бесплатные рефераты

Эмиссия акций акционерным обществом

Конвертация в акции или облигации конвертируемых в них ценных бумаг представляет собой реализацию (осуществление) закрепленных конвертируемыми ценными бумагами прав.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” документом, удостоверяющим права, закрепленные ценной бумагой, являются сертификат и решение о выпуске ценных бумаг, а для бездокументарной формы выпуска ценных бумаг - только решение о выпуске ценных бумаг. Очевидно, что право (возможность) конвертации в этом случае, также как и остальные права по каждой ценной бумаге выпуска, должно содержаться в решении о выпуске ценных бумаг, которое в свою очередь утверждается акционерным обществом на основании и в соответствии с решением о размещении ценных бумаг.

Из изложенного следует, что конвертация как осуществление прав по конвертируемым ценным бумагам возможна только в случае, если это предусмотрено решением о размещении таких конвертируемых ценных бумаг, что и предусматривается пунктом 6.3 Стандартов.

Решением о размещении конвертируемых ценных бумаг должны быть также однозначно определены порядок и условия конвертации ценных бумаг, включая количество ценных бумаг, в которые конвертируется каждая конвертируемая ценная бумага акционерного общества.

При этом, в соответствии с пунктом 6.4 Стандартов должно выполняться следующее условие: номинальная стоимость акции (акций) определенной категории (определенного типа), конвертируемой (конвертируемых) в акцию (акции) другой категории (другого типа), должна быть равна номинальной стоимости акции (акций), в которую она (они) конвертируется.

Это означает, что при конвертации конвертируемых ценных бумаг не должно происходить изменение размера уставного капитала акционерного общества. Заметим, что данное ограничение не распространяется на облигации акционерного общества.

Порядок конвертации, устанавливаемый в решении о размещении ценных бумаг, может предусматривать, что конвертация осуществляется:

- по требованию их владельцев; либо

- по наступлении срока, определенного календарной датой, или истечением периода времени[35].

Конвертация, осуществляемая по требованию владельцев конвертируемых ценных бумаг, применяется акционерными обществами, как правило, в случае, если права по конвертируемым ценным бумагам предоставляют их владельцам право выбора:

а) конвертировать привилегированные акции определенного типа в обыкновенные или привилегированные акции другого типа; конвертировать облигации определенной серии в обыкновенные или привилегированные акции определенного типа, или облигации другой серии; или

б) отказаться от такой конвертации, предпочтя сохранить за собой право собственности на привилегированные конвертируемые акции определенного типа с тем, например, чтобы получать определенный по ним размер дивиденда, или погасить конвертируемые облигации иным способом (если такой способ предусматривается решением о выпуске таких конвертируемых облигаций).

Право выбора может также заключаться в предоставлении владельцам конвертируемых ценных бумаг возможности их конвертации в различные типы привилегированных акций или разные серии облигаций.

В этом случае, в соответствии с пунктами 6.4 и 11.15 Стандартов размещение ценных бумаг должно осуществляться на основании заявлений владельцев конвертируемых в них ценных бумаг, а решением о размещении конвертируемых ценных бумаг, также как и решением о размещении ценных бумаг, размещаемых путем конвертации конвертируемых в них ценных бумаг, должен быть установлен срок, в течение которого владельцами конвертируемых ценных бумаг могут быть поданы соответствующие заявления, а также срок, в течение которого на основании таких заявлений должна быть осуществлена конвертация, с учетом того, что последний не может быть более одного года с даты утверждения решения о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем конвертации конвертируемых в них ценных бумаг. Заключения каких-либо договоров в этом случае не требуется.

Заметим, что заключения каких-либо договоров не требуется и в остальных случаях конвертации.

В случае, если конвертация осуществляется по наступлении срока, определенного календарной датой, или истечением периода времени (т.е. без предоставления владельцам конвертируемых ценных бумаг права выбора), в соответствии с пунктом 11.1 Стандартов она (конвертация) должна быть осуществлена в день, определенный календарной датой, или в день окончания срока, определенного периодом времени, по данным реестра владельцев конвертируемых ценных бумаг на этот день. Дата, соответствующая указанному дню, также не должна быть позднее одного года с даты утверждения решения о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем конвертации конвертируемых в них ценных бумаг.

Отметим также, что описание в решении о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем конвертации конвертируемых в них ценных бумаг, прав по этим ценным бумагам, порядка и условий конвертации должно соответствовать такому описанию в решении о выпуске конвертируемых в них ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 8.1.3 Стандартов государственная регистрация выпуска ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией их проспекта эмиссии при следующих типах конвертации:

- конвертации акций в акции с большей номинальной стоимостью, в том числе при консолидации;

- конвертации акций в акции с меньшей номинальной стоимостью, в том числе при дроблении;

- конвертации акций в акции с иными правами;

- в случае, если число приобретателей акций выпуска превышает 500 и (или) номинальная стоимость выпуска (объем эмиссии) акций превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда[36].

Таким образом, при конвертации в акции или облигации, конвертируемых в них ценных бумаг (осуществлении прав по конвертируемым ценным бумагам) регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг не требуется.

В случае, когда при конвертации регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг не требуется, Стандарты пунктом 9.8, также как и при закрытой подписке, устанавливают необходимость представления для государственной регистрации выпуска ценных бумаг бухгалтерской отчетности акционерного общества - эмитента за последний финансовый год и за последний квартал, предшествующие дате утверждения решения о выпуске ценных бумаг.

В соответствии с пунктами 12.3 - 12.4 Стандартов документы для регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных путем конвертации, должны быть представлены:

- в случае единовременной конвертации - не позднее 30 дней с даты конвертации;

- в случае не единовременной конвертации - не позднее 30 дней с даты окончания срока конвертации.

Учитывая, что при единовременной конвертации дата размещения ценных бумаг (дата конвертации) не может быть позже одного месяца с даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг, документы для регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг при единовременной конвертации, таким образом, должны быть представлены не позднее двух месяцев с даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Пункт 12.8 Стандартов также требует представления для регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных путем конвертации, уведомления об аннулировании сконвертированных ценных бумаг.

Законодательство Российской Федерации о ценных бумагах, нормативные акты ФКЦБ России не содержат специальных требований по раскрытию информации о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем конвертации. Поэтому для целей раскрытия информации при конвертации ценных бумаг акционерному обществу необходимо руководствоваться общими нормами и правилами раскрытия информации, содержащимися в Положении о порядке раскрытия информации о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих финансово - хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг, утвержденном постановлением ФКЦБ России от 12 августа 1998 г. № 32, действие которого, однако, распространяется только на те акционерные общества, государственная регистрация хотя бы одного выпуска ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией их проспекта эмиссии.

В соответствии с указанным Положением информация раскрывается акционерными обществами в форме сообщений о существенных фактах (событиях и действиях), затрагивающих их финансово - хозяйственную деятельность, которые в срок не позднее 5 рабочих дней с момента появления существенного факта должны быть:

- направлены в регистрирующий орган (для не кредитных и не страховых организаций - ФКЦБ России или ее региональные отделения);

- опубликованы в “Приложении к Вестнику ФКЦБ России”( Подписной индекс по каталогу агентства “Роспечать” - 47998) и иных печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг акционерного общества.

Раскрытию подлежит информация:

- о принятии акционерным обществом решения о размещении ценных бумаг;

- об утверждении акционерным обществом решения о выпуске ценных бумаг;

- о погашении, в том числе об аннулировании ценных бумаг.

Первые два случая были подробно рассмотрены в статьях, посвященных открытой и закрытой подпискам, поэтому в настоящей статье подробно остановимся только на раскрытии информации о погашении (аннулировании) ценных бумаг.

В сообщении об аннулировании акционерным обществом ценных бумаг при конвертации должны быть указаны:

- основание аннулирования: конвертация, погашение облигаций;

- вид, категория (тип), форма, серия, государственный регистрационный номер выпуска, ценные бумаги которого аннулируются (погашаются);

- номинальная стоимость каждой ценной бумаги данного вида (категории), серии, количество ценных бумаг данного вида (категории), серии;

- количество аннулированных (погашенных) ценных бумаг;

- в случае погашения (в том числе досрочного) облигаций:

а) срок (дата начала, дата окончания) обращения погашенных облигаций;

б) порядок, условия, срок (дата начала и дата окончания) досрочного погашения облигаций (если досрочное погашение предусмотрено решением о выпуске облигаций);

в) порядок, условия, срок (дата начала и дата окончания) погашения облигаций[37].

Моментом появления факта считается дата конвертации (или дата окончания конвертации), дата (дата окончания срока) погашения облигаций.

Направление в регистрирующий орган указанного сообщения об аннулировании (погашении) ценных бумаг может также служить уведомлением регистрирующего органа об аннулировании ценных бумаг, представляемом в соответствии с пунктом 12.8 Стандартов для регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных путем конвертации.

В заключение приведем таблицу, показывающую очередность и сроки осуществления акционерным обществом действий по размещению ценных бумаг путем конвертации.

Последовательность и сроки осуществления действий по эмиссии ценных бумаг, размещаемых путем конвертации

№ п/п

Действие

Срок осуществления

1.

Принятие решения о размещении ценных бумаг

Срок не установлен

2.

Раскрытие информации о принятии решения о размещении ценных бумаг

Не позднее 5 рабочих дней со дня составления протокола заседания (собрания) органа управления эмитента, принявшего решение о размещении ценных бумаг

3.

Уведомление в письменной форме кредиторов о принятии решения об уменьшении размера уставного капитала акционерного общества

Не позднее 30 дней с даты принятия решения о размещении ценных бумаг

4.

Предъявление кредиторами требований акционерному обществу о прекращении или досрочном исполнении его обязательств и возмещении убытков в связи с уменьшением акционерным обществом размера своего уставного капитала

Не ранее даты принятия решения о размещении ценных бумаг, не позднее 30 дней с даты направления кредиторам уведомления о принятии акционерным обществом решения об уменьшении своего уставного капитала

5.

Выкуп акционерным обществом дробных акций при консолидации

Начиная с 46 дня с даты принятия решения о размещении ценных бумаг и в течение 30 дней, до даты конвертации

6.

Утверждение решения о выпуске ценных бумаг

Не позднее 6 месяцев с даты принятия решения о размещении ценных бумаг

7.

Раскрытие информации об утверждении решения о выпуске ценных бумаг

Не позднее 5 рабочих дней со дня составления протокола заседания совета директоров эмитента, на котором было утверждено решение о выпуске ценных бумаг

8.

Подготовка проспекта эмиссии ценных бумаг, в случае, если государственная регистрация выпуска ценных бумаг должна сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг

После принятия решения о размещении ценных бумаг, до представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг

9.

Представление документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг

Не позднее 3 месяцев с даты утверждения решения о выпуске ценных бумаг

10.

Государственная регистрация выпуска ценных бумаг

Не позднее 30 дней с даты представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг

11.

Размещение ценных бумаг (дата конвертации) при единовременной конвертации

Не ранее даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг, не позднее одного месяца с даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг

12.

Размещение ценных бумаг (дата конвертации) при не единовременной конвертации

Не ранее даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг, не позднее 1 года с даты утверждения решения о выпуске ценных бумаг

13.

Раскрытие информации об аннулировании (погашении) ценных бумаг при конвертации

Не позднее 5 рабочих дней с даты конвертации

14.

Представление документов для регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг

Не позднее 30 дней с даты конвертации

15.

Регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг

Не позднее 2 недель с даты представления документов для регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг




2.4 Прекращении оборота акций при признании выпуска недействительным


            Рассмотрим данную проблему на конерктном примере, т.е. смоделируем некоторую ситуацию.

            Акционерное общество осуществило выпуск дополнительных акций, которые были размещены среди акционеров. Впоследствии один из акционеров продал акции третьему лицу. Спустя некоторое время выпуск дополнительных акций был признан недействительным. Каковы в этом случае последствия признания выпуска акций недействительным для акционера и для третьих лиц?

            При решении данного вопроса необходимо исходить из следующих обстоятельств. Как следует из представленных условий, сделки, опосредующие переход акций дополнительного выпуска к третьему лицу, были совершены с соблюдением требований закона.

Таких сделок было две. Первая сделка была заключена между обществом, разместившим свои акции, и акционером. Сторонами второй сделки являлись акционер и третье лицо, которое выступало в качестве покупателя акций. Ни одна из указанных сделок не имеет пороков в форме, содержании, субъекте, воле и волеизъявлении.

Данный вывод не колеблет и то обстоятельство, что выпуск дополнительных акций впоследствии был признан недействительным. Указанный юридический факт не повлек появление у сделки каких-либо пороков. Действительно, признание выпуска дополнительных акций недействительным не позволяет говорить о дефектах ни формы, ни содержания, ни субъекта, ни воли и волеизъявления.

Однако признание выпуска дополнительных акций недействительным не может не повлечь определенных юридических последствий. Прежде всего, они состоят в уменьшении количества акций и, соответственно, размера уставного капитала.

Поэтому при признании выпуска акций недействительным складывается странная ситуация, при которой количество акций, выпущенных на законном основании, становится меньше количества акций, находящихся в обороте.

Очевидно, что в этой ситуации у кого-то из акционеров (или у нескольких) должны быть аннулированы акции в количестве, превышающем число законно выпущенных акций. Возникает вопрос, у кого.

Для его решения нужно определить правовую природу признания выпуска акций недействительным. По сути, оно представляет собой юридическую гибель вещи (акций).

Ход дальнейших рассуждений зависит от того, можно ли рассматривать акции в качестве индивидуально-определенных вещей, или же они относятся к числу вещей родовых.

По смыслу Федерального закона «Об акционерных обществах» акции являются родовыми вещами. Указанный вывод вытекает из п. 1 ст. 31 данного закона, устанавливающего, что каждая обыкновенная акция предоставляет акционеру – ее владельцу одинаковый объем прав. Это означает, что для законодателя акции одного общества тождественны друг другу. Таким образом, индивидуализировать каждую из них в отдельности, по общему правилу, невозможно.

В то же время акции в известной мере подлежат индивидуализации путем присвоения выпуску определенного номера. В этом смысле акции могут быть индивидуально определены. Такой подход согласуется с постановлением ФКЦБ от 8.09.1998 г., утвердившим Положение о порядке возврата владельцам ценных бумаг денежных средств, полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся или недействительным. В частности, п. 5.1.5 данного Положения указывает, что в уведомлении владельца ценных бумаг об их аннулировании содержится, в том числе, государственный регистрационный номер выпуска акций. Следовательно, номеру выпуска акций придается значение свойства, индивидуализирующего акции, и оно не может не учитываться.

Каким же должно быть решение при таких обстоятельствах? Учитывая, что акции могут быть идентифицированы путем указания на номер выпуска, который дублируется в реестре акционеров, нетрудно определить, какие именно акции «погибли». Соответственно, должны быть аннулированы записи обо всех принадлежащих акционерам акциях дополнительного выпуска, признанного недействительным.

Как в дальнейшем будут происходить расчеты между лицами, чьи интересы затронуты признанием выпуска акций недействительным? По общему правилу, в этой ситуации может быть применена ст. 211 ГК, которая возлагает риск случайной гибели вещи на собственника. Соответственно, лица, у которых аннулированы акции, не могут предъявить к кому-либо свои требования. В то же время если будет доказано, что выпуск акций (гибель) признан недействительным по чьей-либо вине, то к указанным лицам потерпевшие, смогут предъявить деликтный иск. Очевидно, в данном случае причинителем вреда, скорее всего, может быть признано общество, чьи незаконные действия повлекли признание выпуска акций недействительным. По сути, возмещение убытков в этом случае будет представлять собой возврат средств инвестирования, который регулируется постановлением ФКЦБ № 36 от 8.09.1998 г.

Маловероятно привлечение к ответственности продавца акций, который к моменту признания выпуска акций недействительным надлежащим образом исполнил договорное обязательство и в связи с этим уже не был связан с покупателем соответствующими отношениями. При этом трудно рассматривать его в качестве причинителя вреда, поскольку «гибель» акций никак не связана с его действиями (бездействием).

Естественно, некоторые сомнения может вызвать рассмотрение акций в качестве вещей. В большинстве случаев они облечены в бездокументарную форму и представляют собой права требования (имущественные права), а не вещи. Однако и при таком подходе решение в плане практических последствий не изменится.

Поясним данный вывод. «Акциям» в форме прав требования корреспондируют обязанности общества. Соответственно, указанные права и обязанности образуют содержание правоотношения, существующего между обществом и акционерами. В случае признания выпуска акций недействительным данное обязательство становится объективно неисполнимым в части аннулированных прав и обязанностей. Если невозможность исполнения вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает, то оно прекращается (ст. 416 ГК). По сути, в этом случае все неблагоприятные последствия ложатся на кредитора, т.е. акционера. Если же за невозможность исполнения согласно ст. 401 ГК отвечает должник, т.е. общество, то к нему должна быть применена мера ответственности в форме возмещения убытков.



Заключение


Федеральным законом от 28.12.02 № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (Далее - Федеральный закон от 28.12.02 № 185-ФЗ) внесен целый ряд изменений, затрагивающих различные аспекты деятельности рынка ценных бумаг, в том числе, и изменения, касающиеся вопросов эмиссии ценных бумаг.

Следует отметить, что внесенные изменения носят глобальный характер и во многом учитывают ту правоприменительную практику, которая формировалась с 1996 года (с принятия Федерального закона «О рынке ценных бумаг» в прежней редакции).

Анализируя внесенные изменения, необходимо первоначально остановиться на тех изменениях, которые затрагивают природу эмиссионной ценной бумаги.

            Изменения, внесенные в ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Далее - Федеральный закон о рынке ценных бумаг) не допускают выпуск акций на предъявителя. Внесенные изменения определяют, что акция является именной ценной бумагой. Ко всем именным ценным бумагам, согласно изменениям, внесенным в ст. 16 Федерального закона о рынке ценных бумаг, применяется требование о возможности их выпуска только в бездокументарной форме, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Указанное требование вступает в силу с момента вступления в силу Федерального закона от 28.12.02 № 185-ФЗ. Одновременно согласно требованиям ст. 2 вышеуказанного Федерального закона с момента его вступления в силу ранее выданные сертификаты именных эмиссионных ценных бумаг приравниваются к выпискам из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг.

В ст. 2 Федерального закона о рынке ценных бумаг в соответствии с внесенными изменениями и дополнениями дается определение новой эмиссионной ценной бумаги – опцион эмитента. При этом законодатель определяет опцион как именную ценную бумагу, что в свою очередь распространяет на нее требования Федерального закона о рынке ценных бумаг и нормативных актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (далее - ФКЦБ) в части фиксации и перехода прав на ценную бумагу, формы выпуска ценной бумаги, процедуры эмиссии. Принятие решения о размещении опциона и непосредственно его размещение осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 25.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Далее – Федеральный закон «Об акционерных обществах») для размещения ценных бумаг, конвертируемых в акции. Законодатель одновременно устанавливает некоторые ограничения в части эмиссии опциона. Такие ограничения установлены в статье 27.1 Федерального закона о рынке ценных бумаг, а именно:

- эмитент не вправе начать размещение опциона, если количество объявленных акций эмитента меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляет такой опцион;

- размещение опциона эмитента возможно только после полной оплаты уставного капитала акционерного общества;

- количество акций определенной категории (типа), право приобретения которых предоставляет опцион, не может превышать 5% акций этой категории (типа), размещенных на дату представления документов для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.02 № 185-ФЗ коснулись также некоторых вопросов государственной регистрации и размещения ценных бумаг.

Во-первых. До внесения изменений в Федеральный закон о рынке ценных бумаг существовала правовая коллизия в части размещения ценных бумаг при учреждении акционерных обществ, а также размещения ценных при реорганизации обществ в форме слияния, разделения, выделения и преобразования. Нормы действовавшего Федерального закона о рынке ценных бумаг не допускали размещение ценных бумаг без их государственной регистрации. Вместе с тем размещение ценных бумаг осуществлялось в момент создания юридического лица созданного путем учреждения, слияния, разделения, выделения и преобразования. Регистрирующие органы в этих случаях осуществляли государственную регистрацию выпуска ценных бумаг постфактум, и в отчете об итогах выпуска ценных бумаг датой размещения ценных бумаг указывалась дата государственной регистрации юридического лица (общества). Внесенные изменения и дополнения устранили указанную коллизию. В соответствии с новой редакцией ст. 19 Федерального закона о рынке ценных бумаг при учреждении акционерных обществ или реорганизации юридических лиц, осуществляемой в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, размещение ценных бумаг осуществляется до государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг.

Во-вторых. Изменениями расширены полномочия регистрирующего органа в части предъявления требований к порядку и условиям принятия эмитентами решений, являющихся основанием для осуществления обществом эмиссии ценных бумаг. Полномочия регистрирующего органа реализуются путем обязательного представления в регистрирующий орган документов, перечень которых определен в ст. 20 Федерального закона о рынке ценных бумаг. В частности, для государственной регистрации выпуска ценных бумаг эмитентом, наряду с заявлением о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, представляются документы, подтверждающие соблюдение им требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о выпуске ценных бумаг. Таким образом, регистрирующий орган при рассмотрении документов, представляемых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг вправе оценивать соблюдение процедуры созыва и проведения общего собрания акционеров (совета директоров) общества. Одновременно Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает исчерпывающий перечень документов, представляемых обществом для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

В-третьих. Ранее действовавшая редакция статьи 20 Федерального закона о рынке ценных бумаг предусматривала два действия регистрирующего органа по итогам рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг - непосредственно государственная регистрация выпуска ценных бумаг или отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг. В этой части полномочия регистрирующего органа расширены. В частности, регистрирующему органу предоставлено право проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представляемых на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг. При этом срок рассмотрения документов, представленных на государственную регистрацию выпуска ценных бумаг приостанавливается на срок проведения проверки. Срок проведения проверки не может составлять более 30 дней.

Основные недостатки действующего законодательства можно свести к следующему перечню:

-         отсутствие ясных целей и приоритетов в законотворчестве о ценных бумагах и финансовых рынках, не позволяющих в полной мере использовать финансовое законодательство в целях экономического роста и повышения эффективности функционирования всех элементов финансовой системы; 

-         разрозненность, дублирование и противоречивость правовых норм, посвященных различным сегментам финансового рынка, отсутствие единого понятийного аппарата, унифицированных требований к участникам финансового рынка и единых подходов к регулированию однотипных проблем, возникающих в разных частях финансовой системы; 

-         неспособность реализованной в законодательстве модели управления финансовым рынком, основанной на множественности регуляторов и методов регулирования, эффективно управлять рисками в условиях универсализации деятельности компаний, усложнения финансовых инструментов и «взаимопереплетения» рисков, характерных для разных видов деятельности; 

-         игнорирование в законодательстве вопросов повышения конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, схем коллективных инвестиций и эмитентов ценных бумаг; 

-         дисбаланс между требованиями законодательства и возможностью их исполнения, установление заведомо неисполнимых требований к участникам финансового рынка, непоследовательность и противоречивость системы делегирования полномочий государственной власти саморегулируемым организациям и профессиональным объединениям профессиональных участников финансового рынка, эмитентов и инвесторов; 

-         игнорирование в отечественном законодательстве новых тенденций и норм в развитии законодательства других стран, требований международных стандартов в сфере финансового рынка и сложившихся на глобальных рынках правил и обычаев делового оборота; 

-         отсутствие системы «сдержек и противовесов» при определении прав, обязанностей и ответственности органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять регулирование и надзор за различными сегментами финансового рынка.


Библиография


Нормативные акты


  1. Гражданский кодекс. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. - "Российская газета" от 8 декабря 1994 г.,  "Российская газета" от 6, 7, 8 февраля 1996 г..
  2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" с изменениями на 24 мая 1999 г. -  "Российская газета" от 28 мая 1999 г..
  3. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". - "Российская газета" от 11 марта 1999 г..
  4. Федеральный закон РФ от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)". - "Российская газета" от 29 июля 1998 г..
  5. Федеральный закон от 6 мая 1998 г. N 70-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". - "Российская газета" от 12 мая 1998 г..
  6. Постановление Правительства РФ от 21 мая 1996 г. N 625 "Об обеспечении представления интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности". - "Российская газета" от 13 июля 1996 г..
  7. Указ Президента РФ от 9 августа 1999 г. N 1022 "О внесении дополнения и изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера". - "Российская газета" от 12 августа 1999 г..
  8. Указ Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1210 "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера". - "Российская газета" от 27 августа 1996 г..
  9. Указ Президента РФ от 21 марта 1996 г. N 408 "Об утверждении Комплексной программы мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров". - "Российская газета" от 27 марта 1996 г..
  10. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 30 сентября 1999 г. N 7 "О порядке ведения учета аффилированных лиц и представления информации об аффилированных лицах акционерных обществ". - "Российская газета" от 11 ноября 1999 г..
  11. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11 августа 1998 г. N 31 "Об утверждении Положения о ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг". - "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" от 18 августа 1998 г., N 6.
  12. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 20 апреля 1998 г. N 9 "Об утверждении Положения о порядке и объеме раскрытия информации открытыми акционерными обществами при размещении акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, путем подписки и о внесении изменений и дополнений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением ФКЦБ России от 17 сентября 1996 года N 19". - "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" от 22 апреля 1998 г..
  13. Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 февраля 1997 г. N 8 "Об утверждении Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций и внесении изменений в Стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 сентября 1996 года N 19". - Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, 15 февраля 1997 г., N 2.
  14. Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 28 ноября 2000 г. N ИК-07/6364 "О сроках хранения бюллетеней для голосования на общих собраниях акционеров акционерных обществ". - "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" от 4 декабря 2000 г., N 11.
  15. Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июня 2000 г. N ИК-07/2861 "Об информации, содержащейся в бюллетене для голосования на общем собрании акционеров". - "Финансовая Россия" от 12 июля 2000 г., N 25.
  16. Письмо Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 17 апреля 2000 г. N ИК-04/1872 "О некоторых вопросах, связанных с размещением акций при реорганизации". - "Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг", 2000 г., N 4.
  17. Приказ Минфина РФ от 28 ноября 1996 г. N 101 "О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами". - "Экономика и жизнь", 1996, N 50.
  18. Приказ Минфина РФ от 21 марта 2000 г. N 29н "Об утверждении Методических рекомендаций по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию". -  "Нормативные акты для бухгалтера", от 6 мая 2000 г..
  19. Указание ЦБР от 8 июня 1999 г. N 571-У "О порядке оплаты долей (акций) кредитных организаций облигациями федерального займа с постоянным купонным доходом и денежными средствами". - "Вестник Банка России" от 17 июня 1999 г..

Ìàòåðèàëû ïðàêòèêè


  1. Определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2000 г. N 38-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Л.А.Межерицкой, А.А.Аксеновой, Е.П.Горбуновой и И.А.Стяговой на нарушение их конституционных прав положением абзаца шестого части одиннадцатой пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 22 апреля 1996 года "О рынке ценных бумаг". - Вестник ФКЦБ от 28 апреля 2000 г., N 4.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. N 4/2 "О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона "Об акционерных обществах". - "Российская газета" от 5 марта 1998 г..
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. N 5/3 "О внесении изменений в пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 года N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах". - "Российская газета" от 5 марта 1998 г..
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах". - "Российская газета" от 23 апреля 1997 г..
  5. Решение Верховного Суда РФ от 10 декабря 1999 г. N ГКПИ 99-815 - Текст решения размещен на сервере Верховного суда РФ в Internet (www.supcourt.ru:8000/cyrillic/dli/)
  6. Решение Верховного Суда РФ от 20 июля 1999 г. N ГКПИ 99-24 "О признании незаконной части 2 пункта 6.7 Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций в редакции, утвержденной Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 11.11.98 N 48". - "Финансовая Россия", N 46, 1999 г..
  7. Решение Верховного Суда РФ от 11 октября 2000 г. N ГКПИ 2000-1063. - Текст решения размещен на сервере Верховного суда РФ в Internet (#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Крапивин О.М. Власов В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации "Об акционеpных обществах".  М: Фонд "Правовая культуpа", 1998. С. 121.

    [2] См. подроб. Метелева Ю. Право акционера на дивиденд. - "Хозяйство и право", 1998, N 7.

    [3] См. Гражданское право. Том 1. Учебник/Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 1999. С. 303.

    [4] Метелева Ю. Право акционера на дивиденд. - "Хозяйство и право", 1998, N 7. С. 38-40.

    [5] См. Гражданское право. Том 1. Учебник/Отв. ред. Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 1999. С. 311.

    [6] См. подроб. Метелева Ю. Право акционера на дивиденд. - "Хозяйство и право", 1998, N 7.

    [7] См. Гражданское право. Учебник. Том 1./Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. -М.: Проспект, 2001. С. 233.

    [8] См. подроб. Шиткина И.С. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества. М.: Фонд "Правовая культура", 1997. С. 70.

    [9] См. Гражданское право. Учебник. Том 1./Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. -М.: Проспект, 2001. С.242.

    [10] Метелева Ю. Общее собрание акционеров: его роль и возможности влияния акционеров на принимаемые решения. - "Хозяйство и право", 1998, NN 1. С.  84.

    [11] См. Комментарий   к  ГК  РФ,   части   второй  (постатейный)/  Под  ред.   О.Н.  Садикова. М.: Юридическая фирма Контакт. - 1999.  С. 406.

    [12] Метелева Ю. Общее собрание акционеров: его роль и возможности влияния акционеров на принимаемые решения. - "Хозяйство и право", 1998, NN 2. С. 77.

    [13] См. подроб. Метелева Ю. Общее собрание акционеров: его роль и возможности влияния акционеров на принимаемые решения. - "Хозяйство и право", 1998, NN 1-2.

    [14] См. Белоусов О.В. "Акция и права акционера". - "Законодательство", 1999, N 6.

    [15] См. Комментарий к ГК РФ. Под ред. О.Н. Садикова. - М., 1996. С. 501.

    [16] См. Белоусов О.В. "Акция и права акционера". - "Законодательство", 1999, N 6.

    [17] См. Комментарий части первой ГК РФ. Под ред. В. В. Брагинского, В.В. Витрянского. - М., 1996. С. 292.

    [18] Белоусов О.В. "Акция и права акционера". - "Законодательство", 1999, N 6. С. 47.

    [19] См. подроб. Андреев В. "Аффилированные лица" - кто такие?". - "Российская юстиция", 1997, N 8.

    [20] Брагинский М.И. Витрянский В.В. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М.: Фонд "Правовая культура", 1995. С. 344-346.

    [21] См. Зинченко С., Казачанский С., Зинченко О. Акционерное законодательство: испытание практикой. -  "Хозяйство и право", 1998, N 11.

    [22] Там же.

    [23] См. Шиткина И.  Соотношение интересов различных групп акционеров и менеджеров в управлении акционерным обществом.  "Хозяйство и право", 1998, N 12.

    [24] См. Кондратов Н О некоторых особенностях практического применения Федерального закона "Об акционерных обществах". - "Хозяйство и право", 1998, NN 9, 10.

    [25] Кондратов Н О некоторых особенностях практического применения Федерального закона "Об акционерных обществах". - "Хозяйство и право", 1998, NN 9, 10.

    [26] См. Метелева Ю. Общее собрание акционеров: его роль и возможности влияния акционеров на принимаемые решения. - "Хозяйство и право", 1998, NN 1-2.

    [27] См. подроб. Лахно П. Нормативные акты акционерного общества. - "Хозяйство и право", 1997, N 10.

    [28] Там же.

    [29] Елькин С. Состав имущества акционерного общества. - "Хозяйство и право", 1997, N 6. С. 52.

    [30] См. Платонова Н. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ: некоторые проблемы нормотворчества. - "Хозяйство и право", 1997, NN 5-7.

    [31] См. Суханов Е. Акционерные общества и другие юридические лица в новом гражданском законодательстве. - "Хозяйство и право", 1997, N 1.

    [32] Харченко С.В. Правовое регулирование совершения сделок с акциями открытых акционерных обществ. - "Законодательство", N 11, ноябрь 2000 г. С. 41.

    [33] Елькин С. Состав имущества акционерного общества. - "Хозяйство и право", 1997, N 6. С. 52.

    [34] Там же. С. 54.

    [35] См. Кондратов Н О некоторых особенностях практического применения Федерального закона "Об акционерных обществах". - "Хозяйство и право", 1998, NN 9, 10.

    [36] См. Кондратов Н О некоторых особенностях практического применения Федерального закона "Об акционерных обществах". - "Хозяйство и право", 1998, NN 9, 10.

    [37] См. Ломакин Д. Право акционера на информацию. - "Хозяйство и право", 1997, N 11.


    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ