Эмиссия акций акционерным обществом
Например, в устав общества может быть внесена дополнительная запись о
том, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по
привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен в
уставе, накапливается и выплачивается впоследствии. Такое решение общего
собрания акционеров означает явное ущемление, ограничение права владельцев
таких акций. Какие-либо споры администрации общества со своими акционерами по
поводу их права требовать выкупа в связи с этим акций мало вероятны. А вот
внесение в устав общества изменений, связанных с уменьшением его уставного
капитала, может в принципе стать предметом спора: ограничиваются или не
ограничиваются при этом права акционеров, вправе ли они требовать выкупа
обществом этих акций?
Однако акционерам необходимо иметь в виду, что перечень оснований,
дающих им право требовать выкупа обществом принадлежащих им акций,
установленный пунктом 1 статьи 75 Закона, является исчерпывающим. Других
оснований у акционеров требовать от общества выкупа акций нет.
С исками о том, чтобы обязать общество выкупить акции в случаях,
предусмотренных пунктом 1 статьи 75 Закона, могут обращаться в суды владельцы
обыкновенных акций, а также владельцы привилегированных акций, но только в тех
случаях, когда они имеют право участвовать в общем собрании акционеров
общества. Общая запись о таком праве владельцев привилегированных акций сделана
в пункте 1 статьи 49 Закона, согласно которому акционеры - владельцы
привилегированных акций обладают правом голоса на общем собрании акционеров в
случаях, предусмотренных Законом и уставом общества. Подобное право акционеров
- владельцев привилегированных акций участвовать в работе общего собрания
акционеров изложено в пунктах 3 - 5 статьи 32 Закона.
Как свидетельствует обширная практика, общества часто
отказывают акционерам в их законном праве продать обществу свои акции. Так же
часто сами акционеры предъявляют к обществам не основанные на Законе требования
о выкупе их акций. В этой связи суды вынуждены часто рассматривать иски
акционеров к обществам, что и вынудило Верховный и Высший Арбитражный Cуды РФ
обратиться к этой теме.
Своим совместным Постановлением от 2 апреля 1997 г. N 4/8 (п.ХV) они
дали следующее разъяснение. На основании статьи 75 Закона акционеры - владельцы
голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих
им акций в случаях реорганизации общества, совершения крупной сделки, решение о
совершении которой принимается в соответствии с пунктом 2 статьи 79 Закона, а
также внесения изменений или дополнений в устав общества либо принятия устава в
новой редакции, ограничивающих их права, если они голосовали против принятия
соответствующего решения либо не участвовали в голосовании по этим вопросам.
Порядок и сроки выкупа акций определены статьей 76 Закона. При отказе
или уклонении общества от выкупа акций в случаях, порядке и сроки, предусмотренные
статьями 75 и 76 Закона, акционер вправе обратиться в суд с требованием обязать
общество выкупить акции.
При рассмотрении таких споров необходимо иметь в виду, что перечень
оснований, дающих акционеру право требовать выкупа обществом принадлежащих
данному акционеру акций, установленный статьей 75 Закона, является
исчерпывающим. С исками обязать общество выкупить акции в случаях,
предусмотренных указанной статьей Закона, могут обращаться владельцы
обыкновенных акций, а также владельцы привилегированных акций, если в
соответствии со статьей 32 Закона (п.3 - 5) и статьей 49 Закона (п.1) они имеют
право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса. В решении суда
обязать акционерное общество выкупить акции необходимо указывать количество и тип
(категорию) акций, подлежащих выкупу.
Акционеры имеют право на информацию о деятельности общества. Согласно
статье 91 Закона, общество обеспечивает акционерам доступ к документам,
предусмотренным пунктом 1 статьи 89 Закона, за исключением документов
бухгалтерского учета и протоколов заседаний коллегиального исполнительного
органа общества (его правления, дирекции). К таким документам относятся:
- устав общества, изменения и дополнения, внесенные в устав общества и
зарегистрированные в установленном порядке, решение о создании общества,
свидетельство о государственной регистрации общества;
- документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его
балансе;
- внутренние документы общества, утверждаемые общим собранием акционеров и
иными органами управления общества;
- положение о филиале или представительстве общества;
- годовой финансовый отчет; - проспект эмиссии акций общества;
- документы финансовой отчетности, представляемые в соответствующие органы;
- протоколы общих собраний акционеров общества, заседаний совета директоров
(наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества;
- списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категории (типа)
принадлежащих им акций;
- заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества,
государственных и муниципальных органов финансового контроля;
- иные документы, предусмотренные Законом об акционерных обществах, уставом
общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания
акционеров, совета директоров общества, органов управления общества, а также
документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации[19].
При этом важно отметить, что акционер вправе не просто ознакомиться с
вышеперечисленными документами. Согласно пункту 2 статьи 91 Закона, по
требованию акционера общество обязано предоставить ему за плату копии этих документов
и иных документов, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации.
Размер платы устанавливается обществом и не может превышать стоимости расходов
на изготовление копий документов и оплаты расходов, связанных с отправлением
документов по почте.
Наряду со сведениями, предоставляемыми обществом по требованию отдельных
акционеров, открытое общество обязано в соответствии со статьей 92 Закона
ежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных для всех
акционеров данного общества:
- годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков;
- проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами
Российской Федерации;
- сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном
Законом об акционерных обществах (ст.52);
- списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов)
принадлежащих им акций;
- иные сведения, определенные Комиссией по рынку ценных бумаг при Правительстве
Российской Федерации.
Общество, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им
облигаций или иных ценных бумаг обязано опубликовать информацию в объеме и
порядке, установленных Комиссией по рынку ценных бумаг. В этой связи напомним,
что, согласно пункту 62 "Стандартов эмиссии акций при учреждении
акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов
эмиссии", утвержденных Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных
бумаг от 17 сентября 1996 г. N 19, в случаях размещения ценных бумаг путем
открытой подписки эмитент (Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной
власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени
обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав,
закрепленных этими бумагами.) обязан опубликовать сообщение о порядке раскрытия
информации (в том числе указать, где и (или) как может быть получен их проспект
эмиссии) в периодическом печатном издании тиражом не менее 50 тысяч
экземпляров.
В этом же печатном издании должно быть опубликовано сообщение о
регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг с указанием в том числе, где
и (или) как может быть получен отчет об итогах выпуска.
Акция не единственная ценная бумага, которую вправе
размещать акционерное общество. Согласно статье 33 Закона, общество вправе,
если это предусмотрено его уставом, размещать облигации и иные ценные бумаги,
предусмотренные правовыми актами Российской Федерации о ценных бумагах 16. Осуществляется
это по решению совета директоров общества, если иное не предусмотрено уставом
общества.
Безусловно, что норму, разрешающую обществу размещать на рынке ценных
бумаг облигации и иные ценные бумаги (вексель, чек, депозитный и сберегательный
сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя и др.),
целесообразно включить в устав общества, тем более что виды ценных бумаг
определены статьей 143 ГК РФ, а их обращение регламентируется соответствующими
правовыми актами.
Размещение при необходимости таких ценных бумаг позволит обществу
аккумулировать значительные дополнительные финансовые ресурсы, облегчит расчеты
с кредиторами, поставщиками, другими контрагентами общества.
Однако, по нашему мнению, решение о размещении ценных бумаг должно взять
на себя общее собрание акционеров: в дальнейшем такое решение в принципе может
иметь для общества непредвиденные последствия, в том числе и негативные.
Поэтому поручать это узкой группе лиц, какими бы опытными и квалифицированными специалистами
они ни были, вряд ли целесообразно.
Учитывая, что размещение акционерным обществом ценных бумаг - дело
выгодное, но в то же время весьма рискованное как для самого общества, так и
для владельцев его ценных бумаг, в статье 33 приводятся определенные
ограничения на занятие такого рода деятельностью.
Общество вправе выпускать облигации, обеспеченные залогом определенного
имущества общества, либо облигации под обеспечение, предоставленное обществу
для целей выпуска облигаций третьими лицами, и облигации без обеспечения. При
этом выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года
существования общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени
двух годовых балансов общества.
Облигация должна иметь номинальную стоимость, а номинальная стоимость
всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного
капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами
для цели выпуска облигаций. Выпуск обществом облигаций допускается лишь после
полной оплаты уставного капитала общества.
Особое ограничение установлено на выпуск облигаций и иных ценных бумаг,
конвертируемых в акции общества. Общество не вправе размещать такие ценные
бумаги, если количество объявленных его уставом акций общества определенных
категорий и типов меньше количества этих категорий и типов, право на
приобретение которых предоставляют такие ценные бумаги. Порядок оплаты акций и
иных ценных бумаг, размещаемых обществом, приводится в статье 34 Закона. Однако
фактически здесь речь идет о порядке оплаты акций. Что же касается порядка
оплаты ценных бумаг, выпускаемых обществом, то он определяется решением об их
эмиссии.
Определение
облигации содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральных
законах "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных
бумаг".
В соответствии со статьей 816 Гражданского кодекса
Российской Федерации облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право
ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею
срок номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента.
Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного в
ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.
В
соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона “Об акционерных
обществах” облигация удостоверяет право ее владельца требовать погашения
облигации (выплату номинальной стоимости или номинальной стоимости и процентов)
в установленные сроки.
В
соответствии со статьей 2 Федерального закона “О рынке ценных бумаг” облигация
- эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от
эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и
зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного
эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее
держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
На
основе приведенных выше определений права, закрепляемые облигацией, можно
разделить на:
а)
право на получение номинальной стоимости ценной бумаги или иного имущественного
эквивалента путем погашения облигации;
б)
право на получение зафиксированного в указанной ценной бумаге процента от ее
номинальной стоимости или иных имущественных прав (иного имущественного
эквивалента).
При
этом, существенным условием, определяющим объем указанных прав, удостоверяемых
облигацией, является
в)
срок погашения облигации и срок получения зафиксированных в ней процентов или
иных имущественных прав.
Федеральный
закон "О рынке ценных бумаг" предусматривает также возможность
закрепления облигацией
г)
иных имущественных прав ее владельца в случае, если это не противоречит
законодательству Российской Федерации[20].
Кроме того, та же статья 816 Гражданского кодекса
Российской федерации определяет, что в случаях, предусмотренных законом или
иными правовыми актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и
продажи облигаций.
Таким образом, облигация является также специфической
формой договора займа. Это означает, что к отношениям, возникающим в процессе
выпуска, обращения и погашения облигаций, могут применяться как общие нормы
гражданского права, регулирующие отношения заемщика и займодавца, так и
специальные нормы, регулирующие порядок выпуска и обращения ценных бумаг. В
указанном “двойственном” регулировании заключается основная проблематика
выпуска и обращения облигаций, некоторые вопросы из которой будут рассмотрены
автором в настоящей статье.
Право владельца облигации требовать от ее эмитента
получения номинальной стоимости облигации или иного имущественного эквивалента
(т.е. погашения облигации) является основным и обязательным правом,
закрепляемым указанной ценной бумагой. Принципиально важным моментом в этой
связи является альтернативная возможность погашения облигации неденежными
средствами (имущественным эквивалентом).
На первый взгляд может показаться, что в законодательстве
Российской Федерации указанный вопрос решается неоднозначно. Однако более
внимательный анализ показывает обратное.
Гражданский кодекс Российской Федерации прямо
предусматривает возможность такого погашения при самом определении понятия
облигации, содержащейся в статье 816.
Федеральный закон "Об акционерных обществах"
пунктом 3 статьи 33 также позволяет осуществлять погашение облигаций как в
денежной форме, так и иным имуществом в соответствии с решением об их выпуске.
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" хотя
прямо и не содержит возможность погашения облигации неденежными средствами, тем
не менее статьей 2 предусматривает возможность закрепления данной ценной
бумагой иных имущественных прав ее владельца (держателя облигации) в случае,
если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
Таким образом, все три указанных законодательных акта в
части погашения облигации не противоречат друг другу.
Законодательно закрепленной возможностью альтернативного
погашения облигации является конвертация конвертируемых облигаций в акции или
облигации других серий.
Другой законодательно предусмотренной возможностью
неденежного погашения облигаций является предоставление в собственность
владельцу жилого помещения, являющегося объектом привлечения средств,
полученных от размещения облигаций (жилищных сертификатов).
Решение о выпуске облигаций может предусматривать также
иные способы погашения, прямо не предусмотренные законодательством Российской
Федерации. На некоторых из них автор остановится подробнее при рассмотрении
вопроса об иных имущественных правах, закрепляемых облигацией. Отметим, что
отличительной особенностью неженжного способа погашения облигаций является, как
правило, предоставление владельцу возможность выбора между денежной формой
(получением номинальной стоимости) и неденежной формой (получением
имущественного эквивалента) погашения.
Другим существенным условием, определяющим объем прав,
закрепляемых облигацией, является срок погашения облигаций (срок исполнения
обязательств, вытекающих из прав, закрепляемых облигациями).
Срок погашения облигации (срок исполнения обязательства)
может быть определен календарной датой (порядком определения календарной даты)
или периодом времени (порядком определения периода времени). В этом случае в
соответствии с пунктом 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации
облигация подлежит погашению в установленные решением о выпуске ценных бумаг
календарный день или соответственно в любой момент времени в пределах периода
погашения облигации. На практике эмитенты устанавливают, как правило, срок
(дату начала и дату окончания) исполнения обязательств по облигации. Это
обусловлено, прежде всего, техническими трудностями осуществления
непосредственно самого процесса погашения ценных бумаг, связанными с
необходимостью одновременного исполнения значительного числа обязательств,
принадлежащих разным лицам. Во многих случаях эмитент, будучи не в состоянии
произвести погашение всех ценных бумаг выпуска (осуществить исполнение
обязательств) в один день, растягивает период погашения на несколько дней (на
практике с 1 до 3 месяцев). В последнем случае перед эмитентом встает задача
определения очередности погашения ценных бумаг. Указанная задача решается, как
правило, обуславливанием погашения облигаций предварительным совершением их
владельцами определенных действий, таких как, например, направление эмитенту
соответствующего заявления о погашении, и осуществлением погашения облигаций в
порядке очередности совершения владельцами ценных бумаг указанных действий (в
порядке получения эмитентом заявлений их владельцев (представителей владельцев)
о погашении облигаций).
В соответствии со статьей 315 Гражданского кодекса
Российской Федерации должник вправе исполнить обязательство до срока, если иное
не предусмотрено законом, иными правовыми актами или условиями обязательства
либо не вытекает из его существа. Однако досрочное исполнение обязательств,
связанных с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности,
допускается только в случаях, когда возможность исполнить обязательство до
срока предусмотрена законом, иными правовыми актами или условиями обязательства
либо вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства.
Такая возможность прямо предусмотрена пунктом 3 статьи 33
Федерального закона “Об акционерных обществах”, согласно которому акционерное
общество вправе обусловить возможность досрочного погашения облигаций по
желанию их владельцев. При этом в решении о выпуске облигаций должны быть
определены стоимость погашения и срок, не ранее которого они могут быть
предъявлены к досрочному погашению.
Таким образом, в случае установления возможности досрочного
погашения, оно будет представлять собой право для владельцев ценных бумаг и
обязательство для эмитента облигации.
Заметим, что независимо от установления возможности
досрочного погашения эмитент вправе приобретать у владельцев выпущенные им
облигации. Однако, учитывая требования статьи 413 Гражданского кодекса
Российской Федерации, устанавливающей достаточным условием для прекращения
обязательства совпадение должника и кредитора в одном лице, указанное
приобретение может осуществляться только для целей погашения ценных бумаг.
Прежде всего необходимо отметить, что право на получение
процента от номинальной стоимости облигации или иного имущественного
эквивалента (иных имущественных прав) не является обязательным. В случае, если
облигация не содержит права на получение зафиксированного в ней процента или
иного имущественного эквивалента (дисконтная облигация), доход по облигации
представляет собой разницу между ее номинальной стоимостью или денежным
выражением имущественного эквивалента, выплачиваемого владельцу облигации при
ее погашении, и ценой размещения (ценой приобретения) облигации.
В случае, если облигация предусматривает право владельца на
получение процента от ее номинальной стоимости или иного имущественного
эквивалента, также как при погашении облигаций, различают выплату указанного
дохода денежными средствами и получение владельцем дохода по облигации
неденежными средствами (денежный и неденежный способы выплаты дохода по
облигации).
Денежный способ выплаты дохода может предусматривать:
а)
фиксированный (не изменяющийся во времени) процент от номинальной стоимости
облигации или определенную (зафиксированную и не меняющуюся) денежную сумму
(облигации с фиксированным процентом или фиксированным доходом);
б)
переменный (изменяющийся во времени) процент от номинальной стоимости облигации
или такой порядок определения денежной суммы, при котором ее размер (размер
процента от номинальной стоимости) изменяется во времени в зависимости от
изменения одного или нескольких факторов (облигации с переменным процентом или
переменным доходом); имеет смысл только при наличии более одного доходного
(процентного) периода (доход по облигации выплачивается более одного раза)[21].
Неденежный способ выплаты дохода может предусматривать:
а)
возможность выбора межу имущественным эквивалентом и денежной формой выплаты
дохода;
б)
выплату дохода только неденежными средствами (имущественные облигации)[22].
Оба указанных способа выплаты дохода по облигации могут
предусматривать как наличие только одного доходного периода (доход по облигации
в течение периода их обращения выплачивается только один раз), так и нескольких
доходных периодов (доход по облигации выплачивается владельцам более одного
раза). При этом, срок выплаты дохода (доходный период) может приходиться на
любой момент времени (календарную дату или срок, определяемый истечением
периода времени) в течение периода обращения облигации. На практике эмитенты,
как правило, устанавливают такой порядок выплаты дохода, при котором доходный
период (срок выплаты дохода), в случае наличия одного доходного периода, или
последний доходный период, в случае наличия более одного доходного периода,
совпадают со сроком погашения облигации.
Как уже было отмечено выше, статья 2 Федерального закона “О
рынке ценных бумаг” позволяет облигации закреплять иные имущественные права
дополнительно к “стандартному” набору прав, состоящему из права на получение
номинальной стоимости ценной бумаги (погашение облигации) и зафиксированного в
ней дохода, в случае, если эти “иные” права не противоречат законодательству
Российской Федерации.
Такие иные дополнительные имущественные права, как правило,
заключаются в возможности получения облигационером услуг (товаров, продукции),
оказываемых (предоставляемых) эмитентом облигации без взимания за них
соответствующей платы, по льготной цене (тарифу) или с другими преимуществами
для владельца облигации по сравнению с прочими получателями услуг (товаров,
продукции).
Заметим, что иные “дополнительные” имущественные права
могут быть как действительно дополнением к стандартному набору прав, так и
альтернативным правом, предоставляемым взамен права на получение номинальной
стоимости или права на получение зафиксированного в облигации дохода, либо
указанных прав вместе.
Основная проблема, с которой так или иначе сталкиваются
эмитенты облигаций, предусматривающих иные имущественные права, заключается в
том, что оказываемая услуга изначально может быть предоставлена не всем
владельцам облигаций, а только тем, которые отвечают определенным требованиям,
устанавливаемым эмитентом самостоятельно, и только тем из таких владельцев,
которые изъявят желание получить соответствующую услугу от эмитента. Учитывая,
что эмитент не вправе ограничивать обращение облигации на вторичном рынке, ее
владельцем может стать, в том числе, лицо, не отвечающее требованиям эмитента,
предъявляемым им для получателя услуги, эмитент облигации вынужден
предусматривать иные, альтернативные возможности (способы) погашения ценной
бумаги.
Рассмотрим некоторые правовые вопросы, связанные с
регистрацией выпуска ценных бумаг при учреждении акционерного общества.
Обязательность и необходимость государственной регистрации
выпуска ценных бумаг
Чем
обусловлена данная проблема?
Во-первых, обязательность государственной регистрации
выпуска акций акционерного общества закреплена законодательно. В ранее
действовавшем Положении о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в
РСФСР, утвержденном постановлением Правительства РСФСР от 28.12.91 № 78 (далее
— Положение), была закреплена обязательность государственной регистрации
выпуска акций акционерного общества. Так, в соответствии с пп. 7 и 8 Положения,
ценные бумаги допускались к обращению на территории Российской Федерации только
при условии их государственной регистрации в Министерстве экономики и финансов
РСФСР. В настоящее время требования о государственной регистрации выпуска
ценных бумаг нашли свое отражение в Федеральном законе “О рынке ценных бумаг”.
В соответствии с абзацем седьмым ст. 18 этого закона
эмиссионные ценные бумаги, выпуск которых не прошел государственную
регистрацию, не подлежат размещению. Данное требование также закреплено в
абзаце первом ст. 24 закона: “эмитент имеет право начинать размещение
выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска”.
Во-вторых, в соответствии с нормативными актами ФКЦБ России
и ее региональные отделения наделены правом обращения в суд с иском о
ликвидации юридического лица, нарушившего требования законодательства
Российской Федерации о ценных бумагах, и о применении к нарушителям санкций,
установленных законодательством Российской Федерации (п. 19 ст. 42 Федерального
закона “О рынке ценных бумаг”). Данное право было, к примеру, реализовано
Челябинским региональным отделением ФКЦБ России, которое обратилось с иском в
арбитражный суд о ликвидации юридического лица в связи с тем, что не была
осуществлена регистрация выпуска ценных бумаг акционерного общества. Дело рассматривалось
в первой, апелляционной и кассационной инстанциях. В мотивировочной части
постановления федерального арбитражного суда Уральского округа (кассационная
инстанция) было указано, что выпуск и размещение акций акционерного общества,
созданного в июне 1996 г., подлежали обязательной государственной регистрации в
соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг”. Согласно п. 2 ст. 61
ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае
осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или
иного правового акта. Суд счел, что действия, связанные с размещением уставного
капитала в незарегистрированные акции, необходимо квалифицировать как
совершенные с грубым нарушением законодательства Российской Федерации о ценных
бумагах, что служит основанием для ликвидации юридического лица.
Таким образом, регистрация выпуска ценных бумаг является
необходимой и обязательной. Вместе с тем норм, запрещающих государственную
регистрацию выпуска акций акционерных обществ, размещение которых произведено
до выхода Федерального закона “О рынке ценных бумаг” и государственная
регистрация которых не осуществлена, законодательство не содержит.
В-третьих, сформировалась судебная практика по вопросам
выпуска и обращения ценных бумаг. В частности, в Обзоре практики разрешения
споров, связанных с размещением и обращением акций, приведенном в
Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда от 21.04.98 № 33,
указано, что сделка по договору купли-продажи акций, совершенная до регистрации
решения о выпуске акций, признается судом недействительной (ничтожной). Таким
образом, можно сделать вывод, что если в акционерном обществе происходила смена
участников путем заключения гражданско-правовых договоров, связанных с
отчуждением ценных бумаг, и выпуск этих ценных бумаг не прошел государственную
регистрацию, то участники акционерного общества могут понести убытки вследствие
признания недействительными таких сделок судом.
Соотношение правовых норм, регулирующих непосредственно
государственную регистрацию акционерного общества как юридического лица, и
норм, регулирующих государственную регистрацию выпуска ценных бумаг[23].
В соответствии со ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит
государственной регистрации в органах юстиции и считается созданным с момента
его государственной регистрации. В настоящее время закон о государственной
регистрации юридических лиц не принят и регистрация осуществляется в
соответствии с Положением о порядке государственной регистрации субъектов
предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента Российской
Федерации от 08.07.94 № 1482 (далее — Положение о государственной регистрации).
Данное Положение о государственной регистрации не распространяется на
регистрацию коммерческих организаций, особый порядок регистрации которых
определен законодательными актами Российской Федерации, а также предприятий,
создаваемых в процессе приватизации. В частности, существует иной порядок
государственной регистрации кредитных организаций и предприятий с иностранными
инвестициями.
Одним из признаков юридического лица в соответствии со ст.
48 ГК РФ является наличие в собственности, хозяйственном ведении или
оперативном управлении обособленного имущества. При учреждении акционерного
общества его имущество состоит из вкладов учредителей, внесенных в уставный
капитал. В соответствии со ст. 99 ГК РФ уставный капитал акционерного общества
составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных
акционерами. Таким образом, уставный капитал общества формируется путем
заключения гражданско-правовых договоров по приобретению акционерами общества
акций в обмен на вклады, вносимые в уставный капитал, или, другими словами,
путем размещения акционерным обществом своих акций.
Определение термина “размещение ценных бумаг” дано в ст. 2
Федерального закона “О рынке ценных бумаг”, в котором под размещением ценных
бумаг понимается “отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым
владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок”. Как уже говорилось
выше, размещение ценных бумаг акционерного общества без государственной
регистрации выпуска не допускается.
В соответствии с п. 1 Положения о государственной
регистрации при подаче документов на государственную регистрацию должен быть
представлен документ, подтверждающий оплату не менее 50% уставного капитала
общества, указанного в решении о его создании. Таким образом, до государственной
регистрации юридического лица необходимо провести размещение, как минимум, 50%
акций среди акционеров общества, выпуск которых уже прошел государственную
регистрацию. Однако данное требование не имеет в настоящий момент нормативного
закрепления, и государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется
после государственной регистрации общества. Из-за такой правовой
неурегулированности часто возникает ситуация, когда общество внесено в
государственный реестр юридических лиц, а в государственной регистрации выпуска
ценных бумаг отказано.
Несоответствие действующих правовых норм целесообразно
устранить при разработке закона о государственной регистрации юридических лиц.
В качестве одного из вариантов регулирования данной проблемы можно использовать
практику, сформировавшуюся при государственной регистрации выпуска акций
кредитных организаций. Так, в соответствии сп. 11.6 инструкции Банка России от
17.09.96 № 8 “О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными
организациями на территории Российской Федерации” (с изменениями и
дополнениями) регистрация первого выпуска акций кредитной организации,
осуществляемая при создании кредитной организации путем учреждения или
реорганизации, проводится одновременно с регистрацией кредитной организации в
форме акционерного общества.
Освещаемые ниже вопросы не затрагивают процедуру
регистрации выпуска ценных бумаг кредитных организаций и акционерных обществ,
созданных в процессе приватизации.
Процедура эмиссии акций акционерного общества при
учреждении регулируется Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” и
Стандартами эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных
акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденными постановлением ФКЦБ
России от 11.11.98 № 47 (далее — Стандарты).
Процедура эмиссии акций акционерного общества состоит из
нескольких этапов, а именно: принятие решения о размещении ценных бумаг;
принятие решения о выпуске ценных бумаг; государственная регистрация выпуска
ценных бумаг; изготовление сертификатов ценных бумаг (в случае их документарной
формы выпуска); непосредственно размещение ценных бумаг; регистрация отчета об
итогах выпуска.
Решение о размещении ценных бумаг. Понятие “решение о
размещении ценных бумаг” определено в последнем абзаце п. 1.2 Стандартов, в соответствии
с которым решение об учреждении акционерного общества является одним из видов
решения о размещении ценных бумаг. Обратившись к ст. 98 ГК РФ и ст. 9
Федерального закона “Об акционерных обществах”, можно сделать вывод, что
решение об учреждении общества должно содержать:
-
результаты голосования и принятые акционерами решения по вопросам учреждения
акционерного общества;
-
решение об утверждении устава общества;
-
решение об избрании органов управления акционерного общества;
-
решение об утверждении размера уставного капитала общества;
-
определение категории выпускаемых акций и порядка их размещения;
-
утверждение денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав,
имеющих денежную оценку, вносимых учредителями в оплату акций акционерного
общества. В соответствии со ст. 34 Федерального закона “Об акционерных
обществах” акции и иные ценные бумаги общества, которые оплачиваются
неденежными средствами, должны быть оплачены при их приобретении в полном
размере, если иное не установлено договором о создании общества при его
учреждении. Одновременно указывается, что если номинальная стоимость акций,
приобретаемых за счет оплаты неденежными средствами, составляет более двухсот
установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, то
необходима оценка этого имущества независимым оценщиком (аудитором). При этом
учредители общества должны утвердить решение независимого оценщика[24].
Решение о выпуске ценных бумаг. В соответствии с п. 7.2
Стандартов решение о выпуске ценных бумаг составляется на основании решения о
размещении ценных бумаг. В соответствии со ст. 25 Закона “Об акционерных
обществах” ценные бумаги при учреждении общества должны быть размещены среди
учредителей или, иными словами, среди заранее определенного круга лиц.
Утверждение решения о выпуске в соответствии с п. 7.1 Стандартов осуществляется
советом директоров. Однако это не устанавливает ограничений для утверждения
решения о выпуске ценных бумаг общим собранием акционеров. Стандарты не
содержат порядка государственной регистрации выпуска ценных бумаг, который
осуществлялся до вступления в силу Закона “О рынке ценных бумаг” и утверждения
Стандартов. Также в п. 7.3 Стандартов указывается, что решение о выпуске ценных
бумаг должно быть утверждено не позднее шести месяцев с момента принятия
решения о размещении. Если прошло более шести месяцев, то необходимо повторное
утверждение данного решения.
При реализации этой нормы на практике часто складывается
следующая ситуация: решение о размещении акций принято при учреждении общества,
государственная регистрация выпуска акций не осуществлялась. Далее в обществе
происходит неоднократная смена участников. На каком-то этапе деятельности
общества встает вопрос о необходимости государственной регистрации выпуска
акций. Решение о выпуске акций повторно утверждает новый состав участников,
который не принимал решения о размещении акций и среди которых акции не
размещались. В данном случае легитимность повторного утверждения решения о
выпуске ценных бумаг становится сомнительной в силу возможного признания
недействительности сделок по приобретению акций новыми участниками, о чем уже
говорилось ранее.
Регистрация выпуска ценных бумаг. При рассмотрении этого
этапа следует остановиться на следующих моментах.
Во-первых, в соответствии с распоряжением Федеральной
комиссии по рынку ценных бумаг от 28.05.97 № 268-р “Об утверждении Перечня
регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков
ценных бумаг на территории Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)
государственную регистрацию выпуска ценных бумаг на территории Российской
Федерации осуществляют Минфин России, Банк России, ФКЦБ России и региональные
отделения ФКЦБ России. Список эмитентов, которые представляют документы для
государственной регистрации выпусков ценных бумаг в ФКЦБ России, установлен
Распоряжением ФКЦБ России от 26.02.97 № 60-р (с изменениями и дополнениями).
Во-вторых, если при учреждении акционерного общества акции
размещаются среди более пятисот учредителей или сумма выпуска превышает
пятьдесят тысяч минимальных размеров оплаты труда, то вместе с решением о
выпуске акций требуется государственная регистрация проспекта эмиссии (п. 8.1
Стандартов). Проспект эмиссии утверждается уполномоченными органами
акционерного общества (общим собранием акционеров или советом директоров).
В-третьих, в соответствии с п. 9.12 Стандартов в случае
размещения именных ценных бумаг в регистрирующий орган представляется копия
договора (договоров) о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг,
заключенного эмитентом с регистратором, или документ, подтверждающий
обстоятельства, освобождающие эмитента от заключения такого договора.
Требования об обязательной передаче ведения реестра независимому регистратору
определены в п. 3 ст. 44 Закона “Об акционерных обществах” и в ст. 8 Закона “О
рынке ценных бумаг”. Так, Закон “Об акционерных обществах” предписывает поручить
ведение и хранение реестра независимому регистратору в случае наличия более
пятисот владельцев обыкновенных акций. Речь идет именно о владельцах
обыкновенных акций. В Законе “О рынке ценных бумаг” заложено несколько иное
требование, которое заключается в необходимости передачи ведения реестра
независимому регистратору, если число владельцев превышает 500, при этом не
уточняется, владельцы каких акций имеются в виду. Таким образом, требования
Закона “О рынке ценных бумаг” несколько сужают требования Закона “Об
акционерных обществах”. В связи с тем, что Закон “О рынке ценных бумаг” вступил
в силу позже Закона “Об акционерных обществах”, представляется необходимым
руководствоваться нормами, изложенными в Законе “О рынке ценных бумаг”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|