров. Они не связывают свою дальнейшую судьбу предпринимателей с такими обществами, созданными, как правило, на базе экономически слабых предприятий. Их задача заключается в продаже акций таких обществ по выгодной для них цене или же в получении дивидендов, пока общество в состоянии их выплачивать, хотя и ведя себя этим самым к банкротству.

            Выплата обществами, отвечающими признакам банкротства, дивидендов приняла такой размах, что, судя по всему, вышла изпод контроля правоохранительных органов. Потребовались радикальные меры, чтобы остановить сползание многих акционерных обществ к экономическому краху, нанесению крупных убытков их кредиторам, государственному и региональным бюджетам. Одной из таких мер явился Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера".

            В пункте 4 Указа констатируется, что решения о выплате дивидендов акционерными обществами принимаются с учетом ограничений, установленных федеральными законами. В соответствии с этими ограничениями выплата объявленных акционерным обществом дивидендов не производится, если на дату их выплаты общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ о несостоятельности (банкротстве) предприятий или указанные признаки появятся в результате выплаты дивидендов. Выплата дивидендов в этих случаях должна быть отсрочена до момента, когда акционерное общество перестанет отвечать указанным выше признакам.

            В случае нарушения этих требований:

     - директор (единоличный исполнительный орган акционерного общества), а также лица, которые имеют право давать обязательные для этого общества указания или могут иным образом определять его действия, несут установленную закономответственность;

     - представители государства в органах управления акционерного общества, не менее 10% голосующих акций которого находится в государственной собственности, обязаны потребовать отмены или изменения ранее принятого решения об объявлении дивидендов, а также прекращения полномочий руководителя (единоличного исполнительного органа) акционерного общества и (или) возложения на него установленной законом ответственности[6].

            В пункте 13 Указа содержится поручение ряду федеральных ведомств, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, служащие которых являются представителями государства в акционерных обществах, принять в установленном порядке меры по обеспечению досрочного прекращения полномочий руководителей (единоличных исполнительных органов) акционерных обществ в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящего Указа.

            Таким образом, именно директор стал лицом, ответственным за нарушение положений статьи 43 Закона, поскольку именно он руководит работой административного аппарата общества, осуществляющего выплату дивидендов акционерам. Именно директор оказался единственным лицом, на которое государство может или хотя бы надеется повлиять под страхом отстранения от должности, чего оно уже не может сделать в отношении участников общего собрания акционеров общества и членов его органов управления совета директоров (наблюдательного совета) и правления.

            Однако чисто формально прекратить полномочия директора вправе лишь общее собрание акционеров, если уставом общества не предусмотрено, что решение о досрочном прекращении полномочий директора принимается его советом директоров (наблюдательным советом). (См. пп.8 п.1 ст.48 и п.10 ст.65 Закона.)

            Что же касается представителя государства в акционерном обществе, то, обладая достаточным количеством голосов принадлежащих государству акций, он вправе потребовать включить вопрос о прекращении полномочий директора в повестку дня годового общего собрания или созыва внеочередного собрания, которое и решит вопрос, прекращать или не прекращать полномочия директора общества.

            Тем не менее вопреки тому, что санкции, предусмотренные пунктом 4 Указа, сами по себе оказались малодейственными, угроза их сыграла свою роль: количество случаев выплаты дивидендов с нарушением ограничений, предусмотренных статьей 43 Закона, не могло не пойти на убыль.



1.2 Привилегированные акции


            В отличие от обыкновенной акции привилегированная акция не дает ее владельцу право голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено Законом. Что же касается права владельца этих акций участвовать в собрании с правом совещательного голоса, т.е. не принимая участия в голосовании, то этот вопрос остается открытым. Уставом общества владельцам определенного типа привилегированных акций может быть предоставлено право голоса на общем собрании акционеров[7].

            При определенных обстоятельствах Закон допускает участие владельцев привилегированных акций в голосовании на общем собрании акционеров, в силу чего их акции становятся "голосующими", тогда как обыкновенные акции являются "голосующими" на всех собраниях. Мы обращаем внимание читателей на этот термин для того, чтобы у них не возникало вопросов, когда наряду с двумя категориями акций они узнают еще об одной - голосующей.

            Лишая в основном владельцев привилегированных акций права на участие в управлении акционерным обществом, Закон в то же время ставит их в преимущественное положение по сравнению с владельцами обыкновенных акций, предусмотрев для первых право на фиксированный размер дивиденда и стоимости имущества, распределяемого при ликвидации общества. Заметим в этой связи, что размер дивидендов, получаемых владельцами обыкновенных акций, зависит исключительно от итогов хозяйственной деятельности общества[8].

            Далее речь пойдет непосредственно об отличие прав владельцев привелигированных акций от владельцев обыкновенных акций.

            Устав общества может регламентировать определенный круг прав акционеров, принимающих участие в общем собрании акционеров. Этими правами будут обладать и акционеры - владельцы привилегированных акций в случаях, когда они получают право голоса на общем собрании акционеров.

            Права владельцев привилегированных акций отличаются от прав обладателей обыкновенных акций. Привилегированные акции могут выпускаться обществом в виде их различных типов, дающих их владельцам различные права. Одинаковый объем прав предоставляется акционерам - владельцам одного типа привилегированных акций, имеющих одинаковую номинальную стоимость (п.1 ст.32 Закона).

            Для владельцев привилегированных акций предусмотрен (п.2 ст.32 Закона), в отличие от владельцев обыкновенных акций, особый порядок определения размера дивидендов и (или) стоимости, выплачиваемой при ликвидации общества (ликвидационная стоимость), что общество обязано отразить в своем уставе.

            В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) ликвидационная стоимость, выплачиваемая по привилегированным акциям каждого типа. Они определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости таких акций. Возможен и иной вариант: размер дивиденда и ликвидационная стоимость считаются определенными, если уставом общества установлен порядок их определения.

            Такой вариант определения размера дивиденда и ликвидационной стоимости может быть применен теми обществами, которые не хотят брать на себя твердые обязательства по отношению к владельцам привилегированных акций по различным причинам. Во-первых, нельзя заранее, вперед на ряд лет предвидеть, каким будет финансовое состояние общества в будущем.

            Во-вторых, не участвуя, как правило, в общих собраниях акционеров и не имея возможности влиять на принимаемые ими решения, владельцы привилегированных акций стали как бы акционерами второго сорта, с мнением которых можно не считаться. Тем более давать им гарантию на получение дивидендов, ставя их в преимущественное положение по отношению к владельцам обыкновенных акций, имеющим право голосовать на каждом собрании.

            Такое отношение к владельцам привилегированных акций сложилось в основном потому, что их большинство составляют лица, получившие свои акции бесплатно при приватизации государственных и муниципальных предприятий. В целях защиты интересов владельцев привилегированных акций пунктом 2 статьи 32 Закона предусмотрено, что владельцы привилегированных акций, по которым не определен размер дивиденда, имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами обыкновенных акций.

            Такая норма Закона несколько неожиданна потому, что общество должно, т.е. обязано, определить размер дивиденда по привилегированным акциям или порядок их определения; обязано сделать то или другое. Если же установлен порядок определения дивиденда, то его размер считается определенным. Тем не менее указанную выше норму пункта 2 статьи 32 следует рассматривать как гарантию прав акционеров на получение дивидендов по привилегированным акциям. К тому же она открывает для этих акционеров возможность обратиться в суд, если их право на получение дивидендов будет обществом нарушено.

            Привлекательной для владельцев привилегированных акций может быть возможность конвертации их акций, что предусмотрено пунктом 2 статьи 32 Закона: в уставе общества могут быть определены возможность и условия конвертации привилегированных акций определенного типа в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов. Безусловно, владелец привилегированных акций может быть заинтересован в их конвертации, если в результате получит более привлекательные для него права, т.е. конвертация будет для него выгодной. В то же время заметим, что предусмотренная в уставе возможность конвертации привилегированных акций ни к чему общество не обязывает, - такая возможность может быть реализована, а может быть и не реализована.

            Если акционерное общество разместило привилегированные акции двух и более типов, то его уставом должна быть установлена очередность выплаты дивидендов (так же как и ликвидационной стоимости) по каждому типу таких акций (п.2 ст.32 Закона). Эта норма имеет императивное значение, она обязательно должна быть предусмотрена уставом общества.

            Однако применительно к очередности выплаты дивидендов возможно, что на практике она не будет выполняться, тем более что объявление о выплате дивидендов по привилегированным акциям всех типов может происходить единовременно.

            В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона уставом общества может быть установлено, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен в уставе, накапливается и выплачивается впоследствии (кумулятивные привилегированные акции).

При попытках применения данной нормы возникали проблемы, требующие решения. Во-первых, очевидно, что нельзя ущемлять уже установленные права акционеров. Поэтому объявлять тот или иной тип акций кумулятивными возможно лишь одновременно с принятием решения об их размещении и в рамках такого решения. Покупатель таких акций должен знать, что предлагаемые ему акции уже являются кумулятивными.

            Во-вторых, из приведенной в пункте 2 нормы не следует, что дивиденды по кумулятивным акциям должны обязательно накапливаться. Там речь идет о невыплаченном или не полностью выплаченном дивиденде. Это в принципе означает, что дивиденд по кумулятивной акции может и не накапливаться, а выплачиваться сразу после объявления о его выплате. Отсюда следует, что кумулятивной становится такая акция, по которой не выплачен или не полностью выплачен дивиденд, который накапливается и будет выплачен впоследствии.

            В то же время невыплаченный или не полностью выплаченный сегодня дивиденд точно так же может быть не выплачен или не полностью выплачен и впоследствии. Причем задержка выплаты дивидендов может касаться лишь владельцев привилегированных акций определенного типа (типов), тогда как все другие акционеры будут регулярно получать свои дивиденды.

            Внесение в устав акционерного общества положения о кумулятивных акциях можно рассматривать как ограничение прав определенной группы акционеров, что дает им, согласно пункту 3 статьи 32 Закона, право голоса на собрании, которое должно принять соответствующее решение.

            Требования акционеров - владельцев привилегированных акций на собрании могут быть различными. Если они выступают в принципе против объявления их акций кумулятивными, то можно потребовать установления предельного срока накопления дивидендов, ограничения суммы накопления, выплаты процентов по ней, создания согласно пункту 2 статьи 42 Закона специального фонда с особым порядком его формирования для выплаты дивидендов по привилегированным акциям определенного типа (типов)[9].

            Если же акционеры - владельцы привилегированных акций против внесения в устав общества положения о кумулятивных акциях или в принципе, или же не согласны с предлагаемым порядком накопления и последующей выплаты дивидендов, они могут потребовать у общества выкупа их акций согласно пункту 1 статьи 75 Закона, проголосовав против решения собрания или не приняв участия в голосовании.

            В связи со сложностью проблемы включения в устав общества положения о кумулятивных акциях, опасностью для него выкупа акционерами значительной части акций целесообразно обратить внимание читателей на то обстоятельство, что норма о кумулятивных акциях, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 Закона, не является обязательной для применения. Если же общее собрание акционеров решит включить ее в устав общества, то это желательно сделать таким образом, чтобы не ущемить права акционеров - владельцев привилегированных акций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ